Эксплуатация контрольно кассовой техники

Общие правила эксплуатации контрольно- кассовых машин

К работе на кассовой машине допускаются лица, знающие правила эксплуатации кассовых машин и прошедшие инструктаж по технике безопасности. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности. В эксплуатацию допускаются машины, внесённые в Государственный реестр к/кассовых машин, используемых на территории РФ.

ККМ, используемые для денежных расчётов подлежат регистрации в налоговых органах и находятся на техническом обслуживании в ЦТО (центр технического обслуживания).

Запрещён допуск к машине посторонних лиц. Каждая машина, поступающая в магазин должна иметь паспорт, в котором указаны основные технические характеристики. Заносятся: дата введения в эксплуатацию, данные о техническом обслуживании и ремонтах, реквизиты данного предприятия и номера кассы.

На боковой стороне поддона машины должна быть маркировочная табличка с указанием заводского номера, который обязательно указывается во всех документах, относящихся к данной машине (кассовом чеке, отчётах, паспорте, книге кассира- операциониста и др.)

К применению допускаются только исправные ККМс долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (т.е. контрольной) памяти которые:

  • Соответствуют техническим требованиям

  • Допущены к использованию в соответствии с реестром

  • Зарегистрированы в ЦТО и налоговых органах(использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, рассматривается как осуществление денежных расчётов с населением без применения ККМ. Постановка на учёт в ЦТО обеспечивает технически грамотную эксплуатацию кассовых машин в течение всего срока их использования. Торговое предприятие заключает с ЦТО договор на техническое обслуживание и ремонт ККМ).

  • Оснащены средствами визуального контроля (должны иметь 2 голограммы: «Государственный реестр» и «Сервисноеобслуживание»)

ККМ должны приходить проверку исправности ежегодно в ЦТО в январе- феврале месяце.

Не допускаются к применению ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба ЦТО, отсутствует маркировка предприятия- изготовителя или одно из средств визуального контроля

Неисправной считается ККМ, которая:

  • Не печатает, печатает неразборчиво или не полностью реквизиты на чеке или на контрольной ленте

  • Не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ

  • Не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом.

Организация, осуществляющая денежные расчёты с населением обязана выдавать покупателям чек, напечатанный на ККМ. На чеке должны отражаться следующие реквизиты:

  • Наименование организации или фамилия ЧП

  • Идентификационный номер организации- налогоплательщика (ИНН)

  • Порядковый номер чека

  • Дата и время покупки

  • Стоимость покупки

  • Признак фискального режима ( SRи др)

  • Заводской номер ККМ (цифры после SR)

Выдаваемые покупателям счета, квитанции, товарные чеки и др. документы не освобождают организации от применения ККМ. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путём надрыва

За нарушение требований «Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением» применяются следующие штрафные санкции:

  1. Предприятие, ведущее денежные расчёты с населением без применения ККМ подвергается штрафу в 350- кратном размере минимальной месячной оплаты труда. Применение ККМ с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению кассовой машины.

  1. предприятие, использующее неисправную кассовую машинуподвергается штрафу в200-кратном размере м.м.о.т.

  1. предприятие, осуществляющее торговые операции после приостановления его деятельности налоговыми органами в 700-кратном размере м.м.о.т.

  1. предприятие, не установившее ценник на товар – в 100-кратном размере м.м.о.т.

  1. не выдача чека покупателю или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10-кратном размере м.м.о.т, но не мснее 20% от стоимости покупки

Контроль за соблюдением правил использования ККМ, за полнотой учёта выручки осуществляет налоговая служба.

Учёт денежных поступлений ведётся суммирующими счётчиками нарастающим итогом. Перевод показаний суммирующих денежных счётчиков на нули, составление акта при осуществлении ремонта и внесение изменений в программу работы контрольно- кассовых машин возможно только по согласованию с налоговой инспекцией. Правилами предусмотрено, что перевод показаний денежных счётчиков на нули (гашение) может производиться при вводе в эксплуатацию новой машины и при инвентаризации, а при необходимости, в случае ремонта денежных счётчиков в мастерских, только по согласованию с налоговой инспекцией с обязательным участием её представителя.

Перевод показаний денежных счётчиков на нули оформляется актом в 2-х экземплярах, один из которых- контрольный- передаётся в налоговую инспекцию, а второй остаётся на данном предприятии. Документ подписывается представителем налоговой инспекции, руководителем, главным бухгалтером, старшим кассиром и кассиром – операционистом.

Показания счётчиков недействующих кассовых машин, находящихся в запасе, на ремонте актируются и заверяются подписями механика и администратора.

При передаче контрольно- кассовой машины в мастерскую для ремонта или при ремонте денежных счётчиков непосредственно на предприятии, а также передаче в другую организацию также составляется акт с записью показаний денежных счётчиков до и после ремонта за подписью директора, кассира- операциониста, специалиста ЦТО и представителя налоговой инспекции. При этом в акте обязательно указывается причина технической неисправности и был ли затронут фискальный блок. ( Это необходимо потому, что при замене блока фискальной памяти ККМ требует нового введения налогового пароля или уточнения, что пароль и накопленная сумма сохранились для последующего финансового контроля).

Порядок применения контрольно-кассовой техники

Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», как видно уже из названия, регулирует порядок применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), предписывая организациям и индивидуальным предпринимателям при получении оплаты за проданный товар, выполнененные работы или оказанные услуги, применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки.

Для верного и однозначного понимания положений, касающихся рассматриваемого вопроса, приводим общие определения некоторых основных понятий, принятых законодателем в статье 1 Закона №54-ФЗ:

«контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные — фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Государственный реестр) — перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации».

Закон №54-ФЗ, также содержит основные положения по следующим вопросам:

— сфера применения контрольно-кассовой техники (Статья 2);

— порядок ведения Государственного реестра (Статья 3);

— требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения (Статья 4);

— обязанности организаций и предпринимателей, применяющих ККТ (Статья 5);

— обязанности кредитных организаций, применяющих ККТ (статья 6);

— контроль за применением контрольно-кассовой техники (статья 7).

ККТ применяется в обязательном порядке организациями и индивидуальными предпринимателями (которые продают товар, выполняют по договору работы или оказывают услуги) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.

В настоящее время, в соответствии с положением пункта 2 статьи 10 Закона №54-ФЗ: «при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается».

Однако следует сделать оговорку о том, что без применения ККТ денежные расчеты с населением допускаются, но лишь для организаций отдельных категорий, специальный перечень которых утвержден законодательно (смотрите раздел 3 настоящей книги).

Вначале рассмотрения порядка применения ККТ напоминаем об обязанности продавца товара (услуг) — обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары, прейскурантов на выполняемые работы и оказываемые услуги. Такая обязанность, например, закреплена в следующих документах:

— «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждены Письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 года №104;

— «Правила продажи отдельных видов товаров», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

— «Правила оказания платных ветеринарных услуг», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года №898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»;

— «Правила оказания услуг общественного питания», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;

— «Правила продажи алкогольной продукции», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года №987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией»;

— «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года №490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;

— и другие.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:

— зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговых органах;

— содержать ККТ в исправном состоянии и применять ККТ (при наличии пломбы, установленной в надлежащем порядке), обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

— выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

— обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;

— производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Правила применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в «Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745.

Требование Закона №54-ФЗ о применении ККТ является обязательным при наличных расчетах не только с населением, но и при расчетах между юридическими лицами. Указанное требование не зависит от того, осуществляется ли реализация товаров (работ, услуг) постоянно или на разовой основе.

Контрольно-кассовую технику в обязательном порядке должны использовать:

— организации,

— филиалы,

— обособленные подразделения,

— индивидуальные предприниматели.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают от применения ККТ. Применение ККТ при осуществлении денежных расчетов, как уже упоминалось, обязательно, независимо от целей приобретения товара или назначения результатов выполненных работ (услуг). Таким образом, обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями (клиентами), приобретающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.

При реализации товаров, работ (услуг) покупателям (клиентам) выдается чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККТ, в которых должны содержаться следующие реквизиты:

— наименование организации;

— идентификационный номер организации-налогоплательщика (ИНН);

— заводской номер ККТ;

— порядковый номер чека;

— дата и время покупки (оказания услуги);

— стоимость покупки (услуги);

— признак фискального режима.

На чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.

Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККТ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

Обращаем внимание на то, что применение ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККТ.

Чеки подлежат гашению одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), хранятся в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность, в смысле кометенции по организации хранния и обеспечению сохранности указанных документов, несет руководитель организации (работодатель продавца).

Более подробно с вопросами, касающимися порядка ведения кассовых операций и применения контрольно-кассовой, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Кассовые операции. Контрольно-кассовая техника».

>Порядок применения контрольно-кассовой техники

Из статьи Вы узнаете:

1. В каких случаях организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику.

2. Кто освобожден от обязанности применять ККТ в соответствии с законодательством РФ.

3. Какими законодательными и нормативными актами регламентируется порядок применения ККТ и какая ответственность установлена за его нарушение.

Порядок применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями на территории РФ в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изм. и доп.).

Согласно закона № 54-ФЗ применять контрольно-кассовую технику обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты как в наличной форме, так и с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Однако закон устанавливает ряд исключений, когда организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного применения ККТ. Подробнее о том, в каких случаях использование ККТ является обязательным, а в каких нет, а также о том, какая ответственность установлена законодательством РФ за нарушение порядка применения ККТ, рассмотрим в этой статье.

Сфера применения ККТ

Для начала, необходимо четко понимать, какова сфера применения ККТ. Анализ п. 1 ст. 2 закона 54-ФЗ позволяет сделать следующие выводы:

1. ККТ обязательна для применения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями.

Обратите внимание: нотариусы и адвокаты не должны применять ККТ (Письма МНС России от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285@, от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@, Письмо УФНС России по г. Москве от 07.11.2012 № 17-04/106683).

2. ККТ обязательна для применения при наличных расчетах и расчетах с использованием платежных карт. Таким образом, расчеты платежными картами приравнены к наличным расчетам для целей применения ККТ.

Обратите внимание: применять ККТ необходимо вне зависимости от того, в какой форме осуществляются расчеты платежными картами: через платежный терминал или посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Такой вывод сделали контролирующие органы в Письме ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721. Данный вопрос особенно актуален для интернет-магазинов и более подробно мы его разберем в отдельной статье.

3. ККТ обязательна для применения при расчетах за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы. Следовательно во всех остальных случаях, не относящихся к перечисленным, применять ККТ не нужно: при расчетах с сотрудниками по заработной плате, по компенсационным и подотчетным суммам, при расчетах по займам и т.п.

Случаи, в которых применение ККТ не обязательно

Теперь рассмотрим случаи, в которых организации и индивидуальные предприниматели не обязаны применять ККТ в соответствии с законом № 54-ФЗ. Так, освобождены от обязанности применять ККТ:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, занятые оказанием услуг населению (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). При этом не имеет значения, поименованы оказываемые услуги в ОКУН или нет (Письмо ФНС России от 07.03.2014 № ЕД-4-2/4329@).

! В этом случае взамен кассовых чеков необходимо выдавать бланки строгой отчетности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

2. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ):

  • оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в — соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ):

  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  • ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
  • парикмахерские и косметические услуги;
  • химическая чистка, крашение и услуги прачечных;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • ремонт мебели;
  • услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
  • ремонт жилья и других построек;
  • услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
  • услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
  • услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
  • услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;
  • ветеринарные услуги;
  • сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  • изготовление изделий народных художественных промыслов;
  • прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);
  • производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
  • ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
  • чеканка и гравировка ювелирных изделий;
  • монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
  • услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
  • услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • услуги платных туалетов;
  • услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
  • оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;
  • услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
  • услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
  • услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  • осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;
  • услуги по прокату;
  • экскурсионные услуги;
  • обрядовые услуги;
  • ритуальные услуги;
  • услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

! Обратите внимание, что организации и индивидуальные предприниматели на ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели на ПСНО, указанные в пунктах 2 и 3, вправе не применять ККТ только при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего оплату. Таким документом может быть квитанция об оплате, товарный чек, либо другой документ, содержащий реквизиты, установленные п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

4. Организации и индивидуальные предприниматели независимо от применяемой системы налогообложения при осуществлении ими видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ:

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

5. Организации и индивидуальные предприниматели независимо от применяемой системы налогообложения, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, перечень которых утвержден органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Например, в Ярославской области «Перечень отдаленных и труднодоступных местностей (населенных пунктов) Ярославской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» установлен Постановлением Администрации ЯО от 10.07.2002 N 113-а «О применении контрольно-кассовых машин в отдаленных и труднодоступных местностях области».

6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Ответственность за нарушение порядка применения ККТ

Мы рассмотрели сферу применения ККТ согласно законодательства РФ. Почему так важно знать, когда использование ККТ является обязательным, а когда нет и при каких условиях, легко убедиться, изучив ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях РФ, за неприменение в установленных случаях ККТ. Согласно п. 2 ст. 14.5 КОАП РФ:

Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный законо от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

2. Налоговый кодекс РФ (часть 2)

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *