Организация внутреннего финансового контроля

Система внутреннего финансового контроля и контроллинга

В составе механизма финансового менеджмента важная роль отводится системам и методам внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль представляет собой организованный самим предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации управленческих решений в сфере управления финансами предприятия с целью достижения стратегических целей и предотвращения кризисных ситуаций, которые могут привести к банкротству .

Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики предприятия, эффективного механизма хозяйствования. Задачами финансового контроля на уровне предприятия являются:

обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в сфере финансов;

обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов; содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности.

Финансовый контроль на уровне предприятий имеет две формы:

— контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

— контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция проявляется в том, что финансовая служба предприятия устанавливает степень соответствия получаемых доходов, структуры денежных фондов начерченным планам по расширению объемов производства и продаж; корректирует несоответствие между доходами и расходами в использовании не только средств, но и материальных ресурсов.

Объектом контроля на данном уровне является финансово-хозяйственная деятельность предприятий. Предмет контроля — финансовые показатели (прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и прочее). Финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, специалистами по соответствующему направлению. Для определенных выше целей привлекаются также независимые аудиторские организации.

Финансовый контроль проводится по следующим основным направлениям:

контроль за поступлением выручки от реализации продукции (работ, услуг); — контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности; <- контроль за правильным и своевременным перечислением средств в денежные фонды

из всех установленных источников финансирования; «- контроль за соблюдением заданной структуры денежных фондов с учетом потребностей производственного и социального развития;

контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Формы контроля различаются по регламенту и времени проведения.

Обязательный контроль финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе законодательства.

Инициативный (внутренний) контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей и не вытекает из финансового законодательства.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия. Он предшествует совершению финансовых операций и имеет важное значение для профилактики финансовых нарушений. На уровне предприятия — это процесс разработки финансовых планов, смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и тому подобное.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе проведения хозяйственных операций. Он предотвращает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансовых операций.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности и целесообразности произведенных финансовых операций. Он предназначен для оценки результатов финансовой деятельности субъектов хозяйствования эффективности реализации предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тому подобное.

в Зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяют следующие виды контроля:

1. Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют органы государственной власти и управления.

2. Налоговые инспекции осуществляют проверку налоговой документации, бухгалтерской отчетности, деклараций и других документов, связанных с вычислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые ставятся в обязанность предприятиям.

3. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, объединения в отношении подведомственных им предприятий.

4. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами непосредственно на предприятии.

5. Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Он проводится на платной основе .

В странах с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила новая прогрессивная комплексная система внутреннего контроля, применяемая в крупных компаниях с разветвленной сетью или в холдинговых компаниях, которая называется «контроллинг».

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических показателей от прогнозных (плановых) и факторов, которые обусловили эти отклонения, и принятия управленческих решений по нормализации процесса управления финансами предприятия.

Построение системы финансового контроллинга базируется на следующих основных принципах :

1) направленность системы финансового контроллинга на достижение финансовой стратегии предприятия;

2) многофункциональность финансового контроллинга;

3) ориентированность финансового контроллинга на количественные показатели;

4) соответствие методов финансового контроллинга специфике методов финансового анализа и финансового планирования;

5) своевременность, простота и гибкость построения системы финансового контроллинга;

6) экономическая эффективность внедрения финансового контроллинга на предприятии.

С учетом перечисленных принципов финансовый контроллинг на предприятии строится по следующим этапам:

1. Определение объекта контроллинга. Объектом финансового контроллинга являются управленческие решения по основным аспектам финансовой деятельности предприятий.

2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; текущий контроллинг; оперативный контроллинг.

3. Формирование системы приоритетов показателей, которые контролируются. Вся система показателей ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные показатели данного вида контроллинга, затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторном связи с показателями первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней.

4. Разработка системы количественных стандартов контроля. После определение и ранжирование перечня финансовых показателей, которые контролируются, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер. Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и тому подобное.

5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы:

а) построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия;

б) разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей;

в) определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей, предназначенное сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию: фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в соответствии с предусмотренным); величину отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного; факторное разложение размера отклонения; объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;

г) определение контрольных периодов по каждому виду финансового контроллинга и каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется «срочностью реагирования», что необходимо для эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. С учетом этого принципа выделяют: недельный (декадный) контрольный отчет; месячный контрольный отчет; квартальный контрольный отчет;

д) установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы: положительное отклонение; отрицательное «допустимо» отклонение; отрицательное «критическое» отклонение;

е) выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрами ответственности». В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются «критические» отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому критическому отклонению должны быть выявлены причины, которые их вызвали.

6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:

а) «не предпринимать никаких мер». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда величина отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия;

б) «устранить отклонения». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей;

в) «изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий проводится в тех случаях, когда возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют.

Внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.

ГЛОССАРИЙ

Бюджет — это оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Внутренний финансовый контроль — это организованный самим предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации управленческих решений в сфере управления финансами предприятия с мстою достижения стратегических целей и предотвращения кризисных ситуаций, которые могут привести к банкротству.

Система финансового мониторинга — это разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

Финансовая информация — это набор данных (в систематизированной определенным образом форме) о состоянии: хозяйственных ресурсов, обязательств и финансовых источников фирмы; уровня прибыли и затрат, позволяющих судить об ожидаемых доходах и связанные с ними риски; оборотов фирмы и качества ее активов; объема и качества потоков денежных средств.

Финансовая служба предприятия — это структурные подразделения и должностные лица, которые организуют и обеспечивают финансовую работу на предприятии.

Финансовая стратегия предприятия — это система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.

Финансовое планирование — это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Финансовый анализ — это метод оценки ретроспективного (прошлого) и перспективного (будущего) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации.

Финансовый контроллинг — это контролирующая система, обеспечивающая концентрацию контрольных действий по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических показателей от прогнозных (плановых) и факторов, которые обусловили эти отклонения, и принятия управленческих решений по нормализации процесса управления финансами предприятия.

Центр ответственности— это структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует те или иные направления финансовой деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих направлений несет полную ответственность за достижение плановых (или нормативных) показателей, характеризующих состояние финансовой деятельности этого подразделения.

Системы и методы внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый на предприятии процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству.

В последние годы в практике стран с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила новая прогрессивная комплексная система внутреннего контроля, организуемая в компаниях и фирмах, которая называется „контроллинг». Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Принципом этой концепции, получившей название „управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности. Система контроллинга начинает внедряться и в нашу практику.

В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, выделяется один из центральных его блоков — финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

  • * наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;
  • * измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;
  • * диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития;
  • * разработка оперативных управленческих решений по нормализации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями;
  • * корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Как видно из этих функций, финансовый контроллинг не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлением финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.

Финансовый контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам (рис. 2.10.)

  • 1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации. Объектом финансового контроллинга является ход реализации управленческих решений по основным аспектам финансовой деятельности предприятий.
  • 2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; текущий контроллинг; оперативный контроллинг. Каждому из перечисленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций. В табл. 2.2. приведены основные характеристики отдельных видов финансового контроллинга на предприятии.

Таблица 2.2. Характеристика отдельных видов финансового контроллинга на предприятии

Виды финансового контроллинга

Основная сфера контроллинга

Основной контрольный период

1. Стратегический контроллинг

Контроль финансовой стратегии и ее целевых показателей

Квартал; год

2. Текущий контроллинг

Контроль текущих финансовых планов

Месяц; квартал

3. Оперативный контроллинг

Контроль бюджетов

Неделя; декада; месяц

3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями.

При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности; для отдельных направлений финансовой деятельности предприятия; для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям финансовой деятельности.

Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности приведен в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности предприятия

Приоритеты

первого

порядка

Приоритеты

второго

порядка

Приоритеты

третьего

порядка

и т.д.

Сумма

чистой

прибыли

Сумма

доходов

Уровень цен на продукцию

Объем реализации продукции

Структура реализации продукции

Сумма

затрат

Уровень цен и тарифов на услуги

Объем производства продукции

Структура производства продукции

Сумма

налоговых

платежей

Изменение системы налогов

Изменение ставок налогооб

ложения

Изменение системы налоговых льгот

4. Разработка системы количественных стандартов контроля.

После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них*. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов для корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.

5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят „следящая система») составляет основу финансового контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и Выявления причин этих отклонений.

Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы (рис. 2.11.).

  • а) Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую „первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.
  • б) Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.
  • В) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

  • — фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);
  • — размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;
  • — факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;
  • — объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;
  • — указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения.

Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).

  • г) Определение контрольных периодов по каждому Виду финансового контроллинга и каждой группе контролируемых показателей в целом основывается на рекомендациях, изложенных в табл. 2.2. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется „срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления финансовой деятельностью на данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:
    • — недельный (декадный) контрольный отчет;
    • — месячный контрольный отчет;
    • — квартальный контрольный отчет.
  • д) Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:
    • — положительное отклонение;
    • — отрицательное „допустимое» отклонение;
    • — отрицательное „критическое» отклонение.

Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий „критических» отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия „критического» отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным „центрам ответственности», В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются „критические» отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому „критическому» отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.

Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.

  • 6. формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:
    • а) „Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного „критического» критерия.
    • б) „Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу „отсечения лишнего»), использования системы финансовых резервов и другие.
    • в) „Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.

Внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.

Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности



В данной статье рассматривается понятие системы внутреннего финансового контроля, необходимость организации данной системы. Рассматриваются способы организации внутреннего финансового контроля, преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых способов. Также определены рекомендации для предприятий при разработке системы финансового контроля.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, предприятие, контроль, риски, налоги, налоговый контроль, отчетность

Для эффективного управления предприятием необходима качественная система внутреннего контроля. Проблема построения такой системы в современных российских предприятий заключается в недостаточном профессионализме сотрудников либо в недостатке ресурсов у небольших или средних предприятий. В то же время крупные предприятия сталкиваются с проблемой неэффективного расходования ресурсов. В итоге получают малоэффективную систему, не способную качественно оценивать риски управления предприятием.

Основная цель создания внутреннего финансового контроля в том, чтобы пресечь нарушения, сбои и злоупотребления, которые возникают там, где точно не определен системный подход в работе с финансами. Говоря научным языком, задачи внутреннего финансового контроля заключаются в контроле над результативностью, продуктивностью и рациональностью деятельности; точностью и верностью финансовой отчетности; контроль за соблюдением действующих законов и нормативных актов.

В данной статье проанализируем основные подходы организации системы внутреннего контроля на российских предприятиях.

С января 2013 года в РФ вступил в действие федеральный закон № 402-ФЗ, с принятием которого организация внутреннего контроля на предприятиях стало обязательно.

Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению цели.

При создании системы внутреннего контроля необходимо учитывать масштаб предприятия, организационную структуру, регион расположения филиалов и самого предприятия, тип ведения бухгалтерского учета (централизованный либо по филиалам). Также необходимо учитывать еще и стоимость создания такой системы.

В России широко применяются несколько способов организации и ведения службы внутреннего контроля. Какой из способов выбрать, каждое предприятие выбирает по своему усмотрению.

1 Способ. Создание системы внутреннего контроля силами сотрудников предприятия, возможно с привлечением внешних вендоров.

2 Способ. Частичная организация внутреннего финансового контроля на стороне предприятия, частичная на стороне компании-аутсорсинг (кратко «ко-сорсинг»).

3 Способ. Полный аутсорсинг, то есть полная организация внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Опишем способы более подробно.

По первому способу предприятие нанимает сотрудников с определенным опытом, навыками. Предприятие может внедрять специализированное ПО для автоматизации функции внутреннего финансового контроля, в том числе с привлечением внешних разработчиков. Данный способ наиболее дорогостоящий — это является минусом данного подхода. К плюсам подхода можно отнести факт того, что служба финансового контроля это неотъемлемая часть предприятия, которая функционирует вместе с предприятием, участвуя во всех финансовых процессах, что позволяет высшему руководству получать более точную и обширную информацию в разрезе как всего предприятия, так и в разрезе отельных его частей, что позволяет принимать соответствующие адекватные решения в оперативном порядке. Качество управления предприятием и достоверность полученных результатов при данном способе выше, что создает доверие со стороны инвесторов.

Второй способ, ко-сорсинг, это разделение функций осуществления внутреннего финансового контроля между сотрудниками предприятия и внешними исполнителями компании-аутсорсинг. Между сторонами участниками заключается договор. Обязанности по договору компании-аутсорсинг могут быть, как выполнение какого-либо отдельного бизнес-процесса, так и режим консультации сотрудников предприятия. К преимуществам данного подхода можно отнести, обширность рынка компаний-аутсорсинг, возможность привлечения высокоуровневых специалистов, а также возможность разделить функций процесса внутреннего финансового контроля между внешними компаниями. Например, сложные операции поручить более дорогостоящей компании, более легкие операции поручить менее дорогостоящей компании. К недостаткам подхода отнесем — отсутствие видения полной картины о предприятии; более сложная система налогообложения.

Третий способ, — это полная организация внутреннего финансового контроля на стороне аутсорсинговой компании. На стороне предприятия создается аудиторский комитет, который взаимодействует с компанией-аутсорсинг. К плюсам данного подхода можно отнести, — минимизация затрат предприятия; высокий профессионализм внешних специалистов; оперативность создания системы внутреннего контроля; минимизация усилий по координации со стороны высшего руководства. К минусам отнесем, отсутствие полного знания о предприятии; отсутствие систематичности; проблемы с соотнесением затрат для налоговых органов.

Если руководством организации принято решение о создании или полном совершенствовании системы внутреннего контроля, то процесс формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  1. Формирование внутренних целей системы.
  2. Определение функций, необходимых для достижения указанных целей.
  3. Формирование полноценной структуры, предусматривающей наличие службы внутреннего аудита.
  4. Разработка положений, внутренних стандартов, комплекса документов, направленных на выполнение целей и функций.

Грамотная постановка системы контроля позволит оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В том числе она способствует становлению финансовой устойчивости, формированию своевременной и достоверной финансовой и налоговой отчетности, сохранности имущества и информации.

После того, как фирма выбрала способ организации финансового контроля — наступает полный цикл её функционирования, после отчётного периода, наступает цикл — оценки системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчётности. Внутренний контроль и аудит на предприятия являются важнейшей частью современной системы управления, позволяющими достичь максимизации прибыль и минимизации издержек. Для анализа системы используется — оценка аудиторских рисков и внутренний контроль.

Внутренняя финансовая отчетность включает в себя составление налоговой отчётности, контроль и исполнение данного отчёта.

Налоговое бюджетирование- это составление бюджетов налогов всех подразделений, отчёта об налогах, уплата налогов всех уравнений и анализ ведения налоговой политики организации.

Налоговый контроль проводится в организации с целью проведение глубокого анализа методов и форм налогового бремени, а конечная цель контроля — минимизация налогов в будущих периодах.

Налоговый контроль — это новая функция в фирмах, поэтому создание подразделения, которое будут заниматься данным процессом занимает много времени и требует высококвалифицированных специалистов, имеющих специализацию и опыт работы с налоговыми вычетами и знающих налоговый кодекс РФ.

Создание подразделения начинается с постановки главной цели (миссии) данного процесса. Как правильно целью будет выступать процесс поставки плановых показателей налогового бремени, анализ исполнения бюджетов, своевременность и полнота уплаты налогов и стремление к законной минимизации отчислений.

После создания миссии, требуется постановка задач и пути решения проблем.

Когда определены цели, задачи, назначены специалисты — начинается сам процесс контроля.

Процесс сложный, включающий в себя аналитические действия сотрудников.

В конечном периоде (ежеквартальная, девять месяцев, годовая отчётности) специалист подразделения даёт полную оценку эффективности деятельности фирмы на предмет налоговой политики. Если получены какие-либо отклонения, то данные помогут вывести показатели на эффективный уровень в будущих периодах.

На контрольную среду влияет ряд важнейших факторов:

− прозрачность налоговой отчетности, готовность к исправленную текущих ошибок, получения консультаций у аудиторов, осуществление контроля за ведением всех видов учёта.

− наличие должных инструкций.

− распределение ответственности и полномочий на предприятии, проведение внутреннего финансового аудита.

В основе функционирования системы внутреннего финансового контроля лежит ряд принципов, такие как:

  1. Принцип баланса — субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими средствами (организационными и техническими) для их надлежащего контроля.
  2. Принцип постоянства — система контроля действует на постоянной основе — выполняется непрерывный учёт, сбор и анализ данных.
  3. Принцип комплексности — все объекты внутреннего контроля в фирме должны быть охвачены различными формами контроля.
  4. Принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность за некачественное выполнение функций.
  5. Принцип распределения обязанностей — функции работников системы контроля распределены на сектора и центры ответственности.

Внутренний финансовый контроль связан не прерывно с налоговой системой компании – каждая фирма должна самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её основные концепции в учётной политике компании.

Предварительная оценка системы налогообложения компании, включает:

− глубокий анализ элементов системы компании;

− проверка метода исчисления налогов;

− налоговая и правовая экспертиза системы хозяйственных отношений;

− определение факторов, влияющих на итоговые налоговые показатели.

Выполнение таких процедур позволяет рассмотреть существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения нормам действующего законодательства.

Внутренний налоговый учёт позволяет административному блоку компании выстраивать грамотную политику использования финансовых ресурсов с помощью рационального внедрения коллективного анализа.

Данный анализ включает проверку правильного использованная всех видов ресурсов в компании, а также дает комплексную оценку действий и процессов внутри фирмы, поэтому система финансового контроля и проверка налоговой отчётности, в конечных периодах, тесно связаны и проводятся для улучшения финансовой стабильности компании и благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Таким образом проверка и подтверждение правильности исчисление и оплаты фирмой налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводится как по всем налогам, так и по отдельным её видам. При анализе проверяется налоговая отчётность, предоставленная по установленным формам (декларации, расчёты по налогам, справки и т. д.), а также правомерность использования льгот.

Исходя из проведенного анализа способов организации системы внутреннего финансового контроля на предприятии, можно сделать следующий вывод: способ создания системы внутри предприятия силами внутренних сотрудников и способ разделения функций между предприятием и сторонней фирмой подходят наиболее крупным или перспективным предприятиям, в стратегии которых лежат глобальные инвестиции и цели. Для малого и среднего бизнеса наиболее подходящий способ — это способ организации внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Проверка налогового учёта в компании неотъемлемая часть контроля, которая осуществляется человеком с профессиональными навыками учёта и анализа с целью минимизации издержек и проверкой правильности начисления налогов и своевременности их уплаты.

Литература:

  1. Г. Б. Полисюк, Г. И. Сухачева. Аудит: технология проверки. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 176 с.
  2. М. В. Мельник, В. В. Бердников. Анализ и контроль в коммерческой организации. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с.
  3. Л. Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2003. — 254 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *