Финансирование образовательных учреждений

Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне

При финансировании учреждений образования финансовые органы перечисляют средства на счета государственного органа управления образованием, который является главным распорядителем средств. Денежные средства при этом поступают раздельно по «защищенным» и «незащищенным» статьям расходов. Орган управления образованием распределяет их между учреждениями образования, определяет в соответствии со статьями экономической классификации направления расходования средств и распределяет суммы финансирования конкретных образовательных учреждений.

На муниципальном уровне чаще всего перечисления средств образовательным учреждениям не происходит, поскольку только небольшая доля общеобразовательных учреждений имеет все права юридических лиц, включая расчетные счета. Для таких учреждений средства перечисляются на счета Централизованной бухгалтерии органа управления образованием, которая и осуществляет все расчеты за образовательные учреждения такого типа. Бюджетное финансирование осуществляется в зависимости от наличия государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, государственное задание на подготовку является необходимым условием для получения государственного финансирования, но недостаточным. Размеры финансирования образовательных учреждений зависят не только от объемов государственного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) обучающихся, но и от нормативов финансирования образовательных учреждений.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании» финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. Государственный норматив финансирования состоит из федерального норматива финансирования и регионального норматива финансирования и регионального норматива финансирования — норматива финансирования субъекта Российской Федерации. Основополагающий норматив финансирования — федеральный, так как он является минимально допустимым. Ведомственные, региональные и местные нормативы должны дополнять размер федерального норматива. Назначение этих нормативов — вносить коррективы в нормативное финансирование с учетом специфики образовательного учреждения, его территориального и климатического месторасположения, и должны быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования образовательного учреждения. Пунктом 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании» было предусмотрено, что федеральные нормативы финансирования устанавливаются ежегодно федеральным законом одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Основным источником финансирования образовательных учреждений по-прежнему остаются бюджетные ассигнования, рассчитанные на основе установленного норматива — минимальной стоимости обучения (содержания) одного обучающегося (воспитанника) в год по каждому типу, виду образовательного учреждения. В расчет норматива включаются:

— расходы на оплату труда и начисления на заработную плату;

— компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию;

— частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (услуги связи, охрана зданий, питание, стипендии, приобретение наглядных пособий, канцелярских товаров, хозяйственные, транспортные и прочие расходы).

При расчете норматива не учитываются расходы, связанные с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общезначимых и оздоровительных мероприятий. Источником финансирования муниципальных образовательных учреждений являются субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счет оказания платных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от количества привлеченных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.

Основанием для получения средств из государственного бюджета является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.

Финансирование расходов учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства.

В процессе финансирования на муниципальном уровне участвуют следующие органы:

— законодатели муниципального уровня;

— финансовые отделы;

— отделы народного образования;

— казначейства, банки, отделения банков;

— муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).

В РТ введен новый порядок финансирования: с 1 января 2008 года для общеобразовательных школ, с 1 июня для дошкольных учреждений.

Введение системы нормативного финансирования наглядно показывает проблемы формирования бюджета образовательных учреждений:

— дефицит утверждаемого бюджета;

— малое количество учащихся в сравнении с проектной мощностью зданий;

— низкая наполняемость в классах.

По общеобразовательным учреждениям нормативное значение по соотношению численности педагогического и административно-хозяйственного персонала 70/30. Фактическое значение составляет по городу 66/34, по селу 66/34. С введением нормативного финансирования радикально изменится финансовая жизнь в отрасли «Образование» нашего района:

— руководители образовательных учреждений будут являться распорядителями средств;

— финансовые операции будут проходить через лицевые счета учреждений;

— руководители образовательных учреждений непосредственно будут заинтересованы в осуществлении оптимизации расходов;

— повысится ответственность руководителей образовательных учреждений за качество обучения, престижность своего учреждения;

— привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансирования;

— определение приоритетных статей расходов, исходя из интересов учреждения.

На сессии районного Совета принята программа «Оптимизация сети образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района». В соответствии с этой программой муниципальное учреждение образования Азнакаевского муниципального района в 2008 учебном году провело ряд оптимизационных мероприятий:

Реорганизовано 4 учреждения дополнительного образования (ЦЦТ, СЮтех, СЮтур, Аврора) путем объединения в ЦДГ;

Реорганизовано 6 школ: — 3 школы со средних в начальные (с. Ильбяково, Масягутово, Агерзе);

— 1 основная школа в начальную (с. Балтачево);

— 2 средние школы в основные (с. Сапеево, с. Чекан);

З. Ликвидированы МОУ МУК и МДОУ с. Катимово.

4. Осуществлен перевод 2 школ в здании детских садов, 5 детских садов в здания школ.

Таблица 2.2.1 — Объем финансирования учреждений образования бюджета Азнакаевского муниципального

Наименование расходов

2007 год

2008 год

2009 год

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Сумма (тыс.руб.)

Расходы на зарплату

71,4

354521,1

Приобретение услуг

21,5

19,2

108055,1

Прочие расходы

3,7

4,7

Поступление нефинансовых активов

13128,4

3,8

17415,6

4,7

21583,1

Итого:

501366,3

Технология распределения денежных средств на экономические статьи показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения, включая образовательное. Из таб.2.2.1. мы видим, что из года в год финансирование связанное с расходами на оплату труда, приобретение инвентаря, оплату коммунальных услуг увеличивается.

Конечно, повлиял фактор повышения цен на оплату труда преподавателей и коммунальные услуги растут почти каждые пол года. Но еще это связано с преобразованием и изменением законодательства в области образования, введением новых проектов и программ.

Обеспеченность площадью на 1-го занимающегося в общеобразовательных школах по городу норматив 13,37, по селу 10,18, фактическое значение по городу 9,9, по селу 18,6; в дошкольных учреждениях норматив по городу 11,28, по селу 12,79, фактическое значение по городу 12,24, по селу 15,88. Средняя наполняемость класса составляет по городу — 22 ученика (при норме 25), по селу — 9 (при норме 14). Разработан план оптимизационных мероприятий бюджетных средств для достижения нормативного уровня.

Рис. 2.2.1 — Структура расходов на содержание учреждений образования Азнакаевского муниципального района в 2009 году

Из рисунка понятно, что в общем объеме расходов учреждений образования преобладают расходы на заработную плату, что конечно же правильно, ведь ни одну книгу не заменишь тем опытом и знаниями накопленными преподавателями.

Таблица 2.2.2 — Анализ объема финансовой помощи бюджету Азнакаевского муниципального района РТ

Направление расходов

2008 год

2009 год

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Субвенция бюджету на получение образования

50,3

135477,3

44,3

Субвенция на организацию обучения учащихся с отклонениями в развитии, оздоровительных учреждений

2,8

2,8

Субсидии бюджету на организацию и предоставление образования

139554,5

46,6

52,7

Субвенция на реализацию государственных полномочии в области образования

0,19

0,9

Субсидии на комплектование книжных фондов, библиотек

0,11

0,1

Итого:

299367,5

305633,3

Из регионального и местного бюджета на получение и организацию обучения учащихся в виде субвенций получено в 2009 году 135447,3 тыс.руб., что на 15337,7 тыс.руб. меньше, чем в 2008 году.(таб.2.2.2.) Это сокращение связано с программой «Оптимизации бюджетных учреждений». При оптимизации было сокращено 417 штатных единиц. При этом экономия бюджетных средств составила:

-по заработной плате 4 023 685 рублей;

-по коммунальным услугам 353 315 рублей.

Субсидии на получение образования в общем объеме финансирования составляют 44,3 %, а субсидии на предоставление обучения 52, 7%. Это связано со строительством в поселке Манауз школы № 9 и с оснащением в школ компьютерами.

Рис. 2.2.2 — Объем финансовой помощи учреждениям образования Азнакаевского муниципального района РТ

На рис.2.2.2. наглядно показано, что на объемы финансовой помощи бюджету Азнакаевсого муниципального района РТ в 2008 году потрачено меньше средств, чем в 2009.

Объемы финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ из бюджетов разных уровней увеличиваются по сравнению с прошлыми годами. Скорее всего это связано с увеличением в районе количества школ и проведением компьютеризации всех школ.

Делая вывод, сравниваем бюджетное и внебюджетное финансирование рис. 2.2.3., которое показывает, что основным источником финансирования в Азнакаевском районе являются бюджетные средства. Но с каждым годом объемы внебюджетного финансирования будут расти, в связи с введением нового порядка подушевого финансирования.

Рис. 2.2.3 — Бюджетное и внебюджетное финансирование учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ

На основании сделанной работы можно сделать вывод о том, что средства поступающие в учреждения образования полностью покрывают потребности их владельцев, но для улучшения качества образования и условий обучения необходимо изменить систему финансирования.

Порядок финансирования бюджетных учреждений

Особенность финансово-правового статуса бюджетных учреждений состоит в том, что основным источником его финансирования выступает государственный (муниципальный) бюджет. Вкладывая денежные средства в бюджетные учреждения, государство должно таким образом закладывать основы эффективной деятельности органов государственной власти, а также основы стабильного, культурного и экономического развития общества. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными и нормативными правовыми актами, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, образование и Министерства образования.

В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления — формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования. Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения с момента их государственной регистрации, но существует дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования.

Рисунок 1 — Общая схема бюджетного финансирования образования.

На схеме отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образования:

  • — разработка проекта бюджета;
  • -принятие и утверждение бюджета;
  • -доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования;
  • -исполнение бюджета.

Все эти действия регламентированы Бюджетным кодексом и никаких особенностей, касающихся системы образования не имеют, поскольку являются единым для всей бюджетной системы.

Особенностью бюджетного учреждения является и сохраняющийся им статус одной из разновидностей такой организационно-правовой формы некоммерческой организации, как учреждение.

Согласно статье 161 БК РФ бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (далее — смета).

В смете отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений строится на сметном порядке финансирования, который включает в себя важнейшие основные принципы.

Принципы сметного финансирования:

  • -соблюдение режима экономии в расходовании средств государственного бюджета;
  • -строгое целевое использование бюджетных средств;
  • -соблюдение правильности и своевременности выделения ассигнований на содержание учреждения;
  • -систематический контроль со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения.

Различают следующие виды смет:

  • -индивидуальные и общие сметы учреждений;
  • -сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно Министерствами и Ведомствами, администрациям областей, городов и районов;
  • -сметы специальных средств;
  • -сводные отраслевые сметы.

При составлении сметы во внимание принимается специфика деятельности организации, его функциональные особенности и индивидуальные показатели, характерные для него (кол-во штатных работников, кол-во коек мест, занимаемая площадь и т.п.) При составлении сметы заполняются все предусмотренные типовой формой строки и графы, подписывает смету руководитель и главный бухгалтер. Правильно оформленную смету передают на утверждение в вышестоящую организацию, которая будет осуществлять финансирование указанных в ней расходов. Смета бюджетной организации составляется на основе Экономической классификации расходов бюджетов РФ, которая дает полный перечень групп, подгрупп расходов и предметных, целевых статей расходов.

При исполнении сметы бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п.6 ст. 161 БК РФ). Данная норма корреспондирует статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Таким образом, возможность бюджетного учреждения распоряжения внебюджетными доходами, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, полностью соответствует гражданскому законодательству, однако, как представляется, это значительно снижает его заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности (предоставление государственных, муниципальных услуг). Кроме того, деятельность на нерыночной основе создает необоснованные конкурентные преимущества бюджетных учреждений перед негосударственными организациями.

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее — Закон № 83-ФЗ) с 1 января 2011 г. на территории Российской Федерации действуют государственные (муниципальные) образовательные учреждения трех типов: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. Для каждого из них предусмотрен свой порядок финансового обеспечения из бюджетов различных уровней.

Так, с 1 января 2011 г. финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств из бюджета на основе бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения вправе применять бюджетную смету до конца июня 2012 г. (в так называемый переходный период). С 1 июля их финансовое обеспечение будет осуществляться в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемой на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Те учреждения, которые уже перешли на финансирование по госзаданию, должны составлять план финансово-хозяйственной деятельности с 1 января 2012 г.

План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных и автономных учреждений. В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее — Требования). Действие данного нормативного документа распространяется:

на бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления в переходный период принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета;

на автономные учреждения.

Согласно п. 2 Требований порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности определяет орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) учреждения. При этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить особенности составления и утверждения плана для отдельных учреждений.

В соответствии с п. 3 Требований план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно п. 16 Требований орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе утвердить единую форму плана для автономного и бюджетного учреждения либо две отдельные формы для каждого из них, а также правила по их заполнению.

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее — Закон № 7-ФЗ) в редакции Закона № 83-ФЗ государственное (муниципальное) учреждение должно обеспечивать открытость и доступность ряда документов, в т. ч. плана финансово-хозяйственной деятельности. Данная информация, согласно п. 3.5 Закона № 7-ФЗ, должна размещаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, на официальном сайте в сети Интернет на основании сведений, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждением.

Структура плана финансово-хозяйственной деятельности

Согласно Требованиям план финансово-хозяйственной деятельности составляется учреждением в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

В заголовочной части плана указываются:

общие сведения о документе (наименование документа, дата его составления и гриф утверждения);

наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;

наименование единиц измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Содержательная часть плана, в свою очередь, состоит из текстовой (описательной) и табличной частей.

В текстовой содержательной части плана указываются:

цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения;

виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом;

перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (в разрезе стоимости имущества: закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в т. ч. балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В табличной содержательной части плана указываются:

показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана);

плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения;

иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Согласно п. 10 Требований плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:

субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций;

поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;

поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).

В соответствии с п. 11 Требований плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:

оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

услуги связи;

транспортные услуги;

коммунальные услуги;

арендную плату за пользование имуществом;

услуги по содержанию имущества;

прочие услуги;

пособия по социальной помощи населению;

приобретение основных средств;

приобретение нематериальных активов;

приобретение материальных запасов;

приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);

прочие расходы;

иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ, а по группе “Поступление нефинансовых активов” — с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.

Оформляющая часть плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за включенные в план данные, — руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы, иного уполномоченного лица, исполнителя документа.

Утверждение и реализация плана финансово-хозяйственной деятельности

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) автономного учреждения утверждается его руководителем на основании заключения наблюдательного совета учреждения (п. 21 Требований).

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Данный орган может делегировать эту функцию руководителю учреждения (п. 22 Требований).

Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016), сформированные учреждением, утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 24 Требований).

В качестве одного из возможных образцов установления регламента в области планирования финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений может служить приказ Минобрнауки России от 01.11.2010 № 1095 “Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации”. Весьма вероятно, что в своей нормотворческой деятельности субъекты РФ и муниципальные образования будут следовать этому документу. В целом переход от жестко регламентированного сметного планирования к планированию финансово-хозяйственной деятельности создает предпосылки для повышения эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, развития финансово-хозяйственной самостоятельности автономных и бюджетных учреждений. Однако практическая реализация этих предпосылок возможна только при определенных условиях, важнейшим из которых является высокое качество менеджмента и управления финансами.

Особое место финансов бюджетных организаций в финансовой системе определяется тем положением, которое занимают бюджетные организации в обеспечении функций государства.

Таблица 1 — Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительная характеристика

Критерии сравнения

Бюджетное учреждение

(с расширенным объемом прав)

Автономное учреждение

Казенное учреждение

Распоряжение имуществом

Всем имуществом, кроме:

  • а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;
  • б) любого недвижимого имущества.

Всем имуществом, кроме:

  • а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;
  • б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

Не вправе распоряжаться любым имуществом

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели.

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции.

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

На основе бюджетной сметы.

Доходы от приносящей доход деятельности зачисляются в бюджет.

Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание

План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности),

государственное (муниципальное) задание

План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности),

государственное (муниципальное) задание

Смета,

Для отдельных учреждений — государственное (муниципальное) задание

Открытие счетов

В органах Казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных НПА

Вправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Казначействе (финансовом органе)

В органах Казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных НПА

Распространение действия 94-ФЗ

Распространяется в полном объеме

Не распространяется

Распространяется в полном объеме

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров

Заключает от своего имени

(за исключением случаев установленных НПА, когда БУ приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает госконтракты)

Заключает от своего имени

Заключает от имени публично-правового образования

Привлечение заемных средств

Могут (с ограничением на крупные сделки)

Могут

Не могут

Учет

Бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов

Бухгалтерский учет

Бюджетный учет

Финансовый контроль и контроль учредителя

В основном — последующий

(контроль выполнения госзадания)

Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным .инвестициям)

Последующий (контроль выполнения госзадания)

Предварительный по всем расходам (проверка Казначейством наличия денежного обязательства), текущий и последующий контроль

Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных организаций:

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

Благодаря указанной особенности финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

2. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам.

Две указанные особенности позволяют определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное: между общественными финансами и финансами предприятий и организаций.

Указанное специфическое местоположение подтверждается и следующей особенностью финансов бюджетных организаций. Это отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнованований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие.

  • 1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств.
  • 2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.
  • 3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст.239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:
    • а) возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
    • б) возмещения убытков, причиненных физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.

Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений

Основным видом финансового обеспечения бюджетных учреждений является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных учреждений. К ним относятся следующие.

  • 1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.
  • 2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.
  • 3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
  • 4. Безвозвратность бюджетного финансирования.
  • 5. Бесплатность бюджетного финансирования.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования.

  • 1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.
  • 2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятии и организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных организаций.

Виды источников финансирования бюджетных учреждений

Из выше сказанного можно выделить два основных вида источников финансирования бюджетных учреждений: бюджетное финансирование и собственные средства.

Бюджетное финансирование — это предоставление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов.

Собственные средства бюджетных учреждений состоят из различных источников:

  • а) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования;
  • б) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • в) целевые средства юридических и физических лиц;
  • г) другие поступления.

Все поступающие средства имеют одну общую цель — обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетного учреждения.

Собственные средства бюджетных учреждений можно сгруппировать так, как это предусмотрено генеральным разрешением на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету средств, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

  • 1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетного учреждения, соответствующей ее профилю.
  • 2. Средства от производственной деятельности мастерских, опытных участков, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания, не имеющих статуса юридического лица.
  • 3. Средства от оказания услуг по хозяйственным договорам.
  • 4. Средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, содержания детей в детских дошкольных учреждениях и т.п.
  • 5. Средства за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказание услуг по договорам, грантам на проведение этих работ.
  • 6. Доходы от услуг связи.
  • 1 января 2011 года вступил в силу 83-й Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В рамках реализации этого закона взамен прежнего финансирования, которое шло централизовано и распределялось по сметам для каждого подведомственного учреждения, образовательные учреждения (ОУ), перешедшие на новую систему финансирования, будут получать государственные задания и субсидии на их реализацию.

Цели — повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств; снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны; переориентировать их на запросы и интересы граждан России. Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления.

При этом расширится финансовая самостоятельность ОУ, более эффективным станет управление ресурсами. Ведь каждое учреждение (в лице директора, коллектива, управляющего совета) будет само определять, как именно израсходовать полученную субсидию. Для этого будет составлен план финансово-хозяйственной деятельности. Каждое ОУ опубликует его на своем официальном сайте.

Финансирование образовательных учреждений не сокращается. Все, что предоставлялось на бесплатной основе, в соответствии с образовательными программами, по которым работают учреждения, сохраняется. Рассматривать психологов и логопедов как специалистов, оказывающих какие-то дополнительные услуги, — неправильно. Это специалисты, находящиеся в штате дошкольных учреждений, и их занятия с детьми входят в образовательную программу.

Учреждения также имеют право предоставлять и дополнительные платные услуги, и это никакое не новшество. Если услуга востребована родителями, то почему бы и нет? В детском саду это может быть, к примеру, ритмика. В образовательной программе такого занятия нет, но родители хотели бы, чтобы с их детьми занимался специалист после окончания основных занятий. Дополнительная платная услуга не подразумевает замену каких-то ранее бесплатных занятий, входивших в образовательную программу. Это что-то принципиально другое, новое. Право предоставления таких услуг должно быть зафиксировано в Уставе учреждения, в его лицензии на образовательную деятельность. Оплата этих занятий происходит путем перечисления средств на лицевой счет учреждения, в соответствии с условиями договора, заключенного с родителями. Только так это может быть организовано.

Таким образом, перевод конкретных федеральных бюджетных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания путем предоставления им субсидий из бюджета зависит от решения учредителя, которое может быть принято начиная с 1 января 2011 года до завершения переходного периода (за исключением тех федеральных бюджетных учреждений, которые становятся казенными в силу статьи 31 Закона). В отношении бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений такое решение принимается законом субъекта РФ и муниципальным нормативно-правовым актом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *