Транспортный налог на трактор

Что такое экскаватор и кому он «нужен»

Чтобы понять как начислить транспортный налог на экскаватор, нужно очень четко понимать что это такое и к какому типу транспортных средств его можно отнести.

Экскаватор — это землеройная машина, оборудованная ковшом и используемая в строительных и сельскохозяйственных целях. Согласно Общероссийкому классификатору основных фондов экскаваторы относятся к разделу №14 2924020 «Самоходные машины и оборудование прочие».

Экскаваторы, в том числе колесные, не предназначены для использования на дорогах общего назначения и подлежат обязательной регистрации в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ или, проще говоря, в Ростехнадзоре (на базе постановления Правительства РФ №938 от 12.08.94г.). Обратите внимание: органы ГИБДД при этом не имеют к регистрации экскаваторов никакого отношения.

Для чего нам нужна информация о том, где регистрируются экскаваторы? Дело в том, что именно орган, поставивший самоходную машину на учет, в дальнейшем будет отвечать за подачу сведений в ФНС для контроля за уплатой налогов.

Ну, а что делать, если вы еще не регистрировали на себя или на свою фирму экскаватор? Существуют ли законные способы не ставить ТС на учет и вовсе не платить транспортный налог?

Даже если вы не планируете использовать экскаватор-погрузчик и ездить он у вас по дорогам не будет, вы все равно обязаны поставить его на учет. В противном случае ваши действия могут быть классифицированы, как уклонение от уплаты налогов.

Согласно Приказа Минсельхозпрода РФ №785 от 27.01.96 г. самоходные машины должны быть зарегистрированы в течение действия транзитных номерных знаков или в течение 5 дней с момента прохождения таможни, снятия с учета или другого события, в результате которого собственник самоходной машины меняется.

Судебная практика в отношении незарегистрированных ТС сурова. Так согласно Постановлению ФАС Московского округа №КА-А40/5199-08-2 от 20.08.08 г. «отсутствие регистрации ТС не освобождает заявителя от уплаты транспортного налога». Единственное исключение может быть сделано для предприятий изготовителей экскаваторов и организация, продающих данные ТС по лицензии.

Транспортный налог в регионах

Согласно ст. 361 НК РФ базовая ставка для данной категории устанавливается в размере 2,5 руб. с одной л.с. Однако Налоговым кодексом закреплено право регионов увеличивать базовую ставку в пределах 10 раз.

Как своим правом распорядились субъекты сейчас расскажем.

  • В Москве за каждую лошадиную силу экскаватора придется заплатить 25 руб. (закон МСК №33 от 09.07.08 г.). При этом организации обязаны заплатить налог в бюджет в полной сумме (с 2015 года отменены авансовые платежи) до 5 февраля года, следующего за отчетным.
  • Такая же ставка (25 руб./л.с.) установлена в Санкт-Петербурге (закон № 487-53 от 04.11.02 г.), Московской (закон №129/2002-ОЗ от 16.11.02г.), Ленинградской (закон №51-ОЗ от 22.11.02г.) и Нижегородской областях (закон области №71-З от 28.11.02 г.).
  • В Красноярском крае — за каждую л.с. мощности экскаватора начислят 11,5 руб. налога. В Саратове — лошадиная сила стоит 21 руб. В Свердловске — 16 руб., в Омске — 12 руб., в Башкортостане — 20 руб.
  • Самая же низкий тариф по налогу на транспортные средства — в третьем по счету городе федерального значения — Севастополе. Напомним, в текущем 2015 году налогоплательщики-крымчане впервые будут платить транспортный налог. Ставка для экскаваторов здесь — 5руб./л.с. (закон города №75-ЗС от 14.11.14 г.). Кстати, эта рекордно низкая ставка едина и для всей республики Крым (закон №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.).

Обратите внимание: в некоторых регионах организации обладают льготами по уплате транспортного налога. Например, в Санкт-Петербурге от уплаты налога на экскаваторы и другие транспортные средства на 5 лет освобождаются организации, зарегистрированные специальной экономической зоне.

Если предприятие-налогоплательщик обладает правом льготной уплаты налога, ему необходимо подать документы, подтверждающие это право, в установленный законом срок (как правило, это необходимо сделать до конца налогового периода). Не успевшие подать документы не смогут воспользоваться льготой до следующего налогового периода.

Льгота предоставляется на срок не превышающий срока действия правоустанавливающих документов, в том числе бессрочно.

К какой категории транспортных средств относится трактор

Вся эксплуатируемая на территории Российской Федерации техника четко разделена на следующие категории в зависимости от своих ходовых качеств и технических характеристик.

На данный момент категории ТС имеют следующие обозначения:

  • категория «А I»;
  • категория «А II»;
  • категория «В»;
  • категория «С»;
  • категория «D»;
  • категория «Е».

Сегодня существует множество различных моделей тракторов. Всевозможные модификации относятся к разным категориям, так как рабочие характеристики данной техники очень разнообразны:

  • к категории «В» относятся машины на гусеничном или же колесном ходу, мощность двигателя которых составляет 25.7 кВт;
  • категория «С» включает в себя всю колесную технику, мощность двигателя которой составляет 25.7-110.3 кВт. К данной группе транспортных средств можно отнести также трактор МТЗ-80;
  • в категорию «D» попадают все машины, мощность мотора которых составляет более 110.3 кВт, при этом они в обязательном порядке должны быть именно колесными.

Самым известным представителем данного класса тракторов является «Кировец», модель К-744Р.

Также существует отдельная категория, обозначаемая индексом «Е» — в неё попадают машины на гусеничном ходу с мощностью двигателя – 25.7 кВт. К данной группе относится трактор ДТ-75.

Отдельно стоящей категорией является «F». В неё включены все самоходные сельскохозяйственные машины.

Все же основным критерием разделения на различные классы является именно мощность мотора. Именно поэтому различные трактора относятся к различным категориям ТС.

Ставки по регионам России

Величина транспортного налога зависит от большого количества самых разных факторов. Прежде всего, это мощность двигателя – именно это учитывается в первую очередь при осуществлении расчёта данного платежа.

Также имеется специальный региональный коэффициент, во всех городах России он различен.

Например, транспортный налог на трактор в Москве будет несколько выше, чем в Волгограде или же Воронеже.

Согласно ст. №358 Налогового кодекса Российской Федерации трактор признается механизмом на пневматическом или гусеничном ходу. Именно на основании данного положения величина транспортного налога рассчитывается исходя из количества лошадиных сил.

В 2018 году ставки по налогу на трактор в зависимости от региона выглядят следующим образом:

Наименование региона/Мощность двигателя 100 л.с. и меньше Не более 150 л.с. Не более 200 л.с.
Ставка согласно Налоговому кодексу РФ 2.5 3.5 5
Белгород 15 25 50
Брянск 7 18 40
Владимир 20 28 40
Воронеж 20 28 40
Иваново 10 17 20
Калуга 5 20 40
Тула 10 25.4 50

Продолжение таблицы:

Наименование региона/Мощность двигателя Не более 250 л.с. Более 250 л.с.
Ставка согласно Налоговому кодексу РФ 7.5 1.5
Белгород 75 150
Брянск 75 100
Владимир 60 120
Воронеж 60 120
Иваново 50 100
Калуга 60 120
Тула 72 108

Следует помнить, что ставки по транспортному налоговому сбору меняются почти ежегодной в большую сторону. Особенно это касается техники, мощность которой более 100 л.с.

Транспортный налог на авто старше 10 лет описывается в статье: транспортный налог на авто старше 10 лет.

О транспортном налоге для инвалидов детства .

Как рассчитать

Транспортный налог представляет собой сбор региональный, перечисляемый в местный бюджет. При этом порядок его вычисления регулируется гл. №28 Налогового кодекса Российской Федерации. Величину ставки по данному сбору устанавливают власти регионального уровня.

Помимо этого, они имеют право:

  • на свое усмотрение обозначать длительность отчетного периода;
  • устанавливать льготы для определенных категорий граждан.

Сам процесс расчёта транспортного налога не представляет собой ничего сложного. Но в некоторых регионах местные власти установили необходимость выплаты аванса.

Сроки свершения данной операции различны, все зависит от конкретного региона. Чтобы узнать дату, до которой нужное количество средств должно быть перечислено в бюджет, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом местного законодательства.

Обязательства по выплате аванса с трактора и другой специальной техники обозначены в п. 1 ст. №358 НК РФ. В п. 1 ст. №363 НК РФ обозначается место назначения авансового платежа.

Формула для расчёта авансового платежа выглядит следующим образом:

AP=HB×CT×1/4,

Где AP – величина авансового платежа;
HB – налоговая база;
CT – величина региональной налоговой ставки.
Данное правило вычисления обозначается в п. 2.1 ст. №362 НК РФ.

Формула для вычисления самого транспортного налога более проста и выглядит следующим образом:

H=HB×HCt,

Где H – величина транспортного налога;
HB – величина налоговой базы;
HCt – величина налоговой ставки.

Также различного рода организациям или частным лицам могут предоставлять льготы по транспортному налогу следующего типа:

  • сниженная ставка;
  • полное освобождение;
  • уменьшение налога.

Данные льготы могут носить временный характер. При расчёте транспортного налога необходимо в обязательном порядке учитывать данный момент.

Формула для вычисления налога для трактора при наличии льготы выглядит следующим образом:

H=HB×HCt-L,

Где HB – налогооблагаемая база;
HCt – размер налоговой ставки;
L – величина льготы.

В случае, когда присутствует право на льготу, подразумевающую полное освобождение, необходимо также производить расчёт.

Выполняется он при помощи следующей формулы:

L=HB×HCt×Kl,

Где Kl – является отношением количества льготных месяцев к суммарному их количеству в одном налоговом периоде;
HB – налоговая база;
HCt – налоговая ставка.

Кто платит

Налог на трактор и любое другое транспортное средство обязан платить его владелец – основанием для этого является ст. №357 НК РФ.

За исключением лиц и организаций, входящих в специальный льготный перечень. Его состав периодически меняется.

Именно поэтому лицам, самостоятельно осуществляющим расчет величины налога, необходимо в обязательном порядке периодически посещать официальный портал ФНС, раздел «Имущественные налоги: ставки и льготы».

Обязанности по уплате налога рассматриваемого типа прекращаются в следующих случаях:

  • в связи с погашением задолженности;
  • в связи со смертью плательщика (п. 3 ст. №14 и ст. №15 НК РФ);
  • по причине возникновения иных обстоятельств – ст. №44 НК РФ.

Уплата транспортного налога – обязанность любого владельца трактора или иной подобной техники. Уклонение от данного сбора карается начислением пени.

Следует помнить, что если задолженность будет достаточно большой, физическое лицо могут попросту не выпустить за пределы страны.

Льготы на транспортный налог для многодетных семей, рассматриваются в статье: транспортный налог для многодетных семей.

Освобождаются ли от транспортного налога ветераны боевых действий, узнайте из информации.

Как оплатить транспортный налог онлайн, смотрите по скриншотам.

Видео: Арест трактора за неуплату налогов

Предыдущая статья: Транспортный налог на авто старше 10 лет Следующая статья: Как проверить транспортный налог

Все физические и юридические лица, покупающие или выпускающие спецтехнику в России, обязаны заплатить разовый утилизационный сбор. Он предназначен для сохранения и улучшения экологической ситуации и направляется в госбюджет.

13 июня 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ №81 от 06.02.2018 г.», в соответствии с которым:

  1. Повышение базы для исчисления утилизационного сбора на спецтехнику составило с 150 000 руб. до 172 500 руб. без НДС. Размер базы с НДС вырос с 177 000 руб. до 203 550 руб.
  2. Коэффициент для расчета утильсбора теперь привязан к мощности двигателя.
  3. Срок предоставления в таможенные органы документов об уплате — 15 рабочих дней. За неуплату в срок идет начисление пени.
  4. За самоходные погрузчики с электрическим двигателем тоже нужно платить сбор.

Постановлением Правительства РФ утверждены ставки утилизационного сбора на спецтехнику в 2019 году: автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, перегружатели колесные, катки дорожные, погрузчики, краны, трубоукладчики, прицепы, тракторы, квадроциклы, снегоходы, комбайны, самосвалы и самоходные машины.

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора на 2019 год

Идентификационный код <1>

Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним <2>, <3>

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора <4>

новые самоходные машины и прицепы к ним <5>

самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет <5>

I. Автогрейдеры

(классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

3,2

8,5

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

4,2

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

16,2

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

23,7

II. Бульдозеры

(классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

8,4

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры

(классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0) <6>

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

40,5

IV. Перегружатели колесные

(классифицируемые по кодам 8429 59 000 0) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,5

76,6

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

3,3

125,3

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с.

125,3

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

4,4

160,9

V. Катки дорожные

(классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0) <6>

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

0,7

3,2

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

1,7

7,3

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

2,2

9,7

VI. Погрузчики фронтальные

(классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) <6>

мощностью силовой установки менее 50 л.с.

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

4,5

мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

14,5

VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств

(классифицируемые по коду 8426 41 000) <6>

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

11,5

44,3

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

22,7

95,5

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

30,3

238,1

VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные

(классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1) <6>

мощностью силовой установки менее 130 л.с.

мощностью силовой установки не менее 130 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

IX. Прицепы

(классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0) <6>

Н01

Грузоподъемностью более 10 тонн

X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств

(классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,8

10,9

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с.

4,1

16,5

мощностью силовой установки не менее 220 л.с.

4,7

19,3

XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства

Машины и оборудование для лесного хозяйства

(классифицируемые по коду 8436 80 100) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Транспортные средства типа «форвардер»

(классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства

(классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы

(классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000) <6>

с объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров

0,4

0,7

с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров

0,7

1,3

XIII. Снегоходы

(классифицируемые по коду 8703 10) <6>

с объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров

0,4

0,7

с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров

0,7

1,3

XIV. Тракторы колесные

(классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709) <6>

мощностью силовой установки не более 30 л.с.

0,4

1,8

мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

0,5

2,2

мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

0,7

мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

1,5

мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

2,5

мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

3,8

мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

6,7

мощностью силовой установки более 380 л.с.

XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9) <6>

мощностью силовой установки не более 100 л.с.

1,5

мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

2,5

мощностью силовой установки более 200 л.с.

XVI. Комбайны зерноуборочные

(классифицируемые по коду 8433 51 000) <6>

мощностью силовой установки более 25 л.с. и не более 160 л.с.

2,4

8,8

мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

3,6

13,2

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

5,5

17,6

мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с.

6,5

мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с.

8,5

29,92

мощностью силовой установки более 400 л.с.

45,46

XVII. Комбайны силоуборочные самоходные

(классифицируемые по коду 8433 59 110) <6>

мощностью силовой установки не более 295 л.с.

12,76

мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с.

9,2

26,4

мощностью силовой установки более 401 л.с.

14,4

52,8

XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные

(классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0) <6>

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 120 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с.

косилки самоходные

14,66

XIX. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья

(классифицируемые по коду 8704 10) <6>

мощностью силовой установки менее 650 л.с.

22,4

51,12

мощностью силовой установки не менее 650 л.с. и менее 1750 л.с.

41,3

52,8

мощностью силовой установки не менее 1750 л.с.

61,1

Примечания:

<1> Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

<2> Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле «Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)» единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

<3> Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп, установленная производителем (изготовителем).

<4> Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС).

<5> Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

<6> Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В случае, если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.

В случае, если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами.

В случае, если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.

Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между размером утилизационного сбора, подлежащим уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченным в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка.

Необходимые документы

Сбор с новой спецтехники оплачивается изготовителем, о чем в техпаспорте ставится подтверждение.

По истечении 3 рабочих дней после уплаты утилизационного сбора покупатель ТС представляет в налоговую инспекцию расчет его величины. К нему прилагаются:

  • бланки техпаспортов;
  • дубликаты сертификатов, деклараций соответствия либо заключение органа по сертификации о том, что такой технике не требуется обязательная оценка соответствия, при наличии ‒ копии товаросопроводительных документов;
  • дубликаты паспортов на самоходные машины, за которые утилизационный сбор был уже уплачен, но их преобразовали в такие формы, на которые выдаются новые паспорта;
  • дубликаты квитанции об уплате сбора.

При соблюдении всех правил в техпаспорте проставляется соответствующая отметка.

При ввозе автогрейдера, комбайна, бульдозера, экскаватора, перегружателя, дорожного катка, погрузчика, крана, трубоукладчика, прицепа, трактора, квадроцикла, снегохода, самосвала, самоходной машины из-за границы с уплатой нужно уложиться в срок, отведенный на растаможивание. Сделать это можно на таможне по месту жительства. Для процедуры необходимы:

  • заполненная форма расчета сбора;
  • паспорт технического средства, по которому ведется платеж;
  • копии документов, подтверждающих идентичность характеристик машины данным, приведенным в расчете;
  • договор купли-продажи;
  • подтверждающие оплату документы.

После проверки в ПТС отмечается, что утилизационный сбор оплачен.

К сохранению платежного документа нужно отнестись серьезно ‒ в спорных ситуациях он подтвердит и факт, и сумму платежа. В счет компенсации других платежей утилизационный сбор за спецтехнику зачтен быть не может.

Какая бывает спецтехника?

В настоящий момент нет четкого разделения специальной техники, в нормативных документах она выделяется по предназначению <1>. Однако понятие «специальная техника (специальные автомобили)» все же есть. Это транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оснащенные специальным оборудованием. К специальным автомобилям относятся автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д. (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО <2>). Но есть и другая категория техники.

<1> См., например, Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р).
<2> Утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004.

Специализированные автомобили предназначены для перевозки определенных видов грузов и оборудованы для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями (например, грузовой автомобиль для перевозки бетона, строительных смесей и растворов, плитовозы, панелевозы, мусоровозы) (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО).

В другом документе — Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств <3> — дано более обширное понятие, включающее эти две категории. Специальным считается транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.). И все же более практичным и понятным является разделение автомобилей на специальные и специализированные. Мы выделили эти категории неспроста: такая градация спецтехники имеет значение для целей обложения транспортным налогом.

<3> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Как облагается специализированная и специальная техника?

Спецтехника, используемая управляющими организациями, может быть отнесена как к грузовым автомобилям, на платформе которых устанавливаются спецагрегаты и механизмы, так и к другим самоходным транспортным средствам. Ставки налога по этим двум категориям транспортных средств значительно различаются, поэтому неспроста экскаваторы, гидроманипуляторы, мусоровозы, фургоны и т.д. становятся предметом жарких споров. Налоговики придерживаются мнения, что эти виды транспортных средств относятся к грузовым автомобилям. Такой подход, безусловно, не на пользу налогоплательщику, у которого налоговые обязательства по категории «грузовые автомобили» выше, чем по категории «другие самоходные транспортные средства» (п. 1 ст. 361 НК РФ). Однако, прежде чем отстаивать применение той или иной ставки, нужно разобраться, где зарегистрирована техника управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).

Специализированные автомобили, в частности транспортные средства, работающие на вывозе мусора и зарегистрированные в органах ГИБДД, как правило, в целях налогообложения считаются грузовыми, в то время как спецтехника, работающая на расчистке территории и поставленная на учет в органах гостехнадзора, может относиться к категории «другие самоходные транспортные средства». Базовые ставки для поименованных категорий ТС различаются, и, чем больше мощность двигателя техники, тем существеннее разница. Таким образом, владельцам спецтехники и налоговикам есть за что побороться, но, к сожалению, такой «налоговый поединок» не всегда заканчивается в пользу налогоплательщика.

В Постановлении ФАС ВВО от 29.01.2010 по делу N А82-14601/2008-99 сказано, что налоговое законодательство не содержит критериев, в соответствии с которыми спецтехника, смонтированная на шасси автомобиля, относится к категории «грузовые автомобили». Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, оно в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством». Данное решение Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-2819/10 оставлено без изменения.

Расхожим мнением является то, что одним из оснований для отнесения транспортного средства к той или иной категории в целях налогообложения является тип транспортного средства и его назначение, указанные в ПТС. Однако это заблуждение: если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, такая техника в целях налогообложения относится к категории грузовых автомобилей (Постановление ФАС УО от 20.05.2010 N Ф09-3745/10-С3).

Рассмотренные решения преимущественно касаются так называемых специализированных автомобилей. Однако в парке управляющих компаний (ТСЖ и ЖСК) есть специальная техника, в отношении которой применяется единая ставка, как для категории «другие самоходные транспортные средства», — это кран гусеничный, трактор, бульдозер (Постановления ФАС ВСО от 08.07.2010 по делу N А33-14901/2009, ФАС ДВО от 22.01.2010 N Ф03-8405/2009, ФАС ЗСО от 29.03.2010 по делу N А27-11880/2009). Напоминаем, главным аргументом в пользу уплаты налога с такой спецтехники по ставке для категории «другие самоходные транспортные средства», а не для категории «грузовые авто» является регистрация в органах гостехнадзора, а не в органах ГИБДД.

Можно ли не платить налог?

На этот вопрос можно дать положительный ответ, если транспортное средство не зарегистрировано (например, если оно используется исключительно в производственных или хозяйственно-бытовых целях, а не для перевозки грузов и людей. Это могут быть передвижные станции, трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, погрузчики, автонасосы, автокомпрессоры на шасси). Под это основание можно подвести много техники управляющей компании (ТСЖ, ЖСК), ведь не вся техника предназначена для перевозки грузов. Например, в Постановлении ФАС МО от 11.06.2009 N КА-А40/4753-09 организации удалось отстоять перед налоговиками неуплату налога с транспортных средств, которые передвигаются по территории предприятия и служат для обеспечения его бесперебойной работы, при этом они не поставлены на учет. Как оказалось, транспортные средства ранее были зарегистрированы, но впоследствии из-за физического износа были сняты с учета, что подтверждается справками (актами) выбраковки.

К сведению. Если автомобиль списан или утилизирован, но по каким-то причинам не снят с учета, он не является объектом налогообложения (Постановления ФАС ВВО от 27.05.2010 по делу N А38-2593/2009, ФАС ПО от 28.01.2010 по делу N А65-11865/2009). Транспортные средства с момента их списания по причине полного износа перестают соответствовать критериям транспортного средства по своим физическим характеристикам и не могут использоваться в деятельности, то есть перестают отвечать критериям объекта «транспортного» обложения (Постановление ФАС МО от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10).

Однако вряд ли управляющая организация (ТСЖ или ЖСК) будет использовать списанную или отслужившую свой срок технику. К тому же освобождение от налогообложения по хозяйственно-бытовым и производственным целям чревато высокими налоговыми рисками. Маршруты спецавтомобилей, использующихся при вывозе бытовых отходов при расчистке придомовых территорий, в той или иной степени захватывают проезжую часть (дороги), а к участию в дорожном движении допускаются только те транспортные средства, которые прошли регистрацию. Даже если уборочная техника не предназначена для движения по автомобильным дорогам общего пользования, то не факт, что она не появляется на этих дорогах или не использует иные пути следования транспортных средств общего назначения. В связи с этим спецтехника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку эксплуатация без свидетельства о регистрации в соответствующих органах не допускается, так как создает угрозу безопасности дорожного движения. Итак, если управляющая компания не хочет рисковать, она должна зарегистрировать свою специальную и специализированную технику либо в органах ГИБДД, либо в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин. В обоих случаях зарегистрированная техника организации признается объектом «транспортного» налогообложения (Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13).

Нестандартная ситуация

В организации имеются самоходные машины на гусеничном ходу (экскаваторы), работающие на электроэнергии, передаваемой от подстанций к самоходной технике по кабелям высокого напряжения, то есть двигатель внутреннего сгорания топлива отсутствует. Техника зарегистрирована в органах Ростехнадзора, что подтверждают полученные на самоходную технику паспорта. Должна ли организация исчислять и уплачивать транспортный налог с этой техники? В Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13 дается утвердительный ответ на поставленный вопрос. Логика проста: согласно ст. 358 НК РФ транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке. Эту норму чиновники применяют независимо от того, на каком двигателе работают самоходные машины. Если в данном случае в движение экскаватор приводит электродвигатель, в его технической документации должна быть указана мощность в метрических единицах — в киловаттах (кВт). Коэффициент перевода мощности двигателя в лошадиные силы равен 1,35962. Например, если экскаватор, работающий на электроэнергии, имеет мощность двигателя в метрических единицах 37,5 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 50,99 л. с. (37,5 кВт x 1,35962). Подобный порядок перевода прописан в п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ <4>.

<4> Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Расчет транспортного налога

Порядок исчисления, прописанный в ст. 362 НК РФ, обязывает организации рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (исходя из количества лошадиных сил) на налоговую ставку (фиксированная сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Уплата исчисленного налога производится по итогам года. Если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу. Каждый авансовый платеж равен 1/4 от произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансы по транспортному налогу рассчитывают без нарастающего итога, а по итогам года сумма платежа равна разнице между налогом, рассчитанным за год, и суммой уплаченных в течение года авансовых платежей.

Пример 1. На балансе управляющей организации числятся:

  • экскаватор-бульдозер одноковшовый (ЭО-2621) для механизации землеройных и планировочных работ с двигателем мощностью 78 л. с.;
  • две машины подметально-уборочные (КО-318 на шасси КамАЗ-45253) с двигателем мощностью 240 л. с.;
  • два грузовых авто по вывозу мусора (МКА-22 на шасси КамАЗ-65115) с двигателем мощностью 260 л. с.

Ставки налога, определенные законом субъекта РФ, соответствуют базовым ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ, в 2010 г. Спецтехника управляющей компании (экскаваторы) зарегистрирована в органах гостехнадзора, а грузовые автомобили (подметально-уборочные и мусоровозы) — в органах ГИБДД. Законом субъекта РФ для организаций установлены отчетные периоды по транспортному налогу.

В отношении подметально-уборочных машин и мусоровозов, зарегистрированных в ГИБДД, компания применяет ставки, установленные для категории «грузовые автомобили», — 13 и 17 руб. за 1 л. с. (до и после 250 л. с.). С поставленной на учет в органах гостехнадзора спецтехники (экскаваторы) налог уплачивается по ставке 5 руб. за 1 л. с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму налога за 2010 г.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составит:

  • по одному экскаватору — 98 руб. (1/4 x 1 x 78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам — 1560 руб. (1/4 x 2 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам — 2210 руб. (1/4 x 2 x 260 л. с. x 17 руб.).

Размер авансового платежа за I, II, III кварталы составит 3868 руб. (98 + 1560 + 2210).

Сумма транспортного налога, исчисленная за 2010 г., равна:

  • по одному экскаватору — 390 руб. (78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам — 6240 руб. (2 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам — 8840 руб. (2 x 260 л. с. x 17 руб.).

В итоге за год сумма налога по всем транспортным средствам составит 15 470 руб. (390 + 6240 + 8840), а сумма доплаты за IV квартал — 3866 руб. (15 470 руб. — 3868 руб. x 3).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, сумму аванса и налог по итогам года нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента. Он равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). Коэффициент рассчитывается с точностью до сотых долей (пп. 9 п. 17 разд. 4 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу <5>, Постановление ФАС МО от 11.06.2009 N КА-А40/4753-09).

<5> Утвержден Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

Напоминаем, месяцы регистрации транспортного средства и снятия его с учета считают за полные, а обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-05-05-04/06).

Пример 2. Дополним условия предыдущего примера. Один из мусоровозов зарегистрирован в марте 2010 г., а снят с регистрации и продан в ноябре 2010 г.

Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составит:

  • 0,33 (1/3) — за I квартал (без учета января и февраля);
  • 1 (3/3) — за II и III кварталы (с учетом всех месяцев);
  • 0,75 (9/12) — за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по автомобилю по вывозу мусора будет равна:

  • 365 руб. (1/4 x 0,33 x 260 л. с. x 17 руб.) — за I квартал;
  • 1105 руб. (1/4 x 260 л. с. x 17 руб.) — за II и III кварталы.

Сумма налога — 3315 руб. (0,75 x 260 л. с. x 17 руб.).

За IV квартал организации нужно доплатить 740 руб. (3315 — 365 — 1105 — 1105).

По остальной технике управляющей компании авансовые платежи и налог не изменятся.

К сведению. Практика показывает, что налоговые органы могут проверить исчисление налога организациями на основании сведений, предоставляемых органами ГИБДД. Если имеются расхождения между ними и данными, содержащимися в технической документации на автомобиль, принимаются сведения о мощности, содержащиеся в документации (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2010 N 33-13181).

Федеральный закон N 229-ФЗ <6> упразднил обязанность по представлению налогового расчета по авансовым платежам, хотя обязанность по уплате авансовых платежей с организаций не снята. В действующей форме декларации по транспортному налогу <7> не предусмотрено отражение уплаченных авансовых платежей по отчетным периодам, в связи с этим в годовой отчетности указывается только общая сумма налога (строки 030 и 050 разд. 1 декларации). ФНС прорабатывает изменения в формах деклараций по транспортному налогу, позволяющие учитывать суммы авансовых платежей, исчисленных по отчетным периодам (Письмо ФНС России от 07.07.2010 N ПА-37-11/6153@).

<6> Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
<7> Утверждена Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

В завершение — о законодательной инициативе

В конце ноября 2010 г. принят Федеральный закон N 307-ФЗ <8>, уменьшающий ставки по транспортному налогу в два раза до первоначального уровня 2009 г. По грузовым автомобилям ставки снижаются до 2,5 руб. (до 100 л. с.), 4 руб. (от 100 до 150 л. с.), 5 руб. (от 150 до 200 л. с.), 6,5 руб. (от 200 до 250 л. с.) и 8,5 руб. (свыше 250 л. с.). Для других самоходных средств ставка снижается до 2,5 руб. (вне зависимости от мощности двигателя самоходных ТС). Поправки вступают в силу с начала нового налогового периода — с 1 января 2011 г. Однако одновременно вступают в силу поправки Федерального закона N 306-ФЗ <9>, направленные в том числе на увеличение налогового бремени нефтегазового сектора экономики. Очевидно, это тоже затронет бюджет владельцев спецтехники, которым не обойтись без ГСМ. Увеличится или уменьшится нагрузка на управляющие компании (ТСЖ и ЖСК), имеющие в своем арсенале специальные и специализированные автомобили, сразу сказать нельзя. Сделать какие-то выводы на этот счет можно будет по итогам 2011 г., сопоставив расходы на топливо и уплату транспортного налога.

<8> Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
<9> Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».

Незарегистрированная спецтехника: налог и амортизация

На практике у бухгалтеров нередко возникают вопросы, связанные с налогообложением транспортной спецтехники (например, строительной), которая не зарегистрирована в органах Гостехнадзора. Уплачивается ли транспортный налог в отношении такой транспортной техники и вправе ли организация начислять амортизацию по ней в налоговом и бухгалтерском учете? За разъяснениями мы обратились к специалисту.

Общие правила

По общему правилу, сформулированному в ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса. В силу названной статьи к объектам налогообложения отнесены только зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (за исключением транспортных средств, поименованных в п. 2 ст. 358 НК РФ).

Государственная регистрация автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт регламентирована постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — постановление № 938). Собственники транспортных средств обязаны их зарегистрировать в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления № 938).

Что касается специально оборудованных машин, (например, строительных), то государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзор).

Учитывая названные положения Кодекса, до момента госрегистрации в Гостехнадзоре в установленном порядке и сроки указанных специальных машин транспортный налог не уплачивается. Данный вывод подтверждается судами. В качестве примера можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457. В этом постановлении высшие арбитры признали правильным подход, примененный судами первой и апелляционной инстанций, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. В силу императивных положений ст. 357, 358 и 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Уклонение от госрегистрации чревато налогом

В то же время арбитражные суды в федеральных округах нередко рассматривают дела о правомерности налогообложения не прошедших госегистрацию транспортных средств. Инициаторами судебного разбирательства выступают налоговые инспекции. Они квалифицируют действия налогоплательщиком как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога по причине занижения налоговой базы по этому налогу ввиду невключения в объект налогообложения транспортных средств, введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе, но не прошедших государственную регистрацию в установленные законодательством сроки. И суды нередко принимают сторону налоговых инспекторов.

Так, в мотивировочной части постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2011 № Ф03-2558/2011 по делу № А73-12291/2010 суд установил, что акционерное общество, эксплуатируя транспортные средства в 2007 г.— 42 единицы и в 2008 г. — 60 единиц, уклонилось от их госрегистрации в установленные сроки и, следовательно, также и от налогообложения, занижая налоговую базу за соответствующие налоговые периоды. Суд сделал следующий вывод: то обстоятельство, что транспортные средства в нарушение установленного порядка, закрепленного нормативным правовым актом Правительства РФ, не были зарегистрированы акционерным обществом, не может служить основанием для его освобождения от уплаты налога, пеней и штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Правомерность данного вывода подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 07.06. 2012 г. № 14341/11 по делу № А73-12291/2010.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в ВАС РФ, общество просило их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений главы 28 Кодекса. Аргумент: транспортные средства, используемые им исключительно в пределах горного отвода, не подлежат госрегистрации и в силу этого обстоятельства обложению транспортным налогом.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих на заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум посчитал, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекцией и управлением вменено обществу неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога в отношении 102 транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию в органах государственного технического надзора и числящихся в бухгалтерском учете и отчетности в качестве эксплуатируемых основных средств.

Используемые обществом в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка подлежат госрегистрации на основании постановления № 938. Следовательно, транспортные средства общества подлежат госрегистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по госрегистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Амортизация в налоговом и бухгалтерском учете

В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Таким образом, постановка на баланс специально оборудованного транспортного средства регламентирована установленными правилами ведения бухгалтерского учета, а именно Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

В силу п. 4 ПБУ 6/01 в состав основных средств зачисляются предназначенные для использования в деятельности организации активы, отвечающие одновременно критериям п. 4 ПБУ 6/01, то есть, активы, составляющие экономическую базу организации. К ним относятся также предназначенные для использования, но не введенные в эксплуатацию транспортные средства, подлежащие госрегистрации в Госавтоинспекции.

Государственная регистрация транспортных средств означает допуск их к участию в дорожном движении.

По вопросу начисления амортизации необходимо обратить внимание, что согласно п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств, включая транспортные средства, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

С учетом изложенного, начисление амортизации в отношении незарегистрированных в Гостехнадзоре специально оборудованных машин соответствует требованиям ПБУ 6/01.

Что касается налогового учета, амортизация начисляется только в отношении амортизируемого имущества, которым в соответствии со ст. 256 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании ст. 257 Кодекса под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Таким образом, в целях налогового учета подлежат амортизации используемые (введенные в эксплуатацию) транспортные средства. Это подтверждает письмо Минфина России от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303, из которого следует, что начислять амортизацию компания вправе до регистрации транспорта в ГИБДД с момента принятия объекта в состав основных средств с составлением акта по форме ОС-1.

Особенности налогообложения

Определение ставок по налогам на транспорт относится к прерогативе местных властей на уровне регионов. При этом местные власти руководствуются положениями 361 статьи НК РФ, которая содержит наименования объектов налогообложения и базовые ставки. Сама категория конкретному транспорту присваивается органами, осуществляющему его регистрационный учет. В отношении спецтехники таким выступает Гостехнадзор РФ, что закреплено в правительственном постановлении №938 от 12.08.1994.

Транспортное средство будет входить в категорию «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» и по отношению к нему будет применяться соответствующая ставка в том случае, если территориальные органы Гостехнадзора РФ выдадут такому транспортному средству соответствующий паспорт. Если транспортное средство в силу своих конструктивных особенностей не подлежит постановке на учет ни в Гостехнадзоре, ни в ГИБДД речи об уплате налога быть не может. Такие объекты не признаются налоговыми.

Расчет размера налога в 2018 году

Налоговым периодом фактически признается целый календарный год, если владение транспортом было непрерывным. Если владелец пребывал в таком статусе по отношению к объекту налогообложения не весь период, а скажем всего несколько месяцев, например, транспорт был зарегистрирован не с начала календарного года или же снят с учета до истечения календарного года, то налог уплачивается пропорционально времени владения и пользования транспортом. При этом, если снятие или постановка на учет имели место не с 1 числа, а позже, данный месяц включается целиком при расчете размера ТН. Для расчета применяется стандартная формула:

ТН = НБ х НС х (КМВ / 12), где:

  • ТН — транспортный налог;
  • НБ — налоговая база;
  • НС — налоговая ставка;
  • КМВ — количество месяцев владения авто за календарный год.

Налоговая база зависит от объема двигателя. На федеральном уровне все транспортные средства градируются. Есть несколько категорий: до 100 л.с., от 100 до 150 л.с. и т.д. Ввиду того, что предусмотрено внесение авансового платежа, который составляет четверть от всего ТН подлежащего уплате, в момент наступления отчетного налогового периода к оплате выставляется сумма налога минус сумма авансового платежа. Авансовые платежи взимаются только с субъектов хозяйствования, обычные граждане оплачивают ТН полностью в отчетный период.

Ввиду того, что большую распространенность приобретают виды транспорта на электродвигателях и к этому надо стремиться и дальше, в обществе осуждается тема замены транспортного налога на экологический, который не будет завязан на мощности двигателя. Отрицать рациональность таких потенциальных нововведений бессмысленно, но в грядущем году вряд ли перемены коснутся отечественного налогового законодательства и самоходные машины и прочий спецтранспорт будут облагаться налогом по ныне действующим правилам.

Советуем почитать: Транспортный налог на дизельный автомобиль 0/5 (0 голосов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *