МФЦ для чего созданы?

Проблемы и перспективы создания МФЦ в России



Возможно ли создание мирового финансового центра в России при нынешней экономической политике государства? Вопрос этот в нынешнее время особенно актуален. Можно лишь только представить: каким было бы экономическое состояние в России, если бы Москва или Санкт-Петербург значились центром скопления международных финансово-кредитных институтов.

Ключевые слова: Мировой финансовый цент, Москва-Сити, МФЦ

С 2008 года, создание (по словам тогдашнего президента РФ Д. А. Медведева) в России «центра, где будут представлены все виды финансовых инструментов» является одним из приоритетов экономического развития нашей страны. Но в рейтинге потенциальных международных финансовых центров с 21 места в 2008 году позиция Москвы ухудшилась к сентябрю 2015 года на 57 пунктов. Мировой финансовый центр необходим для большей интеграции России в мировое финансовое пространство.

Проблемы стратегии создания МФЦ вРоссии

Впервые векторы для создания в России международного финансового центра правительство Российской Федерации обозначило в не столь далеком 2008 году, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Тогда правительство РФ предполагало, что к 2015 году Москва будет центром сосредоточения кредитных и финансовых институтов. Обозначенный год прошел и как показало время, Москва не только не стала международным финансовым центром, но согласно индексу глобальных финансовых центров (GFCI), рассчитанным консалтинговой компанией Z/Yen, из 84 городов опустилась в рейтинге до 78-го места (см. таблицу 1). Причем следует отметить, что в 2008 году, в этом же рейтинге, Москва занимала 21 позицию. Но тогда экономика нашей страны была на подъеме, и стоимость нефти достигала 150 долларов за баррель. Из этого следует вопрос — «А вообще возможно ли создать в России МФЦ при столь уязвимой от внешних факторов экономике?». Таким образом, ни для кого не секрет, что проект по созданию в России МФЦ потерпел фиаско.

Таблица 1

Рейтинг МФЦ согласно GFCI

МФЦ

Место

Рейтинг

Лондон

Нью-Йорк

Гонгконг

Сингапур

Цюрих

Франкфурт

Женева

Чикаго

Токио

Сидней

Алматы

Москва

Санкт- Петербург

Составлено по: http://www.zyen.com/

Тем не менее, в правительстве РФ до сих пор озадачены созданием мирового финансового центра в Москве. В конце 2015 года ЦБ РФ, который три года назад стал регулятором всего финансового рынка в России, разработал первый документ под названием — «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка в РФ на период 2016–2018 годов». Авторы документа до сих пор считают создания в России МФЦ важной задачей развития российского финансового рынка. Так же авторы документа обозначили главную проблему неудачного создания в Москве мирового финансового центра — незначительная доля активов некредитных финансовых организаций при доминировании банковской системы.

Таким образом, Центробанк проинформирован о настоящем положении дел в финансовом рынке РФ. Тем более представители ЦБ констатируют: «Дефицит относительно дешевого долгосрочного фондирования приводит к тому, что российские компании вынуждены при финансировании инвестиций полагаться на такие финансовые ресурсы, как нераспределенная прибыль организаций, средства государственных и муниципальных бюджетов и финансирование, полученное от контролирующих лиц, а также на иностранные заимствования, доступность которых существенно снизилась» .

Пути решения проблем для создания вРоссии МФЦ

В стратегическом документе ЦБ РФ «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка в РФ на период 2016–2018 годов» предлагается ряд мер для обеспечения функционирования финансового рынка и как следствие, создания в России МФЦ:

  1. Обеспечение прав потребителей финансовых услуг
  2. Повышение финансовой грамотности населения
  3. Повышение привлекательности рынка акций

Что касаемо первого пункта, то складывается вопрос: какие конкретно права потребителей финансовых услуг должен защищать Центробанк? Должен ли сам ЦБ отслеживать целесообразность использования финансовых услуг для конкретной категории покупателей?

Для обеспечения второго Центральный банк планирует создать специальный интернет ресурс. Но так же неясно: о чем будет этот ресурс? Какие теоретические аспекты он будет включать.

Повышение привлекательности рынка акций Центральный банк планирует за счет внедрения современной системы корпоративного управления. Т. е. с помощью повышения ответственности членов органов управления акционерных обществ за результаты управления.

Так же хочется отметить, что в документе отсутствуют такие положения: организация операций по международному праву, минимальное налогообложение, льготный режим пребывания на территории страны работников и инвесторов, независимая судебная инстанция для разрешения споров.

По моему мнению, более реальный план улучшение ситуации в отношении создания мирового финансового центра предложил директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. По его мнению, России необходимо, прежде всего, объединить силы со странами участниками Евразийского экономического союза, в первую очередь с Казахстаном. Я не зря в таблице 1 из длинного рейтинга МФЦ оставил южную столицу Казахстана — Алматы. Поскольку как показывает практика казахстанские власти более заинтересованы в сотрудничестве с международными инвесторами. Таким образом, Иноземцев предлагает интернализацию элементов международного финансового права в стране, являющейся частью единого с Россией экономического пространства .

Также Российскому правительству следует обратить внимание на китайских коллег. Успех действий китайского правительства в сферах развития финансов для длительного и стабильного развития китайской экономики, улучшение финансовой среды, создания налоговых льгот, укрепление рыночной дисциплины и повышение раскрытия информации позволили не только поставить Сингапур на 4 место в рейтинге МФЦ (см. таблицу 1), но и включить юань в международную валютную корзину.

Заключение

Правительство РФ показывает, что заинтересованно в создании мирового финансового центра в Москве. Для достижения результата, российской власти необходимо либо интернализировать элементы международного финансового права в стране, являющейся частью единого с Россией экономического пространства, либо более качественно подходить к стратегии создания мирового финансового центра в России.

Литература:

  1. Так вот ты какой, международный финансовый центр // ЭКСПЕРТ.- 2015. — № 50. — С.12.
  2. Иноземцев, В. Л. По-соседски: почему финансовый центр нужно создавать в Казахстане / В. Л. Иноземцев // РБК. — 2015. — № 10. — С. 27–28.
  3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // КонсультантПлюс, 2008. — Режим доступа — http://www.consultant.ru/
  4. Study on the Strategy of Building Shanghai into an International Financial Centre // Open Journal of Social Sciences. — 2015. — № 3. — С. 202–207

Определение государственной и муниципальной услуги дано в федеральном законе № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» .

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Так трактуются данные понятие в федеральном законе № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» .

Наиболее успешной и перспективной формой предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации стал режим «одного окна». Данная форма предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт–офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Для населения подобные центры – зримый результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), должно проходить без участия заявителя.

Создание (развитие) сети МФЦ, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по принципу «одного окна», является одной из приоритетных задач при построении современного государства, совершенствовании системы государственного управления.

С начала реализации административной реформы проведена организационная работа по созданию МФЦ в муниципальных районах Республики Мордовия. Проведены обследования помещений для размещения МФЦ на местах, создана необходимая нормативная правовая база. Постановлением Правительства Республики Мордовия утвержден Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», так же в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Рекомендуемый перечень государственных услуг по переданным полномочиям и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг утвержден распоряжением Правительства Республики Мордовия .

В настоящее время создание МФЦ приобрело особую актуальность в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Одними из первых МФЦ были созданы в городском округе Саранск на базе существующей с 2007 года Общественной приемной и Рузаевском муниципальном районе.

На 1 июня 2014 г. в Республике Мордовия функционируют уже 18 МФЦ, в том числе республиканский МФЦ (охват населения составляет 69,8%). Помимо г.о. Саранск и Рузаевского муниципального района МФЦ функционируют в Атяшевском (с 2011 г.), Лямбирском (с апреля 2012г.), Кадошкинском (с 24 мая 2012 г.), Ковылкинском (с августа 2012 г.), Дубенском (с сентября 2012 г.), Старошайговском (с октября 2012 г.), Ичалковском (с декабря 2012 г.); Краснослободском (с июля 2012 г.), Чамзинском (с сентября 2012 г.), Ромодановском (с февраля 2013 г.); Ардатовском (с октября 2013 г.), Инсарском (с декабря 2013 г.), Кочкуровском (с декабря 2013 г.), Темниковском (с декабря 2013 г.), Теньгушевском (с декабря 2013 г.) муниципальных районах.

В 2014 году открыты МФЦ еще в 2 муниципальных районах республики (Ельниковский и Большеигнатовский муниципальные районы) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 20 муниципальных образованиях (в Рузаевском, Ковылкинском муниципальных районах и г.о. Саранск). На стадии завершения работы по созданию офиса МФЦ в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района.

В 2015 году планируется открыть МФЦ еще в 4 муниципальных районах (Атюрьевский и Большеберезниковский муниципальные районы 1 июля 2015 г., Зубово-Полянский и Торбеевский муниципальные районы 1 ноября 2015 г.) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 48 муниципальных образованиях (в Ардатовском, Атяшевском, Дубенском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Ичалковском, Кочкуровском, Краснослодобском, Лямбирском, Ромодановском, Теньгушевском, Торбеевском, Чамзинском муниципальных районах, предполагаемая дата открытия 1 декабря 2015 г.).

Таблица 1 – Число многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению

Год

Начало 2014

Конец 2014

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (ед.)

Таким образом, к 2015 году будут созданы 24 МФЦ (таблица 1), территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 68 муниципальных образованиях.

Охват населения принципом «одного окна» составит более 90 процентов.

В МФЦ можно получить услуги в сферах: социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; жилищные отношения; регулирование предпринимательской деятельности.

Сотрудниками учреждений в 2013 году осуществлен прием заявлений и документов для получения свыше 200 государственных и муниципальных услуг.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» введено понятие уполномоченного многофункционального центра.

В субъектах Российской Федерации стали создаваться уполномоченные многофункциональные центры на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.

Республика Мордовия не стала исключением.

25 февраля 2013 г. было принято решение о создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» наделен статусом уполномоченного МФЦ .

Учредителем ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» является Республика Мордовия. Функции и полномочия Учредителя осуществляются Министерством экономики Республики Мордовия.

23 июля 2013 г. Учреждение было зарегистрировано в качестве юридического лица в инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска.

Органами Учреждения являются Наблюдательный совет Учреждения, состав которого утверждается Правительством Республики Мордовия, и руководитель Учреждения.

Внедрение и использование принципа «одного окна» может позволить не только решить многие из существующих ранее проблем в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям, но и способствовать переходу на качественно новый уровень функционирования органов публичной власти. Это связано и с более высоким уровнем внедрения современных технологий работы с посетителями (оконная система обслуживания, инфоматы, электронная очередь, наличие офисной техники в свободном доступе, возможность пользования Интернетом).

Наряду с положительным опытом развития МФЦ также имеется немало проблем, характерных не только для республики, но и для большинства регионов и требующих решения:

– отсутствия административных регламентов деятельности многофункциональных центров;

– предоставление не полного перечня государственных и муниципальных услуг. Особенно часто неохваченными остаются услуги федерального уровня;

– высокая доля граждан, не имеющих доступа к получению государственных и муниципальных услуг в режиме «единого окна»;

– кадровые проблемы;

– сведение идеологии МФЦ к строительному проекту;

– качество предоставления государственных и муниципальных услуг;

– отсутствие комплексного подхода оказания государственных и муниципальных услуг в определенных жизненных ситуациях.

Данные проблемы по степени своей значимости различны, однако все они призваны улучшить эффективность деятельности МФЦ, а значит упростить процедуру получении государственных и муниципальных услуг гражданами.

На наш взгляд, для решения существующих проблем в республике Мордовия следует реализовать следующие мероприятия:

– разработка системы ключевых показателей оценки эффективности деятельности отделений МФЦ и руководителей отделений, а так же проведение мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

– разработка единой системы регламентов деятельности многофункциональных центров;

– расширение перечня организаций, с которыми осуществляется взаимодействие;

– расширение перечня предоставляемых государственных и муниципальных услуг;

– установление более жестких требований для кандидатов на замещение должностей в данном органе и проведение обучения и повышения квалификации работников по специализированным программам, то есть, создание централизованной системы подготовки кадров для МФЦ;

– создание возможности организации бесплатного выездного обслуживания заявителей в муниципальных образованиях, в которых отсутствуют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

– внедрение инновационных комплексных проектов для создания ещё более благоприятных условий предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

Особое внимание хочется уделить внедрению инновационного комплексного проекта «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в рамках жизненных ситуаций».

Суть данного проекта заключается в формировании перечня государственных и муниципальных услуг в рамках каждой жизненной ситуации. Гражданин после определенной жизненной ситуации обращается в МФЦ, где ему предлагается комплекс услуг, необходимых на данном этапе. Предоставив специалисту перечень исходных документов, на выходе гражданин получает пакет услуг (документов). При одном обращении можно получить от двух и более документов, а так же консультацию специалиста, о том, какие услуги ему необходимы в рамках сложившейся ситуации. Данный проект упрощает взаимодействие граждан с органами власти, а также упрощает работу специалистам и повышает показатели качества оказанных услуг населению за короткий период времени.

Для реализации проекта необходимо формирование перечня государственных и муниципальных услуг в рамках каждой жизненной ситуации, определение перечня необходимых документов, сроков предоставления услуг, разработка единой блок-схемы предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках каждой жизненной ситуации (согласно действующему порядку предоставления услуг): выделение возможных траекторий оказания услуг, этапов оказания услуг.

Примеры комплексных услуг в рамках жизненной ситуации.

Комплексная услуга «Рождение ребенка»

  1. Подача документов в МФЦ

  2. Отправление документов в органы ЗАГС, получение свидетельства о рождении

  3. Формирование МФЦ пакетов документов и отправка в иные органы власти

– ОПФР по РМ – Выдача СНИЛС

– Управление соцзащиты г. Саранск – назначение детских пособий и выплат

–Управления образования г. Саранск – постановка на учет для зачисления в детское дошкольное учреждение

– УФНС РФ по РМ – постановка на налоговый учет физического лица

– УФМС РФ по РМ – постановка на регистрационный учет по месту жительства

–ОПФР по РФ – получение сертификата на материнский капитал.

В итоге заявитель получает полный пакет документов на ребенка.

Комплексная услуга «Смена имени»

1.Подача документов.

2.Отправка документов в ЗАГС

3. Получение свидетельства о регистрации/расторжении брака (со сменой фамилии)

4.Подача документов в МФЦ

5.Отправка документов в УФМС РФ по РМ

6. Получение паспорта РФ

7. Подача документов в МФЦ

8. Формирование МФЦ пакета документов и отправка в иные органы власти

– ОПФР по РМ – замена СНИЛС

– УФНС по РМ – замена свидетельства ИНН

– Управление Росреестра по РМ – внесение изменений в ЕГРП

– УФМС РФ по РМ – оформление загранпаспорта старого образца

В итоге заявитель получает полный пакет документов с новым именем.

В целях обеспечения дальнейшей оптимизации государственного и муниципального управления следует предложить законодательно закрепить понятие «жизненной ситуации».

Таким образом, можно сделать вывод о несомненной значимости осуществления дальнейшей оптимизации порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, заключающейся в изменении подхода в организации их предоставления – от функционального к процессному. Это создаст необходимую основу для формирования комплексных сервисов предоставления услуг в рамках «жизненных ситуаций».

Повышение эффективности публичной власти является условием успешного решения стоящих перед современным обществом сложных социальных и экономических задач. Для этого в системе государственного и муниципального управления необходимо проводить постоянные преобразования, в том числе направленные на совершенствование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. Совершенствование деятельности многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг позволит выйти на качественно новой уровень всей системе государственного и муниципального управления.

Список используемых источников

  1. Доклад о ходе реализации Республиканской целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы : – Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru.

  2. Зайцева Г. Г. Практический опыт и проблемы работы МФЦ // Руководитель автономного учреждения. –№ 6. – июнь 2013 г. : – Режим доступа: Справ. правовая система ГАРАНТ.

  3. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления : Постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. – №797. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерацииот 06.10.2003 г. – №131-ФЗ. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010г. – №210-ФЗ. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  6. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. – №601. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  7. О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» : Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. – №61. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  8. Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг : Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 ноября 2011 г. – №438. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

Прошли те времена, когда для оформления нужных бумаг надо было пробежаться по всему городу. Работать с документами стало намного удобнее, когда в каждом городе появился многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ). Центр госуслуг – единая система работы с документами, призванная сэкономить наши силы, время и нервы. Каков же принцип работы МФЦ, расскажем прямо сейчас.

Что умеет МФЦ

Многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ) был создан еще в 2010 году. Тогда еще организация набирала обороты, и не была особенно востребована, но со временем люди оценили преимущества системы и на сегодняшний день принцип одного окна становится все более популярным. К тому же, система отлично работает в онлайн-режиме, что делает ее намного удобнее.

С 2014 года центр госуслуг именуется просто «Мои документы», что точно отражает суть деятельности.

В МФЦ можно решить практически любой вопрос с документами

Что же должен делать многофункциональный центр:

  • принимать заявки на определенные государственные и муниципальные услуги;
  • представлять человека перед государственными органами;
  • представлять те самые органы перед человеком;
  • рассказывать о том, как идет решение их вопросов;
  • «бегать» по инстанциям за бумажками и справками вместо человека;
  • выдавать готовые документы счастливым обладателям.

Все для удобства человека, работа построена по принципу одного окна. Если вы обратились в МФЦ, сдали бумаги там, то и получать будете именно там. И не надо ломать голову, куда бежать и что делать, чтобы изготовить определенную справку или выписку.

Зачем нужен МФЦ

Многофункциональный центр предоставления государственных услуг – это полный документооборот по принципу одного окна, который полностью исключает ваше присутствие. То есть, если вам надо, например, оформить пособие на ребенка, собираете необходимые документы, шагаете в МФЦ, все остальное центр сделает сам – без очередей, толкотни и стояния в собесе в очаровательной компании вздыхающих бабушек.

Опытные посетители помнят, что попасть в ту или иную организацию непросто. Часы их работы настолько неудобны, что для получения, например, паспорта БТИ, надо несколько раз отпрашиваться с работы. Но необходимые документы делать все же кто-то должен. Тогда на выручку приходит МФЦ.

В чем плюсы центра госуслуг:

  1. Не надо больше думать, в какой именно паспортный стол бежать, где он находится, и как работает. Можно прийти в ближайший мфц.
  2. Нет времени ходить? Обращайтесь онлайн.
  3. Записываетесь на прием в удобное для вас время. Занятые люди оценят.
  4. Никаких очередей. Пришли, взяли талончик, и спокойно ждете, не боясь, что прямо перед вами кто-то залезет «только спросить» и зависнет на час.
  5. МФЦ работает с утра и до вечера семь дней в неделю. При таком графике можно легко найти время для визита туда и решить все свои вопросы.

Для чего это нужно

Кроме неоспоримого удобства для рядового пользователя, центр госуслуг несет невидимую, но несомненную пользу. Он существенно разгружает работников всевозможных ведомств, которым теперь не приходится отвлекаться на посетителей, что дает надежду, что работать они будут значительно быстрее.

Сейчас в России работает более двух с половиной тысяч многофункциональных центров, более десяти тысяч офисов. Найти МФЦ можно даже в самом маленьком населенном пункте, или в непосредственной близости от него. Конечно, это делает нашу жизнь проще. Пустячок, а приятно.

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:

  • упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
  • повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;
  • сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;
  • исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
  • противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
  • унификация и автоматизация административных процедур предоставления государственных услуг на территории Санкт-Петербурга;
  • повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при предоставлении государственных услуг;
  • повышение удовлетворенности получателей государственных услуг качеством их предоставления;
  • повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных услуг в Санкт-Петербурге;
  • повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при выполнении государственных функций и административных процедур в процессе предоставления государственных услуг.

Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации существующих процессов предоставления государственных услуг, которая должна выражаться в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за обратившихся заявителей на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им и(или) других уполномоченных организаций между собой.

Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» в Санкт-Петербурге является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предметам их ведения.

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей, в том числе обеспечивающих предоставление заявителям возможности одновременного получения нескольких государственных услуг при однократном обращении, включая государственные услуги, предоставляемые при участии федеральных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, функционирующих на территории Санкт-Петербурга.

Основными формами организации предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге по принципу «одного окна» являются:

  1. Организация предоставления государственных услуг через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ);
  2. Организация предоставления государственных услуг через сеть Интернет.

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ включает следующие основные административные процедуры:

  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, и пакет документов на получение государственной (муниципальной) услуги, которые не могут быть собраны без участия заявителя;
  • сотрудник МФЦ определяет предмет обращения и информирует заявителя о порядке и условиях получения государственной (муниципальной) услуги через МФЦ;
  • сотрудник МФЦ заполняет в МАИС ЭГУ заявление на получение государственной (муниципальной) услуги, распечатывает его и представляет заявителю на подпись;
  • сотрудник МФЦ формирует в МАИС ЭГУ документы, представленные заявителем, распечатывает и выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием регламентных сроков исполнения государственной (муниципальной) услуги и контактных сведений для получения заявителем информации о ходе исполнения государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ с применением МАИС ЭГУ формирует запросы на предоставление недостающих документов в электронном виде (при наличии технической возможности) в соответствии с соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ направляет сформированные в МАИС ЭГУ документы заявителя и заявление в электронном виде в ответственный ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ в соответствии с технологиями, предусмотренными соответствующими соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ осуществляет взаимодействие в электронном виде по технологиям, предусмотренным в МАИС ЭГУ с должностными лицами ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для получения информации о результатах исполнения государственной (муниципальной) услуги и осуществляет посредством МАИС ЭГУ учет прохождения основных этапов государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ обеспечивает организацию получения результата государственной (муниципальной) услуги из ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для выдачи заявителю результата государственной услуги;
  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, расписку о приеме документов в МФЦ и получает результат предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • в МАИС ЭГУ формируется электронный архив обращений заявителя для использования в целях подготовки информационно-аналитических материалов по результатам обслуживания заявителей в МФЦ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *