Служебное произведение

Правовой режим служебных произведений

Служебное произведение — произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Формы служебных произведений

Нужно выделять следующие формы служебного произведения:

    • литературные произведения;
    • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • музыкальные произведения с текстом или без текста;
    • аудиовизуальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Права работника (автора автора служебного произведения)

Ст. 1295 ГК РФ устанавливает, что авторские права на служебное произведение принадлежат автору. Таким образом, за работником в отношении произведения, созданного в рамках служебного задания, сохраняются следующие права:

    1. право авторства (то есть право признаваться автором произведения);
    2. право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно);
    3. право на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, и т.д.);
    4. право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав (например, права собственности) и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Автор имеет право на вознаграждение:

    • если работодатель в срок, предусмотренный выше, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу;
    • в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Права работодателя (заказчика служебного произведения)

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Таким образом, работодатель имеет право:

    1. использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование (а именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.);
    2. распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора);
    3. сообщать автору о сохранении служебного произведения в тайне.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

ВАЖНО!

Если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение,

    1. не начнет использование этого произведения,
    2. не передаст исключительное право на него другому лицу или
    3. не сообщит автору о сохранении произведения в тайне,

исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

В случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе

    1. использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также
    2. обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Сам себе юрист

Служебное произведение — это произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Необходимость в создании авторского и патентного права может возникнуть в любой организации.

Некоторые организации ежедневно создают объекты авторских прав (конструкторские бюро, издательства, музыкальные студии и т.д.).При создании служебных произведений неимущественные права на созданное произведение принадлежат его автору, а имущественные — работодателю автора.
Относительно принадлежности имущественных прав Закон позволяет сторонам трудовых отношений установить в договоре иное. То есть если в договоре между автором и работодателем это «иное» не было предусмотрено, то обладателем исключительных имущественных прав на использование служебного произведения является работодатель. Автор созданного служебного произведения имеет возможность использовать его самостоятельно, но в этом случае он должен предварительно получить разрешение у своего работодателя. Разрешение оформляется договором о передаче авторских прав (исключительных или неисключительных), содержащим все существенные условия, без согласования которых автор не вправе использовать служебное произведение и тем более разрешать его использовать третьим лицам.
Но не всякое произведение может считаться служебным.
Служебным произведение будет считаться тогда, когда имело место служебное задание на его создание: в трудовой договор с работником включаются положения, согласно которым работник должен выполнять подобные задания, или служебные обязанности работника должны быть изложены в должностной инструкции.
При поручении задания работнику на создание служебного произведения это задание должно быть четко сформулировано работодателем, то есть, что именно должен представить работник.
Авторское имущественное право состоит из различных правомочий, которые могут передаваться самостоятельно, поэтому в трудовом договоре должен быть оговорен объем прав, который необходим работодателю.
В отношении авторского вознаграждения работник имеет право требовать его помимо обычной заработной платы. Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения должны быть определены в договоре с автором. Это может быть процент от суммы дохода, полученного работодателем от использования служебного произведения, определенная сумма, либо порядок расчета авторского вознаграждения устанавливается в зависимости от тех или иных обстоятельств. В том случае если в договоре определена фиксированная сумма вознаграждения, выплачиваемая единовременно или частями, стороны обязаны установить максимальный тираж служебного произведения. Отсутствие в договоре этой информации может привести к конфликту между сторонами договора.
Авторское вознаграждение по изданию газет, журналов, энциклопедий и энциклопедических словарей не выплачивается, так как предполагается, что трудовые издержки авторов полностью компенсируются заработной платой.

Теги:

  • служебное произведение

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на служебные произведения (works made for hire) — право на произведение, созданное работником в рамках его основной работы по найму или для некоторых ограниченных видов работ, где все Стороны договариваются в письменной форме. Работа по найму — законодательно определённый термин (17 U. S. С. § 101). Существует также понятие корпоративное авторство, когда в качестве работодателя выступает корпорация или иное юридическое лицо.

Примером служебных произведений в США являются операционные системы компании Майкрософт, разработанные программистами компании. Издатели имеют авторские права на работы: cтатьи в прессе, написанные сотрудниками газет, иллюстрации, комиксы и др. Однако статьи, опубликованные в научных журналах, или работы, произведённые фрилансерами для журналов обычно не являются произведениями, созданными в работах по найму, поэтому издатели, при желании, могут только требовать от правообладателя, автора, оформить соглашение о передаче авторских прав издателю. Авторы служебных произведений сохраняют только моральные права.

Авторское право на служебные произведения в Российской Федерации

В РФ, если автор работает по трудовому договору и создает произведения в рамках своих трудовых обязанностей, то созданное произведение будет являться служебным. Но, если тот же самый автор может выполнять произведение вне рамок его трудовых обязанностей, в том числе и по договору авторского заказа, что регламентируется статьей 1288 Гражданского кодекса РФ. По пункту 2 статьи 1295, автор-работник и работодатель могут изменить правовой режим служебного произведения путём заключения гражданско-правового договора, в котором может быть предусмотрена передача исключительного права от работодателя работнику. То есть, в зависимости от правового положения автора, является ли он работником или работает по гражданско-правовому договору, имеется ли договор о передаче исключительного права от работодателя работнику, у произведения будет разный статус и разные для сторон правовые последствия.

При этом не все служебные произведения обладают признаками охраноспособности. Если работа выполнена для выполнения непосредственно трудовой функции, например, лекция будет считаться оригинальным произведением, если она специально создана и впервые была прочитана или была зафиксирована на материальном носителе в рамках нового оригинального (авторского) разработанного курса.

Согласно четвёртой части Гражданского кодекса РФ для определения того, является ли созданное работником после 31 декабря 2007 года по заданию работодателя произведение служебным, надо знать, входило ли задание в перечень трудовых обязанностей работника. Если выполненное задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то произведение не является служебным. Исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Основным отличием авторского права США от российского является то, что, по 201(b) Закона, автором служебного произведения является не человек, создатель произведения, а лицо, которое наняло создателя произведения и для которого оно было создано. Этим лицом является работодатель, но поскольку работодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, то автором служебного произведения в соответствии с авторским правом США может также быть как физическое, так и юридическое лицо. Это положение может быть изменена сторонами, если они заключают договор. Стороны могут договориться, что автором такого произведения может быть и сам работник.

Авторское право на служебные произведения в Соединенных Штатах

Обстоятельства, при которых работа считается «служебное произведением» определяется в США законом Об авторском праве 1976 года.

При определении авторства на служебные произведения определяется, является ли наемный работник сотрудником по своей воле. Здесь имеет значение наличия у сотрудника от работодателя орудий труда и инструментов; местонахождение работы; длительность отношений между сторонами; способ оплаты труда; предоставление работнику льгот; налогообложение. В § 220(2) закона излагается список факторов, имеющих отношение к определению, является ли наемный участник сотрудником.

Если же произведение создается независимым Подрядчиком или фрилансером, его работа может рассматриваться как работа по найму только при соблюдении всех следующих условий:

  • работа должна соответствовать одной из категорий, а именно: (1) наличие вклада в коллективную работу, (2) работа составляет часть кинофильма или другого аудиовизуального произведения, (3) дополнительная работа (4) обобщение, (5) дидактический текст, (6) атлас;
  • работа должна быть специально заказана;
  • должно быть составлено письменное соглашение между сторонами, определяющее, что работа — это служебное произведение. В соглашении должна быть написана фраза «работа по найму» или «работы по найму».

Написание во взаимном соглашении, что работа сотрудника — это работа по найму, не является достаточным условием для авторства. Любое соглашение, не удовлетворяющие всем вышеперечисленным критериям является не допустимым для соглашения по работе по найму и все права на работу остаются за создателем произведения. Суды также учитывают, что соглашение о работе должно быть заключено, хотя может быть и не подписано, до начала работы.

Сторона найма, например, киностудия, для создания кинофильма может нанять десятки авторов произведений (например, авторов нот, сценария, авторов звуковых эффектов, костюмов) каждый из которых может потребовать повторных соглашений с создателями, если для показа фильма или условий его создания что-то изменилось. В случае не достижения этой договоренности с любым автором показ фильма может быть запрещен. Чтобы избежать этого продюсеры кинофильмов и аналогичных произведений требуют, чтобы все работы были сделаны работниками по найму.

С другой стороны, работа с соглашением по найму является менее предпочтительным для создателей, чем договор о передаче авторского права. В рамках работы по найму, заказчик является владельцем всех прав с самого начала, даже если договор был нарушен, тогда как при передаче прав, автор произведения может ограничивать заказчика до тех пор, пока все условия договора будут выполнены. Ограничение может быть мощным инструментом, когда необходимо заставить заказчика исполнять свои обязательства.

Автор имеет неотъемлемое право расторгнуть передачу авторских прав в течение 35 лет после создания работы. Однако, согласно данным ведомства США по авторскому праву, циркуляр 9 «прекращение положения закона не распространяются на работы, выполненные по найму».

Взаимоотношения между работником и работодателем

Если произведение создается работником предприятия, то понятия «служебное произведение» зависит от отношений «работодатель-работник». При этом суды учитывают факторы:

  1. Контроль со стороны работодателя за работой (например, работодатель может определить, как работа выполнена, работа выполнена на места расположения работодателя, и предоставляет ли работодатель оборудование или другие средства для создания рабочих мест)
  2. Контроль работодателя над работником (например, работодатель контролирует график работы, право работника на выполнение других поручений, способ оплаты, наличие у работника помощников)
  3. Состояние и поведение работодателя (например, работодатель для производства работ предоставляет работнику льготы и удерживает ли налог из зарплаты работника).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *