Сколько банков в России

Содержание

Сколько всего насчитывается действующих банков в России, располагающих лицензией ЦБ РФ в 2019 году

С приходом нового Председателя ЦБ РФ в 2013 году началась массовая чистка отечественного банковского сектора от некачественных игроков. Продолжается она и по сегодняшний день 2019 года. Количество действующих кредитных организаций за этот короткий период сократилось более чем вдвое. Причем регулятор, если опираться на неоднократно озвученную Эльвирой Набиуллиной позицию, не собирается на этом останавливаться. Поэтому мы решили провести анализ трех направлений в одном материале. Во-первых, определить, сколько банков в России на сегодняшний день 2019 года осталось с лицензией ЦБ РФ. Во-вторых, оценить динамику сокращения рынка в текущем году. В-третьих, проанализировать этот же показатель, но за последние 10 лет.

Сколько действующих банков в России осталось на сегодняшний день 2019 года

На сегодняшний день 2019 года в России насчитывается 405 действующих банков.

Произвести фактический расчет численности действующих кредитных организаций в России на любой день можно, опираясь на информацию, публикуемую официальным сайтом Центрального банка Российской Федерации. В частности, речь идет о количестве активных лицензий на начало каждого месяца, а также пресс-релизах, в которых доступна информация о выведенных с рынка коммерческих структурах. Путем несложных математических расчетов и будет определено, сколько банков в России на текущий момент.

Если отталкиваться от имеющейся информации, то входными данными для расчета будут следующие параметры:

  • На 1 декабря 2019 года в стране насчитывается 405 банков. Это публикация ЦБ РФ, которую можно назвать крайней. Более актуальная информация будет представлена позднее.
  • За прошедшую часть декабря регулятор не отзывал и не аннулировал ни одной лицензии.

Таким образом, вычитать кредитные организации из общей численности на начало текущего месяца, по которому есть статистика, не требуется. В итоге получается, что в России на сегодня осталось действующих 405 банков.

Нюансы расчета

В анализе принимают участие исключительно банки. Небанковские кредитные организации (НКО) не учитываются. Хотя, они входят в банковский сектор Российской Федерации, но не обладают всеми теми же правами, как и кредитные организации с универсальной или базовой лицензией.

Отдельно стоит отметить, что в указанном выше количестве возможна незначительная погрешность. Связано это с вероятным изменением численности игроков рынка не только в связи с отзывом, выдачей или аннулированием лицензии, о чем ЦБ РФ всегда публикует пресс-релизы. Также могут покидать рынок коммерческие структуры в связи с реорганизацией в виде присоединения к другому банку. Например, как в случае с присоединением Бинбанка к Банку Открытие с 1 января 2019 года. Об этом отдельно регулятор не уведомляет. Учитывая, что численность кредитных организаций огромная, и возможно слияние двух небольших финансовых учреждений, отследить все подобные факты практически невозможно.

Динамика численности банков в России за последние 10 лет

Нынешний российский банковский сектор кардинально отличается от того, каким он был 10-15 лет тому назад. Причем это касается не только его продуктовых линеек, преобразившихся кредитными картами, рефинансированием, вариантами инвестирования, или каналов предоставления услуг, в частности, внедрения интернет и мобильных банков, а также биометрической идентификации, но и численности игроков. Для наглядности, можно отметить, что количество действующих банков в России в момент наступления нового 21-го века было сопоставимо с представителями текущего микрофинансового рынка. Как тогда насчитывалось более 2000 кредитных организаций, большая часть которых оставалась действующими, так и сейчас статус МФО имеют более 2000 компаний.

Отсутствие данных на 1 января 2019 года обусловлено информацией на официальном сайте ЦБ РФ. Они публикуются приблизительно в 20-ых числах каждого нового месяца. В то же время уже можно говорить об уменьшении темпов чистки банковского сектора в России. Например, если в пиковые годы (2015 и 2016) количество закрывшихся кредитных организаций превышало 100 единиц, то за прошедший 2018 цифры более лояльны. Численность банков, покинувших рынок, не превышает 70-ти. То есть чистка активна, но уже производится в умеренных темпах.

Динамика количества банков в России за 2019 год

Учитывая, что на 2019 год информация отсутствует, производить какой-либо анализ фактически невозможно. В то же время данный материал обновляется постоянно. Как только у кредитной организации отзывается или аннулируется лицензия, завершается процедура ее присоединения к другой коммерческой структуре и т.д. Либо в случае публикации на официальном сайте ЦБ РФ данных на начало текущего месяца. Соответственно, и анализ будет изменяться по фактически имеющимся данным.

Количество банков в России — динамика за 2007-2018 годы, уставной капитал и количество банков в разрезе регионов

Количество банков в России за последние годы постоянно снижается. Это подтверждает заключения экспертов, которые уже давно говорят, что в ближайшие годы в России останется около 500 банков. И действительно, прогнозы аналитиков по количеству банков оказались вполне реальными. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на количество банков в свете последних изменений в законодательстве по размеру уставного капитала.
Итак, сколько банков и не банковских КО в России и сколько из них мелких банков? В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2018 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 561, из которых 230 (41%) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2017 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 623, из них — 246 (39,5%) можно твердо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала.
Из общего количества банков и не банковских КО на начало 2018 года — 277, или 49,4% зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы за 2016 год — 12 300 000 человек получается, что на каждые 44,4 тысячи населения столицы приходится один банк.
Количество банков на 01.01.2018 года составило 561, то есть за прошедший 2017 год сократилось еще на 62 банка (623-561). А количество банков, начиная с 2008 г. сократилось уже на 575 банков (1 136 -561) что составляет 50,6%, и что самое неприятное — быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам.
Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов, за последние 11 лет выглядит так:

Количество действующих банков в разрезе регионов России На 01.01 2008г. На 01.01 2009г. На 01.01 2010г. На 01.01 2011г. На 01.01 2012г. На 01.01 2013г. На 01.01 2014г. На 01.01 2015г. На 01.01 2016г. На 01.01 2017г. На 01.01 2018г
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 632 621 598 585 572 564 547 504 434 358 319
г.Москва 555 543 522 514 502 494 489 450 383 314 277
2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 81 79 75 71 69 70 70 64 60 49 43
3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 118 115 113 47 45 46 46 43 37 38 35
4. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 57 56 50 43 28 22 17 17
5. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 134 131 125 118 111 106 102 92 85 77 71
6. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 63 58 54 51 45 44 42 35 32 29 26
7. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 68 68 62 56 54 53 51 44 41 37 32
8. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 40 36 31 27 26 23 22 22 17 18 18
9. КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (С 2017 г. вошёл в Южный Федеральный округ) 2 5
Итого По Российской Федерации 1 136 1 108 1 058 1 012 978 956 923 834 733 623 561

Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Федеральных округов, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период, а ведь основные богатства России находятся именно на этих территориях страны.
Статистика по количеству банков за последние годы говорит о том, что сокращение банков продолжается высокими темпами. Так, только 02.02.2018 года Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у очередных 2-х банков (ООО «РКБ» и АО ПартнерКапиталБанк).
Количество действующих банков в России на 01.01.2018 года составило 561, т.е. за 2017 год их число сократилось на 62. Тогда как за 2016 год банков сократилось на 110 единиц, а в 2015 году — на 101 единицу. Сокращение банков в 2018 году немного замедлилось.
Отзыв лицензий у банков, которые создают реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков и в течение одного года неоднократно допускали неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, продолжился и в 2018 году.
Обращает на себя внимание то, что в 2017 году Банком России была отозвана лицензия у ПАО БАНК «ЮГРА», который ещё в 2016 году входил в список 30 крупнейших банков страны, составляемый Банком России с учетом выполнения ими основных показателей деятельности. А после отзыва лицензии в банке были выявлены проведенные операции с отчетностью в целях сокрытия реального финансового положения. ПАО БАНК «ЮГРА» не являлся системно — значимой кредитной организацией.
03.03.2017 года лицензии на осуществление банковских операций отозваны сразу у четырёх банков:

  • КБ «Межрегиональный Почтовый Банк» (рег. № 3171, г. Москва)
  • «АНКОР БАНК» (АО) (рег. № 889, г. Казань)
  • ПАО «ИнтехБанк» (рег. № 2705, г. Казань)
  • ПАО «Татфондбанк» (рег. № 3058, г. Казань)

Количество действующих банков в России на 01.02.2018 года составило 558, т.е. за первый месяц 2018 года число банков сократилось ещё на 3. Отзыв лицензий продолжается и далее. Так, только за неполный месяц февраля 2018 года уже отозвано 5 лицензий:

  • АКБ «Мастер-Капитал» (ОАО) (рег. № 3011, г. Москва) — с 20.02.2018г.
  • ООО «УралКапиталБанк» (рег. № 2519, г. Уфа) — с 15.02.2018г.
  • Банк СБРР (ООО) (рег. № 1284, г. Тюмень) — с 06.02.2018г.
  • ООО «РКБ» (рег. № 103, г. Москва) — с 02.02.2018г.
  • «ПартнерКапиталБанк» (АО) (рег. № 635, г. Москва) — с 02.02.2018г.

А ещё 01.02.2018 гола Банк России сообщил о начале процедуры реорганизации ООО «Экспобанк» в форме присоединения к нему «Банк на Гончарной» (АО), т.е. количество банков уменьшится ещё на один банк.
Как вы думаете, сколько банков останется в России в ближайшее время, учитывая такие темпы отзыва лицензий. Думаю, менее 500 банков, как и предсказывали эксперты.

Группировка банков по размеру уставного капитала

Какое количество банков в России может исчезнуть в ближайшее время можно определить исходя из размера уставного капитала (фонда) конкретных банков.
Так, исходя из статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) следует, что минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

  1. 1 миллиард рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  2. 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;
  3. 90 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента;
  4. 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента.

А что же с действующими кредитными организациями, размер собственных средств (капитала) которых не соответствует этим нормам? В статье 20 ФЗ 395-1 от 02.12.1990 г. говорится, что Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

  • если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов;
  • если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (применяется после 2 лет деятельности с момента регистрации);
  • если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11(2) закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11(2) закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2)…
  • если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2)…

Теперь давайте посмотрим, как Центральным Банком РФ группируются банки второго уровня исходя из величины зарегистрированного уставного капитала банка:

Размер уставного капитала (млн.руб)
Количество банков России
на 01.01. 2008 г. на 01.01. 2009 г. на 01.01. 2010 г. на 01.01 .2011 г. на 01.01. 2012 г. на 01.01. 2013 г. на 01.01 .2014 г. на 01.01. 2015 г. на 01.01. 2016 г. на 01.01. 2017 г. на 01.01. 2018 г.
От 10 млрд. руб. и выше 21 22 22 23 25 27 29 33 35
От 1 до 10 млрд. руб. 128 133 143 154 161 163 153 136 117
От 500 млн. до 1 млрд. руб. 109 103 114 123 116 111 97 77 78
От 300 до 500 млн. руб. 302 339 350 98 101 95 116 118 104 90 78
От 150,0 до 300,0 248 254 252 250 263 276 251 212 171 137 113
От 60,0 до 150,0 207 194 204 222 199 168 143 112 88 57 68
От 30,0 до 60,0 161 140 117 98 62 46 36 30 28 26 23
От 10,0 до 30,0 120 99 71 46 41 41 45 38 38 37 31
От 3,0 до 10,0 61 51 38 23 18 15 15 13 12 10 9
До 3,0 37 31 26 17 15 15 15 10 13 10 9
Всего 1136 1108 1058 1012 978 956 923 834 733 623 561

Итак, на 01.01.2018 года только 308 банков (35+117+78+78) имеют уставный капитал, который достаточен для универсальной или базовой лицензии, который соответствует требованиям ЦБ по капиталу у, и 113 банков, чей уставный капитал соответствует требованию для лицензии небанковской кредитной организации, что соответственно составляет 54,9% и 20,1% от общего количества банков. Из этого количества, но уже с учетом основных показателей деятельности банков, Банк России ежемесячно определяет список 30 крупнейших банков России и список системно значимых банков России.
А в сторону закрытия или присоединения к другим банкам движутся — 140 банков, чей уставный капитал не соответствует требованиям — эти банка находятся в зоне риска.
Ещё в июле 2015 года глава ВТБ Андрей Костин в интервью немецкой газете Die Welt заявил, что: Количество банков в России может через пять лет сократиться на 500. В России слишком много банков. Существует порядка 800 институтов. Через пять лет их может стать на 500 меньше, а стабильный уровень мы бы могли достичь и со 100 банками.
Исходя из требований Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают следующие трансформации:

  • Объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
  • Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
  • Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда.

Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала — количество таких процессов резко увеличится. Кроме того банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.
Проводится реорганизация некоторых кредитных организаций, что также сокращает общее число банков в России. Так, например:

  • 13 ноября 2014 года Ханты-Мансийский банк сообщил о завершении присоединения Банка «Открытие» и Новосибирского Муниципального банка. После завершения реорганизации из 3 банков получится 1.
  • 18 ноября 2016 года МДМ Банк сообщил что завершена реорганизация БИНБАНКа и БИНБАНКа Мурманск, путём присоединения к МДМ Банку. Объединённый банк будет работать под брендом «БИНБАНК». Кроме того было сообщено, что в течении 2016 года к БИНБАНКу были присоединены еще четыре банка: «Кедр», «БИНБАНК Смоленск», «БИНБАНК Сургут» и «БИНБАНК Тверь»
    13 ноября 2017 года Банк ВТБ (ПАО) (№ 1000, г. Санкт-Петербург) начал процедуры реорганизации в форме присоединения к нему Банка ВТБ 24 (ПАО) (№ 1623, г. Москва).

По прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса сокращение количества действующих банков России продолжится. Многие эксперты ожидают значительное сокращение количества действующих банков, но сколько банков останется фактически, твердо сказать никто не может и будет ли это плохо или хорошо для России будет видно спустя некоторое время. Ясно только одно, в России присутствует дефицит качественных банковских услуг в регионах и дисбаланс пока не меняется.
Мировой опыт показывает, что если банк нашел и устойчиво занял определенную нишу по банковским услугам, то не важно – крупный это или мелкий банк, главное, чтобы он умел работать без нарушения законодательства и нормативов. Пример небольшой Швейцарии, где мирно сосуществуют крупные и мелкие банки, а банков так «неприлично» много, что яблоку негде упасть – показателен. Там работа есть всем, и каждый банк нужен и к месту.
Конечно очень плохо, когда вместо качественного контроля и эффективного регулирования деятельности банков, мы кидаемся из крайности в крайность. Было бы более разумным не закрывать небольшие банки, и особенно в регионах, но ограничивать их максимальные суммы выдаваемых в одни руки кредитов и ограничивать прием вкладов от одного вкладчика определенными параметрами, увязывая все это с величиной капитала т.е. ориентируя их на обслуживание малого бизнеса и физических лиц, и пусть себе работают. Кстати, Банком России в этом направлении уже предложены изменения.
Так, Банком России разработаны предложения (частично уже внедряются), согласно которым все российские банки будут разделены на три группы:

  • системно — значимые, по которым начиная с 2015 года установлены особые требования,
  • банки федерального значения,
  • региональные банки.

Как пояснила глава Банка России Эльвира Набиуллина по поводу реорганизации банковской системы: «Мы предлагаем выделение нового вида кредитной организации — регионального банка. К этому виду могут быть отнесены относительно небольшие региональные организации с ограниченным кругом наиболее простых банковских операций. Бизнес-моделью таких банков должно являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона, их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу, прежде всего среднему и малому, того же региона.
В отношении остальных банков, кроме системно значимых, их мы называем банками федерального значения, предполагается увеличение минимальных требований к размеру собственных средств к капиталу до 1 млрд рублей и последовательное внедрение международных стандартов»

Количество банков Российской Федерации (по годам)

Статистика количества банков в РФ за последние 18 лет выглядит следующим образом:

Дата Количество банков в России на выбранную дату В т.ч. количество банков в Москве
01.01.2001 г. 1311 578
01.01.2002 г. 1319 620
01.01.2003 г. 1329 645
01.01.2004 г. 1329 661
01.01.2005 г. 1299 656
01.01.2006 г. 1253 631
01.01.2007 г. 1189 593
01.01.2008 г. 1136 555
01.01.2009 г. 1108 543
01.01.2010 г. 1058 522
01.01.2011 г. 1012 514
01.01.2012 г. 978 502
01.01.2013 г. 956 494
01.01.2014 г. 923 489
01.01.2015 г. 834 450
01.01.2016 г. 733 383
01.01.2017 г. 623 314
01.01.2018 г. 561 277
01.06.2018 г. 530 262

Количество банков по состоянию на 01.10.2018 года составляет 508, из которых
Материал подготовлен с учетом использования данных ЦБ о количестве банков и их группировке по размерам уставных фондов и информации ЦБ об отзыве лицензий.
Последние изменения в материал внесены 27.02.2018 г.

Количество банков в РФ на 2017 год

В последние годы стала вполне естественной ежедневная новость об очередном банкротстве или отзыве лицензии. Количество банков в РФ резко снижается и финансовая система уже далеко не та, что была прежде.

Сколько всего банков в России? Почему их стало меньше? Кому можно доверять? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в сегодняшнем материале.

Количество банков в РФ

На 2017 год в России осталось всего 623 банка. Для сравнения приведем динамику по годам (приведены данные по состоянию на 01.01 каждого года):

Год

Число банков

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Как видите, количество кредитных учреждений существенно падает и если в 2010-2014 годах это снижение было плавным и «естественным», то с 2015 года мы наблюдаем результаты зачистки банковского сектора, проводимой ЦБ РФ.

Почему банков становится меньше?

Часть кредитных организаций уходят с рынка самостоятельно, потеряв прибыльность: они подают документы на банкротство и добровольно «отдают» лицензию. Но таких организаций очень мало: как правило, они изначально создавались для вывода средств, а не полноценной банковской деятельности. В 2017 году такая история уже не сработает – ЦБ очень жестко следит за каждой операцией.

С 2014 года ЦБ начал так называемую «зачистку», цель которой – избавиться от слабых игроков рынка, искоренить незаконную легализацию доходов, обезопасить вкладчиков от внезапных банкротств и снизить нагрузку на АСВ. Для этого были введены нормативы и новые системы отчетности, было внесено много поправок в «Закон о банках и банковской деятельности».

В частности, основными причинами для отзыва лицензии стали:

  • Снижение достаточности собственного капитала менее 2%
  • Снижение норматива мгновенной ликвидности H2
  • Отсутствие резервов на принятые риски (нормы H6-H10)
  • Вовлеченность банка в сомнительные операции (ст. 115 ФЗ)
  • Несоблюдение требований ЦБ РФ, недостоверная отчетность и пр.

Под гребень ЦБ попали все – от мелких частных банков до государственных корпораций. И это далеко не конец: в 2017 году вступают в силу новые нормативы, например Н25 – на риски связанных с банком лиц.

Какие банки надежны?

В настоящее время доверять свои сбережения лучше надежным крупным банкам, входящим в первую десятку-двадцатку ТОПа, а лучше – в список «системно значимых банков для российской экономики»:

  • АО ЮниКредит Банк
  • Банк ГПБ (АО)
  • Банк ВТБ (ПАО)
  • АО «АЛЬФА-БАНК»
  • ПАО Сбербанк
  • ПАО Банк «ФК Открытие»
  • ПАО РОСБАНК
  • ПАО «Промсвязьбанк»
  • АО «Райффайзенбанк»
  • АО «Россельхозбанк»

Да, от рисков неудачного сотрудничества с мелкими организациями физических лиц страхует АСВ, но компенсация вклада сам по себе неприятный и затяжной процесс. К тому же, слишком часто нечестные банки стали путать реестры, принимать забалансовые вклады, уничтожать отчетность – всё это приводит к большим проблемам для вкладчика.

Информация о банковской системе Российской Федерации

Информация о банковской системе Российской Федерации
(до 01.04.2018 см.»Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций»)

  • Показать все Свернуть
  • 2018 г.

Сведения о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе

  • Показать все Свернуть
  • 2019 г.: на 01.02
  • 2019 г.: на 01.01
  • 2018 г.: на 01.12
  • 2018 г.: на 01.11
  • 2018 г.: на 01.10
  • 2018 г.: на 01.09
  • 2018 г.: на 01.08
  • 2018 г.: на 01.07
  • 2018 г.: на 01.06
  • 2018 г.: на 01.05
  • 2018 г.: на 01.04
  • 2018 г.: на 01.03
  • 2018 г.: на 01.02
  • 2018 г.: на 01.01
  • 2017 г.: на 01.12
  • 2017 г.: на 01.11
  • 2017 г.: на 01.10
  • 2017 г.: на 01.09
  • 2017 г.: на 01.08
  • 2017 г.: на 01.07
  • 2017 г.: на 01.06
  • 2017 г.: на 01.05
  • 2017 г.: на 01.04
  • 2017 г.: на 01.03
  • 2017 г.: на 01.02
  • 2017 г.: на 01.01
  • 2016 г.: на 01.12
  • 2016 г.: на 01.11
  • 2016 г.: на 01.10
  • 2016 г.: на 01.09
  • 2016 г.: на 01.08
  • 2016 г.: на 01.07
  • 2016 г.: на 01.06
  • 2016 г.: на 01.05
  • 2016 г.: на 01.04
  • 2016 г.: на 01.03
  • 2016 г.: на 01.02
  • 2016 г.: на 01.01
  • 2015 г.: на 01.12
  • 2015 г.: на 01.11
  • 2015 г.: на 01.10
  • 2015 г.: на 01.09
  • 2015 г.: на 01.08
  • 2015 г.: на 01.07
  • 2015 г.: на 01.06
  • 2015 г.: на 01.05
  • 2015 г.: на 01.04
  • 2015 г.: на 01.03
  • 2015 г.: на 01.02
  • 2015 г.: на 01.01
  • 2014 г.: на 01.12
  • 2014 г.: на 01.11
  • 2014 г.: на 01.10
  • 2014 г.: на 01.09
  • 2014 г.: на 01.08
  • 2014 г.: на 01.07
  • 2014 г.: на 01.06
  • 2014 г.: на 01.05
  • 2014 г.: на 01.04
  • 2014 г.: на 01.03
  • 2014 г.: на 01.02
  • 2014 г.: на 01.01
  • 2013 г.: на 01.12
  • 2013 г.: на 01.11
  • 2013 г.: на 01.10
  • 2013 г.: на 01.09
  • 2013 г.: на 01.08
  • 2013 г.: на 01.07
  • 2013 г.: на 01.06
  • 2013 г.: на 01.05
  • 2013 г.: на 01.04
  • 2013 г.: на 01.03
  • 2013 г.: на 01.02
  • 2013 г.: на 01.01
  • 2012 г.: на 01.12
  • 2012 г.: на 01.11
  • 2012 г.: на 01.10
  • 2012 г.: на 01.09
  • 2012 г.: на 01.08
  • 2012 г.: на 01.07
  • 2012 г.: на 01.06
  • 2012 г.: на 01.05
  • 2012 г.: на 01.04
  • 2012 г.: на 01.03
  • 2012 г.: на 01.02
  • 2012 г.: на 01.01
  • 2011 г.: на 01.12
  • 2011 г.: на 01.11
  • 2011 г.: на 01.10
  • 2011 г.: на 01.09
  • 2011 г.: на 01.08
  • 2011 г.: на 01.07
  • 2011 г.: на 01.06
  • 2011 г.: на 01.05
  • 2011 г.: на 01.04
  • 2011 г.: на 01.03
  • 2011 г.: на 01.02
  • 2011 г.: на 01.01
  • 2010 г.: на 01.12
  • 2010 г.: на 01.11
  • 2010 г.: на 01.10
  • 2010 г.: на 01.09
  • 2010 г.: на 01.08
  • 2010 г.: на 01.07
  • 2010 г.: на 01.06
  • 2010 г.: на 01.05
  • 2010 г.: на 01.04
  • 2010 г.: на 01.03
  • 2010 г.: на 01.02
  • 2010 г.: на 01.01
  • 2009 г.: на 01.12
  • 2009 г.: на 01.11
  • 2009 г.: на 01.10
  • 2009 г.: на 01.09
  • 2009 г.: на 01.08
  • 2009 г.: на 01.07
  • 2009 г.: на 01.06
  • 2009 г.: на 01.05
  • 2009 г.: на 01.04
  • 2009 г.: на 01.03
  • 2009 г.: на 01.02
  • 2009 г.: на 01.01
  • 2008 г.: на 01.12
  • 2008 г.: на 01.11
  • 2008 г.: на 01.10
  • 2008 г.: на 01.09
  • 2008 г.: на 01.08
  • 2008 г.: на 01.07
  • 2008 г.: на 01.06
  • 2008 г.: на 01.05
  • 2008 г.: на 01.04
  • 2008 г.: на 01.03
  • 2008 г.: на 01.02
  • 2008 г.: на 01.01
  • 2007 г.: на 01.12
  • 2007 г.: на 01.11
  • 2007 г.: на 01.10
  • 2007 г.: на 01.09
  • 2007 г.: на 01.08
  • 2007 г.: на 01.07
  • 2007 г.: на 01.06
  • 2007 г.: на 01.05
  • 2007 г.: на 01.04
  • 2007 г.: на 01.03
  • 2007 г.: на 01.02
  • 2007 г.: на 01.01
  • 2006 г.: на 01.12
  • 2006 г.: на 01.11
  • 2006 г.: на 01.10
  • 2006 г.: на 01.09
  • 2006 г.: на 01.08
  • 2006 г.: на 01.07
  • 2006 г.: на 01.06
  • 2006 г.: на 01.05
  • 2006 г.: на 01.04
  • 2006 г.: на 01.03
  • 2006 г.: на 01.02
  • 2006 г.: на 01.01
  • 2005 г.: на 01.12
  • 2005 г.: на 01.11
  • 2005 г.: на 01.10
  • 2005 г.: на 01.09
  • 2005 г.: на 01.08
  • 2005 г.: на 01.07
  • 2005 г.: на 01.06
  • 2005 г.: на 01.05
  • 2005 г.: на 01.04
  • 2005 г.: на 01.03
  • 2005 г.: на 01.02
  • 2005 г.: на 01.01
  • 2004 г.: на 01.12
  • 2004 г.: на 01.11
  • 2004 г.: на 01.10
  • 2004 г.: на 01.09
  • 2004 г.: на 01.08
  • 2004 г.: на 01.07
  • 2004 г.: на 01.06
  • 2004 г.: на 01.05
  • 2004 г.: на 01.04
  • 2004 г.: на 01.03
  • 2004 г.: на 01.02
  • 2004 г.: на 01.01
  • 2003 г.: на 01.12
  • 2003 г.: на 01.11
  • 2003 г.: на 01.10
  • 2003 г.: на 01.09
  • 2003 г.: на 01.08
  • 2003 г.: на 01.07
  • 2003 г.: на 01.06
  • 2003 г.: на 01.05
  • 2003 г.: на 01.04
  • 2003 г.: на 01.03
  • 2003 г.: на 01.02
  • 2003 г.: на 01.01
  • 2002 г.: на 01.12
  • 2002 г.: на 01.11
  • 2002 г.: на 01.10
  • 2002 г.: на 01.09
  • 2002 г.: на 01.08
  • 2002 г.: на 01.07
  • 2002 г.: на 01.06
  • 2002 г.: на 01.05
  • 2002 г.: на 01.04
  • 2002 г.: на 01.03
  • 2002 г.: на 01.02
  • 2002 г.: на 01.01
  • 2001 г.: на 01.12
  • 2001 г.: на 01.11
  • 2001 г.: на 01.10
  • 2001 г.: на 01.09
  • 2001 г.: на 01.08
  • 2001 г.: на 01.07
  • 2001 г.: на 01.06
  • 2001 г.: на 01.05
  • 2001 г.: на 01.04
  • 2001 г.: на 01.03
  • 2001 г.: на 01.02
  • 2001 г.: на 01.01

Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала

  • Показать все Свернуть
  • 2019 г.
  • 2018 г.
  • 2017 г.
  • 2016 г.
  • 2015 г.
  • 2014 г.
  • 2013 г.
  • 2012 г.
  • 2011 г.
  • 2010 г.
  • 2009 г.
  • 2008 г.
  • 2007 г.
  • 2006 г.
  • 2005 г.
  • 2004 г.
  • 2003 г.
  • 2002 г.
  • 2001 г.
  • 2000 г.
  • 1999 г.
  • 1998 г.

Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в территориальном разрезе

  • Показать все Свернуть
  • 2019 г.
  • 2018 г.
  • 2017 г.
  • 2016 г.
  • 2015 г.
  • 2014 г.
  • 2013 г.
  • 2012 г.
  • 2011 г.
  • 2010 г.
  • 2009 г.
  • 2008 г.

Количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) в территориальном разрезе

  • Показать все Свернуть
  • 2019 г.: на 01.02
  • 2019 г.: на 01.01
  • 2018 г.: на 01.12
  • 2018 г.: на 01.11
  • 2018 г.: на 01.10
  • 2018 г.: на 01.09
  • 2018 г.: на 01.08
  • 2018 г.: на 01.07
  • 2018 г.: на 01.06
  • 2018 г.: на 01.05
  • 2018 г.: на 01.04
  • 2018 г.: на 01.03
  • 2018 г.: на 01.02
  • 2018 г.: на 01.01
  • 2017 г.: на 01.12
  • 2017 г.: на 01.11
  • 2017 г.: на 01.10
  • 2017 г.: на 01.09
  • 2017 г.: на 01.08
  • 2017 г.: на 01.07
  • 2017 г.: на 01.06
  • 2017 г.: на 01.05
  • 2017 г.: на 01.04
  • 2017 г.: на 01.03
  • 2017 г.: на 01.02
  • 2017 г.: на 01.01
  • 2016 г.: на 01.12
  • 2016 г.: на 01.11
  • 2016 г.: на 01.10
  • 2016 г.: на 01.09
  • 2016 г.: на 01.08
  • 2016 г.: на 01.07
  • 2016 г.: на 01.06
  • 2016 г.: на 01.05
  • 2016 г.: на 01.04
  • 2016 г.: на 01.03
  • 2016 г.: на 01.02
  • 2016 г.: на 01.01
  • 2015 г.: на 01.12
  • 2015 г.: на 01.11
  • 2015 г.: на 01.10
  • 2015 г.: на 01.09
  • 2015 г.: на 01.08
  • 2015 г.: на 01.07
  • 2015 г.: на 01.06
  • 2015 г.: на 01.05
  • 2015 г.: на 01.04
  • 2015 г.: на 01.03
  • 2015 г.: на 01.02
  • 2015 г.: на 01.01
  • 2014 г.: на 01.12
  • 2014 г.: на 01.11
  • 2014 г.: на 01.10
  • 2014 г.: на 01.09
  • 2014 г.: на 01.08
  • 2014 г.: на 01.07
  • 2014 г.: на 01.06
  • 2014 г.: на 01.05
  • 2014 г.: на 01.04
  • 2014 г.: на 01.03
  • 2014 г.: на 01.02
  • 2014 г.: на 01.01
  • 2013 г.: на 01.12
  • 2013 г.: на 01.11
  • 2013 г.: на 01.10
  • 2013 г.: на 01.09
  • 2013 г.: на 01.08
  • 2013 г.: на 01.07
  • 2013 г.: на 01.06
  • 2013 г.: на 01.05
  • 2013 г.: на 01.04
  • 2013 г.: на 01.03
  • 2013 г.: на 01.02
  • 2013 г.: на 01.01
  • 2012 г.: на 01.12
  • 2012 г.: на 01.11
  • 2012 г.: на 01.10
  • 2012 г.: на 01.09
  • 2012 г.: на 01.08
  • 2012 г.: на 01.07
  • 2012 г.: на 01.06
  • 2012 г.: на 01.05
  • 2012 г.: на 01.04
  • 2012 г.: на 01.03
  • 2012 г.: на 01.02
  • 2012 г.: на 01.01
  • 2011 г.: на 01.12
  • 2011 г.: на 01.11
  • 2011 г.: на 01.10
  • 2011 г.: на 01.09
  • 2011 г.: на 01.08
  • 2011 г.: на 01.07
  • 2011 г.: на 01.06
  • 2011 г.: на 01.05
  • 2011 г.: на 01.04
  • 2011 г.: на 01.03
  • 2011 г.: на 01.02
  • 2011 г.: на 01.01
  • 2010 г.: на 01.12
  • 2010 г.: на 01.11
  • 2010 г.: на 01.10
  • 2010 г.: на 01.09
  • 2010 г.: на 01.08
  • 2010 г.: на 01.07
  • 2010 г.: на 01.06
  • 2010 г.: на 01.05

Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций

За пять лет в России вдвое сократилось количество банков

Москва. 18 января. INTERFAX.RU — За последние пять с половиной лет, когда происходила активная расчистка российской банковской системы, количество действующих банков в РФ сократилось более чем в два раза, свидетельствует статистика ЦБ РФ.

Если в июле 2013 года в России было 894 банка, то к началу 2019 года их осталось 440. Только в 2018 прекратили свою деятельность 77 банков.

При этом за предшествующие девять лет (с 1 мая 2004 года, когда накануне банковского кризиса работали 1277 банков) до середины 2013 года количество банков уменьшилось на 383.

Почти половина из покинувших за последнюю пятилетку финансовый рынок банков остались без лицензий в 2015 и 2016 годах (соответственно 102 и 106).

Основанием для выхода банка из игры в основном был отзыв его лицензии регулятором из-за плохого финансового состояния и нарушений требований законодательства. Количество действующих лицензий сокращалось также вследствие банковских слияний, а также добровольных отказов кредитных организаций от продолжения деятельности.

В феврале 2018 года глава ВТБ Андрей Костин так охарактеризовал происходившее в банковском секторе после прихода в середине 2013 года на пост главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной: «Я очень уважаю и поддерживаю Эльвиру Набиуллину. Она женщина, но наверное, единственный из руководителей ЦБ за весь постсоветский период, которая имела по-настоящему храбрость и мужество, чтобы начать расчистку банковского сектора. Чего до нее никто не делал. Ни один из предшественников не имел достаточно, как говорят на Западе, guts — кишок, чтобы это сделать. Она за это взялась. Это не очень благодарная миссия, ее за это очень много критикуют, а я за это ее поддерживаю».

В ноябре 2017 года первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин сказал: «Процесс оздоровления финансового сектора, банковского сектора, нынешний этап его — мы условно считаем, что он начался в конце 2013 года, когда темп отзывов лицензий резко возрос, сейчас продолжается, и еще потребуется (для его завершения — ИФ) несколько лет — обычно 2-3 года».

Экономика07 января 2019

По его словам, задача регулятора — сократить количество отзывов лицензий на фоне здоровой ситуации в банковском секторе.

«Цель наша — вернуться к ситуации, чтобы банковский крах, любой случай краха банковского, который завершается неважно как — отзывом лицензии или финансовым оздоровлением, стал экзотикой, чтобы он был редким событием — раз в несколько лет случилось, чтобы это было сенсацией. Но мы хотим вернуться к этому состоянию на фоне крепких, финансово устойчивых банков с достоверной и правдивой финансовой отчетностью», — подчеркнул первый зампред ЦБ.

О перспективах сокращения количества банков РФ на днях высказалась накануне своей отставки с поста главы рейтингового агентства АКРА Екатерина Трофимова.

Отметив, что за последние несколько лет из банковской системы выпадало примерно 10% участников рынка ежегодно, она высказала мнение, что в ближайшие пять лет процесс будет продолжаться, хотя в менее острой форме — примерно 5-7% банков в год по тем или иным причинам будут уходить с рынка.

В этом случае можно ожидать, что к 2024 году в РФ будет действовать еще примерно на 100 банков меньше.

>Сколько в России банков?

Вопрос о количестве банков в России на 2019 год является актуальным. Из-за трудной ситуации в экономике последнее время закрылось большое число учреждений.

Количество банков в РФ

Уменьшение количества финансовых организаций многие эксперты оценивают, как положительную тенденцию. Это позволяет рынку избавиться от мелких участников. Небольшие игроки объединяются в более крупные учреждения, которые в итоге становятся устойчивыми, а потому и надежными.

На 1 января 2018 года было зарегистрировано 561 коммерческая банковская организация. Это официальная информация, опубликованная «Центральным Банком» России. 40% среди всего количества организаций считаются крупными.

Интересно, что уже в том же январе у 5 банков отозвали лицензию. Подобные меры были применены в последствии к еще нескольким игрокам банковского рынка. Все отсеиваемые компании являлись потенциально проблемными.

Подобные санкции применяются, когда банк:

  • Не соответствует требованиям «Центробанка»;
  • Нарушает финансовое законодательство;
  • Проводит рискованную кредитную политику;
  • Не выполняет обязательства перед вкладчиками.

Решение о прекращении действия лицензии принимается не моментально, проводится тщательная проверка. Для сравнения 1 августа 2017 года функционировали 582 банка, а спустя 5 месяцев была отозвана лицензия у более чем у 20 организаций.

Динамика изменения количества банков в России

В банковской отрасли наблюдается сокращение количества учреждений, наглядное снижение можно просмотреть в таблице ниже:

Если ваш банк был отнесён к категории проблемных, то не спешите паниковать. Даже наличие временной администрации и другого управляющего еще не означает, что у организации заберут лицензию. Например, в случае с «Траст» банком просто была произведена санация и докапитализация.

Когда всё же лицензия у банка аннулируется, нужно подождать около двух недель. За это время, «Агентство по страхованию вкладов» выберет организацию, которая займется компенсационными выплатами. Сумма до 1,4 миллиона рублей застрахована государством и поэтому если была такая сумма или меньше на дебетовом счету или вкладе, то вы получите ее в полном объеме.

Как поступать с кредитами? Их необходимо выплачивать и дальше, задолженность никто аннулировать не будет. Только теперь вносить средства необходимо по реквизитам компании, которую выберет «Агентство по страхованию вкладов».

Какие банки в России самые надежные?

Перед тем, как заключать договор, обязательно узнайте, не является ли этот банк проблемным, изучите отзывы и информацию в СМИ. Также можно просмотреть специальные рейтинги надёжности.

Если услышали, что у вашего банка начинаются проблемы, то рекомендуется снять наличные средства с карт или перевести деньги в другую организацию. Аналогично следует поступить и с депозитами.

Актуальный рейтинг надежности:

Как видите, очередной раз это рейтинг возглавляет «Сбербанк России», а сразу за ним расположились «ВТБ» и «Газпромбанк».

Если оценить ситуацию за прошедший год в целом, то наблюдалось массовое закрытие ненадежных банков. Общее количество организаций сократилось больше, чем на 50 компаний. Эксперты подсчитали, что оптимальное число кредиторов для России – около 500. И вполне вероятно, что скоро количество банков будет именно таким.

Количество банков в России по годам

За последние годы произошло значительное сокращение количества банков в России. Согласно выводам аналитиков в обозримом будущем функционировать на территории нашей страны будет не более 200-300 банков. Сомневаться в словах экспертов не приходится, поскольку количество банков в РФ сокращается за счет законодательной установки правительством ограничений, касающихся уставного капитала.

По состоянию на 01.12.2018 количество действующих банков в России составляет 490 штук.

График. Количество банков в России по годам:

Динамика количества банков в России

Массовое сокращение числа банковских организаций началось в 2001 году. С тех пор их количество уменьшается с каждым годом. Причём за последние 4 года уменьшение числа банков было значительным. Об этом свидетельствует статистика: в 2014 г. общее число всех банков уменьшилось на 89 штук; в 2015 г. число упразднённых организаций достигло 101; в 2016 г. ещё больше – 110 штук; в 2017 г. было закрыто 62 банка, а в 2018 г. – уже 57. Итого с 2001 г. было ликвидировано 807 банковских организаций.

По состоянию на Кол-во действующих банков в РФ В Москве
1 янв 2001 1311 578
1 янв 2002 1319 620
1 янв 2003 1329 645
1 янв 2004 1329 661
1 янв 2005 1299 656
1 янв 2006 1253 631
1 янв 2007 1189 593
1 янв 2008 1136 555
1 янв 2009 1108 543
1 янв 2010 1058 522
1 янв 2011 1012 514
1 янв 2012 978 502
1 янв 2013 956 494
1 янв 2014 923 489
1 янв 2015 834 450
1 янв 2016 733 383
1 янв 2017 623 314
1 янв 2018 561 277
1 ноя 2018 499 249
1 дек 2018 490 242

Информация представлена на основании данных ЦБ.

Основной причиной закрытия банков считается утрата лицензии коммерческой организацией. Поводов для этого может быть несколько:

  • невозможность погасить долг перед кредиторами;
  • уклонение от исполнения нормативных актов Центробанка;
  • в случае, если капитал банка не превышает нижний порог уставного капитала;
  • несоблюдение законов, по которым должна осуществляться деятельность банковской организации.

В общем и целом уменьшение числа банков положительно влияет банковский сектор и стимулирует экономику страны. У населения появляется уверенность в стабильности действующей банковской системы за счет того, что на рынке остаются только надёжные организации, которые в силах выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами, создавая обстановку стабильности.

По федеральным округам

По представленной таблице можно сделать вывод, что наибольшее число банков располагается в Европейской части России, тогда как меньше всего региональных банковских организаций в Сибирской, Дальневосточной и на Урале. На этих территориях находится основной природно-ресурсный потенциал, а малое число кредитно-банковских организации создает сложности экономического развития этих регионов.

Кол-во действующих банков по регионам 1 янв
2010
1 янв
2011
1 янв
2012
1 янв
2013
1 янв
2014
1 янв
2015
1 янв
2016
1 янв
2017
1 дек
2018
ЦФО 598 585 572 564 547 504 434 358 276
город Москва 522 514 502 494 489 450 383 314 242
СЗФО 75 71 69 70 70 64 60 49 41
ЮФО 113 47 45 46 46 43 37 38 27
СКФО 57 56 50 43 28 22 17 12
ПФО 125 118 111 106 102 92 85 77 67
УФО 54 51 45 44 42 35 32 29 23
СФО 62 56 54 53 51 44 41 37 28
ДФО 31 27 26 23 22 22 17 18 16
КФО (c 2017 г. — это часть ЮФО) 2 5
В целом по РФ 1058 1012 978 956 923 834 733 623 490

Группировка банков по размеру уставного капитала

Оценка учереждений по уставному капиталу помогает сделать выводы о том, может ли оно отвечать по своим материальным обяязательствам перед кредиторами и вкладчиками.

Согласно Федеральному закону от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ст.11) общий капитал варьируется в размерах в зависимости от деятельности банка. А конкретно:

  1. Для организации, которая не является банковской порог капитала не должен быть меньше 90 миллионов руб;
  2. Если банк обладает базовой лицензией, то сумма капитала составляет 300 миллионов руб;
  3. Если банку выдана лицензия универсальная, то порог капитала должен быть более 1 миллиарда руб.

Если банковская или кредитная организация не в состоянии соблюсти границы уставного капитала, то у такого банка отзывается лицензия, и он вынужден прекратить свою деятельность. Далее приведём случаи, в которых банк лишается лицензии:

  • В случае, когда банковские денежные средства исчисляются меньшей суммой, чем установлено ФЗ № 395-1. При этом на начало текущего года банк обладал универсальной лицензией, не перейдя в статус банка, владеющего базовой лицензий до начала будущего года (01.01.2019) и не сменив свой статус на звание небанковской организации.
  • Когда банк, обладающий базовой лицензией, переступил пороговую минимальную отметку капитала и не выходил из этого значения в течение 4х месяцев. Во внимание берётся период с 01.01.2018г.
  • Когда показатель деятельности банка (достаточность) не превышает 2%.
  • Когда на момент выдачи регистрации (при условии, что прошло 2 года с даты её выдачи) общая сумма личного капитала банка не превышает допустимый порог акционерного капитала.

На данный момент статистика количества банков в России говорит, о том, что их число неумолимо сокращается. Ещё 140 организаций находятся под угрозой лишения лицензии.

Летом 2015 года президент-председатель правления ВТБ А.Л.Костин сообщил, что в ближайшее пятилетие численность банковских организаций сократится. При этом он назвал огромную для того года цифру – на 500 штук. Он придерживался точки зрения, что это благоприятно скажется на экономике нашей страны, поскольку такая необходимая мера укрепит в сознании людей прочность банковской системы.

Предъявляемые требования Центробанка относительно уставного капитала заставляют большинство банковских организаций делать следующее:

  • Более крупные банки поглощают мелкие, выкупая все активы.
  • Разные организации сливаются в одну – объединение при этом подразумевает полное слияние денежных средств.
  • Объявляют себя банкротами и ликвидируются.

Какие прогнозы?

Специалисты уверяют, что количество банков в России по годам будет только сокращаться. Однако точную цифру оставшихся действующих организаций никто называть не торопится. К тому же реально оценить выгодность массового сокращения числа банков в данный момент тоже сложно. Но аналитики сходятся в одном – в регионах очень мало банков, которые могут предоставить услуги по кредитованию на должном уровне для развития региональной экономики.

Опыт других стран показывает, что величина банковской организации не влияет на качество услуг – даже на территории маленького государства могут располагаться и крупные, и мелкие банки, которые могут вполне мирно уживаться. В этом плане показателен опыт Швейцарии.

С другой стороны вся деятельность по регулировке банковской ситуации напоминает маятник, поскольку правительство будто находится в постоянном поиске более выгодных условий для стабилизации экономической ситуации в банковской сфере. Более выгодным было бы создать приемлемые условия для региональных банков, чтобы они не закрывались. Кстати, Банком России в этом направлении уже предложены изменения. Если предложения Центробанка будут введены в действие, то все банки станут делиться на 3 вида:

  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Системно-значимые – их деятельность будет регулироваться отдельными требованиями.

Численность коммерческих банков

В целом по СССР

на 1 января 1989 г. — 43

на 1 января 1990 г. — 224

на 1 января 1991 г. — 1357

в том числе по России

на 1 октября 1991 г. — 1215

на 1 октября 1994 г. — в России зарегистрировано 2436 коммерческих банков

на 1 января 1995 г. — 2517

на 1 июля 1995 г. — 2568

в сентябре 1995 г. — 2700

на 1 ноября 1997 г. — 2029 действующих банков

на 1 августа 1998 г. — зарегистрировано 2539 коммерческих банков, в том числе действующих 1786

Финансовый кризис 1998 г. резко негативно отразился на состоянии российских банков. За август-октябрь 1998 г. число действующих банков сократилось наполовину. В декабре 1998 г. общее количество реально действующих банков, по данным ЦБ РФ, не превышало 700.

В конце 1998 г. банковской капитал сократился почти на 1/3, реальная величина активов — на 1/4. Трудности банков привели к существенным проблемам клиентов. Реальный объем кредитных вложений предприятиям за этот период сократился на 1/4, объем неоплаченных в срок платежных документов, несмотря на снижение по итогам принятых Банком России мер по расшивке неплатежей (было оплачено документов на 45 млрд руб.), оценивался в 6,9 млрд руб. в декабре 1998 г.

В настоящее время в России функционируют разные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).

В соответствии с российским законодательством государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться те банки (помимо Центрального), капитал которых является достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных учредителей (например, государственные предприятия и организации).

Если в формировании уставного капитала такого банка участвуют негосударственные структуры либо иностранные государственные или негосударственные институты, то речь идет об одном из вариантов совместных банков. Совместными выступают, например, Межгосударственный банк заинтересованных стран — членов СНГ и Российский банк реконструкции и развития.

Возможные варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный.

К смешанному виду относятся также муниципальные (коммунальные) банки, получившие в современной банковской системе России официальное право на существование лишь в середине 1993 г. (Постановление ВС РФ «О создании муниципальных банков в городах» от 22 июля 1993г.)

Кооперативные банки характеризуются особой формой собственности и особым механизмом использования получаемой прибыли (она в основном расходуется на оказание льготных услуг участникам банков -как правило, кооперативам). В Москве активно работали, например, следующие кооперативные банки: Актив, Единство, Москоопбанк и др.

Формально международным может считаться любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом. Так, Промстройбанк в 1996 г. имел свои представительства в Лондоне, Женеве, Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке.

Российские загранбанки следует считать одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран. К их числу относятся: Евробанк (BCEN-Eurobank), Московский народный банк (Moscow Narodny bank), Ост-Вест Хандельсбанк (Ost-West Handelsbank), Ком-мерцбанк (Russische Kommerz bank), Донау банк (Donay-bank), Ист-Вест Юнайтед банк (East-West United bank).

В России функционируют банки с различной степенью независимости. Максимальной степенью независимости (в рамках требований закона и нормативных актов ЦБ РФ) обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию — банки с ограниченной независимостью.

Дочерний банк — формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими банками), который в силу этого выступает в роли материнского банка (банка-холдинга). Условием таких взаимоотношений является обладание материнским банком контрольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка («под-банк»). Это своеобразная переходная форма.

Банк-сателлит, или «карманный» банк — банк, уставный капитал которого сформирован преимущественно из средств клиентов, что ведет к излишней концентрации влияния у наиболее крупных учредителей, оказывающихся способными навязывать решения, противоречащие как интересам большинства вкладчиков и учредителей, так и задачам роста эффективности деятельности самого банка. По сути это дочерние банки различных производственных и торговых структур.

Уполномоченными (агентскими) называют банки, выполняющие по договорам те или иные операции для органов власти и управления, в том числе для центрального банка. Так, Промстройбанк выступает агентом Правительства РФ по финансированию и кредитованию важнейших государственных программ развития промышленности, строительства, транспорта и связи. В 1996-1997 гг. многие коммерческие банки и кредитные учреждения были уполномоченными Банка России по торговле государственными краткосрочными облигациями. Во всех подобных случаях банки заинтересованы быть агентами, хотя эта роль в определенной мере снижает степень их реальной независимости.

Понятие «уполномоченный банк» употребляется и в другом смысле, когда не предполагается снижения уровня независимости одного банка по сравнению с другими. Например, любой банк, получив валютную лицензию, превращается тем самым в уполномоченного агента государственного валютного контроля.

По масштабу деятельности банки, как уже отмечалось, можно классифицировать по размеру их капитала. Большинство российских коммерческих банков в конце 90-х гг. продолжали оставаться небольшими.

Таблица 18.2

По организационо-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые банки и акционерные. При этом последний вид делится на два подвида: акционерные банки закрытого типа (АБЗТ) и акционерные банки открытого типа (АБОТ). Очевидным преимуществом открытой формы являются более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для участников (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от «окружающей среды», в том числе от структур, цель которых — установление контроля над банками, более рискованна для участников. В зависимости от уровня развития, выработанной стратегии и с учетом макроэкономической ситуации в стране и общих тенденций в банковской сфере каждый банк может трансформировать свою организационно-правовую форму в тот вариант, который на данном этапе больше соответствует его задачам и возможностям.

В середине 90-х гг. российские банки выходили на мировую арену и начали составлять реальную конкуренцию признанным лидерам: японским, американским, швейцарским, английским банкам. В 1994 г. впервые в число 1 тыс. крупнейших банков мира, список которых опубликовал английский журнал «Банкер» (The Banker), вошли пять российских банков: Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк и банк «Империал» (табл. 18.2). В начале 1995 г. уже шесть российских банков были включены в мировой рейтинг крупнейших финансовых учреждений:

Внешторгбанк с собственным капиталом в 722 млн. долл. поднялся на 372-е место, Сбербанк с 653 млн. занял 414-е место, Токобанк с 257 млн. долл. переместился на 749-е место, Инкомбанк с 205 млн. долл. занял 850-е место, впервые 916-е место занял ОНЕКСИМбанк с 173 млн. долл. и на 969-е место переместился банк «Империал» с 154 млн. долл.

Американский финансовый журнал Инститьюшнл Инвестор («Institutional Investor») включил в состав списка тысячи ведущих банков мира за 1995 г. шесть представителей России. В их число вошли отобранные по комбинированной методике журнала три банка, расположенных в России, — Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ и банк «Империал», а также три банка, имеющих штаб-квартиры за рубежом, — Московский народный банк (Лондон), Евробанк (Париж) и Ист-Вест Юнайтед банк в Люксембурге, который является дочерним банка «Империал»1.

Инститьюшнл Инвестор классифицирует также банки по показателю ликвидности. Этот индекс при условии правильной постановки учета отражает не только способность банков быстро мобилизовывать ресурсы для выполнения своих платежных обязательств, но и степень осторожности, с которой банки подходят к кредитованию реальной экономики. В число 100 ведущих банков мира по коэффициенту ликвидности в середине 90-х г. вошли Внешторгбанк РФ (30-е место), Московский народный банк (36-е место), Евробанк (40-е место) и банк «Империал» (50-е место).

В то же время суммарный объем капитала российских банков был относительно невелик. Ограничен по сравнению с мировой практикой набор предоставляемых ими банковских операций и услуг. Между тем практически все они стремятся быть универсальными.

В 1993-1995 гг. в структуре банков России происходили заметные изменения, связанные с увеличением как числа новых банков, так и уставного фонда (капитала) действующих банков. Последнее происходило прежде всего по инициативе Банка России. При этом в конце 1995-1996 гг. наблюдалась тенденция снижения темпов роста численности банков. В результате количество действующих банков к концу 1996 г. составляло лишь 2095, что на 600 банков меньше, чем в середине 1995 г.

Основные показатели деятельности российских коммерческих банков до финансового кризиса 1998 г. представлены в табл. 18.3.

Наибольшее количество банков — около 45% (на 1 июля 1995 г.) было сосредоточено в Центральном районе, главным образом в Москве. Наименьшая концентрация банков приходилось на Центрально-Черноземный регион — менее 1,5%. Москва сохраняла лидерство среди крупных центров и по общему количеству филиалов тех банков, которые расположены вне территории данного региона (около 25%).

Таблица 18.3

Процесс создания новых банков сопровождался укрупнением наиболее динамичных, проводящих агрессивную политику банковских структур. Характерно, что с 1991 по сентябрь 1994 г. лишь 11 коммерческих банков были ликвидированы по решению общего собрания акционеров или пайщиков. За этот же период 250 банков были преобразованы в филиалы более мощных банковских структур.

Кризис банковской ликвидности августа-сентября 1995 г. оказал существенное воздействие на активизацию процесса реорганизации и укрупнения российских банков. Только за 1995 г. лицензии были лишены 225 банков, и почти 800 кредитных организаций закончили год с убытками1.

Управляя процессом укрупнения российских коммерческих банков, Центральный банк РФ установил особый контроль над 20-30 крупнейшими банками (имеется в виду их перевод из РКЦ в ОПЕРУ-II, ежедневный учет срочных обязательств банков на основе балансов и постепенный переход к расчетам в режиме реального времени).

В середине 90-х гг. наблюдалась дальнейшая интернационализация банковской системы России за счет появления на российском рынке банков с участием иностранного капитала. Банк России установил лимит (12%) на долю капитала иностранных банков в сумме капиталов всех коммерческих банков страны. Это было связано с тем, что в переходный период необходимо было создание определенных преференциальных условий для отечественного капитала по сравнению с иностранным в банковском секторе экономики. В то же время очевидно, что присутствие в стране банков с международно признанной репутацией является одним из условий создания благоприятного инвестиционного климата, необходимого для того, чтобы иностранные инвестиции пошли в производительные сферы экономики.

В целях регулирования притока иностранных банков в Россию было установлено, что Россия вправе вводить ограничения на операции иностранных банков. Эти условия были определены в соглашении о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Сообществом, подписанном Президентом России в июне 1994 г.

В период до 1 января 1996 г. все банки стран ЕС, за исключением тех банков, которые получили лицензию от ЦБ РФ и приступили к обслуживанию российских резидентов до 15 ноября 1993 г., не могли проводить операции с российскими резидентами. При этом была достигнута договоренность, не закрепленная юридически, о том, что банкам государств ЕС, получившим лицензии до 15 ноября 1993 г., эти лицензии подтверждались и они могли выполнять все виды операций, в том числе с российскими резидентами. Эта договоренность была реализована в Указе Президента от 10 июня 1994 г.

В течение второго этапа — до конца июня 1999 г. — Российская Федерация вправе использовать другие ограничения, наиболее важными из которых являются запрет на проведение иностранными банками операций с акциями российских компаний и установление минимального остатка на счете частного лица — резидента РФ в иностранном банке в размере 55 тыс. ЭКЮ. Другими словами, только очень состоятельные российские граждане, которые могут положить на счет сумму 55 тыс. ЭКЮ, имели право обслуживаться в иностранном банке. Кроме того, в течение этого срока Россия была вправе ограничивать количество филиалов иностранных банков. В настоящее время Центральный банк РФ разрешает иностранным банкам, помимо головной конторы, открывать один филиал. Наконец, Российская Федерация сохраняет за собой право, не ограниченное сроками или условиями, продолжать практику установления квоты, т.е. максимального удельного веса иностранного капитала в банковской системе России.

Параллельно с расширением сети коммерческих банков в конце 90-х гг. принимались меры по укреплению их надежности. В этом направлении активную работу проводил Центральный банк РФ, осуществляя надзор и регулирование деятельности коммерческих банков. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала. Изначальная недостаточность капитала привела к цепочке дальнейших негативных последствий: невозможности предоставлять сколько-нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России экономических нормативов, недостаточной рентабельности операций и др. В 1996 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», в соответствии с которой минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2,0 млн ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 500 тыс. ЭКЮ). ЦБ РФ предусмотрел меры по постепенному доведению минимального размера уставного капитала до 5,0 млн ЭКЮ (к 1 июля 1998 г.), т.е. до уровня, позволяющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала.

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставного капитала кредитной организации и нераспределенной прибыли был установлен в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации с ограниченным кругом операций был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

Предполагалось, что процесс укрепления банковской системы должен сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения) либо в филиалы более крупных банков.

В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала давал возможность укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывалась нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков в первую очередь в связи с их несостоятельностью (банкротством).

Однако практика свидетельствовала о проблемах в банковской сфере. Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение резервных требований и прочие факторы привели к резкому снижению доходности банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России завершили 1995 г., а затем и 1996-1997 гг. с убытками.

В период финансового кризиса 1998 г. банковская система России понесла наиболее ощутимые потери по сравнению с другими секторами экономики. Величина потерь капитала банков, по оценке ЦБ РФ, на 1 декабря 1998 г. превысила 100 млрд. руб., а недостаток высоколиквидных активов для выполнения текущих обязательств достиг 38,0% общего объема таких активов и 8,6% общего объема обязательств банков.

Резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам (как со стороны банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов) привело к замораживанию операций на межбанковском денежном рынке. За август-октябрь 1998 г. объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов снизился в рублях и в валюте на 1/3.

В этих условиях было признано необходимым осуществить реструктуризации банковской системы. Свою роль в процессе реструктуризации банковской системы призвано сыграть Агентство по реструктуризации кредитных организаций, создаваемое совместно Правительством Российской Федерации и Банком России.

Агентство призвано реализовать задачи государственного контроля за банками путем непосредственного вмешательства в их деятельность вплоть до участия в капиталах банков в интересах кредиторов и вкладчиков, проводить операции, укрепляющие структуру балансов банков, контролировать активы банков в целях недопущения их утраты.

Таким образом, можно выделить следующие особенности построения современной банковской системы России.

1. Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела. Однако дальнейшие события показали, что в 1988-1995 гг. перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационной части. Коренное же изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. Это обстоятельство в сочетании с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков. В ходе событий августа-сентября 1998 г. прекратили свое существование не только ряд мелких, но и отдельные крупные банки.

В 1995-1998 гг. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых. За 1996-1998 гг. было отозвано более 1000 банковских лицензий.

2. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

3. Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.

В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу, впервые в российском банковском законодательстве определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым образом зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес определенную ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны.

В настоящее время на стадии принятия находится такой важный для дальнейшего развития банковской практики закон, как Федеральный закон «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», а Федеральный закон «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций» вступил в силу в марте 1999 г.

Таким образом, современная практика развития банковской системы, ранее названные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *