Учет потребления продуктов питания

7.4 Особенности учета продуктов питания

Учреждения здравоохранения, учебные заведения, учреждения дошкольного обра­зования, имеют в своем распоряжении продукты питания. Хранение продуктов питания и та­ры должно осуществляться в специально оборудованных приспособленных помещениях (складах), обеспечивающих полную сохранность, соблюдение санитарных норм и правил.

Продукты питания и тара на складе долж­ны размещаться по наименованиям, сортам, в доступных местах по секциям, а внутри них по отдельным видам (на стеллажах, в ящиках, на полках и т. п.) с таким рас­четом, чтобы можно было обеспечить их быструю приемку, отпуск и проверку.

Кроме того, склады должны быть осна­щены необходимыми весовыми приборами, мерной тарой, инструментами и приспособ­лениями для вскрытия тары, холодильными установками, вентиляционными устройства­ми.

Учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по при­ходу продуктов питания ф. № З-12. Записи в ведомости производятся на ос­новании первичных документов, свидетель­ствующих о поступлении продуктов питания в учреждение (накладная, акт приемки), в количественном и суммовом выражении. В течение месяца в ведомости отражаются данные о стоимости поступивших продуктов питания в разрезе поставщиков по каждому наименованию продукта питания. По окон­чании месяца в ведомости подсчитывается общая стоимость поступивших продуктов питания по каждому поставщику отдельно.

Накопительные ведомости по приходу продуктов питания составляются по каждому материально ответственному лицу.

Данные о стоимости поступивших продук­тов питания, отраженные в накопительной ведомости по приходу продуктов питания, являются основанием для осуществления записей в мемориальном ордере № 11 (своде накопительных ведомостей по поступле­нию продуктов питания ф. № 398).

Мемориальный ордер № 11 используется в тех случаях, когда учреждением составля­ется несколько накопительных ведомостей по поступлению продуктов питания.

В накопительной ведомо­сти ведется учет всех поступивших продуктов питания. Однако не все данные, отраженные в этой ведомости, будут перенесены в мемо­риальный ордер № 11. Это связано с тем фактом, что поступление продуктов питания в учреждение может осуществляться от по­ставщиков, в порядке плановых платежей или в централизованном порядке. А фор­ма мемориального ордера предусмотрена только для отражения операций по поступ­лению продуктов питания, приобретенных в порядке плановых платежей (по кредиту субсчета 361 «Расчеты в порядке плановых платежей»).

Поэтому получается, что осуществлять записи в мемориальном ордере № 11 не­обходимо исключительно по тем продуктам питания, которые приобретены учреждением в порядке плановых платежей.

Что касается учета операций по поступ­лению продуктов питания из других источ­ников, то они найдут свое отражение в сле­дующих мемориальных ордерах:

  • продуктов питания, поступивших от поставщиков (обороты в корреспонденции с кредитом субсчетов 364 «Расчеты с про­чими дебиторами», 675 «Расчеты с прочими кредиторами»), — соответственно в мемори­альных ордерах № 4 и № 6;

  • продуктов питания, полученных в качестве гуманитарной помощи (оборо­ты в корреспонденции с кредитом субсче­та 713 «Доходы по прочим денежным сред­ствам»), — в мемориальном ордере № 14.

В бухгалтерском учете операции по по­ступлению продуктов питания отражаются следующими записями:

Таблица 7.4 — Операции по по­ступлению продуктов питания

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Перечислено в порядке плановых платежей

311, 321

Получены продукты питания, приобретенные в порядке плановых платежей

Получена тара

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

801,802

Перечислена предварительная оплата поставщикам за продукты питания

311, 321

Оприходованы предварительно оплаченные продукты пита­ния

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС, уплаченного при приобретении продуктов питания

801, 802

Перечислена оплата за услуги по доставке продуктов пита­ния

311,321

Списана на расходы учреждения стоимость услуг по дос­тавке продуктов питания

801,802

Отпуск продуктов питания со склада учреждения в пищеблок производится на основании меню-требования на выдачу про­дуктов питания ф. №З-4. Меню-требование составляется еже­дневно на основании норм раскладки про­дуктов питания и данных о количестве лиц, получающих питание.

На основании данных меню-требований за­полняется накопительная ведомость по рас­ходованию продуктов питания ф. № З-13. По окончании месяца в ведомости подсчи­тывается общее количество израсходованных продуктов питания за месяц, указывается их цена за единицу и определяется общая стои­мость израсходованных продуктов питания за отчетный период.

Работник бухгалтерии на основании данных, отраженных в на­копительных ведомостях по расходованию продуктов питания, заполняет мемориальный ордер № 12 (свод накопительных ведомостей о расходовании продуктов питания).

В мемориальном ордере № 12 производят­ся записи по кредиту субсчета 232 «Продук­ты питания» и дебету субсчетов:

  • 801 «Расходы из государственного бюд­жета на содержание учреждения и другие мероприятия», 802 «Расходы из местного бюджета на содержание учреждения и дру­гие мероприятия» — на стоимость израсхо­дованных продуктов питания, приобретен­ных учреждением за счет средств общего фонда;

  • 811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги» — на стоимость из­расходованных продуктов питания, приоб­ретенных за счет средств, поступивших от предоставления платных услуг;

  • 812 «Расходы по прочим денежным сред­ствам» — на стоимость израсходованных продуктов питания, полученных в качестве гуманитарной помощи;

  • 801, 802, 811 — 813, 431, 432, 683, 684 — на сумму установленных недостач и потерь продуктов питания, отнесенных за счет учреждения. Если виновные лица не ус­тановлены и дела находятся в следственных органах, сумма недостач относится также в дебет забалансового счета 05 «Гарантии и обеспечения»;

  • 363 «Расчеты по возмещению причинен­ного ущерба» — на сумму установленных недостач и потерь от порчи продуктов пита­ния, отнесенных за счет виновных лиц;

  • 674 «Расчеты по специальным видам платежей» — на стоимость израсходованных продуктов питания (при расчетах с работ­никами за питание, получаемое по месту работы) и др.

Итоговые обороты по кредиту субсче­та 232 «Продукты питания» и дебету кор­респондирующих субсчетов, определенные по мемориальному ордеру, записываются в книгу «Журнал-главная».

В бухгалтерском учете операции по расхо­дованию продуктов питания будут отражены следующими записями:

Таблица 7.5 — Операции по расхо­дованию продуктов питания

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Списана стоимость израсходованных продуктов питания:

— приобретенных за счет средств общего фонда

— приобретенных за счет средств специального фонда

— полученных в качестве гуманитарной помощи

Анализ расходов на продукты питания

В сметах многих бюджетных учреждений предусматриваются расходы на питание. В соответствии с действующей бюджетной классификацией продукты питания относятся к материалам. Их специфика в том, что по мере расходования они полностью выбывают из оборота. Продукты питания определяют характер и содержание анализа исполнения сметы по статье 10, подстатье 03 и по элементу 04 (статья 1100304) бюджетной классификации расходов «Продукты питания».

Необходимо отметить, что учет этого вида материалов ведется по фактическим ценам приобретения без вычета торговой скидки. Последняя при оприходовании продуктов питания относится на уменьшение фактических расходов. При анализе необходимо принять во внимание, что в стоимость продуктов питания не включается тара, не подлежащая возврату. Кроме этого, оплата транспортных услуг по доставке продуктов питания также не включается в стоимость продуктов питания, а относится на фактические расходы учреждения по подстатье «Оплата транспортных услуг».

Следует иметь в виду, что за продукты питания расчеты производятся, как правило, путем плановых платежей.

Размер расходов на питание определяется исходя из действующих норм питания, числа дней питания и контингента питающихся. Однако объем расходов, их назначение и организация расходования средств на питание в различных учреждениях имеет свои особенности. Наиболее значительны эти особенности в детских дошкольных учреждениях.

Каждое детское дошкольное учреждение должно иметь перспективное меню и специально разработанную картотеку блюд. В них указываются: раскладка, калорийность блюд, содержание белков, жиров, углеводов и стоимость питания. Использование готовых карточек позволяет легко определять химический состав рациона, при необходимости заменять одно блюдо другим, равноценным ему по составу, осуществлять ежедневный контроль за качеством питания детей.

Основными задачами анализа расходов на питание являются оценка полноты использования сметных назначений по расходам, характеристика соблюдения натуральных и денежных норм расхода, изучение факторов, влияющих на полноту исполнения сметы по расходам, и причин нарушения установленного набора продуктов питания.

Анализ расходов на питание осуществляется по данным «Отчета об исполнении сметы расходов» формы № 2 за 2003 год (приложение 16) и «Отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам» формы № 3-2 за 2003 год (приложение 15). По детским дошкольным учреждениям они приведены в таблице 3.3.1.

Таблица 3.3.1 Анализ расходов на продукты питания в детских дошкольных учреждениях

Показатели

По плану

Фактически

Отклонение

Процент выполнения плана

1. Расходы бюджета на питание, тыс. руб.

329232,6

768668,2

439435,6

233,5

2. Среднегодовое количество детей

3. Среднегодовое число дето-дней питания

99,0

4. Среднегодовое число дней питания 1 ребенка в год, (стр.3 / стр.2)

258,5

-2,5

99,0

5. Средний расход на питание 1 ребенка в день, руб., (стр. 1/ стр. 3)

317,9

749,5

431,6

235,8

Примечание. Литературный источник: .

Из данных таблицы 3.3.1 следует, что детские дошкольные учреждения допустили перерасход бюджетных средств на питание в сумме 439435,6 тыс. рублей, что составило выполнение плана на 233,5 %. Это могло быть вызвано различными факторами. Основными из них являются:

изменение среднегодового количества детей по сравнению с их плановой величиной;

изменение среднегодового числа дето-дней питания в детских дошкольных учреждениях;

изменение денежной нормы на питание одного ребенка.

Влияние изменения этих факторов по сравнению с планом на общее отклонение по расходам на продукты питания можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц.

Поскольку среднегодовое количество детей по сравнению с отчетом о выполнении плана по сети, штатам и контингентам не изменилось, этот фактор не оказал влияния на результативный показатель (объект анализа), что подтверждается следующим расчетом: (3968 — 3968) *261 * 317,9 = 0. Измене-ние среднегодового числа дето-дней питания по сравнению с отчетом о выполнении плана по сети, штатам и контингентам способствовало снижению расходов на сумму — 3270,6 ((258,5 — 261) * 3968 * 317,9 тыс. рублей, а увели-чение денежной нормы на питание одного ребенка в день на 431,6 рублей способствовало перерасходу бюджетных средств, выделяемых на продукты питания, на сумму 442666,2 ((749,5 — 317,9) * 1025640) тыс. рублей.

Общее влияние изменения трех факторов на отклонение по расходам составило (+ 439435,6) (0 + (- 3270,6) + 442666,2) тыс. рублей.

Расходы на питание относятся к числу зависящих от объема работы учреждения по оказанию услуг. Поэтому при оценке влияния изменения факторов на отклонение фактических расходов от сметных назначений необходимо определять абсолютное и относительное отклонения (недорасход или перерасход) по расходам на питание.

Абсолютное отклонение в нашем случае, составившее 439435,6 тыс. рублей свидетельствует о том, что детские дошкольные учреждения допустили перерасход бюджетных средств на питание. Одновременно следует обратить внимание, насколько экономно детские дошкольные учреждения расходуют денежные средства. Расчеты показывают, что детские дошкольные учреждения не обеспечили соблюдение установленных норм расхода и допустила относительный перерасход средств в сумме 442666,2 тыс. рублей. Это означает, что при выполненном объеме работы они должны были израсходовать не 768668,3 тыс. рублей, а только 326002,0 (768668,2 — 442666,2) тыс. рублей.

При оценке правильности расходования средств на питание в детских дошкольных учреждениях следует проверить полноту их использования по назначению. Так, затраты на питание сотрудников детских дошкольных учреждений сметой расходов не предусмотрены. Поэтому при проверке на месте необходимо убедиться, не отпускалось ли бесплатное питание работникам за счет детей. Проверке подлежит достоверность данных меню-требований на отпуск продуктов питания со склада на кухню. В отдельных графах этих документов должен быть отражен расход продуктов питания на приготовление пищи для сотрудников за их счет. Приготовление пищи для сотрудников должно производиться всегда отдельно от приготовления пищи для детей.

Серьезное внимание должно быть обращено на соответствие количества довольствующихся по данным меню-требований и табелями посещаемости учреждений детьми.

По данным накопительных ведомостей на списание продуктов питания, составляемых на основании меню-требований, необходимо проанализировать соблюдение натуральных норм питания, чтобы оценить расходы с точки зрения соблюдения установленного набора продуктов питания.

В таблице 3.3.2 содержатся данные для характеристики соблюдения норм питания на примере детских дошкольных учреждений с длительностью пребывания в них 9 — 10,5 часов детей в возрасте от 3 до 6 лет. Эти данные используются с целью выявления нарушений натуральных норм питания. Для этого необходимо определить потребность в каждом виде продуктов питания на фактическое количество дето-дней при условии соблюдения нормы их расхода и сравнить эти данные с фактическим расходом.

Из таблицы 3.3.2 видно, что в детских дошкольных учреждениях имеются случаи нарушения натуральных норм по наборам продуктов питания. Например, ржаного хлеба использовано меньше нормы на 29,4 тыс. рублей, а пшеничного — больше на 476,7 тыс. рублей. В то же время меньше использовалось масла сливочного, но больше использовалось масла растительного.

Основными причинами нарушения натуральных норм питания являются:

недостатки в организации материально-технического снабжения учреждений продуктами питания;

необеспеченность сохранности продуктов питания;

замена одних продуктов питания другими;

недостаточность выделяемых бюджетных средств на текущее содержание бюджетных учреждений.

При оценке рациональности расходования средств на питание необходимо учитывать также данные о полноте закладки продуктов в котел, нормы выхода готовых блюд и их калорийность. Такие данные получают в ходе ревизий работы учреждений или других разовых проверок.

Все эти причины в значительной степени зависят от качества работы учреждений и эффективности управления ими.

Как правильно организовать в бюджетном учреждении (детском саду) учет продуктов питания в части документального оформления и бухгалтерских проводок?

15 июня 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание продуктов питания с учета может отражаться бухгалтерской службой бюджетного учреждения на основании Меню-требования (форма 0504202).
Отпуск продуктов питания со склада на кухню может производиться либо на основании Требования-накладной (форма 0504204), либо на основании Меню-требования (форма 0504202)), возврат продуктов питания на склад может осуществляться на основании Требования-накладной (форма 0504204) с пометкой «Возврат». В учете при этом отражается внутреннее перемещение продуктов питания между складом и кухней.

Обоснование вывода:
Обязательные для применения организациями госсектора формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). В настоящее время организации госсектора обязательно должны применять унифицированные формы:
— требования об оформлении которых предусмотрены Приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н;
— установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
Особенности документального оформления операций по движению продуктов питания также могут быть предусмотрены ведомственными правовыми актами. Кроме того, организация питания в детском саду должна осуществляться с учетом положений СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (далее — СанПиН 2.4.1.3049-13).
Поступление продуктов питания на склад бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с товарно-сопроводительными документами. Наряду с указанными документами на продукты питания должны быть в наличии документы, подтверждающие качество и безопасность продукции (удостоверения, свидетельства, сертификаты или декларации о соответствии и т.п.). В случае выявления количественного и качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента данным сопроводительных документов поставщика при приемке товаров составляется Акт приемки материалов (материальных ценностей (форма 0504220)).
Отпуск продуктов питания со склада (внутреннее перемещение продуктов питания (например между складом и кухней)) может производиться либо на основании Требования-накладной (форма 0504204), либо на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (далее — Меню-требование (форма 0504202)), которое составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся. Во избежание лишнего документооборота бюджетное учреждение может принять решение, что использовать Требование-накладную (форма 0504204) будет в части движения продуктов питания между складом, кухней и наоборот, а Меню-требование (форма 0504202) — в части расхода продуктов питания и в качестве отчетного документа, подготовленного в бухгалтерию для списания продуктов питания с учета. Такой порядок ведения документооборота необходимо будет закрепить в учетной политике учреждения.
Учитывая специфику бюджетного учреждения и п. 15.9. СанПиН 2.4.1.3049-13, детскому саду следует ежедневно составлять меню-раскладку с указанием выхода блюд для детей разного возраста. Однако стоит обратить внимание на то, что меню-раскладка не является обязательным первичным документом, применяемым в целях ведения бухгалтерского учета.
Возврат продуктов питания на склад может осуществляться на основании Требования-накладной (форма 0504204) с пометкой «Возврат».
Списание продуктов питания с учета может отражаться бухгалтерской службой бюджетного учреждения на основании Меню-требования (форма 0504202) с учетом его уточнения в течение дня.
После проверки сведения из Меню-требования (форма 0504202) заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (форма 0504038).
Отметим, что Меню-требование (форма 0504202) может использоваться как в целях отражения внутреннего перемещения продуктов питания между складом и кухней, так и в целях списания продуктов питания с бухгалтерского учета. При этом может сложиться ситуация, когда фактический расход продуктов питания, будет меньше реально отпущенного на кухню со склада. В связи с чем возникнет необходимость корректировок. В целях избежания лишнего документооборота бюджетное учреждение может принять решение, что Требование-накладная (форма 0504204) будет использоваться в части движения продуктов питания между складом, кухней и наоборот, а Меню-требование (форма 0504202) в части расхода продуктов питания и в качестве отчетного документа, подготовленного в бухгалтерию для списания продуктов питания с учета. Такой порядок ведения документооборота необходимо будет закрепить в учетной политике учреждения.
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности бюджетные учреждения руководствуются Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н). Для учета продуктов питания используются счета:
— 0 105 22 000 «Продукты питания — особо ценное движимое имущество учреждения»;
— 0 105 32 000 «Продукты питания — иное движимое имущество учреждения».
С возникновением затрат, связанных с приобретением продуктов питания, их фактическая стоимость формируется на счете 106 04. Затем сформированная фактическая стоимость списывается с кредита счета 106 04, и далее их учет осуществляется на счете 105 02. Если дополнительных расходов по приобретению продуктов питания нет, то поступление продуктов питания в бюджетное учреждение можно сразу отражать на счете 105 02.
В соответствии с положениями Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по учету продуктов питания можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 105 Х2 340 *(1) Кредит 0 302 34 730;
— приняты к учету продукты питания на основании товаросопроводительных документов;
2. Дебет 0 105 Х2 340 (склад, МОЛ) Кредит 0 105 Х2 340 (кухня, МОЛ)
— отражен отпуск продуктов питания со склада на кухню (в производство) согласно Требования-накладной (форма 0504204);
3. Дебет 0 105 Х2 340 (кухня, МОЛ) Кредит 0 105 Х2 340 (склад, МОЛ)
— отражен возврат продуктов питания на склад, в связи с уменьшением количества довольствующихся на основании Требования-накладной (форма 0504204) с пометкой «Возврат»;
4. Дебет 0 109 ХХ 272 Кредит 0 105 Х2 440
— списаны израсходованные продукты питания на основании Меню-требования (форма 0504202).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет продуктов питания на складе (в кладовой) госучреждения.
— Энциклопедия решений. Документальное оформление операций по движению продуктов питания (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Документальное оформление списания продуктов питания в госучреждении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

25 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано «ХХ», то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

Общие положения

При учете продуктов питания учреждения обязаны руководствоваться нормами законодательства, в частности Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон N 29-ФЗ). В п. 2 ст. 3 данного Закона сказано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия:

  • которые имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов государственного надзора при проверке таких продуктов;
  • которые не соответствуют предоставленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
  • которые не имеют установленных сроков годности (для продуктов, в отношении которых срок годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Для обеспечения качества и безопасности продуктов учреждения, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту продуктов питания, обязаны проводить мероприятия по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации, а также осуществлять производственный контроль (ст. 4 Закона N 29-ФЗ).

Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических, биологических веществ, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Учреждения, работающие с детьми, должны учитывать, что пищевая ценность продуктов детского питания должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Также продукты детского питания должны быть безопасными для здоровья ребенка (ст. 15 Закона N 29-ФЗ).

Работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов и при выполнении которых осуществляются контакты с пищевыми продуктами, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством РФ. К работам с пищевыми продуктами не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и лица с подозрением на такие заболевания.

За нарушение качества и безопасности пищевых продуктов учреждения, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту продуктов, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 26.1 Закона N 29-ФЗ).

Недавно в редакцию журнала пришел вопрос следующего содержания. В учреждении проводилась плановая инвентаризация, в том числе инвентаризация продуктов питания. По ее итогам не были выявлены продукты питания с истекшим сроком годности. Главный бухгалтер подписал Инвентаризационную опись (Сличительную ведомость) (ф. 0504087), поскольку согласно приказу руководителя главный бухгалтер является членом инвентаризационной группы. После проведения инвентаризации увольняется работник продуктового склада. С учетом требований Приказа Минфина России N 49 <1> была проведена инвентаризация в связи со сменой материально ответственного лица. В ходе этой инвентаризации были выявлены продукты питания с истекшим сроком годности. Руководитель учреждения обвиняет главного бухгалтера в недостаточном контроле. Правомерны ли претензии руководителя учреждения?

<1> Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Для ответа на вопрос обратимся к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее — Квалификационный справочник), который рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Из него следует, что к должностным обязанностям главного бухгалтера относится, в частности, организация работы по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки. Следовательно, претензии руководителя в отношении главного бухгалтера по причине недостаточного контроля с его стороны вполне правомерны и обоснованны.

Бухгалтерский и аналитический учет продуктов питания

На счете 105 02 «Продукты питания» учитываются следующие материальные объекты: продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д. (п. 118 Инструкции N 157н <2>).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Для учета продуктов питания применяются следующие счета аналитического учета (п. 31 Инструкции N 174н <3>):

  • 0 105 22 000 «Продукты питания — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 32 000 «Продукты питания — иное движимое имущество учреждения».

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) продуктов питания производятся по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н).

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035) <4>. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

<4> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Для отпуска продуктов питания оформляется Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) (далее — Меню-требование), которое составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц. Далее Меню-требование, заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные учреждением в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Сведения из Меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

Списание продуктов питания производится на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035) (далее — Оборотная ведомость) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца. Также учреждение вправе составлять Оборотную ведомость ежеквартально. По нашему мнению, данное условие необходимо предусмотреть при формировании учетной политики.

Для корректного учета продукты питания подлежат инвентаризации. Но мы не будем заострять внимание на этом вопросе, поскольку порядок проведения инвентаризации такой же, как и в случае с другими нефинансовыми активами.

Пример 1. ГБУЗ «Городская больница» за счет средств, полученных от оказания платных услуг для организации питания больных, получающих медицинскую помощь на хозрасчетной основе, произвела закупку следующих продуктов:

  • картофеля (200 кг) на сумму 2640 руб. (в том числе НДС — 240 руб.);
  • риса (10 кг) на сумму 1100 руб. (в том числе НДС — 100 руб.);
  • сухофруктов (20 кг) на сумму 4720 руб. (в том числе НДС — 720 руб.).

В течение месяца было израсходовано:

  • картофеля — 100 кг;
  • риса — 10 кг;
  • сухофруктов — 15 кг.
Дебет Кредит Сумма,
руб.
Поступили продукты питания
от поставщика
(2640 + 1100 + 4720) руб.
2 105 32 340 2 302 34 730 8460
Перечислены денежные средства
поставщику за продукты питания
2 302 34 830 2 201 11 610 8460
В конце месяца списаны
израсходованные продукты питания
2 109 xx 272 2 105 32 440 5690

Пример 2. При пожаре на складе учреждения пришли в негодность продукты питания (сухофрукты, морковь, свекла, лук, мука), приобретенные за счет субсидий. Общая стоимость продуктов составляет 35 000 руб.

В бухгалтерском учете списание непригодных к использованию продуктов питания будет отражено следующим образом:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Списаны продукты питания, утраченные
при пожаре
4 401 20 273 4 105 32 440 35 000

Нормы естественной убыли продуктов питания

Для каждого вида продуктов питания установлены свои нормы естественной убыли. Именно ими следует руководствоваться при списании недостач того или иного продукта. Обратим внимание читателей на некоторые нормативные акты, регламентирующие данный вопрос. К ним относятся:

  • Порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814;
  • Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95 (далее — Приказ N 95);
  • Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 07.09.2007 N 304 (далее — Приказ N 304).

Под естественной убылью товарно-материальных ценностей понимается потеря (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

При хранении продуктов питания норма естественной убыли является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которая определяется за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятого на хранение.

При этом к нормам естественной убыли не относятся потери товарно-материальных ценностей при ремонте и (или) профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях, а также все виды аварийных потерь (Приказ N 95).

Приведем некоторые Нормы естественной убыли свежих картофеля, овощей при их кратковременном хранении на складах в заготовительных пунктах. (Данная таблица представлена для районов, расположенных в первой климатической группе: Ханты-Мансийского автономного округа, Магаданской, Амурской областей, Хабаровского края.)

Наименование товара Тип складов Нормы естественной
убыли, %, время года
осень зима весна лето
Картофель поздний Охлаждаемые 0,6 0,2 0,2 0,4
Неохлаждаемые 0,8 0,3 0,3 0,6
Картофель ранний Охлаждаемые 0,5
Неохлаждаемые 0,6
Капуста белокочанная, краснокочанная,
савойская — средние и поздние сорта
Охлаждаемые 0,9 0,5 0,8
Неохлаждаемые 1,1 0,8 1,0
Капуста цветная и брюссельская Охлаждаемые 1,2 0,9 1,1 2,1
Неохлаждаемые 1,5 1,1 1,4 2,5
Корнеплоды обрезные (свекла, морковь,
репа, редька, брюква, петрушка,
сельдерей, пастернак, хрен и др.)
Охлаждаемые 0,7 0,5 0,6 1,0
Неохлаждаемые 1,2 0,7 0,8 1,9
Лук репчатый Охлаждаемые 0,6 0,3 0,5 0,5
Неохлаждаемые 0,7 0,4 0,6 0,6
Чеснок Охлаждаемые 0,5 0,4 0,5 0,7
Неохлаждаемые 0,5 0,5 0,6 0,9
Огурцы открытого и закрытого грунта Охлаждаемые 0,7 0,4 0,4 0,9
Неохлаждаемые 0,9 0,5 0,5 1,2
Томаты (красные, розовые и бурые) Охлаждаемые 0,7 0,2 0,2 0,6
Неохлаждаемые 0,9 0,3 0,3 0,8
Баклажаны, кабачки, перец сладкий и
горький стручковый, патиссоны
Охлаждаемые 0,8 0,5 0,5 0,7
Неохлаждаемые 1,0 0,6 0,6 1,0

Приведем пример списания продуктов питания в пределах норм естественной убыли.

Пример 3. В январе школьная столовая за счет субсидий произвела закупку картофеля (1000 кг) на сумму 12 000 руб. по цене 12 руб/кг. В феврале в связи со сменой материально ответственного лица была проведена инвентаризация на складе и выявлена недостача картофеля в пределах Норм естественной убыли — 2 кг <5> (применяются зимние нормы естественной убыли). При этом расход картофеля за месяц составил 400 кг.

<5> В соответствии с Приложением 47 к Приказу N 304 норма естественной убыли для картофеля при кратковременном хранении зимой составляет 0,2%.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Поступил картофель от поставщика 4 105 32 340 4 302 34 730 12 000
Списан израсходованный картофель
за месяц — 400 кг
4 109 xx 272 4 105 32 440 4 800
Списана недостача в пределах Норм
естественной убыли на основании
Акта о списании материальных запасов
(ф. 0504230)
(2 кг x 12 руб.)
4 109 xx 272 4 105 32 440 24

Обратите внимание! При определении налоговой базы по налогу на прибыль данные расходы учитываться не будут, так как они были произведены за счет целевых поступлений (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Актуальные вопросы учета продуктов питания

В редакцию журнала в последнее время часто приходят вопросы, касающиеся учета продуктов питания. Рассмотрим их.

Школьная столовая использует продовольственное сырье (муку, масло, яйца) при производстве продуктов и выпечки для реализации. Срок годности некоторых продуктов истек. Можно ли учесть в составе расходов при налогообложении прибыли стоимость непригодных для использования продуктов? Данный вопрос является спорным. НК РФ не содержит соответствующих разъяснений. В свою очередь, позиция Минфина по этому вопросу противоречива.

В Письме Минфина России от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477 высказано следующее мнение: расходы в виде стоимости продовольственного сырья с истекшим сроком годности, а также расходы на утилизацию такого сырья могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, при условии что обязанность налогоплательщика по уничтожению или утилизации конкретных категорий пищевых продуктов предусмотрена законодательством РФ. Также данные расходы должны быть документально подтверждены и произведены в рамках предпринимательской деятельности. Аналогичные высказывания содержатся в Письмах Минфина России от 15.09.2011 N 03-03-06/1/553, от 05.03.2011 N 03-03-06/1/121 и др.

В качестве примера из арбитражной практики, свидетельствующего о том, что данные расходы можно учесть, приведем Постановление ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-5075/11. В нем общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции в следующей ситуации. Налоговый орган начислил налог на прибыль, пени, штраф, посчитав, что налогоплательщик неправомерно учел в составе расходов стоимость списанных пищевых продуктов с истекшим сроком годности, тем самым нарушив порядок их уничтожения. При уничтожении продукции и составлении актов о списании товаров не присутствовали представители контролирующих органов либо организации, ответственной за уничтожение непригодной к употреблению пищевой продукции, экспертиза некачественных продовольственных товаров не производилась, а значит, затраты на приобретение и дальнейшую ликвидацию указанной продукции не могут рассматриваться в рамках предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Суд вынес решение в пользу истца, удовлетворив его требование, сославшись на то, что товары, срок годности которых впоследствии истек, приобретались налогоплательщиком для получения дохода, расходы на их приобретение являются обоснованными, факт уничтожения указанных товаров подтвержден.

Приведенное выше Постановление еще раз подтверждает тот факт, что столовая может учесть стоимость пришедших в негодность продуктов при расчете налога на прибыль, если данные расходы обоснованны и документально подтверждены. По нашему мнению, такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В то же время есть разъяснения Минфина, из которых следует, что в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию нельзя рассматривать в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности. Значит, эти затраты не учитываются в составе расходов (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-03-06/1/342, от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397 и др.).

По нашему мнению, учитывать данные затраты при исчислении налога на прибыль не стоит, так как они не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. Напомним, что одним из условий принятия затрат в состав расходов при исчислении налога на прибыль является использование этих расходов при осуществлении приносящей доход деятельности. В данном случае продукты питания были просто уничтожены. Хотя с учетом положительной арбитражной практики по рассматриваемому вопросу можно пойти на риск и попробовать доказать в суде, что налогооблагаемая база была уменьшена на сумму этих расходов правомерно.

Нужно ли включать стоимость транспортных услуг по доставке в общую стоимость продуктов питания? Суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе — расходы на доставку), включаются в фактическую стоимость материальных запасов (п. 102 Инструкции N 157н). При этом, если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, расходы на их доставку (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости.

Таким образом, если доставка продуктов осуществляется поставщиком, учреждение может включить стоимость доставки в фактическую стоимость продуктов питания в момент формирования стоимости на счете 0 106 34 340 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

М.Волкова

Эксперт журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *