Оборудование кассы в бюджетном учреждении

Организационная характеристика бюджетного учреждения

Городской перинатальный Центр (Роддом № 4) Учреждение является юридическим лицом по законодательству КР и осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, ГККР, нормами международного права.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, имущество закрепленное за ним на праве оперативного управления, круглую гербовую печать со своим наименованием, угловой и другие штампы, фирменные бланки и другие атрибуты юридического лица.

Центр вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, заключать договора, быть истцом и ответчиком в суде, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, может иметь расчетный, валютный и другие счета в финансово-кредитных учреждениях.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной отчетности и утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Бухгалтерский учет в Центре ведется в валюте КР — сомах и тыйынах.

Предметом деятельности учреждения является здравоохранение новорожденных и их матерей, женщин групп высокого риска. А также семья как объект социального планирования.

Целями деятельности учреждения является снижение материнской и детской смертности, повышение уровня здоровья указанных групп населения, предупреждение и планирование беременности, обучение и консультирование и оказание медицинской помощи в вопросах материнства и детства.

Основными видами деятельности учреждения являются:

ь Уход за новорожденными и матерями.

ь Охрана репродуктивного здоровья, разработка тактики ведения женьшин групп высокого риска.

ь Подготовка врачей специалистов.

ь Обучение по вопросам планирования семьи и хирургической стерилизации женьшин

ь Является учебно-практической базой для КГМА и Бишкекского мед училища, оказывает лечебно-практическую помощь по республике

ь Обеспечение выездов по санитарной авиации в ближние и дальние регионы республики.

ь Консультирование населения по вопросам материнства и дестсва.

ь Осуществление медико-социальных исследований в области акушерства и гинекологии.

ь b т.д.

Организационная структура городского перинатального центра

  • 1) Общебольничный персонал
  • 2) Акушерское отделение №1
  • 3) Акушерское отделение №2
  • 4) Родильный блок 1
  • 5) Родильный блок 2
  • 6) Отделение невынашивания беременности
  • 7) Отделение патологии беременности
  • 8) Отделение оперативной гинекологии
  • 9) Операционный блок
  • 10) Отделение анестезиологии реанимации
  • 11) Реанимация новорожденных
  • 12) Отделение новорожденных 1
  • 13) Отделение новорожденных 2
  • 14) Отделение недоношенных новорожденных
  • 15) Отделение патологии новорожденных
  • 16) Отделение партнерские роды
  • 17) Лаборатория
  • 18) Ц.С.О.
  • 19) Медико-информационный отдел
  • 20) Приемное отделение
  • 21) Отделение медицинской реабилитации
  • 22) Рентген кабинет
  • 23) Административно — хозяйственный персонал
  • 24) Бухгалтерия
  • 25) Хозяйственно-обслуживающий персонал

Организация бухгалтерского учета Городского Перинатального центра

В Перинатальном центре бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, специальным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренной «Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях Кыргызской Республики», с составлением единого баланса по указанным средствам. Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Порядок ведения бухгалтерского учета в Централизованной бухгалтерии, установленный «Положением 192- п», предусматривает:

  • · план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
  • · мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
  • · способ применения субсчетов плана счетов с бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы расходов как бюджетных и специальных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
  • · формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
  • · методы оценки активов и обязательств;
  • · корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
  • · другие вопросы организации бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в Перинатальном центре ведется в валюте Кыргызской Республики — в сомах и тыйынах. Глав бух Перинатального центра несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждении, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.

Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в централизованной бухгалтерии производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок.

Организация составления финансовой отчетности в Перинатальном центре

Бухгалтерская отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, финансовыми органами, управлениями Министерства финансов, Центральным казначейством нарастающим итогом в сомах на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.

1. Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. В бухгалтерских отчетах показываются данные о стоимости активов и обязательств, чистых активов на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.

Первым отчетным годом для вновь созданных главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, финансовых органов, считается период с даты их регистрации в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке по 31 декабря года их создания.

2. Распорядители, получатели бюджетных средств, финансирование которых передано с одного уровня бюджета на другой или переданные из одного подчинения в другое, а также при их ликвидации, составляют бухгалтерскую отчетность на дату передачи или ликвидации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности и представляют его своему главному распорядителю средств бюджета как по прежней, так и по новой подчиненности, и органам, ответственным за исполнение соответствующих бюджетов. Финансирование расходов по переданным распорядителям, получателям бюджетных средств, отражается по новой подчиненности полностью с начала года. При этом уточняются соответствующие бюджетные ассигнования.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) распорядителей, получателей бюджетных средств в состав передаточного акта или разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в объеме годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату и представляется главному распорядителю средств как по прежней, так и по новой подчиненности и в органы, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов. К годовой бухгалтерской отчетности должны быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей балансов.

  • 3. Бухгалтерская отчетность предоставляется на бумажных носителях и в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном Министерством финансов Кыргызской Республики (далее — в целях настоящих Указаний Министерство финансов), главным распорядителям, финансовым органам, управлением Министерства финансов, Центральным казначейством с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  • 4. Дополнительные формы бухгалтерской отчетности для их представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности могут быть установлены:

Министерством финансов — для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, финансовых органов, управлений Министерства финансов, Центрального казначейства;

главным распорядителем бюджетных средств — для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;

финансовым органом — для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, состоящих на местных бюджетах.

  • 5. Бухгалтерская отчетность подписывается:
    • — руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, при наличии в штате финансово-экономических служб подписывается руководителями этих служб.
    • — руководителем и исполнителем финансового органа, управления Министерства финансов, Центрального казначейства.

В случае передачи получателем бюджетных средств полномочий по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (далее — централизованной бухгалтерии) бухгалтерская отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном настоящих Инструкцией и соглашением о передачи полномочий по ведению бюджетного учета. Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией подписывается руководителем получателя бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению учета, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.

  • 6. Ответственность за подготовку, достоверность составления и представление бухгалтерской отчетности несут руководители главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, финансового органа, управления Министерства финансов, Центрального казначейства.
  • 7. Бухгалтерская отчетность составляется:

— на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Кыргызской Республики для бюджетных учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и остатками по данным бухгалтерского учета должны быть отражены в бухгалтерском учете соответствующим образом.

Все расчеты с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами к концу года должны быть завершены. От подотчетных лиц необходимо своевременно затребовать авансовые отчеты, а также остатки неиспользованных сумм. Суммы дебиторской задолженности, за исключением обязательных авансов, должны быть полностью взысканы, а кредиторская задолженность погашена. Незаконченные расчеты должны быть сверены и подтверждены в установленном порядке.

В бухгалтерских отчетах не допускаются подчистки, помарки. При исправлении ошибок делается соответствующая оговорка, которая заверяется лицами, подписавшими отчет и баланс.

Если по бухгалтерскому учету показатель имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности в случаях, предусмотренных настоящих Инструкцией, этот показатель отражается в отрицательном значении — со знаком «минус».

Получатель бюджетных средств представляет бухгалтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

  • 8. Консолидированная бухгалтерская отчетность составляется:
    • — на основании показателей форм бухгалтерской отчетности, представленных получателями, распорядителями бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящих Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бухгалтерской отчетности.

При подготовке консолидированной отчетности внутренние расчеты между главным распорядителем, распорядителем и получателями бюджетных средств, по движению между ними финансовых, нефинансовых активов и обязательств исключаются.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, состоящий на республиканском бюджете на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств бухгалтерской отчетности составляет консолидированную бухгалтерскую отчетность и представляет ее в Управление методологии финансовой отчетности и внутреннего аудита Министерства финансов (далее в целях настоящих Указаний — Управление методологии финансовой отчетности) в установленные приказом Министерства финансов сроки.

Финансовый орган на основании представленной ему главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, состоящими на местных бюджетах бухгалтерской отчетности составляет консолидированную бухгалтерскую отчетность и представляет ее Управление методологии финансовой отчетности, в установленные приказом Министерства финансов сроки.

Управление Министерства финансов, Центральное казначейство представляют бухгалтерскую отчетность в Управление методологии финансовой отчетности в установленные приказом Министерства финансов Кыргызской Республики сроки.

Управление методологии финансовой отчетности составляет консолидированную бухгалтерскую отчетность на основании показателей форм бухгалтерской отчетности, представленных распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами, управлениями Министерства финансов, Центральным казначейством обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящих Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бухгалтерской отчетности.

В Перинатальном центре составляются следующие формы отчетности

  • · Форма 1. Баланс
  • · Приложение 1 к Форме 1: Основные фонды
  • · Приложение 2 к Форме 1: Запасы
  • · Приложение 3 к Форме 1: Ценности
  • · Приложение 5 к Форме 1: Валюта и депозиты
  • · Приложение 9 к Форме 1: Прочая дебиторская задолженность
  • · Приложение 12 к Форме 1: Прочие обязательства
  • · Приложение 13 к Форме 1: Чистые активы

>Инструкция: учет денежных средств в кассе бюджетной организации

Учет кассы в бюджетном учреждении: вводная информация

Основные документы, закрепляющие правила учета кассовых операций в бюджетных учреждениях, таковы:

  • Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
  • План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • указание Банка России о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2014 № 3210-У;
  • приказ Казначейства России «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» от 10.10.2008 № 8н;
  • закон «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

О действующих НПА, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Бюджетные структуры руководствуются теми же требованиями Банка России, что и остальные юридические лица. Лимит денежных средств, которые могут оставаться в кассе на конец рабочего дня, не может быть превышен, за исключением дней, когда в учреждении выдается зарплата или другие социальные выплаты. Лимит рассчитывается по формуле из приложения к указанию № 3210-У. Для работы с кассой должен быть определен ответственный работник — кассир. Кассир отвечает за сохранность средств в кассе материально.

Бухгалтерский учет прихода и расхода денежных средств

Для бухучета наличных денег предусмотрен счет 020134000 «Касса», к которому открыты аналитические счета: 020134510 для поступлений средств в кассу, 020134610 для выбытия средств из кассы.

Основные проводки по движению наличных денежных средств, а также документы, которые должен оформить бухгалтер, смотрите в таблице ниже; другие транзакции можно найти в пп. 84 и 85 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).

Описание операции

Проводка

Первичный документ

Регистр

Поступили деньги в рублях в кассу с лицевого счета, который открыт в органе казначейства

Дт 020134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 021003660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

  • Приходный кассовый ордер (ф. 0310001)
  • Кассовая книга (ф. 0504514)
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003)
  • Журнал операций (ф. 0504071)

Поступили деньги в иностранной валюте в кассу со счета, который открыт в кредитной организации

Дт 020134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 020127610 «Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации»

  • Приходный кассовый ордер (ф. 0310001)
  • Кассовая книга (ф. 0504514)
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003)
  • Журнал операций (ф. 0504071)

Поступили деньги за проданные товары, работы или услуги

Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кт 220500000 «Расчеты по доходам» (220521660, 220531660, 220541660, 220571660, 220572660, 220574660, 220581660)

  • Приходным кассовым ордерам (ф. 0310001)
  • Квитанция (ф. 0504510)
  • Кассовая книга (ф. 0504514)
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003)
  • Журнал операций (ф. 0504071)
  • Реестр сдачи документов, с приложенными квитанциями (ф. 0504053)

Переданы деньги из кассы в рублях для взноса на лицевой счет, который открыт в органе казначейства

Дт 021003560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кт 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения»

  • Расходный кассовый ордер (ф. 0310002)
  • Кассовая книга (ф. 0504514)
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003)
  • Журнал операций (ф. 0504071)

Переданы деньги в иностранной валюте из кассы на счет, который открыт в кредитной организации

Дт 020127510 «Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации», 020123510 «Поступление денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кт 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения»

  • Расходный кассовый ордер (ф. 0310002)
  • Кассовая книга (ф. 0504514)
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003)
  • Журнал операций (ф. 0504071)

Выданы деньги подотчетному лицу

Дт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кт 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения»

  • Расходный кассовый ордер (ф. 0310002)
  • Кассовая книга (ф. 0504514)
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003)
  • Журнал операций (ф. 0504071)

Приходный и расходный кассовые ордера выписываются в 1 экземпляре, который остается в кассе. Реестр сдачи документов оформляется в случае, если денежные средства принимаются уполномоченными лицами. При поступлении наличных денег от покупателя применяется кассовый аппарат.

Кроме того, чтобы получить наличные средства с лицевого счета, учреждение должно заполнить и передать в орган Федерального казначейства следующие заявки, утвержденные приказом казначейства № 8н:

  • заявку на кассовый расход (ф. 0531801);
  • заявку на получение наличных денежных средств (ф. 0531802).

О том, как оформлять кассовую книгу, читайте в статье «Порядок ведения и заполнения кассовой книги — образец».

Инвентаризация кассы

Проведение инвентаризации активов и обязательств в бюджетной организации должно проходить согласно приказу Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49. При инвентаризации кассы ответственные лица проверяют наличие хранящихся в ней денежных средств, ценных бумаг и денежных документов.

Глава учреждения должен утвердить график проведения инвентаризаций и инвентаризационные комиссии. Существует требование об обязательной инвентаризации в следующих случаях:

  • перед составлением годовой отчетности (если инвентаризация не проводилась после 1 октября отчетного года);
  • при передаче дел новому материально ответственному лицу (МОЛ);
  • при обнаружении недостач в результате хищений или порчи;
  • после чрезвычайной ситуации;
  • перед составлением ликвидационного баланса.

Желательно, чтобы перед инвентаризацией все приходные и расходные ордеры были проведены в бухгалтерском учете. В противном случае комиссия получает непроведенные первичные документы и помечает их как «оформленные до инвентаризации» — тогда при подсчете результатов инвентаризации бухгалтер сможет определить остатки денежных средств на начало процедуры. Проверка кассы обязательно должна проходить в присутствии МОЛ (кассира). При пересчете заполняется акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0309014), который подписывается всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. Для сравнения результатов инвентаризации с бухучетом составляется сличительная ведомость (ф. 0309017). Кроме того, во время проведения инвентаризации комиссия может проверить правильность оформления первичных документов, наличие всех подтверждающих документов и подписей на них, соблюдение соответствия остатков в кассе установленным лимитам.

Требования к организации работы кассы

Касса — это специально оборудованное, изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств. Помещение кассы должно быть изолировано от других помещений и иметь единственный вход, располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. Если здание медицинского учреждения двухэтажное, то кассовая комната должна быть размещена на верхних этажах. Если здание медицинского учреждения одноэтажное, то окна кассы должны быть оборудованы внутренними ставнями и решетками. Кассовая комната должна иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки и открывающуюся внутрь. Касса должна быть также оборудована специальным окошком для выдачи денег; иметь несгораемый сейф, который должен прочно прикрепляться к полу и стенам; иметь исправный огнетушитель.

Несоблюдение любого из этих требований чревато штрафом. Ответственность за оборудование помещения кассы полностью ложится на руководителя медицинского учреждения, а следовательно, в случае выявленных нарушений штраф может быть выписан как на руководителя, так и на само учреждение в сумме от 40 000 до 50 000 руб. Но если организация была оштрафована за нарушения, допущенные в оборудовании кассы, то учреждение может обжаловать это решение в суде. Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. Так как недооборудование кассы является административным правонарушением, то в суде можно доказать малозначительность данного правонарушения. Аргументами в пользу этого может являться тот факт, что проверяющими не было обнаружено недостачи или, наоборот, сверхнормативной наличности. Помимо этого, многие руководители также ссылаются на то, что в современных условиях медицинское учреждение полностью находится под охраной охранных служб, а все помещения здания оборудованы противопожарными сигнализациями.

Требования к работе кассира

Перед назначением руководителю учреждения необходимо проверить кандидата на должность кассира. К ведению кассовых операций не допускаются лица:

  • ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке;
  • страдающие хроническими психическими заболеваниями;
  • систематически нарушающие общественный порядок;
  • злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.

Согласно Порядку ведения кассовых операций руководитель обязан под расписку ознакомить кассира с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в Приложении N 2 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85. На практике можно порекомендовать делать расписку об ознакомлении с правилами ведения кассовых операций на бланке договора. После подписания договора кассир знакомится с результатами инвентаризации кассы и получает материальные ценности. Передача ценностей оформляется актом в трех экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, а третий остается в бухгалтерии. Кассиру передается ключ от помещения кассы, дубликат ключа остается в сейфе у руководителя учреждения. Передача ключей от помещения кассы третьим лицам не допускается. Руководителю учреждения следует обратить внимание на то, что перед уходом кассира в отпуск или при увольнении кассира необходимо провести инвентаризацию кассы. При этом все выявленные нарушения будут отнесены на кассира. Если инвентаризация проведена не была, недостатки денежных средств в кассе организация будет вынуждена покрыть за счет своей прибыли.

В обязанности кассира бюджетного учреждения входит осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг на основе приходных и расходных документов кассовой книги.

При получении денежных средств в учреждении банка руководитель организации должен обеспечить кассира транспортным средством, в противном случае кассир не будет нести ответственность за денежные средства во время их транспортировки из банка в медицинское учреждение. Наличные деньги могут быть получены в банке на основании чека. При этом следует помнить, что расходовать денежные средства можно только на те цели, которые указаны в чеке. Учреждения могут иметь в своих кассах наличные деньги только в пределах лимитов, установленных обслуживающими банками по согласованию с руководителем учреждения. Сверхлимитные наличные денежные средства организация обязана сдавать в банк.

Оформление основных операций, отражающих движение денежных средств

Счета 020134000 «Касса» и 020135000 «Денежные документы» предназначены для учета движения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кассе учреждения.

Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности — квитанциям и приходным кассовым ордерам. В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов с приложением квитанции (копий).

При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, которые определены приказом руководителя учреждения и с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

Учет кассовых операций в учреждениях как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах ведется в кассовой книге. Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте ведется на отдельных листах кассовой книги по видам иностранных валют.

Учет операций по движению наличных денежных средств на счете 020134000 «Касса» ведется в журнале операций по счету «Касса» на основании кассовых отчетов. Операции по учету движения наличных денежных средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Название операции Дебет Кредит
Поступление наличных
денежных средств в валюте
Российской Федерации в
кассу с лицевого счета
учреждения, открытого в
органе казначейства
020134000 «Касса» 0210030 «Расчеты с
финансовым органом по
наличным денежным
средствам»
Поступление наличных
денежных средств в
иностранной валюте в кассу
автономного учреждения со
счета в кредитной
организации
020134000 «Касса» 020127000 «Денежные
средства учреждения в
иностранной валюте на
счетах в кредитной
организации»
Прием наличных денежных
средств во временное
распоряжение
320134000 «Касса» 330401000 «Расчеты по
средствам, полученным во
временное распоряжение»
Поступление доходов в кассу
учреждения
220134000 «Касса» 220500000 «Расчеты по
доходам»
Поступление в кассу
учреждения пожертвований,
грантов
220134000 «Касса» 220581000 «Расчеты с
плательщиками прочих
доходов»
Возврат в кассу учреждения
ранее произведенных
авансовых выплат
в погашение дебиторской
задолженности
020134000 «Касса» 020600000 «Расчеты по
выданным авансам»
Возврат в кассу автономного
учреждения займа, ссуды,
предоставленных согласно
законодательству
Российской Федерации, а
также поступление штрафов,
пеней, процентов,
начисленных по ним
220134000 «Касса» 220714000 «Расчеты по
предоставленным займам,
ссудам»
Поступление остатков
подотчетных сумм
020134000 «Касса» 020800000 «Расчеты с
подотчетными лицами»
Поступление от подотчетных
лиц, ответственных за
выдачу выплат работникам
(студентам) денежных
средств в сумме остатков
невыплаченных сумм
заработной платы, пособий,
пенсий, стипендий
020134000 «Касса» 020800000 «Расчеты с
подотчетными лицами»
Поступление наличных
денежных средств в
возмещение ущерба,
причиненного имуществу
автономного учреждения
020134000 «Касса» счета 020900000 «Расчеты
по ущербу имуществу»
Поступление в кассу
учреждения полученного
займа
220134000 «Касса» 230114000 «Расчеты по
заимствованиям, не
являющимся
государственным
(муниципальным) долгом»
Поступление в кассу
учреждения денежных
средств в порядке расчетов
между головным учреждением
и обособленными
подразделениями
020134000 «Касса» 030404000
«Внутриведомственные
расчеты»
Поступление в кассу
учреждения денежных
средств в порядке расчетов
с прочими кредиторами
020134000 «Касса» 030406000 «Расчеты с
прочими кредиторами»
Выбытие денежных средств в
валюте Российской Федерации
из кассы учреждения для
зачисления на лицевой счет
в органе казначейства
021003000 «Расчеты
с финансовым органом
по наличным денежным
средствам»
020134000 «Касса»
Выбытие денежных средств
из кассы учреждения в
иностранной валюте для
зачисления на счет в
кредитной организации
согласно объявлению на
взнос наличными
020127000 «Денежные
средства учреждения
в иностранной валюте
на счетах в
кредитной
организации»,
020123000 «Денежные
средства учреждения
в кредитной
организации в пути»
020134000 «Касса»
Возврат наличных денежных
средств, находящихся во
временном распоряжении
учреждения, при
наступлении условий их
передачи владельцу
330401000 «Расчеты
по средствам,
полученным во
временное
распоряжение»
320134000 «Касса»
Возврат из кассы учреждения
излишне полученных доходов
220500000 «Расчеты
по доходам»
220134000 «Касса»
Оплата из кассы автономного
учреждения предварительных
платежей по государственным
(муниципальным) договорам
на нужды учреждения
(авансов)
020600000 «Расчеты
по выданным авансам»
020134000 «Касса»
Предоставление займа, ссуды
из кассы
220714000 «Расчеты
по предоставленным
займам (ссудам)»
220134000 «Касса»
Выдача денежных средств
подотчетному лицу при
условии полного его отчета
по ранее выданному ему
авансу
020800000 «Расчеты
с подотчетными
лицами»
020134000 «Касса»
Выдача денежных средств
подотчетному лицу
заработной платы
(стипендий, пенсий,
пособий) при условии
нахождения структурного
подразделения автономного
учреждения в отдаленной
местности на основании
платежной ведомости
020800000 «Расчеты
с подотчетными
лицами»
020134000 «Касса»
Погашение из кассы
автономного учреждения
ранее полученного займа
230114000 «Расчеты
по заимствованиям,
не являющимся
государственным
(муниципальным)
долгом»
220134000 «Касса»
Выдача из кассы
автономного учреждения
заработной платы, прочих
выплат, стипендий, пенсий,
пособий и иных социальных
выплат, а также
вознаграждений лицам, не
состоящим в штате
учреждения по договорам
гражданско-правового
характера
030200000 «Расчеты
по принятым
обязательствам»
020134000 «Касса»
Выдача из кассы учреждения
депонентской задолженности,
а также сумм, удержанных
из заработной платы
030402000 «Расчеты
с депонентами»,
030403000 «Расчеты
по удержаниям из
выплат по оплате
труда»
020134000 «Касса»
Суммы выявленных недостач 020981000 «Расчеты
по недостачам
денежных средств»
020134000 «Касса»
Принятие к учету
дебиторской задолженности
по восстановлению иного
источника финансового
обеспечения, привлеченного
на исполнение обязательства
030406000 «Расчеты
с прочими
кредиторами»
020134000 «Касса»
Поступление денежных
документов в кассу по
государственным
(муниципальным) договорам
на нужды учреждения
020135000 «Денежные
документы»
счета 030200000 «Расчеты
по принятым
обязательствам»
Поступление денежных
документов в кассу
учреждения, приобретенных
подотчетным лицом
020135000 «Денежные
документы»
020800000 «Расчеты с
подотчетными лицами»
Поступление денежных
документов в кассу
автономного учреждения в
порядке расчетов между
головным учреждением,
обособленными
подразделениями
020135000 «Денежные
документы»
030404000
«Внутриведомственные
расчеты»
Поступление денежных
документов в кассу
учреждения в безвозмездном
порядке от государственных
учреждений, организаций
на основании Акта приема-
передачи
020135000 «Денежные
документы»
счета 040110180 «Прочие
доходы»
Поступление денежных
документов в порядке
возмещения ущерба в
натуральной форме
виновными лицами
020135000 «Денежные
документы»
040110172 «Доходы от
операций с активами»
Поступление в кассу
автономного учреждения
излишков денежных
документов, обнаруженных
при инвентаризации
020135000 «Денежные
документы»
040110180 «Прочие
доходы»
Выдача из кассы денежных
документов под отчет
счета 020800000
«Расчеты с
подотчетными лицами»
020135000 «Денежные
документы»
Возврат из кассы учреждения
денежных документов
поставщику согласно
условиям государственного
(муниципального) договора
на нужды учреждения
счета 030200000
«Расчеты по принятым
обязательствам»
020135000 «Денежные
документы»
Безвозмездная передача
денежных документов между
головным учреждением
и обособленными
подразделениями
счета 230404000
«Внутриведомственные
расчеты»
220135000 «Денежные
документы»
Безвозмездная передача
денежных документов
240120241 «Расходы
на безвозмездные
перечисления
государственным и
муниципальным
организациям»
счета 240120242
«Расходы на
безвозмездные
перечисления
организациям, за
исключением
государственных и
муниципальных
организаций»
220135000 «Денежные
документы»
Суммы выявленных недостач,
хищений
040110172 «Доходы
от операций с
активами»
020135000 «Денежные
документы»
Выбытие с учета по причине
уничтожения, порчи
денежных документов в
результате форс-мажорных
обстоятельств на основании
акта уничтожения, порчи
040120273
«Чрезвычайные
расходы по операциям
с активами»
020135000 «Денежные
документы»

А.Г.Коротких

Основные требования к оборудованию кассового помещения

  • Соблюдение указаний по установке дверей и защите кассовых окошек конструкциями определенных технических характеристик.
  • При присутствии круглосуточного поста охраны силами вооруженных сотрудников правопорядка (вневедомственной охраны, полиции) свойства заграждающих приспособлений могут быть упрощены.
  • Наличие двухконтурной, не дублирующей каналы с разными принципами действия охранной сигнальной системы.
  • Обязательное оборудование кассового помещения двумя исправными средствами пожаротушения.
  • Установка сигнализации, оперативно отправляющей сигнал при возникновении угроз незаконного проникновения, пожара или затопления в органы внутренних дел.
  • Организация возможности кассира отправки тревожного оповещения самостоятельно в ситуациях, по его мнению, представляющих опасность для сохранности дензнаков.
  • После завершения рабочего для с централизованного поста охраны должно производится прекращение подачи электроэнергии в помещение, чтобы воспрепятствовать применению злоумышленниками электроинструментов для вскрытия защитных конструкций.
  • Все виды сигнализаций подключаются к независимым источникам питания или отдельной электросети для круглосуточной работы.

Последние изменения к правилам ведения кассовых операций

В 2015 году были внесены изменения в перечень правил по оборудованию кассовых помещений. Они упростили ряд требований, предъявляемых к проведению операций с наличностью для представителей частного и малого бизнеса. Им разрешили не вести кассовые книги и не устанавливать лимит денежных средств. Однако тем предпринимателям, которые имеют достаточно большой денежный оборот, все же не стоит пренебрегать выполнением правил, установленных для юридических лиц покрупнее, в частности:

  • Несмотря на то, что ИП не должен иметь специального помещения для хранения дензнаков и совершения с ними операций, рекомендуется его оборудовать.
  • На одного из сотрудников компании приказом директора могут быть возложены обязанности кассира с заключением договора материальной ответственности.
  • При проведении большого количества манипуляций с наличной валютой и постоянном наличии значительных сумм средств, руководителю бизнеса лучше позаботиться о выстраивании и соблюдении правил кассовой дисциплины.

Техника для установки в кассовом помещении

Требования к оборудованию кассовых помещений касаются не только ее защитных систем, конструкций и условий хранения дензнаков. Они распространяются и на технику, которая должна быть установлена на рабочем месте ответственного сотрудника.

  • Все расчеты с наличной валютой необходимо фиксировать с использованием контрольно-кассовой машины (ККМ), выдачей отчетного чека. Фискальная память аппарата передает сведения о всех осуществленных операциях в контролирующий налоговый орган.
  • ККМ может быть подключен к общей локальной сети обмена данными, чтобы передавать информацию на центральный компьютер бухгалтерии и автоматически вносить их в систему финансового учета предприятия.
  • Все действия, совершенные кассиром, выполняются в соответствии с порядком использования контрольно-учетных машин, касающегося любых аспектов — от ведения кассовой книги до непостредвенного управления ККМ.

Разработан и ряд рекомендательных требований, которые не обязательны к исполнению, однако помогут проводить финансовые операции с наличной валютой контролировано и безопасно. Например, в помещении кассы могут быть установлены машинки для автоматического счета денег или оборудование проверки подлинности купюр. Все это позволит кассиру быстро и качественно выполнять свою работу, особенно в части оперативности обслуживания посетителей.

В заключении отметим, что, несмотря на ослабление требований по обеспечению операционно-кассовой деятельности для предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, растущий денежных оборот все же диктует необходимость позаботиться о защите средств компании и организации финансовой дисциплины. Соблюдение мер безопасности и автоматизация процессов позволяет бизнесменам снизить риски потери капитала, тем самым обеспечив себе уверенность в сохранности результатов своего труда.

Учет кассовых операций в бюджетном учреждении

Счет 0 201 04 000 «Касса» предназначен для учета движения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кассе бюджетного учреждения.

При оформлении и учете кассовых операций бюджетные учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 г. №25н (зарегистрирована Минюстом России 11.04.06 г., далее — Инструкция №25н).

Бюджетный бухгалтерский учет временных кассовых разрывов по операциям с наличными денежными средствами (промежуток времени между списанием денежных средств со счета и оприходованием их в кассу) осуществляется на счете 021003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств». Операции по счету 020104000 оформляются следующими бухгалтерскими записями: Списание денежных средств (на основании заявки учреждения для выплаты наличных денег) с банковских счетов органа казначейства и со счетов, открытых в кредитных организациях:

— дебет счета 021003560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»;

— кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов», счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», 020102610 «Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение».

Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности:

— Квитанциям (форма 0504510),

— Приходным кассовым ордерам (форма 0310001).

Если наличные денежные средств принимаются уполномоченными лицами, то последние обязаны ежедневно сдают в кассу бюджетного учреждения полученные денежные средства по Реестру сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

В бюджетных учреждениях широко практикуется выдача денежных средств раздатчиками, назначенными приказом руководителя учреждения и с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности.

Учет денежных средств, выдаваемых раздатчиками, ведется кассиром в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

При выдаче из кассы наличных денежных средств под отчет на хозяйственные расходы или на командировочные расходы нескольким лицам одновременно, вместо индивидуальных Расходных кассовых ордеров (форма 0310002) Инструкцией №25н рекомендовано использовать Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (форма 0504501).

Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях ведется в Кассовой книге (форма 0504514).

Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте ведутся на отдельных листах Кассовой книги (форма 0504514) по видам иностранных валют.

Учет операций по движению наличных денежных средств на счете 00 201 04 000 «Касса» ведется в Журнале операций по счету «Касса» на основании кассовых отчетов, которые составляются кассиром ежедневно.

Отражение кассовых операций бюджетными учреждениями осуществляется следующими записями на счетах (таблица 1):

Таблица 1 — Операции денежных средств в кассе бюджетного учреждения

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

0 201 04 510

0 201 01 610

0 210 03 660

Отражено поступление наличных денежных средств в кассу учреждения с банковского счета

0 201 04 510

0 304 05 000

0 210 03 660

Отражено поступление наличных денежных средств в кассу учреждения с лицевого счета, открытого в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов

0 201 04 510

0 201 02 610

0 210 03 660

Отражено поступление наличных денежных средств, полученных во временное распоряжение, со счета денежных средств во временном распоряжении

0 201 04 510

0 304 01 730

Приняты наличные денежные средства во временное распоряжение

0 201 04 510

0 209 00 660

Возвращен в кассу остаток подотчетной суммы

0 304 01 830

0 201 04 610

Выданы наличные денежные средства, находящихся во временном распоряжении учреждения

0 208 00 560

0 201 04 610

Выданы из кассы денежные средства подотчет

0 302 01 830

0 302 02 830

0 302 03 830

0 201 04 610

Выдана заработная плата, денежное довольствие и прочие выплаты работникам бюджетного учреждения

0 302 18 730

0 201 04 610

Выдана стипендия

0 206 01 560

0 201 04 610

Выплачен аванс по заработной плате

0 302 03 830

0 201 04 610

Осуществлены выплаты по больничному листу за счет средств Фонда социального страхования

0 302 08 830

0 201 04 610

Произведена оплата труда работникам, не состоящим в штате, выполняющим работу, связанную с содержанием имущества

0 304 02 830

0 201 04 610

Выдана депонированная заработная плата

0 210 03 560

0 304 05 000

0 201 04 610

Отражены наличные денежные средства, внесенные из кассы бюджетного учреждения на лицевой счет, открытый в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов

0 201 01 510

0 210 03 560

0 201 04 610

Внесены наличные денежные средства из кассы учреждения на банковский счет

0 201 02 510

0 210 03 560

0 201 04 610

Внесены наличные денежные средства, полученные во временное распоряжение, на счет учреждения в банке

0 209 05 560

0 401 01 130

Выявлена недостача денежных средств в кассе учреждения

0 401 01 130

0 201 04 610

Произведено списание денежных средств

0 201 04 510

0 209 05 660

Кассир внес в кассу денежные средства в погашение недостачи

0 210 03 560

0 201 04 610

Денежные средства, полученные в счет возмещения недостачи, внесены на лицевой счет учреждения (в казначейство)

0 304 05 212

0 210 03 660

Отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения в соответствии с выпиской

0 210 02 130

0 304 05 290

Денежные средства, полученные в счет погашения недостачи, зачислены в доход бюджета

Для расчетов с наличными средствами для бюджетополучателей введен счет 0 210 03 000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».

В связи с этим, не применяется с 1 января 2006 года в части отражения бюджетополучателями операций с наличными денежными средствами, счет 00 306 00 000 «Расчеты по выплате наличных денег», рекомендованный ранее Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18 марта 2005 года №02-14-10а/462 совместно с Казначейством Российской Федерации №42-7.1-01/5.1-58 не применяется с 1 января 2006 года.

При использовании счета 0 210 03 000 выдача наличных денежных средств бюджетным учреждениям оформляется в два этапа:

— бюджетное учреждение отражает задолженность перед получателем денежных средств на основании представленной заявки;

— образовавшаяся задолженность погашается на основании чека, и одновременно, полученные денежные средства принимаются к учету в кассе учреждения.

Лимит остатка кассы — это та сумма наличных денежных средств, которую бюджетное учреждение может оставлять в кассе на конец рабочего дня.

Лимит остатка кассы устанавливается ежегодно.

Бюджетным учреждениям, обслуживающимся в ОФК лимит остатка кассы устанавливается казначейством.

Орган Федерального казначейства устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет в учреждение Банка России или кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание, форму 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Указанный расчет лимита составляется ОФК методом обобщения аналогичных расчетов, представленных получателями средств федерального бюджета, открывшими у него лицевые счета.

Получатели средств федерального бюджета обязаны обращаются в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания для установления лимита остатка кассы .

Если бюджетное учреждение не представило расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная денежная наличность на конец рабочего дня — сверхлимитной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *