Социальная леность

Социальная леность

Тема 2б

ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Cоциально-психологические аспекты работы в группе.

Феномены группового влияния

План:

Социальная фасилитация.

Социальная леность.

3. Деиндивидуализация.

4. Групповая поляризация.

5. Огруппление мышления.

6. Влияние меньшинства.

Первые три феномена (социальная фасилитация, социальная леность и деиндивидуализация) могут наблюдаться при минимальном взаимодействии, но они также влияют на поведение людей при сильном взаимодействии.

Влияет ли на нас сам факт присутствия других людей? При этом имеется в виду, что эти люди не конкурируют с нами, не поощряют и не наказывают, в сущности, они ничего не делают, просто присутствуют либо в качестве пассивных наблюдателей, либо “содеятелей*’’.

1. Социальная фасилитация**

Ещё столетие назад психологи заметили, что велосипедные гонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. Эксперименты подтвердили эти наблюдения.

*Содеятели: группа людей, работающих индивидуально, но порознь выполняя работу, не предполагающую соперничества.

**Социальная фасилитация: 1) Первоначальное значение – тенденция, побуждающая людей выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других.

2) Современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других.

Дети быстрее сматывали леску спиннинга, с большей скоростью решали простые арифметические примеры, точнее попадали металлическим стержнем в кружок, помещённый на движущийся диск патефона.

Однако, при выполнении сложных задач (прохождение лабиринта, заучивание бессмысленных слогов, при решении примеров на умножение больших чисел) эффективность в присутствии других снижалась.

Как согласовать эти противоречивые данные? Социальный психолог Роберт Зайенс предположил, а потом и экспериментально подтвердил то, что повышенное возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, т. е. человек, видя простую задачу, скорее предполагает успех, поэтому справляется быстрее и правильнее, и наоборот сложная задача в состоянии возбуждения скорее вызовет реакцию неуспеха и решается медленнее и с ошибками. Это подтверждается и в спорте. На своём поле в футболе, хоккее, бейсболе в присутствии своих болельщиков команды выигрывают в 55-60% встреч.

Справедливости ради нужно заметить, что в последнем примере влияние могут оказывать и ряд других факторов. Этот «эффект социальной фасилитации», как его назвали, наблюдался также и у животных. В присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склёвывают больше зёрен. Итак, социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию, оно улучшает выполнение простых задач и ухудшает выполнение трудных. Как же можно учитывать этот эффект в нашей роботе? Например, при разработке опроса устные вопросы должны быть более простыми, чем письменные, не требующие публичного ответа. При возникновении конфликтных ситуаций с отдельными студентами нужно по возможности решить проблему с глазу на глаз, т.к. вызывающее поведение может усилиться в присутствии других. Ведь русская поговорка гласит: «На миру и смерть красна!».

Возбуждение повышает ещё одна особенность – массовидность. Если в большой аудитории сидит немного человек компактно, то они больше возбуждены, чем, если бы сидели разрозненно. Итак, массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию.

Почему возникает возбуждение? Оно возникает из-за боязни оценки, если люди думают, что их оценивают; из-за перегрузки и рассеивания внимания; из-за присутствия других как такового (большинство из тех, кто бегает трусцою испытывают прилив энергии, если бегут с кем-то ещё, даже если те не оценивают и не соперничают с ними).

2. Социальная леность*

Социальная фасилитация обычно проявляется в том случае, когда люди стремятся к достижению индивидуальных целей. А, если люди складывают свои усилия для достижения общей цели и где каждый не отвечает за совместный результат, наблюдается нечто противоположное.

Инженер Макс Ринильман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает ½ от суммы работоспособностей её членов. Какова же причина? Низкая мотивация членов группы или их несогласованность, плохая координация действий приводят к такому результату? В эксперименте по перетягиванию каната в группе каждый участник затрачивал на 18% усилий меньше, чем если бы тянул один. 6 испытуемых, которым велели аплодировать и кричать как можно громче, создавали шуму только в два раза больше, чем один.

*Социальная леность: тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

При этом испытуемые не воспринимали себя как «лодырей»: они считали, что усилия прикладывают одинаково и в одиночку, и в группе.

Как видно, уменьшение боязни оценки при затерянности в толпе, ведёт к социальной лености, а увеличение боязни оценки, когда человек в центре внимания, ведёт к социальной фасилитации. Более того, когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует.

Однако если цель настолько значима и так важно, чтобы каждый прилагал максимум усилий, что командный дух вызывает и поддерживает настоящее рвение. Задача должна быть вызывающе трудной, притягательной и увлекательной, чтобы вклад каждого воспринимался, как незаменимый. То же происходит и при межгрупповом соревновании. Группы меньше бездельничают, если их члены – друзья, если есть сплочённость.

3. Деиндивидуализация*

Итак, группа может возбуждать людей, и в группе ответственность может размываться. Когда возбуждение и размывание ответственности комбинируются, нормативное сдерживание иногда ослабевает. Результатом могут быть действия от лёгкого нарушения до вандализма, оргий, воровства.

В 1967 году 200 студентов университета Оклахомы собрались посмотреть на своего товарища – студента, решившего покончить с жизнью. Они начали скандировать: ”Прыгай! Прыгай!..” Бедняга прыгнул и разбился.

*Деиндивидуализация: утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Лет 7-8 назад фанаты группы «Алиса» после концертов своих кумиров шли по улицам Москвы, заходили в метро и всё крошили на своём пути.

В определённых групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормативные ограничения, утратить чувство индивидуальной ответственности, т.е. ощутить “деиндивидуализа-цию”.

В каких обстоятельствах возникает это психологическое состояние?

Если группа большая и в ней отдельным членам легко сохранить физическую анонимность, то “деиндивидуализация” возникает. Проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал самоубийством, Леон Манн обнаружил, что, когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток самоубийство не было, но в большой толпе и в темноте люди обычно подначивали самоубийцу, издеваясь над ним.

Филипп Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает, анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Для эксперимента он купил два подержанных автомобиля и поставил у обочины с поднятым капотом один на улице Нью-Йорка, другой в маленьком городке Пало-Альто. В Нью-Йорке за три дня было 23 эпизода краж, при этом машину полностью раздели с виду приличные белые граждане. В Поло-Альто только один за неделю подошёл к машине и закрыл капот, т.к. шёл дождь. В эксперименте, когда группу детей запускали в комнату, угощали шоколадками с блюда, говоря что взять они могут по одной, при этом открыто за ними никто не наблюдал, почти все брали больше, чем было позволено. Если же детей запускали по одному, спрашивая предварительно имя и адрес, то больше одной шоколадки никто не брал. Следовательно, уровень честности часто зависит от ситуации.

Также имеется эффект ношения униформы. В экспериментах белая одежда Ку-клукс-клана вызывала жестокость, а одежда медсестры наоборот большее милосердие, при этом в обоих экспериментах сохранялась анонимность. Последующие лабораторные опыты выявили тот факт, что, просто надев чёрный свитер, человек уже может быть склонен к более агрессивному поведению.

Деиндивидуализации способствуют возбуждающие и отвлекающие занятия. Взрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и отвлекают внимание, снижают самосознание. Бросание камней, крики, скандирование, танцы и пр. могут подготовить почву для более разнузданного поведения. Вспомните пример с фанатами группы «Алиса». Один очевидец из секты Муна вспоминает, как скандирование «чу-чу-чу» помогало деиндивидуализции. Он говорил: “Власть «чу-чу-чу» испугала меня; но она же дала мне чувство комфорта, и было что-то чрезвычайно расслабляющее в этом накоплении и высвобождении энергии. Есть усиливающее само себя удовольствие в том, чтобы совершать импульсивный акт, наблюдая, как окружающие заняты тем же самым. Когда мы видим, что другие делают то же, что и мы, то мы полагаем, что они и чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах.” Деиндивидуализированные люди менее заторможены, меньше себя контролируют, более склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях, а по ситуации. Те, у кого повысили самосознание, скажем, поместив перед зеркалом или телекамерой, ярко осветив или обязав носить именные карточки, демонстрируют повышенный самоконтроль, они более вдумчивы, менее уязвимы для призывов, которые противоречат их системе ценностей. Обстоятельства, понижающие самосознание, такие как алкогольное опьянение, соответственно повышают деиндивидуализацию. Когда подросток идёт на вечеринку, хорошее родительское напутствие звучит примерно так: «Желаю тебе приятно провести вечер, но не забывай, кто ты такой!», т.е. наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самосознания.

4. Групповая поляризация*

Какой результат – положительный или отрицательный – чаще всего порождает групповое взаимодействие? Мы уже говорили о социальной лености и деиндивидуализации, зачастую демонстрирующих деструктивный потенциал этого взаимодействия. Однако, консультанты по менеджменту, педагоги восхваляют его достоинства. А в социальных и религиозных движениях людям удаётся усилить свою идентификацию, вступая в сообщества себе подобных. Оказывается, обсуждение в группе зачастую усиливает изначальные установки её членов, как положительные, так и отрицательные. Это явление назвали «феноменом групповой поляризации». Десятки экспериментов подтвердили существование групповой поляризации. Всегда обсуждение усиливало изначальную позицию членов группы.

Далее применили ещё одну стратегию исследования, подбирая такие темы, которые вызвали бы расхождение мнений в группе, а затем объединили испытуемых, придерживающихся одинакового взгляда на проблему в подгруппы, изолировав их от оппонентов. Обсуждение с единомышленниками укрепило общие взгляды и увеличило разрыв в установках между подгруппами. Эта поляризация помогла объяснить другой повторяющийся результат. Группы сильнее конкурируют и меньше сотрудничают друг с другом, чем отдельные индивидуумы между собой.

*Групповая поляризация: вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

Чем же можно объяснить этот феномен? Во время группового общения складывается банк идей, большая часть из которых согласуется с доминирующей точкой зрения.

Когда участники выражают мысли группы своими словами, вербальная определённость усиливает воздействие. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят. Даже простое ожидание обсуждения какой-либо темы с оппонентами может мотивировать нас выстроить свою систему аргументации и занять радикальную позицию. Наряду с этим, в человеческой природе заложено желание оценивать свои мнения и способности и сравнивать их с чужими. И, если другие разделяют наши взгляды, мы, желая понравиться, можем начать выражать более жёсткие мнения.

Можно припомнить случаи, когда все в группе держались насторожённо и сдержанно, пока кто-нибудь не осмеливался сказать: «Я считаю…», и ко всеобщему удивлению все обнаруживали совпадение взглядов. Редко, когда можно услышать что-либо на вопрос преподавателя: «У кого есть вопросы?». Каждый студент полагает, что его собственное молчание объясняется боязнью конфуза, ведь другие молчат, т.к. вполне усвоили материал.

5. Огруппление мышления*

Когда групповые воздействия мешают принятию разумных решений? В наших случаях группы способны принимать удачные решения, и каким образом управлять группой, чтобы она принимала оптимальные решения?

*Огруппление мышления: «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия» (Ирвин Дианис, 1971)

В рабочих группах товарищеские отношения повышают производительность, но в условиях принятия решений за солидарность иногда приходится расплачиваться. Почва, на которой произрастает огруппление мышления – это дружеская сплочённость группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений и директивный лидер, дающий понять, какое решение ему по душе.

Каковы же симптомы огруппления мышления? Иллюзия неуязвимости. В группах проявляется излишний оптимизм, не дающий увидеть признаки опасности принятия неверного решения.

· Стериотипный взгляд на противника, т.е. его недооценка или необъективная оценка.

· Никем не оспариваемая вера в этичность группы. Члены группы верят в свою непогрешимость и добродетель, отвергая рассуждения о морали и нравственности. Члены группы становятся «интеллектуально глухими».

· Рационализация. Группа всесторонне оправдывает и защищает свои решения, во что бы то ни стало.

· Давление конформизма. Тем, кто высказывает свои сомнения относительно мнения группы, остальные дают отпор, часто не аргументами, а насмешками, задевающими личность.

· Самоцензура. Т.к. разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость согласия, её члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения, боясь показаться «занудой».

· Иллюзия единомыслия. Самоцензура, конформизм не дают нарушиться согласию, создающему иллюзию единомыслия.

· Искажение или скрытие информации. Некоторые члены группы защищают её от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений.

Из-за феномена огруппления мышления могут не состояться поиск и обсуждение противоречащей информации и альтернативных возможностей. Когда лидер выдвигает идею, а группа изолирует себя от противоречащих взглядов, этот феномен может привести к несовершенным решениям.

Итак, к огрупплению мышления приводят: высокая сплоченность группы; директивный стиль руководства; изоляция группы от всесторонней информации; высокий уровень стресса, слабая надежда на иное решение. Эти социальные условия при поиске согласия приводят к ущербному принятию решений, имеющему следующие признаки: не рассматриваются все возможные альтернативы; не принимаются во внимание все возражения; не оценивается степень риска принятого решения; недостаточная информированность; предвзятость оценки информации; не разработан план на случай непредвиденных обстоятельств.

Трагичным примером огруппления мышления при принятии решения является развязывание войны в Чечне со всеми ужасными последствиями.

Так что же, «У семи нянек дитя без глаза» или «Ум хорошо, а два – всё же лучше», и «Истина рождается в споре друзей» (Девид Юм)? Сплоченность сама по себе не всегда приводит к огрупплению мышления. Вот несколько правил, которые нужно соблюдать руководителю для предотвращения этого феномена:

· Нужно знать и помнить об этом феномене, его причинах и последствиях.

· Нельзя занимать предвзятую позицию.

· Нужно поощрять возражения и сомнения.

· Время от времени целесообразно группу разделить на подгруппы, дать им возможность обсудить проблему отдельно, затем собрать вместе, чтобы выявить разногласия.

· Если проблема касается соперников, то нужно вычислить их вероятные ходы.

· Выработав проект решения, обсудите его, пусть члены группы выскажут оставшиеся сомнения.

· Пригласите экспертов со стороны; попросите их оспорить взгляды группы.

· Поощряйте членов группы делиться соображениями.

Почти столетие назад французский инженер Макс Рингельманн обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов.

Исследователь Бибб Латане проверил этот вывод, заставив людей поверить, что они работают вместе с другими, хотя на самом деле они это делали в одиночку. Шести испытуемым завязывали глаза, рассаживали в полукруг и надевали им наушники, через которые испытуемых оглушал шум оваций. Люди не могли слышать самих себя, а тем более других. Ученые предполагали, что в группе испытуемые будут кричать громче, так как меньше будут стесняться. Результат был удивителен: когда участники эксперимента верили, что вместе с ними кричат и хлопают пятеро других, они производили на одну треть меньше шума, чем в предполагаемом одиночестве. Рукоплескавшие в одиночку и группе не воспринимали себя как «лодырей»: они считали, что хлопают одинаково громко и в той и другой ситуации.

Социальная леность — тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценить свой собственный вклад, когда их личная ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, и результатом становится социальная ленность.

Не всегда коллективность усилий приводит к их ослаблению. Иногда цель настолько значима, что командный дух заставляет каждого прилагать максимум усилий. Установлено также, что люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна. В случае трудной и интересной задачи люди могут воспринимать свой вклад в дело как незаменимый.

Установлено также, что когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее. Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы. То же самое происходит и в случае межгруппового соревнования.

Когда группа встречается со стимулирующим препятствием, когда вознаграждается успех группы как целостного образования и когда царит дух «командной игры», члены группы работают наиболее энергично.

Для того чтобы увеличить мотивацию членов группы, часто используют стратегию отслеживания индивидуальной продуктивности. Например, тренеры в групповых видах спорта снимают на видеопленку игру и впоследствии оценивают каждого игрока.

Независимо от того, находятся люди в группе или нет, они прилагают больше усилий, когда их личный результат может быть определен. Этот вывод напоминает о повседневных ситуациях с размытой ответственностью, в которых члены группы склонны перекладывать ответственность и часть обязанностей друг на друга.

Деиндивидуализация

Нам трудно представить одинокого рок-фаната, исступленно вопящего около своего музыкального центра, одинокого подростка, расписывающего подъезды. В определенных ситуациях люди, являющиеся членами группы, склонны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что психологи называют деиндивидуализацией. Группа растормаживает нас, вызывает чувство возбуждения или принадлежности к чему-то большему, чем «Я». Следствием могут быть акты вандализма, погромы, нарушение правил общественного порядка, террористические акты и т.п.

Деиндивидуализация — утрата самосознания и боязни оценки, которая возникает в групповых ситуациях, когда обеспечена анонимность человека.

Состояние деиндивидуализации может усиливаться под воздействием следующих факторов:

  • 1. Размер группы. Чем больше группа, тем более ее члены склонны к деиндивидуализации. В больших группах боязнь оценки резко падает. Поскольку «так делали все», то и свое поведение люди объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.
  • 2. Анонимность. Когда растворенность в группе сочетается с анонимностью, исчезает самоконтроль. Иногда, чтобы вызвать особо жесткое поведение, людей специально деперсонализируют, например, раскрашивают им лицо и тело, надевают специальные маски, униформу.

Роберт Уотсон, изучая обычаи племен, обнаружил, что там, где воины скрыты боевой раскраской, они особенно жестоко мучают пленных. Там, где нет обычая скрывать лица, пленных, как правило, оставляют в живых.

3. Возбуждающие и отвлекающие занятия. Взрывам агрессии в группах часто предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и отвлекают внимание. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание.

«Все братья и сестры секты Муна взялись за руки и кричали с нарастающей интенсивностью: чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я А! ЯА! ПАу! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. Власть, чу — чу — чу, испугала меня; но она же дала мне чувство комфорта, и было что-то чрезвычайно расслабляющее в этом накоплении и высвобождении энергии» (Ф. Зимбардо).

4. Снижение самосознания. Обстоятельства, понижающие самосознание, например алкогольное опьянение, повышают деиндивидуализацию. Деиндивидуализация, наоборот, снижается, если повысить самосознание. Это происходит, например, перед зеркалом и камерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов.

Социа́льная ле́ность — тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Это явление изучается в социальной психологии.

Феномену социальной лености посвящен ряд работ, среди которых наиболее известными являются исследования Макса Рингельмана, Бибба Латане, Киплинга Уильямса и Стивена Харкинса.

Исследовательские работы с использованием современных технологий также подтвердили проявление социальной лености. Многие причины данного феномена происходят из ощущения индивида, что его усилия не будут иметь значения для группы.

История

Эксперимент по перетягиванию каната

Одной из первых работ, посвященных изучению явления социальной лености, стала работа Макса Рингельмана (1913г), известная как эффект Рингельмана. Ученым был проведен ряд экспериментов над группами индивидов, которым не сообщалось о скрытом измерении их вклада в общий результат. В процессе исследования он обнаружил, что в составе группы участники при перетягивании каната прилагали меньше усилий, нежели при индивидуальной работе.

В 1974 году исследователи во главе с Аланом Ингамом повторили эксперимент Рингельмана с использованием двух типов групп: 1) группы с реальными участниками (в соответствии с установкой Рингельмана) 2) псевдо-группы с одним действительным участником. В псевдо-группе помощники исследователей имитировали работу по перетягиванию каната, а на деле канатом управлял только один человек. Результаты показали, что достижения той группы, участники которой действительно прилагали усилия, гораздо ниже достижений псевдо-группы. Поскольку псевдо-группы были лишены согласованности внутри команды (так как помощники исследователей физически не тянули канат), Ингам доказал, что коммуникация между участниками сама по себе не отражает возможного снижения результата — потеря мотивации является более вероятной причиной снижения производительности.

Эксперимент с аплодисментами

Бибб Латане, Киплинг Уильямс и Стивен Харкинс не прекращали поисков иных способов изучения этого феномена. Эксперименты проводились над группой, состоящей из шести индивидов, рассаженных полукругом. Участники эксперимента были с завязанными глазами и с наушниками. Через наушники группе испытуемых транслировались оглушительные овации и крики. Участники были лишены возможности слышать свои или чужие крики и аплодисменты. По сценарию эксперимента участники группы должны были кричать или аплодировать «изо всех сил» в одиночку либо вместе с другими. Предполагалось, что каждый из участников будет кричать громче, поскольку будут чувствовать себя раскованно. В реальности социальная леность проявила себя в полной мере: в группе испытуемые крича или аплодируя производили в три раза меньше шума, нежели каждый из них в отдельности. Однако, по мнению участников эксперимента в обоих случаях они «выкладывались» одинаково.

Причины

Оценка потенциала

Чем больше количество участников группы, тем больше каждый из участников склонен чувствовать себя деиндивидуализованным. Этот термин определяет снижение личной ответственности индивида в группе, что приводит к снижению прилагаемых усилий индивидов в группах. Таким образом, это явление может снизить общую эффективность группы. Индивид может чувствовать себя «потерянным в толпе», считая, что его усилия не будут вознаграждены.

Незначительность влияния на общий результат

В группе с большим составом индивидов каждый из них склонен полагать, что его вклад в общий результат незначителен и не оказывает значительного влияния на результат. Полагая, что его усилия не являются важными в контексте общей группы, он прикладывает минимум усилий. Показательным примером данного подхода является голосование в США, где большинство граждан считают, что голосование на выборах — важная процедура, однако процент граждан, принимающих участие в голосовании на президентских выборах, очень низок (51 % на выборах 2000 года). Полагая, что их голос не настолько значим среди миллионов других, люди предпочитают не голосовать вовсе.

Обратное понятие

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 января 2017 года.

Существует обратное понятие — социальная фасилитация — термин, введённый американским психологом Норманом Триплетом, который в процессе исследований обнаружил, что участники велосипедных гонок показывают наиболее высокий результат заезда тогда, когда «соревнуются не с секундомером», а с другими спортсменами. Чтобы убедиться в своих предположениях Триплет провел первый в истории социально-психологический эксперимент, который заключался в следующем: психолог предложил детям скручивать спиннинг на скорость. В одной ситуации дети скручивали спиннинг по отдельности и в пустой комнате, в другой — в обществе сверстников. Результат показал, что дети, которые скручивали спиннинг в присутствии других детей делали это быстрее, нежели те, которые делали это в одиночку.

Разница между феноменами социальной лености и социальной фасилитации заключается в воздействии, которое оказывают присутствующие на вероятность оценки. В ситуации социальной фасилитации присутствие других индивидов повышает вероятность оценки, поскольку в этом случае действия одного индивида можно сравнить с действиями других. В ситуации социальной лености наличие коллег по деятельности снижает вероятность оценивания, поскольку вклад каждого индивида в группе оценить сложно.

> См. также

  • Эффект аудитории
  • Коллективная ответственность
  • Диффузия ответственности
  • Эффект Рингельмана
  • Социальная фасилитация

> Примечания

Социальная леность в повседневной жизни

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13

Насколько распространена социальная леность? В лабораторных условиях этот феномен наблюдался не только у тех, кто перетягивал канат, крутил велотренажер, кричал и хлопал, но и у тех, кто перекачивал воду или газ, оценивал поэмы и передовицы, выдавал новые идеи, печатал на машинке и распознавал сигналы. Будут ли результаты, полученные в реальной жизни, соответствовать лабораторным?

При коммунистическом режиме крестьяне в российских колхозах работали то на одном поле, то на другом и практически не несли никакой личной ответственности за конкретный участок земли. Для их собственных нужд им были оставлены небольшие частные наделы. Согласно одному из исследований, эти частные наделы в целом занимали всего 1 % пригодных для обработки земель, но давали 27 % всей советской сельскохозяйственной продукции (Н. Smith, 1976). В Венгрии частные наделы занимали 13 % земель, давая одну треть продукции (Spivak, 1979). В Китае, где крестьянам после 1978 года наконец-то было позволено продавать излишки продукции сверх государственного заказа, производство продуктов питания сразу же стало возрастать на 8 % в год — в два с половиной раза быстрее, чем за все предшествующие 26 лет (Church, 1986).

В Северной Америке рабочие, которые не платят взносы в профсоюз и не работают на общественных началах, тем не менее не прочь воспользоваться профсоюзными льготами. То же самое происходит и со зрителями общественного телевидения, которые не спешат откликнуться на кампании по сбору средств для телестудии. Это наводит на мысль о другом возможном объяснении социальной лености. Когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он паразитирует. Таким образом, у людей может возникнуть мотивация бездельничать, если их вклад не оценивают и не вознаграждают в индивидуальном порядке.

Например, на фабрике по изготовлению консервов главная забота — подбирать с конвейера подходящие по размеру пикули и закладывать их в банки. К сожалению, работники склонны брать пикули без разбора, поскольку их работа не проверяется индивидуально (банки поступают на общий поддон до контроля качества). Уильямс, Харкинс и Латане (Williams, Harkins & Latane, 1981) отмечают, что исследования социального паразитизма предполагают «идентифицировать результаты труда отдельных рабочих» и поднимают вопрос: «Сколько пикулей упакует упаковщик пикулей, если ему платить только за правильно упакованные пикули?»

Но, разумеется, коллективность усилий не всегда приводит к их ослаблению. Иногда цель настолько значима и так важно, чтобы каждый прилагал максимум усилий, что командный дух вызывает и поддерживает настоящее рвение. Разве в олимпийских гребных гонках каждый гребец академической восьмерки налегает на весло с меньшим усилием, чем в двойке или на одиночке?

Ряд свидетельств убеждают нас в том, что это не так. Люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе сложна, притягательна и увлекательна (Karau & Williams, 1993). Коллективно решая трудную и интересную задачу, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый (Harkins & Petty, 1982; Kerr, 1983; Kerr & Bruun, 1983). Когда люди считают других членов своей группы ненадежными и неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее (Vancouver & others, 1993; Williams & Karau, 1991). Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы (Shepperd & Wright, 1989; Harkins & Szymanski, 1989).

Группы намного меньше бездельничают, если их члены — друзья, а не чужие друг другу люди (Davis & Greenlees, 1992). Латане отметил, что в Израиле киббуцы, как ни странно, производительней ферм других форм собственности. Сплоченность усиливает старания. Означает ли это, что в коллективистских культурах социальная леность не наблюдается? Чтобы выяснить это, Латане и его коллеги (Gabrenya & others, 1985) направились в Азию и повторили свой шумовой эксперимент в Японии, Таиланде, Индии и Малайзии. Что же они обнаружили? Социальная леность со всей очевидностью проявилась и в этих странах.

И все же шестнадцать последующих экспериментов в Азии показали, что люди в коллективистских культурах проявляют меньше социальной лености, чем в культурах индивидуалистских (Karau & Williams, 1993). Как отмечалось ранее, в коллективистских культурах сильна лояльность по отношению к семье и рабочей группе. Женщины также в меньшей степени проявляют социальную леность, чем более склонные к индивидуализму мужчины.

Некоторые из этих данных аналогичны результатам, полученным при исследовании обычных рабочих групп. Когда группа сталкивается со сложным заданием, которое воспринимается ею как вызов, когда вознаграждается успех группы как целостного образования и когда царит дух «командной игры», все ее члены работают наиболее энергично (Hackman, 1986). Итак, хотя социальная леность действительно то и дело проявляется, когда люди работают вместе и не несут при этом индивидуальной ответственности, все же нельзя говорить, что всегда чем больше рук, тем меньше сделанной работы.

Понятия для запоминания

Социальная леность(Social loafing) — тенденция людей работать менее усердно тогда, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, по сравнению с тем, когда они несут за свою работу личную ответственность.

Глава 16. Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать поодиночке

В 1991 году очевидец заснял на видеокамеру, как четыре сотрудника полиции Лос-Анджелеса наносят удары дубинками невооруженному Родни Кингу, в то время как 23 других полицейских безучастно наблюдают за происходящим. В общей сложности было нанесено более пятидесяти ударов, Кингу пробили череп в девяти местах, повредили мозг и выбили зубы. Воспроизведение этой записи ввергло страну в продолжительную дискуссию о полицейской жестокости и групповом насилии. Людей интересовало: где же была пресловутая гуманность полицейских? Что случилось с нормами профессионального поведения? Что за злая сила вызвала такие действия?

Деиндивидуализация

Эксперименты по социальной фасилитации показывают, что объединение в группу может возбуждать людей, а эксперименты по социальной лености демонстрируют, что в группе личная ответственность за содеянное может становиться размытой. Когда возбуждение накладывается на размытость ответственности и нормативное сдерживание ослабевает, результаты бывают поразительны. Действия могут варьироваться от сравнительно незначительно выходящих за общепринятые рамки дозволенного (бросание друг в друга хлебом в столовой, оскорбительные выкрики в адрес спортивного арбитра, безудержные вопли во время рок-концерта) до импульсивного самоудовлетворения (групповой вандализм, оргии, грабежи) и даже до разрушительных социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные беспорядки, линчевание). В 1967 году около двухсот студентов университета Оклахомы собрались посмотреть на своего товарища, угрожавшего спрыгнуть с крыши. Толпа стала скандировать: «Прыгай, прыгай» Он прыгнул и разбился насмерть (UPI, 1967).

Рис. Кадры избиения Родни Кинга полицейскими из Лос-Анджелеса заставили людей задуматься: почему при групповых действиях люди так часто преступают привычные запреты?

В этих примерах необузданного поведения есть нечто общее: так или иначе все они спровоцированы групповым давлением. Осознание принадлежности к группе может вызвать у человека возбуждение: он вырастает в собственных глазах, ему уже кажется, что он является выразителем чего-то большего, чем просто свое собственное «я». Трудно представить себе рок-фаната, в одиночку исступленно вопящего на рок-концерте, оклахомского студента, в одиночку пытающегося подбить кого-то на самоубийство, и даже полицейского, в одиночку избивающего беззащитного шофера. В определенных ситуациях объединенные в группу люди склонны отбрасывать общепринятые нормативные ограничения, они утрачивают чувство личной ответственности и становятся деиндивидуализированными(термин, введенный Леоном Фестингером, Альбертом Пепитоуном и Теодором Ньюкомбом (Leon Festinger, Albert Pepitone & Theodore Newcomb, 1952)). При каких же обстоятельствах возникает подобное психологическое состояние?

Размер группы

Группа не только способна возбуждать своих членов, она обеспечивает им анонимность. Кричащая толпа скрывает кричащего баскетбольного фаната. Члены бесчинствующей своры линчевателей верят, что им удастся избежать наказания; они воспринимают свои действия как групповые. Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить. Проведя анализ 21 случая, когда потенциальный самоубийца в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн (Leon Mann, 1981) обнаружил: если толпа была сравнительно небольшой и освещалась дневным светом, то попыток спровоцировать самоубийство, как правило, не делалось. Но когда размер толпы и ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайен Маллен (Brian Mullen, 1986) сообщает о подобных эффектах на сборищах линчевателей: чем многочисленнее сборище, тем в большей мере его члены утрачивают чувство личной ответственности и тем с большей готовностью идут на беспредельные зверства — сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров, от толпы болельщиков до своры линчевателей, характерно то, что у людей в таких случаях резко падает боязнь оценки. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.

Филип Зимбардо (Philip Zimbardo, 1970) предположил, что обезличенность в больших городах уже сама по себе гарантирует анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Он приобрел два подержанных автомобиля десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улице: один — в старом кампусе Нью-Йоркского университета в Бронксе, а другой — вблизи кампуса Стэнфордского университета в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке первые «раздевальщики» появились уже через десять минут, они сняли аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны людей, по всем приметам, отнюдь не бедных), машина превратилась в груду металлолома. По контрасту с этим, единственным человеком, дотронувшимся в течение недели до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь.

Гарантия анонимности

Можно ли быть уверенным, что разительный контраст между Бронксом и Пало-Альто объясняется большей анонимностью в Бронксе? Абсолютной уверенности в этом нет. Но зато можно поставить соответствующие эксперименты, чтобы убедиться, действительно ли анонимность снимает запреты с поведения людей. В одном из экспериментов Зимбардо (Zimbardo, 1970) попросил женщин из Нью-Йоркского университета надеть одинаковые белые халаты и колпаки, похожие на одеяние ку-клукс-клана (рис.16-1). Получив указание нанести жертве удар током, эти испытуемые держали палец на кнопке в два раза дольше, чем те, у кого можно было разглядеть лицо и большую бирку с именем.

Рис. 16-1. Испытуемые, чьи лица скрыты под маской, наносят более сильные удары током беззащитной жертве, чем те, кого можно идентифицировать.

Группа исследователей под руководством Эда Динера (Ed Diener, 1976) изобретательно продемонстрировала, что происходит, когда участникам группы гарантируется полная анонимность. В канун Хэллоуина было установлено наблюдение за 1352 детьми из Сиэтла, ходившими по домам с традиционным «trick or treat».

В 27 домах различных районов города детей, приходящих поодиночке или в группе, поджидали экспериментаторы. Хозяин приветливо приглашал гостей в дом и предлагал взять «каждому по одной шоколадке», после чего выходил из комнаты. Скрытые наблюдатели установили, что дети в группе брали лишнюю шоколадку в два с лишним раза чаще, чем те, кто заходил поодиночке. Точно так же дети, остававшиеся анонимами, в два с лишним раза были более склонны к обману по сравнению с детьми, у которых выясняли их имя и адрес. Эти примеры демонстрируют, что степень честности во многом зависит от ситуации. Как показано на рис. 16-2, в том случае, когда растворенность в группе сочеталась с гарантией анонимности, дети брали лишнюю шоколадку чаще всего.

Рис. 16-2. Дети более склонны брать лишнюю шоколадку, когда находятся в группе, когда выступают как анонимы и особенно тогда, когда они деиндивидуализированы и тем и другим (данные из Diener & others, 1976).

Подобные эксперименты заставили меня заинтересоваться эффектом ношения униформы. Готовясь к сражению, воины некоторых племен деперсонализируют себя: раскрашивают лицо и тело или надевают специальные маски (подобно ярым фанатам спортивных команд). Также известно, что в одних культурах врагов, оставшихся в живых после победы, принято убивать, мучить и калечить; в других — пленных просто отправляют в тюрьмы. Роберт Уотсон (Robert Watson, 1973) скрупулезно изучил антропологические данные и обнаружил, что культуры, в которых воины деперсонализированы, — это и есть те самые, где жестоко расправляются с пленными. Одетые в форму сотрудники лос-анджелесской полиции, которые избили Родни Кинга, были рассержены его вызывающим отказом остановиться, они ощущали взаимную поддержку и не подозревали, что за ними наблюдают. Таким образом, они попали под власть ситуации, забыв о привычных нормах поведения.

Всегда ли гарантированная анонимность высвобождает наши худшие инстинкты? К счастью, нет. Прежде всего следует отметить, что ситуации, в которые были поставлены испытуемые во время большей части описанных выше экспериментов, имели явно выраженные антисоциальные черты. Роберт Джонсон и Лесли Даунинг (Robert Johnson & Leslie Downing, 1979) указывали на то, что в эксперименте Зимбардо жестокость могла быть спровоцирована костюмами ку-клукс-клана. В одном из поставленных экспериментов в университете Джорджии испытуемые женщины, перед тем как наносить удары током, надевали халаты медсестер. Когда женщины в таких халатах выступали как анонимы, они проявляли меньше агрессивности по отношению к жертве, чем когда подчеркивались их имена и индентификационные данные. Очевидно, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих действиях и становится более восприимчивым по отношению к ситуационным намекам — как негативным (костюм ку-клукс-клановца), так и позитивным (халат медсестры). Чувствуя альтруистские намеки, деиндивидуализированные люди жертвуют даже больше денег, чем тогда, когда их имена оглашаются (Spivey & Prentice-Dunn, 1990).

Это помогает объяснить, почему ношение униформы черного цвета — которая традиционно ассоциируется со злом и смертью и которую носили средневековые палачи, Дарт Вейдер и воины ниндзя — дает эффект, противоположный эффекту от ношения одежды медсестры. Марк Франк и Томас Джилович (Mark Frank & Thomas Gilovich, 1988) сообщают, что с 1970 по 1986 год спортивные команды с черной формой (в первую очередь Los Angeles Raiders и Philadelphia Flyers) постоянно находились на первых местах в Национальной футбольной и хоккейной лиге по числу полученных взысканий. Последующие лабораторные эксперименты установили, что ношение простого черного свитера уже может спровоцировать человека на более агрессивные действия.

Возбуждающие и отвлекающие занятия

Взрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и сбивают с толку. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание. Очевидец из секты Муна вспоминает, как скандирование «чу-чу-чу» помогало деиндивидуализации:

«Все братья и сестры взялись за руки и начали кричать с нарастающей силой: чу-чу-чу, Чу-Чу-Чу, ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЯА! ЯА! ПАУ! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. Власть «чу-чу-чу» испугала меня; но она же дала мне ощущение комфорта. После освобождения от накопленной энергии мы чувствовали себя совершенно расслабленными» (Zimbardo & others, 1977).

Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1976, 1979) показали, что такие акции, как кидание камней и хоровое пение, могут подготавливать почву для более необузданного поведения. Есть самоподкрепляющееся удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные действия и при этом наблюдать, как окружающие делают то же самое. Видя, что другие делают то же самое, мы полагаем, что они чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах (Orive, 1984). Импульсивные групповые акты захватывают наше внимание. Когда мы возмущаемся действиями арбитра, мы не думаем о наших ценностях, мы реагируем на непосредственную ситуацию. Позднее, когда мы задумываемся о том, что сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. Иногда. Но порой мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе: на дискотеке, на войне, в уличных беспорядках — везде, где можно предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить единение с окружающими.

Ослабленное самосознание

Групповые переживания, ослабляющие самосознание, имеют тенденцию рассогласовывать поведение и установки. Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1980), а также Стивена Прентис-Данна и Рональда Роджерса (Steven Prentice-Dunn & Ronald Rogers, 1980, 1989) выявили, что деиндивидуализированные, утратившие самосознание люди меньше себя сдерживают и контролируют; они склонны действовать, реагируя непосредственно на ситуацию, даже и не вспоминая о своих ценностях. Все это подтверждается в экспериментах по самосознанию. Самосознание и деиндивидуализация — как две стороны одной медали. Те, у кого повысили самосознание, скажем, поместив их перед зеркалом или телекамерой, демонстрируют повышенный самоконтроль, их действия в большей мере отражают их установки. Находясь перед зеркалом, люди, боящиеся прибавить в весе, съедят меньше мучного и сладкого (Sentyrz & Bushman, 1997). Кроме того, люди, не утратившие самосознание, менее склонны к уловкам и обману (Beaman & others, 1979; Diener & Wallbom, 1976). To же самое верно и для тех, кто остро чувствует свою индивидуальность и независимость (Nadler & others, 1982). Люди, которым свойственно повышенное самосознание или у которых его вызвали, демонстрируют большее соответствие между тем, что они говорят, и тем, что они делают.

Обстоятельства, понижающие самосознание, такие, как алкогольное опьянение, соответственно повышают деиндивидуализацию (Hull & others, 1983). И напротив, дейндивидуализация уменьшается в обстоятельствах, повышающих самосознание: перед зеркалом и телекамерой, в маленьких поселках, на ярком свету, при использовании именных бирок или нестандартной одежды и т. д. (Ickes & others, 1978). Когда подросток идет на вечеринку, мудрое родительское напутствие могло бы звучать так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самосознания: не поддавайся деиндивидуализации.

  • •Оглавление
  • •Тема 1 социология как наука План
  • •1.1. Объект, предмет, функции социологии.
  • •Функции социологии:
  • •1.2. Структура социологии. Уровни социологического знания. Основные подходы к изучению общества.
  • •1.3 Место социологии в системе наук.
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Тема 2 зарождение и основные этапы развития социологии План
  • •2.1. Социально-исторические предпосылки возникновения социологии
  • •2. 2. Социология о. Конта
  • •2. 3. Социология г. Спенсера
  • •2. 4. Социология марксизма
  • •2.5. Э. Дюркгейм и м. Вебер – классики социологии конца XIX-начала XX в.
  • •2. 6. Основные этапы и направления развития социологии в сша.
  • •2. 7. Социологическая мысль в России
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Темы рефератов
  • •Этапы социологического исследования
  • •3. 2. Проблема выборки.
  • •3.3. Методы сбора первичной социологической информации.
  • •Классификация опросов
  • •Структура анкеты
  • •Классификация вопросов анкеты
  • •Типы интервью
  • •3.3.2. Анализ документов
  • •Типы документов
  • •Виды наблюдения
  • •Типы экспериментов
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Тема 4.
  • •4.2. Социальная организация, ее типы, элементы. Бюрократия как тип социальной организации.
  • •Типология социальных организаций
  • •4.3. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Тема 5. Личность как социальное явление План
  • •5.1. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Структура личности.
  • •Структура личности
  • •5.2. Социальные статусы и социальные роли личности. Социальные роли и автономия личности.
  • •Типы статусов
  • •Типы ролей (по Дж. Морено)
  • •Типы ролевых конфликтов
  • •Механизмы обусловливания социальной средой поведения конкретной личности
  • •Функции социализации
  • •Разновидности социализации
  • •Механизмы социализации
  • •Институты (агенты) социализации
  • •Этапы социализации
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Тема 6. Социальный контроль и социальные отклонения План
  • •6.1. Социальные нормы и отклонения.
  • •Существуют также и культурно осуждаемые отклонения.
  • •6.2. Эволюция теории «аномии» в социологии девиантного поведения
  • •Типы девиации по р. Мертону
  • •6.3. Российский опыт исследований социальных девиаций
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Теории объяснения девиации
  • •Тема 7.
  • •Функции группы
  • •7.3. Групповые взаимодействия.
  • •Социальная фасилитация
  • •Причины социальной фасилитации
  • •Социальная леность
  • •Деиндивидуализация
  • •Обстоятельства возникновения деиндиндивидуализации
  • •7.3.2. Сильные взаимодействия в группе.
  • •Групповая поляризация
  • •Объяснение поляризации
  • •Огруппление мышления
  • •Алгоритм действия эффекта огруппления мышления
  • •10 Правил руководителю для предотвращения огруппления мышления
  • •Влияние меньшинства
  • •Причины влияния меньшинства
  • •Функции референтной группы
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Тема 8. Социальное неравенство: основания и механизмы социальной стратификации. Социальная мобильность. План
  • •8.1. Понятия «социальное неравенство», «социальная стратификации», основания и критерии стратификации.
  • •Системные характеристики стратификации
  • •8.4. Проблемы социальной стратификации в современном российском обществе.
  • •8.5.Определение и типология социальной мобильности. Каналы мобильности в современном обществе.
  • •Вопросы для самопроверки.
  • •Тема 9. Мировое сообщество и процессы глобализации План
  • •9. 1. Мировая система и процессы глобализации.
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •10.2.Экономика как общественная система и ее социальные регуляторы.
  • •10.3. Труд как социальное взаимодействие. Функции труда и трудовые отношения. Современное состояние и перспективы труда.
  • •Задания для самостоятельной работы
  • •Библиографический список
  • •Об авторах
  • •414040, Г. Астрахань, пл. К. Маркса, 33, тел.: (8512) 54-63-95
  • •414040, Г. Астрахань, пл. К. Маркса, 33, тел.: (8512) 54-63-95

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *