Как проходит аттестация рабочих мест

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда. Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:

  • сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
  • для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
  • определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
  • разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
  • определения порядка и размера компенсаций работникам;
  • выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок. Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500 до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования. При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.

  • ТЕГИ
  • для девушек и женщин
  • для мужчин
  • для одного человека

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Важно знать
Ключевое отличие СОУТ от аттестации рабочих мест — наличие в рамках СОУТ этапа идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Последняя проводится путем:

  • изучения предоставленных работодателем данных;
  • обследования рабочих мест;
  • опроса работников или их руководителей.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

Кстати
Аттестацию рабочих мест работодатель проводит обязательно по требованию Федерального закона № 426-ФЗ. Проведение аттестации обычно положительно сказывается на атмосфере в коллективе, поскольку демонстрирует неравнодушное отношение к подчиненным.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.

На заметку
Работодателю необходимо помнить, что выявление потенциально вредных и/или опасных факторов не производится на рабочих местах сотрудников, которым назначена досрочная пенсия по старости или компенсация за вредность труда. Также идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится на рабочих местах, где их наличие уже было ранее установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ.

  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Аккредитация аттестующих организаций, проводящих аттестацию рабочих мест

При проведении аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) важная роль отводится аттестующим организациям, которые привлекаются в качестве независимой организации для оценки условий труда, созданных на рабочих местах. По порядку проведения АРМ, Приказу Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.2011 г., аттестующая организация – это:

Цитата: ‘юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации’

В настоящее время рынок по оказанию услуг в области охраны труда (ОТ, – ред.) дифференцируется на следующие сегменты: осуществление функций службы ОТ или специалиста по ОТ работодателя, численность которого не превышает 50 человек, обучение работодателей и работников вопросам ОТ и проведение АРМ. Организация, изъявившая желание предоставлять услуги в области ОТ по одному или нескольким видам услуг, должна получить аккредитацию. По данным, представленным Минтрудом в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (Реестр, – ред.), общая численность аккредитованных организаций равна 3026. Из них АРМ, по состоянию на 10 октября 2013 г., оказывает 888 организаций. Заметна существенная разница между услугой АРМ с услугами по обучению и осуществлению функций службы ОТ. Объяснить это можно порядком прохождения процедуры аккредитации и требованиями, предъявляемыми к аттестующим организациям.

Как получить аккредитацию для аттестующей организации?

АРМ входит в перечень услуг в области ОТ, для осуществления которой обязательно наличие аккредитации. Правила аккредитации и требования к ней закреплены в Приказе Минздравсоцразвтия РФ № 205н от 01.04.2010 г. (Приказ, – ред.). В соответствии с ними, аккредитация для аттестующих организаций проводится для целей подтверждения компетентности и полномочий для оказания услуг в области ОТ и для обеспечения гарантий ответственности организаций перед получателями услуг (заказчиками).

Организация, изъявившая желание оказывать услуги по АРМ должна направить в адрес Минтруда заявление, в котором указываются следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма;
  • вид услуги в области охраны труда, для которой необходима аккредитация;
  • государственный регистрационный номер юридического лица и сведения о документе, который подтверждает факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • идентификационный номер налогоплательщика и сведения о документе, подтверждающем факт постановки на учет в налоговом органе;
  • сведения о наличии в уставе одного или нескольких видов деятельности;
  • сведения об отсутствии решения о ликвидации организации, о признании его банкротом, а также об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации;
  • почтовый адрес местонахождения заявителя;
  • сведения о наличии справочной базы действующих нормативно-правовых актов по ОТ.

К сведению. В Приказе № 205н вместо Минтруда используется указание на Минздравсоцразвития РФ, которое было преобразовано Указом Президента РФ № 636 от 21.05.2012 г. в Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство здравоохранения РФ. Функции по нормативно-правовому регулированию в сфере ОТ были переданы в Минтруд.

Кроме перечисленных сведений, организация по АРМ должна дополнительно представить данные: о наличии специалистов, имеющих право на проведение работ по АРМ (указывается стаж их практической работы, наличие образования), о руководстве по качеству измерительных и оценочных работ, системе учета и хранения результатов АРМ, а также сведения об аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ, – ред.).

ИЛ: образующее звено при аккредитации аттестующей организации

Большие трудности организации, которые хотят заниматься оказанием услуг по АРМ, испытывают при организации испытательной лаборатории, так как к ним предъявляются довольно серьезные требования. А без получения аттестата аккредитации ИЛ, невозможно получить право на проведение АРМ.

ИЛ в обязательном порядке должна входить в состав аттестующей организации. Она осуществляет измерительные и оценочные работы на рабочих местах организации, включая инструментальные замеры физических, биологических, химических факторов и факторов трудового процесса. Для этого она должна иметь в своем составе аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерения для физических факторов (температура, влажность, тепловое излучение и др.) и химических факторов (смеси, химические вещества и др.). Причем, испытательное оборудование должно находиться в собственности ИЛ.

Приобретение средств измерений сегодня довольно затратное дело. Рынок периодически пополняется современным оборудованием, которые удобны в использовании, уровень погрешности которых сводится к минимуму. Появление комбинированных средств измерений, включающих в себя замеры сразу по нескольким параметрам, – одно из новшеств, благодаря чему финансовые затраты, связанные с их приобретением, сокращаются на треть.

Критерии, которыми руководствуются при аккредитации ИЛ, приведены в межгосударственном стандарте ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Уполномоченным органом по проведению аккредитации ИЛ является Росаккредитация, при положительном решении которой, ИЛ выдается аттестат аккредитации, необходимый для того, чтобы в дальнейшем получить право выхода на рынок услуг по АРМ.

Уведомление о подтверждении аккредитации

После подачи всех сведений должностное лицо со стороны Минтруда рассматривает соответствие поданных документов в течение 60 рабочих дней. В случае отсутствия претензий, должностное лицо выносит решение об аккредитации аттестующей организации и вносит все сведения в реестр. Также на адрес аттестующей организации отправляется официальное уведомление о том, что они имеют право предоставлять услуги по организации и проведению АРМ.

Обращаем Ваше внимание, что в случае изменения юридического адреса или же реорганизации аттестующей организации, необходимо заявить об этом в Минтруд в течение 10 дней с момента внесения изменений. Документарная проверка проводиться уже не будет.

Лишение аккредитации по АРМ

Снова обратимся к реестру. Помимо регистрационного номера, в нем также содержатся предупреждающие знаки. Восклицательный знак означает предупреждение в адрес организации или же изменения, происходящие в ней. К примеру, знак ставится, когда расширяется или сужается область аккредитации, в случае изменения юридического адреса и т.д.

В реестре имеется знак, ассоциирующийся у нас со знаком «стоп» в правилах дорожного движения. Здесь он обозначает лишение аккредитации на оказание услуг по АРМ. На сегодняшний момент в список входит 14 организаций, которые были лишены аккредитации на АРМ Рострудом в ходе осуществления проверок.

Также аккредитация может прекращаться досрочно по заявлению организации в Минтруд. В таком случае должностное лицо вносит сведения о приостановлении деятельности в течение 3-х рабочих дней после подачи заявления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *