Законы об ОСАГО

Содержание

Закон об ОСАГО в редакции, действующей с 29.10.2019 года

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.

Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Правила страхования

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Разъяснения Верховного Суда РФ

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

Ниже приведен текст документа:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями (внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ), вступившими в силу с 29.10.2019 года (ред. 46).

К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

25 апреля 2002 года

N 40-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Принят
Государственной Думой
3 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
Статья 5. Правила обязательного страхования
Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
Статья 7. Страховая сумма
Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат

Глава IV. Страховщики

Статья 21. Страховщики
Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
Статья 23. Утратила силу

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
Статья 26. Правила профессиональной деятельности
Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Глава VI. Заключительные положения

Статья 30. Информационное взаимодействие
Статья 31. Международные системы страхования
Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
25 апреля 2002 года
N 40-ФЗ

Закон об ОСАГО новая редакция 2018

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим — в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

    Глава I Общие положения

  • Статья 1 Основные понятия
  • Статья 2 Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
  • Статья 3 Основные принципы обязательного страхования
  • Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования

  • Статья 4 Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
  • Статья 5 Типовые условия договора обязательного страхования
  • Статья 6 Объект обязательного страхования и страховой риск
  • Статья 7 Страховая сумма
  • Статья 8 Государственное регулирование страховых тарифов
  • Статья 9 Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
  • Статья 10 Срок действия договора обязательного страхования
  • Статья 11 Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
  • Статья 11.1 Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
  • Статья 12 Определение размера страховой выплаты
  • Статья 12.1 Независимая техническая экспертиза транспортного средства
  • Статья 13 Страховая выплата
  • Статья 14 Право регрессного требования страховщика
  • Статья 14.1 Прямое возмещение убытков
  • Статья 15 Порядок осуществления обязательного страхования
  • Статья 16 Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
  • Статья 16.1 Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
  • Статья 17 Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава III Компенсационные выплаты

  • Статья 18 Право на получение компенсационных выплат
  • Статья 19 Осуществление компенсационных выплат
  • Статья 20 Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава IV Страховщики

  • Статья 21 Страховщики
  • Статья 22 Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
  • Статья 23 Замена страховщика
  • Глава V Профессиональное объединение страховщиков

  • Статья 24 Профессиональное объединение страховщиков
  • Статья 25 Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
  • Статья 26 Правила профессиональной деятельности
  • Статья 26.1 Соглашение о прямом возмещении убытков
  • Статья 27 Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
  • Статья 28 Имущество профессионального объединения страховщиков
  • Статья 29 Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава VI Заключительные положения

  • Статья 30 Информационное взаимодействие
  • Статья 31 Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
  • Статья 32 Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
  • Статья 33 О вступлении в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 34 Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Плюсы и минусы страхования ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Закон об ОСАГО: изменения в 2017 году

С 1.01.2017 официальный статус приобрела новая редакция закона «Об ОСАГО». Правками предусмотрено несколько нововведений для водителей и страховщиков. Сравнение действующей редакции ФЗ и информация о новых правках приведена в этом материале.

Изменения в ФЗ «Об ОСАГО» в 2017 году

Регрессное право истребования страховой

Ст. 14 закона «Об ОСАГО» предусматривается право истребования суммы страховой компенсации со стороны, причинившей вред по итогам расследования причин аварии. Так, страховые фирмы получили право истребования суммы назначенной выплаты на тот случай, когда клиентом в электронной форме были даны сведения, которые повлекли сокращение суммы премии страховщику (пп. «к» п. 1 ст. 14). П. 7.2 предусматривает право взыскания всей суммы со страхователя, которая была неосновательно получена в результате искажения данных о предмете страхования.

Система электронного документооборота

П. 4 ст. 15 закона «Об ОСАГО» предусматривает правила для электронного обмена сведениями между страховщиком, ведомственными и другими организациями. Компании получили право на обмен сведениями, которые указаны в таких бумагах:

  • В паспорте или другом документе, который предоставило физическое лицо для оформления соглашения с гарантом;
  • В свидетельстве регистрации юридического лица в ситуации, когда соглашение о страховании было заключено юр. лицом;
  • В ПТС, свидетельстве регистрации авто и иных бумагах с указанием технической информации об автомобиле;
  • В водительских правах;
  • В карточке диагностики (информация может быть использована в случаях, допускаемых пп. «е» п. 3 ст. 15).

В действующей редакции второй абзац п. 7 ст. 15 закона «Об ОСАГО», который содержал положения об электронном оформлении соглашения, утратил свою силу. П. 7.2. ст. 15 предусматривает допустимость оформления документа гарантирования в электронном формате на бланке строгой отчетности с возможностью бесплатного истребования в офисе гаранта или отправкой оплаченного полиса по почте.

С 2017 года действует положение, согласно которому заключить соглашение в электронном виде можно при соблюдении таких требований:

  • Наличии волеизъявления любого лица;
  • Данное соглашение должно быть подготовлено с учетом стандартов, предусмотренных ФЗ-215 о противодействии отмыванию доходов.

Получить доступ к дистанционному оформлению полиса страхования можно не только с применением общей системы верификации, но и с использованием учетных данных, предоставленных официальному порталу профсоюза страховщиков (п. 7.2 ст. 15).

Изменения для профсоюзов страховщиков

Профессиональные объединения страховщиков получили право истребования со страховых организаций компенсационных сумм после истечения срока, отведенного на закрытие реестра с требованиями кредиторов. Объем этих сумм регулирует ФЗ-127, определяющий порядок признания банкротства.

В связи с этим внесены изменения в п.2 и п.3 ст.20 действующей редакции закона «Об ОСАГО». Фирмы и их профсоюзы обязаны:
— Обеспечить бесперебойную работы своих официальных порталов;
— Принимать меры для исключения неоказания или некачественного оказания услуг по электронному получению полисов страхования;
— Информировать Банк России о сбоях в работе своих ресурсов, неполадках во внутренних и внешних сервисах, которые препятствуют оказанию услуг страхования в электронном формате.

Профсоюзами страховщиков принимаются внутренние регламенты для достижения целей, указанных выше.

Некоторые автовладельцы ждали поправок в закон «Об ОСАГО», для кого-то положения действующей редакции были невыгодными, тем не менее, новая приобрела силу.

С 28.04.2017 вступили новые правки в закон «Об ОСАГО».

Терминология

  • — В действующей редакции модифицировано понятие соглашения о страхования персональной ответственности. Абзац 8 ст. 1 закона «Об ОСАГО» устанавливает порядок компенсации вреда в форме денежной выплаты или проведения ремонтных работ.
  • — Если ранее СТО для организации работ выбиралась по согласованию с компанией, то теперь она будет выбираться в соответствии с положениями закона «Об ОСАГО».
  • — Введено новое понятие в действующую редакцию – «договор об организации восстановительного ремонта». Он подлежит подписанию между гарантом и СТО. По нему СТО проводит капитальный ремонт, оплата производится за счет гаранта.

Правила обязательной страховки

В новой редакции закона «Об ОСАГО» от 2017 года содержится несколько дополнительных правил. В частности, правилами для проведения капитальных ремонтных работ предусматривается установление требований. В случае обнаружения дефектов капитального ремонта претензионный порядок между клиентом, гарантом и СТО регулируется пп. «е» п. 2 ст. 5.

Изменения в денежных компенсациях и проведении ремонтных работ

Страховщиком в 2017 году будут назначены денежные выплаты или определены восстановительные работы в таких ситуациях:

  • Вред, причиненный транспорту, который принадлежит собственнику и зарегистрирован в РФ может быть возмещен в виде определения денежной выплаты или оплаты требуемых работ во всех ситуациях, за исключением тех, которые приведены в п. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО». Ремонт может быть организован на базе СТО, которая соответствует нормам обязательного страхования и организации капитальных работ в отношении определенного лица. Провести ремонт может СТО, которая не соответствует приведенным стандартам, при согласии пострадавшей стороны;
  • Ремонт может быть заказан на СТО, с которой гарантом заключено соглашение об организации восстановительных работ (при согласии сторон).

В 2017 году денежная выплата будет осуществлена в обязательном порядке:

  • При полной утрате ТС или смерти пострадавшего;
  • При наступлении страхового случая и получении тяжелой или средней степени вреда здоровью (пострадавшей стороной должно быть подготовлено заявление со ссылкой на выплату страховой компенсации именно в денежном эквиваленте);
  • Если пострадавшая сторона имеет инвалидность (назначение выплаты осуществляется по письменному требованию потерпевшего).

Если в итоге аварии вред будет причинен другим ТС, возмещение ущерба может быть компенсировано путем оплаты ремонтных работ или назначения денежной выплаты – по требованию пострадавшего (п. 15 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).

Нарушения, которые были допущены страховщиком при проведении капитального ремонта, могут быть выявлены Банком России в рамках осуществления надзорной деятельности. Банком России могут быть приняты санкции в отношении недобросовестных компаний, указанные в п. 17.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО». При несоблюдении сроков организации ремонта, назначения денежных выплат и подготовки направления на восстановительный ремонт компанию ждет ответственность, предусмотренная п. 21 ст. 12 закона «Об ОСАГО».

Договор ОСАГО для владельцев ТС

В ст. 15 закона «ОБ ОСАГО» включен новый п. 3.1. Им предусматривается, что при подписании соглашения о страховании клиент имеет право включить наименование СТО, которая соответствует стандартам организации капитальных работ, входит в список гаранта или должна быть назначена для организации восстановительных работ при наступлении страхового случая.

Формы документов

Формы запросов о назначении страховой компенсации, извещений об авариях будут приниматься Банком России. Данные новшества были включены в несколько статей закона «Об ОСАГО» с целью единообразования.

Правки, которые приобрели силу с 25.09.2017

Ст. 14.1 закона «Об ОСАГО» претерпела изменения в 2017 году и теперь содержит новый порядок возмещения вреда. Ранее пострадавшая сторона могла явиться в страховую фирму виновника ДТП с заявлением о возмещении вреда при соблюдении таких условий:

  • В результате аварии пострадали только ТС, участниками ДТП стали лица, застраховавшие гражданскую ответственность;
  • В ДТП попали только два ТС, владельцы которых застраховали свою ответственность.

Основные правила прямого возмещения остались прежними, однако теперь добавлена поправка, согласно которой получить прямое возмещение могут участники ДТП (столкновения) — два и более ТС, которые принадлежат владельцам, застраховавшим свою ответственность.

Все внесенные изменения — это еще одно доказательство, что государство стремится совершенствовать законодательную базу рынка страхования транспортных средств.

Toyota Land Cruiser 200 Толстый ›
Бортжурнал ›
Изменения в законодательство об ОСАГО в 2017 году В свете закона 49-ФЗ от 28 марта 2017

28 марта 2017 года был опубликован Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Указанный закон вносит изменения, прежде всего, касающиеся установления приоритета натуральной формы возмещения в рамках ОСАГО (изменения вступают в силу с 28 апреля 2017 года и распространяются на договоры, заключенные не ранее этой даты).

1. Изменения в части натуральной формы
Общая информация
В соответствии с новой редакцией Закона об ОСАГО для ряда ТС устанавливается приоритет натуральной формы возмещения. Это означает, что при соблюдении определенных условий потерпевший не вправе требовать выплаты в денежной форме, а может получить возмещение только путем ремонта ТС.
Закон (кроме изменений в части условий применения ПВУ) вступает в силу с 28 апреля 2017. В части выплат в натуральной форме новая редакция Закона действует только если договор причинителя вреда заключен, начиная с 28 апреля 2017.
Для кого действуют новые условия:
Действуют
Зарегистрированные в РФ легковые ТС, принадлежащие гражданам РФ, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Не действуют
Грузовые ТС, мотоциклы, автобусы, спецтехника и т.д.
ТС принадлежат юридическим лицам
ТС принадлежат иностранным гражданам и лицам без гражданства
ТС не зарегистрированы в РФ

Порядок осуществления ремонта при натуральной форме возмещения (только для легковых ТС граждан).

1. Потерпевший может выбрать СТОА при заключении договора ОСАГО, указав их в заявлении (новая форма заявления будет предусматривать соответствующие графы). СТОА указываются из числа тех, с которыми у страховщика есть договор (реестр должен размещаться на сайте страховщика). В этом случае, страховщик при заявлении убытка в рамках ПВУ должен направить потерпевшего на выбранную СТОА
2. Если при заключении договора страхователь указал преимущественную СТО, а при подаче заявления по ПВУ страховщик не может обеспечить ремонт на ней – то страхователь может согласиться на иную СТО или на выплату деньгами
3. Потерпевший может также выбрать СТОА при заявлении страхового случая (также из числа СТОА, с которыми у страховщика есть договор)
4. По письменному согласованию со страховщиком потерпевший может отремонтироваться на СТОА, с которой у страховщика нет договора, с последующем оплатой ремонта страховщиком
5. Оплата стоимости ремонта осуществляется без учета износа на заменяемые детали, узлы и агрегаты.
В каких случаях допустима выплата в денежной форме
(п. 16 ст. 12 Закона об ОСАГО):

1. Полная гибель ТС
2. Смерть потерпевшего
3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего (если он выбрал денежную форму)
4. Потерпевший является инвалидом, имеющим ТС по мед. показаниям (если он выбрал денежную форму)
5. Стоимость ремонта превышает лимит (если Европротокол – то лимит по Европротоколу) и при этом потерпевший отказывается доплачивать
6. Обоюдная вина участников ДТП и при этом потерпевший отказывается доплачивать
7. Отсутствие согласия потерпевшего на ремонт на СТО, несоответствующей требованиям
8. Наличие соглашения между страховщиком и потерпевшим

Требования к организации восстановительного ремонта ТС

1. Расстояние до СТОА не более 50 км отмести жительства потерпевшего или места ДТП по дорогам общего пользования. Если расстояние больше – страховщик может организовать и/или оплатить перевозку ТС к месту ремонта и обратно. Потерпевший выбирает сам от какого места считать 50 км – жительства или ДТП.
2. ТС возрастом до 2х лет – ремонтирует только официальный дилер
3. Срок ремонта не более 30 рабочих дней с даты передачи ТС
4. Не допускается использование б/у и восстановленных деталей, если иное не оговорено с потерпевшим

Гарантия качества восстановительного ремонта ТС

1. Гарантия на произведенный ремонт 6 месяцев, на покраску и кузовные работы — 12 месяцев.
2. При выявлении недостатков ремонта потерпевший обращается к страховщику с досудебной претензий. Выявленные недостатки ремонта устраняются в течении 30 рабочих дней.
3. При несоблюдении сроков ремонта страховщик уплачивает неустойку (пени) в размере 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки (но не более стоимости ремонта).
4. В случае нарушений порядка ремонта страховщиком – ЦБ может временно ограничить право страховщика выдавать направления на ремонт.

2. Изменения в части ПВУ

Если ДТП произошло, начиная с 25 сентября 2017 года, по ПВУ могут урегулироваться убытки независимо от количества участвовавших в ДТП транспортных средств, независимо от даты заключения полиса (ранее было требования об участии в ДТП не более 2 ТС). Порядок взаимодействия страховщиков по таким ДТП будет утвержден РСА в рамках очередной редакции Соглашения о ПВУ.

3. Иные изменения

1. Уточнено, с какой даты страховщик считается банкротом для целей осуществления компенсационных выплат и для целей предъявления требований страховщику причинителя вреда (с даты принятия арбитражным судом решения о признании банкротом) (пункт 1 статьи 18, пункты 6 и 9 статьи 14.1).

2. Уточнена формулировка по выплате страховщиком возмещения в случае, не санкционированно использованного бланка (пункт 7.1 статьи 15)

Автор Шарутин П.М.
Ведущий специалист
отдела продуктов автострахования УСПиПМ ДПРБ
Ссылку на материал прислал Lucifer555.

>Закон об ОСАГО 2019 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2019 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2019 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Внимание: вступили в силу важные поправки в закон об ОСАГО

Главное: внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО фактически приравнено к полному его отсутствию. Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, – пояснил в этой связи президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. – Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами – экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей».

Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику. Также И.Юргенс разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности за отказ от медицинского освидетельствования и частности за употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

Кроме того, в новом законе содержатся и другие изменения. Сорректирован перечень документов, предоставляемых владельцем ТС: вместо свидетельства о государственной регистрации ЮЛ представляется выписка из ЕГРЮЛ; в отношении ТС представляется СТС либо свидетельство о регистрации машины, если ТС или самоходная машина зарегистрирована, либо ПТС или ПСМ при заключении договора ОСАГО до госрегистрации; дополнен удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин); дополнен свидетельством о прохождении ТО тракторов и самоходных машин; дополнен документом, подтверждающими право собственности (до регистрации ТС)/владения (аренда) ТС;

Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер. Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»). Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.

Также исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на бланке строгой отчетности, он может быть распечатан страхователем просто на бумаге. Наконец, электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).

Закон ОСАГО с последними изменениями

Управлять транспортным средством без полиса ОСАГО на территории Российской Федерации запрещено. Этот документ обязан быть у каждого водителя, а при отсутствии его на проверке сотрудник ГИБДД выписывает штраф. Установленные правила страхования ОСАГО регулируют отношения сторон и позволяют получить компенсацию пострадавшему в происшествии.

Что такое полис автогражданки?

ОСАГО представляет собой обязательное страхование автогражданской ответственности в случае ДТП на дороге. Выплачивать компенсацию за причиненный ущерб будет компания, с которой был оформлен договор, а не виновник аварии. Но в то же время ему придется восстанавливать свой автомобиль и лечиться уже за свой счет, если у него нет дополнительно КАСКО. Так как согласно закону, который регулирует ОСАГО, сторона, виновная в наступлении страхового случая, рассчитывать на получение выплаты не может. Основные принципы «автогражданки»:

  • Компенсация полагается только автовладельцу ТС, пострадавшему в ДТП.
  • Максимальный размер выплаты составляет 400 000 рублей, лимит определяется на законодательном уровне.
  • Возмещение можно получить даже тогда, если авария была зафиксирована и сотрудники ГИБДД не привлекались. В этом случае необходимо по всем правилам оформить Европротокол. Максимальная сумма выплат не превысит 160 000 руб.
  • Если виновны в сложившейся ситуации оба водителя, то правила ОСАГО позволяют получить половину компенсации двум сторонам.
  • Страховщика собственник транспорта выбирает на свое усмотрение. Желательно заключать договор с проверенными крупными операторами, чтобы в случае наступления рисков получить полный объем компенсации.
  • В некоторых ситуациях компании отказывают в оформлении договора. Такое случается редко, но они оставляют за собой это право.

Важно знать! Сегодня правила ОСАГО регламентирует действующая редакция 2019 года закона №40 «Об ОСАГО». Поэтому страховщики свою деятельность ведут только ориентируясь на установленные порядки. Кроме этого основного документа учитываются и положения ГК РФ, а также законодательные акты Правительства и Центрального банка РФ.

Закон об автогражданке

Закон «Об ОСАГО» (новая редакция 2019 года с комментариями) имеется в свободном доступе в интернете, и найти его может каждый человек для сверки спорных моментов, часто возникающих со страховщиками. Этот документ является юридическим инструментом, позволяющим регулировать все процессы в сфере страхования. Периодически ФЗ 40 корректируется для устранения спорных моментов и четкой трактовки важных вопросов для общества. Основные положения ФЗ 40 «Об ОСАГО» с последними изменениями 2019 года:

  • Ключевые понятия и основные процедуры, определяющие процесс защиты прав пострадавшей стороны при ДТП на дороге, или другом случае.
  • Правила ведения работы и рамки обязанностей страховых компаний.
  • Порядок выплаты компенсации вреда, который был причинен здоровью или имуществу невиноватого лица.
  • Ответственность и права сторон, заключивших договор ОСАГО.
  • Особенности оформления документов в случае ДТП.
  • Профессиональные объединения страховщиков и регулирование их деятельности.

Закон «Об ОСАГО» состоит из шести глав, каждая из которых посвящена определенной теме. Они в свою очередь подразделяются на статьи, описывающие конкретные положения. В первой части дается понятие основным терминам и принципам гражданской ответственности, во второй описан порядок осуществления обязательного страхования (сумма, базовые ставки, сроки действия документов, проведение независимой технической оценки). В третьей части отражены компенсационные выплаты, в четвертой положения о страховщиках, а следующая глава рассказывает о возможности их объединения. Заключительные статьи отражают сроки вступления в законную силу ФЗ «Об ОСАГО» и приведение других нормативных актов в соответствие с ним. Такая структура сохраняется даже с внесением изменений в законодательство, регулирующее автострахование в целом, и позволяет найти нужные положения для решения спорных вопросов с компанией.

Последние изменения в законе

ФЗ-40 «Об ОСАГО» претерпевал изменения много раз, и новый 2019 год начался с урегулирования ряда момента в этом нормативном акте. Нововведения коснутся следующих аспектов:

  • Изменился способ отсчета срока на проведение анализа полученного ущерба транспортным средством. Ранее компания обязывалась сделать это в течение 5 дней с момента наступления страхового случая. Теперь отсчет будет вестись от подачи заявления пострадавшим об аварии.
  • Новые положения лишили возможности проводить независимую экспертизу, что для многих является большим минусом.
  • Коснулись поправки и срока подачи претензии в компанию в случае появления спорных моментов. Теперь он составляет 10 дней.
  • Период страхования с сентября 2017 года не может быть меньше 365 дней.
  • Выплату пострадавшая сторона получает не в виде денег, а ремонтными работами компаниями, которые проводят восстановление транспорта. Это изменение позволит сократить случаи мошенничества.
  • Лимит страховой суммы, причитающейся при ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД – 100 000 руб.

Кроме этого водителям теперь предлагается оформление электронного полиса. Он имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Прежде чем выбрать такую форму страховки, следует убедиться, что она понятна в использовании.

Внимание! С нового года Госдума преподнесла еще один интересный сюрприз автовладельцам. Камеры видео фиксации могут проводить сверку данных о наличии страховки с базами РСА онлайн по номеру автомобиля, и выписывать в случае ее отсутствия штраф.

Следует напомнить, что оформление полиса ОСАГО является обязанностью каждого собственника авто, и делается это не на добровольной основе, в отличие от КАСКО. Поэтому отсутствие этого документа приравнивается к нарушению ПДД и влечет за собой административную ответственность. На сегодняшний день она представлена в виде оплаты штрафа, который составляет 800 рублей.

Переход на электронные полисы

Электронный полис ОСАГО – это возможность оформления документа через интернет. Клиенту предлагается заполнить специальную форму-заявку, указав основные данные об автомобиле, после чего дождаться смс-сообщения, с информацией для входа в личный кабинет. Все действия совершаются удаленно, оплата проводится через приложение интернет-банкинга. Оформленный полис клиент получает на электронную почту после подписания всех бумаг.

Важно знать! Предъявляется документ на проверку сотрудникам ГИБДД в смартфоне. Он имеет такую же юридическую силу, как и выданный в офисе. Со временем правительство планирует полностью перевести водителей на получение полиса такого вида. Основным преимуществом является единство системы, удобство и простота процесса.

Полисы ОСАГО в свое время заменили доверенности, так как теперь управлять транспортным средством может любой человек, вписанный в этот документ. Компании, реализующие страховки, предлагают разные условия сотрудничества и тарифы, в том числе и на прохождение техосмотра. Особого внимания заслуживает программа КБМ (Коэффициент Бонус-Малус), предполагающая снижение стоимости для водителей, которые за долгие годы могут похвастаться ездой без аварий.

Разъяснения Верховного Суда РФ

Постановления Верхового суда РФ также дают пояснения и трактовки к некоторым положениям ФЗ-40. В частности они дают разъяснения к следующим вопросам:

  • Порядок заключения соглашений между страховым оператором и физическим лицом.
  • Особенности оформления документации в случае наступления рисков, когда нет необходимости привлекать сотрудников ГАИ, так как вред жизни и здоровью одной из сторон нанесен не был.
  • Определение круга лиц, которые имеют право на получение возмещения.
  • Правила осуществления возмещения ущерба.
  • Ответственность страховых компаний перед своими клиентами.

Полис ОСАГО является гарантией получения возмещение понесенного ущерба в аварии, если она произошла по вине другого лица. Эту разновидность страхования регулирует Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО», который дает пояснения основным понятиям, деятельности компаний и правам страхователя, определяет тарифы и коэффициенты выплат, неустойку в случае невыполнения взятых на себя обязательств оператором. Нормативный акт периодически находится на рассмотрении законодательного органа, с целью внесения изменений и правок. За ними водителям лучше следить, чтобы быть в курсе последних нововведений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *