Современные системы менеджмента качества

Механизм современного управления качеством

Для реализации принципов, методов управления качеством и методологических подходов к нему необходим соответствующий механизм управления. Применительно к системному УК такой механизм следует рассматривать как совокупность организационных, экономических и других компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы УК для достижения определенных целей. Этот механизм должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на многообразные условия и элементы, от которых зависит качество.

Все условия, влияющие на качество каждого из элементов функционирующей системы УК, можно разделить на субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (обусловленные сложившимися обстоятельствами в деятельности человека и практически не зависящие от него). Помимо этого, на качество существенное влияние оказывают социальные, международные и политические условия, которые можно одновременно отнести как к субъективным, так и к объективным.

При производстве продукции в механизме управления качеством влияние, взаимодействие и проявление многообразных субъективных и объективных условий — исключительно сложный процесс. Тем не менее, во всех случаях в этом механизме в соответствии с принципами системного УК должна четко прослеживаться такая цепочка воздействий (рис. 136): цели управления предприятием (определяющие цели УК и являющиеся стратегически императивными); цели УК; политика и обязательства в области качества; мероприятия (воздействия) по повышению и обеспечению требуемого качества; условия, влияющие на качество элементов системы и обеспечивающие уровень качества продукции, удовлетворяющий потребителей; качество функционирования элементов системы; качество продукции. Между ними должна быть разветвленная превентивно-перманентная и оперативная обратная связь, которая обеспечит соответствие фактических показателей качества требуемым (нормируемым), реализуя для этого целенаправленный комплекс мероприятий по улучшению качества.

Необходимыми компонентами механизма управления качеством являются цели, стратегия, политика и обязательства в области качества, которые во многом определяются целями, стратегией и политикой управления организацией. При этом высшее звено руководителей предприятия обязано брать на себя обязательства и ответственность за проведение политики в области качества. Эта политика должна соответствовать целям управления предприятием в целом и УК в частности, а также основным приоритетным стратегиям управления. В конечном счете, реализация стратегии управления качеством обусловливается претворением политики и выполнением принятых обязательств в области качества.

В механизме управления качеством главным должен быть человеческий фактор, поэтому центральное место в ЦПК представляется необходимым отвести мероприятиям, влияющим на созидательные свойства человека в области качества с учетом экономических и другие методов управления.

Рис. 136. Общий алгоритм современного управления качеством

Необходимым звеном в механизме управления качеством является сертификация продукции, услуг и систем УК. Применительно к разработчикам и изготовителям сертификация продукции выступает одной из возможных гарантий ее стабильного сбыта, а для любого потребителя приобретение сертифицированной продукции означает, что она отвечает его потребностям и высокому уровню качества изготовления.

Важным звеном в защите прав потребителей должны стать различные общественные ассоциации, объединения и организации. Деятельность государственных и других органов в области качества должна обеспечивать посредством экономического и правового методов полную защиту потребителей прямой и адекватной ответственностью изготовителя за качество своей продукции и услуг.

Для каждого вида продукции с учетом технологии ее изготовления и организации производства механизм управления качества будет обладать специфическими особенностями. Однако его всегда следует целенаправленно ориентировать в первую очередь на удовлетворение требований потребителей. Это, в конечном счете, во многом определяет качество жизни.

Очевидно, что весь механизм управления качеством должен быть направлен на удовлетворение потребностей потребителей продукции при соответствии ее качества обязательным требованиям НТД и правовых документов, в частности, законодательства по техническому регулированию. Техническое регулирование понимается как «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия». Деятельность по техническому регулированию должна осуществляться в полном соответствии с определенными основополагающими принципами (рис. 137).

Наряду с указанными принципами необходимо, безусловно, использовать известные общие и общесистемные принципы. Среди общесистемных принципов необходимо отметить принцип системности. Можно привести еще ряд дополнительных принципов, связанных с техническим регулированием и установлением требований к объектам регламентирования, например:

Рис. 137. Основополагающие принципы осуществления технического регулирования

  • — приоритетность принимаемых обязательных и необязательных требований к конечной продукции по отношению к промежуточным;
  • — гармонизация обязательных и необязательных требований с международными и региональными требованиями;
  • — возможность прогрессивного влияния обязательных и необязательных требований, указанных в отечественных нормативных и технических документах, на документы международного уровня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *