Совместительство педагогических работников

Что говорит закон?

Дополнительная трудовая деятельность в педагогической сфере регулируется отдельным Постановлением Министерства Труда, изданным в июне 2003 года под номером 41.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Некоторые правовые нормы для указанной категории работников содержатся в 44-й главе Трудового кодекса, но указанное выше постановление конкретизирует и перечисляет все основные требования и условия.

Педагоги могут получить должность по совместительству как в одном учреждении, так и в нескольких, если такой род занятости возможен (имеется свободное время). Причём они могут занимать как аналогичную с основным рабочим местом должность, так и заниматься деятельностью другого рода.

К продолжительности рабочего дня выдвигается ряд условий (она устанавливается согласно совместной с работодателями договорённости):

  • нельзя работать ежемесячно, используя больше половины нормы рабочего времени, установленной для указанного периода;
  • общая продолжительность рабочей недели не может превышать шестнадцати часов (это требование касается как педагогов, так и тренеров-преподавателей).

Если педагог с согласия руководства занимается профессиональной деятельностью в центре повышения квалификации в основное рабочее время, за ним сохраняется полный оклад по основному месту работы.

В то же время ряд работ не может быть причислен к совместительству.

Это:

  • Любая деятельность без учёта работника в штатном расписании. Например, литературная, научная или любая другая творческая работа.
  • Разовая консультационная деятельность с такой же разовой оплатой, осуществляемая с согласия работодателей (не более 300 часов ежегодно).
  • Работы с почасовой оплатой (их длительность не должна превышать 300 часов в год).
  • Осуществление руководства докторами и аспирантами, заведования кафедрой или факультетом по договорённости с работодателями и без внесения в штатное расписание.
  • Деятельность в том же самом дошкольном, общем, специальном или высшем образовательном учреждении на правах совмещения должностей.
  • Руководство комиссиями, заведование кабинетами и лабораториями, ведение практических занятий для студентов без внесения должности в штатное расписание.
  • Трудовая деятельность, осуществляемая сверхурочно в том же учреждении за дополнительную плату (совмещение).
  • Организация экскурсий по сдельной или почасовой оплате при условии не внесения должности в штат сотрудников.

По факту совместительством нельзя считать любую деятельность, оплачиваемую дополнительно: руководство классом, организацию различных мероприятий. Обычно такие работы имеют почасовую оплату.

Особенности и возможность работы

Также ограничения установлены для директоров, трудоустроенных в государственных или муниципальных учреждениях. Этим лицам разрешается совмещать только основную и научную деятельность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Что касается негосударственных учебных заведений, руководство ими осуществляет попечительский совет либо учредители. Получение разрешения на совместительство для директоров зависит от перечисленных органов управления. Такое разрешение не требуется только в одном случае — если директор является единственным учредителем. В этом случае он самостоятельно может принять любое, удобное для него решение, касающееся особенностей трудовой деятельности.

Воспитатели наравне с педагогами имеют право на поиск дополнительного рабочего места.

Если подработка найдена у того же работодателя, то есть, осуществляется в пределах одного учреждения, речь идёт о совмещении, а не совместительстве. Следовательно, отдельный договор не заключается и не устанавливается отдельный оклад. Воспитатель получает доплату за сверхурочную трудовую деятельность.

Также у воспитателей имеется право на работу сразу у нескольких работодателей (на внешнее совместительство).

У сотрудников вузов согласно трудовому законодательству имеются определённые льготы в сфере дополнительной трудовой деятельности.

К дополнительному труду, оплачиваемому отдельно для этой категории работников, относят литературную, научную и любую другую творческую деятельность. Также оплачивается заведование кафедрой или факультетом, руководство студенческой практикой, докторами или аспирантами.

Учителя имеют общие с работающими гражданами права на получение дополнительного места работы как в пределах одного заведения, так и у другого работодателя.

При этом для них оплачивается дополнительно ведение класса, организация экскурсий и других мероприятий, заведование лабораторией.

Если учитель имеет дополнительную занятость в пределах одного учебного заведения, оплачиваемую дополнительно, у него отпадает необходимость в поиске дополнительного рабочего места по совместительству.

Оплата труда

Педагогические работники, осуществляющие работу по совместительству, имеют права на все социальные гарантии и доплаты, положенные по закону и установленные локальным документами.

Оплата трудовой деятельности для них осуществляется пропорционально отработанному времени. Однако это правило не является обязательным для всех учебных заведений. Локальными документами (коллективным договором) может быть установлена фиксированная доплата или другой способ оплаты. Например, деньги начисляются не за отработанное время, а за установленный и выполненный объём работ.

Таким образом, педагог или воспитатель, имеющий несколько рабочих мест, получит оплату труда на каждом из них. Также в общую месячную сумму будет включена доплата за разовую деятельность или работы, не считающиеся совместительством. Например, за ведение класса.

Для педагогов и воспитателей, занятых в государственных учреждениях, предоставляется возможность повысить квалификацию по дополнительному месту работы.

После чего увеличится начисляемый по этой должности оклад. Речь идёт об аттестации на вторую, первую и высшую категорию.

Нюансы предоставления отпуска

Отдых на дополнительном рабочем месте для совместителей предоставляется одновременно с отпускным периодом, оформленным на основном месте работы. Речь идёт о ежегодном отпускном периоде.

Если совместитель отработал меньше полугода, он всё равно имеет право на оформление отпускных дней. Они предоставляются авансом.

Если отпускной период на дополнительном рабочем месте короче основного отпуска, работодатель обязан дополнительно оформить дни без оплаты (за свой счёт). Это позволит сравнять оба отпуска по продолжительности. Но при этом нельзя увеличить отпускной период на основном рабочем месте!

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска во многом определяется родом деятельности педагога:

  1. Логопеды, воспитатели и методисты, трудоустроенные в дошкольных учреждениях, получают 42 дня отдыха.
  2. Те же категории работников занятые работой с детьми, имеющими инвалидность или другие ограничения по здоровью, могут оформить 56 дней отдыха.
  3. Учителя, трудоустроенные в неполных средних и средних учебных заведениях, отдыхают 56 дней.
  4. Преподаватели вузов и специальных учебных заведений, а также деканы и профессора могут оформить 56 дней отпускного периода.

При этом для расчёта отпускных средств учитываются заработные платы по всем рабочим местам, занимаемым конкретным работником.

Продолжительность отпусков устанавливается в соответствии с правительственным постановлением, принятым в ноябре 2002 года под номером 813, а также с Постановлением Министерства труда, изданным в июне 2003 года.

Как получить декретные если не работаешь — узнайте у нас!
Как правильно рассчитать ваш больничный? Наша статья вам поможет.
Как решить вопрос с оплатой больничного уже после вашего увольнения — читайте .

Больничные листы

Работники болеют вне зависимости от того, на какой должности они находятся. Поэтому оплата периодов временной потери трудоспособности осуществляется и на рабочем месте, полученном в качестве совместителя.

Это правило заложено в Законе о социальном страховании. Любой гражданин, трудоустроенный официально (с заключением договора), имеет право на получение денежной компенсации за период, проведённый дома на больничном или за период лечения в больнице.

Но при этом следует учитывать, что согласно требованиям Министерства здравоохранения, у человека, являющегося совместителем, рабочий стаж должен насчитывать не менее двух лет. Если указанного стажа у педагога или воспитателя нет, он вправе получить денежную компенсацию только по основному месту работы.

Это правило связано с тем, что расчёт выплат производится с учётом двух последних лет непрерывной трудовой деятельности.

Следует отметить, что небольшой стаж (меньше двух лет), зафиксированный на основном рабочем месте, требует от сотрудника предоставления справки с прежнего места работы (сведений о доходах за последние 24 месяца).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 октября 2015 г. N 08-ПГ-МОН-37849
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел обращения и в части своей компетенции сообщает.
Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных организаций, являются:
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273);
приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204) (далее — приказ N 1601);
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утверждённое приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2006 г., регистрационный N 8110) (далее — Положение приказа N 69).
В соответствии с частью 1 статьи 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
При этом частью 3 статьи 333 ТК РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учётом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания её изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, соответствующий нормативный правовой акт самостоятельно принимает Минобрнауки России.
Департамент при регулировании рабочего времени педагогических работников исходит из следующего:
продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не может быть одинаковой для всех педагогических работников, так как она зависит от занимаемой должности и (или) специальности, а также особенностей их труда;
согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, в сфере образования используются 40 наименований должностей педагогических работников;
труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноимённым должностям может существенно отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников.
Приказ N 1601 учитывает все перечисленные особенности.
Как следует из пункта 2 приложения N 1 к приказу N 1601, в зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.
Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не является единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени.
Так, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю определена только для педагогических работников, наименования должностей которых предусмотрены в пункте 2.1 приложения N 1 к приказу N 1601, а продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю — в пункте 2.2. этого приложения. Педагогическим работникам, замещающим, в частности, должности «учитель», «педагог дополнительного образования», а также другие должности педагогических работников, поименованные в пунктах 2.3 — 2.8 приложения N 1 к приказу N 1601, установлена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.
Согласно пункту 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и другим педагогическим работникам, поименованным в этом пункте, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая является:
нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы) (пункт 2.8 приложения N 1 к приказу N 1601);
расчётной величиной для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учётом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объёма педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (пункт 3 примечаний к приложению N 1 к приказу N 1601).
Определение для педагогических работников, поименованных в пункте 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы как нормируемой части их педагогической работы, означает, что обязанности этих работников не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской) работы.
Другая часть педагогической работы педагогических работников, указанных в этом пункте, регулируется пунктом 2.3 Положения приказа N 69, предусматривающим, что должностные обязанности учителей помимо выполнения учебной нагрузки могут быть связаны с выполнением работ по подготовке к занятиям, с участием в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, с осуществлением связи с родителями, с проведением родительских собраний и т. п.
Кроме того, педагогические работники с их согласия могут выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, проверка письменных работ и др.).
По своему характеру выполнение большей части перечисленной работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа не может иметь конкретных норм времени, а регулируется соответствующими планами и графиками работ, как это предусматривается Положением приказа N 69.
Из перечисленного следует, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (пункт 2.4 Положения приказа N 69).
Исходя из этого, согласно пункту 2.2 Положения приказа N 69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогические работники привлекаются в дни-проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.
Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей не имеется, в связи с чем подобные действия работодателей не могут быть признанными правомерными. Кроме того, работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности.
Таким образом, нормируемой частью учебной (преподавательской) работы) для педагогических работников, предусмотренных пунктом 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, является фактический объем учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника, который зависит от различных условий работы: количества часов по учебному плану образовательной организации, количества классов (групп), преподаваемого предмета (дисциплины), режима работы организации в течение дня и в течение недели, укомплектованности персоналом и других обстоятельств.
Исходя из этого, объём учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, что пропорционально уменьшает или увеличивает их рабочее время и размер оплаты труда по сравнению с нормой часов и размером ставки заработной платы.
Таким образом, если учитель проводит, к примеру, 9, 18, 27 или более учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 или более часов в неделю. В трудовой договор педагогического работника вносится фактически установленный объём учебной нагрузки (педагогической работы), изменение которого регулируется в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 1.5 — 1.7 приложения N 2 к приказу N 1061.
Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то есть сверх фактического объёма учебной нагрузки (педагогической работы), являющегося нормируемой частью их рабочего времени, является неправомерным.
Неправомерно также без учёта нормативных правовых актов, принятых в целях реализации статьи 333 ТК РФ, а также иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, включая приказ N 1601, применять часть 6 статьи 47 Закона N 273-ФЗ, возлагая на любого педагогического работника все перечисленные в этой части статьи 47 обязанности без учёта занимаемой им должности, а также устанавливая какие-либо соотношения учебной нагрузки педагогических работников, определённой на учебный год, и другой деятельности.
Следует учесть, что согласно пункту 6.5 приложения N 2 к приказу N 1601 положение об установлении на учебный год соотношения учебной нагрузки педагогических работников и другой деятельности может распространяться только на педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (далее — ППС), учитывая, что только для указанного преподавательского состава установлена фиксированная 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой дифференцированно — в зависимости от конкретного наименования должности ППС — должно устанавливаться соотношение учебной нагрузки и другой работы в порядке, определённом разделом VI приложения N 2 к приказу N 1601. Для преподавателей из числа ППС установление такого соотношения имеет существенное значение, так как, в отличие от учителей, они получают должностной оклад, не изменяющийся в зависимости от большего или меньшего объёма учебной нагрузки.
В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.
Заместитель директора
Департамента П.А. Сергоманов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *