Страховое пенсионное обеспечение

1. Пенсионное страхование

В качестве одного из видов страхования пенсионное страхование фигурирует в ст. 32.9 «Классификация видов страхования» Закона об организации страхового дела в Российской Федерации, однако определение пенсионного страхования в законодательных и регулирующих документах отсутствует. Указанные в ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) условия отнесения страховых взносов на расходы на оплату труда:

  • страховое обеспечение выплачивается при наступлении у застрахованного лица пенсионных оснований, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии;
  • пенсия выплачивается пожизненно —

определением пенсионного страхования, разумеется, не являются.

В отсутствие формального определения под пенсионным страхованием обычно подразумевается страхование аннуитетов. При этом, за неимением других определений, как правило, используется приведенное выше определение ст. 255.

Существует два основных варианта страхования пожизненных пенсий:

  • немедленные аннуитеты, выплата которых начинается сразу после уплаты единовременного страхового взноса. Например, страховщик гарантирует выплату ежемесячной пожизненной пенсии в размере, скажем, 1000 руб., при условии единовременной уплаты страхового взноса в размере 80 тыс. руб.;
  • отложенные аннуитеты, выплата которых начинается через несколько лет после заключения договора страхования. Срок ожидания может быть достаточно долгим (20, 30 и более лет), а может быть и коротким, скажем 1 — 2 года. Отложенные аннуитеты могут оплачиваться единовременным взносом или регулярными страховыми взносами. Например, по достижении указанного в полисе (пенсионного) возраста страховщик гарантирует выплату пожизненной ежемесячной пенсии в размере, предположим, 1000 руб., при условии уплаты ежемесячных взносов в размере 300 руб.

Договор страхования может также предусматривать участие страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

При страховании аннуитетов страховщик несет риски: долголетия — риск того, что застрахованное лицо проживет дольше, чем предполагалось при тарификации договора; инвестиционный риск — риск того, что доходность инвестиций окажется ниже, чем предполагалось при тарификации договора.

2. Пенсионное обеспечение

НПФ могут предоставлять своим клиентам такие же программы (немедленные и отложенные пожизненные пенсии), как и компании по страхованию жизни. Интересно отметить, что в соответствии со ст. 255 НК РФ для отнесения затрат работодателя на расходы на оплату труда пожизненной выплаты пенсии не требуется; вполне достаточно выплаты пятилетней пенсии <1>. Кроме того, НПФ предлагают своим клиентам и иные программы пенсионного обеспечения.

<1> Вопрос о том, зачем НК РФ предусматривает налоговые льготы для пятилетних пенсий, является одной из загадок нашего налогообложения (см. п. 5).

В основе накопительной части трудовой пенсии РФ лежит пенсионный план, основанный на индивидуальных счетах. Он также широко применяется в корпоративном и индивидуальном добровольном пенсионном обеспечении. На этапе накопления средств НПФ может гарантировать минимальную доходность инвестиций (в этом случае он несет инвестиционный риск), а может таких гарантий не предоставлять и никаких рисков не нести. Размер пенсии определяется на дату выхода на пенсию в зависимости от размера накопленных средств, возраста клиента и гарантированной ставки доходности. В случае срочной пенсии НПФ несет инвестиционный риск, а в случае пожизненной — еще и риск долголетия.

НПФ играют важную роль в финансировании корпоративных пенсионных планов с установленными выплатами. Размер пенсии устанавливается правилами пенсионного обеспечения сотрудников предприятия (или коллективным договором) и может зависеть от зарплаты на дату выхода на пенсию, стажа работы на предприятии и многих иных факторов. Пенсионные планы с установленными выплатами широко применяются в российской и международной практике; они являются частью коллективных договоров крупнейших российских корпораций. Например, размер негосударственной пенсии работников одной из наших крупнейших корпораций определяется по формуле:

НП = 0,2 x К x К x С,
2 3

где НП — негосударственная пенсия;

К — коэффициент, отражающий суммарный стаж работы в организациях
2
корпорации;
К — коэффициент, отражающий персональные заслуги работника;
3

С — часть заработной платы работника, учитываемая при расчете негосударственной пенсии; определяется на дату выхода работника на пенсию.

Размер пенсии конкретного работника заранее не известен; работодатель может лишь оценить общий объем средств, которые необходимы для выполнения принятых в соответствии с пенсионным планом предприятия обязательств, и выработать план их накопления. При реализации планов с установленными выплатами индивидуальные счета участников пенсионного плана не только излишни, а попросту неприменимы. Заблаговременное финансирование таких пенсионных планов ведется в НПФ с использованием так называемых солидарных счетов <2>. На этапе накопления средств НПФ никаких рисков не несет — ответственность за накопление достаточного объема средств несет работодатель.

<2> Дискриминация взносов работодателя на пополнение солидарного счета в отношении отнесения их на затраты на оплату труда, на взгляд автора, необоснованна.

В общем случае после выхода работника на пенсию возможны следующие варианты.

  1. Ответственность за выплату пенсии продолжает нести работодатель. Пенсия выплачивается из солидарного счета, НПФ администрирует выплату пенсии.
  2. Работодатель покупает в НПФ срочную пенсию, выплачиваемую, например, в течение 10 лет. В этом случае НПФ несет инвестиционный риск; в зависимости от условий выплаты риск долголетия минимален или отсутствует вовсе.
  3. Работодатель покупает в НПФ пожизненную пенсию. В этом случае НПФ несет как инвестиционный риск, так и риск долголетия.

Нетрудно заметить, что пенсионное обеспечение естественным образом осуществляется в два этапа: накопление средств и выплата пенсии. Подытоживая сказанное, отметим, что за исключением индивидуального пенсионного плана с установленными выплатами (аналога программ, предоставляемых страховыми компаниями) на этапе накопления НПФ несет инвестиционные риски или, при отсутствии гарантий доходности инвестиций, не несет никаких рисков.

На этапе выплаты пожизненной пенсии НПФ несет оба риска — инвестиционный и долголетия; вариант с ответственностью работодателя на этом этапе для России не характерен.

3. Мировой опыт

Образцом для построения российской системы НПФ, равно как и накопительной части трудовой пенсии, является чилийская пенсионная система, оказавшая огромное влияние на реформу пенсионной системы во всем мире. В Чили существует четкое разделение ролей между НПФ и компаниями по страхованию жизни <3>. НПФ занимаются первым этапом — накоплением пенсионных средств, а также выплатой пенсионных пособий, не связанных с риском долголетия: единовременных пособий и плановых изъятий. Выплатой пожизненных пенсий занимаются компании по страхованию жизни; средства, накопленные в НПФ, используются в качестве единовременного взноса для приобретения пожизненной пенсии. По примеру Чили в странах, внедривших накопительную пенсионную систему <4>, функции накопления пенсионных средств отделены от страхования — выплаты пожизненных пенсий <5>. В начале века в Чили годовые взносы по страхованию аннуитетов достигли 2% ВВП (75% взносов компаний по страхованию жизни). В 2003 г. «аннуитетные» активы компаний по страхованию жизни составляли 15% ВВП (75% суммарных активов страховых компаний Чили); активы чилийских НПФ — 60% ВВП.

<3> Eduardo Walker. Annuity Markets in Chile: Competition, Regulation — and myopia? World Bank Policy Research Working Paper 3972, August 2006.
<4> Например, страны Латинской Америки, Польша, Латвия и Казахстан.
<5> Иной подход имеет место в ФРГ, где пенсионные фонды имеют право выплаты пожизненных пенсий, но финансирующий пенсионный план работодатель несет, в конечном счете, полную ответственность за выплату пенсии. См.: Nicolas R ler. The German Pension System. An overview. http://www.mayerbrown.com/germany/article.asp?id=6616&nid=495.

Государственная пенсионная система Чили предусматривает несколько типов пенсионных пособий. Во-первых, выходящий на пенсию работник может получить часть накоплений в качестве единовременного пособия, размер которого ограничен средствами, превышающими фонд, необходимый для финансирования минимального размера пенсии. Далее, у него есть выбор из трех базовых пенсионных продуктов:

  • плановые изъятия (phased withdrawals). Размер ежегодных изъятий ограничен, чтобы предотвратить слишком быструю растрату пенсионных средств, однако полноценной защиты от риска долголетия плановые изъятия не предоставляют;
  • немедленная пожизненная пенсия (аннуитет);
  • временные изъятия в сочетании с отложенной пожизненной пенсией. В течение нескольких лет человек делает изъятия из фонда, после чего получает пожизненную пенсию.

В Чили женатые пенсионеры получают совместную с супругой пенсию; в соответствии с законодательством пенсия пережившей супруги составляет 60% пенсии основного пенсионера. Популярной опцией является наличие периода гарантированной выплаты пенсии, в течение которого пенсия выплачивается в неизменном размере даже в случае смерти обоих пенсионеров. Период гарантированной выплаты предусмотрен почти в 80% пенсий; наиболее популярными периодами гарантированной выплаты являются 10 и 15 лет. В качестве опции может быть также предусмотрена единовременная выплата по смерти на покрытие погребальных расходов.

До недавнего времени пожизненные пенсии всегда предусматривали индексацию в соответствии с индексом роста розничных цен. Новый пенсионный закон расширил набор пенсионных продуктов. Во-первых, добавилась комбинация плановых изъятий и пожизненного аннуитета. Данная комбинация разрешена при условии, что пожизненный аннуитет превышает минимальный размер пенсии и предусматривает индексацию в соответствии с индексом инфляции и розничных цен. Еще одним вариантом является комбинация индексированной пенсии с паевой пенсией, размер которой определяется в паях некоторого паевого фонда (фондов) <6>. Средства, предназначенные для плановых изъятий, можно вложить в рискованные инвестиционные инструменты в расчете на получение высокого инвестиционного дохода; пенсионер может выбрать потенциально высокодоходные паи. Если же инвестиции окажутся не очень удачными, минимальный размер пенсии гарантируется индексируемым элементом.

<6> Дополнительную информацию об аннуитетах см.: Лельчук А.Л. Страхование жизни. — М.: АНКИЛ, 2010. 450 с.

4. Выплата или страхование?

В российских законодательных и регулирующих документах говорится «выплата пожизненной пенсии». Данная формулировка не должна, однако, вводить в заблуждение: выплата пожизненной пенсии означает страхование пожизненного аннуитета (пенсии). Суть рассмотренного выше «разделения труда» заключается в том, что организации, аналогичные российским НПФ, по своей сути являются специализированными инвестиционными организациями.

Страхование пожизненных аннуитетов является сложнейшим видом страхования жизни, связанным с защитой от риска долголетия, т.е. риска того, что человек проживет дольше, чем предполагалось, и останется без средств к существованию. Сложность страхования риска долголетия связана со сложностью прогнозирования продолжительности жизни пенсионера. Во-первых, имеет место долгосрочная тенденция к снижению смертности/росту продолжительности жизни. Поэтому для расчета ожидаемой продолжительности выплаты пенсии недостаточно знать современную продолжительность жизни застрахованных лиц, необходимо также учитывать ожидаемый рост продолжительности жизни в будущем.

Для Российской Федерации прогнозирование будущей продолжительности жизни осложняется тем, что в России, как и в других странах бывшего европейского социалистического лагеря, в течение длительного времени продолжительность жизни не росла или даже убывала <7>. В некоторых постсоциалистических странах рост ее уже начался — Чехия, Словакия, — в других, в том числе и в России, естественно ожидать его в ближайшие годы. Отметим, что, хотя в целом по России значимый рост продолжительности жизни пока отсутствует, в Москве он уже имеет место: по данным Госкомстата, в 2007 г. продолжительность жизни московских мужчин на семь лет превышала среднюю по России, тогда как в середине 90-х гг. продолжительность жизни в Москве от среднероссийской не отличалась.

<7> См.: Лельчук А.Л. Туман над будущим // Русский полис. 2008. N 3. С. 52 — 55.

Таким образом, в отличие от развитых стран мира, у нас нет устоявшегося тренда изменения продолжительности жизни, который можно было бы использовать для прогнозирования. Более того, «догоняющий» рост продолжительности жизни может быть значительнее мирового, что задачу прогнозирования отнюдь не упрощает.

Если говорить о добровольном пенсионном страховании, дополнительные сложности порождает отличие продолжительности жизни застрахованных лиц от популяционной (средней) продолжительности жизни в стране. Из мирового опыта известно, что смертность застрахованных лиц ниже, а продолжительность жизни значительно выше популяционной.

Сложность страхования пожизненных аннуитетов по сравнению с иными видами страхования жизни (страхование на случай смерти, смешанное страхование жизни, пожизненное страхование и т.д.) связана с тем, что для последних завышение смертности (недооценка будущего снижения смертности, равно как и недооценка разницы между популяционной и страховой смертностью) означает определенный запас прочности (завышение страховых тарифов) <8>. В случае же страхования пожизненных аннуитетов (пенсий) завышение смертности приводит к занижению страховых тарифов и может привести к существенным проблемам с платежеспособностью страховщика и даже к его разорению.

<8> Это вовсе не означает, что страховая компания получит сверхприбыли; для повышения конкурентоспособности ей, скорее всего, придется выплатить бонусы.

В России сложнейшим видом страхования жизни разрешено заниматься НПФ, не являющимся страховыми компаниями. Это противоречит принятому как в России, так и в других странах мира принципу: страхованием могут заниматься только страховые компании. По мнению Гильдии актуариев <9>, возможны два решения:

  • НПФ не должны заниматься страховой деятельностью и, следовательно, не должны иметь права выплаты пожизненной пенсии;
  • НПФ должны стать специализированными компаниями по страхованию жизни. Их деятельность в отношении выплаты пожизненных пенсий должна регулироваться так же, как регулируется компания по страхованию жизни. Причем первый вариант представляется предпочтительным.

<9> Развитие добровольного пенсионного страхования/обеспечения в Российской Федерации. Предложения Гильдии актуариев, апрель, 2010 г. www.guildofacturies.ru.

5. Пенсионная система: что стимулируем? <10>

<10> Развитие добровольного пенсионного страхования/обеспечения в Российской Федерации. Предложения Гильдии актуариев, апрель, 2010 г. www.guildofacturies.ru.

Гильдия актуариев подготовила документ «Развитие добровольного пенсионного страхования/обеспечения в Российской Федерации», в котором отмечен ряд странностей действующего налогообложения и регулирования.

Система налогообложения и обложения взносами во внебюджетные фонды дискриминирует применяемые многими российскими компаниями корпоративные пенсионные планы с установленными выплатами (см. п. 2). В соответствии со ст. 255 НК РФ взносы работодателя в НПФ можно относить на расходы на оплату труда только при условии учета пенсионных взносов на именных счетах участников. Означает ли это, что, с точки зрения наших законодательных органов, пенсионные планы с установленными выплатами поддерживать не следует?

Как известно, в прошлом взносы на солидарные счета относились на расходы на оплату труда, но не облагались ЕСН. Требование учета взносов на именных счетах, установленное после снижения ЕСН и возникновения дефицита Пенсионного фонда РФ, было принято для того, чтобы обложить взносы в НПФ единым социальным налогом. Сегодня платежи в НПФ (учитываемые на индивидуальных счетах) освобождены от обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды, поэтому дальнейшая борьба с платежами на солидарные счета, на наш взгляд, не имеет никакого основания.

Установленная система обложения взносами во внебюджетные фонды дискриминирует пенсионные планы предприятий, реализуемые посредством пенсионного страхования в компаниях по страхованию жизни. В частности, это создает дополнительную нагрузку для предприятий угольной отрасли, покупающих пожизненные пенсии в страховых компаниях.

Существует налогообложение инвестиционного дохода, используемого для повышения пенсий участников НПФ (ст. 295 НК РФ). Помогает ли налогообложение инвестиционного дохода, используемого для повышения пенсий, решению пенсионных проблем?

В п. 2 уже говорилось о том, что в соответствии со ст. 255 НК РФ взносы работодателя на финансирование пятилетней пенсии относятся на расходы на оплату труда. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ эти платежи не подлежат и обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды (бывший единый социальный налог). Возникает естественный вопрос: являются ли пятилетние пенсии существенным вкладом в решение проблем российской пенсионной системы? Вряд ли. Зачем же наше государство стимулирует пятилетние пенсии?

На взгляд автора, перечисленные недостатки связаны с отсутствием внятного плана построения пенсионной системы России. Для сравнения обратимся к шведскому опыту. При подготовке шведской пенсионной реформы были сформулированы следующие конкретные цели <11>.

<11> Palmer E. (2000). The Swedish pension reform model: Framework and issues. World Bank Pension Primer, Washington D.C.

  1. Справедливость в отношении лиц, имеющих разную историю уплаты взносов. Люди, уплатившие одинаковые взносы и одновременно вышедшие на пенсию в одном и том же возрасте, должны получать одинаковые пенсии. Цель достигается за счет привязки пенсии к истории уплаты взносов.
  2. Прозрачность перераспределения. Эта цель была достигнута за счет того, что перераспределение финансируется за счет общих бюджетных средств, а не за счет пенсионных взносов.
  3. Финансовая устойчивость в условиях демографических и экономических изменений. В данном случае под финансовой устойчивостью понимается способность выполнения обязательств без повышения взносов. Для решения данной проблемы используемая в Швеции система условно-накопительных пенсий предусматривает направленную на эти цели индексацию и специальный механизм балансировки.
  4. Накопления, управляемые частными финансовыми институтами.

По степени достижения поставленных целей можно было оценить эффективность шведской реформы.

В отношении российской пенсионной реформы таких четких и конкретных целей и критериев изначально установлено не было. По примеру шведов мы ввели условно накопительную часть трудовой пенсии <12>, но не озаботились ее финансовой устойчивостью. Условно-накопительная пенсия предназначена только для пенсии по старости; у нас она является также и составной частью пенсии по инвалидности. Хотели упростить пенсионную систему, но создали уникальную комбинацию базовой, страховой и накопительной пенсий, не считая гарантированного минимума пенсии. Сразу после реформы 2002 г. имели место непрерывные попытки усовершенствовать пенсионную систему: снижение ЕСН, унификация налогообложения пенсионных взносов и выплат по пенсионным программам страховых компаний и НПФ, создание преференций для пенсионных программ НПФ, обратное повышение ЕСН, десятилетняя программа «тысяча плюс тысяча». Каждое конкретное решение может иметь свои достоинства (или недостатки), но, как минимум, движение к цели слишком хаотично. Да и конкретная цель все еще не сформулирована; имеют место только общие декларации.

<12> Раньше она называлась страховой, а теперь, после объединения с базовой, и вовсе осталась без названия.

На наш взгляд, необходимо сделать «шаг назад», а именно:

  • проанализировать сложившуюся ситуацию;
  • четко определить конкретные цели пенсионного страхования/обеспечения;
  • на основе этих целей установить количественные критерии оценки эффективности, позволяющие сравнивать достоинства тех или иных решений;
  • на основе целей и критериев сформулировать меры по развитию системы пенсионного страхования/обеспечения.

Если этого не сделать, наша «долгоиграющая» пенсионная реформа станет перманентной.

* * *

Рассмотренные нами обстоятельства подсказывают необходимость разделить функции НПФ и страховщиков.

НПФ решают задачу обеспечения высокой долгосрочной доходности инвестиций и эффективного администрирования пенсионных накоплений. НПФ должны предоставлять клиенту возможность выбора различных инвестиционных портфелей по аналогии с паевыми фондами, чтобы клиенты могли принимать инвестиционные решения самостоятельно, с учетом того факта, что чем выше ожидаемая доходность инвестиций, тем выше связанные с ними риски. НПФ могут производить любые пенсионные выплаты, не связанные со страхованием.

Страхованием пожизненных аннуитетов (пенсий) — как в отношении добровольного пенсионного обеспечения, так и в отношении накопительной части трудовой пенсии — могут заниматься только компании по страхованию жизни. Для этого необходимо предоставить клиентам НПФ возможность использования накопленных в НПФ средств для покупки пожизненной пенсии в страховой компании. Задачей страховых компаний является обеспечение надежности выплаты пенсий и предоставление пенсионерам возможности выбора различных видов пенсий (см. п. 3).

Очевидно также, что необходимо устранить указанные в п. 5 недостатки действующего налогообложения и обложения взносами во внебюджетные фонды.

А.Л.Лельчук

К. т. н.,

независимый актуарный консультант,

член правления,

руководитель комитета

по страхованию жизни

Гильдии актуариев

>Пенсионное страхование

Пенсионное страхование

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования жизни, при котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • Пенсионный фонд РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

14%

8%

6%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

56 800 руб.

32 320 руб.

24 480 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

10%

4%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

40 480 руб.

16 320 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм ;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 Налогового кодекса РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Год

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

37,080

790,2

56,000

37,827

950,2

54,693

53,812

38,410

1522,6

53,963

38,381

54,327

38,411

58,069

38,630

4360,3

57,982

38,432

5498,5

57,894

38,164

38,6

39,5

10 181

57,12

-152,3324

12 046

56,076

38,335

13 866

55,729

38,747

15 245.48

55,384

39,097

16 995,16

55,034

39,708

-203,518

18 744,83

20 494.50

22 244,18

54,000

41,337

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Годы

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

+3.00

279,52

+8.10

+98.32

+115.60

815,47

+11.40

+96.92

+ 182.40

1295,59

+35.19

+77.35

+380.7

+282.0

+315.01

5301,2

+353.6

+411.1

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Страна

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

мужчины

женщины

мужчины

женщины

США

Не

планируется

Япония

Не

планируется

Франция

62 года (2018 г.)

Испания

67 лет

Германия

67 лет (к 2029 г.)

Источник: Гладышева Е. В Европе поднимут пенсионный возраст// Российская газета. 2010. 9 июля.

В ряде стран механизмы корректировки пенсионных систем в расчете на увеличение пенсионного возраста уже запушены. Несмотря на протесты национальных профсоюзов, правительства Германии, Греции, Италии, Франции объявили о предполагаемом увеличении пенсионного возраста. Еврокомиссией подготовлен специальный документ («Зеленая книга»), в котором действия правительств стран ЕС по регулированию пенсионных систем считаются приемлемыми. В 2010 г. было проведено публичное обсуждение возможных изменений.

В России в 90-е годы предлагалось увеличение пенсионного возраста до 65 лет. Однако в связи с тем, что средний возраст мужчин был меньше 60 лет, это предложение сочли преждевременным. Однако летом 2010 г. вслед за обсуждением «Зеленой книги» в странах ЕС Минфин России сообщило о проведении им соответствующих расчетов, ориентированных на увеличение пенсионного возрастало 62,5 лете 2015 г. Увеличение пенсионного возраста, разумеется, не исключено. Как показал опыт Франции, граждане выступают против таких мер. Именно поэтому в России аналогичное предложение органы власти не решаются реализовать. Подобная мера должна быть органически увязана со средней продолжительностью жизни. Недопустимо увеличивать пенсионный возраст сверх средней продолжительности жизни. При растущем пенсионном дефиците (табл. 2.10) возможна реорганизация системы пенсионного страхования и обеспечения.

Таблица 2.10. Среднегодовой пенсионный дефицит в расчете на одного человека в 2010 г., тыс. евро

Страна

Среднее значение

Граждане в возрасте

20 лет

40 лет

60 лет

Венгрия

Турция

2,4

0,5

Литва

3,0

0,8

Италия

Польша

Румыния

3,7

1,3

Чехия

4,4

0,9

Россия

Испания

Франция

7,9

3,4

Ирландия

Германия

Великобритания

12,3

1,5

7,4

Источник: Емельянова Т. Школа выживания для пенсионеров // Финансы. 2010. № 36. С. 42.

В связи с необходимостью повышения среднего размера пенсии и ростом числа пенсионеров в расчете на одного работающего (в начале 2010 г. соотношение было 1,28 : 1) проблема увеличения возраста, в котором граждане уходят на пенсию, обостряется. Однако это возможно при росте средней продолжительности жизни. И все же реальность такова: уже к 2030 г. в России указанное соотношение может быть 1 : 1. В развитых странах это соотношение составляет 1,5 : 1; 1,6 : 1. Придется считаться с тем, что сокращается численность трудоспособного населения, а также лиц, на доходы которых начисляются и вносятся в Пенсионный фонд страховые взносы; устойчиво значительной является часть пенсионеров-инвалидов, не участвующая в формировании пенсионных накоплений, часть пенсионеров по случаю потери кормильца. Состав пенсионеров представлен в табл. 2.11.

Однако возможность увеличения пенсионного возраста реализуется при определенных условиях, в том числе при условии поддержки профсоюзов.

Таблица 2.11. Прогнозный расчет состава пенсионеров Российской Федерации в динамике, млн чел.

Показатель

2005 г.

2007 г.

2009 г.

2011 г.

2012 г.

Численность пенсионеров — всего

38,189

39,033

39,653

В том числе: а) получатели трудовых пенсий по старости

30,531

б) получатели трудовых пенсий по инвалидности

в) получатели трудовых пенсий по случаю потери кормильца

2,721

2,721

2,721

Наемные работники

Плательщики пенсионных взносов, включая индивидуальных предпринимателей

53,431

51,924

51,521

Численность трудоспособного населения

62,3


Пенсия на определенный срок

Выплата пенсии на определенный срок с НПФ начинается со дня достижения участником фонда возраста, указанного в его заявлении, с осуществлением первой выплаты в течение 45 рабочих дней.

Выплата пенсии на определенный срок осуществляется администратором пенсионного фонда:

1) по желанию участника фонда в соответствии с его заявлением;

2) по требованию участника фонда, который заключал пенсионный контракт на страхование пожизненной пенсии со дня возникновения у него права на выплату со дня возникновения у него права на выплаты, если приобретение пожизненного аннуитета может негативно повлиять на размер пенсионных выплат.

Срок выплаты пенсии на определенный срок не меньше десяти лет с начала осуществления первой выплаты.

В течение периода выплаты пенсии на определенный срок, участник фонда в любое время может:

1) перейти в другой пенсионный фонд, который будет продолжать выплату такой пенсии в течение оставшегося срока. Для этого в избранное НПФ подается копия выписки из индивидуального пенсионного счета и копия заявления администратору НПФ, в котором накапливались пенсионные средства;

2) заключить со страховой организацией договор страхования пожизненной пенсии из средств, которые учитываются на его индивидуальном пенсионном счете в НПФ.

К новоизбранному НПФ пенсионные средства должны быть перечислены в течение пяти рабочих дней после получения заявления участника, ведь за нарушение указанного срока администратор уплачивает участнику фонда пеню в размере двойной учетной ставки НБУ в расчете на 1 день от суммы, подлежащей перечислению, за каждый день просрочки.

Пожизненные пенсии

Пожизненные пенсии (пожизненные аннуитеты) выплачиваются участникам фондов страховыми организациями, с которыми эти участники заключили договор страхования пожизненной пенсии, из денежных средств, перечисленных страховой организации после наступления пенсионного возраста, определенного участником фонда в соответствии с законодательством, с НПФ на основании справки, полученной в администратора об объеме принадлежащих ему пенсионных средств.

Участник фонда сообщает администратора об избранной им страховой организации и подает письменное заявление о перечислении в этой страховой организации принадлежащих ему пенсионных средств, частично или полностью по желанию участника.

Страховая организация рассчитывает размер пожизненной пенсии, на основании актуарных расчетов.

Пенсионные средства перечисляются страховой организации и сумме, определенной в заявлении участника фонда, учитывая сумму, учтенную на индивидуальном пенсионном счете участника фонда на день наступления определенного им пенсионного возраста.

Страховая организация обязана возместить убытки лицу, с которым заключен договор страхования пожизненной пенсии, связанные с несоблюдением страховой организацией условий договора, в соответствии с законодательством.

Распределение и наследование пенсионных активов

Пенсионные средства, накопленные за время пребывания в браке одним из супругов в пенсионном фонде, страховой организации или на пенсионном депозитном счете, является общим имуществом супругов, если иное не предусмотрено брачным контрактом.

В случае непоступления очередного взноса от участника фонда, администратор, страховая организация или банк должны выяснить причину такого непоступления. Если поступления взносов прекращено в связи со смертью участника фонда, администратор обязан письменно уведомить государственную нотариальную контору по месту жительства участника фонда в течение десяти рабочих дней после установления такого факта. Уведомление направляется со счета пенсионных средств, принадлежавших умершему участнику фонда, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Пенсионные средства наследуются лицом (лицами), которое является наследником владельца таких средств согласно гражданскому законодательству Украины.

Наследник, принявший наследство, обязан в течение двух месяцев после окончания срока для принятия наследства подать администратору заявление об оформлении права на наследство.

Запрещается отказ или задержка в выплате пенсий.

В случае нарушения сроков пенсионных выплат или перечисления пенсионных средств на счета других НПФ или страховых компаний администратор за свой счет платит получателю пенсионной выплаты пени в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины в расчете на 1 день от суммы, подлежащей выплате, за каждый день просрочки платежа в порядке, определенном Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *