Положение о росимуществе

Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (ред. от 16.03.2018) «О совершенствовании учета федерального имущества»

  • Постановление
  • Положение об учете федерального имущества
    • I. Общие положения
    • II. Порядок учета федерального имущества
    • III. Порядок предоставления информации из реестра
    • IV. Заключительные положения
    • Приложение N 1. Формы реестра федерального имущества
      • Земельный участок (Форма)
      • Здание, сооружение, объект незавершенного строительства или единый недвижимый комплекс (Форма)
        • Приложение. Состав единого недвижимого комплекса (Форма)
          • Здания
          • Сооружения
          • Иные вещи
      • Помещение (Форма)
      • Воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания (Форма)
      • Космический объект (Форма)
      • Акции (Форма)
      • Доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества (Форма)
      • Движимое имущество, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей, особо ценное движимое имущество, первоначальная стоимость которого равна или превышает 200 тыс. рублей, либо иное имущество (Форма)
      • Доля в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого и (или) движимого имущества (Форма)
      • Земельный участок (Форма)
      • Здание, сооружение, объект незавершенного строительства или единый недвижимый комплекс (Форма)
      • Помещение (Форма)
      • Воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания (Форма)
      • Космический объект (Форма)
      • Движимое имущество, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей (Форма)
      • Иное движимое имущество, первоначальная стоимость единицы которого меньше 500 тыс. рублей, особо ценное движимое имущество, первоначальная стоимость единицы которого меньше 200 тыс. рублей, и оборотные активы (независимо от их стоимости), учитываемые как единый объект (Форма)
        • Приложение. Состав особо ценного движимого имущества, первоначальная стоимость единицы которого меньше 200 тыс. рублей (Форма)
      • Правообладатель (Форма)
      • Акционерное общество (эмитент) (Форма)
      • Хозяйственное общество (за исключением акционерного общества) или товарищество (Форма)
      • Иное лицо, в пользу которого установлено ограничение (обременение) вещного права на объект учета, обладающее иными правами на объект учета или сведениями о нем (Форма)
    • Приложение N 2. Запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем (Форма)
    • Приложение N 3. Запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество (Форма)
    • Приложение N 4. Правила заполнения форм реестра федерального имущества и записей об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, и о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество
      • I. Общие положения
      • II. Общие правила заполнения форм
      • III. Заполнение форм

Открыть полный текст документа

Представление сведений в Росимущество (Гусев А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Представление сведений в Росимущество (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 17.04.2016

Согласно положениям Гражданского кодекса все имущество государственных (муниципальных) учреждений — государственная или муниципальная собственность. Напомним, что учреждения вправе распоряжаться этим имуществом в порядке, установленном ст. ст. 296, 298 ГК РФ. Документом, подтверждающим право собственности субъектов, права государственной или муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр государственной или муниципальной собственности. Порядок внесения сведений в данный реестр определяется собственником. Так, порядок внесения сведений в реестр федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества <1>. В статье мы поговорим о порядке представления сведений в реестр федерального имущества.
———————————
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Какое имущество подлежит учету в реестре?

Положение о порядке учета имущества устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования к системе учета федерального имущества. В силу п. 3 Положения о порядке учета имущества объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:
— недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного его назначению ущерба невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому);
— движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество);
— иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам. К такому имуществу можно отнести безналичные денежные средства, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага. Необходимо отметить, что обязанность по включению указанного имущества в реестр установлена с 18.12.2015.
Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ.
Необходимо отметить, что требование об учете федерального имущества в соответствующем реестре не применяется к правоотношениям, возникающим при совершении сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, когда согласно федеральным законам отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Реестр ведется на электронных носителях в единой базе данных и подлежит учету в реестре федеральных государственных информационных систем.
Реестр состоит из трех разделов:
— в разд. 1 включаются сведения о недвижимом имуществе;
— в разд. 2 — сведения о движимом и ином имуществе;
— в разд. 3 — сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и информацией о нем.
Разделы состоят из подразделов, в каждый из которых заносятся сведения соответственно о видах недвижимого, движимого и иного имущества и лицах, обладающих правами на объекты учета и информацией о них.
Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в надлежащем подразделе (далее — карты сведений об объекте учета).
Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну РФ.
Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, — документ, необходимый при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, если в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.

Кто ведет реестр?

Учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют:
1) Росимущество — в отношении находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации реализуют Росимущество или иной федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация;
2) территориальные органы Росимущества, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, — в отношении:
— имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения согласно компетенции, определяемой положениями о территориальных органах;
— имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну РФ, расположенного за рубежом;
— федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах РФ, где осуществляют деятельность территориальные органы (кроме случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).
В целях учета федерального имущества и ведения его реестра Росимуществу (его территориальным органам) предоставлено право запрашивать сведения не только о федеральном имуществе, но и об организациях, за которыми оно закреплено. Указанные сведения должны представляться Росимуществу безвозмездно в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса, если законодательством РФ не установлен иной срок.
Запрос и представление этих документов (копий документов) могут осуществляться в электронной форме (в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или межведомственного портала по управлению государственной собственностью в Интернете.

Каков порядок представления сведений в реестр?

Согласно требованиям Положения о порядке учета имущества учреждения обязаны представлять сведения в Росимущество (в его территориальные органы) в следующих случаях.
Приобретение имущества по договору или на иных основаниях (поступление имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения). Напомним, что в силу п. п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, отметим, что право оперативного управления зданием, сооружением и другими объектами недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения надлежащих записей в Единый государственный реестр.
В силу п. 19 Положения о порядке учета имущества для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном по договорам или на иных основаниях, поступающем в хозяйственное ведение или оперативное управление, учреждение обязано в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:
— карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно Приложению 1 к Положению о порядке учета имущества;
— документы, свидетельствующие о приобретении объекта учета правообладателем и возникновении соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие данные, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
Кроме того, стоит отметить, что в случае выявления учреждением имущества, не учтенного в реестре (например, обнаруженного в результате инвентаризации), сведения об этом имуществе необходимо направить в Росимущество (в его территориальные органы) в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества.
Территориальный орган Росимущества в течение 21 дня со дня получения документов правообладателя обязан провести их экспертизу и по ее результатам принять одно из следующих решений:
1) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если доказаны подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
2) об отказе учесть в реестре объект учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
3) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в таких случаях:
— установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений;
— у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;
— документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным Положением о порядке учета имущества и законодательством Российской Федерации требованиям.
Изменение сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на него, учреждение обязано в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменение сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета либо основных средств (фондов) правообладателя) направить в территориальный орган Росимущества:
— запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно Приложению 2 к Положению о порядке учета имущества в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо информацией о нем, правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;
— документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.
Учреждения-правообладатели, возникшие в результате реорганизации, направляют записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения, в систему учета в установленном порядке.
При изменении места государственной регистрации учреждения соответствующая запись и документы, подтверждающие такие изменения, направляются в установленный срок в территориальный орган Росимущества в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано учреждение.
Прекращение права собственности РФ на имущество. В случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, учреждение, за которым было закреплено это право, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении права подать в территориальный орган Росимущества:
— запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно Приложению 3 к Положению о порядке учета имущества для исключения данных из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение информации из других карт сведений об объекте учета, учреждение, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из карт;
— документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если речь идет о недвижимом имуществе.

Обратите внимание! В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.06.2015 N 590 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности учета федерального имущества» (далее — Постановление N 590) федеральные органы исполнительной власти, другие федеральные органы государственной власти и находящиеся в их ведении юридические лица (в отношении принадлежащего им на вещном праве федерального имущества), а также иные организации, наделенные согласно законодательству РФ правом владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом, обязаны представлять документы для учета федерального имущества в реестре исключительно в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанное требование вступило в силу с 18.12.2015.
Следовательно, с 18.12.2015 карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие содержащиеся в них данные, должны представляться правообладателями федерального имущества исключительно в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя юридического лица — правообладателя, занимающего должность не ниже заместителя руководителя. Усиленная квалифицированная электронная подпись уполномоченного представителя юридического лица должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Необходимо отметить, что до внесения Постановлением N 590 изменений в Положение о порядке учета имущества учреждения были обязаны, помимо вышеперечисленных случаев представления сведений в Росимущество, ежегодно до 10 апреля текущего года в целях обеспечения контроля полноты и достоверности сведений о подлежащем учету федеральном имуществе, принадлежащем им на соответствующем вещном праве, представлять в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные:
— копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
— копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
С 18.12.2015 такая обязанность отменена.

Какова ответственность за непредставление сведений в реестр?

В силу п. 51 Положения о порядке учета имущества правообладатели и федеральные органы исполнительной власти, иные органы и (или) организации несут ответственность согласно законодательству РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) территориальные органы.
Федеральным законом от 28.11.2015 N 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом» нормы КоАП РФ дополнены новым составом административного правонарушения, связанным с несоблюдением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение — от 70 000 до 100 000 руб.
При этом во избежание неоднозначного толкования в новой ст. 19.7.12 предусмотрено разъяснение термина «ненадлежащее представление сведений (информации)» — несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).
Указанные изменения вступили в силу с 09.12.2015.
Кроме того, напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства грозит административный штраф:
— для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (или дисквалификация на срок до трех лет);
— для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

* * *

В заключение еще раз отметим, что учреждения спорта — правообладатели федерального имущества обязаны представлять сведения в Росимущество (в его территориальные органы) при приобретении по договорам или иным основаниям имущества, изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на данный объект, а также в случаях прекращения права собственности Российской Федерации на имущество. При этом начиная с 18.12.2015 представлять сведения о данном имуществе необходимо исключительно в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. Нужно помнить, что за непредставление или ненадлежащее представление указанных сведений (информации) последует привлечение учреждения к административной ответственности и наложение административного штрафа.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Представление сведений в Росимущество (Зернова И.)

Для обеспечения контроля полноты, достоверности и своевременности учета федерального имущества учреждения ежегодно до 10 апреля текущего года должны представлять в соответствующие территориальные органы Росимущества на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В целях сопоставимости сведений, имеющихся в указанных органах и содержащихся в бухгалтерской отчетности, учреждения обязаны своевременно сообщать им о произошедших в составе имущества изменениях. Органы Росимущества учитывают данные изменения и контролируют соответствие представленных сведений. Именно об этом и пойдет речь в статье.
Федеральное имущество, включая находящееся на праве оперативного управления, бессрочного пользования у учреждений (правообладателей), в том числе и автономных, подлежит учету и внесению в реестр федерального имущества.
Полномочия по учету такого имущества возложены на Росимущество и его территориальные органы.
Согласно п. 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее — Положение N 447), учет федерального имущества представляет собой получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом (п. 2 Положения N 447).
Примечание. Реестр федерального имущества является федеральной информационной системой, представляющей собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и представления сведений о нем.
Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателю на соответствующем вещном праве.
Напомним, какое имущество подлежит учету и в каком порядке правообладатели должны представлять сведения о таком имуществе.
Состав федерального имущества, подлежащего учету
Исходя из норм п. 3 Положения N 447 учету подлежит расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:
— недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
— движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).
Согласно п. 5 Положения N 447 учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества.
Таким образом, если правообладатель владеет вещным правом на перечисленное имущество, сведения о нем должны быть учтены в реестре федерального имущества.
Порядок представления сведений об имуществе
Как было указано выше, в целях сопоставимости сведений, имеющихся в органах Росимущества и содержащихся в бухгалтерской отчетности, правообладатели должны своевременно сообщать им о произошедших с имуществом изменениях.
Положением N 447 определены случаи и сроки, когда правообладателям нужно представлять сведения в Росимущество (его территориальные органы) для внесения их в реестр. Такими случаями являются:
1. Приобретение имущества по договорам и иным основаниям. Согласно п. 14 Положения N 447 в этом случае учреждение для внесения сведений в реестр об имуществе, поступающем в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ, обязано представлять в двухнедельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган:
— надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно Приложению 1 к Положению N 447;
— надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии иных документов, подтверждающих сведения об объекте учета, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
При заполнении формы нужно учитывать следующие общие правила:
— строки формы не заполняются в случае отсутствия соответствующих сведений об объекте учета, в том числе о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем;
— в строке «Адрес (местоположение)» и в строках, содержащих сведения о стоимости, дополнительно указываются соответственно наименование страны и стоимость имущества в валюте соответствующей страны (в круглых скобках), если объект учета расположен за рубежом;
— сведения об ограничении (обременении) вносятся по каждому виду ограничения (обременения) отдельно. Также отдельно вносятся сведения о земельных участках, над или под которыми находится протяженный объект недвижимости;
— если на первом листе формы не хватает места для внесения сведений, их надо вносить на следующие ее листы, которые в строке «Лист ___» должны быть пронумерованы;
— каждая карта сведений об объекте учета (далее — карта), запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, либо запись о прекращении права собственности РФ на имущество (далее — запись) должна быть заверена правообладателем путем проставления подписи, даты ее внесения и печати.
2. Изменение сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем. В этом случае правообладатель должен в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством РФ (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представить в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения N 447):
— запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно Приложению 2 к Положению N 447 в соответствующей карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладателю нужно представить запись по каждой из них (далее — записи об изменениях сведений);
— копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
Пунктом 15 Положения N 447 регламентирован порядок представления записи об изменениях сведений об объекте учета при изменении места государственной регистрации (преимущественного пребывания) правообладателя. Записи об изменениях сведений об объекте учета и копии документов, подтверждающих изменения сведений, представляются правообладателем в установленный срок в территориальный орган в субъекте РФ, на территории которого он зарегистрирован (преимущественно пребывает).
Такой порядок представления записей и копий документов действует также в случае перехода права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (преимущественно пребывающему) на территории иного субъекта РФ.
3. Прекращение права собственности РФ на имущество. В этом случае лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в двухнедельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права должно представить для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган (п. 16 Положения N 447):
— запись о прекращении права собственности РФ на имущество по форме согласно Приложению 3 к Положению N 447 для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, представляет запись по каждой из них (далее — записи о прекращении права собственности РФ на имущество);
— копию документа, подтверждающего прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом.
Карты и записи должны представляться соответственно правообладателем и лицом, которому имущество принадлежало на соответствующем вещном праве, на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Росимущества в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае невозможности представления карт и записей на электронном носителе правообладатель и указанное лицо формируют их на электронном носителе в территориальном органе, который создает для этого необходимые условия.
Решения, принимаемые территориальными органами Росимущества
В месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов территориальный орган Росимущества обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
1. Присвоить объекту учета постоянный реестровый номер федерального имущества и заверить карты сведений о нем или записи об изменениях сведений либо о прекращении права собственности РФ на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений.
Карты или соответствующие записи не позднее пяти рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра должны быть направлены правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении карт или записей в соответствующие подразделы реестра.
2. Отказать в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности РФ. В этом случае территориальный орган обязан не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения известить правообладателя о принятом решении (с обоснованием принятия такого решения).
3. Приостановить процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют закрепленным Положением N 447 и законодательством РФ требованиям.
При этом территориальный орган обязан в течение трех рабочих дней со дня принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме (с обоснованием принятия такого решения).
В течение месяца со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета правообладатель обязан дополнительно представить в соответствующий территориальный орган карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности РФ на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения, и копии подтверждающих их документов. При этом дополнительно представленные правообладателем документы должны соответствовать установленным Положением N 447 и законодательством РФ требованиям и быть надлежащим образом заверены.
Пунктом 22 Положения N 447 правообладателю предоставлено право продлить указанный выше срок, если он в течение месяца со дня получения извещения представит в письменной форме заявление с отражением причин необходимости продления срока представления дополнительных документов. Этот срок может быть продлен, но не более чем на три месяца со дня приостановления процедуры учета. Извещение о продлении названного срока направляется территориальным органом правообладателю в течение трех рабочих дней со дня поступления в территориальный орган заявления правообладателя.
Осуществление контроля территориальными органами Росимущества
Порядок контроля полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра федерального имущества и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей утвержден Приказом Росимущества от 12.09.2011 N 296 (далее — Порядок N 296).
Как было указано выше, правообладатели ежегодно до 10 апреля должны представлять в соответствующий территориальный орган Росимущества на бумажном и электронном носителях:
— надлежащим образом заверенные копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
— надлежащим образом заверенные копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 4 Порядка N 296 ежегодно до 10 мая текущего года со дня поступления в территориальные органы Росимущества от каждого правообладателя перечисленных документов ими проводятся документальные проверки, заключающиеся в сверке сведений, содержащихся в указанных документах и реестре.
Контроль территориальными органами Росимущества за полнотой, достоверностью и своевременностью представления правообладателями к учету федерального имущества будет осуществляться путем определения отношения количества совпавших в результате сверки значений сведений к общему количеству совпавших и несовпавших значений сведений, содержащихся в представленных копиях годовой бухгалтерской отчетности, инвентаризационных описей и актов инвентаризации.
Если в результате осуществления контрольных мероприятий выявлены учреждения, которые не имеют федерального имущества и сведения о которых не внесены в реестр, и (или) имущество, которое не представлено к учету в реестре и (или) новые сведения о котором не представлены для внесения изменений в реестр, либо установлено, что это имущество (в том числе имущество, право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации) находится в собственности РФ либо учтено в реестре как имущество, не находящееся в собственности РФ, территориальный орган Росимущества в двухнедельный срок со дня завершения процедуры контроля (п. 29 Положения N 447):
— формирует в трех экземплярах на бумажных носителях и электронном носителе карты сведений об объектах учета, в том числе о правообладателях, и (или) записи об изменениях сведений об объектах учета или о прекращении права собственности РФ на имущество путем внесения в них сведений, содержащихся в представленных и выявленных документах;
— направляет правообладателю сформированные карты и (или) записи в двух экземплярах на бумажных носителях и электронном носителе с требованием в двухнедельный срок со дня их получения завершить формирование карт и (или) записей и представить их в территориальный орган с копиями документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения.
В случае невыполнения правообладателем указанного требования территориальный орган обязан в 10-дневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования:
а) присвоить картам сведений о правообладателях соответствующие номера и (или) объектам учета — временные реестровые номера федерального имущества, внести присвоенные номера и даты их присвоения в третий экземпляр соответствующих карт сведений об объектах учета, в том числе карт сведений о правообладателях, надлежащим образом заверить их и поместить в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, — в дело;
б) заверить третьи экземпляры записей об изменениях сведений об объектах учета, исключить из соответствующих карт сведений об объектах учета изменившиеся сведения и внести в них изменения, поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, — в дело;
в) заверить третьи экземпляры записей о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объектах учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих прекращение указанного права, — в дело;
г) инициировать принятие к правообладателю мер ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Меры ответственности, применяемые к правообладателю
Согласно п. 42 Положения N 447 правообладатели в отношении федерального имущества несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Росимущество и (или) его территориальные органы.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.;
— на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства грозит административный штраф:
— для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (или дисквалификация на срок до трех лет);
— для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
* * *
Подводя итог вышесказанному, еще раз заострим внимание читателей на том, что в целях недопущения наложения на автономные учреждения перечисленных мер административного наказания им нужно своевременно представлять в территориальные органы Росимущества необходимые сведения о приобретении имущества, являющегося объектом учета, и о произошедших в его составе изменениях.

Последовательность учета федерального имущества

Ответственность за начало процедуры учета имущества казны всегда лежит на управляющем собственности, который, согласно с законодательством РФ, обязан за срок до 14 дней со дня поступления имущества в его собственность (уполномоченной передачи либо приобретения) отправить запрос о регистрации имущества либо смене сведений о нем с прикреплением следующих данных:

  1. Заполненные карты о состоянии имущества по форме №1. Это могут быть сведения о космических объектах, движимого и недвижимого имущества, воздушное либо морское судно и т. п. для каждого вида собственности предусмотрена своя необходимая к заполнению форма № 1;
  2. Документы, которые способны подтвердить сведения, указанные в заполненной правообладателем форме №1, где было подробно описано состояние имущества;
  3. Документы, подтверждающие передачи в право владения управляющего имущества, о котором идет речь в форме №1.

Важный момент! Все документы отправляются правообладателем в электронной форме для большего удобства проверки и отправления. При этом документация должна быть правильно оформленной и заверенной официальной электронной подписью правообладателя. Если же правообладатель не имеет возможности воспользоваться электронной формой отправки, то возможно предоставление и бумажной версии документов.

Забегая наперед, следует сказать о том, что после прекращения срока привилегии собственности на имущество казны, бывший управляющий должен точно также в 14-дневный срок отправить заявление по форме №3 о окончании срока управления государственным имуществом. Форма №3 является единой для управляющих всеми возможными видами имущества казны. Также к заявлению, разумеется, следует прикрепить документы, которые показывают, что физическое либо юридическое лицо больше не является управляющим данного имущества. Такая процедура действительна как при добровольном отказе от управления, так и при банкротстве организации и во всех других случаях, ведь главная ее цель – сохранить актуальность сведений, которые содержатся в Реестре.

Далее речь пойдет об обязанностях представителей территориального органа, в который были направлены составленные и собранные управляющим документы.

Совет! В первую очередь представителям территориальных органов необходимо обязательно проверить подлинность полученных документов и правильность их оформления. В случае несоответствия установленным нормам, пакет документов может быть возвращен управляющему на дополнительную корректировку. В таком случае, объект следует оформить как «приостановленный в процедуре учета» до получения более точной и достоверной документации либо правильного заполнения формы управляющим.

За установленный законодательством срок (до 21 дня) представители органов местного самоуправления обязаны установить подлинность и полноту документов (либо неподлинность и неполноту) и на основе полученных сведений осуществить одну из нижеуказанных процедур:

  1. Зарегистрировать полученные от управителя данные об объекте и управителе федерального имущества и удалить все предыдущие, содержащееся в Реестре, данные о представленном объекте и его прошлом управляющем в целях избегания возникновения путаницы;
  2. Отказать в регистрации представленного объекта (причиной чего может послужить только тот факт, что имущество не является собственностью РФ и потому его нельзя добавить в Реестр имущества казны);
  3. Приостановить процедуру учета по причине возникновения затруднений у управляющего с оформлением документации.

В случае принятие первого из перечисленных решений, объекту присваивается новый регистрационный номер, и полученные данные вносятся в Реестр, при этом все предыдущие сведения об объекте удаляются из Реестра. С этого момента объект можно назвать учтенным федеральным имуществом.

Если же было принято отрицательное решение, то правообладатель указанного объекта (инициатор его учета) должен получить аргументированный отказ от добавления объекта в Реестр в письменном виде.

Порядок внесения изменений в сведения об объектах, состоящих на учете как федеральное имущество

Инициатором внесения изменений должен быть правообладатель имущества казны. А именно в течении 14-дневного срока со дня вступления изменений в силу он должен предоставить в органы местного самоуправления такие документы, как:

  1. Заявление по форме №2 с указанными в нем изменениями, которые необходимо внести в Реестр учета федерального имущества, где указывается перечень произошедших изменений и перечень документов, которые подтверждают действительность изменений;
  2. Документы, подтверждающие действительность изменений.

Важный момент! Представители органов местного самоуправления обязательно должны проверить подлинность всех поступивших документов и правильность их оформления перед тем, как вносить сведения об изменениях в реестр.

Изменения, которые требуют занесения в реестр, могут быть связаны со следующими факторами:

  • Изменение личности правообладателя;
  • Изменение размера общей стоимости федерального имущества;
  • Изменения в фондовых средствах правообладателя;
  • Изменения отметки о государственной регистрации управляющего имуществом казны.

Совет! В случае перемены места государственной регистрации правообладателя федерального имущества необходимо предоставить весь необходимый пакет документов представителям органов местного самоуправления того региона, в котором правообладатель действительно зарегистрирован, а не по бывшему месту регистрации.

Порядок обжалования решения органов местного самоуправления о невнесении предложенного правообладателем объекта в реестр

Правообладатель, которому было дважды отказано во внесении объекта федеративного имущества в Реестр по причине неподлинности или неполноте документов имеет право обжаловать такое решение органов местного самоуправления в специально установленном законодательством порядке, который предусматривает:

  1. Обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой провести повторную экспертизу предоставленной правообладателем федеративного объекта документации, с целью учета федеративного имущества в Реестре;
  2. В случае позитивного решения Федерального агентства будут предприняты меры по внесению имущества в Реестр в одном из двух установленных порядков:
    • Федеральное агентство одобрит обращение правообладателя и в течение 7 календарных дней отправит извещение о установленном заключении в органы местного самоуправления, представителями которого было ранее отказано в учете представленного управляющим имущества казны. Постановление Федерального агентства обязательно должно быть подкреплено аргументированием и подтверждающей необходимость вышеуказанных действий. Представители органов местного самоуправления обязаны будут внести изменения в Реестр и отправить уведомление об этом правообладателю;
    • Представители Федерального агентства самостоятельно внесут все необходимые изменения в Реестр, а правообладатель и представители местного самоуправления того региона, в котором зарегистрирован правообладатель федерального имущества будут извещены о принятом решении и внесенных изменениях;
  3. В случае отрицательного постановления Федерального агентства, правообладатель будет уведомлен в течение 7 календарных дней о невнесении объекта в Реестр, при этом причины таких действий должны быть разъяснены аргументацией и подкреплены соответствующими документами.

Реестр необходим для качественного и своевременного осуществления важных государственных процессов, а потому каждый сознательный гражданин РФ должен следить за своевременным внесением в него необходимой информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *