ГУП и МУП

Российская Федерация

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ОГУП, КГУП, РГУП),
  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено законом № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления.

Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ»О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, — Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не только извлечение прибыли, а и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ — утратила силу).

ФГУП, в отличие от негосударственных юридических лиц, не только являются крупными налогоплательщиками, но и ежегодно отчисляют 25 % прибыли в федеральный бюджет в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Например, для ФГУП «Связь-безопасность» в 2016 году было утверждено перечисление 8 530 000 рублей (25 % от чистой прибыли предприятия за 2015 г.).

В 2002 году в Белгороде на создано муниципальное казенное учреждение МКУ «Муниципальная стража». Основной вид деятельности которой по коду ОКВЭД: 80.10 — Деятельность частных охранных служб. Учредитель Администрация города Белгород.

На основании статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций.

СНГ

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 04 сентября 2015 года.

В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

ГУПы и МУПы — под запрет

Законопроект, ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, рекомендован к первому чтению.

Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий установление запрета на создание и осуществление деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Данный проект закона был подготовлен Федеральной Антимонопольной службой России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции на 2018–2020 годы, который был ровно год назад утверждён Указом Президента РФ. Как заявил присутствовавший на заседании Комитета заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, сегодня в нашей стране действуют более 18 тысяч федеральных и муниципальных унитарных предприятий. И это на 39% больше, чем еще пять лет назад, в 2013 году.

— Между тем, сама деятельность ГУПов и МУПов приводит к монополизации рынка, потому что ни один предприниматель не сможет конкурировать с ними, — отметил Сергей Пузыревский. – В то же время, согласно нашим данным, производительность труда на унитарных предприятиях в 4 раза ниже, чем на предприятиях частного сектора. При этом, бюджет недополучает налоги, поскольку зачастую деятельность ГУПов и МУПов по всем документам либо убыточна, либо находится на грани рентабельности.

Законопроектом предлагается установить запрет на создания унитарных предприятий с 1 января 2021 года. Из этого запрета предлагается сделать только три исключения. Во-первых, если унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства. Во-вторых, если деятельность унитарного предприятия предусмотрена федеральным законом, актом Президента или Правительства России. Наконец, если унитарное предприятие создано для работы в сферах естественных монополий. По подсчетам ФАС, под действие этих трех исключений подпадает около половины всех действующих сегодня ФГУПов и МГУПов.

Все же остальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации – например, в бюджетное учреждение или акционерное общество. Они работают по другим правилам, с более строгим бюджетным контролем и в условиях равной конкуренции на рынке.

— Многие унитарные предприятия функционируют сегодня в сферах с развитой конкуренцией, — отметил Сергей Пузыревский. — Значительное число таких предприятий работают в тепло- и водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, на транспорте, в аптечном деле, торговле и оказании услуг. При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.

Также законопроект предлагает наделить ФАС России полномочиями по выдаче заключений о соответствии создания унитарного предприятия или изменения им видов деятельности антимонопольному законодательству.

После оживленного обмена мнениями депутаты Комитета поддержали законопроект, но с существенной оговоркой: инициатива ФАС не учитывает негативные последствия ликвидации унитарных предприятий с рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты.

– У всякой проблемы всегда есть несколько граней, – говорит депутат Андрей Марков. – Есть необходимость развивать конкуренцию, это способствует повышению качества услуги, росту производительности труда и так далее. В этом нужно согласиться с доводами антимонопольной службы. Также можно привести массу примеров, когда унитарные предприятия становятся кормушкой для всякого рода околовластных дельцов, присосавшихся к казенным деньгам. Но есть и примеры добросовестной и необходимой работы. Речь идет об унитарных предприятиях, работающих в малых городах, в сельских поселениях, на территориях с низкой плотностью населения, в отдаленных и труднодоступных местностях, где конкуренция отсутствует или почти отсутствует во многих социально значимых сферах. К примеру, лекарственное обеспечение, общественный транспорт невозможно организовать в таких районах без государственной или муниципальной поддержки. И мы не имеем права принимать общее решение, не учитывая интересы людей на конкретных территориях.

Как отметили депутаты, в свое время именно унитарные предприятия стали спасением для многих сельских и труднодоступных районов. Инвестиционная привлекательность таких территорий низка и в этой ситуации именно унитарные предприятия обеспечивают предоставление необходимых услуг населению, поскольку это их изначальная функция – работать в социально значимых отраслях с низким уровнем рентабельности. Кроме того, и на таких конкурентных рынках, как, предположим, пассажирские перевозки в маршрутных такси, наличие унитарных предприятий, дотируемых из бюджета, позволяет влиять на ценообразование и обеспечить населению сохранение низких тарифов.

В ходе дискуссии Сергей Пузыревский согласился со многими доводами, пообещав разработать критерии «невозможности возникновения конкуренции», благодаря которым появится возможность сохранения унитарных предприятий там, где это действительно необходимо. При этом часть депутатов призвала Федеральной Антимонопольную службу рассмотреть вопрос о пилотном экспериментальном поэтапном внедрении предлагаемой модели в отдельных регионах Российской Федерации.

— В этом случае все достоинства и недостатки предлагаемой вам системы стали бы очевидны, и опыт внедрения позволит проанализировать складывающуюся практику и принимать взвешенные решения, — обратился к представителю антимонопольной службы депутат Андрей Марков. – Думаю, что многие регионы, включая и Воронежскую область, которую я представляю, с большим интересом отнесутся к участию в подобном эксперименте.

Законопроект планируется к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы 20 ноября.

Всего же на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 8 законопроектов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *