Средства ОМС

Содержание

Бюджет ОМС – базовые факторы

В соответствии с п.5 ч. 2. ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Такие программы пересматриваются ежегодно. На основании Программы Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, принимаемой правительство РФ (ст. 35 Закона об ОМС), субъектами РФ принимаются Территориальные программы (ст. 36 Закона об ОМС).

Сразу оговорюсь, что под словами «медицинская организация» я понимаю юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Таким образом, если речь идет о бюджетном финансировании организации, то следует понимать, что речь идет о государственном учреждении. В случае с частной клиникой вместо бюджета следует иметь в виду средства организации, полученной ей помимо перечислений по программам из бюджета ОМС.

Территориальная программа, в числе прочего, включает в себя структуру тарифов (в соответствии со ст. 30 Закона об ОМС) на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС. Для Москвы, например, структура тарифов расшифровывается в п. 4.9 Программы, где приводится перечень расходов, входящих в Тариф ОМС. Согласно п. 4.11 Тарифы в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера.

На что нельзя тратить бюджет ОМС

Относительно закупки оборудования хочу сказать, что финансирование медицинской организации за счет бюджета фонда ОМС согласно п. 4.9 Программы покупки основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) имеет лимит в 100 000 рублей. То есть покупка дорогостоящего оборудования должна производиться не за счет средств, перечисляемых медицинской организации в рамках реализации Программы ОМС, а за счет средств, предоставляемых учреждению из соответствующего бюджета.

Оплата труда сотрудников (базовая ставка) обеспечивается учреждениям за счет средств соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности учреждения (ст. 133 ТК РФ). В п.4.9 Программы говорится, что бюджет ОМС может расходоваться на заработную плату и начисления на нее. Стимулирующая часть заработной платы, предусмотренная отдельно п. 4.11 Программы, выплачивается работникам в соответствии с трудовым договором на основании локальных нормативных актов и законов субъекта РФ.

Возможно, вам будет интересно

  • Нецелевые выплаты и траты за счет средств ОМС: примеры и ответственность

Следовательно, по смыслу положений Программы, за счет бюджета ОМС могут производиться иные выплаты, входящие в систему оплаты труда в соответствии со ст. 135 ТК РФ. К таковым относят, например доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования. Эти доплаты устанавливаются коллективным трудовым договором и локальными нормативными актами в соответствии с действующим законодательством. Оплата переработок и поощрений определенно не оговорена в структуре Тарифов.

Также структура Тарифов не предполагает оплату съемных помещений за исключением случаев, когда данное помещение используется учреждением собственно для оказания медицинской помощи по программе ОМС. То есть слова п. 4.9 Программы «расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом» следует относить только к тем средствам, которые используются непосредственно при оказании медицинских услуг в рамках ОМС.

Структура Тарифов также не предусматривает оплату штрафных санкций в отношении медицинской организации. К сожалению, однозначного ответа на вопрос «можно ли оплачивать штрафы в счет бюджета ОМС» законодатель не дает. Таким образом, разрешение этого вопроса остается на усмотрение субъектов РФ.

Личное мнение. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что самым простым путем избежать штрафных санкций за нецелевое использование средств ОМС – четкое следование определения Программы, либо обосновывать траты с учетом структуры Тарифов.

Вопрос 8.4. Доходы и расходы Фондов государственного обязательного медицинского страхования

Особенностью фондов государственного обязательного медицинского страхования в России является то, что они образуют двухуров­невую систему, включающую в себя ФФОМС и ТФОМС. Эти фонды связаны между собой, имеют общие цели и задачи, но формиру­ются и используются автономно.

Доходы фондов государственного обязательного медицинского страхования призваны обеспечить источниками финансирования про­цесс оказания государством гарантированной законодательством РФ медицинской и лекарственной помощи гражданам. Несмотря на опре­деленную общность доходных источников, каждый из уровней рассмат­риваемых фондов имеет свои особенности в формировании доходной базы бюджетов.

В бюджет ФФОМС зачисляются следующие виды доходов:

■ обязательные страховые взносы

■ недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС,

■ доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба,

■ безвозмездные поступления,

■ межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФФОМС,

■ прочие поступления.

Основным доходным источником формирования ФФОМС являются страховые взносы.

В бюджеты ТФОМС зачисляются следующие виды доходов:

■ обязательные страховые взносы

■ недоимки и пени по взносам в ТФОМС,

■ доходы от размещения временно свободных денежных средств ТФОМС,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возме­щения ущерба,

■ безвозмездные поступления,

■ межбюджетные трансферты из ФФОМС,

■ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, пе­редаваемые ТФОМС, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхова­ние неработающего населения,

■. прочие поступления.

Структура доходов ТФОМС неоднородна по различным субъектам РФ, но в целом в их составе превалируют поступления от страховых взносов и трансферты из бюджета ФФОМС и из бюджетов субъектов РФ.

Расходы фондов обязательного медицинского страхования направлены на финансирование гарантированной государством медицинской и лекарственной помощи населению. Расходы ФФОМС призваны обеспечит финансовую устойчивость всей системы обязательного меди­цинского страхования путем выравнивания условий финансирования территориальных программ и финансирование определенных мероприятий в сфере медицинского страхования. Расходы ТФОМС связаны с непосредственным финансированием программ медицинского страхования в субъектах РФ.

Расходы бюджета ФФОМС можно разделить на следующие группы:

■ расходы на выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС (87% всех расходов);

■ расходы на финансирование целевых программ в области ме­дицинского страхования (10,5%);

■ расходы на компьютеризацию системы обязательного медицин­ского страхования (1%);

■ расходы на содержание аппарата управления ФФОМС (1%);

■ прочие расходы (0,5%).

Расходы на выравнивание финансовых условий территории основное направление расходования средств ФФОМС. Они осуществляются в порядке реализации базовой программы обязательною медицинского страхования, в том числе на формирование нормативов страхового запаса ТФОМС. Расходы на выравнивание финансируются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС.Решение о предоставлении средств на осуществление этих расходов принимает специальная одноименная комиссия ФФОМС на основе заявок, полученных от территориальных фондов.

Расходы на финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования по значимости занимают второе место после расходов на выравнивание территориальных фондов. Целевые и граммы разрабатываются соответствующими министерствами и утверждаются Правительством РФ в соответствии с направлением государственной политики в области медицинского страхования. К этим программам относятся, например, программа профилактики дельных массовых заболеваний (прививок от гриппа и т.д.), программ охраны материнства и детства, комплекс программ в рамках национального проекта «Здравоохранение» и др.

Расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования и на содержание аппарата управления ФФОМС в совокупности можно отнести к управленческим расходам. Кроме материально-технического обеспечения деятельности Федерального фонда и оплаты его управленческого персонала к ним относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров, проведение организационных мероприятий и научных исследований, международное сотрудничество и информационное обеспечение и др.

Прочие расходы ФФОМС включают расходы на содержание и аренду зданий и других объектов недвижимого имущества, расходы на размещение временно свободных средств фонда и средств нормированного страхового запаса на банковских депозитах и в государственные ценные бумаги и др.

Расходы ТФОМС непосредственно связаны с финансированием процесса предоставления бесплатных медицинских услуг и лекарственного обеспечения нуждающихся категорий населения. Расходы территориальных фондов можно разделить на следующие группы:

■ расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (более 90% всех расходов фондов);

■ расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения (около 7%);

■ управленческие расходы (более 2%);

■ прочие расходы (0,5%).

Основная масса расходов ТФОМС направляется на финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования. Такого рода территориальные программы разрабатываются на базе программы, утвержденной Правительством РФ, входящей в состав Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощи.

Данная Программа включает:

— перечень видов и объемы медицинской помощи, предоставляемой бесплатно;

— базовую программу обязательного медицинского страхования;

— перечень видов медицинской помощи, предоставляемой за счет чет бюджетов всех уровней;

— подушевые нормативы финансирования здравоохранения.

Базовая программа определяет объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи. Составной частью рассматриваемых расходов являются расходы на ведение страхового дела страховых муниципальных медицинских организаций (оплата фактически оказанной медицинской помощи), на (формирование нормативного страхового запаса и др.

Страховыми ме­дицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, обладающие необхо­димым для осуществления медицинского страхования уставным фон­дом (капиталом). Предоставление средств из территориальных фондов страховым медицинским организациям производится на основе дифференцированных нормативов в расчете на одного человека.

В свою очередь страховые медицинские организации направляют эти средства для выплаты фактически предоставленных бесплатных медицинских услуг и профилактическим учреждениям, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь населению. Если функцию страхов­щика выполняет сам территориальный фонд, то его средства перечисляются не страховой медицинской организации, а непосредственно лечебно-профилактическому учреждению. Всем гражданам России по месту работы или месту жительства выдаются страховые полисы, даю­щие право на получение бесплатного гарантированного объема меди­цинских услуг.

По данным ТФОМС некоторых субъектов РФ, лечебно-профилактические учрежде­ния расходуют средства обязательного медицинского страхования недостаточно эффектив­но.

Расходы ТФОМС на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения включают, например, такие направлен и расходования средств, как оплата дорогостоящих видов медицинской помощи определенным категориям граждан, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий , катастроф и др.

Расходы на управление деятельностью ТФОМС и их филиалов составляют затраты на оплату труда управленческого персонала и материально-техническое обеспечение, на организационное и информационное обеспечение и т.п.

Прочие расходы ТФОМС связаны с арендой и содержанием объектов недвижимости, с расходами на размещение и временно свободных средств, расходами на выдачу и замену страховых полисов и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем проявляется специфика экономического содержания внебюд­жетных фондов как звена системы публичных финансов?

2. Назовите основные источники финансирования расходов Пенсион­ного фонда РФ.

3. Для каких целей создан Фонд социального Страхования РФ?

4. С чем связано деление фондов государственного обязательного ме­дицинского страхования в России на федеральный и территориаль­ные фонды?.

Гражданам России государством гарантируется бесплатная медицинская помощь. На руки людям выдается полис — документ, олицетворяющий поддержку государственной системы здравоохранения в случае заболевания.

А что он на самом деле означает? Какие виды услуг в клинике обязаны предоставить без дополнительной оплаты, а за какие придется заплатить самостоятельно? При каких обстоятельствах проводится бесплатное медицинское обследование? Давайте разберем все вопросы подробно.

О бесплатной медицине

В 41-й статье Конституции РФ перечислены гарантии гражданам страны со стороны государства. В частности, там говорится:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Таким образом, перечень бесплатных медицинских услуг должен определяться соответствующими государственными органами, то есть системой здравоохранения. Происходит это на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном.

Важно! Бюджетный фонд на развитие медицинских учреждений формируется за счет нескольких источников. Одним из них являются налоговые поступления от граждан.

Скачать для просмотра и печати:

Статья №41 Конституции Российской Федерации

Какие виды услуг гарантируются государством

В силу действующих законодательных актов пациентам гарантировано право на следующие виды медицинского обслуживания:

  • экстренное (скорая помощь), в том числе специальная;
  • амбулаторное лечение, в том числе обследование;
  • услуги стационара:
    • гинекологические, по беременности и родам;
    • при обострении недугов, обычных и хронических;
    • в случаях острых отравлений, при получении травм, когда необходима интенсивная терапия, связанная с круглосуточным наблюдением;
  • плановая помощь в стационарных условиях:
    • высокотехнологическая, в том числе с использованием сложных, уникальных методов;
    • медицинское обслуживание граждан с неизлечимыми недугами.

Важно! Если заболевание не подпадает под один из вариантов, за медицинские услуги придется заплатить.

Лекарственные средства выдаются за счет бюджета людям, страдающим такими видами заболеваний:

  • сокращающими срок жизни;
  • редкими;
  • приводящими к инвалидности.

Внимание! Полный и подробный перечень препаратов утверждается правительственным постановлением.

Новое в законодательстве с 2017 года

В правительственном постановлении от 19.12.2016 N 1403 приведена более детальная расшифровка медицинских услуг, предоставляемых без взимания платы. В частности, расшифровывается первичная медико-санитарная помощь. Она разбита на подвиды. А именно первичная:

  • доврачебная;
  • врачебная;
  • специализированная.

Внимание! В рамках программы к перечню оказываемых бесплатно добавлена паллиативная медпомощь.

Кроме того, в тексте документа приведен перечень специалистов-медиков, на которых распространяется обязанность обслуживать пациентов без взимания денег.

К ним относятся:

  • фельдшеры;
  • акушеры;
  • другие медработники со средним специальным образованием;
  • врачи всех профилей, включая докторов семейной медицины и педиатров.

Внимание! Документ содержит перечень заболеваний, лечить которые врачи обязаны бесплатно.

Медицинский полис

Документ, гарантирующий оказание помощи больным, называется полисом обязательного медицинского страхования (ОМС). Эта бумага подтверждает, что предъявитель застрахован государством, то есть ему обязаны предоставить услуги все профессионалы, перечисленные выше.

Важно! Полис ОМС имеют право оформить не только граждане РФ. Он выдается (за небольшую плату) иностранцам, постоянно проживающим в стране.

Полис ОМС имеет такое смысловое содержание:

  • гражданину гарантирует медицинскую поддержку;
  • медорганизации воспринимают его в качестве идентификатора клиента (за него больнице перечислят средства из Фонда ОМС).

Важно! Описываемый документ выдается только лицензированными страховыми компаниями. Их разрешено менять, но не чаще раза в год (до 1 ноября текущего периода).

Как получают полис ОМС

Выдают документ соответствующие компании, действующие в рамках законодательства РФ. На официальных сайтах регулярно печатается их рейтинг, позволяющий гражданам определиться с выбором.

Чтобы выдали полис ОМС, необходимо предоставить минимальное число документов.

А именно:

  • для детей до 14 лет:
    • свидетельство о рождении;
    • паспорт родителя (опекуна);
    • СНИЛС (если есть);
  • для граждан, старше 14 лет:
    • паспорт;
    • СНИЛС (при наличии).

Важно! Для граждан РФ полис действует бессрочно. Временным документом обеспечиваются только иностранцы:

  • беженцы;
  • временно проживающие в стране.

Правила замены полиса ОМС

В некоторых ситуациях документ положено менять на новый. К таковым относятся следующие:

  • при переезде в регион, где страховщик не работает;
  • в случае заполнения бумаги с ошибками или неточностями;
  • при утере или порче документа;
  • когда он пришел в негодность (обветшал) и невозможно разобрать текст;
  • в случае перемены персональных данных (замужества, к примеру);
  • в случае планового обновления образцов бланка.

Внимание! Новый полис ОМС выдается без внесения платы.

Что входит в бесплатное обслуживание по полису ОМС

В п. 6 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ приведен полный перечень бесплатных услуг по медицинскому полису, оказываемых владельцам документа. Они предоставляются в:

  • поликлинике;
  • амбулатории;
  • стационаре;
  • скорой помощи.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

На что могут рассчитывать владельцы полиса ОМС

В частности, пациенты имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лечение в таких ситуациях:

  • в предродовой и послеродовой период беременных женщин, во время освобождения от бремени, при необходимости прервать беременность;
  • при диагностировании инфекционных недугов, заражения паразитами (в данную категорию не входят заболевания: ВИЧ, СПИД, туберкулез, ЗППП);
  • проявления любых недугов у новорожденных;
  • недуги основных систем жизнедеятельности организма:
    • нервной;
    • пищеварительной;
    • мочеполовой;
    • эндокринной;
    • кровеносной;
    • дыхательной;
    • иммунной;
    • органов чувств;
  • при хромосомных нарушениях;
  • при поражении опорно-двигательной системы.

Важно! Каждый субъект федерации имеет возможность дополнить (но не урезать) перечень, утвержденный федеральным нормативно-правовым актом. Узнать о региональном списке можно в любом бюджетном лечебном учреждении.

Стоматологические услуги в рамках ОМС

Стоматологи так же, как и другие специалисты, обязаны работать с клиентами без оплаты.

Они оказывают такие виды помощи:

  • лечение кариеса, пульпита и других заболеваний (эмали, воспалений тела и корней зуба, десен, соединительных тканей);
  • хирургическое вмешательство;
  • вывихи челюстей;
  • профилактические мероприятия;
  • исследования и диагностика.

Важно! Детям без внесения платы оказываются услуги:

  • для исправления прикуса;
  • укрепления эмали;
  • лечения других поражений, не связанных с кариозными.

Как применять полис ОМС

С целью организации лечения пациентов, их прикрепляют к поликлинике. Выбор медицинского учреждения отдается на откуп клиента.

Он определяется:

  • удобством посещения;
  • местом размещения (рядом с домом);
  • другими факторами.

Важно! Менять медицинское учреждение позволено не чаще раза в год. Исключением является смена места жительства.

Как «прикрепиться» к поликлинике

Сделать это можно с помощью страховщика (выбрать учреждение при получении полиса) или самостоятельно.

Для прикрепления к поликлинике следует пойти в учреждение и написать там заявление. К бумаге прикладываются копии таких документов:

  • удостоверения личности:
    • паспорта для граждан, старше 14 лет;
    • свидетельства ребенка младше 14 лет о рождении и паспорта законного представителя;
  • полиса ОМС (необходим и оригинал);
  • СНИЛСа.

Важно! Отказать в прикреплении к поликлинике на законных основаниях могут гражданам, прописанным в ином регионе, если учреждение переполнено (превышена предельная норма пациентов).

В случае отказа следует потребовать его оформления в письменной форме. На медучреждение можно пожаловаться в Минздрав РФ или Росздравнадзор.

Визит к доктору

Для того чтобы получить помощь специалиста, необходимо записаться к нему через регистратуру. Этот отдел выдает талоны на прием. Сроки и правила регистрации, обслуживания пациентов устанавливаются на региональном уровне. С ними можно ознакомиться в той же регистратуре.

Кроме того, эту информацию клиентам обязан предоставить страховщик (нужно позвонить по номеру, указанному на бланке полиса).

К примеру, в столице действуют такие правила обеспечения пациентов медицинскими услугами:

  • направление на первичный прием к терапевту, педиатру — в день обращения;
  • талон к докторам-специалистам — до 7 рабочих дней;
  • проведение лабораторных и иных видов обследования — тоже до 7 дней (в некоторых случаях до 20-ти).

Важно! Если поликлиника не имеет возможности удовлетворить нужды пациента, его должны направить в ближайшее учреждение, где предоставляются необходимые услуги в рамках программы ОМС.

Скорая помощь

Воспользоваться экстренными медицинскими услугами могут все люди, находящиеся в стране (наличие полиса ОМС необязательно).

Существуют нормативы, регулирующие деятельность бригад скорой помощи. Они таковы:

  • служба скорой помощи откликается на экстренные вызовы в течение 20 минут при угрозе жизни людей:
    • несчастные случаи;
    • ранения и травмы;
    • острые недуги;
    • отравления, ожоги и так далее.
  • неотложная помощь приезжает в течение двух часов, если угроза жизни отсутствует.

Важно! Решение о том, какая бригада отправится по вызову, принимает диспетчер, основываясь на информации клиента.

Как вызывать скорую

Существует несколько вариантов обращения за экстренной медицинской подмогой. Они таковы:

  1. Со стационарного телефона — набрать 03.
  2. По мобильной связи:
    • 103;
    • 112.

Важно! Универсальным является последний номер — 112. Это центр координации всех экстренных служб: скрой, пожарной, аварийной и других. Этот номер работает на всех аппаратах при наличии связи в сети:

  • с нулевым балансом;
  • с отсутствием или блокированием SIM-карты.

Правила реагирования скорой помощи

Оператор службы определяет, обоснован ли вызов. Скорая приедет если:

  • у пациента есть признаки острого заболевания (независимо от места его нахождения);
  • произошла катастрофа, массовое бедствие;
  • поступила информация о несчастном случае: травмы, ожоги, обморожения и так далее;
  • нарушение деятельности основных систем организма, угрожающее жизни;
  • если начались роды или прерывание беременности;
  • расстройство психоневрологического больного угрожает жизни других людей.

Важно! К детям, не достигшим года жизни, служба выезжает по любому поводу.

Необоснованными считаются вызовы, обусловленные такими факторами:

  • алкоголизм пациента;
  • некритическое ухудшение состояние пациента клиники;
  • стоматологические заболевания;
  • проведение процедур в порядке планового лечения (перевязок, уколов и прочее);
  • организация документооборота (выдача больничного, справки, составление акта о смерти);
  • необходимость транспортировки пациента в иное место (клинику, домой).

Внимание! Скорая оказывает только экстренную помощь. При необходимости может доставить пациента в стационарное учреждение.

Суть понятия нецелевого расходования субсидий ОМС

По закону государственные медицинские компании используют фонд ОМС на оказание помощи и приобретение лекарственных препаратов только в том объеме и условиях, которые установлены базовой или территориальной программой по Федеральному закону. В состав программы входят расходы:

  • На приобретение лекарственных препаратов, медицинского оборудования, пищевой продукции;
  • На платежи за лабораторные и инструментальные исследования, которые требуется произвести другим учреждением по причине отсутствия у основной компании лицензии, диагностического оборудования;
  • На организацию питания, если это не предусмотрено или невозможно осуществить на территории больницы;
  • На платежи за услуги связи, предоставление транспорта, работы и услуги по содержанию здания, аренду за пользование помещениями; платежи за программное обеспечение, услуги ЖКХ;
  • На социальные гарантии медицинских работников согласно законодательству;
  • На покупку медицинского инвентаря на сумму до 100 тыс. рублей включительно за каждый вид оборудования;
  • На платежи медицинской организации за оказание врачебной помощи;
  • Ряда затрат, необходимых для общей организации медицинской деятельности учреждения.

Для каждого указанного пункта перечня услуг программы предусмотрен тариф. Траты средств свыше тарифа считаются нецелевым расходованием либо превышением установленного лимита. Нередко нецелевые траты фонда ОМС происходят из-за неверной трактовки закона руководством учреждения. Средства могут быть израсходованы с нарушениями, если не соблюдены условия не только ФЗ, но и местных нормативных актов, локальных положений государственной компании.

Какие меры предпринимаются после выявления нарушений?

Одна из важнейших задач проведения контрольных мероприятий — устранение выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами государственной собственности, а также наказание виновных и возмещение ущерба государству. Если представителями территориального органа установлены нарушения, в заключительной части акта проверки указываются:

  • Сведения о суммах нецелевого расхода;
  • Направления, куда они были потрачены учреждением;
  • Требование о возврате затраченной суммы в бюджет ТФОМС;
  • Информация о размере штрафа и пени.

Согласно ст. 39 части 9 ФЗ от 29.10.2010 г. штраф за нарушение устанавливается в размере 10% от суммы нецелевого расходования и пени от 0,01 актуальной на момент ревизии ставки рефинансирования ЦБ РФ. Уплата штрафа производится медицинским учреждением в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Если территориальный орган ОМС выявит серьезные факты нарушения в распоряжении средств, которые будут требовать безотлагательного принятия мер по устранению, представитель проверяющей организации вправе передать информацию в судебные инстанции. По решению суда виновные сотрудники будут привлечены к ответственности и на них будет возложена обязанность по возмещению средств нецелевого использования.

Каковы примеры нецелевого использования средств медицинскими организациями и споров между уполномоченными органами?

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств. Судебная практика показывает, что не всегда суд согласен с требованиями ТФОМС. Происходят разные ситуации, когда мера пресечения применяется частично в связи с тем, что судья делает иные выводы.

Примеры судебных решений по нецелевому использованию средств медучреждением

Городская поликлиника №23 г. Москвы приобрела медицинский инвентарь стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу товара. Суд решением № 305-КГ15-17571 от 22 января 2016 г. постановил, что данный факт не может считаться нецелевым расходом, а имеет место лишь превышение лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена.

По итогам проверки было установлено, что городская больница г. Медногорска не имеет лицензии на оказание скорой специализированной медицинской помощи, но денежные средства ОМС на это были получены. В процессе разбирательства суд установил, что отсутствие лицензии было связано с проведением реорганизации в учреждении. Суд решением № Ф09-8098/16 от 12 августа 2016 г. постановил, что отказ больницы в оказании помощи противоречил бы ст. 41 Конституции РФ и ст. ст. 4-7, 10, 11 Закона № 323-ФЗ. Поскольку после реорганизации лицензия была вновь получена, суд не признал, что расход средств является нецелевым.

Поликлиника №1 г. Усть-Илимска воспользовалась средствами ОМС для оплаты услуг по замене окон, оплаты сметной документации для проведения капремонта. В рамках государственного контракта были выполнены работы, не соответствующие представленной заказчиком для проведения открытого аукциона проектно-сметной документации и техническому заданию. Арбитражный суд Иркутской области признал факт нецелевого расходования средств решением № А19-690/2015 и обязал медорганизацию вернуть 220 460 рублей, а также уплатить штраф в размере 22 046 рублей.

В ходе проверки использования средств обязательного медицинского страхования территориальным фондом обязательного медицинского страхования может быть установлено, что медицинским учреждением осуществлены расходы, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на соответствующие годы. Во избежание спорных ситуаций относительно статей расходов средств ФОМС рекомендуется всегда обращаться за консультацией к юристу в сфере медицинского страхования.

За нецелевое расходование финансов, выделяемых Фондом ОМС, учреждения несут особую ответственность в виде санкций и штрафов. Такая ответственность применяется только после доказательства факта нецелевого использования финансирования путем проведения контрольных проверок медицинского учреждения.

Советуем почитать: Права и обязанности медицинской организации в системе ОМС 0/5 (0 голосов)

Расходование средств ОМС на оплату услуг аптек, оказанных в целях реализации программы «Сахарный диабет»

О. Булыгина

Журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Является ли расходование учреждением здравоохранения средств ОМС на оплату услуг аптек, оказанных в целях реализации программы «Сахарный диабет», нецелевым их использованием? Ответ на этот вопрос – в статье.

Отдельным категориям граждан с определенными заболеваниями в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения предусматривается предоставление лекарственных средств в амбулаторных условиях в системе государственной социальной помощи.

В 2016 году государственное бюджетное учреждение здравоохранения по договору с аптекой оплатило услуги по хранению лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов), полученных в рамках централизованных закупок.

В тарифном соглашении по реализации территориальной программы ОМС на территории субъекта РФ указано, в частности, что размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи» включает расходы на оплату услуг, связанных с обращением медицинской продукции (подстатья 226 «Прочие услуги» КОСГУ).

Признается ли в данной ситуации нецелевым расходованием использование средств ОМС на оплату услуг аптечных организаций по хранению и отпуску лекарств больным при инсулинозависимом сахарном диабете? Ответ приведем с учетом действующего законодательства РФ.

Государственные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) выделены базовая и территориальная программы ОМС.

Базовая программа ОМС является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. На 2016 год программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382 (далее – госпрограмма).

Финансовое обеспечение госпрограммы составляют средства ОМС и средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Территориальная программа ОМС – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ).

Расходы, финансируемые за счет средств ОМС.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС включает в себя расходы, перечисленные в ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ.

В силу п. 158 Правил № 158н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации:

1) непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;

2) необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (услуги).

В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (услуги);
  • затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
  • затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (услуги);
  • иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги).

В силу п. 23 Письма Минздрава РФ от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 в субъекте РФ используются способы оплаты медицинской помощи, установленные тарифным соглашением, принятым в субъекте РФ в соответствии с госпрограммой и рекомендациями Минздрава и ФОМС.

При этом утвержденные способы оплаты являются едиными для всех медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.

Следовательно, за счет средств ОМС финансируются затраты, понесенные с целью обеспечения деятельности непосредственно учреждения здравоохранения по оказанию медицинской помощи (медицинских услуг).

Кроме того, на основании положений разд. V госпрограммы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется:

  • обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
  • обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно. При этом, как следует из Перечня № 890, к числу заболеваний, при которых осуществляется бесплатный отпуск лекарств за счет средств бюджета субъектов РФ, относится сахарный диабет.

Обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.

В части 2 ст. 80 данного закона предусмотрено: при бесплатном оказании гражданам медицинской помощи в рамках госпрограммы обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Для справки

В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств входят препараты для лечения сахарного диабета (гр. А10) в соответствии с приложением 1 к Распоряжению Правительства РФ № 2724-р (действует с 1 марта 2016 года).

В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ к полномочиям РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся, в частности, полномочия:

  • по осуществлению закупок (в том числе организации определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
  • по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно пп. 3 п. 34 Порядка № 1175н льготные категории граждан имеют право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ.

Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, приведены в Перечне № 890. В соответствии с данным документом раздел «Категории заболеваний» содержит заболевание «диабет» и предусматривает за счет средств бюджета субъектов РФ бесплатный отпуск всех лекарственных средств указанным больным.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов РФ поручено, в частности:

  • осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях, независимо от форм собственности, лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень;
  • обеспечить своевременную оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (абз. 3 п. 4).

Таким образом, обеспечение больных сахарным диабетом осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 178-ФЗ. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 финансирование расходов на оплату лекарственных средств определенным группам населения происходит за счет средств субъекта РФ, а также иных источников, привлекаемых им на эти цели.

Обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.

Следовательно, денежные средства на финансирование расходов по бесплатному обеспечению больных сахарным диабетом лекарствами в соответствии с установленным в субъекте РФ порядком могут либо поступать в учреждение в виде целевой субсидии, либо перечисляться региональным Минздравом непосредственно в аптечные организации в виде оплаты услуг по хранению и отпуску лекарственных средств.

Например, в соответствии с п. 3, 4 Постановления Правительства Севастополя от 30.06.2015 № 576-ПП:

  • средства на лекарственное обеспечение предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете города Севастополя на данные цели;
  • средства на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан направляются непосредственно на закупку лекарственного обеспечения, а также на обеспечение деятельности по приемке, ответственному хранению, обработке, распределению, комплектованию, транспортировке, контролю качества и передаче лекарственного обеспечения аптечным организациям для отпуска льготным категориям граждан.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. За счет средств ОМС осуществляются расходы учреждения здравоохранения, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги), а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности. Поэтому расходы на оплату за счет средств ОМС услуг аптечной организации по хранению и отпуску лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов) неправомерно считать затратами, необходимыми для обеспечения деятельности самого учреждения.

2. Полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. Соответственно, финансирование расходов на оплату услуг аптечных организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, относится к компетенции исполнительных органов субъекта РФ.

3. Если гражданин имеет право на получение лекарственных средств за счет регионального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, то необходимые препараты предоставляются ему в рамках государственной социальной помощи.

Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *