Механизм мотивации труда

Функции мотивов трудовой деятельности

Функции мотивов трудовой деятельности —

— ориентирующая функция, нацеливающая работника на определенный вариант поведения;

— смыслообразующая функция, отражающая смысл поведения работника;

— опосредствующая функция, обусловленная результатом воздействия на поведение работника внутренних и внешних побуждений;

— мобилизующая функция, состоящая в том, что мотив заставляет работника сконцентрироваться для выполнения важных для него видов деятельности;

— оправдательная функция, отражающая в мотиве поведения отношение работника к общепринятому и установленному образцу поведения.

Трудовая мотивация — это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:

побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности);

направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности);

регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

Профессиональные намерения — это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Потребность в профессиональном труде — это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называют также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности — это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, является мотивом.

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить — не означает сделать. Цель в профессиональной деятельности — это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата — «не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д.

Говоря о профессиональном целеполагании, различают:

сильное целеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое);

слабое целеполагание (зависимое от внешних условий).

Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл — это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя. Эмоции — субъективные переживания человеком успеха или неуспеха в профессиональной деятельности, окрашивая ценностные ориентации, идеалы превращают их в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образует систему духовных ценностей человека, его профессиональное кредо. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством, умел находить все новые смыслы в своей работе. Если уровень смыслотворчества низкий может наблюдаться потеря смысла работы. У человека «опускаются руки» при малейших трудностях.

Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если существует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести кадров.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются:

перестраивание общественных отношений человека;

изменение условий профессионального труда;

логика саморазвития человека;

неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности;

рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере (мотивы, цели, смыслы).

Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:

разнообразие побуждений, что позволяет поддерживать и укреплять мотивацию в различных условиях и обстоятельствах труда;

качество и наличие параметров каждого из побуждений, например, действенности, осознанности, устойчивости;

выделение главных побуждений, например, стремление трудиться на благо других конкретных людей;

преобладание конструктивной направленности мотивационной сферы труда;

гибкость, подверженность изменениям в зависимости от условий труда, социальных отношений в обществе, логике саморазвития человека и т.д.

Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем:

1.бедность мотивационной сферы, присутствие только отдельных побуждений, например, мотивы только исполнительного труда при отсутствии мотивов творчества;

2.дискредитация прежних мотивов труда;

3.доминирование мотивов, внешних по отношению к профессии (например, заработка, престижа, льгот), над внутренними (интерес к содержанию труда);

4.наличие параметров незрелости побуждений (неустойчивость, неосознанность и др.);

5.конфликты между отдельными побуждениями, мотивами;

6.неблагоприятная динамика мотивации, потеря интереса к профессии;

7.неадекватность мотивационной сферы фактическому содержанию труда, например, нереальные цели;

8.искусственное вызывание интереса к труду, например, за счет неправомерного увеличения риска.

В практической деятельности часто используются различные типологии мотивации работника. В качестве примера приведем типологию, представленную В.В. Травиным и В.А. Дятловым.

«Инструментально-мотивированный» работник ориентирован на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения, индифферентен к форме собственности и работодателю.

«Профессионально-мотивированный» работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его в значительной степени волнует содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профессиональное достоинство.

«Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду — высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижение равенства, социальной гармонии и т.д.

«Хозяйская» мотивация основана на достижении и приумножении собственности. Богатства, материальных благ. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически неограниченны.

«Люмпенизированный» работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

Механизм формирования и функционирования трудовой мотивации.

МОТИВАЦИЯ — это долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным критериям существующей структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования мотивационного ядра, и, тем самым, развития трудового потенциала работника.

Под МЕХАНИЗМОМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ понимается совокупность закономерных связей и отношений, обусловливающих процесс усвоения социальных ценностей, норм, правил поведения, выработку специфических для индивида ценностных ориентаций и установок в сфере труда.

Формирование мотивации начинается в процессе социализации индивида под воздействием социокультурной среды человека. На формирование мотивационных механизмов оказывают влияние заложенные природой особенности индивида, этнические либо национальные образы труда, образ, уровень и качество жизни семьи и ближайшего социального окружения, возможность и качество общекультурной и профессиональной подготовки к избранному роду деятельности.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ раскрывает процесс развертывания и актуализации потребностей в ходе взаимодействия работников со средой и состоит по крайней мере из четырех компонентов.

Первый компонент — включенность или невключенность в трудовую деятельность. Именно с включенности в трудовую деятельность начинается развертывание потребностей; включенность в труд предопределяет структуру трудовых ценностей, их соотносительную значимость.

Второй и наиболее важный компонент механизма функционирования мотивации — мотивационное ядро, в котором выделяется три слоя: ценности труда, практические требования к работе и оценка вероятностей реализации этих требований в конкретной производственной ситуации. ЦЕННОСТИ — это представление человека о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. Среди ценностей различают ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ (ТЕРМИНАЛЬНЫЕ) и ЦЕННОСТИ-СРЕДСТВА (ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ). Терминальные ценности отражают стратегические цели существования человека — здоровье, интересная работа, любовь, общение, материальная обеспеченность.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ характеризуют индивида применительно к той конкретной среде, в которой он функционирует. Здесь мы имеем дело с неудовлетворенными актуализированными потребностями, которые, по мнению работника, он мог бы удовлетворить посредством трудовой деятельности.

Третий слой мотивационного ядра — ОЦЕНКА РАБОТНИКОМ ВЕРОЯТНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ В КОНКРЕТНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ. Мотив как реальная побудительная сила возникает только тогда, когда высока вероятность присвоения желаемых благ посредством собственной активности. На этой стадии регулируется сила мотивации, осуществляется выбор между мотивацией достижения либо сохранения. При нулевой или очень маленькой вероятности реализации потребностей посредством трудовой деятельности индивид ищет иные способы и средства их удовлетворения. Мотивы труда не формируются.

Результатом взаимодействия различных элементов мотивационного ядра является УСТАНОВКА НА ТРУД — готовность удовлетворять актуализированные потребности посредством трудовой деятельности. Установка реализуется непосредственно в трудовых действиях.

Третий компонент мотивационного механизма – УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ представляет собой оценку качества трудовой деятельности по критериям удовлетворения значимых и актуальных потребностей работника, которая формируется путем соотнесения ожиданий работника (сформировавшихся при оценке вероятности удовлетворения требований) с реальными личностными результатами труда (теми благами, которые работник присваивает посредством своей трудовой деятельности).

Последний компонент механизма функционирования мотивации труда — ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — превращение внутреннего состояния человека в действие по отношение к социально значимым объектам. Оно определяется рядом факторов: трудовыми функциями рабочего места, психофизиологическим и профессионально-квалификационным потенциалом работника и, конечно, мотивационным ядром. Именно это и позволяет рассматривать трудовое поведение как финальный этап функционирования мотивации труда.

Особенности трудовой мотивации в социальной работе

В основе профессиональной деятельности специалистов социальной работы лежит сочетание мотивов — общетрудовых и специфических, которые образуют структуру мотивов. Мотивацию профессиональной деятельности можно представить в виде процесса, включающего три стадии: мотивацию трудовой деятельности в которой труд выступает для человека как ценность, благо; мотивацию выбора профессии (специальности), связанную с одной стороны со способностями, склонностями, и интересами человека, с другой — социальной значимостью и престижем выбранного вида труда; мотивация выбора конкретного выбора места работы.

В социальной работе внутренняя мотивация определяется содержательностью и значимостью работы, т. е. формируются под влиянием стимулов, характеризующих сам процесс труда. Если профессиональная деятельность специалиста социальной работы, позволяет реализовать его природные склонности и способности, то это становится сильнейшим мотивом профессиональной самореализации. Существенным внутренним мотивом здесь выступает значимость работы для общества в целом. Внешняя мотивация трудовой деятельности в сфере социальной работы — это, прежде всего, внутренний процесс восприятия внешних стимулов, формирование внутренних побудительных сил к действию — мотивов. Труд в области социальной работы мотивируется высшими, внутренними мотивами.

Основой личности социального работника, как представителя социально сферы, должна являться потребность приносить людям благо и творить добро. Поскольку деятельность социальных работников опосредована нравственными критериями и регулируется их гуманистическими ценностями, то особое значение приобретает изучение роли ценностных ориентаций в структуре личностных и профессионально значимых качеств.

Для социальной работы основным определяющим фактором является система ценностей будущего специалиста, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность, эффективность практической деятельности и, в конечном счете — профессиональную самореализацию. Все это крайне важно для успешной деятельности специалиста в будущем, но стремление к профессиональной самореализации должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств.

На основе изученных типов и факторов мотивации, мы можем выделить акмеологическую мотивацию (от древн. греч. акме — «вершина, цветущая сила», развитие специалиста, связанное с высоким уровнем развития способностей, профессионализма). Высокая внутренняя мотивация и стремление к вершинам мастерства в профессии специалистов социальной работы, является той вершиной — «акме», условием достижения специалистами высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности и, в частности, профессиональной самореализации. Нами выделена потребность в профессиональной самореализации, на которую трудовая мотивация будет оказывать самое значительное влияние, т. к. внутренний мотивационный компонент, обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста, способствует профессиональной самореализации специалиста.

В процессе теоретического осмысления заявленной темы мы позволили выделить направления формирования и развития мотивации специалистов социальной работы, каждый из которых включает в себя ряд важных компонентов. Таким образом, были выделены:

1) Довузовский этап;

2) Этап обучения (вузовский), на котором происходит формирование готовности к профессиональной деятельности;

3) Этап профессиональной деятельности (послевузовский), на котором идет активный процесс самосовершенствования в профессии, обуславливающий профессиональный рост и самореализацию специалиста социальной работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *