Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Проблемы неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие которых связано со сферой сельскохозяйственного производства. К землям сельскохозяйственного назначения относятся все земли, основным целевым назначением которых является их использование в сельском хозяйстве. В соответствии со ст. 47 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Одной из главных характеристик земель сельскохозяйственного назначения является их почвенная характеристика.

Огромное количество земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, не используются по назначению. Одна из причин этого заключается в том, что данные земли находятся в частной собственности.

В период приватизации земельные наделы колхозов и совхозов были скуплены инициативными людьми. Земельный налог составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая столь невысокую налоговую ставку, данные земли используются как долгосрочный вклад, а не по назначению.

В результате земли сельскохозяйственного назначения зарастают бурьяном, древесно–кустарниковой растительностью на протяжении нескольких лет, постепенно становятся непригодными к использованию. Продавать их по кадастровой стоимости нецелесообразно. Арендовать такие земли так же невыгодно, ибо арендатор становится слишком зависимым от решений собственника земли. От такого положения дел страдает сельское хозяйство.

Надзорные государственные органы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения выявляют нарушения земельного законодательства с учетом критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ».

Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В настоящее время имеется спрос на землю для индивидуальной жилой застройки (ИЖС), но, как правило, он может быть удовлетворён в основном только за счёт земель сельскохозяйственного назначения, расположение которых позволяет осуществить перевод в земли населенных пунктов. Одним из условий перевода земель в ИЖС является включение участка в границы населенного пункта в порядке утверждения или изменения генерального плана.

Таким образом, все большие площади сельскохозяйственных угодий выбывают из оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Специалистами Управления, одновременно по должности являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель, проводятся проверки соблюдения земельного законодательства в отношении правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Тверской области.

В 2012 году на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 84 нарушения законодательства, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, а именно: использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а также неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Информация по данным нарушениям ежеквартально направляется в Управление Федеральной налоговой службы Тверской области для учета в работе по налогообложению правообладателей по повышенной ставке. На виновных лиц наложены административные штрафы на общую сумму 448,5 тыс. руб.

Начальник отдела государственного земельного надзора И.Н.Голубева

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Стариков А.С. 1 Самарина В.П. 1 1 Старооскольский технологический институт (филиал) Национального технологического университета «МИСиС» В данной статье рассматриваются основные проблемы нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Среди них: проблемы сохранения земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства — деградация почв, ухудшение состояния почв, снижение плодородия почв; а также сокращение площади сельскохозяйственных угодий. Прослежены динамики изменения структуры земельного фонда и площади земель фонда перераспределения с 1990 года до 2010 года. В данной статье земельные ресурсы представляются, как вечное средство производства, т.к., в отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли способна увеличивается при правильном обращении с ней и рациональном ее использовании. 115 KB Земельные ресурсы земли сельскохозяйственного назначения деградация земель нерациональное использование земель сохранение земельно-ресурсного потенциала состояние почв сокращение площади земельного фонда. 1. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году», Москва, 2011. — Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www.rosreestr.ru). 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. — Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www.consultant.ru/). 3. Медведева О. Е. Проблемы устойчивого землепользования в России. — М.: Изд-во Института устойчивого развития, 2009. — 104 с. 4. Самарина В. П. Анализ проблем регионального развития применительно к типам регионов // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 42 (177). — С. 13-20. 5. Хлопцов Д. М. Сравнительный анализ земельного фонда и земельного оборота в России и Германии // Научная редакция «Экономика». — 2009. — С. 151-153. В отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли способна увеличиваться при правильном обращении с ней и рациональном ее использовании. Вследствие этого земля представляет собой практически вечное средство производства. Однако земли могут выходить из сельскохозяйственного оборота, истощаться, деградировать качественно и количественно. В настоящее время проблемы эффективного социально-экономического использования природных ресурсов стоят перед современным российским обществом особенно остро.

После распада Советского Союза в 1991 г. структура земельного фонда страны существенно преобразилась (табл. 1). Так, площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась практически на треть . Также сократилась и доля этих земель в структуре земельного фонда (с 37,3 % в 1990 г. до 23,6 % в 2007 г.). Обращает на себя внимание и тот факт, что только за последние три года (с 2007 по 2010 г.) площадь таких земель сократилась на 10 млн га.

Таблица 1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель

Категории земель

1990 год

2007 год

2010 год

млн га

%

млн га

%

млн га

%

РФ в целом

1707,4

100,0

1709,8

100,0

1709,8

100,0

Земли с/х назначения

637,7

37,3

403,2

23,6

393,4

23,0

Земли населенных пунктов

7,5

0,4

19,2

1,1

19,6

1,2

Земли промышленности и иного несельскохозяйственного назначения

15,5

0,9

16,7

1,0

16,8

1,0

Земли лесного фонда

895,0

52,4

1105,0

64,6

1115,8

65,3

Земли особо охраняемых природных территорий

17,4

1,0

34,4

2,0

34,9

2,0

Земли водного фонда

4,0

0,2

27,9

1,6

28,0

1,6

Земли запаса

130,3

7,6

103,4

6,0

101,3

5,9

Подобная тенденция соответствует общемировым процессам глобализации и урбанизации . Рост городов, численности городского населения, увеличение промышленного производства приводят к увеличению общей площади земель населенных пунктов, промышленных и иных.

Кроме того, положительной тенденцией мы считаем увеличение в РФ земель особо охраняемых природных территорий с 17,4 млн га в 1990 году до 34,9 млн га в 2010 году, а также увеличение земель лесного фонда с 895,0 млн га в 1990 г. до 1115,8 млн га в 2010 г.

Качество и высокая продуктивность, сложившаяся инфраструктура и культура производства, отраслевая структура центральных и южных регионов России предопределили ведущее место земель сельскохозяйственного назначения как ресурса производства.

Согласно Земельному кодексу РФ, «землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей» . Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

На 1 января 2011 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 393,4 млн га (рис. 1). К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.

Рис. 1. Изменение площади земель фонда перераспределения, сельскохозяйственных угодий в его составе, в том числе пашни (тыс. га)

В состав категории земель сельскохозяйственного назначения вошли земельные участки сельскохозяйственного назначения, ранее переданные в ведение сельских администраций и расположенные за границами населенных пунктов. С целью перераспределения земель на первом этапе земельной реформы эти земли были изъяты у реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий для предоставления их гражданам.

В общую площадь категории земель вошли площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными), собственники которых использовали земли, не вступая в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами и без оформления права собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли. Также отражены площади, занятые земельными участками сельскохозяйственного назначения, в установленном порядке оформленные гражданами в собственность в счет земельной доли (или другом праве на землю), но без определения в документах на землю вида использования.

В целях перераспределения земель земельные участки, не предоставленные заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства, но предназначенные для нужд сельского хозяйства, включались, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, в фонд перераспределения земель для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения являлось решение исполнительного органа власти о включении в него земель сельскохозяйственного назначения в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию. Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

Кроме этого, в фонд перераспределения по решению компетентных органов власти включались неиспользуемые земли, находившиеся на день введения в действие нового Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель в категории земель запаса.

Одним из первостепенных принципов использования сельскохозяйственных земель является принцип их рационального использования. Представляя собой единое эколого-экономическое понятие, рациональное использование земли связывает воедино достижение необходимого эффекта, получаемого от хозяйственной эксплуатации земли при минимальных затратах, с одновременным сохранением и улучшением земли в процессе ее использования.

Необходимым условием рационального использования земель является повышение эффективности их использования в сельскохозяйственном производстве. Оно диктуется двумя группами факторов: экономическими и экологическими. Все эти факторы взаимно обусловлены и тесно связаны друг с другом.

Нерациональное использование привело к сокращению продуктивных земель, снижению их плодородия и уменьшению производства сельскохозяйственной продукции, ухудшению экологической обстановки. Земельные угодья продолжают выходить из хозяйственного оборота, деградирует почвенное плодородие, оно уже не является лимитирующим фактором производства.

В стране возникли и неуклонно нарастают серьезные проблемы сохранения земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, вызванные масштабным нарушением земель, загрязнением и деградацией почв, потерей почвенного плодородия. Эти проблемы условно можно разделить на три большие группы, к которым относятся:

  1. проблемы, связанные с деградацией почв и потерей почвенного плодородия в результате неправильного и истощительного ведения сельского хозяйства;
  2. проблемы, связанные с физическими и химическими воздействиями на почвы, приводящими к их нарушению, загрязнению, подтоплению и другим негативным явлениям.
  3. количественное сокращение земель сельскохозяйственного назначения, вызванное отторжением под промышленные и градостроительные нужды.

Деградация почв — это совокупность процессов, которые приводят к изменению функций почвы, количественному и качественному ухудшению её свойств, постепенному ухудшению и утрате плодородия. Крайней степенью деградации почв является уничтожение почвенного покрова. Рассмотрим факторы, относящиеся к первой группе проблем. Деградация почв и потеря почвенного плодородия заключается в уменьшении количества питательных веществ — азота, калия, фосфора, микроэлементов, увеличение кислотности почв, переуплотнении почв, ухудшении структуры почв и гранулометрического состава, переувлажнении почв, засолении почв, их разрушении и утраты в результате водной и ветровой эрозии, а также механического снятия плодородного слоя почвы при строительных и горных работах.

Проблемы деградации почв вызваны несоблюдением технологий возделывания культур, обеспечивающих сохранение и увеличение почвенного плодородия. Здесь можно назвать несколько основных причин, вызывающих деградацию почв. К ним относятся: несоблюдение системы севооборотов в земледелии, хищническое отношение к земле и агрономическая неграмотность.

Ведущей причиной сложившегося положения является отсутствие побудительных стимулов у собственников земли к сохранению почвенного плодородия — в настоящее время в России ведение сельского хозяйства осуществляется в условиях практически полного отсутствия государственного и общественного контроля за качеством сельскохозяйственных угодий, четко установленных экологических ограничений и природоохранных требований к сельхозпроизводителям в отношении сохранения почв.

Отсутствие каких-либо экологических ограничений и требований привело к тому, что после проведения земельной реформы и перехода значительного количества земель в частные руки большое количество производителей сельхозпродукции перешло к производству монокультур, имеющих максимальную рыночную цену, поскольку основной целью их деятельности было получение прибыли преимущественно на первых стадиях организации сельскохозяйственного производства. Следствием перехода к монокультурам стал отказ от паров и возделывания культур, позволяющих восстанавливать естественное плодородие земли.

Второй причиной значительного ухудшения состояния почв и их деградации в последние годы стала «агрономическая» неграмотность вновь появившихся землепользователей и собственников сельскохозяйственных угодий и, вследствие этого, повсеместное несоблюдение традиционных приемов ведения сельского хозяйства и игнорирование научно обоснованных и апробированных практикой способов земледелия новыми организаторами сельскохозяйственного производства.

Кроме перечисленных негативных воздействий на почвы невосполнимый ущерб почвенному плодородию наносит переуплотнение почвы, вызванное применением тяжелой техники и увеличением способов обработки культур при их выращивании; засоление почвы, вызванное применением минеральных удобрений в избыточном количестве; увеличение кислотности почвы, вызванное прекращением известкования почв и ряд других негативных явлений.

В результате подобной практики ведения сельского хозяйства продолжает увеличиваться деградация сельскохозяйственных земель. Данные государственного мониторинга земель показывают, что в России сформировалась и продолжает усиливаться тенденция ухудшения качественного состояния земель. Основными негативными процессами являются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота. Согласно данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году» около 80-ти процентов земель сельскохозяйственного назначения или 190 млн га подвержены деградации, особенно эрозии. Водной эрозии подвержено 17,8 % площади сельскохозяйственных угодий, ветровой — 8,4 %, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3 %, засоленные и солонцеватые — 20,1 % сельскохозяйственных угодий.

Последствием эрозии почв является резкое снижение урожайности культур, которая по оценкам специалистов уменьшается в 2-4 раза, а иногда в 10 раз. Около 73 млн га сельскохозяйственных угодий являются кислыми, 12 млн га засорены камнями . На значительных площадях почвы переуплотнены, во многих регионах прогрессирует опустынивание.

Опустынивание земель также является одним из наиболее интенсивных и широко распространенных процессов на засушливых территориях юга Российской Федерации. В результате опустынивания аридных территорий природные пастбища теряют свою продуктивность, почвы подвергаются эрозии и засолению, пески оголяются и приходят в движение.

Снижению плодородия почв способствует тот факт, что все меньше вносится удобрений: за период 1991-1996 годы их количество на 1 га сельхозугодий и 1 га пашни сократилось в 7 раз, органических удобрений — в 5,5 раза. За этот период площади известкования кислых почв снизились в 9 раз (с 5368,6 тыс. га до 600 тыс. га). По данным Минсельхозпрода России, по состоянию на 1 января 1997 г., в результате постоянного недовосполнения выноса питательных веществ урожаем сохраняется отрицательный их баланс — 97 кг/га. В результате процесс деградации почв в ближайшее время будет усиливаться и может принять необратимый характер .

Ко второй группе проблем, связанных с ухудшением качества всех категорий земель, включая и земли сельхозназначения, относятся негативные явления, вызванные физическими и химическими воздействиями на почвы. Основными негативными явлениями являются:

  • загрязнение земель тяжелыми металлами и радионуклидами;
  • утрата естественных экосистем и разрушение естественных ландшафтов в результате их замены техногенными ландшафтами.

Основными загрязнителями почв являются тяжелые металлы, фтор, нефтепродукты, нитраты, сульфаты и др. Загрязнение почв тяжелыми металлами происходит в районах расположения источников промышленных выбросов в атмосферу. Основными загрязнителями выступают алюминий, бериллий, ванадий, висмут, железо, кадмий, кобальт, марганец, медь, молибден, никель, олово, свинец, ртуть, хром, цинк и другие элементы в различных формах .

Основными негативными факторами третьей группы проблем являются:

  • сокращение площади сельскохозяйственных угодий в результате перевода их в другие категории и использовании не для сельскохозяйственных целей;
  • потеря самой почвы в результате нарушения земель строительными и горными работами.

Сельскохозяйственные земли изымаются под цели, не связанные с ведением сельского хозяйства, в основном для строительства и добычи полезных ископаемых. В результате добычи полезных ископаемых происходит нарушение сельскохозяйственных земель горными разработками.

В заключение отметим, что в результате практики нерационального использования сельскохозяйственных земель продолжает увеличиваться их деградация. В условиях роста значимости земель как фактора производства, эти тенденции являются крайне негативными. Рациональный подход к использованию земель экономически и социально выгоден для сельхозпроизводителей, так как это позволяет получать долговременный и устойчивый эффект за счет научно обоснованной эксплуатации качественно сохраняющихся и постоянно обновляющихся земельных ресурсов. Сельхозпредприятия должны принимать в расчет экологическую эффективность землепользования как основополагающий элемент построения производственной деятельности. Это, в конечном итоге, скажется и на эффективности использования земельных ресурсов.

Рецензенты:

  • Ляхова Наталия Ивановна, д.э.н., профессор, Старооскольский технологический институт (филиал) Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», г. Ставрополь.
  • Ильичева Елена Вячеславовна, д.э.н., доцент, декан инженерно-экономического факультета, Старооскольский технологический институт (филиал) Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», г. Ставрополь.

Библиографическая ссылка

Стариков А.С., Самарина В.П. ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6881 (дата обращения: 23.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 «Международный студенческий научный вестник» ИФ РИНЦ = 0.336 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет по землеустройству

Кафедра земельного права

Курсовая работа

по учебной дисциплине «Земельное право»

на тему: Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

>Тема курсовой работы «особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения» одна из наиболее актуальных и развивающихся в области земельных отношений. >Одной из основных черт такого режима является установление специальных правил участия данных земельных участков в обороте, а также определение перечня лиц, способных обладать правами на них. >-фонд перераспределения земель. >1) сохранение целевого использования земельных участков; >1.3 Субъекты отношений оборота земель сельскохозяйственного назначения >-казачьими обществами; >-общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. >2.1 Общие требования к обороту земель сельскохозяйственного назначения >Юридические лица и граждане, использующие земли сельскохозяйственного назначения обязаны:

Изъятие при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ

Изъятие земель сельхозназначения, за исключением тех земельных участков, которые находятся в ипотеке, или к собственникам которых возбуждено судом дело о банкротстве, происходит по причине:

  • использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
  • неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ. Если земли сельхозназначения не использовались по причинам, исключающим такую возможность (стихийное бедствие), то отсчет времени в такой период не осуществляется.

Земли изымаются по причинам, которые указаны в обоих пунктах выше, в случае неустранения нарушений собственником и только после назначения административного взыскания (ч.2-5 ст.6 N 101-ФЗ).

Административный штраф

Неиспользование земли сельскохозяйственного назначения для предусмотренной деятельности в установленный срок влечет штраф:

  • для граждан — 0.3-0.5% от кадастровой стоимости (далее КС), но не меньше 3 000 рублей;
  • для должностных лиц — 0.5-1.5% от КС, но не меньше 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — 2-10% от КС, но не меньше 200 000 рублей.

Для нового собственника, который приобрел изъятую землю на публичных торгах, не использование по назначению или использование с нарушениями законодательства в установленные сроки, применяется штраф:

  • для граждан и ИП — 0.1-0.3% от КС, но не меньше 2 000 рублей;
  • для ЮЛ — 1-6% от КС, но не меньше 100 000 рублей.

Порядок изъятия и публичные торги

Одновременно с назначением административного штрафа уполномоченные органы исполнительной власти по государственному земельному надзору выписывают предписание, в котором содержатся сроки устранения правонарушений. Если собственник не устранил нарушения, то упомянутые органы:

  1. Направляют в орган исполнительной власти субъекта РФ материалы, подтверждающие этот факт. Данный орган в течение 2-х месяцев с момента получения этой информации, обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии такого участка из земель сельскохозяйственного назначения и выставлении ее на продажу через публичные торги.
  2. Подает в орган исполнительной власти, который ответственен за регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, заявление о том, что по отношению к изымаемому участку сельхозназначения до завершения рассмотрения дела судом невозможно осуществлять какие-либо операции по государственной регистрации (ч.6,7 ст.6 N 101-ФЗ).

После принятия соответствующего решения судом, орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан провести публичные торги по продаже земли, а также, при необходимости — предварительно провести кадастровые работы (ч.8 ст.6 N 101-ФЗ).

В публичных торгах по продаже такого участка сельскохозяйственного назначения не могут участвовать:

  • юридические лица, в которых собственник земли является учредителем либо участником;
  • члены семьи собственника;
  • организации, оценивающие продаваемый участок, а также их сотрудники;
  • должностные лица органов власти, члены их семей, участие которых может оказать влияние на результаты торгов;

Если данные правила будут нарушены, то сделка признается недействительной (ч.9 ст.6 N 101-ФЗ). Начальной ценой с/х участка признается его рыночная либо кадастровая стоимость, действительная на момент проведения торгов. Ее величина может быть уменьшена, если будет установлено, что земля не пригодная для сельскохозяйственной деятельности и ее качество необходимо восстанавливать. Тогда цена может уменьшается на величину расходов, необходимых для проведения восстановительных работ, однако не больше, чем на 20% от установленной стоимости земли (ч.10,11ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок проведения повторных торгов:

  1. Если торги были признаны несостоявшимися, то не позже 2-х месяцев с их проведения, торги повторяются. Цена земли снижается на 20% от начальной.
  2. При признании повторных торгов несостоявшимися земля продается с помощью публичного предложения. Начальная стоимость продажи равна начальной стоимости повторных торгов, но фактически не может быть продана меньше чем за 50% от ее величины.
  3. Если торги с помощью публичного предложения тоже были признаны несостоявшимися, то в течение 1 месяца землю можно приобрести в муниципальную собственность по ее территориальному расположению посредством торгов публичного предложения. В таком случае цена принимается минимальной.
  4. Если в установленный срок участок не был приобретен в муниципальную собственность, то орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 1 месяца обязан приобрести эту землю в государственную собственность. Это осуществляется в форме публичного предложения по минимальной цене (ч.13,14 ст.6 N 101-ФЗ).

Из средств, вырученных с продажи земли, вычитаются затраты на проведение ее обследования, оценки, а также на подготовку и осуществление торгов. Остаток денег передается бывшему владельцу с/х участка. Новый собственник, признанный по итогам публичных торгов обязан в течение года начать использовать землю по назначение. За исполнением этого требования осуществляет контроль орган государственного земельного надзора (ч.15,16 ст.6 N 101-ФЗ).

Прекращение права на участок сельхозназначения и последующее его изъятие по упомянутым причинам осуществляется на основании:

  • соответствующего судебного акта;
  • соответствующего решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

По какому варианту будут развиваться события зависит от того, кто владел данным участком. Если земля была в пользовании у государственного или муниципального учреждения, казенного предприятия (за исключением госучреждений и академий наук, которые входят в состав Российской академии наук) — достаточно будет решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

В остальных случаях изъятие осуществляется в судебном порядке по инициативе упомянутых органов. В обоих случаях проведение данной процедуры возможно при условии, что после назначения административного наказания собственник так и не устранил само правонарушение. О том, что виновник не предпринял никаких мер для исправления сложившейся ситуации органы исполнительной власти информирует орган государственного земельного надзора.

На основании полученной информации, а также учитывая то, у кого был участок в пользовании, используется один из вариантов:

  1. Принимается решение об изъятии.
  2. Направляется требование об изъятии в суд.

Если в ЕГРН есть записи о праве на участок, то компетентные органы обязаны обратиться в данную инстанцию с просьбой о том, чтобы было зарегистрировано прекращение такого права. Вся процедура должна быть осуществлена в 10-дневный срок с момента принятия решения или вступления в силу судебного акта. К обращению прилагаются копии соответствующих документов.

При условии, что в ЕГРН право на пользование землей не зарегистрировано, то компетентные органы должны проинформировать орган регистрации прав и налоговую о том, что данное право было прекращено. Сделать они это обязаны в 7-дневный срок с того момента, как было принято решение или вступил в силу соответствующий судебный акт. Решение органов государственной власти или местного самоуправления об изъятии участка сельхозназначения может быть оспорено в суде (ст.54 ЗК РФ).

Изъятие участков сельскохозяйственного назначения для муниципальных и государственных нужд

Такое изъятие возможно в случае, если это связано с выполнением государством международных договоров. Также причиной может послужить строительство или реконструкция объектов местного или государственного значения, если других вариантов осуществить его не существует. Не исключаются и другие причины для проведения данной процедуры, если они предусмотрены федеральным законодательством(ст.49 ЗК РФ).

Кем осуществляется изъятие

Процедура осуществляется согласно решениям уполномоченных:

  • федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд РФ и размещения федеральных объектов;
  • исполнительных органов государственной власти субъекта РФ — для региональных нужд и размещения региональных объектов;
  • органов местного самоуправления — для муниципальных нужд и для того, чтобы разместить объекты местного значения (ст.56.2 ЗК РФ).

Соответствующее решение может быть принято как по собственной инициативе вышеупомянутых органов, так и по ходатайству организаций. Изъятие по ходатайству возможно при условии, что данные организации полностью или частично покроют затраты на строительство и реконструкцию объектов (ч. 4, 7 ст. 56.3 ЗК РФ).

Условия, при которых изъятие возможно (ст.56.3 ЗК РФ):

  1. Запланированные строительство или реконструкция объекта, по причине которых изымается земля сельскохозяйственного назначения, должны быть предусмотрены в утвержденной документации территориального планирования и в проекте планировки территории (ч.1).
  2. Решение должно быть принято не позже, чем пройдет 3 года с того момента, как был утвержден соответствующий проект планировки территории (ч.3).
  3. Если земля изымается не по причине, указанной в п.1, то это решение должно быть обосновано: создается особо охраняемая природная территория, выполняется международный договор РФ, планируется проведение работ по пользованию недрами (ч.2).
  4. Изъятие с/х земель допустимо для размещения региональных объектов одного субъекта РФ на территории другого субъекта РФ. Обязательно, чтобы возможность размещения таких объектов подтверждали документы территориального планирования последнего (ч.6).

Прекращение права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования не является помехой для проведения изъятия. Это утверждение действительно и для участков сельхозназначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и для которых прекращается договор аренды или право безвозмездного пользования. В обоих случаях изъятие может проводиться независимо от формы собственности на землю (ч. 5 ст.56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии

Данное решения может быть принято и быть действительным в отношении как одного, так и нескольких земельных участков, а также объектов недвижимости, которые на них расположены. По отношению к сооружениям, которые расположены на территории таких участков сельскохозяйственного назначения, и которые не противоречат будущим целям использования, решение по изъятию не принимается.

В данном документе указываются такие данные:

  • изымаемые земельные участки;
  • объекты, которые расположены на данных участках;
  • цель изъятия и реквизиты соответствующих документов;
  • при ходатайстве для проведения изъятия — его заявитель;
  • сооружения, которые не изымаются;
  • сервитуты, которые после изъятия будут сохранены.

Если изымаемые земельные участки еще не образованы и для них нет утвержденного проекта межевания территории, то в решение должно уведомлять о том, что схема расположения таких участков утверждена. Такая схема должна быть приложена к решению об изъятии.

Решение не может быть принято, если:

  • земельные участки — выморочное имущество, на котором отсутствуют частные объекты недвижимости или те, которые находятся в пользовании третьих лиц. Аналогичное утверждение справедливо и для земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности;
  • с/х участки являются государственной или муниципальной собственностью, на них расположены объекты недвижимости, которые являются бесхозяйным или выморочным имуществом, не обременены правами третьих лиц.

Не может быть препятствием в принятии решения об изъятии:

  • отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на участки и объекты недвижимости на них, о координатных точках границ участков;
  • пересечение границ двух участков, один из которых является изымаемым;
  • наличие споров о правах на участки и/или на недвижимость, которая расположена на этих участках.

Переход прав на изымаемые участки сельхозназначения и/или на недвижимость на них, а также при образовании из них новых земельных участков или объектов недвижимости не приводит к принятию нового решения или внесению изменений в существующее. После принятого решения об изъятии, компетентный орган обязан в 10-дневный срок опубликовать его на официальном сайте и обнародовать. Одна копия решения направляется правообладателям недвижимости, которая изымается, а вторая — в орган регистрации прав.

Организациям, которые подали ходатайство об изъятии, также направляется копия соответствующего решения. Попутно прилагаются сведения о правообладателях изымаемых с/х участков и недвижимости, копии документов, подтверждающие эти права, а также контактные данные этих лиц. Решение об изъятии действует в течение 3-х лет с момента его принятия, и может быть оспорено в судебном порядке (ст.56.6 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии

Подготовка соглашения предусматривает выполнение следующих действий, за проведение которых отвечают либо уполномоченные органы, решившие изъять землю по собственной инициативе, либо организация, направившая соответствующее ходатайство:

  1. Заказ на проведение необходимых кадастровых работ с изымаемыми участками, а также аналогичных работ, которые связаны с образованием новых земельных участков, предназначенных на замену изымаемым.
  2. Обращение с заявлением от имени правообладателя недвижимости, которая изымается (доверенность для этого не нужна) о проведении необходимого кадастрового учета для изымаемых участков. Также это действительно в случае, если нужно уточнить их границы, а также для участков, предназначенных на замену тем, которые изымаются.
  3. Заказ работ для оценки изымаемых с/х участков и недвижимости, которая на них расположена и/или предназначена на предоставление взамен. Также происходит оценка убытков, прекращаемых прав, которые влечет изъятие земли.
  4. Проведение переговоров с правообладателями изымаемой недвижимости.
  5. При изъятии вследствие ходатайства происходит совместная подготовка соглашения между уполномоченными органами и организацией.
  6. Направление проекта соглашения сторонам-участникам для его подписания.

Если имеют место споры о границах или образовании изымаемых участков, а также об отсутствии права собственности на них, участки сельхозназначения для муниципальных и государственных нужд могут быть изъяты принудительно на основании принятия соответствующих судебных актов.

При определении размера возмещения за изымаемый участок сельскохозяйственного назначения учитываются следующие факторы:

  • рыночная стоимость земли;
  • право частной собственности, подлежащее прекращению;
  • рыночная стоимость иных прав, которые подлежат прекращению;
  • убытки, которые причиняет изъятие;
  • упущенная выгода (ч. 2 ст.56.8 ЗК РФ).

Конфискация земельного участка

О конфискации земли говорится в ст.50 ЗК, ст.243 ГК и ст.104.1 УК РФ. Суть процесса одинакова — принудительное и безвозмездное изъятие имущества (в данном случае земли) в пользу государства у собственника. Причиной такой строгой меры к владельцу является совершенное им правонарушение или преступление.

Последствия от конфискации могут отличаться, и зависит это от того, в каком порядке она была произведена. Если изъятие произошло из-за административного правонарушения, то оно может быть оспорено в суде. При уголовной ответственности кроме земли изымаются также и результаты труда, нажитые вследствие деятельности, нарушающей закон.

Реквизиция земли

О данном процессе упоминается в ст.51 ЗК и ст.242 ГК РФ. Изъятие с/х участка, которое производится у правовладельца в целях защиты интересов общества, граждан и государства в условиях чрезвычайных обстоятельств, называется реквизицией. К причинам, повлекшим реквизицию относят:

  1. Стихийные бедствия.
  2. Аварии.
  3. Эпидемии.
  4. Эпизоотии — повальное заразное заболевание скота.
  5. Другие обстоятельства, создающие угрозу обществу и государству.

Права владельца участка

Собственнику выдается соответствующий подтверждающий документ, а также возмещаются все причиненные убытки. Важно отметить, что когда земля изымается в пользу государственных или муниципальных нужд, то это не является реквизицией. Этот факт объясняется различием причин, по которым земля сельскохозяйственного назначения переходит в собственность государства.

После прекращения чрезвычайных обстоятельств бывший владелец имеет право через суд потребовать возвращения реквизированного участка ему в собственность. Если окажется, что такое требование удовлетворить невозможно, то заявитель может получить следующие варианты компенсации:

  • оплату земли по рыночной стоимости (сумма может быть оспорена в суде);
  • аналогичный равноценный участок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *