Финансирование хозяйственной деятельности

Понятие финансово хозяйственной деятельности организации и её основные направления

бюджетное учреждение финансовый доход расход

В российском гражданском праве юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Выступающие на рынке организации различаются по форме собственности, на которой основаны, по способам создания, характеру деятельности, внутренней структуре и т.д.

Исходя из того, какие права возникают у участников юридического лица в отношении этого юридического лица, ст. 48 ГК выделяет организации, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения); организации, в отношении которых у их участников могут возникать обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства); и организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает (общественные и религиозные организации (объединения), за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств, а также фонды и объединения юридических лиц).

Сами юридические лица могут обладать имуществом на праве оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) либо праве собственности (все иные юридические лица).

В зависимости от принципа формирования состава участников юридического лица в континентальном праве традиционно различаются корпорации и учреждения. Корпорации создаются в результате объединения лиц на началах членства для достижения какой-либо общей цели. Учреждения, как правило, создаются одним лицом, самостоятельно определяющим и цели создания юридического лица, и состав необходимого для этого имущества; они не имеют членства. В российском праве термин «учреждение» имеет несколько иное значение и применяется лишь для обозначения определенной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. К корпоративным юридическим лицам в российской правовой системе относятся хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, союзы (ассоциации) юридических лиц, большинство видов общественных объединений и др. Юридическими лицами некорпоративного типа являются унитарные предприятия, фонды, учреждения, государственные корпорации, автономные некоммерческие организации.

В зависимости от цели создания и деятельности юридических лиц выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Это наиболее важное деление юридических лиц, получившее свое закрепление в системе норм ГК о таких лицах (гл. 4). Основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, которую они могут распределять между своими участниками, тогда как некоммерческие юридические лица преследуют цели, не связанные с предпринимательством.

Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей, и такая деятельность должна соответствовать этим целям. Они не вправе распределять полученную при этом прибыль между своими участниками, а направляют ее на реализацию уставных целей. Коммерческие организации могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК. В то же время перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК и Законе о некоммерческих организациях, не является закрытым и может быть дополнен иными законами.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, которые предусмотрены ее учредительными документами. Ряд видов предпринимательской деятельности осуществляется с обязательным ее лицензированием.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здание, сооружение, жилищный фонд, оборудование, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Организация отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Источниками формирования имущества в денежной и иных формах являются:

1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

4) другие не запрещенные законом поступления.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступление от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законодательством.

Деятельностью организации повседневно руководит исполнительный орган, он подотчетен высшему органу управления, если таковой существует в данном виде некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

Особенно следует отметить тот факт, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального Закона несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Система управления организациями, финансируемыми из бюджета, построена по отраслевому признаку. Основными министерствами, имеющими разветвленную сеть подведомственных учреждений, посредством которых обеспечивается непосредственное выполнение социально значимых для общества функций, являются: Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство спорта и туризма, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и др. Деятельность этих министерств оказывает существенное влияние на процесс экономического, социального, культурного и духовного развития общества. Они обеспечивают гражданам возможность получать образование, приобретать научные знания, укреплять здоровье, накапливать и развивать интеллектуальный потенциал. Для осуществления этих задач государством выделяются значительные финансовые ресурсы из федерального и местного бюджетов. Кроме того, в условиях проводимых экономических преобразований многие организации получают возможность более широко привлекать внебюджетные источники финансирования.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг). В наиболее общем виде все составляющие хозяйственную деятельность многообразные отношения, связи и процессы можно сгруппировать следующим образом:

натурально-вещественные процессы;

процессы, связанные с созданием стоимости;

социальные процессы;

экологические процессы.

К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность, просвещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность и т.п.), способные удовлетворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работников бюджетных учреждений. Натурально-вещественные процессы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функционирования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, характерную для учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов административного управления и других бюджетных организаций.

Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потребительных стоимостей бюджетной сферы) относятся к экономическим. Они отражают количество абстрактного труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К данным процессам можно отнести формирование стоимости и себестоимости услуг здравоохранения, образования, воспитания, культурного развития, просвещения и др.

Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах.

Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой.

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов.

Классификация направлений по категориям деятельности обеспечивает представление информации, позволяющей пользователям оценить влияние каждого вида деятельности на финансовое положение организации и на сумму денежных средств (и их эквивалентов). Данная информация может также использоваться для анализа связи между указанными категориями деятельности.

Для обобщения и систематизации изученного материала составим таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Финансово-хозяйственная деятельность и ее основные направления

Автор

Высказывание

Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2007. 263 с.

Финансово-хозяйственной деятельность понимается как целесообразная деятельность предприятия, направленная на достижение иерархически упорядоченной системы целей, сформулированных его владельцами, и, в соответствии с первым постулатом, представляет собой эффективное использование имеющегося у предприятия экономического потенциала.

Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2008. 452с.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации по производству продукции, торговле, общественному питанию и т.п. Инвестиционная деятельность связана с капитальными вложениями и долгосрочными финансовыми вложениями, а финансовая деятельность — с осуществлением краткосрочных финансовых вложений.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

Финансовая деятельность — деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Инвестиционная деятельность — деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Бухгалтерские термины и определения / Под ред. А.С.Бакаева. М.: Бухгалтерский учет, 2005. С.101.

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. М.: Новое знание, 2008. 265 с.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг).

Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 415 с.

Операционная деятельность — основной вид деятельности, создающий выручку организации, а также прочая деятельность за исключением инвестиционной или финансовой деятельности.

Инвестиционная деятельность — приобретение и выбытие внеоборотных активов и прочих инвестиций, не включенных в категорию эквивалентов денежных средств.

Финансовая деятельность — это деятельность, в результате которой изменяется величина и структура собственного капитала организации и ее кредитов и займов.

Международный стандарт финансовой отчетности № 7

Под финансовой деятельностью в международной практике подразумевают движение денежных средств, связанное с изменениями в составе и размере собственного капитала и займов предприятия (займы понимаются здесь в широком смысле, включая банковские кредиты).

Фролова Т.С. Инструменты и методы анализа финансовой отчетности // Горячая линия бухгалтера. 2007. N 23-24.

Операционная деятельность — основная деятельность, приносящая доход от деятельности предприятия. К операционной деятельности относятся все остальные изменения, то есть изменения оборотных активов (кроме краткосрочных финансовых вложений) и текущих обязательств.

ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ(с изм. от 24 июля 2007 г.)

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Голикова Е. Инвестиционная деятельность подрядчика // Финансовая газета. 2007. N 36.

Инвестиционная деятельность — это осуществление инвестиций и практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Исходя из высказываний различных авторов по вопросу о понятии финансово-хозяйственной деятельности и ее направлений, можно сделать вывод, что они не сильно отличаются один от другого. Изложенные подходы к определению рассматриваемых понятий являются достаточно традиционными для науки, если не сказать общепринятыми.

Представление информации о движении денежных средств и их эквивалентов по трем видам деятельности позволяется обеспечить пользователей финансовой отчетности полезной информацией для принятия экономических решений.

Таблица 2

Полезность информации

Вид деятельности

Полезность информации для пользователей

Операционная

Сумма денежных средств, возникающая в результате операционной деятельности, является ключевым достаточности потоков денежных средств, которые создает данная категория деятельности, для погашения кредитов и займов, поддержания производительной способности компании, выплаты дивидендов и осуществления новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования.

Инвестиционная

Отдельное раскрытие информации о денежных потоках по инвестиционной деятельности отражает масштабы расходов на ресурсы, предназначенные для генерирования в будущем дохода и потоков денежных средств.

Финансовая

Отдельное раскрытие информации о потоках денежных средств по финансовой деятельности имеет большое значение для прогнозирования денежных требований со стороны тех, кто предоставляет компании капитал.

Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.

1. Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования.

Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.

2. Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

· Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

· Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

· Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

· Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

3. Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль, с одной стороны, за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а с другой — за эффективностью использования выделенных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования. В качестве примера можно привести тот факт, что даже зарабатываемые внебюджетные средства приходится распределять и тратить в соответствии с требованиями существующей бюджетной классификации.

5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств. Как правило, организации не заинтересованы ни в экономии ресурсов, ни в поиске способов «зарабатывания» внебюджетных доходов, а лишь в наращивании бюджетного финансирования вне зависимости от реальной потребности.

Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является:

· во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели;

· во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей;

· в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета.

В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.

В силу различия функций, выполняемых бюджетными учреждениями, особенностей состава оказываемых услуг возникает необходимость проведения анализа хозяйственной деятельности учреждений в разрезе отраслей непроизводственной сферы: детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений в образовании, больниц и поликлиник в здравоохранении, научно-исследовательских институтов в науке и др. Хозяйственная деятельность каждого из них выступает основным объектом анализа.

Организационно-техническая и экономическая специфика деятельности бюджетных учреждений находит свое отражение в характерных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей.

Для общеобразовательных школ — количество учащихся, количество учебных классов, наполняемость классов, количество часов учебной нагрузки учителей.

Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой его финансирования (средства государственного бюджета, внебюджетные источники).

Итак, хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг).

1.2. Понятие финансово — хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность – любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ.

Хозяйственно-торговая деятельность может осуществляться субъектом хозяйствования в следующих формах:

— материально-техническое снабжение и сбыт;

— энергоснабжение;

— заготовка;

— оптовая торговля;

— розничная торговля и общественное питание;

— продажа и передача в аренду средств производства;

— коммерческое посредничество в осуществлении торговой деятельности и другая вспомогательная деятельность по обеспечению реализации товаров (услуг) в сфере оборота.

Особое значение в хозяйственной деятельности предприятия имеют финансовые отношения. Финансовые результаты (выручка, прибыль) являются обоб­щающими результатами хозяйственной деятельности предпри­ятия и служат основными показателями ее эффективности.

Финансы – совокупность денежных средств предприятия, а также система их формирования, распределения и использования.

Финансовая деятельность – это система использования разных форм и методов для финансового обеспечения функционирования предприятий и достижения ними поставленных целей, то есть это та финансовая работа, которая обеспечивает жизнедеятельность предприятия, улучшение его результатов.

Финансовая работа предприятия осуществляется по таким основным направлениям:

  • финансовое прогнозирование и планирование. Определяется общая потребность в денежных средствах для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности и возможность получения таких средств. Составляется текущий финансовый план в форме баланса доходов и расходов денежных средств;

  • анализ и контроль хозяйственной деятельности;

  • оперативная, текущая финансово-экономическая работа (практическое воплощение финансового обеспечения предпринимательской деятельности, постоянное поддержание платежеспособности на должном уровне).

Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия и организации торговли, являясь свя­зующим звеном между производством продукции и ее потреб­лением, способствуют завершению кругооборота обществен­ного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому от того, как осуществляются издерж­ки обращения и в зависимости от длительности времени реали­зации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций.

Особенность функционирования торговых предприятий за­ключается в том, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упа­ковка и т.д.) с непроизводственными операциями, которые свя­заны со сменой форм собственности, т. е. непосредственно с реализацией продукции. При этом торговые предприятия как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два вида:

  • предприятия оптовой торговли

  • предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формирова­нии финансовых ресурсов.

Особенностью торговли является также то, что в структуре основных фондов на долю фондов торгово-производственною назначения приходится 80%, в структуре оборотных средств 90% занимают товарные запасы и товары отгруженные.

Спецификой отрасли является наличие наряду с крупными и специализированными магазинами сети средних и мелких магазинов.

Кроме того, в отличие от других отраслей экономики вы­ручка от реализации товаров поступает, как правило, в налично-денежной форме, что усиливает контроль за правильным ее использованием.

Особенности издержек обращения торговых предприятий. Из­держки обращения торговых предприятий представляют собой различные затраты живого и овеществленного труда, выражен­ные в денежной форме и связанные с процессом движения то­варов от мест производства до потребителя.

В издержки обращения входят расходы на транспортирова­ние, хранение, доработку, фасовку товаров, заработная плата торговых работников, отчисления в государственные внебюд­жетные фонды социального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.

Отличие издержек обращения от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стои­мость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей.

В целях планирования, учета и отчетности издержек обра­щения и производства на предприятиях торговли используется следующая номенклатура статей издержек обращения и произ­водства:

1. Транспортные расходы (оплата транспортных услуг, плата за временное хранение грузов, стоимость материалов, израсхо­дованных на оборудование транспортных средств и т. д.);

2. Расходы на оплату труда (заработная плата, премии за производственные результаты и т.д.);

3. Отчисления на социальные нужды (по установленным за­конодательством нормам органам государственного социаль­ного страхования, пенсионного фонда, государственного фонда занятости, медицинского страхования);

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

5. Амортизация основных средств (по собственным и арен­дованным основным средствам);

6. Расходы на ремонт основных средств (текущий, средний и капитальный);

7. Ремонт санитарной и специальной одежды, столового бе­лья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнаши­вающихся предметов;

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производ­ственных нужд;

9. Расходы на хранение, подборку, подсортировку и упаков­ку товаров;

10. Расходы на рекламу (оформление витрин, выставок и т.д.);

11. Затраты по оплате процентов за пользование займом;

12. Потери товаров и технологические отходы;

13. Расходы на тару (амортизация тары-оборудования, рас­ходы на ремонт тары-оборудования и т.д.);

14. Прочие расходы (уплата налогов, сборов, отчислений в бюджет и в специальные внебюджетные фонды и др.).

Расходы, включаемые в издержки обращения и производст­ва предприятий торговли, отражаются на соответствующих статьях установленной номенклатуры в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от сроков их возникно­вения.

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относя­щиеся к следующим отчетным периодам, учитываются в каче­стве расходов будущих периодов и подлежат отнесению на из­держки обращения и производства в течение срока, к которому они относятся, ежемесячно равными частями согласно утвер­жденным руководителем предприятия расчетам.

Источником финансирования издержек обращения является валовой доход.

Состав и назначение основных фондов. Осуществление пред­принимательской деятельности в торговле связано с формиро­ванием и использованием основного и оборотного капитала, которые необходимы для продвижения, хранения и реализации товаров и услуг.

Основной капитал охватывает все объекты, предназначен­ные для постоянного пользования на предприятии: основные фонды, нематериальные активы и финансовые вложения.

Средства труда, функционирующие в сфере товарного об­ращения, образуют основные фонды торгового предприятия. Они состоят из:

• активной части — торговое оборудование, машины, транспортные средства и т.д.;

• пассивной части — здания, помещения (магазины, па­вильоны, киоски и т.д.), сооружения (подъездные пути, пло­щадки и т.д.).

Структура основных фондов торгового предприятия сущест­венно отличается от структуры основных фондов промышленного предприятия, где удельный вес машин и оборудования значительно выше (около 35%, а в торговле — 10%). В основ­ных фондах торгового предприятия удельный вес зданий, со­оружений и передаточных устройств составляет свыше 80%. С учетом арендуемых и безвозмездно предоставленных помеще­ний удельный вес зданий окажется выше, а машин и оборудо­вания — ниже.

В известной мере эти различия определяются спецификой торгового процесса, необходимостью применения ручного труда, но в то же время они отражают и более низкий уровень ме­ханизации и технической вооруженности труда в торговле по сравнению с предприятиями промышленности. Расширение и совершенствование основных фондов торгового предприятия являются непременным условием увеличения объема продаж и улучшения обслуживания покупателей.

Затраты на воспроизводство основных фондов производятся в форме капитальных вложений и финансируются за счет тех же источников, что и в промышленности.

Особенность оборотных активов торговых предприятий. В от­личие от других отраслей экономики в составе и структуре обо­ротных средств торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы. Это вызвано следующими причинами, свя­занными с особенностью торгового обслуживания: равномер­ностью процессов обращения, сезонностью производства и по­требления; неравномерностью размещения производства и рай­онов потребления; непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства; преобразованием производственной про­дукции в торговую; необходимостью образования страховых резервов, а также другими причинами.

Товарные запасы представляются в абсолютных и относи­тельных измерениях.

Абсолютная величина товарных запасов может быть выра­жена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарного запаса не постоянна. Она все время меняется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании важное значе­ние имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показа­тель — относительный, он характеризуют величину товарного запаса, находящегося на предприятии торговли на определен­ную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит то­варного запаса.

Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением аб­солютной величины запасов (на определенную дату) на средне­дневной товарооборот соответствующего периода:

(1.1.)

где До — дни оборота, уровень товарных запасов;

3 — сумма товарных запасов;

О — объем товарооборота:

Т — число дней в периоде.

Ускорение времени обращения товаров имеет большое зна­чение: повышает экономическую эффективность товарного об­ращения, влияет на воспроизводственные процессы в торговле, является одновременно важным условием повышения прибыли и рентабельности производственно-финансовой деятельности торгового предприятия.

Формирование финансовых результатов. Конечный финансо­вый результат (прибыль или убыток) определяется аналогично методике, применяемой на предприятиях промышленности.

Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между роз­ничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *