Содержание
Временное отстранение от должности
Временное отстранение обвиняемого или подозреваемого от должности является мерой процессуального принуждения, ограничивающей закрепленное в ст.37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим законом установлен судебный порядок ее применения. Данная мера может быть применена к обвиняемому или подозреваемому независимо от того, является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность. Отстранение от должности может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях (руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий и т.п.).
Одним из наиболее сложных вопросов, возникающих на практике, — это вопрос об основаниях отстранения обвиняемого или подозреваемого от должности.
В ч.1 ст.114 УПК РФ по этому поводу сказано: «при необходимости», когда такая необходимость возникает, не разъясняется, а общие основания применения иных мер процессуального принуждения названы в ч.1 ст.111 УПК РФ: в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.
В связи с этим отстранение от должности может быть применено при наличии оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый), используя свое служебное положение, может:
1) продолжать заниматься преступной деятельностью;
2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем:
а) воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе;
б) фальсификации и уничтожения доказательств;
3) препятствовать надлежащему исполнению приговора.
Тем не менее, практика показывает, что дознаватели и следователи не всегда используют возможность отстранить от должности обвиняемого (подозреваемого), использующего свое служебное положение для противодействия расследованию. Вопрос об отстранении для противодействия расследованию. Вопрос об отстранении лица от должности необходимо рассматривать, если:
— данное лицо, привлекается к уголовной ответственности за преступления, совершенные в организации, в которой оно осуществляет властные или организационно-хозяйственные функции, либо связанное с деятельностью этой организации
— в деле в качестве потерпевших, свидетелей, обвиняемых, подозреваемых участвуют подчиненные ему по службе лица;
— со стороны привлекаемого лица имели место попытки препятствования с использованием своего служебного положения проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, других процессуальных и следственных действий.
На практике иногда возникает вопрос: можно ли применять отстранение от должности наряду с избранием меры пресечения?
Да, можно, поскольку закон не содержит по этому поводу никаких запретов. Меры пресечения и отстранение от должности могут быть применены как одновременно, так и последовательно, исходя из обстоятельств дела и в том числе тогда, когда в качестве меры пресечения избран домашний арест или заключение под стражу. Например, основанием для отстранения от должности могут быть сведения о том, что обвиняемый (подозреваемый) продолжает руководить предприятием, находясь по домашним арестом.
Процедура временного отстранения от должности состоит в следующем.
При наличии оснований прокурор, а также дознаватель, начальник следственного отдела, следователь с согласия прокурора выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (ч.1 ст.114 УПК РФ). В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представления о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом (ч.5 ст.114 УПК РФ).
В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства указывается где, когда и кем оно оставлено, излагаются сущность подозрения или предъявленного обвинения, конкретные основания, обусловившие необходимость временного отстранения от должности (при этом недостаточно общей ссылки на «возможность помешать ходу дознания или следствия»), а также решение о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. Данное постановление направляется в районный суд по месту проведения предварительного расследования. К постановлению должны быть приложены материалы дела (доказательства), подтверждающие наличие основания для применения данной меры процессуального принуждения. Постановление подлежит рассмотрению единолично судьей в течении 48 часов с момента его поступления (ч.2 ст.114 УПК РФ). В судебном заседании участвуют обвиняемый (подозреваемый), его защитник, прокурор, а также иные участники процесса по усмотрению судьи или ходатайству сторон. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в судебном заседании обвиняемого (подозреваемого) в данном случае является его правом, а не обязанностью. Закон не требует также участие в суде дознавателя (следователя). Но по поручению прокурора он должен явиться в суд для обоснования возбужденного им ходатайства.
По результатам рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности или об отказе в этом. Копия постановления направляется по месту работы обвиняемого. Постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет дознаватель или следователь, в производстве которого находится уголовное дело. Администрация предприятия, учреждения, куда направлено указанное постановление, обязана уведомить об отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности. Уведомление приобщается в материалам уголовного дела. При необходимости дознаватель (следователь) может уведомить об отстранении от должности подозреваемого (обвиняемого) те предприятия и финансовые учреждения, с которыми он был связан по службе.
Обвиняемый (подозреваемый), в которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия (ч.6 ст.116 УПК РФ) в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (п.8 ч.2 ст.131 УПК РФ). Пособие назначает судья в постановлении о временном отстранении от должности. В соответствии с п.8 ч.2 ст.131 УПК РФ это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу. Поэтому сумма, выплаченная обвиняемому (подозреваемому), должна быть включена в справку, прилагаемую к обвинительному заключению (акту). Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Решение об отстранении от должности, принятое в ходе досудебного производства, может быть обжаловано в кассационном порядке. Однако обжалования не приостанавливает действия данной меры принуждения.
Несмотря на то, что в законе подчеркивается временный характер отстранения от должности, срок применения этой меры принуждения не указан. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, дознавателя, следователя. Согласие судье на принятие такого решения не требуется (ч.4 ст.114 УПК РФ).
При завершении производства по делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности. В случае прекращения дела эта мера принуждения отменяется в соответствии с п.8 ч.2 ст.213 УПК РФ. Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, у лица, к которому она была применена, в соответствии с ч.3 ст.133 УПК РФ возникает право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.
При постановлении обвинительного приговора, суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено уголовно-процессуальным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного показания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно разрешается в приговоре суда.
Статья 114 упк рф. временное отстранение от должности
В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса . Комментарий к статье 114 Уголовно-процессуального Кодекса РФ 1.
Федерального закона N 212-ФЗ <2 признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Аналогично нормам п. 1 ст. 217 НК РФ ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ выводит из-под обложения страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, ежемесячное государственное пособие, выплачиваемое согласно п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, не облагается страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС.
Временное отстранение от должности-судебные ошибки
Эта мера процессуального принуждения на практике применяется довольно редко. Связано это в том числе и со сложностью применения этой процессуальной меры, что на практике вызывает немало ошибок.
Одна из распространенных ошибок при временном отстранении от должности является неправильное определение территориальной подсудности.
В соответствии с ч.1 ст.114 УПК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Нарушение правил о подсудности может повлечь отмену судебного постановления.
Другой ошибкой является то, что эта мера принуждения применяется к должностным лицам к которым она не может быть применена, например, к выборным должностным лицам и не наделенным организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в том смысле, в котором они указаны в ст. 114 УПК РФ.
Мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности направлена на обеспечение установленного в ч.1 ст. 111 УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и может применяться при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на этой должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться от них определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Отсюда, в ходатайстве следователя должны быть указаны объективные сведения о том, что избранная в отношении подследственного мера пресечения сама по себе не является эффективной.
При рассмотрении таких ходатайств судьи часто допускают нарушения процедуры рассмотрения такого ходатайства, то есть с нарушением норм процессуального права. Например, имели место случаи рассмотрения таких ходатайств без участия защитника.
В соответствии с ч. 4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе участвовать в разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении него меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных п.п. 1-3 и п.10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ.
Ходатайство о применении такой меры процессуального принуждения районный или городской суд рассматривает в порядке частей 4,6 ст. 108 УПК РФ, предусмотренном для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Неявка без уважительных причин сторон, которые были своевременно извещены о времени судебного заседания, не препятствует рассмотрению ходатайства, за исключением случаев неявки подозреваемого или обвиняемого.
Имеют случаи когда суд выходит за пределы ходатайства следователя, что противоречит принципу презумпции невиновности.
Например судьи в своих постановлениях дают оценку обоснованности выдвинутого обвинения, о необоснованности подозрения в совершении преступления. Некоторые судьи дают оценку доказательствам, указывая на их недопустимость. Суд не вправе при рассмотрении ходатайств оценивать собранные по делу доказательства на стадии досудебного производства, а также давать им оценку как допустимым или недопустимыми.
В постановлении об отстранении от должности суду не должен указывать конкретный срок применения данной меры, например периодом предварительного расследования, поскольку если лицо отстранить от должности на период только предварительного расследования, то после передачи дела в суд возникнет вопрос, должен ли обвиняемый быть отстранен и на период судебного разбирательства. На то, что ограничивать в постановлении временные рамки необязательно, указывает ч.4 ст. 114 УПК РФ. В этой норме временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
Очень часто суды допускают технические ошибки, которыми пользуются защитники подследственных. Однако, следует учитывать, что есть ошибки, которые не влияют на законность и обоснованность принятого судом решения, есть ошибки которые требуют внесения изменений в постановление суда, так как могут возникнуть различные вопросы в процессе исполнения постановления.
При рассмотрении вопроса о временном отстранении от должности суд должен установить точное наименование органа, на который возложена обязанность по выплате пособия. Неправильное указание финансового органа приведет к неясности при исполнении постановления суда.