Стандарты саморегулируемой организации аудиторов

Стандарты саморегулируемой организации

В соответствии с и. 4 Закона о саморегулируемых организациях стандарты СРО должны:

  • ? соответствовать правилам деловой этики;
  • ? устранять или уменьшать конфликтность членов СРО;
  • ? устанавливать запрет на осуществление членами СРО деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности;
  • ? устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции.

Саморегулируемые организации аудиторов должны сформировать пакет стандартов, отражающих их собственный подход порядку, принципам и правилам проведения аудиторских проверок, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг.

Стандарты СРО регламентируют деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами данной саморегулируемой организации, и обеспечивают дополнительные условия для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторских организаций, между аудиторскими организациями и контролирующими органами, между аудиторскими организациями и аудируемыми лицами.

Применение стандартов саморегулируемой организации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, входящим в состав данной СРО, позволит:

  • ? полнее соблюдать требования федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • ? сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной; уменьшить трудоемкость аудиторских работ но проверкам отдельных участков посредством разработки рабочих таблиц и вопросников, а также других документов технического характера;
  • ? обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;
  • ? содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий;
  • ? укреплять общественный престиж профессии;
  • ? обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска.

Требования стандартов СРО разрабатываются для регулирования аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита. Стандарты СРО должны содержать единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создавать при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный Советом но аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. СРО аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

До принятия Закона об аудиторской деятельности внутрифирменные стандарты аудиторских организаций разрабатывались с учетом общих рекомендаций но содержанию, примерной структуре, реквизитам и приложениям к внутрифирменным стандартам, а также с учетом требований к разработке внутрифирменных стандартов, содержащихся в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрены Комиссией но аудиторской деятельности при Президенте РФ от 20 октября 1999 г., протокол № 6).

Законом об аудиторской деятельности внутрифирменные стандарты не предусмотрены, однако и вышеуказанные правила не отменены, поэтому данные требования можно применять при разработке стандартов СРО. Требования, реквизиты и структура данных стандартов приведены в Приложении 4.

В соответствии с законами об аудиторской деятельности и о само- регулируемых организациях стандарты СРО разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией.

Для осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований стандартов аудиторской деятельности СРО должны быть созданы специализированные органы.

Кроме того, саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов СРО. Рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО, также должно осуществляться специализированными органами.

Разработка и внедрение стандартов — это сложный, трудоемкий и продолжительный процесс, заниматься которым должны высококвалифицированные специалисты. Он представляет собой научно-исследовательские изыскания, которые дают теоретическую и практическую основу для проведения аудита на высоком профессиональном уровне. В саморегулируемых организациях созданы специальные методологические подразделения, которые занимаются разработкой стандартов СРО.

Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

В системе стандартов аудиторской деятельности выделяют три основных уровня:

  • — международные стандарты;
  • — национальные стандарты;
  • — внутренние стандарты.

В нашей стране Федеральным законом №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» национальные стандарты определены как федеральные. Они:

  • 1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные ФЗ №307-ФЗ;
  • 2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
  • 3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Таким образом, с одной стороны, федеральные стандарты являются вышестоящими по отношению к внутренним стандартам (стандартам саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов), а с другой стороны, они должны соответствовать международным стандартам.

В настоящее время идет активная работа по приближению российских стандартов аудиторской деятельности к международным.

В ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» описаны требования, предъявляемые к стандартам аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

  • 1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
  • 2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
  • 3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
  • 4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Таким образом, профессиональные (саморегулируемые) аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

В России наряду с общенациональными ФПСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных объединений аудиторов, что вызывает недоумение у иностранных специалистов.

Эту группу стандартов разрабатывают профессиональные аудиторские объединения, в частности: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др.

Национальные ФПСАД должны содержать основные, базовые требования, а аудиторские объединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ФПСАД. аудиторский национальный стандарт планирование

Именно в стандартах профессиональных объединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовых бланков, образцов расчетов уровня существенности и т.п.

Одним из основных критериев оценки использования стандартов аудиторами является правильность разработки и применения ими внутренних правил аудита. Эти документы, принятые и утвержденные аудиторами с целью обеспечения эффективности практической работы и ее соответствия национальным стандартам аудита, регламентируют требования к его осуществлению и оформлению.

Внутренние стандарты могут обеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами.

Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки. К внутренним стандартам могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие подходы фирмы к осуществлению аудита.

ФПСАД предоставили аудиторам большую самостоятельность в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и закреплены во внутрифирменных правилах аудита. Однако эти правила, так же как и стандарты саморегулируемых организаций, не должны противоречить ФПСАД. Их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Такие требования к внутренним стандартам способствуют повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме, которая (в тех или иных вариантах) включает следующие основные этапы:

  • 1) предварительная стадия проверки:
    • * обзор бизнеса клиента;
    • * определение целей соглашения для обоснованного и оптимального планирования;
    • * оценка степени возможного риска мошенничества и обычных ошибок и оценка их значимости;
    • * оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита;
  • 2) рабочий этап:
    • * определение стратегии аудиторской проверки и необходимых процедур;
    • * расширенная оценка эффективности системы контроля, разработка плана проверки;
    • * составление плана независимых обследований;
    • * проведение независимых обследований;
  • 3) завершающий этап:
    • * завершение аудиторской проверки;
    • * представление заключения.

Перечень всевозможных внутренних стандартов, как саморегулируемых организаций, так и отдельных аудиторских фирм организаций и индивидуальных аудиторов, законодательно никак не ограничен. Нет единой классификации видов внутренних стандартов, но в соответствии с международным опытом по своему назначению они могут быть объединены в следующие группы:

  • * стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
  • * стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
  • * стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
  • * специализированные стандарты;
  • * стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
  • * стандарты по образованию и подготовке кадров.

В нашей стране внутренние стандарты принято объединять в следующие четыре блока:

1. Структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования.

В этот блок входят стандарты, определяющие основные организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности ее сотрудников, оплату труда, организацию планирования работы, порядок заключения договоров и т.д.

2. Стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов).

Эти стандарты помогают не только в применении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, но и в соблюдении стандартов саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская организация. Стандарты данного блока включают в себя такие направления:

  • — ответственность аудитора;
  • — планирование аудита;
  • — изучение и оценка системы внутреннего контроля аудируемой фирмы;
  • — получение аудиторских доказательств;
  • — использование работы третьих лиц;
  • — порядок формирования выводов и аудиторского заключения;
  • — специализированные внутренние стандарты.
  • 3. Методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Эти стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, инструкции, классификаторы. Они позволяют застраховаться от грубых ошибок, в первую очередь, начинающим аудиторам и ассистентам.
  • 4. Организация сопутствующих аудиту услуг. Эти стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления бухгалтерского учета, его автоматизации и т.д.

Во внутренних стандартах аудиторы отражают свой подход к планированию аудита, порядку изучения и оценки системы внутреннего контроля, получению аудиторских доказательств, определению уровня существенности, оценке аудиторского риска и т.д.

Отразив в плане и программе максимально возможный перечень видов работ и процедур, аудиторы могут оставлять только подходящие процедуры для конкретной проверки, дополняя их специальными действиями, характерными только для проверяемого клиента. Отдельные положения общего плана и программы могут согласовываться с руководителем аудируемого лица.

Во внутренних стандартах, как уже говорилось, должен найти отражение подход аудиторской фирмы к определению уровня существенности, причем данный внутренний стандарт аудиторских организаций является одним из важных. Прежде всего, это связано с необходимостью формирования и представления аудиторами в определенной форме заключения по результатам проверки, содержащего мнение о достоверности данных отчетности клиента.

Как известно, обоснованность показателей отчетности не должна быть установлена аудитором с абсолютной точностью (она должна быть достоверной во всех существенных аспектах). При этом возникают трудности в поиске критериев отнесения искажений к существенным. Аудиторские фирмы пытаются решать эту проблему посредством разработки соответствующего внутреннего правила. Возможные варианты его расчета содержатся в ФПСАД № 4 «Существенность в аудите».

Внутрифирменные стандарты могут охватывать обширнейший круг вопросов — от методик проверки конкретных вопросов и направлений в области бухгалтерского учета и налогообложения экономических субъектов до общих вопросов организации аудиторской работы в фирме.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Поэтому они в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

Внутренние стандарты должны содержать реквизиты: порядковый номер, дата ввода стандарта в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.

Внутренние стандарты являются интеллектуальной собственностью аудиторской организации, а их наличие и методологическое сопровождение служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

ВНУТРЕННИЕ СТАНДАРТЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ, АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Внутренние стандарты аудиторской деятельности состоят из стандартов саморегулируемых организаций аудиторов и внутрифирменных стандартов. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов:

  1. Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
  2. Не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
  3. Не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
  4. Являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Внутренние стандарты аудиторской организаций и индивидуальных аудиторов (внутрифирменныестандарты) представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

  1. Соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
  2. Уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  3. Использованию для проведения аудита аудиторов – ассистентов;
  4. Увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:

  1. По структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;
  2. Стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);
  3. Методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
  4. По организации сопутствующих аудиту услуг.

В первый блог входят стандарты, определяющиеорганизационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил (стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам, как:

а) ответственность аудиторов;

б) планирование аудита;

в) изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

г) получение аудиторских доказательств;

д) использование работы третьих лиц;

е) порядок формирования выводов и заключений в аудите;

ж) специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; отражающие специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; отражающие специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

  • целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
  • преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
  • полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
  • единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов — это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

ОБЩИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Аудит представляет собой, прежде всего, предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависят от уровня их профессионализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

Аудиторская проверка включает ряд последовательных действий, выполняемых аудитором для сбора доказательств и выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных аспектах.

Процесс аудиторской проверки в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудита целесообразно разделить на следующие этапы:

1) организация и подготовка к проведению аудита;

2) планирование аудита;

3) осуществление аудиторской проверки;

4) обобщение и оформление результатов проверки.

На каждом этапе контроля аудитор осуществляет набор аудиторских процедур, использует специальные методы и приемы проверки и руководствуется федеральными стандартами, а также стандартами саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация или индивидуальный аудитор, и профессиональными стандартами, а также этическими принципами: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Этапы и последовательность проведения аудита приведены в табл. 1.

Этапы и последовательность проведения аудиторской проверки

Таблица 1

Этап аудита

Действия, выполняемые аудитором при реализации конкретного этапа

Организация и подготовка к проведению аудита

  1. предварительное знакомство с клиентом и установление особенностей деятельности аудируемого лица.
  2. Подготовка письма о проведении аудита.
  3. Определение объема проверки.
  4. Заключение договора на проведение аудиторской проверки.
  5. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Планирование аудита

  1. Оценка уровня существенности.
  2. Оценка аудиторского риска.
  3. Определение аудиторской выборки.
  4. Планирование аудита и составление программы аудиторской проверки.
  5. Определение комплекта рабочих документов аудитора.

Осуществление аудиторской проверки

  1. Сбор аудиторских доказательств.
  2. Использование аналитических процедур.
  3. Рассмотрение фактов ошибок и недобросовестных действий в процессе проверки.
  4. Соблюдение требований нормативных документов и подтверждение соответствия деятельности аудируемого лица действующему законодательству.
  5. Проверки оценочных значений и оценка их влияния на достоверность отчетности.
  6. Использование результатов работы внутреннего аудита.
  7. Использование работы эксперта.
  8. Тестирование результатов работы другого аудитора.
  9. Документирование аудита.

Обобщение и оформление результатов проверки

  1. Подготовка письменной информации руководству аудируемого лица или собственникам.
  2. Подготовка аудиторского заключения.
  3. Оценка событий, произошедших после даты составления отчетности.
  4. Раскрытие информации об аффилированных лицах в отчетности и аудиторском заключении.
  5. Оценка допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

В ходе планирования и проведения аудита аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной их честности.

Объем аудита определяется набором аудиторских процедур, которые необходимо выполнить аудитору для достижения поставленной цели. Процедуры, необходимые для проведения аудита, определяются аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, профессиональных стандартов аудита, применяемых в саморегулируемой организации аудиторов, членом которых он является, а также стандартов аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудиторов при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Последовательное проведение аудита обеспечивает разумную уверенность аудитора в том, что рассматриваемая финансовая (бухгалтерская) отчетность клиента не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

СИТУАЦИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ВАРИАНТ № 4

Для нахождения общего уровня существенности аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, представленные в таблице.

«Исходные данные»

Таблица 1

Показатель бухгалтерской

отчетности аудируемого лица

Значение

показателя,

тыс. руб.

Учитываемая

доля

показателя

Учитываемое

значение

показателя

Выручка от продаж

(стр. 010 ф. № 2)

876 420

2

17528,4

Итог баланса

(стр. 300 ф. № 1)

735 600

2

14712

Прибыль(убыток) от продаж

(стр. 050 ф. № 2)

138 000

4

5520

Чистая прибыль

(стр. 140 ф. № 2)

115 000

5

5750

Запасы (стр. 210 ф. № 1)

157 300

8

12584

Уставный капитал

(стр. 410 ф. № 1)

10 000

10

1000

Оборотные активы

(стр. 290 ф. № 1)

47 000

4

1880

Задание: определите общий уровень существенности, учитывая, что согласно порядку его нахождения, установленному внутренним стандартом аудиторской организации, возможно исключение из расчета нерепрезентативных показателей при отклонении их учитываемых значений от среднего значения более чем на 50%.

Округление найденного общего уровня существенности допустимо по правилам округления до числа, заканчивающегося на «00», но не более, чем на 5%.

Решение:

Существенность является одним из основных понятий аудита. Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность финансовой отчетности. Как количественная характеристика таких обстоятельств выступает уровень существенности, то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на ее основе правильные решения.

1)Рассчитаем учитываемое значение показателя:

876420 2% = 17528,4 тыс.руб.

735600 2% = 14712 тыс.руб.

138000 4% = 5520 тыс.руб.

115000 5% = 5750 тыс.руб.

157300 8% = 12584 тыс.руб.

10000 10% = 1000 тыс.руб.

47000 4% = 1880 тыс.руб.

2) Определяется итоговый уровень существенности по средней арифметической.

(17528,4+14712+5520+5750+12584+1000+1880) / 7 = 8424,9 тыс.руб.

3) Найдем исключение из расчета нерепрезентативных показателей при отклонении их учитываемых значений от среднего значения более чем на 50%.

8424,9 – (8424,9 50%) = 8424,9 — 4212,45 = 4212,45 тыс. руб.

8424,9 + (8424,9 50%) = 8424,9 + 4212,45 = 12637,35 тыс. руб.

Значения входящие в диапазон от 4212,45 до 12637,35 тыс. руб.

Показателями, не вошедшими в диапазон являются: выручка от продаж, итог баланса, уставный капитал, оборотные активы.

4) Рассчитаем новое среднеарифметическое значение оставшихся показателей и округлим общий уровень существенности до числа, заканчивающегося на «00», но не более чем на 5%.

(5520 + 5750 + 12584) / 3 = 7951,3 тыс. руб. 8000

5) Проверим, не отклоняется ли данное значение больше чем на 5%

(8000 — 7951,3) / 7951,3 = 0,6%

Ответ: единый уровень существенности можно установить в размере 8000 руб. Сумма нарушений не превышающая 8000 руб., будет считаться не существенным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.09.2013)(принят ГД ФС РФ 24.12.2008).
  2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельностив ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2002№ 696 (в ред. последующих изменений и дополнений).
  3. Булыга Р.П. Аудит : учебник для студентов высшего проф. образования / под ред. Р. П. Булыги. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 431 с.
  4. Основы аудита: Учебное пособие / Е.А. Кыштымова. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 224 с.
  5. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: Уч. пос. / Н.В.Парушина, Е.А.Кыштымова — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012 — 560 с.
  6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»: постатейный комментарий / В.И. Подольский. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. — 176 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0 Размер: 22.38K Скачано: 47 03.03.14 в 09:46olju6ka

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

>Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности разра­батывают СРО аудиторов, в частности: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров и ауди­торов России и др.

· В основном СРО аудиторов разрабатывают внутренние стандарты, дополняющие содержание федеральных стан­дартов в части их конкретизации (приводят необходимые формы документов, таблиц и др.). Такие стандарты предна­значены для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, входящих в соответствующую СРО.
Внутренние стандарты (регламенты) аудиторских ор­ганизаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организа­ций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и ут­верждены аудиторской организацией в целях обеспечения эффективности практической работы.
Применение внутренних стандартов аудиторских орга­низаций способствует:

— соблюдению требований внешних аудиторских пра­вил (стандартов);

— уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

— использованию для проведения аудита аудиторов-ас­систентов;

— увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сфор­мулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выпол­нении сопутствующих и прочих аудиторских услуг.
Внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторских организаций могут включать следующие блоки:

  1. структуру фирмы, технологию организации, выполняе­мые функции и другие особенности ее функционирования;
  2. расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных стандартов;
  3. методики проведения аудиторских проверок по разде­лам и счетам бухгалтерского учета;
  4. организацию прочих и сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие орга­низационно-экономические аспекты деятельности ауди­торской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и рас­шифровывает положения федеральных или внутренних стандартов СРО аудиторов. Они могут быть классифици­рованы по следующим группам:

  • ответственность аудиторов;
  • планирование аудита;
  • изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • получение аудиторских доказательств;
  • использование работы третьих лиц;
  • порядок формирования выводов и заключений в аудите;
  • специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандар­ты, отражающие: специфические аспекты проведения ауди­та кредитных учреждений; специфические вопросы прове­дения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институ­тов; специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведе­ния аудиторских проверок по разделам и счетам бухгал­терского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классифи­каторы, инструкции. Особенно полезны эти методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% слу­чаев принять правильное решение.
Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех слу­чаях, когда аудиторские фирмы выполняют прочие и сопут­ствующие аудиту услуги. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстанов­ления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетво­рять следующим требованиям:

  • целесообразности — при разработке стандартов следу­ет учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
  • преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечи­вать согласованность и взаимосвязь с остальными внутрен­ними стандартами;
  • полноты и детализации — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
  • единства терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и доку­ментах.

Разработка и внедрение внутренних стандартов — трудо­емкая и продолжительная работа, нацеленная на перспек­тиву. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в стандарте «Требования к внутрен­ним аудиторским стандартам аудиторских организаций» (применяется до утверждения Правительством РФ феде­ральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80)). Внутренние стандарты — часть организационно-распо­рядительной документации и системы внутреннего контро­ля аудиторской организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *