Муниципальное частное партнерство

СУТЬ ПРАКТИКИ

Муниципально-частное партнерство представляет собой совокупность форм и механизмов средне- и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между муниципальным образованием, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов на территории муниципального образования.

Реализация проектов муниципально-частного партнерства решает следующие задачи:

  • привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу муниципального образования;
  • обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Участие в муниципально-частном партнерстве, как правило, осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) и (или) эксплуатации следующих объектов:

  • транспортной инфраструктуры и транспорта общего пользования;
  • системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда на территории муниципального образования;
  • объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;
  • объектов подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций муниципальной собственности;
  • объектов, используемых для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе муниципального здравоохранения;
  • объектов образования, воспитания, культуры и иных объектов социально-культурного и социально-бытового обслуживания;
  • объектов, используемых для осуществления туризма, рекреации и спорта.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Муниципальные образования Нижегородской области

В настоящее время 20 муниципальных образований Нижегородской области утвердили положения о муниципально-частном партнерстве.

В качестве примера можно привести Постановление администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от 22 ноября 2011 года № 512 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве в Краснооктябрьском муниципальном районе» (http://kro.omsu-nnov.ru/?id=20514).

Основной формой участия Краснооктябрьского муниципального района в муниципально-частном партнерстве является предоставление частному партнеру земельного участка, а также иного недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Краснооктябрьского муниципального района, для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, на условиях, определенных в соглашении.

Основными формами муниципально-частного партнерства являются:

  • финансирование части расходов на реализацию социальных программ, инвестиционных проектов;
  • предоставление имущества в пользование.

Муниципальная поддержка муниципально-частного партнерства в Краснооктябрьском муниципальном районе осуществляется в следующих формах:

  • предоставление субсидий;
  • установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности Краснооктябрьского муниципального района;
  • предоставление муниципальных гарантий.

Объектом соглашения могут являться:

  • транспорт и дорожная инфраструктура;
  • система коммунальной инфраструктуры, объекты благоустройства;
  • объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
  • объекты образования, культуры, спорта, туризма, социального обслуживания, иные объекты социально-культурного назначения;
  • объекты торговли, бытового обслуживания и общественного питания;
  • объекты производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции.

Мероприятия по реализации проектов муниципально-частного партнерства включаются также в программные документы развития инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях. Так, в муниципальной целевой программе «Развитие туризма на территории Нижнего Новгорода в 2012–2016 годах» (утверждена постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 8 июня 2012 года № 2290) предусмотрено проведение девяти мероприятий с использованием механизмов муниципально-частного партнерства. При этом некоторые из мероприятий (например, строительство и реконструкция гостиничных комплексов, создание музейно-туристских кластеров) разбиты на несколько проектов муниципально-частного партнерства, предусматривающих значительные инвестиции.

В муниципальных образованиях Нижегородской области в настоящее время уже реализован ряд проектов на основе муниципально-частного партнерства, в том числе:

1) строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном ТБО в Городецком муниципальном районе. Комплекс рассчитан на 100 тыс. тонн ТБО в год. Комплекс обслуживает Борский, Городецкий, Семеновский, Ковернинский, Сокольский, левобережные части Лысковского и Воротынского муниципальных районов с населением 270 тыс. человек;

2) строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном ТБО в Балахнинском муниципальном районе;

3) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Краснобаковском муниципальном районе (http://p3week.ru/proekty/sotsialnaya-infrastruktura/10-pages/148-fok-v-krasnobakovskom-rajone);

4) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Лукояновском муниципальном районе;

5) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Павловском муниципальном районе.

Данные проекты реализованы на основе концессионных соглашений о создании и эксплуатации объектов (инвестор выбирался на конкурсной основе).

Город Ставрополь Ставропольского края

Решением Ставропольской городской думы от 16 мая 2012 года № 213 было утверждено «Положение о муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании городе Ставрополе» (stavadm.ru/administration-office/econom_razvitie/MCHP.docx).

Настоящее Положение определяет:

  • правовые и организационные основы правового регулирования;
  • цели, задачи, принципы, формы и условия участия города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве.

1. Участие города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве осуществляется в следующих формах:

1) имущественное участие города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве:

  • предоставление в аренду частному партнеру находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться;
  • передача частному партнеру в доверительное управление, владение и (или) пользование иного недвижимого и (или) движимого муниципального имущества либо принадлежащих городу Ставрополю имущественных (неимущественных) прав;

2) финансовое участие города Ставрополя в муниципально-частном партнерстве:

  • предоставление частному партнеру бюджетных инвестиций в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитальных вложений на условиях софинансирования с частным партнером в случае, если это предусмотрено муниципальной целевой программой города Ставрополя и (или) адресной инвестиционной программой города Ставрополя на соответствующий год;
  • предоставление частному партнеру субсидии за счет средств бюджета города;

3) предоставление муниципальной поддержки частным партнерам:

  • предоставление льгот по местным налогам;
  • предоставление льгот по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, и (или) за иное муниципальное недвижимое и (или) движимое имущество.

Первыми результатами муниципально-частного партнерства в Ставрополе стали создание зоны отдыха и строительство детского сада. При этом доля вложений частных партнеров превысила инвестиции муниципалитета.

Администрацией города Ставрополя был разработан ряд новых инвестиционных проектов на основе муниципально-частного партнерства. К ним относится строительство образовательных учреждений, многофункционального молодежного культурно-досугового центра в центральной части города, объектов спортивной инфраструктуры, роботизированных многоуровневых парковок, организация платных парковочных мест вдоль городских улиц.

Примером крупных реализуемых в настоящее время проектов на принципах муниципально-частного партнерства является создание индустриального парка – фармкластера на Старомарьевском шоссе.

Городской округ город Тверь Тверской области

В последние годы муниципальные образования начали принимать положения, регулирующие свое участие в проектах муниципально-частного партнерства. В качестве примеров можно привести Положение о муниципально-частном партнерстве на территории муниципального образования городской округ город Тверь, утвержденное решением Тверской городской думы от 26 марта 2014 года № 116.

В соответствии с данным положением участие города Твери в проектах муниципально-частного партнерства осуществляется на основании соглашения в соответствии с законодательством в следующих формах:

  • имущественное участие;
  • финансовое участие;
  • участие нематериального характера.

Способами имущественного участия являются:

1) предоставление частному партнеру на определенном соглашением праве земельных участков, находящихся в собственности города Твери, необходимых для реализации проектов муниципально-частного партнерства, в соответствии с законодательством;

2) предоставление частному партнеру на определенном соглашением праве иного недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в собственности города Твери, необходимого для реализации проектов муниципально-частного партнерства, в соответствии с законодательством.

Способами финансового участия являются:

1) осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Твери в соответствии с бюджетным законодательством;

2) предоставление субсидий из бюджета города Твери частному партнеру в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с бюджетным законодательством.

Способами участия нематериального характера являются:

1) предоставление частному партнеру определенных соглашением принадлежащих городу Твери исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в целях предоставления частным партнером в порядке и на условиях, определенных соглашением, товаров, работ или услуг потребителям с использованием объекта соглашения;

2) оказание частным партнерам информационной и методической поддержки.

Город Грозный Чеченской Республики

В городе Грозном Положение об участии города Грозного в проектах муниципально-частного партнерства утверждено постановлением мэрии города Грозного Чеченской Республики от 14 февраля 2011 года №12 (размещено на официальном интернет-сайте мэрии города Грозного (http://www.grozmer.ru/) в разделе «Документы»).

В соответствии с Положением:

1) город Грозный на условиях соглашения о муниципально-частном партнерстве и в соответствии с действующим законодательством вправе участвовать в реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве за счет средств бюджета путем использования следующих инструментов:

  • бюджетные ассигнования для проведения работ по подготовке конкурса на заключение соглашения о муниципально-частном партнерстве;
  • муниципальные гарантии по займам, привлекаемым частным партнером для исполнения соглашения о муниципально-частном партнерстве;
  • субсидии (компенсации) частному партнеру по исполнению обязательств, определяемых в соглашении о муниципально-частном партнерстве;
  • выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование деятельности партнера из средств бюджета г. Грозного, связанных с выполнением частным партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;
  • выкуп результатов деятельности частного партнера, связанных с обеспечением минимального дохода от деятельности частного партнера по эксплуатации объекта соглашения.

Комсомольский район Ивановской области

Положение о муниципально-частном партнерстве в Комсомольском муниципальном районе утверждено решением Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области от 10 июня 2011 года № 117 (http://www.regionz.ru/index.php?ds=1299703).

Муниципальный район на условиях соглашений о муниципально-частном партнерстве и в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами муниципального района вправе участвовать в реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве за счет средств местного бюджета путем использования следующих инструментов:

1) финансирование работ по подготовке конкурса на заключение соглашения о муниципально-частном партнерстве;

2) государственные гарантии по займам, привлекаемым партнером для исполнения соглашения о муниципально-частном партнерстве;

3) субсидии партнеру по исполнению обязательств муниципального района, возникающих вследствие решений об экономическом регулировании деятельности партнера, реализации им мер социальной поддержки потребителей, определяемых в соглашении о муниципально-частном партнерстве;

4) выкуп результатов деятельности партнера или софинансирование деятельности партнера из средств местного бюджета, связанных с выполнением им обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;

5) выкуп результатов деятельности партнера, связанных с обеспечением минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта;

6) оплата по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров (работ, услуг), предусмотренного соглашением о муниципально-частном партнерстве и произведенного партнером;

7) компенсация партнеру условий минимального трафика или минимального объема потребления согласно условиям соглашения в случае, если эти условия не могут быть выполнены иным путем.

Муниципально-частное партнерство

Проводимые в Российской Федерации реформы привели к кардинальным структурным преобразованиям как в экономике страны в целом, так и в отдельных ее отраслях. При этом многие отрасли испытывают острый дефицит инвестиций для реализации необходимых проектов по развитию и модернизации инфраструктурных объектов, а также недостаток эффективных управленческих ресурсов и технологий в рыночных условиях.

Неоспорим тот факт, что при модернизации и развитии инфраструктуры в условиях финансовых ограничений муниципально-частное партнерство (МЧП) является одним из наиболее эффективных механизмов решения разнообразных сложных проблем, возникающих в различных отраслях экономики.

По своей сути партнерство муниципального и частного секторов означает такую форму сотрудничества в целях реализации крупных инвестиционных проектов, благодаря которой ресурсы и возможности каждого из партнеров сводятся воедино. Это обеспечивает рациональное и сбалансированное со всех точек зрения распределение рисков и обязанностей между ними.

Целями привлечения частного бизнеса должны стать ускорение модернизации экономики, развитие инфраструктуры, быстрейшее внедрение новых технологий и в конечном итоге улучшение качества услуг при снижении их стоимости.

Термин «муниципально-частное партнерство» получил официальное признание совсем недавно, после принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ, устанавливающего порядок организации государственно-частного партнерства (ГЧП) и МЧП. Целями такого партнерства согласно Закону являются привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности и повышение качества товаров, работ и услуг. Следует иметь в виду, что любое, даже самое крупное предприятие независимо от его общегосударственной значимости находится на территории конкретного муниципального образования, встроено в городскую среду и функционирует в ней.

Муниципально-частное партнерство — это совместное и взаимовыгодное участие муниципальной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития территории. Взаимодействие муниципальной власти и бизнеса может осуществляться по многим направлениям развития инфраструктуры муниципальных образований — инженерным, транспортным, социальным.

Совет по национальной конкурентоспособности предлагает следующую классификацию договоров ГЧП И МЧП.

  • 1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике формами ГЧП и МЧП считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных
  • (муниципальных) нужд, оказание технической помощи. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом являются для частного предпринимателя весьма привлекательным бизнесом, так как помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.
  • 2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях частному партнеру передают государственное или муниципальное имущество во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договоры аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
  • 3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Существующие научные и законодательные трактовки концессии как экономической категории весьма разнообразны, но можно выделить ряд ее существенных характерных признаков.

К публично-правовым признакам концессионных соглашений относится фиксирование в них публичных интересов, выразителем и представителем которых является государство. Частный партнер государства по концессионному соглашению (концессионер) обязан подчиняться требованиям публичных интересов, т.е. обеспечивать бесперебойность оказания услуг, недискриминацию пользователей аналогичных категорий, общедоступность услуг, равенство тарифов за одинаковые услуги. Обстоятельства, ставящие под угрозу или причиняющие ущерб публичному интересу, могут быть законным основанием для принятия мер, не предусмотренных соглашением. С целью защиты публичного интереса в концессионном соглашении могут быть предусмотрены определенные односторонние права и преимущества органа публичной власти перед концессионером.

Известно, что концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных

инвестиций и высококвалифицированное управление. Различают по меньшей мере три вида концессий:

  • • концессия на уже существующие объекты инфраструктуры;
  • • концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов;
  • • передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

В рамках этих групп возможны варианты концессионных отношений, основанные на различном сочетании правомочий собственности между государством и частными концессионерами, а также видов и границ конкретной предпринимательской и инвестиционной деятельности последних (сооружение, эксплуатация, управление и пр.).

Со своей стороны муниципальная власть способствует адаптации предприятий к местным условиям. Она содействует им в получении земельных участков, доступе к местным природным ресурсам, подсоединении к инженерным и транспортным коммуникациям, выкупе муниципальных нежилых помещений, обеспечивает максимальное снижение бюрократических преград и упрощает процедуру получения разрешительной и согласовывающей документации и т.д.

Большие перспективы имеет такая форма МЧП, как передача муниципальных имущественных комплексов, особенно в капиталоемких сферах наподобие водо-, теплоснабжения и др., в управление (аренда или концессия) частным организациям, которые готовы вложить свои средства в модернизацию этих комплексов и получать прибыль за счет экономии ресурсов. При этом сами имущественные комплексы остаются в муниципальной собственности. Такие соглашения могут заключаться на длительные сроки. Однако в целом практика использования механизмов МЧП для решения городских проблем в России находится в стадии становления.

МЧП как форма взаимодействия местной власти, местного бизнеса и внешних инвесторов развивается и позволяет осваивать технологии МЧП, сделать его взаимовыгодным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *