О недобросовестной конкуренции

Добросовестная конкуренция – честная борьба

Повышение активности экономических процессов приводит к возрастанию роли антимонопольного регулирования общественных отношений. Если до настоящего времени мы больше говорили о демонополизации экономики, устранения административных барьеров, то есть о специфической направленности конкурентного российского права – на устранение монополизма со стороны государства и органов власти, то укрепление самостоятельности хозяйствующих субъектов приводит к необходимости развития конкуренции в сфере негосударственной экономики.

Все больше мы слышим о том, что «нам нужна здоровая конкуренция». Что под этим следует понимать?

Предлагаю, как говорится, определиться с понятиями.

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Здесь же законодатель дает собственно понятие недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, законодатель дает определение недобросовестной конкуренции, выделяя специальные критерии.

Для понимания того, насколько совершенно данное в Законе о защите конкуренции определение недобросовестной конкуренции, рассмотрим детально указанные законодателем критерии недобросовестной конкуренции.

Прежде всего, недобросовестная конкуренция — это действия.

Наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц как характеристика акта недобросовестной конкуренции означает, что такой элемент поведения, как бездействие, не может приниматься в расчет при квалификации конкуренции в качестве недобросовестной. При этом сферы активного поведения могут быть самыми разными и находиться в областях производства продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Данные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятны цели недобросовестной конкуренции: необоснованное преимущество в равном соперничестве субъектов на рынке того или иного товара, работ, услуг. Оценивая те или иные действия конкурентов, мы должны задаться вопросом: а зачем это делается и насколько это обоснованно в условиях равной борьбе?

Следующий критерий — противоречие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, по сути, включает в себя сразу несколько понятий, раскрытие которых кажется простым только на первый взгляд.

Несоответствие действий хозяйствующего субъекта законодательству позволяет квалифицировать действие лица как противоправное поведение, но не более того. Противоправное поведение хозяйствующего субъекта может квалифицироваться в качестве акта недобросовестной конкуренции, но сама недобросовестная конкуренция не сводима только к актам противоправного поведения.

Акты противоправного поведения в предпринимательских отношениях — это недозволенная конкуренция, но отнюдь не всегда недобросовестная.

Ровно как и противоречие законодательству недобросовестной конкуренцией может быть признано действие противоречащее обычаям делового оборота. Обычаем делового оборота по смыслу нормы, закрепленной в части 1 статьи 5 Гражданского кодекса, признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаю делового оборота действующее законодательство и доктрина придают значение источника гражданского права.

Обычаи делового оборота применяются в основном в сфере договорных отношений (ст. 309, ст. 421, ст. 431 ГК РФ), устанавливающихся между предпринимателями. Акты же недобросовестной конкуренции, как правило, носят внедоговорный характер. В связи с этим при квалификации действий как недобросовестных при противоречии их обычаям делового оборота самым важным вопросом является установление такого обычая и доказывание его характера как широко используемого и сложившегося. Противоречие действий хозяйствующих субъектов иным обычаям, например местным, а равно обыкновениям и заведенному порядку не будет являться квалифицирующим признаком недобросовестных конкурентных действий.

Следующее важное условие добросовестного поведения – это непротиворечие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Такие понятия, как добросовестность и разумность, используются в российском законодательстве. Согласно части 3 статьи 10 Гражданского кодекса «в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». Наверное, это единственное более менее широкое раскрытие данных понятий. Каких-либо четких дефиниций закон не содержит.

По вопросу о том, что представляют собой добросовестность и разумность, существуют разные точки зрения. Исследователи данной проблемы часто добросовестность отождествляют с невиновностью, а недобросовестность с виновностью. Как пишет Е. Богданова, под добросовестностью участников гражданских правоотношений следует понимать «субъективную сторону их поведения». О соотношении понятия виновности и недобросовестности пишет В.И. Емельянов. По мнению В.А. Белова, согласно российскому законодательству все права и обязанности должны осуществляться добросовестно.

Еще более неопределенным с точки зрения законодательства выглядит понятие справедливости.

В этой связи, интересно мнение И.А. Покровского, который использует понятие «каучукового параграфа» и указывает, что законодатель может умышленно в тех случаях, когда ему по тем или иным причинам точное определение не дается или является затруднительным, «выразить свою мысль в общей неопределенной форме, предоставив затем восполнение подобного «каучукового параграфа» свободному усмотрению суда».

Вместе с тем, нельзя не отметить, что отсутствие четких дефиниций вызывает сложности в правоприменении.

Требования добропорядочности, разумности и справедливости как сугубо оценочные выводят недобросовестную конкуренцию за пределы противоправного поведения, из области права в область морали и нравственности.

И это объяснимо, ведь когда мы говорим о «недоброй совести» конкурента, мы призываем не только закон, но и нравственные устои общества. Само понятие недобросовестности предполагает выход за рамки добрых нравов.

В этой связи мы видим очень важный переходный момент между двумя общественными регуляторами: правом и моралью, видим их связь между собой.

Последний признак, на который указывает понятие недобросовестной конкуренции, это наступление или потенциальная возможность наступления неблагоприятных последствий в виде убытков другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.

Нет необходимости доказывать наличие понесенных убытков. Убытки могут возникнуть в будущем. При этом указывается, что круг лиц, у которых могли возникнуть убытки, — это исключительно конкуренты. Если действия могут причинить убытки иным лицам (в том числе потребителям продукции), но не могут причинить убытки конкурентам, то это, скорее всего нарушение, но о недобросовестной конкуренции речь не идет.

От общей теории перейдем к более частным вопросам.

В статье 14 Федерального закона «О защите конкуренции» приводится открытый перечень тех действий, который законодатель рассматривает в качестве проявлений недобросовестной конкуренции и запрещает. Открытый этот перечень потому, что в том числе и иные действия могут быть расценены в таком же качестве, но при этом необходимо будет доказать наличие всех признаков, указанных выше.

И так, согласно статье 14 не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Приведенные случаи в целом соответствуют тем, которые указаны в статье 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883 года). В частности, согласно Конвенции подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В практике Управления ФАС по Кировской области отмечается рост количества возбужденных дел по признакам недобросовестной конкуренции, что связано как с активным поведением участников рынка, так и со стремлением отстоять законные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

В 2011 году поступило 16 заявлений по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции». После рассмотрения по четырем заявлениям было отказано в возбуждении дела. Было возбуждено 12 дел (в 2010 оду- 9).

Из 12 возбужденных дел факт нарушения был установлен в 5 случаях, в том числе установлено: в 1 случае – введение потребителей в заблуждение, в 1 случае – допущено некорректное сравнение с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на конкурентном рынке, в 3 случаях – в результате продажи товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

По 7 делам приняты решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения, что в первую очередь связано с тем, что заявители не могли представить достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения.

Вот некоторые примеры дел по недобросовестной конкуренции:

  1. Кировское УФАС России по заявлению ООО «Ледум» возбудило дело в отношении ООО «Фармаимпекс-Вятка» по признакам нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам на рынке реализации лекарственных средств через аптечную сеть путем распространения на территории Кировской области в местах нахождения своих аптек информации следующего содержания: «Аптека оптовых цен О! * Цены на товары, отмеченные знаком «О!», соответствуют уровню оптовых цен по результатам маркетингового исследования ООО «Фармаимпекс» по КО», которая необоснованно позиционирует данный хозсубъект как «аптеки оптовых цен» и, таким образом, вводит в заблуждение потребителей относительно цен на товары, реализуемые данным субъектом, а также допускает некорректное сравнение реализуемых им товаров с товарами, реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.

Данные действия являются актом недобросовестной конкуренции, запрещающим: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а также введение в заблуждение потребителей в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Для устранения последствий нарушения ООО «Фармаимпекс-Вятка» выдано предписание, которое было исполнено. Решение и предписание антимонопольного органа были оставлены в силе Арбитражным судом.

  1. Кировское УФАС России по заявлению физического лица возбудило дело в отношении ООО «Яркий город» по признакам нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам, а именно: позиционировании своего печатного издания – газеты «АвтоDrive Киров» (номера газет № 41 и 43 за ноябрь 2010 года) как «ведущей автомобильной газеты Кировской области», чем допустило некорректное сравнение с другими хозяйствующими субъектами — конкурентами, осуществляющими свою деятельность на рынке Кировской области.

Для устранения последствий нарушения ООО «Яркий город» выдано предписание, которое было исполнено. Решение было обжаловано в судебном порядке и оставлено в силе.

И еще один аспект необходимо раскрыть при анализе понятия недобросовестная конкуренция – ответственность.

В соответствии со статьей 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В свою очередь недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Богданова Е. Категория «добросовестности» в гражданском праве // Российская юстиция. 1999. N 9.

Емельянов В.И. Разумность, добросовестность и незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекс-книга, 2002. С. 98 — 100.

Белов В.А. Добросовестность, разумность, справедливость как принципы гражданского права // Законодательство. 1998. N 8. С. 49.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 95.

Лекции_ЭТ / Лекция 17 Конкуренция

Лекция 17 Конкуренция

17.1 Рыночная конкуренция: сущность, виды

17.2 Монополизация рынка

17.3 Антимонопольная политика государства

– 1 –

Конкуренция– соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Дискриминационные условия- условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу экономической деятельности на территории России: 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.06 г.

Виды конкуренции:

1) по степени соответствия законодательству:

Добросовестная конкуренция — любые разрешенные законодательством действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Недобросовестная конкуренция- любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

2) по способу формирования и реализации конкурентного преимущества:

Ценовая конкуренция – хозяйствующий субъект в рамках экономического соперничества использует стратегии низких или высоких цен, формирует систему скидок, использует дискриминационный подход к ценообразованию (устанавливаются различные цены для различных социальных групп).

Неценовая конкуренция- хозяйствующий субъект в рамках экономического соперничества улучшает качество товара, продолжительность сервисного обслуживания, дизайн упаковки, повышает степень экологической чистоты материала изготовления товара, создает более разнообразный набор товаров, дополняющих основной товар в потреблении.

Монополистическая деятельность- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью.

Компания признается монополистом по 135-ФЗ, если она владеет не менее 35 % рынка.

Компания признается доминирующей на рынке по 135-ФЗ, если она владеет не менее 60 % рынка.

Систематическое осуществление монополистической деятельности- осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное более двух раз в течение трех лет

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий

Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

– 2 –

Монополизация является естественным этапом развития любого рынка.

Монополизация экономики имеет ряд негативных по­следствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убы­ток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации.

Признаки ограничения конкуренции– сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Монопольно высокой ценой товараявляется цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Монопольно низкой ценой товараявляется цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

– 3 –

Антимонопольная политика государства

Отражается в следующих направлениях деятельности ФАС:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные законодательством или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При проведении торговзапрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Особенности и формы недобросовестной конкуренции

Формы и методы конкуренции претерпели значительные изменения в своем развитии, начиная от эпохи рынка простого товарного хозяйства (XVI—XVIII вв.), рынка свободной конкуренции (XIX в.), раннего (неразвитого) капитализма.

Для разграничения конкуренции на добросовестную и недобросовестную используют отличие правомерного осуществления своих прав от злоупотребления правом. По этому признаку недобросовестная конкуренция предпринимательской деятельности может быть определена как злоупотребление правом свободной конкуренции для извлечения прибыли.

Добросовестной конкуренцией на рынке является ситуация, при которой не формальными, а реальными методами обеспечиваются равные условия для функционирования всех без исключения субъектов рыночных отношений и сбалансирования их интересов.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность незаконным путем, кроме чисто криминальных преимуществ дают монопольные конкурентные преимущества в легальном бизнесе, в том числе возможности:

  • — устанавливать (поддерживать) цены (тарифы), скидки и т.п. в повседневном хозяйственном обороте;
  • — повышать, снижать или поддерживать цены на аукционах и торгах;
  • — разделять рынок по территориальному, отраслевому или иному принципу;
  • — ограничивать доступ на территориальный или отраслевой рынок или устранять с него других хозяйствующих субъектов и т.п.

Основными методами добросовестной конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые и неценовые.

В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой прием (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.

Неценовые методы конкуренции обеспечивают повышение качества производимых товаров, их послепродажное обслуживание, надежность товаров и их безопасность, более высокие экологические характеристики.

В ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883) определены следующие три вида недобросовестной конкуренции (запрещаются любые формы конкурентного поведения, противоречащие «честным обычаям в промышленных и торговых делах»):

  • — все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • — ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • — использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовом}? закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

  • — подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
  • — выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
  • — неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
  • — побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
  • — угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
  • — бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
  • — демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
  • — создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
  • — намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
  • — поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
  • — выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
  • — нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Федеральный закон «О защите конкуренции» дает следующее определение недобросовестной конкуренции: «недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

К формам недобросовестной конкуренции относятся:

  • 1) промышленный шпионаж — тайный сбор сведений, информации, хищение документов, материалов, образцов, составляющих коммерческую, промышленную, служебную тайну, с целью завоевать конкурента, рынок, сэкономить на приобретении ноу-хау;
  • 2) дискредитация конкурента — распространение заведомо ложных, неточных или искаженных сведений в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации, чтобы нанести вред деловой репутации хозяйствующего субъекта;
  • 3) имитация товаров конкурента — изменение идентификаторов марки, при котором имитирующая марка настолько незначительно отличается от оригинала, что у потребителя возникает отчетливая ассоциация с оригинальной торговой маркой. Ложные товарные знаки имитируют известные марки, чтобы воспользоваться «авторитетом», который последние завоевали у покупателя;
  • 4) дезорганизация деятельности конкурента — получение, использование, разглашение коммерческой и служебной тайны и охраняемой законом тайны;
  • 5) паразитирование — смешение между деятельностью конкурентов в виде продажи, обмена товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  • 6) дезинформация — введение покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении предлагаемых им товаров, работ, услуг относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  • 7) демпинг— импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.

Закон устанавливает запрет на любые действия конкурентов, имеющие намерения причинить друг другу вред, либо направленные на получение преимуществ. Данное правило призвано обеспечить равные условия преднринимателям при осуществлении хозяйственной деятельности. В Законе используется универсальный термин «хозяйствующий субъект», под которым понимается любое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность. Сюда можно отнести не только предпринимателей и коммерческие организации любых форм собственности (частные и государственные), но и некоммерческие организации, так или иначе в большинстве своем ведущие хозяйственную деятельность.

В России установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что не допускается.

  • — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • — введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  • — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  • — продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

  • — установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • — изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • — навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав), а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован;
  • — экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено;
  • — экономически или технологически не обоснованные, отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены;
  • — экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • — установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  • — создание дискриминационных условий;
  • — создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • — нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка;
  • — манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Совершение акта недобросовестной конкуренции — это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе и путем распространения информации, содержащей ложные сведения, вводящей в заблуждение потребителей и пр.

Недобросовестные методы конкуренции в гой или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию.

Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы представляет собой деятельность по выявлению возможных конкретных угроз, их предупреждению и устранению или минимизации путем соответствующего юридического оформления и технологической реализации соответствующих мероприятий.

Недобросовестная конкуренция может переходить в криминальную конкуренцию с применением методов криминализации.

Криминальная конкуренция может быть определена как участие в соперничестве, направленное на получение сверхприбыли, достижение иных целей и получение односторонних преимуществ с использованием запрещенных законом методов деятельности.

  • Экономика и право. Теневая экономика : учеб, пособие для вузов / Н. Д. Эриашвили; под ред. Н. Д. Эриашвили, Г. М. Казиахмедова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАПА, 2012. С. 30.
  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в Париже20 марта 1883 г. // Закон. 1999. № 7.
  • Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства :учеб, пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *