Аудит как вид финансового контроля

Аудит как форма финансового контроля

Развитие системы финансового контроля на этапе внедрения в российскую действительность многоукладной экономики и рыночных отношений происходило особым образом. Российская специфика в развитии системы финансового контроля заключалась в том, что становление двух отдельных элементов данной системы – государственного и негосударственного финансового контроля – происходило в полном отрыве друг от друга. При внедрении в негосударственном секторе новой формы внешнего финансового контроля – аудита – его развитие было оторвано от ранее существующих форм и опыта, накопленного ранее органами государственного финансового контроля.

На первоначальном этапе развития российского аудита в негосударственном секторе его изолирование от общей системы финансового контроля, в которой сильны были традиции и методики государственного контроля, имело определенные основания. Однако в современных условиях, когда ставится вопрос о создании единой концептуальной основы системы финансового контроля, когда начинают стираться различия между государственным и негосударственным секторами, необходимо привести оба элемента общей системы финансового контроля к единым теоретическим и методологическим подходам. Это позволит объединить усилия государственного и негосударственного контроля в целях обеспечения эффективного развития экономики, открытости и гласности деятельности всех ее субъектов. Кроме того, такое объединение создаст серьезный стимул для развития на новой основе государственного контроля, использования при его осуществлении современных технологий и стандартов, привлечения к контролю в государственном секторе наиболее опытных аудиторов, что в конечном счете приведет к повышению эффективности проводимых контрольных мероприятий.

Аудит представляет собой современную углубленную, наиболее зрелую форму финансового контроля как негосударственного (коммерческого), так и государственного. Аудит – форма финансового контроля, обеспечивающая комплексную целевую оценку результатов деятельности подконтрольного субъекта, подразумевающая формирование общего мнения и ответственность контролера (аудитора) и публичность результатов. В этих условиях можно ввести определение государственного аудита как формы контроля в государственном секторе, имеющего целью комплексную оценку результатов деятельности организации, формирование мнения государственного аудитора или уполномоченного государством независимого аудитора и представление результатов аудита заинтересованным пользователям.

Для создания в России действенной системы государственного аудита необходимо обеспечить наличие предпосылок для ее успешного функционирования. К основным предпосылкам можно отнести следующие:

  • • качество организации бюджетного процесса, системы государственной финансовой отчетности, бухгалтерского учета в государственном секторе;
  • • наличие потребителей и пользователей государственного аудита, их информационные потребности и ожидания;
  • • адекватность организационных форм государственного аудита его целям, задачам, принципам;
  • • соответствующее качество нормативной и законодательной базы государственного аудита.

Формирование независимого аудита в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263.

В настоящее время аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ), от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Как указано в п. 3 ст. 1 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, аудитом называется независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудит как форма государственного финансового контроля характеризуется привлечением независимых контролеров к проверкам в государственном секторе. Они могут быть государственными служащими или независимыми аудиторами, и их независимость должна быть обеспечена по отношению к проверяемому субъекту. Государственный аудит предполагает также введение требований по формированию мнения государственного контролера (аудитора) в отношении достоверности государственной финансовой отчетности получателей бюджетных средств. Такой порядок, с одной стороны, привел бы к тому, что данная отчетность ежегодно проверялась бы аудитором, а с другой – заключение свидетельствовало бы о реальной достоверности показателей проверенной отчетности, результатов финансово-хозяйственной деятельности министерств, ведомств, учреждений.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе:

  • 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • 5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • 6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • 7) оценочную деятельность;
  • 8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • 9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • 10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторскую деятельность разрешено вести аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.

Аудитор – физическое лицо, которое обладает квалификационным аттестатом и входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов (п. 1 ст. 4 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Данный статус закрепляется, когда данные о гражданине фиксируются в ее реестре.

Аудиторская фирма – коммерческая структура, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

С момента, когда в реестр саморегулируемой организации внесены сведения о коммерческой организации, у нее возникает право заниматься аудиторской деятельностью.

С 1 января 2010 г. отменено лицензирование аудиторской деятельности. Но чтобы заниматься аудиторской деятельностью, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны быть членами саморегулируемой организации аудиторов; лица, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Также с 1 января 2010 г. аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.

В соответствии с п. 1. ст. 9 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, за исключением:

  • 1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные данным Законом, либо с его согласия;
  • 2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • 3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные Законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ, за исключением случаев, определенных указанным Законом и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с Законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ и другими федеральными законами, обязаны обеспечить (сохранять) конфиденциальность таких сведений и документов.

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании данного Закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные этим Законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена подп, «в» и. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, ст. 13.14 КоАП РФ, ст. 183 УК РФ.

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, установленных федеральными законами, а также если:

  • 1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • 2) ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • 3) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • 4) объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • 6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ аудит запрещено осуществлять, если:

  • 1) руководители и другие должностные лица аудиторских компаний являются учредителями, участниками, должностными лицами, бухгалтерами либо иными работниками, ответственными за бухгалтерский учет в проверяемой организации;
  • 2) руководители и иные должностные лица имеют близкое родство с учредителями, участниками, должностными лицами, бухгалтерами проверяемых лиц;
  • 3) проверяемое лицо – учредитель, участник аудиторской компании или, наоборот, аудиторская компания – учредитель, участник, дочернее предприятие, филиал, представительство проверяемого лица либо у проверяемого лица и аудиторской компании есть общие учредители или участники;
  • 4) в течение трех последних лет аудиторская компания восстанавливала, вела бухгалтерский учет и составляла бухгалтерскую (финансовую) отчетность у проверяемого лица;
  • 5) аудитор является учредителем, участником, руководителем, бухгалтером проверяемого лица или отвечает за учет и документацию по его хозяйственной деятельности;
  • 6) индивидуальный аудитор состоит с учредителем, участником, руководителем, бухгалтером проверяемого лица в близком родстве.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Оно составляется в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержит мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторское заключение должно содержать:

  • 1) наименование «Аудиторское заключение»;
  • 2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
  • 3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, местонахождение;
  • 4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, местонахождение, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
  • 5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
  • 6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
  • 7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
  • 8) указание даты заключения.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет дисциплинарную ответственность, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

  • Указанный Федеральный закон утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. – Примеч. ред.

Ответы на тесты по предмету контроль и ревизия

1. Кто осуществляет внешний контроль?

B) государственные финансовые органы;

2. С какой целью осуществляется внутренний контроль?

A) с целью обеспечения сохранности собственности предприятия;

3. Что такое ведомственный контроль?

C) контроль вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

4. К какому виду контроля относится аудит?

A) к независимому;

5. За чем осуществляет контроль Федеральная налоговая служба?

B) за начислением и уплатой налогов;

6. Контроль могут осуществлять:

D) все вышеперечисленные органы.

7. Независимый контроль в РФ организуется в соответствии:

C) с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

8. По способам осуществления различают следующие виды контроля:

A) следствие;

B) экспертная оценка;

C) экономический анализ. ( Все правильно)

9. Мобилизующая функция контроля заключается:

B) в привлечении предприятий к мобилизации всех имеющихся у них ресурсов для достижения поставленных целей и эффективного ведения производства;

10. Дедукция – это:

B) исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, то есть делается

Заключение от общего к частному.

11. По периодичности проведения контроля можно выделить:

A) систематический;

C) разовый.

12. Сколько стадий экономического воспроизводства принято выделять:

A) три;

13. К принципам экономического контроля относятся:

B) объективность;

14. Принцип объективности означает:

A) достоверность результатов контроля;

B) наличие специальной профессиональной подготовки.

15. Экономический контроль выполняет следующие функции:

E) правильны все варианты.

16. На стадии распределения предметом экономического контроля являются:

A) все моменты труда;

17. К приемам фактического контроля относятся:

A) очный опрос;

18. К приемам и способам документального контроля относятся:

C) счетная проверка.

19. Целью текущего контроля является:

C) оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

20. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяет:

C) руководитель предприятия.

21. Какое утверждение наиболее точно отражает различие между внешним и внутренним аудитором

A) внешний аудитор должен быть полностью независим от организации, в то время как внутренний аудитор работает в организации и составляет отчет для его руководителей;

22. Бюджет продаж является:

A) составной частью операционного бюджета;

23. Кассовая смета является:

B) составной частью финансового бюджета;

24. Внутрихозяйственный риск это:

B) вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций в целом отчетности;

25. Объектами внутрихозяйственного расчета являются:

A) циклы деятельности организации;

26. Субъекты внутреннего контроля четвертого уровня:

A) осуществляют контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности);

27. Под инвентаризацией имущества понимается способ:

C) документального подтверждения фактического наличия имущества с целью обеспечения достоверности данных учета.

28. Рабочим нормативным документом по проведению инвентаризации является:

A) Закон «О бухгалтерском учете»;

Или

B) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

29. Кем назначается состав инвентаризационной комиссии?

A) руководителем организации;

30. По степени охвата можно выделить следующие виды инвентаризаций:

A) полная;

C) частичная.

31. В инвентаризационных описях незаполненные строки:

A) прочеркиваются;

32. Записи фактических данных в ходе инвентаризации заносятся:

C) в инвентаризационную опись.

33. Как осуществляется контроль за исполнением приказов о проведении инвентаризации:

B) в организации ведется специальная книга контроля приказов на инвентаризацию;

34. При составлении сличительной ведомости бухгалтерские данные проставляются:

C) выводятся на дату инвентаризации.

35. В первичных инвентаризационных документах обязательно указывается:

A) дата распорядительного документа;

B) номер приказа об инвентаризации;

36. Сличительные ведомости составляют:

B) работники бухгалтерии организации;

37. В сличительных ведомостях стоимость излишков и недостач товарно-материальных ценностей дается:

A) в оценке, по которой они числятся в учетных регистрах;

38. Излишки подлежат:

B) оприходованию.

39. Недостачей __________имущества является:

A) фактическое наличие ценностей меньше, чем по данным учета;

40. Распоряжение о возмещении ущерба должно быть подписано не позднее:

B) одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба;

41. При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или порче ущерб определяется:

B) по рыночной цене, действующей в данной местности на день причинения ущерба;

42. При определении размера материального ущерба учитывается:

A) прямой ущерб;

43. При каждой выплате заработной платы размер удержаний не может превышать:

A) 20% заработной платы, причитающейся работнику;

44. Ущерб, не превышающий среднемесячный заработок работника, возмещается:

A) по приказу руководителя организации;

45. В случае обнаружения пересортицы материально-ответственные лица:

A) обязаны давать объяснительную записку;

46. В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица:

C) у товаров одного и того же наименования и равного количества.

47. Взаимный зачет излишков и недостач от пересортицы может быть допущен при наличии:

B) не менее двух из перечисленных условий;

48. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится:

B) на издержки производства;

49. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе заносится в акт инвентаризации по форме

A) № ИНВ-15;

50. Результаты инвентаризации основных средств организации заносится в инвентаризационную опись по форме:

B) № ИНВ-1;

51. В ходе инвентаризации основных средств отдельные описи составляются:

B) на арендованные основные средства;

52. На какие виды материалов ревизор обязан составлять отдельную инвентаризационную опись:

C) на материальные ценности в пути.

53. В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости по форме:

A) № ИНВ-22;

54. В организации может вестись:

!!!a) одна кассовая книга;

B) столько кассовых книг, сколько подразделений;

55. Исправления в кассовых ордерах:

C) не допускаются.

56. Остаток средств в кассе в ведомости к журналу-ордеру № 1 приводится:

B) на конец месяца.

57. Ревизия кассы должна проводиться:

A) при смене кассира;

C) ежемесячно.

58. В присутствии комиссии деньги и другие ценности подсчитывает:

C) ревизор после кассира.

59. Ревизор фиксирует в книге кассира-операциониста:

A) показания кассового аппарата;

60. Списать дебиторскую задолженность на убыток можно:

A) по результатам инвентаризации;

C) по приказу руководителя.

61. В состав расходов по служебным командировкам включаются затраты:

A) по найму жилого помещения;

B) на питание в гостиницах;

C) на проезд к месту командировки и обратно.( Все правильные)

62. К документам по оформлению представительских расходов относятся:

A) первичные учетные документы;

B) смета расходов;

C) приказ директора организации. ( все правильны)

63. Ревизия – это:

A) процессуальное действие, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении законности;

B) составная часть системы контроля, призванная устанавливать законность, достоверность и экономическую эффективность совершаемых хозяйственных операций;

64. Задачи ревизии:

A) выявление злоупотреблений;

B) разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

65. По глубине проведения принято выделять следующие виды ревизии:

B) локальная;

66. По объему вопросов и в зависимости от цели проведения можно выделить следующие виды ревизии:

A) сплошная;

C) комбинированная.

67. По охвату единичных объектов контроля можно выделить следующие виды ревизии:

A) сплошная;

C) комбинированная.

68. В зависимости от источника контрольных данных принято выделять следующие виды ревизии:

B) комбинированная;

69. Цель ревизии:

B) выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных (ликвидация последствий и профилактика);

70. Дайте определение: «плановые ревизии – …»

A) проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом и проводятся в силу возникшей необходимости;

71. Общая дисциплинарная ответственность ревизуемых лиц содержится:

А) в положении о персонале;

B) в уставе;

72. Законность решений должностных лиц проверяется на их соответствие:

A) организационным документам;

C) законодательству о предпринимательской деятельности.

73. К приемам проверки нескольких документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным операциям относятся:

A) встречная проверка;

74. Встречная проверка представляет собой сопоставление:

A) двух различных вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях либо в двух различных подразделениях одного и того же предприятия;

75. К методам формально-правовой проверки документов можно отнести:

A) проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;

C) проверка арифметических расчетов.

76. К методам фактического контроля можно отнести:

A) инвентаризацию;

77. Дайте определение: «документ — это…»

B) элемент носителя информации, имеющий определенную смысловую нагрузку.

78. Экономическое значение документов заключается:

B) в том, что они играют важную роль в укреплении хозяйственного расчета в организации и в ее отдельных центрах ответственности, базирующегося на принципах самоконтроля, самоокупаемости и самофинансирования.

79.Документы, недоброкачественные по форме, отражают:

A) такую информацию, которая, в конечном счете, оказывает существенное воздействие на достоверность финансовых результатов;

B) реальные хозяйственные операции в неискаженном виде и объеме, но могут быть неправильно оформленными или недооформленными.( не знаю ответа)

80. Оплату услуг по результатам ревизии проводит:

B) клиент или по его согласию орган, нуждающийся в функции засвидетельствования;

81.Аудит – это:

A) метод последующего контроля, представляющий собой комплексную документальную проверку с целью выявления нарушений и злоупотреблений по обеспечению сохранности собственности;

82.Аудит отличается от ревизии:

B) по правовой стороне;

83.Деятельность контрольно-ревизионных органов регулируется:

C) уголовно-процессуальным правом экономического характера и гражданским правом на основе законодательства.

84.Каков обычно срок проведения ревизии?

A) не менее одного месяца;

B) не ограничен;

C) не более 45 дней;

85.С чего начинается проведение ревизии?

C) с проведения экспресс-анализа финансовой отчетности.

86.Перспективные планы составляются на:

A) один год;

87.Кем назначается состав ревизионной комиссии?

A) руководителем контрольно-ревизионного органа;

88.Вас назначили руководителем ревизии. Какие из перечисленных ниже организационных вопросов вы будете решать:

B) составите список участников ревизии;

89.Распоряжение руководителя ревизующей организации о назначении ревизии издается до начала ревизии за:

C) 7-10 дней.

90.В среднем на одного ревизора планируется около:

A) 4 ревизий;

91.Рабочую тетрадь ревизора ведет:

A) каждый член ревизионной комиссии;

92.В плане ревизии, в отличие от программы, есть:

A) сроки и исполнители;

93.Выберите правильное утверждение:

A) план корректируется до тех пор, пока по каждому факту не будут собраны обоснованные материалы;

94.Результаты ревизии оформляются документом, который называется:

A) акт;

95.Для чего служат акты ревизии?

A) они содержат вспомогательную информацию для руководителя и главного бухгалтера;

96. Итоговый документ по результатам ревизии содержит:

C) количество разделов по усмотрению ревизора.

97.Акт ревизии обычно составляется в:

C) трех экземплярах.

98.В итоговом документе по результатам ревизии ревизор:

A) может дать правовую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации;

B) может дать морально-этическую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации;

99.Итоговый документ ревизии должен иметь приложения, к которым относятся объяснения:

A) должностных лиц;

B) материально-ответственных лиц;

100.Выберите правильное утверждение:

B) ревизор проверяет устав, положения, инструкции, чтобы определить полномочия субъектов управления;

101.Подчисткой называют:

A) изъятия штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернила;

B) механическое изъятие штрихов текста путем вытирания или соскребания остры предметом.

102.Распоряжение составляется в случаях:

A) когда выявлены незначительные недостатки и нарушения в деятельности предприятия, не связанные с корыстными целями определенных работников и не являющиеся причиной материального ущерба;

B) когда выявлены серьезные нарушения и злоупотребления, требующие наложения на виновных дисциплинарных взысканий или привлечения их к ответственности.

103.Постановление содержит:

A) перечень основных недостатков в деятельности ревизуемого предприятия, вскрытых ревизией, и необходимые для их устранения меры, которые надлежит принять этому предприятию;

B) принципиальные направления дальнейшего улучшения постановки контрольно-ревизионной работы и сохранности ресурсов.

104.Полная материальная ответственность работника возникает:

A) если она возложена на работника законодательством;

B) если ущерб причинен недостачей или умышленной порчей;

105.Материальная ответственность работника ограничена размерами:

B) заработка работника;

106.Работник организации может добровольно возместить причиненный ущерб:

A) денежными средствами;

107.Изыскание с руководителей муниципальных унитарных предприятий материального ущерба в судебном порядке производится

A) по иску вышестоящего органа;

108.Периодичность проверок кредитных организаций устанавливается законодательством РФ и нормативными актами Банка России?

B) нет.

109.Акт, составленный по результатам проверки кредитной организации, состоит из:

B) вводной, аналитической и заключительной частей.

110.При выборочной проверке в органах социальной защиты населения правильности назначения или пересчета и выплаты пенсий проверяют:

B) не менее 10 % пенсионных дел;( в нете нашла этот вариант)

C) не менее 30 % пенсионных дел.( у нас в тесте этот)

111.Срок хранения материалов ревизий и проверок:

B) пять лет;

112.Государственным стандартом РФ предусмотрены следующие виды организаций общественного питания:

C) ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

113.В организациях общественного питания размер ущерба определяется:

A) по продажным ценам;

114.Продукты, поступившие в столовую, записывают под отчет:

A) заведующего столовой;

B) кладовщика;

115.Продукты, переданные на кухню для приготовления блюд, записывают под отчет:

C) повара.

116.Контрольная покупка проверяется:

A) после того, как она оплачена;

B) в присутствии заведующей магазином;

117.От чего зависят нормы естественной убыли в торговле?

A) от вида выбытия товаров — розницы;

B) от вида выбытия товаров — мелкого опта;

118.Ревизор проверяет правильность отпуска товаров с помощью:

A) контрольной покупки, сделанной самим ревизором;

119.В бухгалтерском учете к основным строительным материалам относятся:

A) запасные части, топливо, тара неинвентарная;

B) бетонные, железобетонные, металлические конструкции, трубы, рельсы;

C) кирпич, бетон, раствор, кровельные материалы, лакокрасочные материалы.

120.В строительном процессе выделяют:

B) три этапа;

121.Во время ревизии в строительной организации ревизор проверяет сметные расчеты:

B) выборочным методом;

122.Ревизор сверяет планы приобретения основных средств:

A) с планом капитальных вложений;

123.Фактическими затратами на приобретение основных средств признаются:

A) расходы на государственную регистрацию;

B) комиссионное вознаграждение посреднику;

C) расходы на консультационные услуги.

124.При ревизии командировочных расходов необходимо проверить:

A) приказы о направлении работников в командировку;

B) документы, подтверждающие произведенные расходы;

125.При проверке подотчетных сумм, выданных на хозяйственные нужды, ревизор обязан проверить соответствие сумм:

B) в первичных оправдательных документах и в авансовых отчетах.

126.Операции с нематериальными активами ревизор проверяет:

A) сплошным способом;

127.В бухгалтерском учете по нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются на срок (но не более срока деятельности организации):

B) 20 лет;

128.При отражении убытка от безвозмездной передачи нематериального актива какую бухгалтерскую проводку ревизор признает правильной?

C) Дебет 99 Кредит 91-1.

129.Ревизор обязан проверить случаи списания автотранспортных средств:

C) сплошным способом.

130.В организации в покупную стоимость автомобиля включена стоимость лицензии на автотранспортные перевозки. Признает ли ревизор это правильным?

A) да;

131.В случае установления факта хищения автомобиля в организации обязательно проводится:

A) внеплановая инвентаризация;

132.Проверка расхода материалов в ходе реконструкции основных средств проводится ревизором:

B) по приемо-сдаточным актам;

133.Записи в инвентарных карточках ревизор сверяет:

C) с материальными отчетами кладовщика.

134.Для отражения результатов ревизии фактического наличия денежных средств акт составляется:

C) в трех экземплярах.

135.При проверке журнала регистрации кассовых ордеров ревизор должен требовать отражения в нем:

C) сквозной хронологической нумерации ордеров.

136.Наличные деньги просчитываются:

A) полистно по купюрам;

137.Перечислены с расчетного счета отчисления в Пенсионный фонд РФ. Ревизор должен проверить корреспонденцию счетов?

B) Дебет сч. 69 Кредит сч. 51;

138.Расчеты наличными между юридическими лицами могут производится:

A) в размере 60 000 руб. по одной сделке:

139.При отражении в учете погашения процентов по просроченным кредитам банка ревизор признает правильной запись за счет:

B) резервного фонда;

140.Какие сроки инвентаризации расчетов с разными дебиторами и кредиторами следовало обеспечить организации?

B) согласно учетной политике;

141.При начислении пени и штрафных санкций в Пенсионный фонд ревизор признает правильной проводку:

C) Дебет 91 Кредит 69.

142.При проверке правильности оценки товарно-материальных ценностей, полученных организацией безвозмездно, оценку по какой стоимости ревизор признает правильной?

C) по рыночной стоимости на дату принятия на учет.

143.Какую проводку ревизор признает правильной при отражении поступления товара в качестве вклада в уставный капитал?

A) Дебет сч. 41 Кредит сч. 75;

144.В результате стихийного бедствия выявлены испорченные материалы. По мнению ревизора, на какой счет должны быть списаны потери?

B) Дебет сч. 91-2;

145.Ревизор признает правильной оценку финансовых вложений в бухгалтерском учете:

A) по рыночной стоимости;

B) в сумме фактических затрат.

146.Реквизитами облигации являются:

A) общая сумма выпуска;

C) порядок выплаты процентов.

147.Приобретение бездокументарной ценной бумаги оформляется:

A) актом приемки-передачи;

B) договором купли-продажи.

148.Какую бухгалтерскую проводку ревизор признает правильной при начислении дивидендов акционерам?

C) Дебет сч. 84 Кредит сч. 75-2.

149.Какую оценку вкладов в уставный капитал, отраженную в балансе, ревизор признает правильной?

A) на сумму оплаченной части акций;

B) по номинальной стоимости;

150.Организацией ежеквартально создается резерв по сомнительным долгам. Признает ли ревизор это правильным?

B) нет.

151.Данные статей баланса возможно проверить путем сверки с данными:

A) Главной книги;

B) Главной книги и регистров аналитического учета.

152.Финансовая отчетность – это:

C) бухгалтерская отчетность.

153.Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

C) бухгалтерского баланса, формы № 2, формы № 3, формы № 4, формы № 5, пояснительной записки, аудиторского заключения.

154.Какая форма бухгалтерской отчетности показывает состояние активов на отчетную дату?

A) форма № 1;

155.Размер чистой прибыли отражается в;

C) форме № 3. №2? .

156. В состав актива баланса предприятия входят разделы:

B) «Запасы и затраты»;

157.В какой валюте оценивают имущество на территории России?

B) в рублях;

158.Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организация обязана?

A) проводить инвентаризацию имущества и обязательств;

159.Что понимается под бухгалтерской отчетностью?

B) это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации по результатам ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

160.Данные счетов расчетов в балансе должны быть отражены:

A) в развернутом виде;

161.Какая стоимость основных средств должна быть включена в валюту баланса?

B) остаточная;

162. Какая сумма прибыли должна быть включена в валюту баланса?

C) нераспределенная прибыль.

163.Может ли представляемая в течение года отчетность не содержать информации об учетной политике?

A) да;

164.Избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета в организации раскрываются в обязательном порядке:

C) в отчетности по итогам года.

165.Нематериальные активы в балансе должны быть отражены в оценке:

B) нетто.

166.В какой срок представляется годовая бухгалтерская отчетность?

A) до 1 апреля следующего за отчетным годом;

167.Предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям:

B) утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации по единой форме.

168.Отчетность используется:

A) внутренними пользователями;

B) внешними пользователями;

C) внутренними и внешними пользователями.

169.Бухгалтерский баланс состоит из:

A) трех разделов актива и трех разделов пассива;

Где находится ООО «ПравоДействие»?

Добились профессионального успеха в бухгалтерском учёте или другой отрасли? Считаете себя опытным специалистом? Возможно пришло Ваше время стать аудитором. Но чтобы стать успешным аудитором нужно не просто иметь достаточно опыта в отрасли, необходимо также иметь и отличные теоретические познания в области аудиторской деятельности. И чтобы помочь Вам разобраться, мы решили понятнее объяснить, что такое аудит, аудиторская деятельность, виды аудита, методы аудита и какие законы регулируют аудит (аудиторскую деятельность и аудиторов).

  • Что такое аудит
  • Законы регулирующие аудиторскую деятельность
  • Виды аудита
  • Виды услуг аудита (аудиторских услуг)
  • Понятие Аудиторская деятельность и аудиторская проверка
    — Понятие Аудиторская деятельность (аудиторские услуги)
    — Понятие Аудиторская проверка
  • Методы аудита
    — Методы проведения аудита
    — Методы при проведении аудита
  • Видео про аудит
  • Источники информации

Что такое аудит

Определение «Аудит» коротко и простыми словами — проверка отдельного вида деятельности организации с целью анализа на предмет эффективности, соответствия или достоверности, с последующем выражением по результатам такой проверки аудиторского заключения.

Трактовка термина «Аудит» в соответствии с законодательством РФ (п.3 ст.2 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Понятие «Аудит» в широком смысле этого слова — независимая проверка финансовой и хозяйственно-экономической деятельности организации, а также процессов, систем, продуктов, документации и прочее с целью анализа на предмет эффективности или соответствия законодательным актам, или достоверности представляемой информации и выражение по результатам такой проверки обоснованного аудиторского заключения.

Законы регулирующие аудиторскую деятельность

Как известно, деятельность аудиторов жестко регулирует законодательство. Перечислим основные законодательные акты (законы), регламентирующие и регулирующие деятельность аудитора и аудиторскую деятельность (аудита).

Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ (О внесении сведений о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита) в формате *.pdf (PDF)

Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации) в формате *.pdf (PDF)
Приказ Минфина России от 05.08.2015 N 122н (Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации) в формате *.pdf (PDF)
Информационное сообщение Минфина России от 01.12.2015 (О международных стандартах аудита) в формате *.pdf (PDF)

Федеральный закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ (О выполнении требования к количеству членов саморегулируемой организации аудиторов)
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов)

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в формате *.pdf (PDF)

Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ в формате *.pdf (PDF)

Иные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в формате *.pdf (PDF)

Виды аудита

Виды аудита хорошо изучены многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию аудита в зависимости от различных признаков, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды аудита.

Аудит по отношению к аудируемой организации:

  • внешний – оценка системы отчетности, проверка и оценка активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля;
  • внутренний – организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухучета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Виды аудита по решаемым задачам:

  • Управленческий, или производственный, аудит – проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности;
  • Аудит хозяйственной деятельности – объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности;
  • Аудит на соответствие требованиям – анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам;
  • Аудит финансовой отчетности – проверка от- четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухучета.
  • Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил; ее цель — подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов (экологический, юридический, операционный, аужи и др.).

Виды аудита по времени осуществления:

  • первоначальный аудит проводится аудитором для конкретного клиента впервые. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля;
  • согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его плюсов и минусов в организации бухгалтерского учета, а также результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля);
  • оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

Виды аудита по характеру проверки:

  • подтверждающий аудит – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
  • системно-ориентированный аудит – аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля;
  • аудит, базирующийся на риске – концентрация аудиторской работы в областях с низким риском.

Виды аудита по обязательности проведения:

  • обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами;
  • инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Виды услуг аудита (аудиторских услуг)

Существует множество видов аудита, а точнее видов аудиторских услуг. Перечислим основные виды услуг аудита являющиеся основными (ведущие направлений аудиторской деятельности):

  • Финансовый аудит – комплексная независимая проверка аудиторами экономического состояния организации с выражением оценки её достоверности и перспектив развития;
  • Инвестиционный аудит – это аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг, различных инвестиционных фондов, также сюда входит и комплексная проверка инвестиционного проекта с выражением итоговой оценки;
  • Промышленный аудит – это специальная система мероприятий, которая совмещает в себе элементы единовременного финансового и технического контроля объемов фактически выполненных работ или выполняемых работ и их качество на соответствие проектам, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов.
  • Управленческий аудит – это диагностика существующей в организации системы управления его производственной, коммерческой и социальной деятельностью с целью выявления проблем и определения путей их решения, поиска повышения результативности и эффективности работы компании.

Также перечислим наиболее популярные узкоспециализированные направления виды услуг аудита, иначе говоря расскажем о наиболее востребованных узкоспециализированных направлениях аудиторской деятельности:

  • Налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды;
  • Операционный аудит – это проверка хозяйственной системы, хозяйственных операций, сметы, методов функционирования хозяйственной системы, целевых программ с целью оценки их производительности и эффективности;
  • Аудит отдела продаж – это анализ и проверка процесса работы всей системы продаж: сегментирование клиентских обращений на входе, квалификация персонала в общении с клиентами, процесс работы с клиентскими обращениями и система мотивации сотрудников;
  • Аудит расходов – это аудиторская проверка всех показателей в финансовой отчетности организации в разрезе расходов с последующим составлением оценки достоверности и соответствии ведения их учета требованиям нормативных актов;
  • Аудит персонала (кадровый аудит) – процедура для оценки эффективности существующей системы управления персоналом в компании с целью получения точной и независимой аналитической оценки соответствия кадрового потенциала организации на предмет соответствия ее целям и стратегиям развития;
  • Аудит сайта – это комплексный анализ интернет ресурса на его соответствие требованиям, предъявляемые стандартами разметки, поисковыми системами для осуществления грамотного поискового продвижения и оптимизации, а также оценка привлекательности ресурса для пользователей;
  • PR-аудит – это всесторонняя, комплексная оценка внешних и внутренних коммуникаций организации или проекта, инструмент отслеживания результатов от той или иной pr-акции для анализа рациональности используемых ресурсов, а также разработки и реализации стратегических планов по продвижению товаров и услуг проектов или организации в целом;
  • Экологический аудит – это комплексная и независимая оценка соблюдения требований, в том числе требований действующих международных стандартов, нормативов и нормативных документов в области экологической безопасности, экологического менеджмента и охраны окружающей среды, а также подготовка соответствующих рекомендаций и их документирование по улучшению деятельности предприятий и организаций в экологической сфере;
  • Аудит на соответствие требованиям законодательству (Правовой / Юридический аудит) – анализ конкретной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам, также необходим, чтобы выяснить отвечают ли интересам предприятия юридически значимые документы, используемые в работе (см. также юридическая помощь в г Чебоксары);
  • Ценовой аудит – представляет собой независимую экспертную оценку экономических, технических и технологических характеристик товара, работы, услуги или инвестиционного проекта на предмет обоснованности установленной цены.
  • Понятие аудиторская деятельность и проверка

    Так что же такое аудиторская деятельность и аудиторская проверка? Будущие аудиторы хоть раз да и задавались таким вопросом. Поэтому в данном разделе мы решили Вам рассказать про эти два термина.

    Понятие Аудиторская деятельность (аудиторские услуги)

    Сначала раскроем понятие аудиторской деятельности с точки зрения законодательства (п.2 ст.1 закон «Об аудиторской деятельности»). Термин «Аудиторская деятельность» (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

    Рассмотрим в широком смысле определение аудиторской деятельности (аудиторских услуг) в РФ. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок отдельного вида деятельности организации с целью её оценки или проверки на достоверность, по итогам которой, составляется независимое аудиторское заключение.

    Понятие Аудиторская проверка

    А теперь раскроем понятие Аудиторская проверка. Термин «Аудиторская проверка» — это совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся аудируемого вида деятельности организации, и имеющих своим результатом выражения оценки аудитором о достоверности представляемой информации, правильности и эффективности ведения деятельности экономического субъекта.

    Методы аудита

    В аудиторской деятельности используется достаточно много различных методов проведения аудита организации и методов, используемых непосредственно при проведении аудита. Хотим заметить то, что с помощью методов не только познается объект аудита, но и благодаря им упорядочивается также процесс организации самой проверки.

    Методы проведения аудита

    Применяемые в настоящее время методы проведения аудита, а точнее методы организации проведения аудита (аудиторских проверок) подразделяются:

    • По степени охвата проверяемых данных:
      • — Сплошная проверка состоит в изучении всей совокупности первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерской отчетности
      • — Выборочная проверка основывается на законах теории вероятностей, в соответствии с которыми можно получить достаточно объективные данные о проверяемой совокупности по ее относительно малой части. Согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.02 № 532, все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.
      • — Комбинированная проверка использует методы сплошной и выборочной проверки.
    • В зависимости от метода проведения проверки:
      • — Документальная (камеральная) проверка базируется на изучении первичных и сводных документов, финансовой и налоговой отчетности, не предполагает проведения инвентаризаций, устных опросов персонала и руководства проверяемых экономических субъектов. Она чаще всего осуществляется без выезда на проверяемый объект.
      • — Фактическая проверка осуществляется, как правило, с выездом на проверяемый объект, в процессе ее проведения могут использоваться подходы, характерные как для сплошной, так и для выборочной проверок.

    Методы, используемые при проведении аудита

    Также, считаем нужным перечислить методы, используемые при проведении аудита:

    • Общенаучные методы, которые включают в себя:
      • 1) Законы диалектической и формальной логики (законы: перехода количественных изменений в качественные; единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания; противоречия; исключенного третьего; тождества);
      • 2) Категории диалектической логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, эксперимент);
      • 3) Общенаучные подходы (объективность, системность, комплексность, историчность).
    • Собственные методы аудита состоят из:
      • 1) Метода существенности;
      • 2) Специальных методов.
    • Нормативно-правовые методы аудита подразделяются на:
      • 1) Административно-правовые методы;
      • 2) Гражданско-общественные методы.
    • Эмпирические методы состоящие из:
      • 1) Сводки – определяет общий результат действия отдельных факторов на совокупный показатель.
      • 2) Группировки – выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц для наглядного представления изучаемых явлений и процессов.
      • 3) Средних величин – используются для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений. Они выражают отличительную особенность данной совокупности явлений и устанавливают наиболее типичные черты этой совокупности.
      • 4) Рядов динамики – ряды данных, характеризующие изменение явлений, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателей ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляется абсолютный прирост, темп роста и темп прироста.
      • 5) Индексов – это относительные показатели сравнения, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. С помощью индексов сравнивают не только данные двух периодов, но и данные за ряд лет.
      • 6) Элиминирования – метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них. Реализация данного метода может осуществляться с помощью различных приемов, в том числе и с использованием метода разниц и метода цепных подстановок.
      • 7) Детализации — метод, позволяющий осуществить последовательное расчленение изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. С помощью детализации можно определить значимость каждого фактора в совокупности факторов в процессе комплексного исследования показателей и явлений. Данный метод является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов.
      • 8) Балансового метода — в нём используется метод равенства двух сторон (частей): средств и источников, поступления и использования ресурсов и др.
      • 9) Графического метода — при помощи него можно наглядно проиллюстрировать хозяйственные процессы, также является методом экономического анализа. С его помощью зависимость между показателями показывается в виде графиков, диаграмм, схем.
    • И методы аудита, заимствованные из других наук, которые в свою очередь состоят из:
      • 1) Теории вероятности;
      • 2) Бухгалтерского учета;
      • 2) Эконометрики;
      • 2) Статистики;
      • 2) Математических методов анализа;
      • 2) Менеджмента;
      • 2) Теории денег;
      • 2) Информационных технологий и прочих наук.

    Видео про аудит

    Также можете посмотреть короткие видео об аудите (на тему аудита).

    Источники информации

    Наша юридическая фирма в Чебоксарах ООО «ПравоДействие» искренне благодарит следующие источники за предоставление информации: Справочно-правовая система «Гарант», Справочно-правовая система «Консультант», страницы ru.wikipedia.org: Аудит, Внешний аудит, Внутренний аудит; www.grandars.ru, www.bibliotekar.ru, cribs.me, www.sergeeva-i.narod.ru, www.rusnauka.com, webprofiters.ru, gaap.ru.

    >Аудит и аудиторская деятельность

    Аудит и аудиторская деятельность

    Аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

    Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    Экономическая сущность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных лиц.

    Пользователи финансовой отчетности:

    • инвесторы и их представители;
    • работники и их представители;
    • заимодавцы;
    • поставщики и подрядчики;
    • покупатели и заказчики;
    • органы власти;
    • общественность в целом.

    С переходом к рыночным отношениям и их развитием аудит в россии приобретает все большее значение. В мировой практике аудит широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль — дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования.

    Виды аудита

    Виды аудита согласно зарубежной практики:

    • Финансовый аудит — проверка финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета.
    • Операционный аудит — проверка процедур, методов функционирования хозяйственной системы и оценка производительности и эффективности работы организации.
    • Аудит на соответствие законодательству — проверка соблюдения законодательств, правил и стандартов.
    • Специальный аудит — проверка для составления официального заключения относительно надежности информации, представляемой другой стороне.

    Виды аудита согласно российской практики:

    • Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности.
    • Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству.
    • Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.
    • Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ.
    • Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей.
    • Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур.
    • Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов.

    Классификация аудита

    По категориям аудиторов:

    • Независимый
    • Государственный
    • Внутренний

    По законодательству:

    • Обязательный — подтверждение достоверности отчетности организации или индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных ФЗ «Об аудиторской деятельности.
    • Инициативный — аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта

    Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленными законодательством РФ, инициативный аудит — по решению экономического субъекта.

    По частоте проведения:

    • Первоначальный — проведение аудиторской проверки в организации впервые.
    • Повторяющийся

    По цели:

    • Финансовый
    • Операционный
    • На соответствие законодательству
    • Специальный (работы по аттестации)
    • Финансовой (бухгалтерской) отчености
    • Налоговый
    • Управленческий

    По направленности:

    • Общий
    • Банковский
    • Страховых организаций
    • Инвестиционных институтов, внебюджетных фондов

    Основные методы аудита

    Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности. Рассмотрим основные методы, используемые в аудиторской деятельности, которые были накоплены контрольно-ревизионной и аудиторской практикой России.

    1. Методы фактического контроля (органолептические методы)

    К этой группе методов относятся: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки.

    При аудите финансовой отчетности аудитор не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета для получения аудиторских доказательств путем наблюдения в отношении предпосылки «существования». По договору на специальное аудиторское задание может быть предусмотрено, что аудиторы проводят инвентаризацию по объектам учета согласно условий договоренности.

    В процессе визуального наблюдения, как правило, используют обследование объектов, анкетирование и тестирование. По специальному аудиторскому заданию могут применяться хронометраж, фотография рабочего дня и служебное расследование. Данные методы больше приемлемы для внутреннего аудита.

    К экспертным оценкам относятся: контрольный замер работ; технологический контроль, химико-лабораторный анализ; эксперимент; экспертизы различных видов; контрольный запуск (закуп). Применение методов из группы экспертных оценок при аудите финансовой отчетности возможно только с привлечением экспертов. В таком случае аудитору необходимо соблюдать требования ПСАД «Использование работы эксперта» . При наличии внутренних аудиторов в соответствии с возложенными функциональными обязанностями они могут применять в своей работе методы экспертных оценок.

    2. Документальные методы

    Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки. При аудите финансовой отчетности, как правило, проводится исследование документов по форме и содержанию. По форме документы проверяются на предмет наличия и заполнения обязательных реквизитов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

    • наименование документа;
    • дату составления документа;
    • наименование организации, от имени которой составлен документ;
    • содержание хозяйственной операции;
    • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    • личные подписи указанных лиц.

    Номер документа согласно указанному перечню не является обязательным реквизитом. По наиболее важным направлениям учета

    в соответствующих нормативных правовых актах устанавливается норма по ведению журналов регистрации первичных учетных документов. Например, по кассовым документам в Порядке ведения кассовых операций установлено требование по ведению журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Наличие журналов регистрации по всем другим первичным учетным документам характеризует степень эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При отсутствии нумерации первичных учетных документов аудитор не может получить аудиторские доказательства в отношении предпосылки «полнота». Кроме того, аудитор проверяет, оговариваются ли исправления в первичных учетных документах. В соответствии с нормативными правовыми актами запрещается делать исправления в кассовых, банковских документах. По содержанию аудитор проверяет, соответствует ли указанная операция деятельности аудируемого лица, соблюдается ли требование, предъявляемое к бухгалтерскому учету, — приоритет содержания перед формой, не противоречит ли данная операция законодательству Российской Федерации.

    К информационному моделированию относятся: встречные проверки, взаимный контроль операций, обратный счет, аналитические проверки документов, контрольные сличения (балансовые взаимоувязки), логические проверки, проверки документов, прослеживание. При аудите финансовой отчетности применяются, как правило, следующие методы:

    • взаимный контроль операций — используется для проверки на предмет непротиворечивости взаимосвязанных операций;
    • аналитическая проверка документов — проверяются арифметические расчеты;
    • проверка документов — представляет проверку наличия первичного ученого документа подтверждающего показатель в финансовой отчетности;
    • прослеживание — представляет проверку правильности отражения первичного учетного документа в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

    Встречные проверки аудитор проводит опосредованно, обращаясь к аудируемому лицу за предоставлением информации от третьих лиц, подтверждающей ее достоверность. Руководство аудируемого лица обязано ее предоставить. Контрольные сличения (балансовые взаимоувязки) применяются, как правило, в том случае, когда отсутствует аналитический учет. Применение этого метода позволяет выявить искажения по использованию активов в количественном выражении.

    Камеральные проверки проводятся на предмет исследования взаимоувязки информации учетных регистров с данными Главной книги, финансовой и другой отчетностью.

    3. Расчетно-аналитические методы

    Эта группа включает в себя экономический анализ (в том числе аналитические процедуры), статистические расчеты и экономико-математические методы. Данные методы применяются чаще всего в части экономического анализы, что характеризуется использованием аналитических процедур.

    В целом основные методы, используемые в аудите, позволяют организовать сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в оптимальные сроки.


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *