Классификация аудиторской деятельности

Классификация стандартов аудиторской деятельности

Стандарты распространяются на различные сферы деятельности: науку, технику, промышленность и сельское хозяйство, производство, строительство, здравоохранение, транспорт и др. Коснулась стандартизация и сферы бухгалтерского учета и финансового контроля, включая и аудит.

Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило) в широком смысле слова — образец, модель, принимаемая за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (MCA) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к MCA отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

Страны — члены МФБ могут применять MCA в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Возможны несколько вариантов использования MCA и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только MCA. Второй — создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предусматривает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

Россия выбрала второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ национальные стандарты аудиторской деятельности подразделяются на две группы: федеральные и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, они разрабатываются в соответствии с MCA и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.

Стандарты СРО аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности СРО объединения, членами которого они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты: понятие и классификация. Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Каждый стандарт соответствует принципиальной схеме, представленной в таблице:

Таблица 3.1

Принципиальная схема стандарта

№ п/п Наименование раздела
Общие положения Цель и основные разработки стандарта; необходимость использования данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами (в том числе с международными) преемственность с ранее действовавшими нормативными документами
Стандарт (изложение сущности) Формулировка проблемы, требующей описания, анализа и решения в данном стандарте; Методология решения указанной проблемы
Приложение Практические приложения (при необходимости)

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые создаются Международной федерацией бухгалтеров.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:

— международные стандарты;

— национальные стандарты;

— внутренние стандарты.

Стандарты аудиторской деятельности РФ подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

— обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;

— содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

— помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;

— обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;

— создает общественный имидж профессии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)
АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Документ утратил силу или отменен Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586, от 27.01.2011 N 30, от 22.12.2011 N 1095)

  • Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита
  • Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита
  • Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите
  • Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
  • Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 9. Связанные стороны
  • Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты
  • Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита
  • Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка
  • Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
  • Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
  • Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 20. Аналитические процедуры
  • Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений
  • Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
  • Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
  • Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
  • Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
  • Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора
  • Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
  • Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
  • Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации
  • Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта
  • Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Открыть полный текст документа

Классификация международных стандартов аудита

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).

Дадим их общую характеристику.

группа — «Введение» — включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

группа — «Обязанности» — включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

группа — «Планирование» — посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

группа — «Внутренний контроль» — включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

группа — «Аудиторские доказательства» — состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

группа — «Использование работы третьих лиц» — включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

группа — «Аудиторские выводы и заключения» — включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки — составлению аудиторского заключения.

группа — «Специальные области аудита» — включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

группа — «Сопутствующие услуги» — включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 — особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений — помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Перечень Международных стандартов аудита мса:

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

200—299 общие принципы и Обязанности

— МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА»

— МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания»

— МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

— МСА 230 «Аудиторская документация»

— МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

— МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»

— МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника»

— МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля для представителей собственника и руководства организации»

300—499 Оценка рисков и противодействие выявленным рискам

— МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

— МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации»

— МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита»

— МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам»

— МСА 402 «Особенности аудита предприятия, пользующегося услугами обслуживающей организации»

— МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

500—599 Аудиторские доказательства

— МСА 500 «Аудиторские доказательства»

— МСА 501 «Аудиторские доказательства — особенности оценки отдельных статей»

— МСА 505 «Подтверждение из внешних источников»

— МСА 510 «Первичное аудиторское задание — начальные сальдо»

— МСА 520 «Аналитические процедуры»

— МСА 530 «Аудиторская выборка»

— МСА 540 «Аудит расчетных оценок, в том числе оценок по справедливой стоимости, и связанной с ними раскрываемой информации»

— МСА 550 «Связанные стороны»

— МСА 560 «Последующие события»

— МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности организации»

— МСА 580 «Письменные представления»

600—699 Использование услуг других лиц

— МСА 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)»

— МСА 610 «Использование внутренних аудиторов»

— МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора»

700—799 Аудиторские выводы и заключения

— МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»

— МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

— МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения»

— МСА 706 «Пояснительный раздел и раздел «прочие вопросы» аудиторского заключения»

— МСА 710 «Сравнительные данные: сравнительные показатели и сравнительная финансовая отчетность»

— МСА 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»

800—899 Особые аспекты

— МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с принципами специального назначения»

— МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета»

— МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности»

    1. Аудит финансовых вложений.

Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Информационная база, используемая аудитором при проверке финансовых вложений, включает:

— документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;

— бухгалтерскую отчетность;

— приказ об учетной политике организации;

— регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

— первичные документы по отражению финансовых вложений.

По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться со следующей информацией:

— порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;

— рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;

— формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *