Логистические расходы

Логистика

373. В чем заключается основной принцип «толкающих» внутрипроизводственных логистических систем\:

= материальный поток поступает от одного участка на другой по команде системы управления производством

~материальный поток поступает от одного производственного участка на другой по заявке последнего

~материальный поток сразу после окончания обработки на одном участке поступает на следующий

~материальные ресурсы начинают расходоваться только после заявки на их количество от последующего участка

374.В чем заключается принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного?

= выделение единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками

~точной экономической оценке решений в области транспортировки грузов

~рационализации технологических решений в области складирования

~повышении обоснованности коммерческих решений в области сбыта

~повышении обоснованности коммерческих решений в области снабжения

375.В чем заключается суть принципа функционирования «тянущих» внутрипроизводственных логистических систем\:

= материальные ресурсы подаются на последующий участок по мере необходимости по заявке

~материальные ресурсы подаются на последующий участок сразу по мере изготовления предыдущим участком

~материальные ресурсы начинают расходоваться на предыдущем участке только после заявки системы управления предприятием

~материальный поток поступает от одного участка на другой по команде системы управления производством

376.В чем заключается цель логистического подхода\:

= оптимальное управление материальными и финансовыми потоками

— доставка груза от производителя к потребителю

— контроль составления документов

— обеспечение поставок сырья производителю

377.В чем заключаются преимущества получения товара по мере необходимости в закупочной логистике?

— большая потребность в складских помещениях

= ускорение оборота капитала

= простота оформления документов

~ возникающая дебиторская задолженность

~ необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе

378.В чем может проявляться эффект от применения принципов логистики?

= уменьшатся затраты на сбыт продукции

~снизится сумма налогов, уплачивается предприятием

~сократится длительность производственнокоммерческого цикла

~нет правильного ответа

379.В чем сущность АВС — метода контроля за запасами\:

= систематический контроль за наиболее важными группами товарных запасов

~определение оптимальных партий поставок для всех видов материальных ресурсов

~систематический контроль за оптимальным уровнем обслуживания покупателей

~рациональное размещение товарных запасов в торговом зале

~планирование оптимальных перемещений товарных запасов со склада в торговый зал

380.Военный теоретик XIX в., определяющий логистику как практическое искусство управления войсками\:

= Барон Жомини

~Герцог Логистинский

~Петр I

~нет правильного ответа

381.Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие «логистика снабжения»\:

= логистика снабжения — наука и практика по управлению материальными потоками в процессе материально-технического обеспечения производства

~логистика снабжения — одна из функциональных подсистем логистики организации

~логистика снабжения — управление материально-техническим обеспечением предприятия

~логистика снабжения — управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами

~логистика снабжения — комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе доведения готового продукта до потребителя

382.Для производства изделия «А» требуется 1000 г муки. Предприятие создало изделие «В», отличающегося от изделия «А». Масса изделия «В» больше массы изделия «А» в 3 раза. Какой метод потребности в материальных ресурсах можно использовать для расчета\:

= метод расчета потребности по аналогии

~метод прямого счета

~метод расчета по типичному представителю

~косвенный метод

~метод динамический коэффициентов

383.Из каких площадей складывается общая площадь склада?

= полезной, приемочной, служебной, вспомогательной

~отпускной, полезной, приемочной

~полезной, площади торгового зала, приемочной, принимающей

~нет правильного ответа

~все ответы верны

384.Информационные потоки по синхронности с материальными потоками классифицируются на\:

= опережающие, одновременные, последующие

-функциональные и обеспечивающие

-в прямом направлении и во встречном направлении с материальным потоком

-директивные, нормативносправочные, учетноаналитические, вспомогательные

-учетные, оперативные, статистические

385.Информационный поток — это…

= поток сообщений в речевой, документальной и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе

~совокупность информации о товаре

~маркировка груза, перемещаемого от одной логистической цепочки к другой

~построение и эксплуатация информационных систем в логистической цепочке

386.К какому типу внутрипроизводственных логистических систем относятся системы «канбан», «ДРП»

= «тянущим»

~»толкающим»

~»тянущим» и «толкающим»

~»преуспевающим»

~»отвечающим»

387.К какому типу внутрипроизводственных логистических систем относятся системы МРП-1, МРП-2

= «толкающим»

~»тянущим»

~»тянущим» и «толкающим»

~»преуспевающим»

~»отвечающим»

388.К транспортной логистике не относится\:

= хранение грузов

~транспортировка грузов

~выбор транспорта

~диспетчеризация грузов

389.Как меняются потери, вызванные ухудшением качества обслуживания при уменьшении уровня обслуживания в сервисной логистике?

= увеличиваются

~уменьшаются

~сначала увеличиваются затем уменьшаются

~сначала уменьшаются затем увеличиваются

390.какая из перечисленных логистических задач не является локальной\:

~максимальной сокращение времени хранения товарных запасов

~сокращение времени перевозок

~оперативная обработка и выдача информации

= достижение гибкости логистической системы

391.какая из цепочек не относится к эшелонированной логистической системе\:

~поставщик, посредник, потребитель

~поставщик, производитель, посредник

~поставщик, производитель, посредник, потребитель

= поставщик, потребитель

392.какая из цепочек характеризует логистическую систему с прямыми связями\:

-поставщик, посредник, потребитель

-поставщик, производитель, посредник

-поставщик, производитель, посредник, потребитель

= нет правильного ответа

393.какая система не относится к макрологистическим\:

~межведомственная логистическая система

= внутрипроизводственная логистическая система

~международная логистическая система

~государственная логистическая система

394.какая система относится к микрологистической\:

~межведомственная логистическая система

= внутрипроизводственная логистическая система

~международная логистическая система

~нет правильного ответа

395.какие задачи, как правило, решаются в микрологистических системах\:

~формирование межотраслевых материальных балансов

= планирование перемещение товаров в процессе реализации внутри торгового предприятия

~оптимизация административно-территориальных распределительных систем

~планирование перемещений материального потока от поставки сырья до конечного потребителя

396.какие методы используются при решении задач в области логистики\:

= моделирование

~прогнозирование

~исследование операций

~системность

397.Какими могут быть материальные потоки по отношению к логистической системе?

= внешние

~ конструктивные

= внутренние

= входные

= выходные

~ все ответы верны

398.Какой из перечисленных принципов логистики является проявлением организации закупок, транспортировки, складирования и оптовых продаж как единого логистического процесса?

= системности

~научности

~конструктивности

~конкретности

~комплексности

399.какой метод используется при построении «дерева целей»\:

= графический

~табличный

~экономико-математический

~все ответы верны

400.Кто может вести операции в каналах распределения от чужого имени и за чужой счет?

= агенты

~дилеры

~дистрибьюторы

~комиссионеры

401.Логистическая концепция организации производства включает\:

= отказ от избыточных запасов

~устранение простоев оборудования

~определение стратегии взаимоотношений с потребителями

~своевременная оплата поставщикам

Логистическая функция — это…

= укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы

~нет правильного ответа

~совершенствование хозяйственноэкономической деятельности предприятия

~учет материальных, трудовых, финансовых ресурсов

~система мероприятий по комплексному изучению рынка

403.Логистический сервис бывает\:

= предпродажным

= послепродажным

~ транспортным

~ перевалочным

= в процессе продажи

404.Объектом логистической операции является\:

= материальный поток

~ транспортный поток

= информационный поток

= финансовый поток

~ интегральный поток

405.Определите полезную площадь склада, если величина установленного запаса для хранения 240 т, нагрузка на 1 м площади пола — 0,6 т\:

= 400 кв.м

~390 кв.м

~410 кв.м

~420 кв.м

~500 кв.м

406.Организационно — аналитический блок распределительной логистики включает\:

~ заключение договоров поставки

= изучение покупательского спроса

~ выбор каналов распределения товаров

= формирование портфеля заказов

= установление хозяйственных связей с потребителями

~ контроль за выполнением договорных обязательств

407.Основная задача складской логистики\:

= складирование и подготовка грузов к поставкам

~закупка наиболее прибыльных грузов

~организация работы склада с минимизацией расходов на хранение

~максимизация прибыли

408.Основным критерием выбора вида транспортного средства является\:

= стоимость перевозки и скорость доставки грузов

~надежность соблюдения графика поставки и количество поставщиков

~количество поставщиков

~количество покупателей

~технологические особенности производства продукта

409.отличительное свойство логистической системы\:

~размер системы

= наличие прочных связей между элементами

~взаимодействие с внешней средой

~наличие потоковых процессов

410.Переходящие запасы представляют собой\:

= остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода

~запасы, переходящие из одной логистической цепочки в другую

~объем партии товара, отправленного посреднику

~запасы товаров в логистической системе

411.Перечислите основные функциональные области логистики\:

=запасы, производство, сбыт, транспорт

~запасы, транспортировка, кадры, обслуживающее производство

~закупка, производство, переработка, сбыт

~все ответы верны

412.Под логистической цепью подразумевается\:

=множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному, информационному, финансовому потокам

— производственных запасов на предприятии

-совокупность логистических операций по материальному, информационному, финансовому потокам

-сокращение времени и транспортировке грузов

413.Под логистической цепью подразумевается\:

= организованная совокупность логистических операций, обеспечивающая достижение общих целей

~оптимизация производственных запасов на торговом предприятии

~сокращение времени хранения и транспортировки грузов

~создание информационной системы контроля запасов

414.Предприятие планирует выпустить два вида изделия. Общий объем предполагаемого выпуска составит 10 шт. Намечено выпустить первого вида 60 %, второго вида 40 %. Нормы расхода сырья на 1 шт. составят соотвественно 5 и 10 ед. Потребность в сырье для производства 10 шт. составит\:

= 700 ед.

~900 ед.

~300 ед.

~1000 ед.

~нет правильных ответов

415.при решении вопроса «производить или закупать?»

~виды закупок

= затраты на закупку и производство

~объем закупок

~удаленность поставщика

416.При увеличении уровня логистического обслуживания затраты на обслуживание\:

= увеличиваются

~уменьшаются

~не изменяются

417.Проявлением какого из принципов является непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а также оперативная корректировка его движения?

= конструктивности

~системности

~научности

~конкретности

~комплексности

418.Проявлением какого из принципов является следующая ситуация? Служба логистики предприятии установила, что изменение упаковки позволило сократить потери товаров на 7 %.

= конкретности

~системности

~конструктивности

~научности

419.Распределительная логистика изучает выполнение следующих функций

= планирование сбыта

~ нормирование сбыта

= организация сбыта

= контроль и регулирование сбыта

~ организацию произвоственных процессов на предприятии

~ планирование информационных потоков

420.С какой целью применяют систему «канбан» \:

= с целью сокращения производственных затрат

~с целью выявления уровня производственных запасов

~с целью удовлетворения потребности конечного потребителя

~нет правильных ответов

~все правильные ответы

421.Транспортный тариф включает\:

= плату за перевозку грузов или пассажиров

~ правила исчисления плат и сборов

= сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов и пассажиров

~ налог на доходы физических лиц

~ массу груза в тоннах

422.Укажите методы определения объема закупок в логистике\:

= на основе заказов

— на основе уровня доходов населения

— на основе налоговых ставок

= на основе прошлого опыта

= на основе плана производства конечного продукта

423.Укажите недостатки транзитной формы снабжения

= образование на предприятиях излишних запасов

~дополнительные расходы на складскую перевозку

~продолжительное хранение товаров на складе оптовика

~дефицит денежных средств у предприятия

424.Укажите области логистики\:

= закупочная логистика

= производственная логистика

~ комплексная логистика

= распределительная логистика

= транспортная логистика

= информационная логистика

425.Укажите правильную последовательность перехода материальных ресурсов из одного вида в другой\:

=производственные запасы — запасы незавершенного производства — запасы готовой продукции

~запасы готовой продукции — производственные запасы — запасы незавершенного производства

~производственные запасы — запасы готовой продукции — запасы незавершенного производства

~запасы незавершенного производства — производственные запасы — запасы готовой продукции

426.Что из перечисленного не относят к логистическим издержкам?

=затраты на рекламу

~ транспортнозаготовительные затраты

~ затраты на формирование и хранение запасов

= затраты на содержание административноуправленческого персонала

427.Что из перечисленного оказывает наиболее сильное влияние на развитие логистики?

= компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения

~совершенствование производства отдельных видов товаров

~совершенствование налоговой системы

~увеличение численности населения в регионе

428.что лежит в основе системы управления запасами с фиксированным размером заказа\:

= равные партии поставок

~равные интервалы между поставками

~одинаковый уровень запасов

~долгосрочный договор

429.Что означает принцип непрерывности складского процесса в логистике?

= устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе

~повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени

~подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму

~одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса

~соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

430.Что означает принцип параллельности складского процесса в логистике?

= одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса

-повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени

-устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе

-подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму

-соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

431.Что означает принцип поточности складского процесса в логистике?

= подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму

~повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени

~устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе

~одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса

~соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

432.Что означает принцип пропорциональности складского процесса?

= соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

~повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени

~одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса

~устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе

~подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму

433.Что предполагает логистическая концепция организации производства?

= отказ от изготовления серии деталей, на которые нет заказа покупателей

~создание максимально большого запаса материальных ресурсов «на всякий случай»

~изготовление продукции как можно более крупными партиями

~поддержку во что бы то ни стало высокого коэффициента использования оборудования

434.Что является задачей микрологистики?

= организация грузопереработки в крупном морском порту

~организация доставки грузов на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом

~обеспечение согласованности в действиях поставщика, покупателя и транспортной организации

~координация действия участников цепи, обеспечивающих продвижение на российский рынок импортного товара

435.Что является критерием выбора варианта организации товародвижения для службы логистики?

= оптимальный уровень обслуживания потребителей

~минимум издержек на закупку

~минимум издержек на транспортирование

~минимум общих издержек на товародвижение

~минимум издержек на содержание запасов

436.Что является недостатком автомобильного транспорта?

= низкая производительность

~ограниченное количество перевозчиков

~низкая скорость доставки

~большие капитальные вложения в производственно техническую базу

437.Что является недостатком водного транспорта?

= низкая скорость доставки

~низкая производительность

~относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния

~ограниченность видов транспортируемых грузов

438.Что является недостатком воздушного транспорта?

= высокая себестоимость перевозок

~низкая производительность

~недостаточно высокая сохранность груза

~недостаточная экологическая чистота

439.Что является недостатком железнодорожного транспорта?

= ограниченное количество перевозчиков

~низкая производительность

~очень высокая себестоимость перевозок

~недостаточная экологическая чистота

440.что является основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике\:

~информационный и финансовый потоки

~финансовый поток

= материальный поток

~все сопутствующие потоки

441.Шесть правил логистики формулируются\:

= нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами

~нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, нужного веса

~нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, необходимой комплекции

~нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, правильным видом транспорта

Логистические издержки

Логистические издержки (издержки обращения) — это затраты на выполнение логистических операций. По своему экономическому содержанию логистические издержки совпадают с издержками производства, транспортными затратами, затратами на завоз товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения.

Логистические издержки в масштабе предприятия начисляются в процентах от суммы продаж; в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов или готовой продукции; в процентах от стоимости чистой продукции. В общенациональном масштабе — в процентах от ВВП. Издержки товародвижения связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.

Доля обработки заказов в издержках материально-технического обеспечения значительно меньше, чем транспортировка. Значимость этой функции определяется тем фактором, что именно она обеспечивает эффективное продвижение продукции по каналу распределения. Обработка заказов является синтетической управленческой функцией, присущей распределению и обеспечению материалами. Затраты включаются в затраты других функциональных областей и сложно объединить их вместе. Реальные затраты могут быть неизвестны, потому что они разнесены по нескольким функциям.

Издержки производства — совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта. В денежной форме выступают как себестоимость продукции.

Транспортно-заготовительные расходы — разновидность логистических издержек, включающие расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщиков, транспортные издержки, почтово-телеграфные, командировочные и представительские расходы.

Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с процессом производства в сфере обращения. Включают: оплату тарифов транспорта, различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирование грузов и т.д.

Затраты на формирование и хранение запасов — расходы предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы сырья и материалов, с обслуживанием текущих запасов, с издержками на проведение инвентаризаций, стоимостью рисков. Издержки хранения составляют от10 до 40% затрат на формирование и хранение запасов. В издержки хранения входят затраты по содержанию склада, заработная плата, недостача продукции в пределах естественной убыли, административно-управленческие расходы.

Издержки обращения — выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Включает расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспорт и хранение. Чистые и дополнительные издержки обращения.

Для характеристики издержек обращения используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели представляют собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительные издержки рассчитываются как отношение суммы издержек к объему оптовой реализации.

Основой для анализа системы логистики является концепция общих издержек управления логистикой, которая рассматривает взаимоотношения логистики и издержек производства.

Складское хозяйство, запасы, транспорт, планирование производства, обработка заказов и другие издержки подсистем логистики зависят друг от друга. Попытки минимизировать издержки какого-либо вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материалопотока.

Поэтому концепция логистики предполагает проведение анализа новаций любого вида деятельности логистики с учетом общих издержек системы. Комплексный анализ логистики позволяет определить пропорции системы и эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, выбрать управленческую политику.

Системный анализ помогает функционированию и повышению эффективности системы логистики, поскольку результатом его является новые концепции, внедрение новых технологий и оборудование. Перестройка, реорганизация влекут за собой затраты. Принятие концепции логистики дает возможность заранее определить рамки развития и добиваться его эволюционным путем.

Внимание промышленного менеджмента было приковано потому, что концентрация усилий на повышение эффективности отдельных процессов производства это тупиковый путь, поскольку эффективная деятельность одной из функций может нарушить равновесие всей балансовой системы.

На практике цели логистики вступают в конфликт с целями маркетинга и производства. Сокращение запасов готовой продукции не всегда удобно для производственных отделов, поскольку могут возникнуть потери от продаж из-за отсутствия продукции.

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция расходов стала осуществляться не по функциональному признаку, а с ориентацией на конечный результат. Когда первоначально определяется объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях поучил развитие новый подход к исчислению издержек, заключающийся в разработке миссии, т.е. определенные цели, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации: продукт-рынок.

Способы снижению уровня логистических затрат:

  • * проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;
  • * оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);
  • * интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;
  • * поиск более дешевых заменителей ресурсов;
  • * улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной, доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;
  • * компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;
  • * использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;
  • * улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;
  • * исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;
  • * обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес.

> ЗАТРАТЫ В ЛОГИСТИКЕ

Классификация и анализ структуры логистических издержек

В соответствии с классическими нормами русского языка «издержки» и «затраты» являются синонимами. Для образования экономических терминов чаще всего используют существительное «издержки»: издержки обращения, издержки производства, транспортные издержки. Это касается и термина логистические издержки, когда большинство авторов в определении между терминами «логистические издержки» и «логистические затраты» ставят знак равенства. Наряду с этой распространенной трактовкой существует и другая, когда логистические издержки рассматриваются как потери — последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства. В данном учебнике будет использован первый — традиционный вариант.

Логистические издержки (logistical costs) — затраты па выполнение логистических операций — включают издержки обращения и часть издержек производства. Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные осуществлением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Издержки обращения (англ. distribution costs) — выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. Они включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки обращения обусловлены существованием товарно-денежных отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи), они не увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся издержки транспортные и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель — объем издержек обращения — представляет собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительный показатель — уровень издержек обращения — рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему оптовой реализации продукции.

Среди издержек обращения выделяют издержки обращения торговли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) — затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов на оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий.

Издержки производства, или производственные издержки (manufacturing costs), — это совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; они включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость.

В условиях обособления функций производства продукта и функций его обращения в самостоятельные сферы деятельности издержки производства и издержки обращения распределяются между производственными предприятиями, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими логистические операции над продуктом, его реализацию потребителям, — с другой. На практике предприятия сферы материального производства, помимо производственной деятельности, могут выполнять и некоторые функции обращения, а предприятия сферы обращения, кроме собственно реализации продукции, могут осуществлять некоторые функции, являющиеся продолжением производственной деятельности. В денежной форме издержки производства выступают как себестоимость продукции.

Транспортные издержки (transportation costs) — часть транспортно-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным. Эти издержки включают оплату тарифов транспорта и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. К транспортным относятся дополнительные издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения (storage costs) — разновидность издержек обращения и логистических издержек; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако таковыми их принято считать только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, административно-управленческие и другие расходы. Сокращения этих издержек можно достичь путем ускорения товарооборота, обеспечения сохранности материальных ценностей, внедрения современных складских технологий и др. Издержки хранения могут достигать 40% от затрат на формирование и хранение запасов.

Содержание понятия «логистические издержки» менялось на протяжении предшествующих 60 лет. Одновременно с эволюцией концепции логистики идет процесс разработки методических основ калькуляции логистических издержек. Проблема здесь, прежде всего, заключается в выявлении структуры себестоимости продукции и услуг.

Первоначально к таким издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.).

Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее храпение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию «полных издержек распределения». В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объяснив это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют па размер товарно-материальных запасов, которые необходимо поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной стороны, с материально-техническим обеспечением производства, а с другой — с распределением готовой продукции различных отраслей промышленности, показал, что вторые могут быть в 2-3 раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Другими словами, стал проводиться анализ общей величины затрат, получивший название «принцип одного зонтика».

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке «миссий», т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации «продукт — рынок». Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений по обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с подходом «миссий» одним из базовых принципов учета логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций, поэтому издержки по обслуживанию потребителей на рынке должны быть идентифицированы. Это дает возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такая система учета издержек, с одной стороны, позволяет определять общие затраты на логистику в соответствии с ее целями, а с другой — как сумму расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики.

Логистические издержки в масштабе отдельно взятой бизнес-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от стоимости чистой продукции; в общенациональном масштабе — в процентах от валового национального продукта.

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек, анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность. В коммерческой практике экономически развитых стран учет логистических издержек интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия: закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно может осуществляться в методических целях для разъяснения их существа, а в практических целях — для организации учета и анализа логистических издержек, а также для калькулирования себестоимости. В табл. 8.1 приведена классификация логистических издержек, необходимая собственно для целей логистического менеджмента.

Таблица 8.1. Классификация логистических издержек

Для разработки системы управления логистическими издержками целесообразно их классифицировать по различным признакам и определить их роль в указанной системе.

Существует большое число классификационных признаков и систем классификации логистических издержек, в том числе и таких, которые используются одновременно как в логистическом, так и в других видах функционального менеджмента. Далее остановимся на наиболее важных из этого числа.

По способу получения данных логистические издержки делятся на фактические, нормальные, плановые.

Фактические логистические издержки — затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.

Нормальные логистические издержки — средние затраты, приходящиеся па данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.

Плановые логистические издержки — затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.

По способу отнесения к логистическим процессам логистические издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель.

Косвенные логистические издержки могут быть непосредственно отнесены на логистическую операцию или продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Очень важными для практического использования являются группировки издержек по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических издержек. Состав и содержание элементов затрат может в методическом плане определяться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.

Группировка по калькуляционным статьям связана с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет свое значение во внутрипроизводственном управлении, в организации контроля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.

Существенное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам кроется в наличии статей, объединяющих элементы по своему экономическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видами обслуживания (прямые и косвенные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).

По характеру описания экономического оборота выделяют трансформационные и трансакционные издержки.

К трансформационным относят издержки экономического оборота, обусловленные натуральными характеристиками, прежде всего затратами непосредственно производственного процесса.

К трансакционным относят издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге — теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно с поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

В качестве классификационного признака трансакционных издержек часто используется время их возникновения: выделяют предконтрактные, контрактные и постконтрактные трансакционные издержки.

Предконтрактные трансакционные издержки — затраты, возникающие до того, как выбран контрагент, с которым будет совершаться сделка.

Контрактные трансакционные издержки — затраты, которые возникают во время оформления сделки.

Постконтрактные трансакционные издержки — затраты, возникающие, когда контракт вступит в действие.

Проблема учета трансакционных издержек становится особо актуальной, когда организационные трудности приобретают значение, сопоставимое с технологическими ограничениями. Материальной предпосылкой для этого, в частности, служит постепенное вытеснение человека из непосредственного участия в производственном процессе.

Издержки также делят на эксплицитные и имплицитные.

Эксплицитные издержки — это затраты, которые принимают или могут принять форму денежных платежей поставщикам ресурсов, т.е. они отражаются или могут быть отражены на бухгалтерских счетах предприятий, поскольку хозяйствующий субъект сам дает им оценку, произведя платеж в адрес поставщиков ресурсов.

Имплицитные издержки — это неявные затраты, которые субъект экономических отношений явно не оплачивает, и поэтому статистически учесть их очень сложно, а если возможно, то косвенным образом. Имплицитными издержками выступают затраты всевозможных ресурсов, принадлежащих предприятию. Оценить их возможно, например, методом сопоставления платежей за пользование аналогичными ресурсами, которые осуществляют прочие участники рыночных отношений.

В современной экономической практике существует деление издержек на эффективные и реальные.

Эффективные издержки — затраты, сопряженные с наиболее эффективной совокупностью сделок при осуществлении данного вида деятельности при данной системе общественных институтов.

Реальные издержки — затраты, сопряженные с фактически имеющей место совокупностью сделок.

Величина отклонения реальных издержек от эффективных показывает, насколько эффективно общество использует установленные экономические связи и институты. Отклонение реальных издержек от эффективных обусловлено, с одной стороны, асимметрией информации, циркулирующей между экономическими агентами, а с другой — возможностью получения отдельным экономическим агентом большего выигрыша в том случае, когда он откажется соблюдать установленные правила и нормы.

В научной литературе также выделяются альтернативные, невозвратные и дифференциальные издержки.

К альтернативным относят издержки неиспользованных возможностей. Они отражают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает выбор другого действия.

К невозвратным относят затраты, которые сделаны в прошлом.

Дифференциальные затраты — это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений.

Планирование и учет логистических затрат в соответствии с такими классификациями дают возможность оценить их абсолютную величин}’, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру.

Укрупненный анализ структуры логистических издержек осуществляется по следующим группам затрат: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы но оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.

Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.

Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.

Состав логистических затрат зависит от следующих факторов:

  • o специфики предприятия;
  • o масштаба деятельности предприятия;
  • o вида транспорта, используемого в основной деятельности;
  • o наличия транспортных средств в собственности или в аренде;
  • o вида, массы и размера перевозимого груза;
  • o тары перевозимого груза;
  • o маршрута и вида сообщения: международные, междугородние или городские перевозки;
  • o расстояния перевозки;
  • o организации складирования: наличия собственного склада, аренда места на складе и др.;
  • o способов погрузки и выгрузки, используемых в основной деятельности;
  • o налогов;
  • o таможенных правил и т.д.

Комплексный характер и сложность определения логистических издержек обусловлены влиянием большого числа факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия.

Структурно-аналитическую типологию факторов, влияющих на формирование логистических затрат, можно представить в следующем виде:

  • o позитивные и негативные;
  • o внутренние и внешние;
  • o управляемые и неуправляемые;
  • o поэлементные и комплексные;
  • o организационно-экономические и организационно-технические;
  • o интенсивные и экстенсивные;
  • o структурные и управленческие.

Влияние фактора на логистические издержки может быть как положительным, так и отрицательным. Если в результате воздействия того или иного фактора уровень логистических издержек повышается, то его влияние признается отрицательным. Если же издержки снижаются под воздействием какого-либо фактора, то его влияние признается положительным.

Рост значения фактора может влиять как на увеличение, так и на снижение величины логистических издержек. В табл. 8.2 представлены основные факторы, влияющие на величину логистических издержек. Факторы, с ростом которых величина издержек уменьшается, выделены курсивом.

Разнообразие и большое число факторов, влияющих на логистические издержки, свидетельствует о том, что при управлении ими необходимо введение целостной системы измерений и оценки ситуации по множеству параметров, а не только размеров затрат (табл. 8.2).

Таблица 8.2. Факторы, влияющие на формирование логистических издержек

Логистические функции и операции

Факторы формирования логистических издержек

количественные

качественные

Поступление, обработка и оформление заказа

Величина и другие уело вия заказа. Количество заказов. Доля затрат на один заказ

Масштаб применения современных информационных технологий

Планирование производства

Изменение объемов хозяйственной деятельности. Степень использования ресурсов.

Материалоемкость продукции

Требования к качеству продукции.

Концентрация, специализация, координация и интеграция. Инновационные технологии

Закупка и поставка продукции

Размер и частота заказа. Количество поставщиков. Производственная программа.

График запуска-выпуска продукции. Цены на сырье и материалы, эффект масштаба в закупках.

Ограниченность собственного и заемного капитала

Кредитно-денежная и налоговая политика. Расположение поставщиков.

Методы поставки и обслуживания.

Диапазон деловой активности и финансовое положение предприятия

Складирование и хранение продукции

Размер заказа. Складские площади. Уровень и состояние запасов.

Уровень оборудования складов.

Оборачиваемость оборотных средств

Использование современных концепций управления

Сбыт продукции

Территория внешних и внутренних рынков. Сезонные колебания потребности в продукции. Темпы инфляции

Конкурентоспособность предприятия па рынке. Концентрация потребителей.

Деятельность предприятий-конкурентов. Прогноз конъюнктуры рынка

Доставка продукции потребителю

Характер грузов (вес, габариты, восприимчивость к повреждениям). Тарифные ставки транспортировки, скидки. Маршрутизация перевозок

Требования к условиям транспортировки. Загруженность и сбалансированность поездок

Анализ структуры логистических затрат в развитых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15- 35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%). За последнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование. За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ВПП (для страны в целом) или к объему продаж готовой продукции предприятия.

> Общие логистические затраты и методы их оптимизации

Логистические затраты предприятия

Логистические затраты — это совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе — от поставщиков сырья, через производственное предприятие до конечного потребителя.

Для определения эффективности логистической системы предприятия проводятся сравнения внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.

Логистические затраты классифицируют по следующим признакам:

  • 1. По степени создания добавленной стоимости:
  • 1) продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности;
  • 2) затраты на поддержание логистического бизнеса — сами по себе создают ценности, но они являются необходимыми (на транспортировку, оформление заказов, ведение учета продукции);
  • 3) убыточные затраты — затраты на работы, которые не могут дать результатов (на простой оборудования);
  • 4) затраты на контроль — затраты на мероприятия, для предотвращения нежелательных результатов обслуживания потребителей.
  • 2. По механизму отнесения на конкретный носитель:
  • 1) прямые затраты — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);
  • 2) косвенные затраты — затраты, которые могут быть отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.
  • 3. По связи с объемом производства:
  • 1) переменные затраты — затраты, зависящие от объема производства (на переналадку, размещение заказа, хранение, складирование запасов во времени);
  • 2) постоянные затраты — затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей;
  • 3) полные затраты — отнесенная на определенный объект, группу продуктов, заказ, место возникновения, сферу производства) общая сумма затрат как зависящих, так и независящих от объема исполняемых заказов;
  • 4) частичные затраты — относимые на определенный объект части затрат, выделенные по определенным признакам. Эти затраты, как правило, зависят от объема выполняемых заказов;
  • 5) фактические затраты — затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы;
  • 6) нормальные затраты — средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены;
  • 7) плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;
  • 8) затраты упущенных возможностей — характеризуют упущенную выгоду. Она связана с тем, что ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли;
  • 9) трансакционные затраты — затраты, связанные с оформлением закупок.

Основные способы группировки затрат для организации эффективной системы их управления и оптимизации на предприятии.

Целью группировок затрат является своевременное, полное и достоверное определение фактических расходов, связанных с производством продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, а также контроль за использованием материальных ресурсов и денежных средств. Для достижения этой цели затраты, формирующие себестоимость продукции, должны быть сгруппированы по определенным признакам. логистический ресурсы себестоимость

Предусматривают применение следующих видов группировок затрат, составляющих производственную себестоимость продукции, по:

  • — видам продукции (работ, услуг);
  • — способу отнесения к конкретному объекту расходов;
  • — степени зависимости от объема производства;
  • — экономическому содержанию;
  • — отношению к производственному процессу.

Виды и источники возникновения логистических затрат.

Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина. Однако они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели.

Можно выделить следующие группы хозяйственных решений, связанных с логистическими процессами, которые отражаются на финансовых показателях деятельностипредприятия:

  • 1. Использование рабочей силы, средств и предметов труда, а также сторонних (по отношению к предприятию) услуг, связанных с реализацией логистических процессов.
  • 2. Платежи предприятия, включаемые в добавленную стоимость и являющиеся компонентами расходов на организацию деятельности, либо элементами распределения прибыли.
  • 3. Уменьшение активов предприятия в результате неэффективности логистических процессов:
    • — штрафы, предъявляемые поставщиками и получателями за несоблюдение параметров логистических процессов, согласованных в договорном порядке. Например, за несвоевременные поставки, за поставку товаров ненадлежащего качества, за несвоевременное выполнение обязательств и т.п.;
    • — убытки из-за низкого качества продукции, обусловленного несовершенством процессов товародвижения;
    • — убытки из-за старения запасов (естественная убыль, частичная или полная потеря продукцией потребительских качеств),
    • — уценки и переоценки запасов и т.п.
  • 4. Упущенная прибыль, связанная с несовершенством организации логистических процессов, например, с отсутствием запасов изделий, пользующихся спросом, с предоставлением бонусов и скидок, связанных с перебоями в логистических процессах (несвоевременной поставкой, ненадлежащим качеством либо ассортиментом).

Логистические затраты — представляют собой денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов.

Для логистических затрат характерны:

  • — распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному);
  • — высокая и часто возрастающая доля в совокупных расходах предприятия;
  • — изменчивость величины в различные периоды времени;
  • — разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест, из которых складывается организационная система;
  • — трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций.

В соответствии с практикой учета все затраты обобщают по трем целевым направлениям:

  • — калькулирования себестоимости и оценки запасов (материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции), определения прибыли;
  • — принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;
  • — осуществления контроля и регулирования.

В рамках этих направлений можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач. Например, исходя из экономического содержания все затраты традиционно группируют по элементам и по статьям калькуляции. Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность, независимо от их назначения и использования, пользуются классификацией по экономическим элементам.

Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Как известно, производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:

  • — материальных затрат;
  • — затрат на оплату труда;
  • — отчислений на социальные нужды;
  • — амортизации основных средств;
  • — прочих затрат.

Каждый элемент затрат имеет соответствующую расшифровку. Например, в составе элемента затраты на оплату труда учитываются все виды заработной платы, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда, в том числе надбавки и доплаты за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни; в сверхурочное время; за совмещение профессий; денежные премии, начисленные водителям в соответствии с действующими положениями о премировании за результаты хозяйственной деятельности. Другой элемент — отчисления на социальные нужды — отражает обязательные отчисления по установленным законодательством нормам на государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, а также на обязательное медицинское страхование от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость работ и услуг.

Для определения себестоимости (т.е. затрат в сфере производства и реализации) отдельных видов продукции группируют затраты по статьям калькуляции. Для нужд внутреннего управленческого учета перечень статей устанавливается для каждого предприятия в соответствии с условиями функционирования, исходя из особенностей технологии и организации производства товаров и услуг. Основой для группировки затрат в рамках аналитического учета может являться «Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость (работ, услуг) предприятий РФ». Наряду с издержками производства, возникающими в процессе изготовления товара/услуги, учитываются издержки обращения, которые сопровождают движение товаров из сферы производства в сферу потребления и возникают в оптовой и розничной торговле.

К издержкам обращения относят затраты на выполнение операций, связанных с реализацией товаров, точнее, с расходами по транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработной плате торговых работников, отчислениями в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацией основных фондов и нематериальных активов и др. Однако по экономическому содержанию не все расходы предприятия, связанные с реализацией товаров, включаются в издержки обращения. Чистые издержки обращения — это расходы, связанные с куплей-продажей товаров, рекламой, осуществлением учета в денежной форме и т.д. и необходимые для превращения стоимости из товарной формы в денежную. Они не увеличивают ценность товаров.

Дополнительные издержки обращения обусловлены продолжением в сфере обращения таких процессов обслуживания, как транспортирование товаров, хранение товарных запасов, доработка, фасовка и другие операции, связанные с доведением потребительной стоимости до требуемого потребителями уровня. Эти затраты входят в себестоимость товаров.

Кроме того, в зависимости от выполняемых функций производственные издержки и издержки обращения подразделяются на прямые и накладные (административно-управленческие). Прямые затраты связаны с выпуском продукции и выполнением основных функций хозяйственной деятельности предприятия: расходы на оплату труда, расходы на материалы, тару и т.д. Они могут быть прямо начислены на единицу продукции.

Накладные расходы представлены затратами на содержание работников аппарата управления предприятием, материально-техническое и транспортное обслуживание деятельности и др.

На издержки обращения оказывают влияние факторы, которые можно условно разделить на три группы:

общеэкономического характера (например, рост товарооборота);

экономико-организационные (например, укрупнение торговых предприятий и их специализация, введение новых, наиболее рациональных способов продаж);

связанные с техническим прогрессом (совершенствование технологии и применение новейшей техники в отраслях, обслуживающих торговлю, в том числе транспорт, связь, автоматизация фасовки и упаковки и др.).

Ниже представлен состав затрат, которые обычно включаются в издержки обращения:

  • — транспортные расходы;
  • — затраты на оплату труда;
  • — отчисления на социальные нужды;
  • — расходы на аренду и содержание зданий и сооружений;
  • — расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
  • — расходы на ремонт основных средств;
  • — износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • — расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
  • — расходы на рекламу;
  • — затраты по оплате процентов за использование займов;
  • — расходы на тару;
  • — прочие расходы.

Группировка логистических затрат осложняется тем, что они имеют место и в сфере производства, и в сфере обращения. Компоненты логистических затрат и финансовые результаты логистических процессов по-разному отражаются как в учете, так и в балансе прибылей и убытков предприятия.

Влияние внешних и внутренних факторов на величину логистических затрат.

На величину логистических затрат влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам относят:

  • — масштабы деятельности предприятия;
  • — уровень сложности структуры его ассортимента и, соответственно, структуры применяемых материалов;
  • — производственную структуру и организацию процессов физического продвижения материалов на предприятии;
  • — объем поддерживаемых запасов;
  • — финансовую ситуацию и ее влияние на уровень и тенденции изменения логистических затрат.

Внешние факторы — прежде всего определяемые рынком экономические параметры и система функционирования экономики.

К внешним факторам, влияющим на логистические затраты предприятия, чаще всего относят:

  • — определяемый рынком уровень стоимости внешних логистических услуг (в частности, транспортных и информационных услуг, экспедирования, хранения и т.п.);
  • — ставку кредитования сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов (возможности предприятия влиять на размер ставки ограничены и лежат в пределах нескольких процентных пунктов, обсуждаемых в ходе переговоров с банком);
  • — ставку налога на недвижимость (применительно к складским зданиям и сооружениями, а также к земельным участкам, занятым под склады и хранилища);
  • — ставку транспортного налога;
  • — экологические платежи за пользование окружающей природной средой (если они касаются логистических процессов);
  • -амортизационные нормы для материальных компонентов основных средств (эти нормы определяют амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в логистических системах);
  • — ставки начислений на выплаты из фонда социального страхования и прочих аналогичных фондов, в которые предприятие обязано перечислять соответствующие финансовые средства (эти денежные выплаты входят в состав затрат на содержание трудовых ресурсов, участвующих в логистических процессах).

Уровень логистических затрат.

На уровень логистических затрат оказывают влияние различные риски (финансовые, коммерческие, производственные, политические и др.), которые проявляются в увеличениях закупочных цен, потерях спроса на продукцию, дефицитных ситуациях, несоответствиях по качеству, способности к порче (для продовольственных товаров), повреждении грузов в процессах транспортировки и грузопереработки, во взрыво- и пожароопасности и т.п. Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при транспортировке, грузопереработке, хранении и выражаются в логистических издержках.

Под трансакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную категорию.

Общий объем трансакционных издержек складывается из двух частей.

Во-первых, это услуги «трансакционного сектора» (отрасли, «продукция» которых рассматривается как целиком имеющая трансакционное назначение — оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т.д.). В случае если оптовые и розничные предприятия имеют свою логистическую инфраструктуру (склады, автотранспорт и т.д.), затраты на ее эксплуатацию входят в цену перепродажи закупаемого товара.

Во-вторых, это трансакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного» сектора. При их оценке исходят из размера фонда вознаграждения труда непроизводственных работников в отраслях этого сектора (условно говоря, это затраты на «аппарат управления», организацию продаж и снабжения в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформационного» комплекса).

Запрос «Перемещение (логистика)» перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

Логистика — управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат).

Логистика как наука — методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, нацеленных на их оптимизацию.

В практическом понимании логистика — инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.

С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Бизнес-логистика

В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Некоторые управленческие подходы и концепции, включающие логистическую составляющую или специфические логистические стратегии:

  • MRP (англ. materials requirements planning),
  • DRP (distribution requirements planning),
  • MRP II (manufacturing resource planning),
  • ERP (enterprise resource planning);
  • бережливое производство
  • CSRP (customer synchronized resource planning),
  • EOQ-модель,
  • система двух уровней,
  • двухбункерная схема,
  • модель с постоянной периодичностью заказа,
  • метод ABC,
  • нестационарные и стохастические модели управления запасами.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL (от англ. first-party logistics) — подход, при котором организация обращается к предприятию-специалисту отдельной логистической операции: склад (хранение), почта (информационный обмен), такси (транспорт); 3PL (third-party logistics) — подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учёт и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:

  • складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибуции, складские помещения, совмещенные с магазином);
  • запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);
  • транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);
  • комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);
  • связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путём поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный — по мере необходимости в товаре.

Распределительная логистика

Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями и продавцами.

Сбытовая логистика

Основная статья: Сбытовая логистика

Сбытовая логистика (логистика распределения) — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой — обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основная статья: Транспортная логистика

Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Более детальными функциями данной логистики являются — 1) персонал, который занимается осуществлением этих задач (грузчики, водители); 2) классификация транспортных средств (по объёмам, м³); 3) ценовая политика (на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).

Под транспортно-логистической системой понимается совокупность потребителей и производителей услуг, а также используемые для их оказания системы управления, транспортные средства, пути сообщения, сооружения и иное имущество. В другом определении говорится о том, что транспортно-логистическая система — совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков.

Таможенная логистика

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Таможенная логистика — наука, описывающая комплекс мероприятий, который направлен на перемещение груза через границу. Основная её цель — это решение задач, связанных с импортом, а также экспортом грузов, и, конечно же, минимизации затрат на все эти процедуры.

Таможенная логистика решает следующие задачи:

  • осуществление перевозки импортируемого и экспортируемого груза;
  • получение необходимых сертификатов на ввозимый/вывозимый товар;
  • оформление таможенной документации;
  • оценка стоимости, состояния и соответствия таможенным требованиям груза;
  • сопровождение дальнейшего движения груза, прошедшего таможенную границу;
  • обеспечение соответствия валютному законодательству.

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах. Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения).

Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её — на всем протяжении цепи управления поставками.

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес-процессов приёмки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространённые методики FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD. Для информационно-технической поддержки таких процессов могут использоваться специализированные системы управления складом WMS.

Информационная логистика

Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Комплексная логистика

Основная статья: Комплексная логистика

Системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления. Это эффективная система управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием которых находится функциональный цикл жизни товара.

Примечания

  1. Шумаев В.А. Основы логистики / Шумаев В.А.. — г. Москва: Юридический институт МИИТ, 2016. — С. 20. — 314 с. — ISBN УДК 656.062(075.8).
  2. Шумаев В.А. Логистика в теории и практике управления современной экономикой / Шумаев В.А.. — г. Москва: МУ им. С.Ю. Витте, 2014. — С. 7-8. — 212 с. — ISBN 978-5-9580-0117-0.
  3. Хуан Поло де Ондегардо. Доклад о происхождении Инков, и о том, как они расширили свои завоевания, 1572. «Этим путём письма приносились из Куско в Лиму за три дня, на расстояние 130 лиг (1 лига — 5,55 км), и всё по очень неудобной дороге. Инки также использовали этих посыльных-часки для доставки свежей рыбы с моря; и они проделывали за два дня расстояние в сотню лиг. У них были записи в кипу, о рыбе, приносимой иногда из Тумбеса, с расстояния более чем 300 лиг»
  4. Основы логистики.
  5. Ферн, Спаркс, 2007.
  6. Таможенная логистика
  7. Aspects of implementing ecological logistics in traffic flows organization
  8. Эдуард Байков. Экологическая логистика Архивная копия от 12 февраля 2009 на Wayback Machine
  9. Железный Райнер Нылвак король экологистики
  10. Сарычева Т. Бережливая логистика // Управление компанией, 2006, № 6. Архивная копия от 12 февраля 2009 на Wayback Machine
  11. Шолтысек Я. — доктор экономических наук, профессор, Экономический Университет г. Катовице (Польша)
  12. Canadian Forces Logistics Museum | Montreal Museums (англ.). Montreal Museums. Дата обращения 20 октября 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *