Эффективность налоговой системы

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ

Суть налоговой политики, которая является одним из важнейших элементов финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, сводится к выбору наиболее выгодных для предприятия вариантов налогового бремени, взаимоувязке последнего с хозяйственной, отраслевой, ассортиментной и другой ориентацией предприятия. Налоговая политика фирмы может включать в себя:

  • — выбор правильного юридического адреса предприятия и его организационно-правовой формы;
  • — выверенную тактику работы с территориальной налоговой инспекцией;
  • — следование налоговому законодательству;
  • — оперативное реагирование на изменения в налоговом законодательстве;
  • — поиск информации о предстоящих изменениях в налоговом законодательстве;
  • — поиск различных форм налоговых льгот;
  • — управление налогооблагаемой базой;
  • — выбор наиболее выгодных форм хозяйственных договоров и расчетов;
  • — учет налоговых рисков и финансовых потерь;
  • — поиск направлений деятельности, в минимальной степени облагаемых налогами;
  • — оптимальное размещение инвестиций, активов и прибыли;
  • — повышение квалификации финансовых менеджеров, которые определяют налоговую политику, и т.д.

Проблема минимизации налоговых платежей с целью увеличения размера прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, в значительной степени разрешается путем формирования эффективной налоговой политики. Основной целью формирования налоговой политики торгового предприятия является выбор наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных направлениях его хозяйственной деятельности.

Это формирование строится на следующих основных принципах:

  • 1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства.
  • 2. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения.
  • 3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе.
  • 4. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей.
  • 5. Разработка «налогового календаря» на плановый период.

Процесс формирования налоговой политики предприятия осуществляется по следующим этапам.

  • 1. Выявление направлений хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения.
  • 2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения предприятия за счет прямых налоговых льгот.
  • 3. Учет непрямых налоговых льгот в формирования налоговой политики предприятия.
  • 4. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия.
  • 5. Расчет плановых сумм налоговых платежей в предстоящем периоде.
  • 6. Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия.

Такая оценка осуществляется с помощью системы соответствующих показателей, основными из которых являются:

коэффициент эффективности налогообложения — позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной политики налогообложения, показывая как соотносятся между собой показатели чистой прибыли и общей сумы налоговых платежей. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

где Эн — коэффициент эффективности налогообложения;

налогоемкость товарооборота — показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема проданной продукции. Расчет этого показателя осуществляется по формул:

где НЕпп — планируемая налогоемкость продаваемой продукции;

Qп — планируемый объем продажи продукции

налогоемкость доходов — показатель позволяет судить об уровне налогообложения доходов предприятия от других видов деятельности соответствующими видами налогов и сборов, входящими в цену продукции предприятия. Он рассчитывается по следующей формуле:

НЕвд = Но/ ВДп,

где НЕвд — планируемая налогоемкость доходов предприятия;

Но — общая сумма плановых налоговых платежей;

ВДп — плановая сумма валового дохода.

коэффициент льготного налогообложения — показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налоговым платежам в целом (или по отдельным видам налогов). При расчете этого показателя используется следующая формула:

где Клн — коэффициент льготного налогообложения;

— общая сумма налоговых льгот, используемая предприятием;

— общая сумма планируемых налоговых платежей.

Эта система показателей может быть дополнена системой частных показателей, характеризующих долю отдельных групп налоговых платежей в издержках обращения, в торговой надбавке, в балансовой прибыли. С помощью вышеприведенных показателей оцениваются альтернативные варианты налоговой политики торгового предприятия, сравнения которых позволяют избрать для реализации наиболее эффективный её вариант.

Анализ налоговой нагрузки

Коэффициент налогообложения прибыли до налогообложения

Коэффициент налогообложения затрат

Коэффициент налогоемкости доходов

Коэффициент налогоемкости реализации товаров, работ, услуг

Коэффициент эффективности налогообложения

ЭН = ЧП/НО (Чистая прибыль/Общая сумма налоговых обязательств)

2010 год: ЭН = 391859/1662692=0,23

2011 год: ЭН = 259848/2023246=0,13

НЕТ = НО/РП (Общая сумма налоговых обязательств/Объем реализации товаров, работ, услуг)

2010 год: НЕТ = 1662692/5941388=0,28

2011 год: НЕТ = 2023246/7794486=0,26

НЕВД = НО/ВП (Общая сумма налоговых обязательств/Валовая прибыль)

2010 год: НЕВД = 1662692/363367=4,57

2011 год: НЕВД = 2023246/752544=2,69

КНЗ = НС/З (Сумма налогов относимых на издержки/ Затраты)

2010 год: КНЗ=24443/1516126=0,02

2011 год: КНЗ=27642/1859462=0,01

КНОП = НФР/ПДОН (Налоги относимые на финансовый результат/Прибыль до налогообложения)

2010 год: КНОП=18942/347518=0,05

2011 год: КНОП=25739/741514=0,03

Проанализируем рассчитанные показатели с помощью таблицы 22.

Таблица 22 – Анализ коэффициентов налогообложения

Показатель Значение показателя Изменения
2010г. 2011г.
1. Коэффициент эффективности налогообложения 0,23 0,13 -0,10
2. Коэффициент налогоемкости реализации товаров, работ, услуг 0,28 0,26 -0,02
3. Коэффициент налогоемкости доходов 4,57 2,69 -1,88
4. Коэффициент налогообложения затрат 0,02 0,01 -0,01
5. Коэффициент налогообложения прибыли до налогообложения 0,05 0,03 -0,02

Коэффициент эффективности налогообложенияпозволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной политики налогообложения, показывая, как соотносятся между собой показатели чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей. Чем выше значение коэффициента эффективности налогообложения, тем лучше для фирмы. В 2011 году по сравнению с 2010 годом данный показатель снизился на 0,10.

Коэффициент налогоемкости реализации товаров, работ, услуг позволяет определить общую сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализации товаров , работ , услуг . В 2011 году по сравнению с 2010 годом данный показатель снизился на 0,02. Значение данного показателя показывает, что на 1 единицу реализованной продукции приходится 0,26 р. налоговых платежей.

Коэффициент налогоемкости доходов позволяет судить об уровне налогообложения доходов предприятия соответствующими видами налогов и сборов, входящими в цену продукции. В 2011 году по сравнению с 2010 годом данный показатель снизился на 1,88.

Коэффициент налогообложения затрат характеризует уровень налогов, относимых на себестоимость (издержек обращения). В 2011 году по сравнению с 2010 годом данный показатель снизился на 0,01.

Коэффициент налогообложения прибыли до налогообложения показывает, какую долю занимают налоги, уплачиваемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В 2011 году по сравнению с 2010 годом данный показатель снизился на 0,02, что составило 0,03.

Рассчитаем налоговую нагрузку по методике Департамента налоговой политики Минфина РФ.

НН (НБ) = НО / Вр х 100%

где НО – общая сумма налогов;

Вр – выручка от реализации.

НН (НБ)2010 г. = 1662692 / 5941388 * 100 % = 27,98 %

НН (НБ)2011 г. = 2023246 / 7794486 * 100 % = 25,96

Показатель налогового бремени, рассчитанный по данной методике, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.

Согласно этой методике уже при превышении показателя налогового бремени в 20% у предприятия возникает потребность налогового планирования в рамках общей системы управления и контроля за деятельностью предприятия.

Увеличение доли налогов в выручке – это свидетельство о неблагополучном применении методов минимизации налогооблагаемой базы.

Далее рассчитали налоговую нагрузку по методике М.Н. Крейниной.

В сопоставлении налога и источника его уплаты:

НН = (В – Ср – ЧП) / (В – Ср) х 100 %

где В – выручка от реализации;

Ср – затраты на производство реализованной продукции за вычетом косвенных налогов;

ЧП – чистая прибыль.

НН = (5941388 – 1516126 – 391859) / (5941388 – 1516126) * 100 % = 91,14 %

НН = (7794486 – 1859462 – 259848) / (7794486 – 1859462) * 100 % = 95,62 %

Данная формула показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта. Основным отличием данного подхода к оценке налогового бремени является то, что косвенные налоги (НДС, акцизы) не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на прибыль экономического субъекта.

Расчет налоговой нагрузки показал, что предприятие неблагополучно применяет методы минимизации налогооблагаемой базы и как следствие у предприятия возникает потребность налогового планирования в рамках общей системы управления и контроля за деятельностью предприятия.

Критерии оценки налоговых систем

Равенство граждан в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Оно предполагает, однако, что, во-первых, дифференциация производится по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости, и, во-вторых, эти критерии связаны с результатами действий индивидов, а не с их врожденными неизменными качествами.

Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

Равенство по горизонтали – это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятого принципа. Так, если в качестве критерия выбрана дифференциация доходов, то каждый налогоплательщик вправе рассчитывать, что принудительное изъятие его средств будет осуществляться лишь в тех формах и размерах, что и у других лиц с аналогичными доходами.

Равенство по вертикали – соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различиям в их положении, оцениваемом с точки зрения принятого принципа. Так, если общим принципом остается дифференциация платежеспособности, измеряемая доходом, причем этот принцип принимается в варианте, предполагающем рост налоговых обязательств, пропорциональный росту доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

Если критерий относительного равенства связан в первую очередь с принципами справедливости, то критерий экономической нейтральности выражает важнейший аспект эффективности налоговой системы.

Проблема экономической эффективности налогов может рассматриваться в двух разных плоскостях. С одной стороны, встает вопрос об эффективности аллокации ресурсов внутри общественного сектора. Повышение эффективности в данном случае предполагает увязку налогового бремени с потребностями в общественных благах.

Искажающим называется налог, который, воздействуя на мотивацию участников экономической жизни, побуждает их избирать аллокационные решения, отличающиеся по своей эффективности от тех решений, которые были бы приняты при отсутствии данного налога. Налог, который не оказывает такого действия, называется неискажающим.

Неискажающий характер носят аккордные налоги, то есть те, которые предусматривают выплату в заранее определенное время твердых фиксированных сумм, не подлежащих какому-либо пересмотру в зависимости от меняющихся обстоятельств, в том числе от поведения налогоплательщика и его экономического положения.


По-иному действует искажающий налог. Ярким примером может служить способ налогообложения строений, который довольно широко использовался в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Естественно облагать больший дом более высоким налогом, чем меньший, поскольку размер строения косвенно характеризует платежеспособность владельца. Довольно естественно также измерять величину постройки числом окон, которые она имеет. В этой связи жилые строения облагались так называемым налогом на окна, который, однако, привел к тому, что большие дома стали строиться с малым числом окон.

Любой налог, как искажающий, так и неискажающий, уменьшает количество ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении налогоплательщика, что неизбежно влияет на его поведение. Так, плательщик аккордного налога может быть вынужден сократить потребление или увеличить интенсивность труда. Но у него нет оснований намеренно преуменьшать свои реальные возможности или отказываться от наиболее эффективных вариантов их использования.

Неискажающие налоги являются экономически нейтральными в том смысле, что не оказывают воздействия на эффективность аллокации ресурсов.

Нейтральность не означает, что налог вообще никак не затрагивает реальные экономические процессы аллокации и распределения ресурсов. Иными словами, нейтральный налог не является неощутимым. Теоретически мыслимо, что неискажающий налог выступает инструментом перераспределения доходов и изменения структуры производства при данном их уровне, но при этом в отличие от искажающего налога не сказывается на эффективности (понимаемой по Калдору-Хиксу). Если отвлечься от административных издержек, то при неискажающем налогообложении равновесие достигается на тех же кривых производственных возможностей и достижимых полезностей, что и при отсутствии налога, однако точка равновесия может смещаться вдоль этих кривых.


Коль скоро он влияет на эффективность, то, очевидно, не является нейтральным. Вместе с тем его искажающее действие ведет не столько к потерям, сколько к приобретениям. В подобных случаях искажающие налоги принято называть корректирующими.

В то же время, например, пропорциональный подоходный налог можно считать реализующим принцип относительного равенства. Он также до некоторой степени обладает гибкостью. Вместе с тем, с точки зрения организационной простоты, он значительно уступает аккордному, поскольку предполагает контроль за размерами фактически получаемых доходов. Кроме того, такой налог не является экономически нейтральным.

Налоги и налогообложение

Эффективность налоговой системы

В силу особого места, которое занимает налоговая система в финансовых отношениях и в решении задач национальной экономики в целом, важнейшее значение приобретает проблема ее эффективности.

Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной в том случае, если она обеспечивает:

• поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;

• финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе;

• решение наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

Для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс критериев. При этом практически не существует прямых показателей, однозначно характеризующих результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет обычно принимается динамика удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте; уровень бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту; финансовые результаты в целом по экономике и по отраслям и т.д.

Эффективность в узком смысле — это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность налоговой системы, являются: общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в валовом национальном продукте); соотношения прямых и косвенных налогов и налогов с физических и юридических лиц; устойчивость (стабильность) налогового законодательства; роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета; дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность; система налоговых льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков; характер системы санкций; уровень сложности расчета налогооблагаемой базы; наличие лазеек для ухода от налогообложения; качественный уровень налогового законодательства и т.д.

Налоговые реформы: классификация и этапы проведения

Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию — доминирующая тенденция мирового развития в XXI в. — в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой реформы — этого неотъемлемого атрибута меняющейся налоговой политики.

Целесообразно определить смысловую нагрузку термина «налоговая реформа». Зачастую под налоговой реформой понимают проводимые изменения налоговой системы страны, направленные на совершенствование ее отдельных элементов. Но такая трактовка вряд ли приемлема. Ведь изменение отдельных элементов характеризует, скорее, текущий и постоянно реализуемый процесс совершенствования налоговой системы.

Процессы совершенствования и реформирования налоговой системы имеют характерные различия.

Во-первых, процесс совершенствования непрерывен: сколько времени существуют налоговые системы разных стран, столько они и совершенствуются — в отличие от реформирования, являющегося дискретным процессом, занимающим определенный временной промежуток.

Во-вторых, совершенствование предполагает изменение отдельных элементов, в то время как отличительный признак реформы — проведение принципиальных преобразований налоговой системы.

В-третьих, различаются движущие силы изменений. Налоговая реформа проводится при пересмотре социально-экономической политики государства и последующем кардинальном пересмотре концепции и стратегии налоговой политики, в то время как процесс совершенствования налоговой системы реализуется в контексте изменения тактики налоговой политики. В связи с этим более адекватным видится следующее определение.

Налоговая реформа — ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы (налоговых отношений) на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменения механизма управления ею в целях приведения ее в соответствие с новым содержание государственной налоговой политики.

Малоисследованной областью является проблема частоты налоговых реформ. При каких изменениях социально-экономической политики становится неизбежным проведение налоговых преобразовании? Ведь любые преобразования — процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный.

При незначительных изменениях социально-экономической политики можно обойтись текущим совершенствованием налоговой системы, в то время как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неизбежно порождать новую налоговую политику, а соответственно и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное её соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере.

Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволюционным. Революционные преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально новой налоговой системы. К таким преобразованиям вряд ли можно причислить налоговую реформу. В частности, большинство стран бывшего социалистического содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а формировали принципиально новые налоговые системы, а реформировать они их стали позже.

Таким образом, основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность. А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политик государства.

История налогообложения знает достаточное количество налоговых реформ, всю совокупность которых В. Г. Пансков предложил классифицировать по трем основным признакам: по содержанию, целям проведения и продолжительности.

1. Классификация налоговых реформ по содержанию. По этому признаку реформы подразделяются на системные и структурные.

При системной налоговой реформе проводится масштабное преобразование концептуальных и методологических положений всей системы налогообложения. В результате, как правило, коренным образом меняются: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.

Структурная налоговая реформа в наиболее общем виде представляет собой изменения налогообложения, преимущественно связанные со структурой налогов и организацией налогового администрирования. Эти налоговые преобразования призваны обеспечить прежде всего принципиальные изменения по определению базы налогообложения, установлению налоговых ставок, кардинальной перестройке механизма предоставления налоговых льгот и т.д.

2. Классификация налоговых реформ но целям проведения. В зависимости от объема поставленных целей налоговые реформы подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые.

При проведении ограниченно целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов, как правило, стимулирующего характера в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и т.д.

Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечить достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов в народно-хозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, а также избранными приоритетами.

3. Классификация налоговых реформ по продолжительности проведения. По этому признаку реформы подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные.

Краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации — как правило, около трех лет. В столь короткий срок невозможно осуществить масштабные преобразования, но в него вполне укладывается реализация ограниченно целевых реформ. Например, можно уменьшить налоговые ставки и достичь цели — снижения налоговой нагрузки.

Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило до восьми лет, позволяет проводить более существенные структурные преобразования. В то же время действующая система налоговых отношений не нуждается в значительной трансформации и, как следствие, в длительной адаптации.

Долгосрочная реформа, характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет, позволяет осуществить системные преобразования.

Столь значительная растянутость во времени налоговых преобразований обусловливается: во-первых, крайне осторожным реформаторским подходом большинства правительств в такой болезненной для всех теме, как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих в несколько этапов. На рис. 5.2 представлен условный алгоритм проведения налоговой реформы.

В рамках изучения особенностей функционирования налоговой системы государства необходимо рассмотреть виды и показатели эффективности налоговой системы.

Эффективность налоговой системы определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов.

В условиях переходной экономики главным показателем эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики.

Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов, которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро-, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту.

Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного (синергетического) эффекта их действия.

Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста.

Выделяют два вида эффективности налоговой системы.

Во-первых, следует выделять тактическую (текущую) эффективность, которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, т.е. результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов.

Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов.

Этот показатель эффективности налоговой системы можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания (т.е. как чистый доход государства от налоговых поступлений), и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.

Во-вторых, следует выделять стратегическую (перспективную) эффективность. Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.

Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налоговой системы, является коэффициент эластичности налоговой системы, который позволяет установить такой уровень налогообложения (налоговой нагрузки), который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития (прироста налогооблагаемой базы).

Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора (Нм). В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем.

Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор (больше знаменатель дроби). Рост налоговых ставок и снижение потребления, приводящие к некоторому росту налоговых поступлений (Тт), на самом деле сокращают возможный прирост ВВП (Дд) в гораздо больших размерах, ибо дробь в приведенной формуле возрастает. При этом должны учитываться временные лаги между изменением налоговых ставок и их воздействием на величину внутреннего валового продукта.

Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, т.е. к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары. Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Прогнозирование и планирование в налогообложении (стр. 11 )

1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.

Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн). Он показывает, как соотносятся между собой показатели чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей организации. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:

, где:

ЧП – планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли;

H – общая сумма налоговых платежей.

Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.

Налогоемкость реализации продукции (НЕ). Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции, и определяется по формуле:

, где:

H – общая сумма налоговых платежей;

Р – объем реализации продукции (работ, услуг).

2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.

Коэффициент налогообложения издержек: ,

Коэффициент налогообложения цены:

Коэффициент налогообложения прибыли:

где:

Нз – сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства);

Нц – сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции;

Нп – сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли;

З – сумма издержек (затрат) организации;

Ц – цена продукции;

П – сумма балансовой прибыли.

В таблице 1 представлен расчет общих и частных показателей эффективности налогового планирования организации по данным акционерного общества «Темп» (таблица 3.6).

Таблица 3.6

Наименование
показателей

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Среднее
значение за
период

1. Коэффициент эффективности налогообложения

1,05

2,11

1,81

3,55

2,32

2. Налогоемкость реализации продукции

0,17

0,21

0,20

0,13

0,18

3. Коэффициент налогообложения издержек

0,03

0,12

0,15

0,14

0,14

4. Коэффициент налогообложения цены

0,066

0,009

0,003

0,003

0,007

5. Коэффициент налогообложения прибыли

0,31

0,25

0,23

0,07

0,19

Показатели таблицы свидетельствуют о том, что в 2003 году произошло значительное увеличение коэффициента эффективности налогообложения – в 1,96 раза по сравнению с 2002 годом и снижение налогоемкости реализации продукции в 1,54 раза. Эти данные подтверждают рост величины чистой прибыли организации по отношению к рублю налоговых платежей соответственно в 1,96 раза, а также снижение общего налогового бремени по отношению к объему выручки в 1,54 раза по сравнению с предыдущим финансовым годом. Как показывают частные коэффициенты, такое изменение произошло за счет экономии по налогам, уплачиваемым из прибыли (коэффициент налогообложения прибыли снизился более чем в 3,5 раза, коэффициенты налогообложения издержек и цены остались практически неизменными).

Показатели первой и второй групп используются в зарубежной практике налогового планирования, в отечественной – редко. Они очень полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить эффективность использования льгот и их влияния на финансовые результаты организации, эффективность ее деятельности в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения. Для этих целей предлагается использовать следующие показатели.

3. Показатели, характеризующие эффективность использования налоговых льгот (таблица 3.7).

Таблица 3.7

Наименование

показателей

Формула

Экономическое

Примечание

1. Коэффициент льготного налогообложения (Клн)

Отношение величины налоговой экономии, полученной в результате использования льгот (э), к сумме налоговых обязательств, возникающих без учета льгот (Н)

Клн > = 0, при Клн à 1 эффективность льготы повышается

2. Коэффициент эффективности льготирования (Кэл)

Отношение величины налоговой экономии, полученной в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки от реализации продукции (Р)

При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 — убыток

3. Коэффициент льготного инвестирования (Кин)

Отношение величины налоговой экономии, полученной в результате использования льгот (Э), к сумме инвестиций, подлежащей льготированию (И)

При Кин à 1 налоговая эффективность инвестиций повышается

Для определения целесообразности использования той или иной налоговой льготы, а также ее влияния на финансовые результаты организации можно применять следующие коэффициенты:

· коэффициент эффективности льготирования (Кэл) характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот на один рубль выручки от реализации продукции, показывает долю участия той или иной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки;

· коэффициент льготного налогообложения (Клн) представляет собой отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования той или иной льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы.

Использование коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния той или иной льготы на величину данного налога, а коэффициента эффективности льготирования – долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например, товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств). Оба показателя характеризуют эффективность и результативность как каждой отдельной льготы, так и всего применяемого в организации комплекса льготирования.

Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования:

, где:

Э – величина налоговой экономии, полученной по данной льготе;

И – сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию.

Этот коэффициент характеризует долю инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии.

4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.

Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) определяет эффективность деятельности хозяйствующего субъекта в том или ином регионе с точки зрения налоговых последствий:

, где:

Нр – совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в данном регионе;

Р – общий объем выручки от реализации продукции за период.

Показатель Р может быть и другим, например, объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход, определяемый организацией в соответствии с направлениями деятельности и видами получаемых доходов.

При Кэр —> min привлекательность функционирования в регионе повышается. Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и соответственно увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, определить величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.

Коэффициент реальной доходности (Крд) характеризует доходы, получаемые организацией с точки зрения порядка их налогообложения. Учитывая различные ставки налогообложения, при составлении плана доходов организации можно рекомендовать производить налоговые корректировки, по результатам которых рассчитывается данный коэффициент:

Крд = Дн / Д, Дн = Д — H или Крд = (Д — H) / Д,

так как H = Д х с, Крд = (Д — Д х с) / Д, значит, Крд = 1 — с, где:

Д – сумма планируемого или полученного дохода от вложений;

Дн – сумма дохода с налоговой корректировкой;

H – сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет с данного вида дохода;

с – ставка налога на доходы.

Крд —> 1 (коэффициент стремится к единице). С помощью коэффициента реальной доходности можно определить наиболее эффективные с точки зрения налогообложения направления финансовых вложений.

Эффективность налогового планирования (Э1) следует соотносить с затратами на его проведение, поскольку необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью и объемом налогового бремени предприятия.

Э1 = налоги, начисленные за период (стр.625 + стр.626 ф.1 баланса) х 100 / объем реализованной продукции (стр.010 ф.2).

Если показатель Э1 находится в пределах 20-25% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то система налогового планирования работает достаточно эффективно и не нуждается в корректировке.

Если показатель Э1 находится в пределах 25-40% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то система налогового планирования работает недостаточно эффективно и нуждается в корректировке с учетом специфики предприятия и может быть выполнена за счет внутренних резервов предприятия силами бухгалтерии и использования разовых консультаций.

Если показатель Э1 находится в пределах 40-70% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, это означает, что система налогового планирования работает неэффективно и требуется корректировка финансовой схемы бизнеса, создание специализированных подразделений для решения этой задачи и переход к доминирующему положению этих служб или специалистов над остальными подразделениями. То есть система налогового и финансового планирования должна стать доминирующей среди остальных систем предприятия или фирмы.

При получении показателя Э1 более 70% вообще следует задуматься о продолжении данного вида бизнеса и возможных методах предупреждения полной потери финансовых средств.

В практику реструктуризации российских предприятий все больше внедряется стоимостный подход, основой которого является использование рыночной стоимости бизнеса в качестве главного ориентира проводимых преобразований. Реструктуризация предприятия на основе стоимостного подхода – это совокупность взаимосвязанных (технических, технологических, организационных, экономических и социальных) элементов, которые функционируют как единое целое, обеспечивая при этом развитие предприятия посредством генерирования необходимого денежного потока и максимизации его рыночной стоимости. Масштаб, направления и состав мероприятий по реструктуризации могут быть различными, определяться особенностями функционирования конкретного предприятия.

Однако известно, что максимизация стоимости предприятия напрямую зависит от позитивных изменений величины и структуры денежного потока, генерируемого предприятием. Соответственно, при проведении намеченных мероприятий по реструктуризации предприятия необходимо анализировать притоки средств (выручка, привлеченный капитал, кредиты и т. д.) и их оттоки (расходы на производство продукции, услуг, выплаты процентов по займам, налоги и т. д.), дифференцируемые по различным составляющим. Практика российского бизнеса свидетельствует о том, что большое влияние на денежные потоки оказывают налоги реструктурируемого предприятия. Поэтому важнейшие преобразования в сфере финансов связаны с решениями по улучшению налоговой ситуации. Налоговая ситуация реструктурируемого предприятия – это совокупность его налогов, дифференцируемых по составу, структуре и величине, изменение которой происходит в результате проведения процессов реструктуризации.

В основе разработки финансовой политики реструктурируемых предприятий находится выбор стратегических направлений. Общеизвестны два различных стратегических направления, реализация которых приводит к соответствующим изменениям налоговой ситуации:

Во-первых, «лидерство по затратам», рост стоимости бизнеса в рамках которого обеспечивается за счет сокращения затрат, в том числе и путем сокращения расходов на оплату труда. В результате налоговая ситуация меняется за счет увеличения налога на прибыль в связи с экономией затрат и сокращения налогов, связанных с оплатой труда.

Во-вторых, «дифференциация», рост стоимости бизнеса, в рамках которого происходит увеличение доходов, связанных с предложением продуктов, необходимых определенной категории потребителей, готовых платить за это дополнительно. Налоговая ситуация при этом меняется за счет роста налогов, связанных с выручкой реструктурируемых предприятий, а также в ряде случаев с увеличением налога на прибыль за счет роста нормы прибыли по новым продуктам в сравнении с имевшимися ранее.

Очевидно, что для планирования налогов в процессе реструктуризации важно иметь показатели их анализа и оценки. Наиболее емким показателем, характеризующим налоговую ситуацию, можно считать налоговое бремя (гнет), который может быть дифференцирован по налогам и по финансовым показателям, относительно которых ведется анализ:

, где:

НБ – налоговое бремя (гнет) предел изменения от 0% до 100%;

Н – сумма налога (группы налогов, всех налогов предприятия), относимая к анализируемому периоду, ден. ед.;

ФП – финансовый показатель, характеризующий изменения в процессе реструктуризации предприятия, ден. ед.

Традиционно налоговое бремя рассматривалось в соотношении налогов с доходом, который может быть принесен реструктурируемым бизнесом, себестоимостью его продукции, прибылью, которая остается в распоряжении предприятия. Однако не менее показательным является налоговое бремя, определяемое по отношению к рыночной стоимости бизнеса. Оно, с одной стороны, позволяет определить изменение налоговой ситуации в результате реструктуризации, а с другой стороны – оценить, насколько велики налоги предприятия при условии достижения желаемой величины его стоимости.

При анализе факторов роста стоимости реструктурируемого предприятия наряду с показателем налогового бремени целесообразно использовать и показатель эластичности налогов, основываясь на значении которого можно оценить возможные изменения налоговой ситуации в зависимости от достигнутой величины прироста стоимости. Коэффициент эластичности налогов (Эн) реструктурируемого предприятия определяется как:

, где:

D Н – увеличение / снижение налоговых платежей, вызванное соответствующим изменением при проведении реструктуризации, %;

D V – увеличение / снижение величины фактора, влияющего на налог, вызванное соответствующим изменением при проведении реструктуризации, %.

К примеру, реструктуризация предприятий, фактором роста стоимости которых является создание новых бизнес-линий (второе стратегическое направление), неизбежно вызывает изменение налоговой ситуации за счет существенного роста налога на добавленную стоимость. Однако в зависимости от этапов роста стоимости бизнеса показатель Эн может различаться (рис. 3.8).

Размер/ \ _

налога ¦ _

¦ _ .

¦ _ .

¦ _ .

¦ _ . .

¦ _ . .

¦ _ . .

¦ _ . .

¦_ . .

+>

Х1 Х2 Выручка

Рис. 3.8 Анализ эластичности НДС по выручке

На начальном этапе формирования бизнес-линии происходит рост как переменных затрат, так и тех, которые в дальнейшем будут относимы к постоянным (приобретается оборудование, нанимается персонал и т. п.), в силу этого эластичность НДС минимальна. Следующий этап – это, как правило, изменение только переменных затрат на ресурсы, в цену которых входит НДС. Эластичность соответственно становится больше. Возможно также и дальнейшее изменение эластичности НДС, когда рост стоимости реструктурируемого бизнеса будет обеспечиваться достижением значительных объемов реализации. В этих условиях цена на продукт за счет масштабов снижается, а значит, и сокращается величина «добавленной стоимости» в сочетании с увеличением эластичности налога.

Анализ налоговой ситуации реструктурируемого предприятия с использованием показателей налогового бремени и коэффициента эластичности, рассматриваемых в проекции роста стоимости бизнеса, приводит во многих случаях к необходимости более детального рассмотрения отдельных налогов. Практика реструктурируемых предприятий показала эффективность проведения так называемой структуризации налогов, в результате которой формируется всесторонняя информация о каждом налоге. Структуризация предполагает детальный анализ налога по параметрам, приведенным на рис. 3.9, и определение на этой основе возможности сокращения налогового бремени, повышения эластичности налогов.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *