Нормативные акты регулирующие трудовые отношения

Содержание

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 19

Основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание коллективного договора – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов. В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Существенные условия договора: а) срок действия; б) порядок изменения; в) срок отчета сторон о выполнении условий договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по мест о нахождени ю организации для уведомительной регистрации, при осуществлении которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Срок действия коллективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на три года.

Функции коллективного договора:

  1. организация трудовых отношений;
  2. обеспечение стабильности трудовых отношений;
  3. обеспечение и защита интересов работников и работодателей;
  4. приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;
  5. достижение компромисса между работниками и работодателем посредством заключения договора;
  6. обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимости товара.

Права профсоюзов.

Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основные черты профсоюзов:

  1. являются разновидностью общественных объединений;
  2. создаются гражданами на добровольных началах;
  3. создаются на основе осуществления совместной производственной, профессиональной деятельности;
  4. действуют на основе соответствующего законодательства;
  5. создаются по отраслевому, территориальному или иному признаку;
  6. создаются в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов своих членов.

Основные права профсоюзов:

  1. на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов;
  2. на содействие занятости;
  3. на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;
  4. на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;
  5. на информацию;
  6. на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров;
  7. на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;
  8. в области охраны труда и окружающей природной среды;
  9. на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества;
  10. на социальную защиту работников;
  11. на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Гарантии прав профсоюзов:

  1. гарантии имущественных прав профсоюзов;
  2. гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы;
  3. гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы;
  4. гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов;
  5. обязанности, возлагаемые на работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов.

90. Понятие, стороны и содержание трудового договора.

Трудовой договор (контракт) является главным основанием возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем. Работник именно через заключение трудового договора (контракта) оформляет свою правовую связь с предприятием любой формы собственности.

Определение трудового договора (контракта) дано в ст. 15 КЗоТ, редакция которой подвергалась незначительным изменениям. В соответствии с названной статьей: «Трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и предприятием, учреждением, организацией, по которому работник обязуются выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон».

Сторонами трудового договора (контракта) являются работник (физическое лицо) и работодатель (юридическое лицо), обладающие трудовой праводееспособностью. С одной стороны, в трудовом договоре всегда выступает конкретное физическое лицо (гражданский договор возможен и между двумя юридическими лицами). Работником может быть лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 15 лет и обладающее реальной способностью трудиться. В исключительных случаях и при условиях, оговоренных законом, возможен прием на работу с 14 лет.

Работодателем выступают в большинстве случаев юридические лица. Работодателем может быть предприниматель (или представляющая его администрация), обладающий или не обладающий статусом юридического лица. Нанимать работника может и государство через администрацию соответствующего предприятия (учреждения, организации), а также органы местного самоуправления (муниципалитеты). Работополучатели – это индивиды, заключающие или заключившие трудовой договор с нанимателем. К другим субъектам трудового права относятся ассоциации предпринимателей, профсоюзы (тред-юнионы), производственные советы (комитеты), различные трехсторонние органы (от локальных комиссий по урегулированию трудовых споров до национальных экономических советов), государственные органы (министерства труда, управления по трудовым отношениям, службы посредничества и примирения и т.п.). Особую роль играют суды.

Таким образом, трудовой договор (контракт) между работником и работодателем представляет собой самостоятельное, специфическое, определенное трудовым законодательством соглашение, лежащее в основании возникновения трудового правоотношения.

Содержание трудового договора составляют условия, определяющие права и обязанности сторон. Все условия можно подразделить по их юридической силе на две группы:

1) условия, установленные соглашением сторон;

2) условия, установленные в законе, не подлежащие оговариванию между сторонами. Условия первой группы, в свою очередь, подразделяются на: обязательные (необходимые) и дополнительные (факультативные).

Обязательными являются условия, без которых трудовой договор (контракт) не считается заключенным, то есть договор не будет иметь юридической силы. К обязательным условиям относятся:

1) условия о роде работы (в качестве кого будет трудиться работник, объем и перечень трудовых обязанностей);

2) условия о месте работы;

3) условия о сроке договора (контракта), предусмотренного пунктом ст. 17 КЗоТ.

К факультативным условиям договора относятся условия, не влияющие на действительность договора. Их юридическое значение заключается в том, что если стороны не оговаривают никаких дополнительных условий, договор-контракт считается заключенным.

К дополнительным условиям относятся, как правило, такие, которые касаются материально-бытовых сторон жизни работника (устройство ребенка в детское учреждение, предоставление

жилья и т.д.).

Виды трудовых договоров.

Виды трудового договора по сроку его действия можно определить следующим образом:

  • на неопределенный срок;
  • на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен федеральными законами.

Основной разновидностью является договор на неопределенный срок, и именно он должен заключаться в большинстве случаев.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса (например, временные работы, сезонные работы, пусконаладочные и др.).

И следует иметь в виду, что в случаях, предусмотренных частью второй ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться только по соглашению сторон трудового договора. Это означает, что отказ работодателя в приеме на работу по причине желания работника подписать договор на неопределенный срок будет неправомерным, если не будет основан на деловых, профессиональных качествах работника, а это он может проверить в период испытательного срока.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Виды трудового договора по характеру трудовых отношений:

  • трудовой договор по основному месту работы;
  • трудовой договор на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовой договор о временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовой договор о сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовой договор о работе у работодателя — физического лица (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовой договор о работе на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • контракт о государственной (муниципальной) службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном законодательством порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

  • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
  • других лиц, если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК РФ).

Помимо предложенных классификаций трудовых договоров, их можно группировать по иным критериям. Например, по виду работодателя (с учетом специфики правового регулирования) выделяют трудовые договоры:

  • сработодателями-организациями;
  • работодателями — физическими лицами.

В зависимости от особенностей правового положения работника трудовые договоры могут подразделяться на трудовые договоры:

  • с лицами, не достигшими возраста 18 лет;
  • лицами, выполняющими семейные обязанности;
  • иностранными гражданами и лицами без гражданства.

По характеру условий выполнения работы выделяют договоры:

Рекомендуемые страницы:
>Трудовой Кодекс РФ

Форма трудового права. Нормативные правовые акты

Нормы трудового права существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права — это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом, т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания, т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

Виды нормативных правовых актов

Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

  • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основные задачи трудового законодательства:

  • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
  • правовое регулирование трудовых отношений;
  • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;

Разделы Трудового кодекса РФ

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).

Прикрепленные файлы

Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
Трудовой Кодекс РФ 206 Кбайт 961


Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Субъекты трудового права. Правоспособность и дееспособность.

1. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты, представленные Конститу­цией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Феде­рации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными); 2) нормативные Указы Президента РФ; 3) Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты выс­ших органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции; 4) акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации; 5) правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления; 6) локальные нормативные акты. Законы Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации. Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фунда­ментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, оп­ределяющие смысл, содержание и применение всего трудового права. К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации, который был принят Го­сударственной Думой 21 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 фев­раля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ). Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регули­рованию социально-трудовых отношений. За годы реформ были при­няты новые законы, такие как: — Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; — Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; — Закон РФ «О государственных га­рантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; — ФЗ «О порядке разре­шения коллективных трудовых споров»; — ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; — ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»; — ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социаль­но-трудовых отношений»; — ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; — ФЗ «Об объединениях работодателей». К числу законодательных актов, регулирующих трудовые от­ношения в России, относятся и законы субъектов Российской Феде­рации.

Но далеко не все регионы активны в области законотворче­ства, касающегося сферы социально-трудовых отношений, хотя есть и такие, которые приняли (например, Республика Башкортостан), свой Трудовой кодекс. Указы Президента РФ. Следующую ступень в иерархии нор­мативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению госу­дарственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с ру­ководителями федеральных государственных предприятий. Подзаконные нормативные правовые акты. На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располага­ются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России. В качестве примеров такого рода актов можно привести Постановле­ния Правительства: — «О дифференциации в ус­ловиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»; — «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производ­стве» и многие другие. Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их ком­петенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распро­страняются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба заня­тости РФ, а в недавнем прошлом — Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер. В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного само­управления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на тер­ритории соответствующего муниципалитета. Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социаль­но-трудовых отношений. К числу локальных нормативных актов относятся правила внут­реннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр.

Трудовой кодекс Российской Федерации является основным сборником законодательных актов и регулирует трудовые отношения всех работников.  

Появились международные правовые акты в области трудовых отношений на уровне содружеств государств, в частности, документы типа Хартии основных социальных прав трудящихся ( Социальная хартия ЕС ), обязательная для всех стран — членов ЕС. В каждой развитой стране имеется свод законодательных актов, регулирующих отношения в трудовой сфере на принципах гуманизма. Например, в Германии действует закон О конституции предприятия , который устанавливает рамки для управления персоналом и социального партнерства. Естественно, этот закон действует.  
Государство регулирует трудовые отношения фирмы и работника через законодательные акты и правоохранительные органы. Оно определяет минимальный уровень заработной платы, длительность рабочей недели, регулирует занятость, регламентирует использование труда женщин и молодежи. В Российской Федерации основными документами, регулирующими трудовые отношения, являются Кодекс законов о труде Российской Федерации , Закон о занятости населения , Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике , Указ Президента Российской Федерации О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации .  
КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РФ (КЗоТ) -систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы трудового права. КЗоТ — важнейший источник трудового права после Конституции РФ введен в действие с 1 апреля 1972 г. Существенные изменения и дополнения внесены в КЗоТ Законом РФ от 25 сентября 1992 г. Основные задачи КЗоТ сформулированы в ст. 1 «КЗоТ РФ регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. КЗоТ РФ устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников». КЗоТ РФ содержит 20 глав и 255 статей гл. I. Общие положения гл. П. Коллективный договор гл. III. Трудовой договор (контракт) гл. III-A. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд гл. IV. Рабочее время гл. V. Время отдыха гл. VI. Заработная плата гл. VII. Нормы труда и сдельные расценки гл. VIII. Гарантии и компенсации гл. IX. Трудовая дисциплина гл. X. Охрана труда гл. XI. Труд женщин гл. XII. Труд молодежи гл. XIII. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением гл. XIV. Трудовые споры гл. XV. Профессиональные союзы. Участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями гл. XV-A. Трудовой коллектив гл. XVI. Государственное соц.  

3. Основные федеральные законы, регулирующие трудовые отношения.

Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:

— Закон РФ от И марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», впервые урегулировавший социально-партнерские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллективных договоров;

— Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991, № 18. ст. 565; 1992, № 34, ст. 1974. Новая редакция от 20 апреля 1996 г.— Российская газета, 1996, 6 мая), определивший государственную политику по обеспечению занятости и гарантии безработным;

— Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», установивший правовой статус судей, в том числе и основания для приостановления и прекращения их полномочий;

— Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.).

4. Региональные, отраслевые и локальные правовые акты

Нормативное предписание, принятое на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующее их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего распорядка). Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом). Локальный нормативный акт устанавливает правила поведения, свойственные данной организации. Кроме того, в локальных актах могут закрепляться обычаи делового оборота (например, требование заполнять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкновения (проведение «планерок», выдача работникам письменных заданий), корпоративные традиции (поздравления с праздниками и вручение подарков), этические нормы (приветствовать каждого клиента), эстетические нормы (фирменная одежда). Также одной из главных особенностей локального нормативного акта является сочетание интересов работников и работодателя посредством внедрения системы «сдержек» и «противовесов» сторон, которая содержится во внутренних актах. Взаимные обязательства и ответственность способствуют построению в коллективах более прочных и цивилизованных отношений.

5. Трудовые правоотношения.

Система отрасли трудового права — это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынституты), а также последовательность их расположения внутри структуры отрасли.

Предметом и целью системы отрасли является построение самого здания трудового законодательства, создание логической структуры расположения внутри отрасли его норм.

Система отрасли трудового права делится на две части: общую и особенную.

В общую входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договора, ухудшающих положение работников, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ — определяющие основные права граждан по вопросам труда, нормы общих положений раздела 1 ТК РФ и других российских законов по упомянутым вопросам.

Особенная часть строится по институтам отрасли (однородным группам правовых норм) и касается регулирования правоотношений в сфере труда.

Нередко структуру Кодекса соотносят со структурой отрасли, определяя отдельные разделы как институты права. Конечно, во многом они совпадают, но есть и некоторые отличия. Так, не представляют самостоятельных институтов нормы, выделенные в Кодексе в отдельные разделы, о рабочем времени (раздел 4), о времени отдыха (раздел 5), об оплате труда (раздел 6), о гарантиях и компенсациях (раздел 7), о дисциплине труда (раздел 8) и др.

Если исходить из понятия института права, под которыми принято понимать однородные группы норм, регулирующие определенные общественные отношения, то основные отношения, регулируемые трудовым правом России, обозначены в ст. 1 ТК РФ, из чего, по нашему мнению, следует вывод, что основные институты должны соответствовать перечню отношений, входящих в предмет трудового права. Остальные разделы Трудового кодекса РФ, как определенные группы норм, представляют собой лишь подынституты, которые не являются самостоятельными отношениями, а связаны с основными институтами трудового права. Так, разделы ТК РФ о рабочем времени, времени отдыха, дисциплине труда следует считать подынститутами трудового договора, определяющего регулирование базовых, трудовых отношений.

Необходимо различать систему отрасли трудового права, систему трудового законодательства, систему науки, учебного курса трудового права. Это взаимосвязанные, но различные понятия. Цели и предметы данных систем различны.

Система науки трудового права имеет предмет, который выходит за рамки российского законодательства. Наука изучает как российское, так и зарубежное законодательство, историю развития норм. В предмет науки также входит развитие методов регулирования, источников, субъектов, системы правоотношений трудового права и перспективы развития.

Основные федеральные законы, регулирующие трудовые отношения

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом.

>Документы и нормативные акты регулирующие трудовые отношения в РФ

Локальный уровень

На определенном предприятии, самим этим предприятием могут быть приняты документы, регулирующие трудовые отношения, которые именуются локальными актами. Акты локального характера имеют свою власть только над сотрудниками этого предприятия. Такие акты рассчитаны на долгий период времени.

Работодатель может принимать самостоятельно такие акты, как:

  • штатное расписание;
  • правила трудового распорядка.

Начальник предприятия должен считаться с мнением представителей работников при принятии некоторого актов предприятия, например, правила поведения работников, внутри организации. Потом в него могут быть внесены корректировки.

Документы, регулирующие трудовые отношения также появляются при принятии на работу, такие как, трудовой договор, или трудовое соглашение. Они также не могут содержать нормы, которые не согласованы с нормами Трудового Кодекса РФ. Если вдруг в нормах локальных актов, каким-то образом нарушаются права работника, и такие нормы не соответствуют Трудовому Кодексу РФ, или другому закону федерального уровня, то такие акты не подлежат применению.

Если, по Вашему мнению, в локальных нормативных актах вашей организации закреплены положения, противоречащие Трудовому Кодексу Российской Федерации, либо вы подозреваете, что Вас ущемляют в правах, то лучше обратиться за консультацией к юристу. Он подскажет Вам, куда следует обратиться с жалобой, или пояснит, что возможно нарушения и нет.

Какие нормативные правовые акты регулируют трудовые и иные, связанные с ними отношения?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ
И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
Билет № 1
1. Какие нормативные правовые акты регулируют трудовые и иные, связанные с ними отношения?
Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и феде­ральными конституционными законами осуществляется трудовым законо­дательством (включая законодательство об охране труда) и иными норма­тивными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
— Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс);
— иными федеральными законами;
— указами Президента Российской Федерации;
— постановлениями Правительства Российской Федерации и норматив­ными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
— конституциями (уставами), законами и иными нормативными право­выми актами субъектов Российской Федерации;
— актами органов местного самоуправления и локальными норматив­ными актами, содержащими нормы трудового права.
^ Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны со­ответствовать Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нор­мы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и т. д.
В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными зако­нами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.
Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным до­говором, соглашениями.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нор­мы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нор­мы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в ус­тановленном Кодексом порядке они одновременно не выступают в каче­стве работодателей или их представителей):
— военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
— членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
— лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
— других лиц, если это установлено федеральным законом.

Литература

Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 5—11).
^ 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты, устанав­ливающие порядок расследования и учета несчастных случаев на про­изводстве.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Кодексом. Статьей 229 Кодекса предусмотрено, что порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особен­ности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, не­обходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утвер­ждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществля­ется на основании «Положения об особенностях расследования несчаст­ных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (да­лее — Положение), утвержденного Минтрудом России, которое устанавли­вает с учетом статей 227—231 Кодекса и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования но организации и проведению рас­следования, оформлению и учету несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан).
В Положении есть ссылки на соответствующие статьи Кодекса, поэто­му при расследовании и учете несчастных случаев на производстве необ­ходимо пользоваться Положением и Кодексом. Следует иметь в виду, что Положение ни в коем случае не подменяет Кодекс, оно лишь уточняет правовые нормы отдельных его статей: эти два законодательных и нор­мативно-правовых акта взаимосвязаны.
Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, следующие:
— извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном слу­чае, несчастном случае со смертельным исходом);

  • акты о несчастном случае на производстве формы Н-1 и Н-1ПС;
  • акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несча­стного случая, несчастного случая со смертельным исходом);

— заключение государственного инспектора труда;
— протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);
— протокол осмотра места происшедшего несчастного случая;
— сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;
— журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
— медицинское заключение о характере полученных повреждений здо­ровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тя­жести.
Литература

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на произ­водстве в отдельных отраслях и организациях». В приложениях приведены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на про­изводстве, утвержденные постановлением Минтруда России 24.10.2002 г. № 73 и введенные в действие с 1 января 2003 г.
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 «О фор­мах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на произ­водстве».

^ 3. Воздействие вибрации на организм человека. Средства и мето­ды защиты от вибрации.
По статистическим данным, треть выявленных у работников профес­сиональных заболеваний связана с воздействием вибрации и шума.
Воздействие опасной вибрации на работников, главным образом, вклю­чает:
— вибрацию, проходящую через все тело (общую), — тело находится на вибрирующей поверхности, что бывает при всех видах транспортиров­ки и при работе вблизи вибрирующих промышленных механизмов;
— вибрацию, передающуюся через руки (локальную), — поступает к телу через руки и вызвана различными процессами, при которых вибрирующие инструменты или обрабатываемые изделия сжимаются либо удерживают­ся руками или пальцами.
Для предотвращения неблагоприятных эффектов, оказываемых вибрацией на работников, работодатели должны определить источники вибрации, и найти нуги уменьшения пределов неблагоприятных воздействий.
Следует регулярно проводить профилактику вибрирующих механизмов и инструментов ввиду опасности усиления вибрации при сочетании всех изношенных подшипников, разбалансированных осей и вращающихся ча­стей, потерянных болтов, сломанных зубьев редукторов, затупившихся ре­жущих поверхностей и старой смазки.
При приеме на работу должен проводиться медицинский осмотр для выявления лиц, страдающих синдромом «дрожания рук» непроизводствен­ного происхождения или синдромом «поведения пальцев», вызываемого вибрацией, приобретенным в результате предыдущей работы. Работники, у которых выявлены эти симптомы, не могут быть допущены к работе, связанной с вибрацией.
Работодатели должны обеспечить обучение и информирование работни­ков, подвергающихся воздействию сильной вибрации, об опасностях дли­тельного использования вибрирующих инструментов.
Если работник подвергается вибрации, передающейся через руки, то он должен периодически проходить медицинское освидетельствование.
^ Комплекс профилактических мероприятий включает: гигиеническое нормирование, организационно-технические и лечебно-профилактические меры. Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является устранение непосредственного контакта с вибрирующим оборудо­ванием. Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, автоматизации технологических операций.
В комплексе мероприятий по снижению неблагоприятного действия вибрации на организм человека важная роль отводится режимам труда и отдыха. Суммарное время контакта с вибрацией в течение смены должно быть ограничено в соответствии с величиной превышения нормативного уровня. Рекомендуется устанавливать регламентированные перерывы для активного отдыха, проведения физиотерапевтических процедур и т. д.: 1-й — продолжительностью 20 мин (через 1—2 ч после начала смены) и 2-й — 30 мин (через 2 ч после обеденного перерыва, который должен длиться не менее 40 мин). При работе с вибрирующим оборудованием про­должительность одноразового непрерывного воздействия вибрации не дол­жна превышать 10—15 мин.
В целях профилактики неблагоприятного воздействия локальной и общей вибрации работникам следует использовать средства индивидуаль­ной защиты: рукавицы или перчатки, коврики, обувь, подметки и нако­ленники. Среди лечебно-профилактических мероприятий важное место от­водится ранней диагностике заболеваний и активной дифференцированной диспансеризации работников виброопасных профессий. Диспансеризация предусматривает предупреждение возникновения (первичная профилакти­ка), прогрессирования (вторичная профилактика) вибрационной болезни, а также заболеваний непрофессионального характера.
К медико-биологическим и общеоздоровительным мероприятиям профи­лактики вибрационной патологии относятся:
— тепловые процедуры для рук в виде гидропроцедур (ванночки) или сухого воздушного обогрева;
— взаимомассаж и самомассаж рук и плечевого пояса;
— производственная гимнастика;
— ультрафиолетовое облучение;
— витаминопрофилактика и другие мероприятия общеукрепляющего ха­рактера.
В организациях должны быть разработаны конкретные комплексы ме­дико-биологических профилактических мероприятий с учетом характера воз­действующей вибрации и сопутствующих факторов производственной среды.

  1. Инструкция МОТ «Факторы окружающей среды на рабочем месте», Женева, 2001 г.
  2. СН 2.2.4/2.1.8.566—96 «Производственная вибрация, вибрация в помеще­ниях жилых и общественных зданиях».
  3. СанПиН 2.2.2.540—96 «Гигиенические требования к ручным инструмен­там и организации работ».
  4. Суворов Г., Прокопенко Л. «Вибрация и защита от нее» — М., изд. жур­нала «Охрана труда и социальное страхование», 2001 г.

^ 4. Виды инструктажей по охране труда.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить следу­ющие инструктажи по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с подписями инструктируемого и инструктирующего, а также датой их проведения.
Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми, межотраслевы­ми и локальными нормативными правовыми актами по безопасности и ох­ране труда.
Литература

  1. ГОСТ 12.0.004—90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Об­щие положения.
  2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охра­ны труда работников организаций. Утвержден постановлением Минтруда России 13.01.2003 г. № 1/29, зарегистрированным в Минюсте России 12.02.2003 г. № 4209.

^ 5. Организация технического надзора и обслуживания грузоподъем­ных кранов в организации.
Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов дол­жен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществ­ления производственного контроля за соблюдением требований промыш­ленной безопасности на опасном производственном объекте.
Руководители организаций и индивидуальные предприниматели — вла­дельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а так­же руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксп­луатирующие краны, обязаны:
— назначить инженерно-технического работника по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособле­ний и тары; инженерно-технического работника, ответственного за содер­жание грузоподъемных кранов в исправном состоянии; лицо, ответствен­ное за безопасное производство работ кранами;
— установить порядок периодических осмотров, технических обслужи­вании и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
— установить требуемый Правилами устройства и безопасной эксплуата­ции грузоподъемных кранов ПБ 10-382—00 (далее — Правила) порядок обу­чения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний Правил у ответственных специалистов;
— разработать должностные инструкции для ответственных специалис­тов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, жур­налы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования гру­зов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;
— обеспечить ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающий персонал — производственными инструкциями;
— обеспечить выполнение ответственными специалистами Правил, дол­жностных инструкций, а обслуживающим персоналом — производственных инструкций.
Владелец назначает инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими Правил; должностных инструкций для ответствен­ных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала. Проверку проводит экзаменационная комиссия (с участием ин­спектора Ростехнадзора) и выдает им соответствующее удостоверение.
Численность службы надзора и ее структура определяются владельцем, с учетом количества кранов и условий их эксплуатации, и письменно со­гласовываются с органами Ростехнадзора.
В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке рабо­ты кранов, в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, от­ветственное за безопасное производство работ, из числа мастеров, прора­бов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других уча­стках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с Ростехнадзором, могут быть назначе­ны заведующие складами, бригадиры. Назначение указанных работников в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, производится после обучения и проверки знания ими соответствующих разделов Правил, должностной инструкции, производственных инструкций для крановщиков и стропальщиков. Проверку знаний проводит экзамена­ционная комиссия (с участием инспектора Ростехнадзора).
Для организаций с малым числом кранов (до трех регистрируемых кра­нов), на которых не могут быть назначены все ответственные специалис­ты, по согласованию с Ростехнадзором, выполнение обязанностей инже­нерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного инженерно-тех­нического работника или (по договору) на специалиста инженерного цен­тра.
В тех случаях, когда владелец кранов не имеет возможности назна­чить ответственных специалистов, предусмотренных Правилами, допуска­ется, по согласованию с Ростехнадзором, возлагать их обязанности на ра­ботников специализированной организации или на специалиста инженер­ного центра.
Периодическая проверка знаний инженерно-технических работников, после их обучения, должна проводиться не реже одного раза в три года, комиссией организации или учебной организацией (с участием инспекто­ра Ростехнадзора).
Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назна­чить крановщиков, их помощников, слесарей и наладчиков приборов бе­зопасности, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кро­ме того, и электромонтеров.

  1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382—00.
  2. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производствен­ном объекте (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263).

^ 6. Обязанности ответственного за электрохозяйство.
В обязанности ответственного за электрохозяйство входит:
— организация разработки и ведения необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
— организация обучения, инструктирования и проверки знаний, а так­же допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
— организация безопасного проведения всех видов работ в электроус­тановках, в том числе с участием командированного персонала;
— контроль за наличием, своевременностью проверки и испытания средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;
— обеспечение установленного порядка допуска в эксплуатацию и под­ключения новых и реконструированных электроустановок;
— организация оперативного обслуживания электроустановок и ликви­дация аварийных ситуаций;
— обеспечение проверки соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным, с отметкой на них о проверке (не реже одного раза в два года), пересмотр инструкций и схем (не реже одного раза в три года) и повышение квалификации электротехнического персонала (не реже одного раза в пять лет);
— контроль за правильностью допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих элек­троустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
Кроме того, в обязанности лица, ответственного за электрохозяйство, входит обеспечение своевременного и качественного выполнения техничес­кого обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилакти­ческих испытаний электроустановок; организация проведения расчетов по­требности электрической энергии, осуществление контроля за ее расходо­ванием; участие в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии и обеспечение контроля замеров по­казателей качества электрической энергии (не реже одного раза в два года).
В инструкции ответственного за электрохозяйство должны быть ука­заны его права и ответственность, которые вытекают из его обязанностей.
Литература
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (изд. 6-е).
^ 7. Требования безопасности при обращении с ацетиленом и сжи­женным газом.
Сжиженные газы — смеси, состоящие в основном из пропана, бутана, бутилена, этана, этилена, пентана и метана. В обычных условиях (при атмосферном давлении и температуре 20°С) эти смеси находятся в газооб­разном состоянии. При понижении температуры или повышении давления смеси превращаются в жидкость. На строительно-монтажных работах обыч­но применяют смесь пропана и бутана. Количество пропана в смеси ко­леблется от 30% (летом) до 70% (зимой). Это связано с тем, что темпера­тура испарения пропана ниже, чем бутана.
При использовании пропан-бутановой смеси (при температуре ниже 0°С) необходимо применять специальный испаритель, так как сама смесь не испаряется. При температуре окружающего воздуха до 5°С баллоны с пропан-бутаном можно слегка наклонить, чтобы увеличить площадь ис­парения, но не следует допускать затекания жидкости в вентиль.
При интенсивном отборе газа или понижении температуры пропан-бу­тановой смеси жидкость не успевает испариться, поэтому возможно созда­ние разряжения в шланге горючего газа и поступление в него жидкости из баллона.
Пользуясь сжиженными газами, следует учитывать, что они быстро испаряются при атмосферном давлении и охлаждаются до очень низких температур. При неосторожном обращении с ними можно получить «хо­лодный ожог», поэтому применяют соответствующие средства индивидуаль­ной защиты (перчатки).
Пропан-бутановую смесь доставляют в баллонах емкостью 40 и 50 л в сжиженном состоянии. Баллон окрашивается в красный цвет, белыми буквами наносится надпись «пропан».
Вентили для пропан-бутановой смеси изготавливаются из латуни с левой резьбой на отводящем штуцере. На вентиле предусмотрена предох­ранительная мембрана, которая разрывается, если давление в баллоне выше допустимого.
Особенно взрывоопасны малые концентрации пропан-бутановой смеси с воздухом, поэтому требуется тщательная вентиляция помещений, где возможно скопление этой смеси.
Заполняется баллон жидкой смесью наполовину, так как при нагре­вании в баллоне повышается давление, что может привести к его разру­шению и последующему взрыву.
Сжиженные газы имеют удельный вес значительно выше удельного веса кислорода. Утечки газов в плохо вентилируемых помещениях могут при­вести к созданию взрывопожароопасных смесей и к вытеснению кислоро­да из воздуха.
Запрещается производить газовую сварку, резку и другие виды газо­пламенной обработки металлов с применением сжиженных газов в цоколь­ных и подвальных помещениях, а также в колодцах, шахтах и других подземных сооружениях.
Баллоны с сжиженными газами следует устанавливать в вертикальном положении, чтобы исключить попадание жидкости в шланг, а горелки и резаки — периодически прочищать латунной иглой (соответствующего диа­метра) для избежания обратного удара пламени.
Газовые баллоны и редукторы должны быть окрашены в красный цвет.
Ацетилен — бесцветный газ со слабым эфирным запахом, легче воз­духа. Обычно в нем содержатся различные примеси фосфина, сероводоро­да и аммиака, что придает ему специфический запах.
Утечка ацетилена может привести к пожару или взрыву. Особенно взрывоопасны смеси при малом содержании ацетилена в воздухе (от 7 до 13% по объему). Ацетилен с воздухом может образовать взрывчатую смесь.
В сухую погоду ацетилен собирается в верхней части помещений, так как он легче воздуха. Но ацетилен способен растворяться во влажном воздухе, вследствие чего становится тяжелее и оседает внизу. Он получил большое распространение на строительно-монтажных работах как горючий газ. Прочие газы и горючие жидкости служат его заменителями, так как только ацетилен может дать самую высокую температуру пламени.
Следует соблюдать осторожность при работе с ацетиленом. Его сопри­косновение с хлором или фтором может привести к взрыву, а при неко­торых условиях он способен вступать в реакцию с медью, серебром и ртутью с образованием соединений, которые в сухом состоянии (при по­вышении температуры, трении или ударе) быстро разлагаются. Поэтому зап­рещается использование труб, вентилей, резервуаров и соединений из меди или ее сплавов (бронзы и латуни), которые содержат более 65% меди. По этой же причине запрещается применение медных деталей при соеди­нении ацетиленовых шлангов. Использование в таких случаях сталей соответствующих марок безопасно.

  1. Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020—2001.
  2. Пушин В. Пособие для изучения Межотраслевых правил по охране тру­да при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020—2001. — М., изд-во «Энергосервис», 2003 г.

^ 8. Гигиенические критерии и классификация условий труда по сте­пени вредности и опасности.
Гигиенические критерии — это показатели, позволяющие оценить сте­пень отклонений параметров производственной среды и трудового процес­са от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.
Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законодательства Российской Федерации.
В тех случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодатель не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиени­ческих нормативов на рабочих местах, органы и организации государствен­ного санитарного надзора, рассмотрев необходимые документы, могут раз­решить работу в этих условиях при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и при ограничении времени воздействия на ра­ботающих вредных производственных факторов («защита временем»).
При этом каждый работник должен получить полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных по­следствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защи­ты, режимах труда и отдыха, медико-профилактических мероприятиях, мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором. Одновремен­но учреждения госсанэпидслужбы требуют от организации разработки пер­спективного плана мероприятий по нормализации условий труда.
^ Гигиенические нормативы, условий труда (ПДК, ПДУ) — уровни вред­ных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выход­ных) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе рабо­ты или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколе­ний. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение со­стояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.
Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей сме­ны. При большей длительности смены в каждом конкретном случае воз­можность работы должна быть согласована с органами и организациями государственного санитарного надзора.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Руководство Р 2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки и классифика­ции условий труда по показателям вредности и опасности факторов производ­ственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
^ 9. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесяч­ных страховых выплат.
Если при расследовании страхового случая комиссией по расследова­нию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахо­ванного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат может уменьшаться соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по рассле­дованию страхового случая (в процентах) и указывается в акте о несчас­тном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.
При определении степени вины застрахованного рассматривается зак­лючение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахован­ным представительного органа.
Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.98 г. №125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае смер­ти застрахованного.
При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.
Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденно­го заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

Федеральный закон от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний» (ст. 14).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *