Кредитно инвестиционный потенциал банковской сферы

Влияние инструментов рефинансирования на кредитно-инвестиционный потенциал банковской сферы

Рефинансирование является существенным фактором, влияющим на состояние кредитно-инвестиционного потенциала банковской сферы. Используя различные инструменты рефинансирования, институты кредитной системы управляют своей краткосрочной и долгосрочной ликвидностью. Банк России, используя рефинансирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики, оказывает воздействие на объем кредитных ресурсов банков и соответственно на денежную массу в обращении. Благодаря рефинансированию происходит подпитка национальной экономики кредитными ресурсами, рост объемов инвестирования в приоритетные сектора экономики или регионы. Развитие рефинансирования, а в особенности его цена, влияет на размер рыночных процентных ставок.

На фоне затруднения доступа российских компаний, в том числе банков, к иностранным рынкам капиталов, удорожания стоимости заимствований, остановке ряда инвестиционных проектов в условиях введенных в 2014 г. против России санкций указанный фактор повышения кредитно-инвестиционного потенциала банковской сферы приобретает особое значение.

Под рефинансированием, в соответствии со ст. 40 Закона о Банке России, понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Закон устанавливает порядок, формы и условия рефинансирования. Операции кредитования осуществляются в соответствии с договорами, заключенными между кредитными организациями и Банком России в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом о банках и банковской деятельности. Последний определяет право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за кредитами в Банк России на определенных им условиях.

Нормативная база, регламентирующая систему рефинансирования, включает в себя следующие основные документы — это Положения Банка России:

  • • от 04.08.2003 № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг»;
  • • от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами и поручительствами»;
  • • от 30.11.2010 № 362-П «О порядке предоставления Банком России кредитов, обеспеченных золотом».

Информационной базой анализа служат: «Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора» (раздел 1.3 «Развитие банковских операций» в части данных о динамике и структуре привлеченных ресурсов), «Статистический бюллетень Банка России» (раздел 2 «Основные показатели и инструменты денежно-кредитной политики Банка России» в части основных показателей, характеризующих операции Банка России по предоставлению различных видов кредитов), «Доклад о денежно-кредитной политике» (раздел 1.2 «Финансовый сектор» в части денежного рынка и операций Банка России по предоставлению ликвидности), а также другие информационно-аналитические материалы официального сайта Банка России.

Начать анализ влияния инструментов рефинансирования на кредитно-инвестиционный потенциал банковской сферы следует с определения их объемов и оценки динамики, а также оценки удельного веса указанных кредитов в структуре пассивов банковского сектора. Так, на 01.01.2015 объем кредитов, полученных кредитными организациями от Банка России, составил 9287 млрд руб., что больше аналогичного показателя 2014 г. на 109% (табл. 4.6). Объем указанных кредитов в пассивах банковского сектора составил 12,0% против 7,7% в 2014 г. Заметим, что аналогичная ситуация наблюдалась и в кризисном 2008 г. — резкий в 10 раз рост объемов кредитов (с 34 млрд руб. на 01.01.2008 до 3,4 трлн руб. на 01.01.2009) и возрастание их доли в пассивах банковского сектора с 0,2 до 12,0%.

Динамика кредитов, полученных кредитными организациями от Банка России

(данные на 1 января)

Таблица 4.6

Показатель

Год

Объем кредитов Банка России, трлн руб.

0,034

3,4

1,4

0,3

1,200

2,700

4,439

9,287

Доля кредитов Банка России в пассивах банков, %

0,2

12,0

4,8

1,0

2,9

5,4

7,7

12,0

Источник: данные Банка России.

В периоды кризисов за счет кредитов Банка России в банковской сфере удается смягчить последствия оттока средств клиентов с банковских счетов и депозитов, обеспечить непрерывность платежей в банковской сфере, включая расчеты с бюджетами, ослабить для банков последствия потери иностранных источников фондирования (например, в связи с введенными в 2014 г. против России санкциями). В посткризисные годы значение кредитов рефинансирования в формировании кредитно-инвестиционного потенциала банковской сферы постепенно снижается, падает их удельный вес в структуре пассивов.

В ходе анализа банковской сферы России важным представляется исследование операций Банка России по предоставлению ликвидности: видов кредитов, предоставляемых кредитным организациям, условий их предоставления, в том числе с точки зрения обеспечения, цены и др., а также условий предоставления ликвидности в рамках операций РЕПО (в том числе валютного).

Анализ системы рефинансирования невозможен без обращения к вопросу о цене указанных кредитов. До недавнего времени при определении цены основным ориентиром для кредитных организаций выступала ставка рефинансирования. Однако с сентября 2013 г. по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования в системе инструментов денежно-кредитного регулирования отошла на второй план. Ориентиром цены кредитов рефинансирования выступает отныне введенная регулятором в рамках перехода к таргетированию инфляции ключевая ставка. Она представляет собой унификацию процентных ставок по абсорбированию и предоставлению ликвидности Банком России на аукционной основе сроком на одну неделю.

Данные о ключевой ставке и ее изменениях приведены в табл. 4.7. Механизм ее применения следующий. Ставки по операциям Банка России по абсорбированию и предоставлению ликвидности постоянного действия образуют относительно значения ключевой ставки симметричные верхнюю и нижнюю границы коридора. Ширина указанного коридора — 2 п.п. При изменении ключевой ставки автоматически изменяются и значения указанных ставок. Таким образом, стоимость кредитов рефинансирования постоянного действия в соответствии с указанным алгоритмом всегда будет больше ключевой ставки на 1 п.п. Заметим, что цена не на все кредиты, а лишь на инструменты постоянного действия, определяется ключевой ставкой, ряд кредитов предоставляется Банком России по цене, определенной в ходе аукционных торгов, процентные ставки по специализированным инструментам рефинансирования определяются в соответствии с решениями Банка России.

Динамика ключевой ставки Банка России

Таблица 4.7

Дата установления

Ключевая ставка, %

Границы коридора процентных ставок, %

Ставка рефинансирования, %

с 13.09.2013

5,50

6,5—4,5

8,25

с 03.03.2014

7,00

8,0—6,0

8,25

с 28.04.2014

7,50

8,50—6,50

8,25

с 28.07.2014

8,00

9,0—7,0

8,25

с 05.11.2014

9,50

10,5—8,5

8,25

с 11.12.2014

10,50

11,5—9,5

8,25

с 16.12.2014

17,00

18—16

8,25

со 2.02.2015

15,00

16—14

8,25

с 13.03.2015

14,00

15—13

8,25

с 05.05.2015

12,50

13,5—11,5

8,25

с 16.06.2015

11,50

12,5—10,5

8,25

с 03.08.2015

11,00

12—11

8,25

Источник: данные Банка России.

Что касается ставки рефинансирования, заметим, что, вводя в 2013 г. ключевую ставку на уровне 5,5%, Банк России планировал к 01.01.2016 постепенно довести ставку рефинансирования до ее уровня. Между тем в силу возросших в 2014 г. инфляционных рисков регулятор вынужден был шесть раз осуществить повышение ключевой ставки. С 03.08.2015 ключевая ставка зафиксирована на уровне 11%, в то время как ставка рефинансирования неизменно составляет 8,25%.

В ходе анализа влияния инструментов рефинансирования на кредитно-инвестиционный потенциал банковской сферы предметом анализа обязательно должна быть динамика ключевой ставки, а также динамика ставок по отдельным кредитам рефинансирования (по видам кредитов). Указанная статистика представлена в разделе 2 «Основные показатели и инструменты денежно-кредитной политики Банка России» «Статистического бюллетеня Банка России».

Важным аспектом организации системы рефинансирования, а значит, и предметом макроэкономического анализа, является обеспечение. Действующая система рефинансирования предполагает следующее обеспечение кредитов рефинансирования:

ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России (ценные бумаги, принимаемые в залог, должны отвечать следующим требованиям: быть включенными в ломбардный список; учитываться на счете депо банка в депозитарии; принадлежать банку на праве собственности, не быть обремененными другими обязательствами банка; иметь срок погашения не ранее чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения кредита рефинансирования);

нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями);

поручительствами кредитных организаций (кредитная организация — поручитель должна соответствовать ряду требований: соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым Банком России к кредитным организациям — контрагентам по операциям денежно- кредитной политики; обладать рейтингом, присвоенным рейтинговым агентством, не ниже установленного Банком России (информация об установленных Банком России минимальных уровнях рейтингов бан- ков-поручителей публикуется в «Вестнике Банка России»);

золотом (золото передается кредитной организацией в одно из хранилищ Банка России в стандартных или мерных слитках, соответствующих международным стандартам качества или стандартам, установленным в Российской Федерации; плата за нахождение слитков золота в хранилище не взимается; стоимость слитков при принятии их в обеспечение определяется исходя из учетной цены золота, установленной Банком России на дату передачи слитков в обеспечение по кредиту, скорректированной на поправочный коэффициент).

Заметим, что осенью 2008 г. в острой фазе экономического кризиса Банк России использовал механизм предоставления кредитным организациям кредитов без обеспечения. В этот период обострился дефицит ликвидности банковского сектора на фоне резкого снижения пассивов кредитных организаций в рублях с одновременным падением индексов на российских фондовых рынках и существенным сокращением в связи с этим залоговых инструментов по операциям предоставления ликвидности Банка России. Кредиты без обеспечения в этот период явились одним из основных антикризисных инструментов и способствовали преодолению системного дефицита ликвидности банковского сектора. В сочетании с другими предпринятыми мерами их применение способствовало сохранению устойчивости банковской системы. С 1 января 2011 г. их предоставление было приостановлено.

Обратимся к порядку, формам и условиям рефинансирования, осуществляемым Банком России. На сегодняшний день регулятор предоставляет следующие виды обеспеченных кредитов.

Внутридневные кредиты (табл. 4.8) предоставляются кредитным организациям, испытывающим дефицит ликвидности в течение операционного дня. Как правило, такие кредиты предоставляются для осуществления безотлагательных платежей. Начисление и взимание процентов за пользование внутридневными кредитами не производится. Кредит выдается при отсутствии или недостаточности средств у банка на корреспондентском счете в расчетно-кассовом центре и только банкам, выполняющим требования Банка России в отношении выполнения обязательных нормативов, своевременно и в полном объеме выполняющим обязательные резервные требования, не имеющим иных просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам рефинансирования. Кроме того, банки — потенциальные заемщики должны быть отнесены по критерию финансового состояния к 1-й и 2-й классификационным группам. Осенью 2014 г. в качестве антикризисной меры Банк России принял решение о предоставлении кредитов рефинансирования и ряду банков из 3-й классификационной группы. Указанные требования к банкам-заемщикам распространяются на все кредиты, предоставляемые Банком России в порядке рефинансирования.

Условия предоставления внутридневных кредитов

Таблица 4.8

Срок

Ставка,

%

Вид обеспечения

Нормативный документ

Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка

Положение Банка России № 236-П

Векселя, права требования по кредитным договорам

Положение Банка России № 312-П

Слитки золота, находящиеся в хранилищах Банка России

Положение Банка России № 362-П

Источник: данные Банка России.

Кредиты «овернайт» (табл. 4.9) предоставляются кредитным организациям в том случае, если в конце дня они не сумели погасить взятый внутридневной кредит. Размер кредита «овернайт» соответствует сумме непогашенного внутридневного кредита и выдается при соблюдении тех же условий что и внутридневной кредит. Поскольку «овернайт» является инструментом предоставления ликвидности постоянного действия, его цена непосредственно зависит от установленной Банком России ключевой ставки.

Таблица 4.9

Условия предоставления кредитов «овернайт»

Срок

Ставка, %

Вид обеспечения

Нормативный документ

1 календ, день

Ключевая ставка +1 п.п.

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка

Положение Банка России № 236-П

Залог векселей, прав требований по кредитным договорам

Положение Банка России 312-П

Залог слитков золота, находящихся в хранилищах Банка России

Положение Банка России No 362-П

Источник: данные Банка России.

Ломбардные кредиты (табл. 4.10), так же как и кредиты «овернайт» и внутридневные кредиты, относятся к инструментам предоставления ликвидности постоянного действия, а значит, их цена также зависит от действующей на данный момент ключевой ставки. Они предоставляются кредитным организациям, испытывающим краткосрочный дефицит ликвидности под обеспечение ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. При наличии достаточного обеспечения банк может получить несколько кредитов Банка России, в том числе в течение одного рабочего дня.

Если рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, больше или равна сумме запрашиваемого банком кредита, включая сумму процентов за период пользования им, обеспечение кредита считается достаточным и банк может претендовать на получение ломбардного кредита.

Таблица 4.10

Условия предоставления ломбардных кредитов

Срок

Ставка, %

Вид обеспечения

Нормативный документ

1 календарный день

Ключевая ставка +1 п.п.

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка

Положение Банка России No 236-П

Источник: данные Банка России.

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами (табл. 4.11), в отличие от предыдущих кредитов рефинансирования имеют не только сверхкороткий срок (от нескольких часов у внутридневных до одного операционного дня у кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов), но также могут предоставляться на срок до 549 дней (в этом случае процентная ставка устанавливается Банком России специальным решением в зависимости от ключевой ставки и публикуется в «Вестнике Банка России») либо на срок три месяца (в этом случае цена кредита устанавливается в ходе аукционных торгов). Рефинансирование на такие сроки позволяет кредитным организациям использовать указанные кредиты на цели кредитования предприятий, что существенно усиливает кредитно-инвестиционный потенциал банковской сферы.

Условия предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами

Таблица 4.11

Срок

Ставка, %

Вид обеспечения

Нормативный документ

1 календарный день

Ключевая ставка +1 п.п.

Залог векселей и прав требований по кредитным договорам или поручительства КО

Положение Банка России 312-П

От 2 до 549 календарных дней

12,751

Тот же

3 месяца

Определяется на аукционе

Тот же

Источник: данные Банка России.

Кредиты, обеспеченные залогом золота (табл. 4.12), подобно кредитам, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами, решают задачу как краткосрочного, так и долгосрочного управления ликвидностью кредитных организаций, а значит, существенно усиливают кредитно-инвестиционный потенциал банковской сферы.

Таблица 4.12

Условия предоставления кредитов, обеспеченных залогом золота

Срок

Ставка, %

Вид обеспечения

Нормативный документ

1 календарный день

Ключевая ставка +1 п.п.

Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России

Положение Банка России No 362-П

От 2 до 549 календарных дней

12,52

Тот же

Источник: данные Банка России.

В ходе макроэкономического анализа банковской сферы уместно оценить динамику рассмотренных кредитов рефинансирования, в том числе по видам обеспечения. Объемы и динамика кредитов рефинансирования Банка России представлены в табл. 4.13.

Объемы и динамика кредитов рефинансирования Банка России млн руб.

Анализируемый

период,

год

Внутридневные кредиты

Кредиты

«овернайт»

Т,,%

Ломбардные

кредиты

Т//о

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами и поручительствами

Кредиты,

обеспеченные

золотом

3 051 870,5

30 262,7

4 540,8

6 014 025,0

197,1

30 792,0

101,7

1 359,0

29,9

11 270 967,5

187,4

47 023,5

152,7

6121,4

450,4

13 499 628,1

119,8

133 275,9

283,4

24 154,5

394,6

32 764,5

17 324 352,8

128,3

230 236,1

172,8

212 677,6

880,5

445 526,2

1 359,8

22 832 687,5

131,8

311 423,6

135,3

308 848,5

145,2

2 419 364,7

543,0

28 359 579,5

124,2

229 939,6

73,8

74 993,0

24,3

334 557,0

13,8

38 189 240,9

134,7

208 961,1

90,9

112 742,7

150,3

431 310,6

128,9

19,0

52 673 666,6

137,9

172 283,6

82,4

211 227,5

187,4

1 520 368,9

352,5

2150,0

11 315,0

57 773 132,3

109,7

144 482,6

85,0

224 889,8

106,5

1 904 104,4

125,2

2113,0

98,3

Заметим, что проблемы управления ликвидностью кредитные организации решают не только с использованием инструментов рефинансирования, но и с применением операций Банка России на открытом рынке, что необходимо учитывать в ходе проведения анализа. В связи с этим уместно обратиться к анализу структуры операций рефинансирования. Структура операций рефинансирования Банка России в 2014 г. представлена на рис. 4.10.

Рис. 4.10. Структура операций рефинансирования Банка России в 2014 г., млрд руб.

Так, в сентябре 2014 г. на фоне стремительно падающих цен на нефть, курса рубля, а также ограниченного доступа ряда российских кредитных организаций на международные рынки капитала в результате введенных против России санкций Банк России активизировал операции «валютный своп». Суть операции состоит в продаже долларов США за рубли с их последующей покупкой сроком на один день. В октябре регулятор пополнил инструментарий управления краткосрочной валютной ликвидности сделками РЕПО в иностранной валюте сроком на 1 неделю и 28 дней. В качестве обеспечения сделки принимались ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России, за исключением акций. Введение указанных инструментов помимо задачи управления краткосрочной ликвидностью решало проблему сглаживания угрожающего роста волатильности обменного курса рубля.

В ноябре 2014 г. регулятор задействовал сделки РЕПО в иностранной валюте сроком уже на 12 месяцев. Условия заключения сделок РЕПО в иностранной валюте были дополнены возможностью их досрочного расторжения по инициативе заемщика. Этот инструмент рефинансирования решал задачу стабилизации рынка, сглаживания возможных будущих валютных всплесков спроса на иностранную валюту путем обеспечения регулярного и предсказуемого предложения кредитным организациям валютной ликвидности.

Комплекс вышеперечисленных мер позволил усилить роль операций по предоставлению иностранной валюты на возвратных условиях. В настоящее время рассматривается возможность предоставления средств под залог кредитов в иностранной валюте (по аналогии с предоставлением кредитов в рублях в соответствии с Положением № 312-П).

Заметим, что предоставление средств в иностранной валюте кредитным организациям не является традиционным инструментом рефинансирования. Необходимость в подобных операциях возникает как экстренная мера по восполнению дефицита иностранной валюты в экономике. Рефинансирование в иностранной валюте в отличие от валютных интервенций не ставит перед собой цель повлиять на валютный курс, а направлено в целом на стабилизацию ситуации на финансовых рынках. Во время финансовых кризисов указанные инструменты применяли такие страны, как Австралия, Дания, Швеция, Южная Корея, Мексика, Швейцария, Великобритания, Япония, ряд стран еврозоны. Ряд центральных банков в целях расширения залогового рефинансирования в иностранной валюте пошел на смягчение требований к обеспечению, расширили лимит и снизили процентные ставки, увеличили срочность предоставляемых кредитов, а также упростили документацию для получения валютного кредитования. Отдельные центральные банки предоставляли валютное рефинансирование непосредственно корпоративному сектору, экспортерам, заключали соглашения о взаимном обмене валют (своп-линии) (табл. 4.14).

Инструменты предоставления центральными банками иностранной валюты1

Таблица 4.14

Обеспеченные кредиты при РЕПО

Великобритания, еврозона, Швейцария, Филиппины, Турция, Бразилия, Вьетнам, Аргентина, Южная Корея.

Операции «валютный своп»

Австралия, Новая Зеландия, Канада, Дания, Швеция, Норвегия, Южная Корея, Бразилия, Мексика, Сингапур, еврозона, Швейцария, Великобритания, Венгрия, Япония, Гонконг, Индия, Индонезия, Польша, Сербия, Чили.

Предоставление валютного рефинансирования нефинансовым организациям

— Индия (предоставление залоговых кредитов для нефтеперерабатывающих компаний);

— Индонезия (создано специальное экспортно-финансовое агентство, которое предоставляло экспортерам гарантии и кредиты в иностранной валюте);

— Южная Корея (правительство предоставляло 3-летние гарантии по кредитам в иностранной валюте, центральный банк и правительство предоставляли кредиты напрямую экспортерам);

— Венгрия (правительство предоставляло кредиты в иностранной валюте государственному банку развития для дальнейшего кредитования предприятий);

— Бразилия (центральный банк предоставлял залоговые кредиты напрямую компаниям в долларах на срок 1 год).

Соглашения о взаимном обмене валют между центральными банками (своп-линии)

— Австралия, Канада, еврозона, Япония, Сингапур, Норвегия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Швейцария, Великобритания, Бразилия, Мексика, Южная Корея с США;

— Китай с Японией и Южной Кореей;

— Гонконг с Нидерландами;

— Эстония со Швецией;

— Венгрия с еврозоной;

— Исландия с Данией, Норвегией, Швецией и Финляндией;

— Польша со Швейцарией и еврозоной.

В ситуации конца 2014 г., когда в условиях санкций доступ на международные рынки капитала был ограничен, образовался существенный дисбаланс между валютными активами и пассивами, Банк России должен был принять меры для того, чтобы в условиях дефицита валютной ликвидности российские организации продолжили обслуживать ранее взятые на себя обязательства в иностранной валюте. Указанные действия сыграли важную стабилизирующую роль, направив сигнал рынку, что Банк России намерен поддерживать необходимый уровень валютной ликвидности, тем самым одновременно ограничив спекулятивные атаки на национальную валюту.

В ходе макроэкономического анализа банковской сферы следует обратить внимание на одну из ее существенных проблем — относительно невысокий уровень развития долгосрочного кредитования. Для решения подобных задач центральные банки разрабатывают программы стимулирования кредитования. Подобные программы относят к нестандартным мерам, применяемым центральными банками. Они направлены на увеличение кредитного потенциала банковской сферы и расширение внутреннего спроса за счет повышения доступности кредитов для целевых групп заемщиков, например малых и средних предприятий. Программы предусматривают кредитование Центральным банком банков на льготных условиях под определенные обязательства со стороны последних по кредитованию экономики. Подобные программы реализует Великобритания (Funding — for — Lending Scheme, FLS), Венгрия (Funding — for — Growth Scheme, FGS) и США (Term Asset — Backed Securities Loan Facility, TALF).

Так, в рамках реализации программы FLS Банк Англии проводит обмен обеспечения, предоставляя кредитным организациям казначейские облигации под залог широкого круга активов, например кредитных требований, на срок до четырех лет за вознаграждение, определяемое в зависимости от изменения кредитного портфеля банка. Полученные таким образом казначейские облигации используются в дальнейшем в качестве обеспечения по основным операциям рефинансирования Банка Англии либо в процессе привлечения средств на межбанковском рынке.

Программа восстановления кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержания финансовой стабильности в Венгрии FGS основана на предоставлении Банком Венгрии рефинансирования под залог кредитов, выданных указанным субъектам на цели финансирования основного или оборотного капитала либо рефинансирование выданных им кредитов в иностранной валюте. Срок кредита не превышает 10 лет, процентная ставка равна нулю, при этом предприятия уплачивают банку ставку на уровне 2,5% годовых.

ФРС США во время финансового кризиса 2008—2010 гг. также использовала ряд дополнительных мер по стабилизации финансового рынка, активизации кредитования и стимулированию экономического роста. Программа была ориентирована на поддержку кредитования физических лиц и малых предприятий путем стимулирования секьюритизации кредитов, предоставленных указанным субъектам. В частности, речь шла об автокредитах, ипотечных, студенческих кредитах, кредитах малому бизнесу и кредитах на покрытие страховой премии. Средства предоставлялись на сроки от года до пяти лет под залог обеспеченных допустимыми видами кредитов облигаций, которые имели гарантию высшего кредитного уровня от ведущих мировых рейтинговых агентств. Процентные ставки зависели от вида обеспечения и были привязаны к рыночным ставкам (Libor, OIS).

Для решения проблемы развития долгосрочного кредитования в апреле 2014 г. Банком России было принято решение о внедрении подобной специализированной программы рефинансирования. Программа решает проблему нехватки «длинных денег» и предполагает привлечение кредитными организациями от Банка России средств на срок до трех лет с возможностью их продления на тех же условиях. Ставка изначально была зафиксирована на уровне 6,5% годовых, однако с 5 ноября в связи с ростом ключевой ставки ее значение возросло до 8%, а с 12 декабря — до 9% годовых.

Обеспечением указанных кредитов является залог прав требования по кредитам, предоставленным для финансирования инвестиционных проектов. Отбор проектов производится специально созданной межведомственной комиссией при Министерстве экономического развития РФ. В обеспечение принимаются кредиты, исполнение обязательств по которым обеспечено государственными гарантиями Российской Федерации. Действие программы распространяется также на часть облигаций из Ломбардного списка Банка России, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов. Заметим, что в условиях уменьшения прибыли компаний реального сектора, а также введенных санкций против ряда банков значимость указанных заемных средств как источника финансирования инвестиционных проектов существенна.

Наряду с программой рефинансирования кредитов на инвестиционные проекты Банк России использует и другие специальные механизмы стимулирования кредитования, направленные на поддержку кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, а также экспортно-ориентированных отраслей экономики. Для косвенной поддержки последних, в том числе являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, с августа 2013 г. кредитным организациям предоставляются средства под залог прав требований по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ОАО «ЭСКАР»). Кредиты предоставляются на срок до одного года по фиксированной процентной ставке

9% годовых.. Отличительная особенность применяемого механизма — отсутствие каких-либо требований Банка России к организациям-заем- щикам по предоставляемым кредитам. Риск, связанный с их кредитованием, должен быть компенсирован наличием договоров страхования.

Таким образом, Банк России имеет в своем арсенале весьма внушительный набор инструментов управления как краткосрочной, так и долгосрочной ликвидностью кредитных организаций, периодически дополняемый в зависимости от условий функционирования банковской сферы и рисков ее функционирования, что позволяет ему оказывать существенное влияние на кредитно-инвестиционный потенциал банковской сферы.

  • Отнесение банков к классификационным группам осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков».
  • Поправочный коэффициент
  • Статистический бюллетень Банка России. 2015. № 1. С. 79.
  • Доклад о денежно-кредитной политике. Центральный банк Российской Федерации. 2014. № 2 (6). С. 80.
  • Там же. С. 82.
  • Статистический бюллетень Банка России.2015. № 1. С. 79

ПОТЕНЦИАЛ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Как утверждается в официальных отчетах, в России за последние несколько лет возросли активы банков, объем кредитования промышленности. Это действительно так. Однако стоит разобраться, насколько велики эти активы, этот рост, в каких условиях он происходит, какими могли быть активы банков при иной политике.
Нужно ответить на вопрос, в чем состоит деловая активность российских банков, вообще банковской системы, какой опыт имеется в этой сфере? Ведь банки представляют собой основные элементы, точки опоры не только денежно-кредитной политики, но развития экономической системы в целом. По существу, они связывают капиталы населения, промышленных агентов, правительства и направляют на те или иные направления развития. От того, какова величина этих капиталов и куда они направляются, каким образом рискуют банки, насколько их деятельность прибыльна и соизмерима с прибыльностью иных экономических субъектов, целиком зависит потенциал развития хозяйственной системы.
Я согласен с тезисом, что от активности банковской системы во многом зависит успешность денежно-кредитной политики. Институт банков, трансакционная эффективность кредитных операций и денежного оборота определяют возможности правительства в проведении денежно-кредитной политики, следовательно, обеспечивают достижение либо провал общих целей экономической политики — экономического роста, стабильной Динамики цен, занятости. Банковский капитал не может функцио
нировать автономно, не может ориентироваться только на один сектор экономики — финансовый. Объяснять такую работу глобализацией или разрастанием этого сектора во всем мире — непоправимая ошибка. Во-первых, эффективность активов банков обеспечивается коэффициентом отдачи на вложенный капитал в конкретные объекты, решающие задачи, на реализацию которых требуются денежные ресурсы. Во-вторых, финансовые рынки, по существу, являются спекулятивными, и они не создают никаких реальных ценностей, таким образом, капитал лишается материальной основы и, будучи предоставлен сам себе, является мощнейшим стимулятором инфляционных тенденций в экономике.
Анализ динамики структурных элементов активов банков России показывает, что произошло повышение величины активов и кредитования экономики банковской сферой относительно объема ВВП с 32,3 и 3,9% в 2001 г. до 42,5 и 5,6% в 2005 г. Однако следует обратить внимание на то, как все-таки незначительно возросли эти доли, к тому же относительные показатели ничего не говорят о том, насколько эффективно используются эти активы. Эффективность кредитования нефинансовых организаций за тот же период времени снижалась, кстати, по мере исчерпания девальвационного эффекта 1998 года. При этом характерной чертой банковской системы России является высокий уровень концентрации капитала банков: 30 крупнейших банков сосредоточили 70% кредитов нефинансовому сектору. Конечно, кредитный потенциал банковской системы, активы банков в финансовом и нефинансовом секторах экономики формируются посредством использования различных инструментов денежно- кредитной политики и соответствующих регулирующих институтов. Ясно одно: вне связи с реальным сектором экономики, высокотехнологичными отраслями у банковского сектора отсутствует мощнейший источник формирования и наращивания своего капитала. Более того, можно уверенно заявить, что сильной банковской системы не может быть без промышленности и секторов экономики, создающих высокую добавленную стоимость и использующих для этого долгосрочный банковский кредит.
В качестве основных принципов формирования потенциала активов банков могут выступать следующие положения.

  1. Банковская система национальной экономики представляет собой совокупность банков в рамках внутренне согласованной, сбалансированной и однонаправленной социально-экономи
    ческой системы, построенной на принципах целостного подхода к управлению ей.
  2. Банки должны функционировать по принципу адекватного правового обеспечения, который позволял бы достигать основных целей и задач банков как проводников денежно-кредитной политики правительства. Четкое разграничение ответственности и действий участников кредитных отношений, которое способствовало бы решению задач национальной экономики.
  3. Функциональная размерность банков, позволяющая исполнять им главные функции обеспечения экономики кредитом. Процесс образования банка, его банкротство, ликвидация должны осуществляться по строгим критериям, следование которым не должно приводить к значительному росту издержек. Правила и процедуры должны быть просты — и это важнейшее условие преодоления дисфункции банков и банковской системы.
  4. Сбалансированность формирования финансовых ресурсов (пассивов банка) и финансовых вложений (активов банка) с тем, чтобы обеспечить устойчивость функционирования банков, синхронизацию названных двух процессов. Кроме того, понадобится ввести принцип “экономии ресурса” или “внутренних издержек”, поскольку средняя заработная плата в банковском секторе, капитальные затраты на строительство новых зданий, помещений, хранилищ денег в России довольно высоки.
  5. Целевая рациональность функционирования банка, предполагающая установление целей и методов управления кредитным портфелем, страхование рисков банка. Должны быть созданы условия, выравнивающие межсекторные риски размещения капиталов, активов, кредита, принятия решений. Полагаю, что решение проблемы выравнивания рисков, которое видится мне исключительно в институциональной плоскости, затрагивает нормативные аспекты работы банковской системы, одновременно позволит сократить разницу в рентабельности финансового и нефинансового секторов экономики. Иными словами, подобная постановка является структурной задачей. Она базируется на развиваемой здесь идее, что деньги растекаются по институтам и обеспечивают исполнение ими предназначенных полезных функций.

Ориентиры денежно-кредитной политики в России, а также бюджетная политика, сводимая, по существу, не к развитию экономики, а к подавлению инфляции, обособляются от реальных Процессов, которые формируются институтами и по этой причи
не еще в большей степени провоцируют инфляцию. Они не учитывают, в силу монетаристской предрешенности, структурную, институциональную природу инфляции, состояние банковского сектора, его потенциал в проведении даже той монетарной и бюджетной политики, которую проводило правительство в 1990- х и в 2000-х годах. В условиях сдерживания инфляции и высоких цен на нефть, обусловливающих приток валюты в страну, формирование Стабилизационного фонда сводится к абсорбированию денежных средств банковского сектора. Причем одной из целей его формирования является решение задачи создания страхового резерва, если цена на нефть, которая завышена, начнет снижаться. В этом случае проблемы экономики России существенно обострятся. Банк России открыто провозглашает, что Стабилизационный фонд становится эффективным инструментом снижения прироста денежного предложения, сформированного в том числе благодаря интервенционистской политике на валютном рынке.
Отток капитала, который стимулируется якобы подавлением инфляции и монетарной политикой сдерживания, сужает возможности наращивания кредитного потенциала и активности национальной банковской системы и наравне со Стабилизационным фондом де-факто только придает банковской системе неустойчивый характер, а денежно-кредитной политике не позволяет достичь главной цели — стимулирования экономического роста. Предложения о применении проектного метода распоряжения деньгами Стабилизационного фонда только актуализируют тему выбора приоритетных направлений. Эта проблема, по существу, связана с определением стратегии развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Если Стабилизационный фонд формируется по принципу изъятий, а на сегодняшний момент именно этот принцип преобладает, то он выполняет функцию перераспределения денежных ресурсов, что не способствует укреплению кредитного потенциала банков. Кроме того, нужны мероприятия, которые помогли бы коммерческому кредиту отбирать эффективные направления развития. Это должен быть не топливно-сырьевой комплекс, а биотехнологии, электроника, точное, тяжелое и среднее машиностроение и приборостроение, строительство, отечественная легкая промышленность, причем
та, которая не находится уже под контролем западных собственников и работает по лицензионным соглашениям, а та, которая имеет отечественного собственника и нуждается в новых технологиях, материалах.
Обезденеживание российской экономики в 1990-х годах не позволяет ей эффективно расти в 2000-х, поскольку очень низка продуктивность воспроизводственных контуров экономики, а инфляция подогревается не только затратным механизмом и высоким монопольным уровнем власти экономических субъектов, но и тем, что ограниченная доступность к деньгам, ограничение денежного предложения делают деньги дорогими и увеличивают процент, что сокращает инвестиции, снижает эффективность производства и усиливает давление на цены.
Денежно-кредитная и бюджетная политики в России практически навязывают режим функционирования банков, обрекающий их на пассивность, сдерживание операций по созданию кредита. Таким образом, условия лучшей для России мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей правительством не используются вовсе либо используются, но не в полном объеме в силу неверного ориентира экономической политики, связанного с целью подавления инфляции. Банковская система страдает от этого, ей не дают развиваться. Иными словами, борьба с инфляцией разрушает или создает мощное условие недоразвития данного сектора. В этом еще одна причина пагубности монетарной политики, которая никак не связывается с институциональной структурой экономики.
Правительство утешается ростом общих показателей и старается не замечать структурных перекосов в экономике. Очень робки высказывания ведущих экономистов страны по поводу необходимости структурных изменений, необходимости концентрации ресурсов для этих целей. Уже возникает выбор между необходимостью тратить средства, аккумулированные в Стабилизационном фонде, на решение социальных задач, реализацию социальных проектов и восстановление изношенной инфраструктуры и изменение структурных экономических пропорций. Такое распределение задает эффективность будущего периода, так как, по сути дела, пропорция — это и есть некое соотношение, определяющее эффективность.
Рост валютных резервов в 2004—2006 гг. не изменяет положения. Ресурсы не направляются на задачи укрепления экономического и банковского капитала. Более того, установленная норма
обязательных резервов преследует цель сократить резервы банков и действовать в направлении уменьшения денежного мультипликатора, т.е. сокращения денежного предложения. Валютные ресурсы расходуются на укрепление национальной валюты — ревальвацию, посредством распоряжения валютной выручкой идет одноканальное насыщение экономического оборота денежной массой, причем она в основном концентрируется в экспортном секторе, который является сырьевым.
Безусловно, институциональные изменения в банковской системе России давно назрели. Они не могут быть скоротечными, в том числе и по причине инерции системы, а также по условию ресурсных ограничений. Достаточно сказать, что два банка — Сбербанк РФ и Внешторгбанк — имеют совокупный уставной капитал в 40% от величины аналогичного показателя всего банковского сектора России. Следовательно, одной из задач по активизации потенциала российских банков является деконцентрация их капитала, но такая, которая бы не нанесла ущерба развитию банковской системы. Деконцентрация должна осуществляться посредством подконтрольного рассредоточения и использования капитала крупных банков и создания условий для концентрации капиталов тех банков, которые на сегодняшний момент не имеют аналогичных возможностей по причине рестриктивной денежной политики и неэффективной организации межбанковских трансакций.
Подводя итог, можно сформулировать основные императивы повышения потенциала банковской системы и активизации этого потенциала как сферы управления трансформацией экономики.

Во-первых, приоритеты развития экономики должны совпадать с направлениями развития банковского сектора. Основным инструментом денежно-кредитной политики должны стать банки. Их дисфункция должна быть снижена за счет сокращения издержек трансакций и установления элементарных правил, регулирующих получение и погашение кредита. Необходима специальная политика процентной ставки, чтобы обеспечить ее планомерное снижение и реализовать инвестиционные задачи реструктуризации экономики.
Во-вторых, функция разработчика денежно-кредитной политики и контролирующего органа должны быть разделены, при
этом Центральный банк обязан использовать не только валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики, а видеть проблему значительно шире и не ограничивать бизнес-активность коммерческих банков своими инструкциями, помимо обязательной нормы резервирования, которая также требует обоснованного понижения.
В-третьих, понадобится расширить функциональное назначение и источники формирования, инструменты использования Стабилизационного фонда с тем, чтобы решить задачи стратегического кредитования, снизить давление валютной выручки на внутренний денежный рынок, обеспечить инвестирование приоритетных направлений, включая оборонно-промышленный комплекс, осуществить конвертацию национальной валюты за пределами внутреннего валютного рынка как одну из форм, способствующих дедолларизации. Таким образом, нужно расширить назначение фонда и вывести его цели за рамки “компенсационного эффекта”.
Реализуя такую денежно-кредитную политику, опирающуюся на институт национальных банков, удастся усилить связь банковского и промышленного секторов и задействовать в максимальном объеме активы банков, планомерно их наращивая. Видимо, такая политика будет означать некоторое временное замедление темпа роста, но хорошей компенсацией этому выступит усиление банковского сектора, развитие промышленного капитала и реальное укрепление национальной валюты с отвоевыванием позиций на внутреннем валютном рынке, в платежнорасчетных операциях, сберегательных активах, что создаст благоприятную институциональную основу будущего экономического роста и инвестиций.

Кредитный потенциал банковской системы РФ

Введение

Тема данной курсовой работы – Кредитный потенциал Российской банковской системы. Банковская система РФ. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее

актуальности. Ведь банки – это одно из центральных звеньев системы рыночных

структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания

рыночного механизма. Банки — это предприятия, присущие любой нормально

функционирующей экономической формации. Актуальность выбора темы работы

связана с видением автором проблем белорусских банков по формированию

ресурсной базы и эффективному их размещению в условиях снижения уровня

инфляции и ужесточения требований органов регулирующих банковскую сферу.

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их

деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре

экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют

связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Банки — это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо

одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни

национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной

финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать

перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;

-познакомиться с главными составляющими банковской системы;

-познакомиться с операциями, проводимыми банками;

-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;

-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

В первой главе рассмотрена банковская система на уровне теории, ее

компоненты, проводимые операции.

Во второй главе охарактеризована банковская система Республики Беларусь.

Здесь же рассказано о проблемах, существующих в системе и даны предложения по

ее дальнейшему развитию и усовершенствованию.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих

отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени

административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло

экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных

учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю

банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое

назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им

такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании

так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным

хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и

назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной

рои не звучит с должной убедительностью. Можно сказать, что в нашем обществе

еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в

экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков — это

фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции

они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие

представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его

общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в

истории развития банковского дела.

При написании курсовой работы использованы материалы белорусских и российских

учебников, учебных пособий, справочников. А также вырезки из статей газет и

журналов таких, как »Национальная Экономическая Газета», »Вестник

Ассоциации белорусских банков».

Концептуальные основы банковской системы.

Посуществу, банковскаясистема — этосердцехозяйственногоорганизмалюбойстраны. ДляРоссии

этатема особенно актуальна. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление

подменялоэкономическийподход, иврезультатеподлинныеэкономическиефункциикредитныхучреждений

изглавныхпревращалисьвовторостепенные.

1.Теоретические аспекты формирования и развития банковской системы

Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразно совершить небольшой экскурс в прошлое и проанализировать аспекты становления банковской системы. Такой подход позволит не только взвешенно подойти к анализу складывающейся ситуации в банковском деле, но и в определенной мере поможет сделать прогноз её развития на будущее.

Банки – огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.

Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. Еще при разложении первобытнообщинного строя использовался ростовщический капитал. Богатеющие представители верхушки власти давали взаймы средства. Развитие ростовщического капитала и положило начало банковскому делу.

На ход развития банковской системы оказало влияние ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как:

  • степень зрелости товарно-денежных отношений;
  • общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;
  • законодательные основы и акты;
  • общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяет и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стали основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями.

При общем поступательном развитии банковского хозяйства оно может в то же время сдерживаться войнами, которые связаны с разрушением материальных благ и имущества.

Негативное влияние на банковскую систему могут также оказать и затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, банки не могут мобилизовать свободные ресурсы;

Если вместо товарообмена вводятся обязательные изъятия продуктов, если в целом не поощряется деятельность банков, отдается предпочтение распределению, а не обмену продуктов, то кредитные учреждения не получают импульсов для развития, более того, банки могут быть свернуты, как это, например, было в нашей стране в период военного коммунизма.

На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби, составленное из местных банков, местных предпринимателей, может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков. Естественное для развития банков взыскание ссудного процента может сдерживаться общим представлением общества о его ценностях и морали.

Заметное влияние на развитие банковской системы может оказать законодательная база той или иной страны. Как отмечалось ранее, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои капиталы в капиталы предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В США действует система двойного подчинения, когда образовать банк могут как власти отдельных штатов, так и федеральное правительство. В свою очередь по закону банки могут сами выбрать свою юрисдикцию (органы регулирования и контроля). В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция сосредоточена на выпуске денег в обращение и укреплении их платежеспособности.

Законодательство оказывает воздействие на развитие банковской системы не только своими запретами. Известны многочисленные примеры, когда в соответствии с тем или иным законом учреждается тот или иной банк, призванный содействовать развитию той или иной отрасли народного хозяйства (промышленности, торговли, транспорта и т.п.).

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, как орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Банк в этой связи выступал как бы в роли надстройки, не создающей своего продукта. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, появляются частные, кооперативные и акционерные банки, такие специализированные кредитные учреждения, как ипотечные, муниципальные банки; система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Развитие банковской системы можно рассматривать не только в историческом разрезе, но и с позиции ее современного положения. Здесь также можно выделить некоторые факторы, в том числе состояние экономического развития, межбанковскую конкуренцию и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *