Оценка риска налоговой проверки

Министерство финансов и Министерство Национальной экономики подготовило ПРОЕКТ приказа «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска»

Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и статьей 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора налогоплательщиков для проведения проверок по вопросам соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан.

Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых налогоплательщиками, в том числе посредством автоматизированных систем;

2) результаты предыдущих проверок;

3) результаты иных форм контроля;

4) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

Объективные критерии

Объективные критерии оценки степени риска:

1) период, не охваченный комплексной проверкой по вопросам исполнения налогового обязательства, равен трем годам и более;

2) налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица или структурного подразделения юридического лица.

Субъективные критерии

Субъективные критерии оценки степени риска:

1) коэффициент налоговой нагрузки, определяемый в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 253 «Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой».

2) осуществление операций с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

3) коэффициент соотношения суммы вычетов с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок находится в диапазоне от 0,98 до 1 включительно;

4) представление дополнительной налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость по истечении двенадцати месяцев со дня окончания налогового периода с увеличением суммы вычетов и с отражением суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет;

5) представление налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу с нулевыми показателями, при этом осуществление внешнеэкономической деятельности и (или) участие в государственных закупках;

6) наличие неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

На основании исторических данных по источникам информации в информационной системе, применяемой в целях оценки степени риска, формируется уравнение, в котором в качестве переменных используются критерии степени риска. По каждому налогоплательщику определяется коэффициент степени риска по совокупности критериев:

Z = K1 * X1 + K2* X2 + …+ Kn* Xn+B

где:

Z – коэффициент степени риска по совокупности критериев;

К1, …, Кn – коэффициенты, высчитанные методом «градиентный спуск» при решении системы линейных уравнений;

X1, …, Хn – значение по критериям;

n – количество критериев;

В – свободный член, корректирующий коэффициент Z в размерность вероятности.

Вероятность наступления целевого события измеряется по шкале от 0 до 100 процентов. Для определения вероятности наступления целевого события следует произвести следующие преобразования:

P = 1 / (1 + e-z)

где:

Р – вероятность;

е – экспонента, математическая постоянная равная числу 2,71828182846.

Общий показатель степени риска проверяемого субъекта рассчитывается по критериям оценки степени риска, указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Критериев и критериев оценки степени риска, относящимся к конфиденциальной (служебной) информации.

По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:

1) к высокой степени риска – при показателе вероятности свыше 50 процентов;

2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе вероятности 50 процентов и ниже.

Налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, исходя из приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем вероятности.

Полугодовые графики проверок в особом порядке формируются в порядке, определенном пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса.

После принятие ПРОЕТА будет признан утратившим силу совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 251 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной налоговой проверки».

Рассказать друзьям:

Критерии, по которым контролеры составляют план проведения выездных налоговых проверок, изложены в Концепции и являются общедоступными. Причем недавно в нее были внесены поправки. Рассмотрим, какова вероятность для сельхозорганизаций попасть в такой список с учетом последних изменений.

Общие правила Итак, приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Концепция) был поправлен. Коррективы внесены приказом ФНС России от 8 апреля 2011 г. № ММВ-7-2/258@ в приложения № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/333@. В Концепцию добавили данные за 2010 год по налоговой нагрузке по видам экономической деятельности (в %) и рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов по видам экономической деятельности (в %).

Критерии для самостоятельной оценки риска назначения выездной налоговой проверки следующие.
1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (по виду деятельности).
2. Отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение двух и более лет).
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов по НДС.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации.
5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в инспекциях в связи с изменением местонахождения («миграция» между инспекциями).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Отметим, что всю имеющуюся информацию контролеры рассматривают в совокупности. То есть, если предприятие подпадает под один или несколько критериев, приведенных в Концепции, это не означает, что она непременно попадет в список проверяемых организаций. Далее мы рассмотрим те критерии, которые наиболее интересны для сельского хозяйства.
Особенности при общей системе налогообложения Во-первых, для сельхозорганизаций актуален критерий о значительных суммах вычетов по НДС (доля вычетов от суммы начисленного с базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев). Он, разумеется, является общим для всех организаций, но специфику деятельности конкретных отраслей не учитывает. А ведь в сельском хозяйстве многие операции по реализации продукции облагаются по ставке 10 процентов, в то время как приобретаемые материалы, работы и услуги, по которым «входной» налог принимается к вычету, облагаются по ставке 18 процентов. Если подходить к рассматриваемой ситуации формально, то большинство сельхозорганизаций подпадают под критерий «89 процентов». Однако в связи со спецификой сельхоздеятельности чиновники рекомендуют сделать перерасчет так, если бы выручка от реализации облагалась по ставке 18 процентов, и уже к полученному результату применить рассматриваемый критерий.

>|Интервью с чиновником на тему назначения выездных налоговых проверок опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 1 на стр. 12. Его электронная версия размещена на нашем сайте (www.otraslYchet.ru).|<
Поясним сказанное на примере.
Пример 1.
ООО «Восход» применяет общую систему налогообложения. Предположим, что за II квартал 2011 года выручка (без учета НДС) от реализации молока, скота в убойном весе и мяса составила 2 800 000 руб., выручка от реализации покупных активов – 90 000 руб. При этом в указанный период были приобретены семена на сумму 1 100 000 руб. (в том числе НДС – 100 000 руб.), ГСМ на сумму 1 416 000 руб. (в том числе НДС – 216 000 руб.), запчасти на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), прочие материалы, работы и услуги на сумму 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.). Таким образом, за II квартал по реализации был начислен налог:

2 800 000 руб. х 10% + 90 000 руб. х 18% = 296 200 руб.
А вычеты по налогу составили:
100 000 руб. + 216 000 руб. + 36 000 руб. + 27 000 руб. = 379 000 руб.
Для упрощения примера допустим, что авансов от покупателей в течение квартала не поступало, равно как и не было продаж по ранее полученным авансам. В этом случае по итогам квартала НДС в размере 82 800 руб. (379 000 – 296 200) будет заявлен к вычету.
Налог с операций по реализации по условному перерасчету составит:
(2 800 000 руб. + 90 000 руб.) х 18% = 520 200 руб.
Вычеты по налогу в процентном соотношении составляют 72,9 процента (379 000 руб. / 520 200 руб. х 100%). То есть в данном случае вычеты по налогу значительно ниже «критического» показателя. Кроме того, согласно Концепции этот критерий оценивают по данным не за один квартал, а за четыре квартала. Еще один критерий – налоговая нагрузка. Ее определяют как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности инспекций и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. За 2010 год по сельскому хозяйству этот показатель составил 4,2 процента. В составе налогов будет учитываться налог на прибыль, на имущество, транспортный, земельный налог и пр.

>|Для расчета налоговой нагрузки можно взять суммы к уплате по данным годовых деклараций за 2010 год, а выручку взять из Отчета о прибылях и убытках за 2010 год. Статистические данные по налоговой нагрузке по отраслям и по рентабельности приведены в приложениях № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/333@.|<
Пример 2.

ООО «Золотой колос» за 2010 год начислило налоги в размере 330 000 руб., выручка от реализации составила 6 000 000 руб. Тогда налоговая нагрузка будет равна 5,5 процента (330 000 руб. : 6 000 000 руб. х 100%).
Кроме того, рассматривается критерий по отклонению рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики. Во внимание принимается отклонение в сторону уменьшения на 10 процентов и более. Причем, во-первых, рассматривают рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости). Во-вторых, также определяется рентабельность активов – соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организаций.
По данным за 2010 год, для сферы сельского хозяйства рентабельность продаж составила 10,3 процента, а рентабельность активов – 3,4 процента (оба этих показателя подросли по сравнению с 2009 годом).
Особенности при применении спецрежимов В данном случае речь идет о неоднократном приближении к предельному значению величин показателей, позволяющих применять спецрежимы (менее 5% к предельному значению два и более раза в течение календарного года).
Если организация уплачивает сельхозналог По общему правилу уплачивать единый сельскохозяйственный налог могут организации, которые отвечают критерию «70 процентов», установленному в статье 346.2 Налогового кодекса РФ. В данном случае предельным будет показатель 73,5 процента (70% х 1,05).

Поскольку при этом спецрежиме доходы и расходы определяются кассовым методом согласно статье 346.5 Налогового кодекса РФ, сельскохозяйственному предприятию до окончания года целесообразно отслеживать долю выручки от реализации собственной продукции в общем объеме доходов и по возможности регулировать этот показатель.
Если предприятие на «упрощенке» Здесь возможным основанием для проверки может послужить неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса РФ показателей, необходимых для применения «упрощенки»:
– доля участия других организаций – не более 25 процентов (то есть критичным будет значение 23,75% (25% х 0,95));
– средняя численность работников за налоговый (отчетный) период – не более 100 человек (95 человек уже пограничная величина (100 чел. х 0,95));
– остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн руб. (под критерий попадает 95 млн руб. (100 млн руб. х 0,95));
– предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода, составляет не более 60 млн руб. Критическое значение – 57 млн руб. (60 млн руб. х 0,95). >|Предельный размер доходов по итогам отчетного (налогового) периода определяют в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.|<
Важно запомнить
Возможные критерии для назначения выездной налоговой проверки агропредприятия при общем режиме налогообложения – значительная доля вычетов по НДС, а для плательщиков сельхозналога – приближение к показателю «70 процентов».

Критерии риска налоговой проверки

Сроки проведения выездной налоговой проверки, порядок и сроки ее проведения налоговым органом, регламентирован статьей 89 Налогового кодекса РФ, в том числе внутренними регламентами ФНС России. Также ФНС России для использования в работе разработала и направила в территориальные налоговые органы Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

На сегодняшний день Налоговый кодекс РФ не устанавливает информирование налогоплательщиков о предстоящей налоговой проверке в отношении них. О том, что выездная налоговая проверка уже началась, налогоплательщик, как правило, узнает уже по факту, получив соответствующее решение налогового органа (см. Письмо ФНС от 18 ноября 2010 года № АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»). А о том, что идет выездная налоговая проверка контрагента, налогоплательщик обычно узнает, когда у него начинается встречная проверка контрагента и, к нему поступают соответствующие запросы о предоставлении документов и пояснений по взаимодействию с определенным контрагентом.

При этом у налогоплательщиков есть возможность самостоятельно дать оценку своей деятельности, при необходимости произвести уточнение налоговых обязательств не дожидаясь, когда это сделает налоговая инспекция в рамках выездной налоговой проверки. Такую оценку налогоплательщик может провести руководствуясь критериями рисков, опубликованных на сайте ФНС России www.nalog.ru в открытом доступе. Федеральная налоговая служба РФ рекомендует налогоплательщикам чаще обращаться к данным сведениям и проводить самостоятельную оценку рисков во избежание их включения в план выездной налоговой проверки. Об этих критериях рисков, а также иных видах открытых источников по оценке рисков включения компаний в план выездных налоговых проверок и пойдет речь в настоящей статье.

12 критериев риска выездной налоговой проверки

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведены в разделе 4 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, которые были введены Приказом ФНС России от 14.10.2008г. № ММ-3-2/467@ (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2010г. № ММВ-7-2/461@).

  1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка. Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем. Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок. Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке (см. п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@). При этом, налоговая нагрузка чуть ниже среднеотраслевой вполне может быть объяснима такими причинами как: реализация налогоплательщиком неликвидного товара по цене ниже его себестоимости, реализация товара с существенным ростом цен на сырье и материалы, используемые при производстве таких товаров, изменения экономической ситуации в стране). Это тоже следует учитывать налогоплательщику, при самостоятельной оценке рисков.
  1. Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке налогоплательщиком рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, ему следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки. Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд. Факт убыточности налогоплательщика на протяжении указанного периода является основанием для вызова такого налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы, которые специально были созданы в налоговых органах с целью ведения отбора налогоплательщиков для проверок, мониторинга и анализа их финансово-хозяйственной деятельности (см. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»).
  1. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость (работает с НДС). С позиции налоговиков, сумма вычетов по НДС признается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна или превышает 89% за календарный год. Данные для анализа берутся из налоговой декларации по НДС, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 15 октября 2009 года № 104н).

  1. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов. Между доходами и расходами, согласно налоговой и бухгалтерской отчетности должна сохраняться пропорция. Для того чтобы снизить риск назначения выездной налоговой проверки, налогоплательщику следует провести анализ своих доходов и расходов и выявить причины расхождений. Причинами расхождений могут являться: цена на готовую реализуемую налогоплательщиком продукцию увеличивается не так существенно, как на необходимое сырьё для ее производства, рост заработной платы персонала, коммунальных расходов и пр.
  1. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.
  1. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (два и более раза в течение календарного года).
  1. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.
  1. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия деловой цели. Налоговики обращают внимание на наличие в деятельности налогоплательщика «цепочки контрагентов» при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, прямо поименованной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 (см. п. 8 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@). Согласно пункта 3 Постановления № 53, налоговая выгода налогоплательщика может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения налогоплательщиком были учтены операции не соответствующие целям делового характера и экономического смысла.

  1. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

  1. Частая смена налоговой инспекции. Данный критерий риска подразумевает два и более факта с момента государственной регистрации налогоплательщика, снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением его местонахождения. Налоговые органы расценивают такие действия налогоплательщиков, как способ уклонения от налоговых обязательств.
  1. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. По данному критерию налогоплательщик самостоятельно может оценить риск подвергнуться выездной налоговой проверке, если по данным его бухгалтерской отчетности будет выявлено значительное отклонение уровня рентабельности от уровня рентабельности для данного вида деятельности по данным статистик. Рассчитать рентабельность по основным видам экономической деятельности можно самостоятельно в соответствии с расчетом, приведенным в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Риск подвергнуться выездной налоговой проверке есть у налогоплательщика – плательщика налога на прибыль, у которого согласно бухгалтерской отчетности отклонение рентабельности в сторону уменьшения от среднего показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности (по данным статистики) в среднем на 10% и выше.
  1. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Оценка налоговых рисков может быть связана с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами. Чтобы снизить риск по данному критерию, налогоплательщику необходимо исключить такие признаки, как:

  • отсутствие контактов руководителя компании-контрагента;
  • отсутствие документов, подтверждающих действующие полномочия руководителя компании-контрагента (в том числе отсутствие доверенности и копии паспорта на представителя компании-контрагента);
  • отсутствие данных об адресе фактического местонахождения компании- контрагента;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, отсутствие собственного интернет-сайта и т.п.);
  • отсутствие сведений о государственной регистрации компании-контрагента в ЕГРЮЛ.

Помимо указанного, риски по данному критерию могут быть увеличены при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • контрагент, с вышеперечисленными признаками является посредником в сделке;
  • наличие в договорах условий, противоречащих обычаям делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, расчеты векселями либо через третьих лиц и т.п.);
  • отсутствие у контрагента необходимых лицензий, возможности реального выполнения контрагентом условий заключенного договора;
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика (его контрагента) по взысканию задолженности;
  • выдача/получение займов без какого-либо обеспечения (в том числе выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не исследована);
  • существенный размер расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в составе общей сумме затрат налогоплательщика.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок и, соответственно, что будет вынесено решение о выездной налоговой проверке. К тому же в указанной Концепции приведен отнюдь не полный перечень критериев, используемых на практике налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.

Специальные системы и открытые источники

Система управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Благодаря программе АСК НДС-2 стало возможным выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов, а так же стала доступной информация о цепочке собственников контрагента включая бенефициаров. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?».

«Ручной» анализ. Таким способом налоговая инспекция выявляет операции, совершенные налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности «ручной» анализ позволяет осуществлять:

  • поиск в цепочке «проблемных» контрагентов;
  • выявление подконтрольных субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе выявление признаков искусственного дробления.

Информационная база ПИК «Однодневка» – это специальный реестр юридических лиц, с признаками анонимных структур. С помощью данной базы и сведений о контрагентах налогоплательщика, налоговый инспектор может отследить всю цепочку или конкретных интересующих его контрагентов, и проверить сделки по ним. Все действия инспекторов с использованием базы ПИК «Однодневка» осуществляются для выявления в налоговых связях налогоплательщика «фирм-однодневок». После выявления «фирм-однодневок» и анализа совершенных с ними сделок налогоплательщиком, налоговый инспектор подсчитывает ориентировочную сумму налога, подлежащую доначислению.

Программа по проверке контрагентов «СПАРК» – разработка ЗАО «Интерфакс», эта программа предназначена для управления рисками. Используется для проверки контрагентов, проведения анализа потенциальных (будущих) контрагентов для всецелого управления финансовыми и налоговыми рисками. Информационная база данной программы сформирована на основании множества источников данных, включая ФНС России и даже Высший арбитражный суд РФ. Основные возможности и преимущества программы по проверке контрагентов СПАРК:

  • проверка и оценка рисков контрагента, в том числе длительность осуществления деятельности, наличие кредиторской задолженности, проверка адреса контрагента на массовость, количества смены руководителей и т.п.;
  • формирование готовых списков неблагонадежных и недобросовестных компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом, уровня его платежеспособности;
  • сведения о намерениях потенциального контрагента внести изменения в свои учредительные документы, предоставляемые на основе запроса в инспекцию ФНС;
  • актуальность информации за счет регулярного обновления программы;
  • получение сравнительного анализа;
  • список компаний, находящихся в процедуре банкротства;
  • быстрый поиск взаимоотношений с сомнительными налогоплательщиками;
  • проверка контрагента в ЕГРЮЛ по номеру ИНН, формирование выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • получение информации о кредитной истории юридических и физических лиц, участвующих в сделке.

Из всего вышеперечисленного программа по проверке контрагентов «СПАРК» – имеет гораздо больший функционал, который позволяет налоговикам увидеть каждого контрагента буквально насквозь. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться. Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний…», «Президент группы компаний…», «Холдинг…» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу. Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности. С 2016 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье «Должная осмотрительность налогоплательщика в 2017-2018 году: понятие, проявление, грядущие изменения» мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Напомним, что Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@ утверждены основания для проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Поэтому если налогоплательщик будет ссылаться на отсутствие в действующем законодательстве РФ обязанности по проверке контрагентов, в случае налогового спора судом такие доводы налогоплательщика будут отклонены, поскольку каждый налогоплательщик при ведении предпринимательской деятельности обязан проявлять должную осмотрительность. Помимо этого суды указывают, что налогоплательщики в своей деятельности сами выбирают своих контрагентов, также самостоятельно вступают с ними в правоотношения, именно поэтому налогоплательщику следует проявлять такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему работать только с благонадежными и добросовестными контрагентами, и такая работа не должна приводить к нарушению налогового законодательства РФ (см. Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31 мая 2016 года № А75-10708/2015, Уральского округа от 27 мая 2016 года №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А53-15222/2015). Таким образом, не проявляя должную осмотрительность и не проверяя своих контрагентов, налогоплательщик рискует получить отказ в вычете НДС и в учете налоговых расходов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *