Проектное финансирование в России

Участники проектного финансирования и их роли

Одно из самых проблемных (и одновременно интересных) свойств большинства проектов в сфере проектного финансирования — это наличие значительного количества сторон, участников проекта с различными интересами, которые должны быть сведены воедино для достижения общей цели успешной реализации проекта. Это одна из самых сложных задач, вызов, который присущ любому проекту; решение этой задачи обеспечит успешную кооперацию и эффективное взаимодействие всех сторон для достижения всех целей проекта. Неизбежно происходит конфликт интересов, поскольку, хотя все стороны преследуют общую цель, их индивидуальные интересы могут весьма различаться и нередко противоречить друг другу. Для многих проектов, которым свойственен международный характер реализации, типично вовлечение участников из различных стран с различными юрисдикциями, и в таких случаях имеется риск возникновения всевозможных трений и даже конфликтных ситуаций, связанных с применением разнообразных законов и практик реализации проектов, специфичных для каждой конкретной страны.

Структура многих проектов обладает одной общей чертой: каждый участник играет свою определенную роль. Это в первую очередь присуще проектам с несколькими спонсорами, к примеру проектам, в которых один из спонсоров может являться подрядчиком (контрактором) под ключ (turnkey contractor), в то время как другой — его управляющей компанией (оператором), третий — поставщиком сырья или компанией-офтейкером (компания-посредник для организации продажи конечной продукции проекта). Зачастую, и это может быть требованием местного законодательства, одним из спонсоров проекта должна являться местная компания. Даже в тех странах, где нет такого требования, привлечение в проект местной компании может иметь несколько преимуществ, особенно в случаях ограниченного опыта ведения дел иностранными спонсорами или из-за особенностей местного законодательства в принимающей стране. Более того, привлечение местной компании предполагает определенный уровень комфорта как для иностранных спонсоров, так и для иностранных кредиторов, так как в таком случае проект не будет пристрастно принят или подвергнут дискриминации.

Проектная компания/заемщик

Проектная компания — это обычно компания, товарищество, партнерство, совместное предприятие или комбинация вышеназванного. Создание данной структуры находится под влиянием юридических и других законодательных требований принимающей страны. К примеру, в некоторых юрисдикциях необходимо, чтобы держателем лицензии или концессии была компания, инкорпорированная (зарегистрированная) в данной стране. В других странах могут наличествовать строгие законодательные ограничения по присутствию иностранного капитала в определенных сферах экономики, в особенности в отношении стратегически важных отраслей промышленности.

Проектная компания во многих случаях может быть структурой, организующей проектное финансирование, и таким образом являться заемщиком для проекта. Это также может быть компания, получившая концессию или лицензию (в некоторых схемах финансирования, базирующихся на получении права на концессию) и присутствующая во всей проектной документации. Проектная компания — это специально созданная структура (special project vehicle), предназначенная только для участия в конкретном проекте. В случае когда проектная структура представляет собой совместное предприятие, заемщиков, скорее всего, будет несколько, что может усложнить схемы финансирования, если (и, вероятно, это будет предпочтительнее всего для кредиторов) участники совместного предприятия не будут связаны оговоркой о солидарной ответственности по долгам. Если, однако, заемщиком по проекту является специально созданная структура, то кредиторы вправе ожидать, что недавно созданная компания будет находиться в соответствующей юрисдикции, и будут требовать наложения определенных ограничивающих требований на заемщика по осуществлению действий, не относящихся к проекту. Целью всего этого является освобождение кредиторов от дополнительных непроектных рисков.

Спонсоры/акционеры

Спонсоры проекта — это те компании, агентства или физические лица, которые продвигают проект и привлекают различные стороны для получения необходимых разрешений и согласований для реализации проекта. Часто они (или одна из связанных с ними компаний) вовлекаются в конкретные аспекты проекта, к примеру в строительство, операционную фазу, реализацию услуг, закупку продукции проекта или владение участком земли, необходимой для проекта. Спонсоры являются безусловными инвесторами в капитал проектной компании и могут выступать как заемщиками, так и гарантами определенных показателей работы проектной компании.

Поддержка, которую оказывают проектные спонсоры, может меняться от проекта к проекту и включает в себя:

  • предоставление комфортных писем или писем подтверждений (comfort letter);
  • предоставление гарантий по увеличению финансирования (cash injection commitment) как до, так и после завершения проекта;
  • обеспечение поддержки завершения проекта (provision of completion support) через предоставление гарантий и т.п.

Поддержка может обеспечиваться через предоставление менеджерских услуг и оказание технической помощи проектной компании.

Капитал третьих лиц

Наравне со спонсорами в проекте могут участвовать инвесторы, рассматривающие проект только как способ извлечения дохода на инвестированный капитал для своих акционеров. Такие инвесторы обычно не участвуют в проекте путем предоставления услуг и не вовлечены в процесс проведения строительной или операционной фазы, ограничиваясь предоставлением акционерного капитала.

Инвесторы капитала третьих лиц обычно вкладываются в проект на более длительный срок по сравнению с типичным контрактным спонсором, который, как правило, хочет продать свою долю и выйти из проекта по завершении строительства.

Часто инвесторами капитала третьих лиц являются фонды развития или фонды прямого инвестирования (фонды капитальных инвестиций), созданные специально для целей вложения средств в широкий диапазон проектов. Они становятся ценным источником капитала для проектов, реализуемых в рамках проектного финансирования. Обычно такие фонды требуют своего присутствия на уровне совета директоров для мониторинга использования своих инвестиций.

Банки/кредиторы

Абсолютное большинство проектов не может финансироваться с помощью одного кредитора, и тогда возникают синдикаты (группы) кредиторов. В проекте международного уровня группа кредиторов может быть представлена широким рядом стран. Если банки из принимающей страны задействованы в финансировании, такое участие является привлекательным для иностранных кредиторов, которые воспринимают участие локальных банков как своего рода положительный знак.

Как и в случае с крупными синдицированными займами, проектный кредит должен быть организован небольшой группой банков-организаторов (arranging banks), которые также могут подписаться на весь кредит или его часть. Часто банки-организаторы являются первичными подписантами (original signatories) по кредитному соглашению, в то время как собственно синдикация кредита происходит позже. Во многих случаях банки-организаторы безоговорочно принимают на себя риск, что смогут разместить кредит без синдикации в более поздние сроки.

Организация проектного финансирования считается очень специализированной областью международного финансирования, и круг реальных участников, как правило, строго ограничен теми банками, которые имеют опыт и навыки по определению и оценке всех рисков проекта. В то же время нельзя сказать, что банки, не имеющие такого опыта, не могут участвовать в проектном финансировании, но для этих банков риски намного выше, так как им придется использовать оценки более опытных коллег.

Сложность многих проектов по организации проектного финансирования приводит к тому, что большинство банков-организаторов представляют собой крупные банки, обладающие значительным опытом работы в этой сфере, часто имеющие обособленные профессиональные подразделения соответствующих специалистов. Для банков меньшего калибра, желающих работать в этой сфере, отсутствуют ограничения по участию в таких кредитах, организованных более крупными банками.

Страхующий банк и банк — держатель счета (insurance bank and account bank)

Во многих крупных проектах различным отдельным кредиторам присваиваются различные роли, иногда только для того, чтобы дать каждому организующему банку определенную значимую функциональную роль в проекте. Две из таких функций нашли отражение в страхующем банке и банке — держателе счета.

Страхующий банк, как и предполагает название, является кредитором, который проводит переговоры в связи со страхованием объектов проекта от имени всех кредиторов. Он связан со страховым консультантом, представляющим интересы кредиторов, и его задачей является обеспечение полноты страхования всех фаз проекта и его подтверждения соответствующими документами, подготовленными надлежащим образом с тем, чтобы интересы кредиторов были соблюдены в этой области.

Банк — держатель счета является кредитором, через счет которого проходят все денежные потоки проекта. Такой счет представляет собой счет всех расходов для отслеживания всех оплат заемщика и счет всех поступлений по проекту. Однако по распространенной практике в некоторых случаях могут быть открыты другие счета с целью отслеживания специфических поступлений по проекту (к примеру, страховые платежи, возмещения за причиненный ущерб, платежи акционеров в капитал, оплата на содержание завода, создание резервов на выплату долгов).

Международные финансовые организации и национальные экспортные кредитные агентства

Многие проекты получают софинансирование либо от Мирового банка, либо от его дочерней структуры по кредитованию негосударственного сектора экономики — Международной финансовой корпорации (IFC — International Finance Corporation), либо через международные организации развития различных регионов, к примеру через Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банк развития или Азиатский банк развития.

Данные международные организации имеют возможность увеличить привлекательность проекта для финансирования банками, его так называемую bankability. Это обеспечивается путем гарантии международным коммерческим банкам определенного уровня страхового покрытия ряда политических рисков, включая неспособность правительств принимающих стран обеспечить осуществление согласованных инвестиций и валютообменных операций или непредоставление со стороны принимающей страны необходимых одобрений и согласований для обеспечения работы определенных участников проекта.

ЭКА (экспортные кредитные агентства) также играют важную роль в финансировании инфраструктуры и в осуществлении проектов на развивающихся рынках. Как следует из названия, роль ЭКА заключается в обеспечении экспортеров соответствующей вспомогательной финансовой помощью либо напрямую им самим, либо напрямую импортерам (через предоставление кредитов покупателям).

Контрактор (строительная компания, главная управляющая компания, PMC-подрядчик <1>)

<1> Project Management Company может также осуществлять функции Генерального подрядчика по проекту (EPC — Engineering Procurement Construction contractor), и в таком случае компания будет называться PMC + подрядчик.

В инфраструктурном проекте контрактор будет (по крайней мере, на время осуществления строительной фазы) являться одним из самых значимых звеньев проекта. Как показывает общераспространенная практика, такая строительная компания выбирается проектной компанией для разработки, поставки оборудования, строительства и выдачи подрядов на проект. Предполагается, что строительная компания возьмет на себя всю ответственность по проведению строительной фазы — обычно данная модель называется «моделью под ключ» (turnkey model).

Контрактором обычно является компания, хорошо себя зарекомендовавшая и известная в своей области рядом осуществленных проектов такого уже уровня в том же регионе. В некоторых больших инфраструктурных проектах используется консорциум контракторов. В других проектах международный контрактор присоединяется к местному контрактору. В любом случае ключевой вопрос каждого из этих проектов, касающийся и проектной компании, и кредиторов, будет звучать следующим образом: примут ли на себя контракторы, объединенные в совместное предприятие, взаимное и ничем не обусловленное обязательство или только одно ничем не обусловленное обязательство по строительному контракту. Также при создании юридической структуры и собственно совместного предприятия важно оговорить, будут ли это договорные отношения или настоящее, закрепленное юридически, партнерство. Кредиторы по очевидным причинам предпочтут взаимное и ничем не обусловленное обязательство.

Хотя большинство проектов структурировано с одним контрактором под ключ, иногда проектная компания заключает договоры на обслуживание с рядом компаний по исполнению всех деталей по проектированию, строительству и поставке оборудования (design, construction and procurement) под общим проектным руководством (надзором) проектной компании или проектного менеджера. Кредиторам, как правило, не нравится такая структура, так как она приводит к непокрытым обязательствам в области доработки проекта и строительства. Они предпочитают, чтобы проектная компания отделила свою ответственность от проектного управления и таким образом могла бы восприниматься как кредитоспособная структура, против которой возможно было бы регрессное требование, если, конечно, в нем возникла бы необходимость.

Оператор

В большинстве инфраструктурных проектов, в которых проектная организация сама не руководит (или не обслуживает) проектной структурой, отдельная компания назначается оператором после окончания собственно строительной фазы самого проекта. Данная компания является ответственной за обеспечение процесса функционирования и обслуживания проекта на ежедневной основе в соответствии с заранее согласованными параметрами и условиями. Как правило, такая компания уже обладает опытом управления различными проектами в зависимости от их типа. Иногда достаточно назначить спонсора оператором, и это будет весомым аргументом для его участия в проекте.

Как и в случае с контрактором, кредиторы тщательно изучают выбранного оператора, и не только его кредитный потенциал и финансовое положение (бухгалтерский баланс и т.д.), но также и то, обладает ли данный оператор накопленной положительной историей по управлению такого рода проектами.

Контрактор и оператор, как правило, не являются одной и той же компанией, так как различные опыт и навыки востребованы на различных этапах (строительный и операционный) реализации проекта. Однако оба эти участника играют важную роль для обеспечения успешности реализации проекта.

Эксперты и консультанты

Кредиторы прибегают к помощи различных экспертных и консультационных компаний для получения их профессионального мнения и заключения по различным техническим аспектам реализации проекта. Необходимо отметить, что нередко спонсоры назначают своих собственных консультантов и экспертов. Чаще всего кредиторы стремятся получить профессиональное мнение в следующих областях: технические и инженерные аспекты осуществления проекта, страхование объектов и оборудования проекта, экологические вопросы. Кроме того, кредиторы обращаются к соответствующим компаниям для получения их профессионального мнения по маркетинговой составляющей (оценка спроса и рынков сбыта) самого проекта.

Критерием выбора каждой из этих консультационных и экспертных компаний является наличие соответствующих знаний и опыта в конкретных областях. Выбранные консультанты осуществляют работы и выдают свои заключения до решения о предоставлении финансирования и затем проводят свой мониторинг на периодической основе. Важно отметить, что выбранные и назначенные кредиторами консультанты ответственны только перед кредиторами, а не перед заемщиком или его спонсорами. Однако стоимость таких консультантов и экспертов ляжет на плечи проектной компании и, соответственно, будет являться частью расходов всего проекта. Поэтому, как правило, требуется заранее согласовать максимально детализированный объем работ между кредиторами, экспертом и спонсорами проекта.

Принимающее правительство (государство)

Как видно из названия, «принимающее правительство» — это правительство, в стране которого осуществляется проект. Роль принимающего правительства зависит от сущности проекта. В некоторых развивающихся странах может возникнуть необходимость вхождения принимающего правительства в проект через подписание соответствующего поддерживающего проект государственного соглашения. Это особенно важно для проектов, имеющих большую инфраструктурную составляющую и требующих подключения к существующим инфраструктурным и инженерным сетям. Как минимум роль принимающего правительства будет сведена к выдаче различных согласований и разрешений при подготовке проекта и в процессе его осуществления. В ряде случаев принимающее правительство (или его агентство) может быть действительным покупателем или офтейкером продукции, производимой в результате осуществления проекта, и в некоторых случаях даже акционером в проектной компании (хотя обычно не напрямую, а через различные правительственные структуры, агентства или через контролируемые государством компании). Обычно принимающее правительство играет более значимую роль в проектном финансировании (через обеспечение поддержки, предоставление услуг или другим путем) в менее развитых или развивающихся странах.

Какой бы ни была степень вовлеченности в проект принимающего правительства конкретной страны, его общий уровень и подход к финансированию конкретных проектов будут являться определяющими для привлечения иностранных инвестиций. Если в принимающей стране наличествовала практика плохого обращения с иностранными инвесторами или правила игры постоянно менялись принимающим правительством, это может стать серьезным ограничением по привлечению финансирования проектов в конкретной стране в условиях ограниченного регрессного требования.

Поставщики

Поставщиками являются компании, поставляющие необходимые товары, оборудование и/или услуги в соответствии с конкретным проектом. В проекте электроэнергетики, к примеру, поставщик топлива будет одним из основных участников проекта. В других проектах определенный поставщик может поставлять оборудование и/или услуги, требуемые либо во время строительной, либо во время операционной фазы проекта. Как контрактор, так и оператор проекта также подпадают под эту категорию. Многие комментарии, сделанные выше и относящиеся к контрактору и оператору, относятся и к поставщикам. Однако стоит отметить, что не всегда поставщики (как, впрочем, и покупатели) так же тесно связаны с проектной структурой, как, скажем, контрактор и оператор. В результате кредиторы могут быть не в состоянии диктовать им такие же требования по обеспечению поставки.

Если отсутствует долгосрочный поставщик необходимых товаров и/или услуг для проекта, тогда кредиторам и проектной компании необходимо взять на себя риск того, что поставки на проект будут осуществляться в достаточном количестве и качестве, по разумной цене и в разумные сроки.

Покупатели

Во многих проектах производимая продукция не продается на открытом рынке. Проектная компания заключает контракт с определенным покупателем на покупку производимой по проекту продукции на долгосрочной основе. К примеру, в газовом проекте может быть долгосрочный офтейкеровый контракт с покупателем газа. Похожим образом в проекте электроэнергетики покупателем/офтейкером может выступать национальный энергетический орган, который согласен на выкуп электроэнергии, вырабатываемой на станции. Однако не всегда бывает так, что в проекте задействован согласованный офтейкер, в некоторых проектах (например, в нефтедобывающих или нефтеперерабатывающих) может и не быть заранее согласованного офтейкерного соглашения, и производимая продукция будет продаваться на открытом рынке. В результате кредитующие банки будут вынуждены брать на себя рыночный риск.

В некоторых проектах необходимые поставки на проект (например, топливо) и производимая продукция (например, электричество) осуществляются или проектной компанией, или на условиях «take-or-pay», т.е. на условиях, по которым покупателю требуется оплатить заранее согласованный объем вне зависимости от того, поставлен он или еще нет.

Страховщики

Страховщики играют решающую роль в большинстве проектов. Если случится катастрофа или возникнет серьезная неисправность (утрата оборудования), имеющая существенное негативное влияние на осуществление проекта, тогда страховщики будут первыми, к кому обратятся как спонсоры, так и кредиторы для покрытия убытков. В большинстве случаев, если бы не было страхового покрытия при полной утрате объектов проекта, это означало бы, что спонсоры и кредиторы потеряли бы все. Поэтому кредиторы обращают пристальное внимание, чтобы покрытие было предоставлено ведущими международными страховщиками, а не местными страховыми компаниями из развивающихся стран.

В некоторых отраслях (к примеру, в нефтяной отрасли) некоторые очень крупные компании создают свои собственные заграничные кэптивные страховые компании, существующие за их счет либо за счет создания синдикаций с другими крупными компаниями, что фактически является формой самострахования. Кредиторы обычно серьезно оценивают и изучают такие структуры на предмет отсутствия любых скрытых рисков неуплаты страхового возмещения.

В других случаях страховое покрытие определенных рисков либо не представляется возможным, либо возможно или по запретительной премии, или от страховщиков, имеющих недостаточно солидную репутацию или надежность. В таких случаях кредиторы предпочитают иметь дело с альтернативными структурами для покрытия таких существенных рисков, как катастрофа или утрата.

Итоговый список проблемных зон по организации проектного финансирования

Прежде чем дать согласие на финансирование конкретного проекта, кредиторы обратят особое внимание на каждого участника, который хоть в малейшей степени задействован в проекте на разных этапах: в начальной фазе осуществления проекта, строительной фазе или во время операционной фазы.

Следующие факторы являются основными проблемными зонами, на которых будет сосредоточено внимание кредиторов:

  • кредитоспособность сторон, в особенности их финансовые возможности по покрытию обязательств по соответствующим проектным документам. Если кредиторы останутся не удовлетворенными, тогда они, вероятнее всего, потребуют предоставления гарантий или аккредитивов от компаний-спонсоров или других банков, финансовых институтов для подтверждения этих обязательств;
  • равной по значимости является способность сторон действовать и выдавать результаты в соответствии с особенностями проектной документации. Есть ли у сторон соответствующий уровень технического и управленческого ресурса? Имеется ли у них опыт осуществления аналогичных проектов в похожих условиях? Какой опыт у них есть в данной отрасли промышленности? Каковы позиции в принимающей стране (экономике)? Все эти проблемы и вопросы требуют ответа и разрешения до того, как кредиторы дадут ответ по финансированию конкретного проекта;
  • какое отношение каждый из участников проекта имеет к проектной компании? Как было отмечено ранее, довольно часто одним из спонсоров проекта является контрактор, оператор или основной поставщик, покупатель. В большинстве случаев кредиторы будут рассматривать такую ситуацию как благоприятную. Но в некоторых случаях они будут настаивать на обеспечении принципа равноудаленности (at arm’s length relationship);
  • независимость участников проекта. Будут ли участники проекта испытывать влияние различных политических факторов таким образом, что это войдет в противоречие с интересами кредиторов? Логично предположить, что иностранные участники проекта будут менее восприимчивы к местным политическим и другим влияниям, чем местные компании, и это может стать проблемным местом для кредиторов;
  • непрерывность. Будет ли конкретный участник проекта продолжать свое участие в конкретном проекте на период вовлеченности в проект кредиторов? Кредиторы, как правило, требуют установления ограничений на передачу обязательств по проектным договорам со стороны ключевых участников, и там, где это невозможно, такая передача будет приравниваться к неисполнению обязательств и расцениваться как существенное нарушение договора;
  • при наличии участников, предоставляющих услуги консультирования кредиторов по проекту (технические, страховые и юридические консультанты), необходимо выяснить, есть ли у них соответствующее страховое покрытие на возмещение убытков, возникших вследствие небрежного осуществления своих обязанностей, которое может оказаться катастрофичным для кредиторов. Было бы неправильно при наступлении таких обстоятельств не иметь права регресса на источник такого небрежного осуществления своих обязанностей;
  • кредиторы могут быть обеспокоены наделением каждого участника соответствующими юридически закрепленными правами заключать договорные отношения с проектной компанией и тем, что данные обязательства по данным контрактам означают юридически значимые, обязательные и действующие обязательства. Для обеспечения данного требования кредиторы должны будут получить юридическое мнение со стороны юристов у себя в стране по каждой стороне проекта. Особое внимание будет уделяться обеспечению действительности обязательств и принуждению к выполнению обязательств, выдаваемых со стороны правительств, региональных властей и муниципальных органов власти, особенно в тех проектах, в которых участие государства становится неизбежным.

Часто вопросы, задаваемые как кредиторами, так и спонсорами, совпадают — каждая из сторон хочет минимизировать риск влияния внешних факторов или событий, действующих неблагоприятно на осуществление проекта.

В.Л.Сведенцов

Заместитель начальника

департамента финансового консалтинга

и международных проектов

Банк ЗЕНИТ

Основные участники проектного финансирования

Типы и виды финансирующих организаций (коммерческие банки, фонды, МФО, лизинговые компании, пенсионные фонды, Банки развития).

Одна из особенностей проектного финансирования — использование широкого круга источников, средств и методов финансирования инвестиционных проектов, в том числе банковских кредитов, эмиссий акций, паевых взносов в акционерный капитал, облигационных займов, лизинга, собственных средств компании (амортизационных фондов и нераспределенной прибыли) и т.д.

Частные займы для проектного финансирования обеспечиваются двумя основными источниками: коммерческими банками и инвесторами в облигации. Коммерческие банки обеспечивают долгосрочные займы для проектных компаний; держатели облигаций (как правило, это долгосрочные инвесторы, такие как страховые компании и пенсионные фонды) покупают долгосрочные облигации, выпускаемые проектными компаниями. Хотя законодательные структуры, процедуры и рынки различны, критерии, по которым привлекаются займы, практически одинаковы на всех рынках.

Коммерческие банки — это самые крупные заимодавцы проектного финансирования. Это самый распространенный вид финансирования.

Анализируя причины заинтересованности банков в участии в проектах, реализуемых на принципах проектного финансирования к основным выгодам банка можно отнести:

  • 1) увеличение, а в идеале максимизация, прибыли. Кредитование инвестиционных проектов клиентов для банков более высокорисковый продукт, нежели обычное кредитование на пополнение оборотных средств, соответственно, маржа кредитора по долгосрочным кредитам выше, чем при краткосрочном кредитовании;
  • 2) увеличение объема кредитного портфеля. Для реализации инвестиционных проектов зачастую требуются значительные кредиты, которые по мере их выдачи сильно влияют на увеличение объема кредитного портфеля, особенно в региональных филиалах крупных банков; при этом может возникнуть риск зависимости кредитного портфеля и качества обслуживания долга от финансового состояния и успеха реализации проектов небольшого количества заемщиков;
  • 3) привлечение новых клиентов для удержания занимаемых позиций на рынке/увеличения занимаемой доли рынка. Банк может и должен использовать проектное финансирование как продукт-локомотив для привлечения и удержания 2 клиентов (занимаемой доли рынка) по средствам развития долгосрочных партнерских отношений, а также для прорывного выхода на совершенно новые для себя рынки (территории);
  • 4) кросс-продажи сопутствующих банковских продуктов.

Основными сопутствующими проектному финансированию банковскими продуктами, предоставляемыми заемщикам, являются:

  • а)расчетно-кассовое обслуживание;
  • б) кредитование на пополнение оборотных средств и предоставление овердрафтов;
  • в)торговое финансирование;
  • г) реализация зарплатных проектов и предоставление иных продуктов розничного банковского бизнеса для сотрудников кредитуемой компании и покупателей ее продукции (например, эквайринг, банкоматы и потребительское кредитование в торговом центре, возводимом при участии банка, после завершения его строительства и пуска в эксплуатацию). В последующем, при достижении предприятием соответствующего уровня развития — организация облигационных займов и IPO;
  • д) консалтинг и др.;
  • 5) формирование ресурсной базы банка. В кредитных договорах банки, как правило, помимо обязательства заемщика о проведении расчетов по проекту через специально открываемый расчетный счет, оговаривают обязательства заемщика о проведении определенного объема кредитовых оборотов в период действия кредитного договора по открываемому расчетному счету, причем желательно с указанием обязательного неснижаемого остатка — таким образом, банки формируют свою предсказуемую пассивную базу на долгосрочный период;
  • 6) имиджевая составляющая, PR кредитующей организации. Кроме материальных выгод, от финансирования проекта можно получить также и нематериальные — например, «бесплатная» реклама при открытии финансируемого проекта (торгового центра или при запуске в эксплуатацию значимого для города или региона производства) и улучшение/укрепление отношений с местными органами власти, что немаловажно для целей благополучного роста бизнеса банка в данном регионе как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Как правило, для проекта в отдельной стране лучше привлечь займы из местных банков, прежде всего потому, что они знают местные условия, а так же поскольку они предоставляют средства в национальной валюте, что позволит устранить риск, связанный 3 с обменным курсом. Таким образом, в развивающихся странах проекты, как правило, финансируются местными банками или местными филиалами иностранных банков.

В некоторых развивающихся странах, однако, такой подход может быть неэффективным. Местные банки могут не предоставлять услуг долгосрочного кредитования или не иметь опыта проектного финансирования. В некоторых развивающихся странах (таких как Индия и Бразилия) существует государственный сектор местных банков развития, которые могут помочь заполнить брешь, если местные коммерческие банки не способны обеспечить необходимое финансирование, но их возможности также ограничены. Таким образом, международный банковский рынок так же играет важную роль в проектном финансировании в развивающихся странах.

Международные финансовые организации (МФО) играют особую роль в становлении и развитии проектного финансирования. В общем виде можно выделить три аспекта:

  • 1) Отработка новых методов и схем проектного финансирования, которые в дальнейшем могут тиражироваться и использоваться коммерческими банками и другими частными кредитно-финансовыми структурами;
  • 2) Выполнение роли организаторов финансирования проектов на основе схем проектного финансирования;
  • 3) Финансовое участие в проектах в случаях, когда организаторами финансирования выступают иные структуры.

К разряду международных финансовых организаций относятся организации, обслуживающие межгосударственные валютные, кредитные и финансовые отношения. Наиболее известные из них — Международный валютный фонд (МВФ), группа Мирового банка (МБ), Европейский банк реконструкции и развития, региональные банки развития, региональные валютно-кредитные и финансовые организации Европейского союза, Банк международных расчетов и т.д.

Многосторонние банки развития — категория международных финансовых организаций, специализирующихся на льготном финансировании инвестиционных проектов. Капитал многосторонних банков развития, как правило, формируется за счет взносов стран-членов и заимствований на мировом финансовом рынке.

Многосторонние банки развития, особенно банки с небольшим числом стран-членов, выступают в качестве проводников интересов стран-членов. Примером таких банков могут служить:

  • -Азиатский банк развития
  • -Европейский банк реконструкции и развития
  • -Исламский банк развития
  • -Межамериканский банк развития и т.д.

Лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Рынок лизинговых услуг характеризуется

многообразием форм и моделей лизинга. В соответствии с условиями амортизации лизингового имущества выделяют финансовый и операционный лизинг. При финансовом лизинге предмет лизинга передается лизингополучателю на срок, соизмеримый по продолжительности со сроком полной амортизации имущества или превышающий его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором. В случае

операционного лизинга лизингодатель передает предмет лизинга на срок, меньший срока амортизации и по завершении договора лизинга, как правило, получает его обратно. У лизинга есть одно существенное преимущество, заключающееся в том, что данный метод привлечения инвестиций по своей природе потенциально менее рискован для инвестора, чем обычный кредит. Лизинговая компания сохраняет право собственности на арендуемое имущество, и это дает ей неоспоримое право в случае невыполнения лизингополучателем обязательств по договору возвратить его в свое владение. Кредитор таким правом в отношении заложенного имущества не обладает. Лизинговые схемы во многих случаях представляют собой вариант защиты кредитной сделки. Для кредитора включение в кредитную цепочку промежуточного агента в лице лизинговой компании означает появление дополнительного гаранта целевого использования кредита, а также звена, контролирующего использование лизингового имущества на протяжении периода возврата кредитных средств.

Пенсионные фонды являются важными акционерами публичных и частных компаний.

Они особенно важны для фондового рынка, где доминируют огромные институциональные инвесторы. Morgan Stanley оценивает стоимость активов, принадлежащих пенсионным фондам, в $20 трлн., что делает их крупнейшими инвесторами по сравнению с взаимными фондами, страховыми компаниями, золотовалютными резервами, суверенными фондами, хедж-фондами и частными инвестиционными фондами.

Инфраструктурные фонды

  • — Имеют портфель инфраструктурных проектов
  • — возможно акционерное финансирование в PFI проектах 5
  • — Могут торговаться на фондовой бирже.

Страховые компании

На начальном этапе разработки проекта спонсорам проекта необходимо привлечь страхового брокера, который обладает опытом страхования сделок, как при проведении проектного финансирования, так и в стране размещения проекта, в качестве консультанта, а со временем он будет участвовать в создании программы страхования. Брокер так же играет важную роль в процессе обмена информацией о проекте со страховой компанией. Это очень важно, потому что контракт на оказание страховых услуг подчиняется основному правилу Закона о страховании, которое заключается в том, что

все желающие обязаны дать страховщику всю информацию, которая может повлиять на налогообложение и касается их деятельности. В случае если информация была скрыта от страховщика, он не обязан выплачивать компенсации по страховому полису.

Следовательно, брокер обязательно должен работать с проектной компанией и спонсорами, чтобы не возникло такой проблемы.

Очень часто вознаграждение брокеров составляет определенный процент от страховых премий, но понятно, что это не стимулирует их добиваться снижения страховых премий, поэтому выгоднее договариваться о фиксированной цене за их работу.

Страхование осуществляется в два этапа: на первом проводят страхование на весь период сооружения проекта (сюда также входит и период запуска и тестирования), а на втором проводят ежегодное возобновление действия страховых полисов в течение всего периода эксплуатации. Следует отметить, что страхование на стадии эксплуатации не может быть проведено заранее и не подразумевает фиксированной величины премии.

Государственные органы

Участвуя в инвестиционных процессах, государство может использовать методы косвенного стимулирования (налоговые льготы, государственные гарантии и тд.), так и методы прямой бюджетной поддержки инвестиций в стратегически важных отраслях.

Прямая бюджетная поддержка может осуществляться в следующих формах:

  • — Бюджетные ассигнования на безвозмездной основе могут иметь весьма ограниченные масштабы и применяться в основном в отношении предприятий и организаций, действующих в государственном секторе экономики и имеющих стратегическое значение.
  • — Бюджетные инвестиции предполагают участие государства в капитале компании (организации) — получательницы бюджетных средств. Широкое использование такого метода бюджетного финансирования инвестиций в частном секторе означает, что буде происходить постепенная национализация частных предприятий 6 и организаций, а это может противоречить экономической политике государства, не желающего восстановления старой модели командной экономики.
  • — Бюджетные кредиты (т.е. финансирование на возвратной и возмездной основе) представляют собой достаточно гибкий и универсальный инструмент государственного стимулирования капиталовложений. Его использование в достаточно больших масштабах предусматривается в принимаемых каждый год законах о федеральном бюджете РФ. Данная форма по сравнению с остальными имеет очевидные достоинства:
  • o Стимулирование предприятий и организаций эффективно использовать получаемые средства (не порождается иждивенческого настроения);
  • o Государство не втягивается в процесс управления предприятием (организацией) — получателем бюджетных средств;
  • o Не происходит чрезмерного обременения государственных финансов, т.к. доходная часть бюджета при погашении задолженности предприятиями начинает пополняться за счет возвратных платежей.

Специальные государственные агентства.

Когда компания не может получить доступ к долгосрочным кредитам, она может прибегнуть к экспортно-кредитному финансированию для импортирования оборудования или сырья. Из-за рискованности операции, для реализации сделки необходимо искать страховщика, способного застраховать эти риски. Экспортные кредитные агентства — это общее название структур, занимающихся страхованием рисков экспортеров. Название, надо признать, не очень удачное, поскольку, во-первых, эти кредитные агентства занимаются скорее страхованием, чем собственно кредитованием, во-вторых, ЭКА существуют не только в форме специализированных государственных агентств, но и в виде банков — государственных или частно-государственных, а зачастую роль ЭКА и вовсе выполняют частные страховые компании.

Экспортные кредитные агентства (ЭКА) стали основываться с целью стимулирования экспорта товаров и услуг, производимых внутри страны-экспортера правительствами многих стран. ЭКА также использовались правительствами для организации помощи развивающимся странам в сфере финансирования поставки товаров и услуг, экспортируемых в эти страны. Кроме этого, такие агентства могут применяться для достижения определенных политических целей.

Экспортные кредитные агентства обычно представляют свои услуги в форме:

страхования политических рисков;

страхования коммерческих рисков (это может иметь такой же коммерческий эффект, как и гарантия);

  • — поддержания соответствующего уровня процентной ставки;
  • — прямого кредитования со стороны ЭКА (обычно импортера или покупателя).

Сами ЭКА предоставляют гарантии, страховку от рисков. А живые деньги дает западный банк-кредитор.

Строительные подрядчики

Строительные подрядчики — это организации, которые осуществляют строительство проекта. Часто они действуют по договору проектирования, поставок и строительства (Engineering Procurement and Construction — EPC), условия которого гарантируют фиксированную цену, включают спецификации и график строительства и условия ввода в эксплуатацию. Заимодавцы предпочитают контракты «под ключ» потому что это дает им одного ответственного за всех субподрядчиков и действия. Иногда, однако, два отдельных контракта с двумя аффилированными сторонами используются для установления договоренностей по строительству:

  • — контракт на установку, монтаж и ввод в эксплуатацию с одним;
  • — контракт на поставку оборудования с другим.

Операторы

Для эксплуатации и технического обслуживания проекта приглашают специализированную компанию-оператора. Часто к услугам оператора прибегают при реализации инфраструктурных проектов (транспорт, энергетика, водоотведение).

Содержание работ подрядчика по эксплуатации и техническому обслуживанию необходимо четко определить для разграничения ответственности с проектной компанией. Последняя обязательно должна иметь соответствующие возможности для контроля деятельности оператора; функции корпоративного управления, как правило, остаются за ней же, в редких случаях они переходят к подрядчику по эксплуатации. В целом оператору следует сотрудничать только с проектной компанией, по крайней мере, по вопросам, которые касаются управления имуществом, финансов, страхования и проблем персонала, который не занимается техническим обслуживанием и эксплуатацией.

Вознаграждение оператора может быть фиксированным или определяться по принципу «издержки плюс рентабельность»; последний вариант обычно используется в случаях, когда подрядчик несет ответственность за обслуживание наиболее значимых элементов проекта. Фиксированное вознаграждение может только компенсировать затраты по персоналу плюс прибыль, а другие расходы (оплата материалов и запасных частей) 8 оплачиваются проектной компанией. Фиксированное вознаграждение обычно дисконтируется относительно индекса потребительских или промышленных цен.

Рейтинговые агентства

Рейтинговые агентства — это организации, занимающиеся оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых обязательств и т. д. Основной продукт рейтинговых агентств — кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств.

Наиболее известные международные рейтинговые агентства: Fitch Ratings, Moody’s, Standard & Poor’s. В сфере проектного финансирования агентства могут присваивать рейтинг проектной компании и облигациям проектной компании.

Каждое рейтинговое агентство использует собственный уникальный подход при определении кредитного рейтинга:

— Подход Standard & Poor’s

Рейтинг проектного долга S&P показывает вероятность наступления дефолта по этому долгу. Другими словами, это уровень определенности, с которым займодавцы могут рассчитывать на погашение основного долга и процентов своевременно и в полном объеме. В отличие от корпоративного дола, проектный долг обычно единственный долг в структуре капитала, и обычно он амортизируется по графику, основанному на жизненном цикле проекта. Важно также, что в отличие от корпоративных рейтингов S&P, отражающих риск на 3-5 лет, рейтинг проектного долга предназначен для отражения риска на протяжении всего срока долга.

Аналитический подход Standard & Poor’s фокусируется на строительных и эксплуатационных рисках, долгосрочной конкурентной позиции проекта, его юридической характеристике и финансовом состоянии, словом на всех факторах, которые могут повлиять на возможность проекта приносить деньги и погашать кредиты. Для тщательной оценки денежных потоков проекта требуется провести системный анализ пяти основных факторов:

o Уровень риска проекта

Уровень риска проекта или риск присущий бизнесу проекта и отрасли, в которой он работает, определяет, может ли проект поддерживать непрерывную операционную деятельность на протяжении всего срока кредитования и, как следствие, сможет ли он обслуживать свои обязательства своевременно и в полном объеме.

o Структура сделки 9

Standard & Poor’s выполняет детальную оценку особенностей структурирования проекта, чтобы понять, как они повлияют на возможность проектной компании погасить обязательства в срок.

o Суверенный риск

Некоторые риски могут быть исходить от государства. Главное правило: рейтинг акций проекта не может быть выше, чем рейтинг национальной валюты той страны, где расположен проект. Суверенный рейтинг показывает готовность и возможность государства обслуживать собственные облигации своевременно и в полном объеме.

o Риск развития бизнеса и правовых институтов

Даже если спонсор проекта и его юридические и финансовые консультанты структурировали проект таким образом, чтобы защитить его от легко предсказуемых возможных неприятностей, риски от неких присущих стране факторов могут неизбежно подвергнуть риску заимодавцев. Особенно это риски, относящиеся к деловым и юридическим институтам, потому что они влияют на возможность проекта функционировать, как запланировано.

Подход Moody’s

Moody’s имеет обобщенную рейтинговую методологию по проектному финансированию и методологии по определению риска на инвестиционной и эксплуатационной стадии ГЧП-проектов. Обобщенная методология компании по проектному финансированию включает в себя разработанную шкалу оценок, основывающихся на ключевых факторах, принятых рейтинговым комитетом Moody’s. Каждый ключевой фактор включает один-два подфактора, которые включают количественную и качественную оценку. Каждый подфактор должен обладать возможностью количественного ранжирования или другой описательной характеристикой для определения категории. То есть, они назначают категорию каждому подфактору, в соответствие с рейтинговой шкалой Moody’s — Aa, A, Baa, Ba, B и т. д. Затем каждому ключевому фактору и подфактору присваивается удельный вес в соответствие с их важностью. На основании этого выставляется конечный рейтинг. Затем этот рейтинг может изменяться в соответствие с рядом корректировок.

Четыре ключевых фактора, определяющих оценку проекта:

» Фактор 1: Долгосрочная коммерческая жизнеспособность и конкурентоспособность

» Фактор 2: Стабильность чистого денежного потока

» Фактор 3: Воздействие событий риска

» Фактор 4: Ключевые финансовые измерения 10

Для каждого приведенного фактора составлен набор критериев, позволяющих пользователю определить, как именно компания измерила этот фактор. Каждый из четырех факторов составлен из одного-двух подфакторов. Где это возможно, Moody’s применяет количественные измерения. Для некоторых факторов при определении подходящей категории необходимо качественное суждение или эмпирическое наблюдение.

Факторы Вес

Долгосрочная коммерческая жизнеспособность и конкурентная позиция 25%

Стабильность чистого денежного потока:

  • — Предсказуемость денежного потока 40%
  • — Технологический и операционный риск 20%

Воздействие событий риска 15%

Применительно к проектному финансированию, Moody’s анализирует риски и присваивает рейтинг проектам в зависимости от стадии проектного цикла. Для каждой стадии цикла (инвестиционная и эксплуатационная) разработана своя методология.

o Риски на инвестиционной стадии

Ключевые показатели для присвоения рейтинга

Размер контракта

Сумма долга

Сложность сферы деятельности

Подрядчики

  • — Рейтинг
  • — Ответственность по обязательствам

Третьи стороны

  • — Рейтинг
  • — Уровень поддержки

Субсидии

o Риски на операционной стадии

Более простая модель, но с большим количеством входных параметров.

4-х ступенчатая оценка:

Оценка риска проекта

Структура капитала

Потери в случае дефолта

Рейтинг покупателей 11

Рейтинговые агентства присваивают кредитный рейтинг облигациям на основании своего собственного независимого обзора рисков, связанных с проектом, с привлечением правовой документации и отчетов независимых консультантов (лидерами в сфере выпуска облигаций проектного финансирования являются агентства Standard & Poor’s и Moody’s Investor Services). Они рассматривают риски так же, как коммерческий банк.

Градация кредитных рейтингов начинается с высшего кредитного рейтинга AAA/Aaa до минимальной «инвестиционной отметки» BBB/Baa3 (если рейтинг ниже, то инвесторы облигаций не приобретают). Большая часть проектных компаний имеет низкий рейтинг (начиная с BB+/Ba1).

Некоторые банковские кредиты так же оцениваются рейтинговыми агентствами с целью содействия синдицированию и потому, что некоторые институциональные инвесторы начинают участвовать в банковском синдицированном кредитовании.

Работа рейтингового агентства уменьшает необходимость в проведении инвесторами в облигации тщательной процедуры due diligence. Если рейтинг облигации соответствует модели максимального риска инвестора, то он может просто решить купить ее, не проводя больше никаких исследований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *