Выставочная деятельность музея

Тема 13. Теория музейного документирования о методологии и методике научного комплектования фондов.

Теория документирования как первая ступень познания «музейности». Музейный предмет как документ. Информационно-исторический уровень понимания документирования в современном музееведении. Научное документирование явлений и процессов природы и общественной жизни как специфический тип музееведческого исследования. Когнитивно-ценностный подход к документированию. Критерии и принципы документирования. Цель, смысл и результат музейного документирования.

Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Таким образом проявляется документационный подход к реальности. Объекты – носители музейности должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания разных эпох.

Отбор предметов в фондовые собрания опирается на музееведческие и профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины.

Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

Теория документированияизучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета.

15. Теория документирования и ее роль в музейной деятельности

Теория документирования изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание Теория документирования изучает различные стороны действительности с точки зрения проявления в них свойств музеальности и отбора объектов музейного значения, подлежащих сохранению и использованию в условиях музея. Является теоретической основой комплектования музейных фондов и музеефикации объектов историко-культурного и природного наследия. Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Т.о. – носители музейности должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания разных эпох.

Отбор предметов в фондовые собрания опирается на музееведческие и профильно-научные исследования, причем для музееведческого документировании характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины.

Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения

16. Теория тезаврирования и её роль в музейной деятельности

Музееведение это научная дисциплина, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний посредством музейных предметов, музея, как общественного института. Его социальные функции и формы.

Теория тезаврирования это одна из основных функций музееведения, связана с научно — фондовой деятельностью музея, с учетной, исследовательской и охранной деятельностью.

Учет музейных фондов предусматривает два этапа: (II ступени).

  1. Первичная регистрацияпоступивших в музей предметов.

  2. Инвентаризация,то есть научная регистрация музейных предметов.

Юридическое оформление принадлежности предметов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное (временное) хранение. Этот документ составляется не менее чем в трех экземплярах, подписывается главным хранителем (заведующим фондами), лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на материальное хранение. Затем вносятся в книгу поступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материалов. Предметы, поступившие в музей на временное хранение, вносятся в книгу поступлений во временное пользование.

Инвентаризация,то есть научная регистрация музейных предметов заключается в наиболее полном изучении музейных предметов. осуществляется при помощи книг научной инвентаризации —научных инвентарей.Будучи юридическими документами, они оформляются так же, как и книги поступлений. Процесс исследования разделить на несколько основных этапов:

1. Атрибуция (легенда) – наиболее полное изучение основных признаков предмета. Среда бытования, название и форма, размер, материал, способ изготовления, время создания.

2. Классификация – деление музейных предметов на группы по признакам родства и различая, музейные предметы можно разделить по способу изготовления (древо, металл), функциональному назначению

3. Систематизация, это группировка реально существующих в музейном собрании предметов с помощью современных электронных средств систематизации и хранения научной информации. Создается система каталогов, соответствующих классификационной схеме.

4. Интерпретация (истолкование) устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам и, наконец — музейная ценность.

Хранение музейных фондов это меры, направленные на защиту музейного фонда от порчи и хищения. Соблюдение температурно-влажного, биологического, солнечного, климатического режимов. Противопожарной безопасности. Например, музейные предметы из драг металлов, оружие должны храниться в специально оборудованных помещениях. Кость мамонта от прямых попаданий солнечных лучей начинает желтеть.

Тема № 1. Экспозиционно-выставочная деятельность музея

Nbsp; ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ Учебная программа для специальности: 1-21 03 01 История (по направлениям) Содержание учебного материала

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Введение. Музееведение как научная дисциплина. История становления музееведения как научной дисциплины. Обобщенные исследования по истории музейного дела. Разработка проблем истории музейного дела в Беларуси.

Структура, объект, предмет и метод музееведения. Базовые понятия музееведения. Музееведение в системе наук. Музееведение и профильные научные дисциплины. Связь музееведения с архивоведением, источниковедением, историческим краеведением, искусствоведением, психологией и педагогикой. Музей как место сосредоточения памятников истории, культуры, природы. Специфика музея как научного и образо­вательного учреждения. Музееведческие научные и учебные центры. Участие белорусских музеев в работе международных организаций. Значимость музееведческих знаний и их применение в научной, культурной, образовательной и воспитательной деятельности человечества.

Значение музееведческих зна­ний в формировании исторического мышления человека, в процессах интеграции человечества.

Музееведение и проблема подготовки музееведческих кадров и музейных работников. Роль историков в развитии музейной сети, создании общественных музеев.

Музей как социокультурный институт.Понятие «музей». Музейный предмет как основа музейной коммуникации. Свойства музейного предмета. Классификация музейных предметов. Воспроизведения музейных предметов. Музейный предмет в коллекции. Новейшие тенденции в понимании музейного предмета. Социокультурные функции музея. Функция документирования. Функция образования и воспитания. Функция организации свободного времени. Музей как научно-исследовательское учреждении. Музейная коммуникация. Классификация музеев. Профильное и типологическое деление музеев. Исторические музеи (военно-исторические, архео­логические, этнографические, историко-архитектурные музеи-заповедники, мемориаль­ные музеи). Художественные музеи. Научные музеи. Комплексные музеи. Виды музейных учреждений Беларуси по ведомственной принадлеж­ности. Общественные музеи. Школьные музеи. Частные музеи.

ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Зарождение и развитие музеев за рубежом.Перио­дизация музейного строительства. Предмузейное собирательство. Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Частное коллекционирование в античном обществе. Средневековые коллекции. Систематическое коллекциониро­вание и музеи в эпоху Возрождения в Западной Европе как результат развития искусств, удовлетворения эстетических потребностей (коллекции рода Медичей и других королевских фамилий). Коллекции Ватикана в Риме. Возникновение первых естественноисторических музеев, «кунсткамер» и кабинетов в XVI — XVII вв. как хранилищ древностей. Развитие музейного дела в XVII веке и в эпоху Просвещения. Первые государствен­ные музеи. Организация и формирование национальных музеев (Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, Кунсткамера в Петербурге). Создание художественных музеев. Развитие узкоспециализированных музеев (естественнонаучные, археологические, этнографические). Рост количества музеев и развитие музейного дела в зарубежных странах в XIX – середине XX в. Возникно­вение музеев за пределами Старого и Нового Света. Роль всемирных выставок в развитии музейного дела в XIX в. – начале XX в. Музеи под открытым небом. Вли­яние политических и военных событий XX в. на судьбы и деятельность музеев. Музейное дело с середины XX по XXI век. Создание музеев в бывших колониальных и зависимых странах. Экомузеи. Крупнейшие музеи и музейные объеди­нения в современном мире.

История музейного дела в Беларуси.Коллекционирование в древние времена. Княжеские и монастырские коллекции. Первые частные коллекции на территории Беларуси. Коллекции Радзивиллов, Сапегов. Музеи учебных заведений во второй половине XVIII в.: музей Полоцкой иезуитской коллегии, Гродненской медицинской школы. Частные коллекций XVIII в. Коллекции И. Хрептовича, А. Тызенгауза, А. Яблоновской.

Частные коллекции на территории Беларуси в первой половине XIX в. Создание сельскохозяйственного музея в Гори-Горецком институте. Подъем музейного движения во второй половине ХIХ в. Виленский музей древностей. Деятельность научных и церковно-археологических товариществ, архивных комиссий, научных учреждений и земств, статистических комитетов по созданию музеев.

Музеи на территории Беларуси в начале ХХ в. Периодизация истории музейно­го дела советского периода. Музейное строительство в пер­вые годы Советской власти. Первые советские документы о музеях. Возникновение новых типов музеев и реорганизация дореволюционных музеев. Создание государственной музейной сети в 20-30-е гг. ХХ в. Массовая поли­тико-воспитательная работа музеев. Музеи и краеведческое движение. Краеведческие музеи в Западной Беларуси.

Положение музеев в года Великой Отечественной войны. Уничтожение историко-культурных ценностей. Восстановление и развитие музейной сети Беларуси в конце 40-х – начале 50-х гг. Создание новых музеев в послевоенное время. Характеристика современного состояния музейного дела в Беларуси. Классификация музеев. Изменения в составе и структуре музейной сети в конце XX века. Новые тенденции в музейной деятельности начала XXI века. Закон РБ «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» и его роль в развитии музейного дела.

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ

Научно-фондовая работа музеев. Понятие «фонды музея». Цели и задачи комплектования музейных фондов. Структура фондов музея. Работа в фондах музея. Науч­ная организация фондов музея. Комплектование фондов. Основы научной методики комп­лектования фондов. Учет музейных предметов. Изучение музейных предметов. Атрибуция предметов. Хранение музейных предметов. Требования к обустрой­ству фондовых и экспозиционных помещений, музейных зданий. Понятия о консервации и реставрации памятников природы, истории и культуры. Научное описание фондовых материалов. Подготовка фон­довых материалов к использованию в научно-исследователь­ской и пропагандистско-воспитательной работе. Использование фондов музея. Музейное законодательство об основных аспектах научно-фондовой работы

Экспозиционно-выставочная работа музея. Музейная экспозиция. Цели и задачи музейной экспозиции. Проектирование музейной экспозиции. Научная концепция экспозиции. Экспозиционные материалы. Принципы постро­ения экспозиций, в том числе экспозиций исторического профиля. Экспозиционные приемы. Методы проектирования экспозиции. Экспозиционный комплекс. Систематическая экспозиция. Ансамблевая экспозиция. Тематическая экспозиция. Ландшафтная экспозиция. Важнейшие требования к экспозиции. Использование в экспозиции достижений профильных научных дисциплин. Выставочная деятельность музеев. Цели и задачи выставочной деятельности. Традиционные и нетрадиционные принципы классификации музейных выставок.

Научно-исследовательская и образовательная работа музеев. Музей как научно-исследовательское учреждение. Содержание научно-исследовательской работы. Научная концепция музея. Основные направления научных исследований. Музеи в системе воспитательной работы. Научно-просветительная и воспитательная работа. За­дачи работы с посетителями музея. Технологии образовательной деятельности музея. От музейного просветительства к музейной педагогике. Формы работы музея с учащимися. Музейные празд­ники. Популяризация музея. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

Новые музейные технологии. Современные технологии в управлении музеем. Маркетинг в музее. Музейная коммуникация. Информационные технологии в музейной деятельности. Виртуальные экспонаты.

Информационная часть

Литература

№№ п/п Название Год издания
Основная
1. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца ХVIII века. В 2 ч. Спб., 2001.
2. Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира. Мн., 2003.
3. Гужалоўскі А.А. Нараджэнне беларускага музея. Мн., 2001
4. Гужалоўскі А.А. Беларускія музеі (1918-1941 гг.). Мн., 2002.
5. Гужалоўскі А.А. Музеі Беларусі. 1941-1991. Мн., 2004.
6. Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие. М., 2005.
8. Шулепова Э.А. Основы музееведения / Учеб. пособ.. М., 2005
Дополнительная:
9. Бярэйшык Л.У., Гужалоўскі А.А. Музеі замежных краін. У 2-х ч. Ч.1. Музеі Еўропы. Мн., 2004.
10. Бярэйшык Л.У., Гужалоўскі А.А. Музеі замежных краін: вучэб. дапам. У 2-х ч. Ч. 2. Музеі Азіі, Амерыкі, Аўстраліі, Афрыкі. Мн., 2008.
11. Веткаўскі музей. Мн., 2001.
12. Воронкова И.Ю. Создание и становление Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Мн., 2001.
13. Гілевіч Т.В., Мамін В.А. Барысаўскі краязнаўчы музей. Мн., 1991.
14. Государственный музей БССР. Мн., 1988.
15. Гродненский историко-археологический музей. Путеводитель по залам. под общ.ред. Я.Ф. Вальковой и К.Ф. Карникиной. Мн., 1986.
16. Каспяровіч М.І. Краязнаўства. Мн., 1929.
17. Кузьмина Е.Е. Работа зарубежных музеев с подраста­ющим поколением. М.,1990.
18. Музееведение. Музеи мира / Сб.науч.трудов НИИ культуры. М., 1991.
19. Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001.
20. Музейные термины // Терминологические проблемы му­зееведения: Сб. науч. тр. М., 1986.
21. Музейные учреждения и организации зарубежных стран. М., 1987.
22. Российская музейная энциклопедия в двух томах. М., 2001.

Тематика семинарских занятий

Тема № 1. Экспозиционно-выставочная деятельность музея

· Понятия «экспозиция» и «выставка». Их особенности

· Методы построения экспозиции

· Научное проектирование экспозиции. Основные этапы и их характеристика

· Экспозиционные материалы

· Экспозиционное оборудование. Роль света и цвета в архитектурно-художественном построении экспозиции

· Использование информационных технологий в экспозиционно-выставочной деятельности музея

Контрольная работа

Тема: История музейного дела в Беларуси

  • Коллекционирование в древние времена.
  • Частные коллекции и музеи учебных заведений во второй половине XVIII в.
  • Музеи на территории Беларуси в ХIХ– начале ХХ в.
  • Создание государственной музейной сети в 1920–1930-е гг.
  • Положение музеев в года Великой Отечественной войны.
  • Послевоенное восстановление и развитие музейного дела в Беларуси.
  • Музейная сеть Республики Беларусь на современном этапе

Тематика рефератов

1. Развитие музееведения в Беларуси.

2. Подготовка музейных специалистов в Беларуси.

3. Предмет исследования музееведения.

4. История создания и деятельности ИКОМ.

5. Связи музееведения с другими науками.

6. Коллекционирование в Древней Греции и Риме.

7. Александрийский Мусейон.

8. Коллекции Медичи.

9. Музей в эпоху Просвещения.

10. Коллекции Людовика 14.

11. Создание Старой Пинакотеки в Мюнхене.

12. История создания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

13. Коллекции Екатерины II.

14. История создания Лувра.

15. Место музея в обществе.

16. Научно-исследовательская работа музеев.

17. Образовательная и воспитательная работа музеев.

18. Исторические музеи.

19. Естественно-научные музеи.

20. Художественные музеи.

21. Комплексные музеи.

22. Методика изучения музейных предметов

23. Музейный фонд Республики Беларусь

24. Научная каталогизация музейных фондов

25. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции

Мини-музей «Предметы глубокой старины»

Елена Евгеньевна Доронина
Мини-музей «Предметы глубокой старины»

Мини-музей «Предметы глубокой старины».

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, — истинными ценностями. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Для успешного всестороннего развития используется метод проектов, один из которых назван «Мини-музеи в детском саду».

На идею о создании музея откликнулись родители, ведь приятно когда с самого детства дети знакомятся с традициями семейных поколений и чтут, гордятся. Украшением нашего мини- музея стали все экспонаты предоставленные родителями. Ребята также принимали активное участие в творческих работах.

Наш мини-музей посвящён предметам народного быта.

Название мини-музея «Предметы старины глубокой»

Цель и задачи мини-музея:

• Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ

• Обогатить воспитательно-образовательный процесс новыми формами; (Реализация образовательных областей в соответствии с ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие»

• Воспитывать интерес к старинным предметам обихода

• Сформировать у дошкольников представление о музее, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания

• Расширить кругозор, развить познавательные способности, творческое и логическое мышление, воображение, художественный вкус, моторику рук

В мини-музее представлены предметы, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Музей создан для того, чтобы познакомить детей с предметами старины, с декоративной росписью, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

1 этап: подготовительный

подбор методического и наглядного материала: «Народные промыслы», «Путешествие в историю предметов», «Нежная гжель», «Разудалый городец», «Филимоновская игрушка», «Чудо Хохлома», «Каркапольские игрушки».

Консультирование родителей «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», оформление презентации для работы с детьми «Народные промыслы России».

2 этап: Основной (планирование и организация деятельности).

3 этап: Заключительный этап.

Оформление мини-музея «Предметы старины глубокой»

Оформление выставки совместных работ родителей с детьми

План-схема.

Работа с детьми: «Народные промыслы России»-презентация, рисование «Хохлома», чтение стих; пословиц: поговорок о народном творчестве; беседа «Путешествие в прошлое предметов быта», «Сундучок тетушки Алены» лепка: «Матрешка».

Результат реализации проекта

1. Повысился уровень сформированности представлений воспитанников о

предметах старинного быта.

2. Овладение практическими навыками и умениями работы с изобразительными материалами.

3. Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.

Взаимодействие с родителями: оснащение уголка творчества изделиями народного промысла (предметы быта, посуды, игрушками). Создание мини-музея. Консультации: «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с изделиями декоративно- прикладного искусства»; оформление выставок совместных работ воспитанников и родителей

Виды музейных экспозиций

Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы — экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения. Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы — экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции — выставки: тематические, фондовые, отчетные.

Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

Здание Краеведческого музея построено в 2006 году. Параллельно со строительством и благоустройством здания создавалась историко-краеведческая экспозиция. В работе принимали участие ученые, представители общественности. Создатели экспозиции столкнулись с многочисленными трудностями, связанными с особенностями здания: оно состоит из четырех больших залов с колоннами и стеклянными стенами. Было решено разделить пространство на тематические зоны при помощи специального экспозиционного оборудования.

Первый зал краеведческой экспозиции открылся для посетителей 20 июля 2007 года. Здесь представлено многообразие природы Южного Урала, а также экспонаты, рассказывающие о далеком прошлом нашего края. В больших витринах — окаменевшие стволы и отпечатки листьев гигантских папоротников, распространенных во времена динозавров, бивни мамонтов и скелет пещерного медведя, обитавших на Южном Урале в ледниковый период. В этом же зале находятся образцы южноуральских горных пород и минералов, гербарии и коллекции насекомых. В соседних витринах можно увидеть орудия труда наших предков, живших в каменном и бронзовом веках.

Второй зал — зал истории и народного быта открылся 25 декабря 2007 года. В экспозиции представлена история Южного Урала, начиная с раннего железного века до конца XIX века. Здесь два больших раздела. Первый посвящен древним культурам раннего железного века и раннего средневековья. Здесь же можно познакомиться с искусством и религией мусульманского мира, традиционными занятиями и бытом башкир, казахов — коренных народов Южного Урала. Во втором разделе экспозиции рассказывается о заселении, сельскохозяйственном и промышленном освоении края в XVIII-XIX веках. Атмосферу былых эпох создают объемные композиции: древнее городище и доменная печь XVIII века, «многоголосая» ярмарка, и кабинет чиновника конца XIX века, крестьянская изба и купеческая гостиная.

Зал истории ХХ века открылся в 2008 году. Рассказ об истории края начинается со строительства железных дорог на Южном Урале и заканчивается общественно-политическими переменами 1980-90-х годов. В экспозиции представлены важнейшие события XX века: революция и Гражданская война, индустриализация и коллективизация, Великая Отечественная война, хрущевская оттепель, годы застоя.

Музей на крыше — один из самых успешных и романтичных проектов Челябинского краеведческого музея. Смотровая площадка восточной башни, где расположилась экспозиция «Музей на крыше», занимает 600 квадратных метров. Отсюда открывается прекрасная панорама. Город виден как на ладони: небольшие улочки и современные проспекты, театры и деревянные постройки начала XX века, зеленые скверы и городские парки, купола церквей и мечеть с минаретом. А рядом экспонаты, рассказывающие о том, каким был Челябинск сто, двести лет назад. Картину прошлого дополняют сохранившиеся карты и планы застройки старого города, коллекция «потерянных» вещей, найденных во время археологических раскопок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *