Контроль за соблюдением

Понятие и виды контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Гарантией соблюдения трудовых прав граждан является деятельность государственных органов контроля и надзора, обеспечивающая контроль за соблюдением трудового законодательства.

Замечание 1

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства – это охранительная деятельность государственных органов и общественных организаций, которая направлена на обеспечение трудовых прав работников и предотвращение нарушений трудового законодательства. Между контрольной и надзорной деятельностью существует некоторое разграничение в зависимости от органов, осуществляющих данную деятельность, а также методов выявления нарушений трудового законодательства и способов реагирования на эти нарушения.

В зависимости от органов, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства, выделяют государственный и общественный контроль в сфере труда.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственным контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства признается деятельность специально уполномоченных органов, которая направлена на защиту трудовых прав работников и привлечение работодателей к соблюдению трудового законодательства. При осуществлении контрольных и надзорных функций специально уполномоченными органами различают: предупредительный, предварительный, текущий и последующий надзор и контроль (рис. 1).

Предупредительный надзор и контроль имеет своей целью не допустить принятия условий труда, которые бы противоречили трудовому законодательству, и предотвратить нарушения требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных сооружений, а также при вводе в эксплуатацию новых и реконструкции уже существующих объектов производственного назначения.

Цель предварительного надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства при применении условий труда, осуществляемых работодателем.

Основная задача текущего надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства, а также выявление уже допущенных нарушений и принятие соответствующих мер.

Суть последующего надзора и контроля сводится к восстановлению прав работника при выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства.

Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве»>
Рисунок 1. Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве

Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Для защиты трудовых прав и свобод граждан в нашей стране создана система специально уполномоченных органов, которые наделены соответствующей компетенцией в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с действующим законодательством:

  • федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Федеральная инспекция труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований по безопасности трудовой деятельности возложен на федеральные органы исполнительной власти.

Федеральная инспекция труда состоит из:

  • федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по труду и занятости;
  • его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Таким образом, систему государственной защиты трудовых прав и свобод составляют:

  1. Органы прокуратуры, осуществляющие высший контроль за соблюдением трудового законодательства.
  2. Федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
  3. Федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях промышленности.

Все эти органы действуют на основании соответствующих нормативно-правовых актов.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют:

  1. Профессиональные союзы.
  2. Другие уполномоченные представительные органы работников (рис. 2).


Рисунок 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства

Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства

Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц при нарушении законодательства о труде и правил охраны труда, невыполнении обязательств по выполнению коллективных трудовых договоров и соглашений.

В связи с этим на должностные лица распространяются следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • административная;
  • уголовная.

К дисциплинарной ответственности относится применение мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Она может быть общая и специальная.

Материальная ответственность имеет место тогда, когда предприятию был причинен материальный ущерб. Эта ответственность может быть полной и ограниченной.

Административная ответственность состоит в виде предупреждения или наложения штрафа.

Уголовная ответственность может наступить за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда, необоснованный отказ при приеме на работу, увольнение беременной женщины. В этих случаях назначается наказание: в виде лишения свободы, штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и др.

Замечание 2

Ответственность за нарушение трудового законодательства несут как наниматель, так и должностные лица. Следует сказать, что наниматель как юридическое лицо может нести только материальную ответственность, а все остальные виды ответственности: административную, дисциплинарную и уголовную будут нести только физические лица, которые являются должностными лицами нанимателя.

>Как проходит ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства

Кто и что может проверять

Правовое положение организаций, осуществляющих ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, определяется ст. 353.1 ТК РФ. Само понятие было введено относительно недавно, в 2011 году, в дополнение к госконтролю в сфере труда. Он представляет собой разновидность контрольной деятельности, особенностью которой является осуществление функций контроля в отношении подведомственных организаций, из чего следует, что в отношение других организаций контрольные полномочия отсутствуют.

Также статья определяет круг субъектов, которые могут осуществлять такие функции. К ним относятся органы:

  • исполнительной власти (федеральные);
  • исполнительной власти субъектов;
  • местного самоуправления.

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается внутренними положениями этих органов. Примерами таких документов служат: приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля, приказ правительства Калининградской области № 667 от 17.12.2015 или Закон г. Москвы № 3 от 15.02.2017.

Ведомственный контроль осуществляется в отношении тех организаций, учредителями которых являются вышеуказанные органы исполнительной власти федерального или регионального уровня. А проводят его федеральные органы, а также исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в соответствии с законами РФ и ее субъектов (ст. 353.1 ТК РФ).

Общие требования

Общий порядок проведения проверок и основания регламентированы ст. 360 ТК РФ и Федеральным законом № 294 о защите прав юрлиц и предпринимателей при осуществлении надзора. К ведомственному контролю относятся:

  • допустимые виды проверок (плановые, внеплановые, целевые, комплексные);
  • конкретные должности, имеющие право на его осуществление;
  • правила оформления результатов инспекций;
  • периодичность и плановость проверок.

Он курирует те же сферы трудовых отношений, что и федеральный. Таким образом, проверке подлежат следующие нюансы:

  • правильность составления трудовых договоров, соответствие их содержания требованиям ст. 57 ТК РФ;
  • соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха;
  • соблюдение трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
  • своевременность направления работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;
  • оплата труда, соответствие заработной платы МРОТ и в случае допущенных задержек или невыплат выполнение работодателем требований материальной ответственности сторон трудового договора.

Мониторинг соблюдения трудового законодательства

Нестабильная экономическая ситуация, сложившаяся в последнее время в нашей стране, заставляет многие предприятия нарушать трудовое законодательство. Причем, нарушения эти происходят не столько из-за желания ущемить права работников, сколько из-за невозможности грамотно подойти к решению кадровых проблем. Профессиональная юридическая помощь в этой ситуации просто необходима. Ведь, законодатель очень строго относится к правам работников, поэтому нарушение этих прав может привести не только к административной ответственности руководителя, но и к серьезным последствиям для самого предприятия, вплоть до его принудительной ликвидации или банкротства. Юристы нашей компании готовы помочь Вам разработать оптимальную стратегию поведения с целью избежать проблем с нарушением трудового законодательства и при этом сохранить работающее предприятие.

Что включает в себя мониторинг соблюдения трудового законодательства?
Трудовые отношения – одна из самых чутких отраслей права. Ведь тут задействованы не только правовые нормы, но и чисто человеческие отношения. Именно поэтому необходим максимально грамотный подход. Избежать конфликтов внутри предприятия, при этом, не нарушив закон достаточно сложно. Именно поэтому зачастую требуется помощью юриста, хорошо разбирающегося в трудовом праве.
При проведении мониторинга нами осуществляется аудит документации, регулирующей отношения с персоналом, мы проверяем правильность заполнения кадровой документации, осуществляем проверку соблюдения трудового законодательства, как работодателем, так и работниками.

Наши услуги:
• Юридические консультации по вопросам трудового права;
• Правовой анализ документации по кадрам;
• Аудит отношений между работниками и работодателем;
• Подготовка кадровых документов (договора, приказы);
• Разработка определенной позиции при возникновении спора;
• Осуществление переговоров с работниками;
• Подготовка документации при сокращении штата;
• Разрешение трудовых споров.
Помните, любой конфликт можно предотвратить, если своевременно принять соответствующие меры. Не доводите дело до судов и трудовых инспекций. Обращайтесь к нам.

Независимая Проверка соблюдения трудового законодательства в организации помогает Вам подготовиться  к встрече инспектора труда.

  • Проверка документов на предмет нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в части охраны труда;
  • Проверка соответствия кадровых и бухгалтерских документов в части охраны труда;
  • Проверка соответствия программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами с требованиями трудового законодательства;
  • Проверка соответствия инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, программ обучения и инструктажей по охране труда в соответствии с действующими законодательством;
  • Проверка оформления и хранения документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии действующим законодательством;
  • Проверка правильности проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажа по охране труда;
  • Проверка необходимых обучений по охране труда для осуществления профессиональной деятельности;
  • Проверка локальных нормативных правовых актов производства на соответствие действующего законодательства;
  • Проверка исполнения требований о недопущении работников, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, а так же не прошедший предварительный и периодический медицинский осмотр;
  • Проверка выполнения планов мероприятий по охране труда;
  • Проверка организации режимов труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проверка организации учета, хранения противопожарного инвентаря, спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты в соответствии с действующим законодательством;
  • Проверка правильности оформления документов о расследовании несчастных случаев, происходивших в предыдущий период;
  • Проверка мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию первой (доврачебной)помощи;
  • Проверка соблюдения требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек организации;
  • Проверка отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • Проверка обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • Проверка организации информирования работников – вновь принимаемых на работу и в процессе их производственной деятельности – о состоянии охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающимся работникам средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях за условия труда;
  • Проверка правильности применения «списков должностей», в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  • Проверка организации процедуры ответов по рассмотрению писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда;
  • Проверка соблюдений противопожарного режима зданий и сооружений;
  • Рекомендации в выполнении предписаний Ростехнадзора, Роструда, Государственной инспекции по труду, Управления ГО и ЧС, государственной противопожарной служба и других контролирующих государственных органов;
  • В случае отсутствия необходимых документов даю рекомендации по их разработке и/или предлагаю шаблоны недостающих документов;
  • Проверка эффективности работы Системы управления охраны труда на предприятии (СУОТ).

Проверки трудового законодательства, пожалуй, – одни из самых сложных для хозяйствующих субъектов и мы часто обращаемся к этой теме на нашем сайте audar-info.ru. Хотя, с одной стороны, данные проверки не выглядят неизбежными и с проверяющими можно долго, буквально годами, так и не встретиться. С другой – если подобная проверка состоится, то вряд ли она обойдется без назначения штрафов. Настолько много разносторонних требований к соблюдению трудового законодательства.

Теперь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 внесены заметные изменения в некоторые документы, регулирующие порядок проведения таких проверок. И, вероятно, теперь большинству хозяйствующих субъектов не получится избежать таких проверок. По прошествии пусть нескольких лет в самом благоприятном для этого лица случае, но проверка состоится.

А вот для многих других такая проверка может вовсе не состояться, если только не возникнет повода для внеплановой проверки.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). В связи с этим применяется Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Положение).

Данный документ предусматривает проведение плановых и внеплановых документальных и выездных проверок соблюдения законодательства в области охраны труда (п. 8 Положения).

Что касается внеплановых проверок (которые, как следует из их названия, с большой долей вероятности могут и не состояться), то согласно п. 10 Положения они проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (то есть по результатам предыдущей проверки);

2) поступление в Рострудинспекцию:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Рострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством);
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) или Рострудинспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

А вот в отношении плановых проверок в п. 9 Положения было лишь указание на то, что они проводятся не чаще, чем раз в три года на основании составляемых Рострудинспекцией планов.

Данный пункт Постановлением Правительства РФ № 197 отменен. Но по‑прежнему действуют Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с которыми эти планы составляются.

К сведению:

Хозяйствующий субъект может проверить, включен ли он Рострудинспекцией в план проверок на текущий год. Для этого надо заглянуть на сайт этой организации по адресу https://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID=8143.

От проверок по срокам – к риск-ориентированному подходу

Из пункта 3 «а» данных правил следует, что основания для составления планов проверок содержатся в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Главные из этих оснований приведены в п. 8 ст. 9 данного закона и подразумевают истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Сравнительно недавно введено и еще одно условие, согласно которому Правительство РФ может устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (п. 9.3 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Список таких видов государственного контроля приведен в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Этот список Постановлением Правительства РФ № 197 дополнен, в него включен Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ под риск-ориентированным подходом понимается отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности устанавливает Правительство РФ, если такие критерии не предусмотрены федеральным законом (п. 4 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ).

В связи с этим Положение дополнено п. 17 – 24. В соответствии с п. 20 Положения проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – один раз в два года;
  • для категории значительного риска – один раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Согласно новому п. 21 информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, будет размещаться на сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Хозяйствующие субъекты, отнесенные к другим классам, могут получить информацию о своей категории, сделав запрос в Рос­трудинспекцию. Орган контроля должен ответить на запрос в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления. Если данное лицо считает, что его надо отнести к другой категории, оно вправе подать в Рострудинспекцию заявление о ее изменении.

Как определить свою категорию?

Правда, подыскивая основания для подачи такого заявления, предприятие или предприниматель должны представлять себе критерии, по которым определяется класс (категория) риска. Эти критерии приводятся в приложении к Положению.

Данные критерии в определенной степени носят оценочный характер, при этом понятно, что оценивать их значимость будут чиновники. В то же время присутствуют и объективные показатели.

Так, будет оцениваться принадлежность хозяйствующего субъекта к определенной отрасли. При этом будет иметь значение количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в этой отрасли. В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности. Оно должно пересматриваться не реже, чем раз в три года. На данный момент его значения по отраслям приведены в специальном Перечне:

Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2 Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A) 0,49
Добыча полезных ископаемых (B) 1,49
Обрабатывающие производства (C) 0,96
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D) 0,99
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) 0,97
Строительство (F) 0,87
Транспортировка и хранение (H) 0,85
Деятельность в области информации и связи (J) 0,58
Образование (P) 0,44
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q) 0,57
Прочие виды экономической деятельности 0,2

Данный коэффициент корректируется на значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), которое зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

  • 0,5 – при среднесписочной численности работников менее 200 человек;
  • 0,7 – при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;
  • 1 – при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;
  • 1,5 – при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

Произведение двух приведенных показателей ПВ и М дает значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т).

Помимо показателя Т в расчете участвует также показатель Ку, именуемый коэффициентом устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Он представляет собой сумму трех показателей. Первый из них (Кт) зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему.

За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий – 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска.

Второй индивидуальный показатель Кз зависит от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, то лицу начисляется 0,3 балла.

И, наконец, если лицу назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, ему добавляется еще 0,1 балла. А при отсутствии таких наказаний, наоборот, может быть рассмотрен вопрос о снижении лицу класса риска.

Все коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются следующие классы риска:

  • высокий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
  • значительный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

Пример.

Организация занимается производством алкогольной продукции. Ее численность – 100 человек. Случаев травматизма в предыдущие три года не зафиксировано, как и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда, но в предыдущем году имелся факт задержки выплаты зарплаты на 5 дней.

Коэффициенты для расчета класса риска по организации составили: ПВ = 0,2, М = 0,5, Ку = 0,3 (0 + 0,3 + 0). Общее значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда Р = 0,4 (0,2 х 0,5 + 0,3).

Следовательно, лицо в текущем году получит класс умеренного риска, то есть при сохранении этого класса проведение проверки трудового законодательства ему грозит не чаще, чем раз в 6 лет.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Речь идет о Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Органы надзора и контроля

В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты трудовых прав и свобод, включающая в себя перечень государ­ственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией.

Согласно ст. 353 ТК РФ:

    • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Среди указанных органов следует выделить Феде­ральную инспекцию труда — единую централизованную систему, состоящую из

    1. федерального органа исполнительной власти (Федеральная служба по труду и занятости — Роструд), уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
    2. его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354-356 ТК РФ).

Таким образом, в систему государственной защиты трудовых прав и свобод входят следующие органы контроля и надзора:

    1. органы прокуратуры (высший контроль за соблюдением законодательства о труде);
    2. Федеральная инспекция труда (государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права всеми работодателями на террито­рии РФ);
    3. федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах про­мышленности наряду с Федеральной инспекцией труда).

Все они действуют в соответствии с федеральными нормативны­ми правовыми актами. Все указанные органы, уполномоченные осуществлять над­зор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в на­званных правоотношениях выступают в качестве управомоченных субъектов.

Нель­зя также упускать из виду органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные правом осуществлять внутриведомственный государствен­ный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *