Наем на работу иностранных граждан

Содержание

Единого свода правил нет

Многие компании, столкнувшись со сложностями официального оформления на работу гражданина другой страны, отказываются от этой идеи. Да, порядок найма на работу иностранца сложнее, чем оформление по Трудовому кодексу российского гражданина. Но при этом требования этого регламента можно соблюсти – в нем много сложностей, но все же нет невыполнимых требований. Вопрос лишь в том, нужен ли вам иностранный работник, если за его работу в вашей компании приходится платить дополнительные деньги государству? Может, проще поднять зарплату россиянину? Ответ – за вами.

Попытаемся разобраться, как в 2018 году осуществляется прием на работу иностранных граждан.

Пока в России не принят отдельный свод законов, который объединил бы весь перечень правил, регламентирующих труд в России иностранных граждан. Хотя Госдума уже несколько лет собирается ввести единый миграционный кодекс, который будет описывать, в том числе, и порядок оформления трудовых отношений с приезжающими к нам иностранцами, которые хотят трудиться на территории России. Сейчас правила трудоустройства иностранцев разбросаны по разным законодательным актам. Это, в первую очередь, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также отдельные приказы Главного управления по вопросам миграции МВД России – бывшей Федеральной миграционной службы. Кроме того, нужно соблюдать положения других законов — например, о миграционном учете, о правовом положении иностранцев и другие.

В России к иностранцам относятся две категории граждан. Это граждане других государств, то есть лица, которые имеют доказательство гражданства иной державы, и лица без гражданства. Последних больше всего в России было после распада Советского Союза, в 90-е годы прошлого века. Чаще всего это были этнические русские, проживавшие ранее в республиках Срдней Азии, Кавказа и Прибалтике, и вынужденные сорваться с родных мест после того, как эти республики вышли из состава СССР.

На первый-второй – рассчитайсь!

Все прибывающие в Россию иностранцы подразделяются:

  • на лиц, проживающих в России постоянно. Так уж сложились обстоятельства, что человек живет в России, но паспорт ему все же выдан в другой стране. Эти люди, к правило, имеют вид на жительство – ВНЖ.
  • на лиц, проживающих в Российской Федерации на временной основе и имеющих в паспорте – или удостоверении личности — отметку, разрешающую временное проживание. Увы, это, как привило, вынужденные переселенцы.
  • на лиц, пребывающих в России на временной основе (имеющих визу или миграционную карту, но не ВНЖ либо разрешение на временное проживание). Это – чистые иностранцы.

Иностранный гражданин, решивший работать в России, должен предъявить работодателю и миграционным органам следующие документы:

  • персональное разрешение на трудоустройство — или патент для мигрантов
  • удостоверение личности (паспорт), которое должно быть заверено у нотариуса, так как выдано оно на языке страны гражданства. То есть, написано не по–русски.
  • документ, подтверждающий пребывание в государстве на законных основаниях. Это справки о пересечении границы и документы о регистрации.
  • трудовую книжку. Если трудовой книжки нет, то ее обязан завести наниматель.
  • свидетельство фонда пенсионного страхования (ПФР) — СНИЛС. Если иммигрант трудоустраивается впервые, документ оформляет работодатель. СНИЛС оформляется в отделениях Пенсионного фонда России или в офисах «Мои документы».
  • диплом об образовании или иное подтверждение требуемой квалификации (при необходимости). Например, диплом об окончании колледжа.
  • медицинский полис – или договор о медицинском страховании.

Все документы, составленные на иностранном языке, в обязательном порядке должны быть переведены на русский язык. Управляющий партнер компании BMS Law Firm Алим Бишенов так прокомментировал порядок найма на работу иностранного гражданина в России. После того, как человек приезжает в Россию, он обязан сообщить об этом факте в Управление МВД по вопросам миграции.

Иностранный гражданин может легально трудоустроиться в России двумя способами: получить разрешение на работу или оформить патент.

Гражданам из стран, с которыми установлен безвизовый режим, достаточно получить патент, другие же должны получить разрешение на работу, отмечает директор департамента по работе с персоналом и организационному развитию группы компаний «Деловой профиль» Ольга Ларионова. По ее словам, иностранные граждане, временно пребывающие на территории России без визы, принимаются на работу на основании патента. Если гражданин находится в стране на основании визы, юридическому лицу будет необходимо получить разрешение на привлечение таких работников.

А вот для граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз — ЕЭС, не требуется никаких разрешительных документов, что существенно облегчает процесс их трудоустройства.

Подводные камни патента

Основной проблемой граждан Таджикистана, решивших устроиться на работу в России, может быть процедура получения патента, говорит Ольга Ларионова.

Патент выдают миграционные органы. Если гражданин въехал в Россию без визы или при въезде указал своей целью трудоустройство, то он должен самостоятельно обратиться за этим документом. Если работодатель готов сделать это сам, за своего будущего работника, то оформлением патента будет занято юридическое лицо. Патент выдается в отделениях Главного управления по вопросам миграции МВД России (бывшей ФМС) и действует для найма на работу к физическому лицу, ИП или большой организации. Срок действия этого документа от 30 дней до 1 года.

Для оформления патента иммигрант приносит:

  • заявление с просьбой предоставить патент. Оно оформляется на официальном бланке;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • миграционную карту с визой (при наличии);
  • индивидуальный налоговый номер – ИНН;
  • цветную фотографию формата 30×40 мм;
  • полис медицинского страхования либо соглашение с организацией о предоставлении платных медицинских услуг;
  • медицинские справки: справку об отсутствии ВИЧ-инфицирования и прочих опасных заболеваний, и справку об отсутствии алкогольной и наркотической зависимости;
  • копию платежного поручения о перечислении госпошлины.

Что учитывать иностранцу и его работодателю при оформлении патента?

Во-первых, патент выдается миграционной службой, которая находится в административном центре субъекта России. И если иностранец будет работать на периферии, то ему нужно рассчитывать на неоднократное посещение регионального центра, говорит Ларионова.

Во-вторых, необходимо подтвердить знание языка и российской истории, а соответственно требуется посещать специальные курсы и сдать экзамен, который зачастую сложен даже для носителей языка. Сдача такого экзамена формирует устойчивую базу для коррупции.

В-третьих, необходимо пройти медицинское обследование и приобрести полис добровольного медицинского страхования, что приводит к дополнительным издержкам иностранца.

Патент по своей сути является авансовым платежом по НДФЛ, и трудовой мигрант, пока не нашедший себе работу, должен его ежемесячно оплачивать из собственных средств, поясняет Ларионова.

Кроме того, регионы самостоятельно устанавливают квоты по выдаче патентов, регулируют размер его стоимости. Поэтому привлекательность городов России для трудовых мигрантов существенно различается: патент на работу в Москве или Санкт-Петербурге получить намного сложнее, чем в любом другом городе России.

Таким образом, сложность получения и дороговизна патента, наряду с ужесточением контроля со стороны паспортно-визовых служб, делают российский рынок все менее привлекательным для трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Украины, Азербайджана. Поэтому граждане этих стран ищут работу в других европейских или азиатских странах, уверена Ларионова. А, по оценкам специалистов, в России около 30% мигрантов сегодня работают нелегально.

Алим Бишенов отмечает, что уплата налогов зависит от статуса иностранного гражданина. Зарплата постоянно и временно проживающих иностранных граждан облагается взносами на пенсионное, медицинское и социальное страхование — в общем порядке, то есть, как и для российских граждан. На временно пребывающих в России граждан взимаются только взносы на пенсионное страхование и на временную нетрудоспособность. На граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, работающих в России по так называемой упрощенной схеме, также отчисляются взносы на медицинское страхование.

Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ?

14 февраля 2013

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
— временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью при этом понимается в том числе работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п.п. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Это, например, граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизской Республики, Украины и другие, поскольку правительства данных государств и РФ заключили соответствующие соглашения, устанавливающие безвизовый режим пересечения границы РФ (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины (Москва, 16.01.1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова (Москва, 30.11.2000)).
Привлекая иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ не требует получения визы (постоянно или временно проживающих в РФ), работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но при этом сам работник обязан иметь разрешение на работу, если не относится к одной из категорий, перечисленных в пп.пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Для осуществления трудовой деятельности в России временно пребывающий иностранный гражданин, если он не относится к категориям, перечисленным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, должен иметь разрешение на работу. При этом он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Аналогичное требование установлено в отношении временно проживающих иностранных граждан п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Случаи, когда можно осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого выдано соответствующее разрешение, определены приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
Разрешение на работу выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2).
Для осуществления трудовой деятельности «визовым иностранцам», въезжающим в РФ, выдается обыкновенная рабочая виза. Документ виза выдается на основании приглашения, оформленного в порядке, предусмотренном ст. 18 Закона N 115-ФЗ, на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом ФМС по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335).
Таким образом, осуществление трудовой деятельности на территории РФ иностранным гражданином, не имеющим права на безвизовый въезд в Россию, сопровождается необходимостью оформления:
— разрешения на привлечение и использование иностранного работника;
— разрешения на работу, выдаваемого на имя самого работника;
приглашения на въезд;
— обыкновенной рабочей визы.
Обязанности работодателя, пригласившего иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), перечислены в п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
В частности, такой работодатель обязан:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
О заключении трудового договора с иностранным работником работодателю необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
Однако в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ указанный порядок не применяется при приеме на работу иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. Лица, постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок такого уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.
Трудоустройство без учета ограничений по защите национального рынка труда осуществляется в отношении трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан (Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)). То есть при приеме на работу гражданина Казахстана и Беларуси действуют те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Организации-работодателю не нужно уведомлять территориальный орган ФМС, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговые органы о факте приема на работу таких иностранных граждан. Косвенно данный вывод подтверждает письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Однако указанные нормативные акты не отменяют обязанностей работодателей, предусмотренных законодательством о миграционном учете. В частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ).
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 18.16 КоАП РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Договор — и никакой волокиты

А дальше — работа помощниками по дому. Но тут возник вопрос: как грамотно и по закону оформить отношения хозяина дома и помощников. Подобные вопросы для «РГ» — не редкость в последнее время. Мы адресовали их сотрудникам Федеральной миграционной службы (ФМС) и юристам в области трудового законодательства. И вот какие советы получили.

Пункт 1 — договор

Как рассказал «РГ» юрист Центра социально-трудовых прав Юрий Стародумов, работодатель обязательно должен заключить договор с людьми, которых нанимает на работу. И тут есть два варианта: договор может быть трудовым или гражданско-правовым.

Если заключается именно трудовой договор, а это документ, предполагающий продолжительные трудовые отношения, работу по конкретной профессии и по определенному графику, то работодатель должен, во-первых, зарегистрировать его в органах местного самоуправления, а во-вторых, вести настоящую бухгалтерию, ведь ему придется ежемесячно делать за мигранта отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) в размере 22% от суммы, которую он платит домашнему работнику, и в Фонд социального страхования — 1,8%.

Для этого ему придется в течение 30 дней со дня заключения договора встать на учет в территориальном отделении Пенсионного фонда России и в течение 10 дней — Фонда социального страхования. Потом ежемесячно делать туда отчисления — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выдачи зарплаты. И ежеквартально не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за кварталом, представлять в ПФР расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное страхование и не позднее 20-го числа месяца — аналогичный расчет в Фонд соцстраха.

Заключая трудовой договор, работодатель должен вести бухгалтерию

Если заключается гражданско-правовой договор, а он предполагает выполнение неких работ, при этом работник административно не подчиняется работодателю и может трудиться в свободном графике, лишь бы результат был, то жизнь работодателя значительно облегчается. Гражданско-правовой договор не нужно регистрировать в муниципалитете, и в случае его заключения отчисления за работника в социальные фонды работодатель делать не обязан. Хотя закон и позволяет ему это делать в добровольном порядке.

Как пояснил «РГ» заместитель руководителя департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России Дмитрий Демиденко, при заключении договора — трудового или гражданско-правового — работодатель, будь он хоть физическое лицо, хоть юридическое, должен в течение трех дней уведомить об этом ФМС. Механизм такой же, как и при постановке на миграционный учет — он может сделать это как по почте, так и лично обратившись в территориальное подразделение ФМС России. То же самое касается и расторжения трудовых отношений — информация об этом сразу должна быть передана миграционщикам, как и уведомление об изменении срока пребывания иностранца.

Стоит отметить: когда мигрант работает у физического лица, он не обязан предоставлять в ФМС копию трудового или гражданско-правового договора. Достаточно того, что сам работодатель уведомит это ведомство об их наличии.

И только! И больше никуда работодатель не должен ходить, ни регистрироваться сам, ни отчитываться ни перед какими ведомствами.

Пункт 2 — деньги

Задача работодателя — платить работнику зарплату. Ее размер фиксируется в договоре. Если он трудовой и предполагается, что работник будет трудиться положенные 40 часов в неделю, то оплата труда не должна быть ниже МРОТ (5965 рублей в месяц). В гражданско-правовом договоре может быть прописана абсолютно любая сумма.

Подоходный налог платить за мигранта не надо. По сути, он делает это сам, регулярно внося плату за патент (к примеру, в Москве это 4 тысячи рублей в месяц). Делать отчисления можно как ежемесячно, так и впрок — заплатив сразу за несколько месяцев или за год вперед. Срок действия патента — год, но если мигрант исправно платит за него, его действие могут продлить еще на год. А вот просрочка платежа может привести к аннулированию патента. А значит, труд гастарбайтера станет незаконным. Делать сам за себя отчисления в социальные фонды трудовой мигрант не обязан. Хотя при желании может.

3 дня дается работодателю, чтобы уведомить ФМС о приеме на работу иностранца

Эти правила распространяются на всех «безвизовых» иностранцев из СНГ, работающих в России по патенту у частных лиц.

Прием на работу иностранных граждан 2018

• Правовые статусы иностранных лиц в РФ • Приём временно проживающего в РФ

• Документы для оформления иностранца • Приём постоянно проживающего в РФ

• Действия работодателя (по 2м режимам) • Приём высококвалифицированного специалиста

Законодательство РФ не запрещает юридическим, физическим лицам и ИП принимать на работу иностранных лиц. Чтобы провести правильно процедуру трудоустройства, юр., физ. лицам и ИП необходимо иметь представление о том, в каком правовом поле пребывает иностранец в РФ. Работодатели должны знать, какие документальные разрешения потребуются от них и иностранного наемного сотрудника.

Правовые статусы иностранных лиц в РФ

Согласно Федеральному закону №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. существует несколько статусов.

1) Временно пребывающие. Подтверждается визой, если иностранец приехал из страны с визовым режимом въезда или миграционной картой, если порядок его въезда в РФ не подразумевает оформления визы. Период временного пребывания по визе равняется сроку ее действия, по миграционной карте – не более 90 дней, исключения п.1 ст. 5 Закона №115-ФЗ.

По окончании этих сроков иностранец обязан покинуть страну, если не было получено разрешение на продление периода пребывания или на временное проживание. Такие разрешения выдаются в федеральном органе исполнительной власти по вопросам миграции (ФМС — Федеральная миграционная служба) и в его территориальных подразделениях. Размеры госпошлины за выдачу и продление разрешительных документов указаны в пп. 11. п.1. ст. 333.28 НК РФ.

Если иностранец, приехавший по миграционной карте, в течение 90 суток оформил трудовой или гражданско-правовой договор и ему выдали патент на работу, тогда период его временного пребывания составляет время действия этих договоров, но не более чем 1 год со дня приезда в РФ. Такое временное ограничение не распространяется на высококвалифицированных специалистов и иностранцев, вступивших в трудовые взаимоотношения с ИП.

Внимание! Если по приезду в РФ иностранец, прибывший на сновании миграционной карты, не указал в ней, что цель его визита – работа, тогда ФМС не даст ему патент на работу (Закон №230-ФЗ от 21.07.2014 г.).

2) Временно проживающие. Иностранное лицо получило в ФМС разрешение на временное проживание (РВП), которое дается на 3 года. Существуют квоты на получение РВП. Временно проживающий иностранец не может по своему желанию изменить место жилья в пределах субъекта РФ, где ему оформили разрешение или переехать за его пределы. Значит, работать он может только в том месте РФ, где было оформлено РВП. Ежегодно нужно проходить перерегистрацию РВП. Величина госпошлины за РВП указана в ст.333.28 НК РФ.

3) Постоянно проживающие. Иностранному лицу выдали вид на жительство (ВНЖ). Его получают в ФМС на 5 лет, продлевается неограниченное количество раз. Ежегодно необходимо проходить перерегистрацию. Заявление на ВНЖ подается в момент действия РВП (3 года), максимум за полгода до прекращения РВП. Величина госпошлины за оформление ВНЖ указана в пп.10.п.1.ст.333.28 НК РФ.

Документы, которые потребуются для оформления трудового договора с временно пребывающим иностранцем (визовый и безвизовый режим)

Необходимый список документов (ст. 65, ст. 327.3 ТК РФ):

  • паспорт; документ, подтверждающий личность;
  • миграционная карта, для тех, кто приехал в безвизовом порядке и виза, кто въехал в визовом режиме;
  • патент (безвизовый режим) или разрешение на работу (визовый режим);
  • трудовая книжка российского формата;
  • документ, подтверждающий квалификацию и образование. Они должны пройти консульскую легализацию, быть переведены на русский язык, нотариально заверены;
  • полис добровольного медицинского страхования.

Интересно! Работать по патенту или разрешению на работу временно пребывающие иностранцы могут на той территории РФ, где были оформлены им эти документы.

Закон №357-ФЗ от 24.11.14 г. гласит, что все иностранные лица обязаны подтвердить знание законодательных основ РФ, ее истории и русского языка.

Действия работодателя при устройстве иностранца по визовому режиму:

  1. оформить в ФМС ходатайство на выдачу приглашения для въезда иностранца в страну;
  2. подать заявление на разрешение об использовании и привлечении труда иностранцев и получить его от ФМС. Госпошлина с 01.01.15 г. составляет 10000 рублей за каждого привлеченного иностранца;
  3. в ФМС получить, увидеть, проверить период разрешения на работу временно пребывающего иностранного лица. Госпошлина за выдачу разрешения на работу с 01.01.15г. составляет 3500 рублей.
  4. оформить с ним трудовой договор, на протяжении 3 дней оповестить об этом ФМС;

Действия работодателя при устройстве иностранца по безвизовому режиму:

1) иностранный работник, въехавший в РФ исключительно по безвизовому режиму, т.е. на основании миграционной карты должен в ФМС оформить патент на работу (с 01.01.2015 г. оформляется только патент, до этой даты оформлялось только разрешение на работу для таких иностранцев) и предоставить его работодателю (ИП, юр. или физ. лицу), которому необходимо проверить период действия патента.

2) заключить трудовой договор, после чего в течение 3-х дней сообщить об этом в ФМС;

Для иностранных граждан стран участниц Евразийского экономического союза — ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) не оформляется патент или РВП, достаточно зарегистрироваться по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.

Когда такого документа нет, тогда необходимо встать на учет по месту пребывания. Страховые взносы с з/п граждан стран участниц ЕАЭС перечисляются в гос. фонды на общем основании по тарифам компании аналогично взносам из з/п российских сотрудников.

От суммы з/п остальных временно пребывающих сотрудников, приехавших не из стран ЕАЭС, тоже перечисляют взносы в ПФР согласно тарифу компании, в ФСС по временной потере трудоспособности – тариф 1,8%.

Важно! Если иностранный служащий определяется как налоговый резидент РФ, т.е. в течение года, без перерывов пробыл на территории страны 183 дня и более, тогда НДФЛ из его з/п удерживается в размере 13%. Если же он провел меньшее количество времени в РФ, тогда он считается нерезидентом и ставка НДФЛ составляет 30%. Для граждан стран участниц Евразийского экономического союза НДФЛ составляет 13% с первого дня работы в РФ.

Оформление на работу иностранца, временно проживающего в РФ

Имея статус временно проживающего (РВП), иностранец обязан зарегистрироваться по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или встать на учет по месту пребывания, когда такого документа нет.

Разрешение на работу с таким статусом оформлять не надо (Закон №320-ФЗ от 30.12.12 г.). Заниматься трудовой деятельностью они могут, подписав трудовой договор с юридическим, физ. лицом или ИП, у которого есть разрешение на привлечение, использование иностранной рабочей силы.

Временно проживающие являются застрахованными субъектами. Они подлежат обязательному медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326-ФЗ от 29.11.10 г), пенсионному (ст. 7 Закон № 167-ФЗ от 15.12.01 г.), соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ от 29.12.06 г.).

Что понадобится от иностранца при подписании трудового договора?

  1. паспорт, где стоит отметка о РВП;
  2. документ об образовании;
  3. трудовая книжка российского образца;
  4. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  5. полис медицинского страхования.

Интересно! Трудовой договор с иностранцем, имеющим РВП, оформляют сроком на 1 год, т.к. именно такой период действия разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Оформление на работу постоянно проживающего иностранца в РФ

Постоянно проживающие, т.е. получившие вид на жительство (ВНЖ) иностранные лица могут работать в любой точке РФ, им не надо разрешение на работу, но они должны пройти регистрацию по месту жительства, если имеется документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или числиться на учете по месту пребывания, когда такого документа нет.

Работодателю не надо оповещать ФМС, налоговую и службу занятости о принятии на работу иностранца с ВНЖ. Они устраиваются работать так же, как граждане РФ. Получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работодателю не надо, он должен только ознакомиться с ВНЖ наемного иностранного работника.

Сотрудники с ВНЖ при заключении трудового договора подают такой же пакет документов и проходят обязательное соцстрахование аналогично временно проживающим.

Как устроить иностранного высококвалифицированного специалиста?

Понятие высококвалифицированный специалист определяется в большей степени размером з/п, которую российский работодатель может обеспечить иностранному специалисту (Закон № 56-ФЗ от 08.03.15 г). Такого рода работники проходят упрощенную процедуру трудового оформления:

  • принимающая компания не обязана оформлять разрешение о том, что привлекает труд иностранца;
  • въезд в страну происходит, даже если нет квот на приглашения;
  • разрешение на работу выдается независимо от наличия квот;
  • получение разрешения на работу сопровождается подачей сокращенного списка документов;
  • ходатайство о выдаче разрешения на работу рассматривается на протяжении 2 недель;
  • срок действия разрешения на работу равняется сроку действия трудового договора, но не может превышать 3-х лет. После истечения этого периода разрешение можно неоднократно продлевать;
  • НДФЛ с з/п специалиста удерживается в размере 13%, не дожидаясь получения им статуса налогового резидента РФ. Налоговая по месту учета работодателя должна быть оповещена о том, что привлекся труд иностранного профессионала. Компания при трудоустройстве специалиста должна оповестить в течение 30 дней ФМС о том, что он уже стоит на учете в гос. налоговом учреждении и каждый квартал отчитываться в ФМС о выплаченной з/п, предоставлении отпуска за свой счет, если он длится более 1 месяца и возможном прекращении трудового договора.

Компания самостоятельно выявляет уровень квалификации и степень компетентности иностранного работника, на основании его профессиональных знаний, навыков, умений.

При оформлении трудовых взаимоотношений с иностранцем-профессионалом заинтересованной компании нужно сделать ему приглашение на въезд и разрешение на работу (визовый режим) или только разрешение на работу (безвизовый), гарантировать получение иностранцу и членам его семьи, въезжающими вместе с ним в страну, полис медицинского страхования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *