Банк России мегарегулятор

Необходимость и история создания финансового мегарегулятора в Российской Федерации

Необходимость создания института «финансового мегарегулятора» в национальной экономике была связана с определенной неразвитостью самой российской системы финансов, что означало недостаточный уровень ее регулирования, то есть признание того факта, что этот процесс находится на начальном этапе. Во-вторых, такая неразвитость системы национальных финансов в свою очередь обусловила достаточно медленное продвижение идеи создания национального института «финансового мегарегулятора».

Создание национального института «финансового мегарегулятора» было продиктовано также необходимостью:

  • во-первых, проведения реформирования существующего механизма формирования цен на рынке ценных бумаг;
  • во-вторых, формирования реальных рыночных ставок по процентам по различным видам кредитов;
  • в-третьих, создания соответствующих рыночных условий для работы системы национальных финансов и отечественных финансовых рынков;
  • в-четвертых, увеличения степени ликвидности отечественных ценных бумаг на фондовых и финансовых рынках.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Фактически институт «финансового мегарегулятора» представляет собой создаваемую на основе Банка России специальную организационную структуру федеральной государственной исполнительной власти, основной задачей которой является организация регулирования национальных финансовых рынков и осуществление эффективного надзора за ними.

Исторически все банки в Российской Федерации находятся под контролем ЦБ РФ (Центрального Банка России). Отдельно действовала ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам), основной задачей которой был контроль за деятельностью всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов.

В сфере страхования страховые компании контролировались Росстрахнадзором (Федеральной службой страхового надзора).

Замечание 2

При наличии такого количества организаций, которые контролировали финансовый рынок, достаточно сложно было решать комплексные проблемы в финансовой сфере эффективно и согласованно. Поэтому назрела актуальная необходимость интеграции всех контролирующих органов в один институт «финансовый мегарегулятор».

Но российский институт «финансового мегарегулятора» формировался постепенно, его формирование началось в 2003 году. В начале Росстрахнадзор в 2011 году вошел в состав в ФСФР. А с 1 сентября 2013 года ФСФР включена в состав ЦБ РФ.

В институте «финансовый мегарегулятор» на первом этапе была сформирована специальная организационная структура – СБР ФР (служба Банка России по финансовым рынкам), но она была 3 марта 2014 года ликвидирована.

Таким образом, с весны 2014 года Центральный Банк Российской Федерация является официальным «финансовым мегарегулятором» Российской Федерации.

ЦБ РФ как мегарегулятор финансового рынка

В соответствии с Законом Российской Федерации от 23 июля 2013г. N251 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»в сферу действия института «финансового мегарегулятора» попадают:

  • не кредитные финансовые организации:страховые компании; клиринговые компании; организации микрофинансирования; НПФ (негосударственные пенсионные фонды); ПИФ (паевого инвестиционного фонда);
  • кредитные организации (банки);
  • профучастники рынка ЦБ (ценных бумаг);
  • специализированные депозитарии: ИФ (инвестфонды); НПФ; ПИФ;
  • управляющие компании, ИФ, НПФ, ПИФ;
  • акционерные инвестфонды.

Институт «финансового мегарегулятора» осуществляет контроль и надзор за: клиринговой деятельностью; деятельностью субъектов страхового дела; деятельностью НПФ; деятельностью различного рода кредитных и накопительных кооперативов (ЖНК, КПК и СКПК); деятельностью рейтинговых агентств и бюро кредитных историй;

Замечание 3

Также Банк России наделен правом законодательной инициативы для внесения в Правительство РФ проектов нормативно-законодательных актов по своему профилю деятельности. Такие законодательные инициативы в Государственную думу будут вноситься от имени Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации.

Также в компетенции Центрального Банка Российской Федерации находится утверждение стандартов бухгалтерского учета и добавлены полномочия, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг как российских банков, так не кредитных финансовых организаций.

Функции ЦБ РФ как финансового мегарегулятора

Функции Центрального Банка Российской Федерации как финансового мегарегулятора:

  • ЦБ РФ является представителем государства, за которым законодательством закреплено право (выпуска) эмиссии наличных денежных знаков, организация процедур их обращения на товарных и финансовых рынках, а также процедур изъятия их из обращения на территории РФ;
  • деятельность ЦБ РФ направлена обеспечение условий для стабильного функционирования финансового рынка;
  • ЦБ РФ организует проведение безналичных расчетов между субъектами хозяйствования в национальной экономике;
  • ЦБ РФ организует предоставление коммерческим банкам кредитов, в тех случаях, когда у них возникают временные финансовые затруднения, то есть процессы рефинансирование коммерческих банков;
  • ЦБ РФ организует надзор за деятельностью коммерческих банков, который направлен на безопасное и стабильное функционирование банковской системы страны;
  • ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, с целью создания необходимых объемов золотовалютных резервов страны на безопасном уровне, формирование их оптимальной структуры;
  • ЦБ РФ осуществляет РКО (расчетно-кассовое обслуживание) государственного бюджета РФ.

По своему статусу ЦБ РФ – это финансовый агент Правительства РФ. В связи с этим ЦБ РФ, во-первых, проводит необходимые операции по размещению и погашению государственного внутреннего и внешнего долга РФ; во-вторых, ведет текущие счета Правительства РФ; в-третьих, организует кассовое исполнение бюджета РФ; в-четвертых, осуществляет надзор за выпуском, хранением и изъятием из обращения монет и казначейских билетов.

История мегарегулятора

Популяризация института мегарегулятора проходила на протяжении 1990–2000-х годов под влиянием консолидации в финансовом секторе, развития гибридных финансовых инструментов и формирования диверсифицированных финансовых холдингов и конгломератов. Число мегарегуляторов в мире быстро выросло с нескольких уникальных случаев в начале 1980-х годов до трех десятков в конце 2000-х годов. Первые мегарегуляторы появились в Норвегии (Finanstilsynet) и Сингапуре (Monetary Authority of Singapore). В международных исследованиях годом рождения института мегарегулятора считается 1998 год, когда в Великобритании было создано Агентство надзора за финансовыми услугами (Financial Services Authority).

По состоянию на 2016 год число мегарегуляторов достигает шести десятков организаций. Для сравнения, в мире насчитывается 161 страна, имеющая национальные валюты и собственные финансовые политики. Таким образом, институт мегарегулятора существует в 39% суверенных государств. В странах, в которых нет мегарегулятора, власти создали надведомственные структуры в форме советов или комитетов или ввели специальные междведомственные координационные процедуры.

Хроника реформ финансового регулирования и надзора.

Год реформы Юрисдикции
1998 Австралия, Япония, Люксембург, Великобритания
1999 Южная Корея
2000
2001 Ирландия, Латвия
2002 Бахрейн, Эстония, Мальта
2003 Китай, Казахстан, Саудовская Аравия
2004 Казахстан, Нидерланды, Саудовская Аравия, Тринидад и Тобаго
2005
2006 Армения, Чехия, Словакия
2007
2008 Австрия, Грузия, Польша
2009 Грузия
2010 Франция, Греция, Ирландия, Новая Зеландия, США
2011 Казахстан
2012 Литва, Великобритания
2013 Грузия, Венгрия, Индонезия, Италия, Катар, Россия

Цель и задачи мегарегулятора

Конечная цель создания интегрированной модели финансового регулирования и надзора заключается в обеспечении устойчивости финансового сектора в целом как на макропруденциальном уровне (минимизация системного риска финансового сектора), так и на микропруденциальном уровне (поддержание устойчивого финансового положения отдельных финансовых посредников для защиты интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов).

В качестве основных промежуточных задач мегарегулятора выступают:

  • формирование целостной стратегии развития финансового сектора;
  • организация надзора за финансовыми группами (конгломератами) на консолидированной основе;
  • обеспечение эффективного макропруденциального анализа рисков, влияющих на финансовый сектор;
  • унификация подходов к регулированию и надзору за отдельными сегментами финансового сектора;
  • минимизация возможностей для арбитража участников рынка на регулирующих нормах;
  • усиление ответственности и подотчетности надзорного направления деятельности органа регулирования;
  • сокращение бюджетных издержек в результате экономии на масштабе деятельности органа регулирования;
  • разработка комплексных антикризисных планов и программ реструктуризации финансового сектора в случае кризиса.

Интегрированные функции мегарегулятора

В область интеграции попадает несколько направлений работы государственных органов:

  • макропруденциальная политика;
  • микропруденциальное регулирование и надзор;
  • надзор за соблюдением правил корпоративного поведения;
  • защита прав потребителей финансовых услуг;
  • обеспечение справедливой конкуренции в финансовом секторе.

Каждое из перечисленных направлений отвечает за устранение определенного типа недостатков рыночной экономики или поведения экономических агентов: системные риски, микроэкономические проблемы (информационная асимметрия и проблема ложного выбора), риск безответственного поведения, стремление рынка к концентрации и ослаблению конкуренции.

В большинстве стран макропруденциальной политикой занимается центральный банк, в то время как микропруденциальные вопросы сосредоточены в финансовых агентствах, а проблемы конкуренции – в специализированных антимонопольных органах. Конфигурация национальных органов регулирования отражает множество факторов, включая историческое развитие, структуру финансового сектора, политическую систему, деловые традиции и обычаи, а также размер экономики и обслуживающего ее финансового сектора.

Профиль государственных органов регулирования и надзора

По состоянию на 2013 год полномочия органов регулирования и надзора в различных юрисдикция распределены следующим образом:

Страна Банковский сектор Страховой сектор Рынок ценных бумаг
Австралия BI BI S
Австрия CB,U U U
Азербайджан CB I S
Албания CB IS IS
Алжир CB I S
Аргентина CB I S
Армения CB CB CB
Афганистан CB I CB
Багамы CB G S
Бангладеш CB I S
Барбадос CB IS IS
Бахрейн CB CB CB
Беларусь CB G G
Бельгия CB CB CB
Бермуды CB CB CB
Болгария CB IS IS
Боливия B IS IS
Босния и Герцеговина CB,B** I S
Ботсвана CB G G
Бразилия CB I S
Великобритания CB CB CB
Венгрия CB CB CB
Венесуэла B I S
Гватемала BI BI S
Германия CB,U U U
Гонконг CB I S
Греция CB CB S
Грузия CB I CB
Дания U U U
Доминиканская Республика B I S
Египет CB IS IS
Зимбабве CB I S
Израиль CB G S
Индия CB I S
Индонезия U U U
Иордания CB G I
Иран CB I SS
Ирландия CB CB CB
Исландия U U U
Испания CB I S
Италия CB CB S
Казахстан CB CB CB
Канада BI BI S**
Катар CB CB CB
Кения CB I S
Кипр CB I S
Китай B I S
Колумбия U U U
Косово CB CB CB
Коста-Рика B I S
Кувейт CB G S
Латвия U U U
Ливан CB,B I S
Литва CB CB CB
Люксембург BS I BS
Маврикий CB IS IS
Македония CB I S
Малайзия CB,G CB,G S
Мальта U U U
Марокко CB G S
Мексика BS I BS
Молдова CB IS IS
Монголия CB IS IS
Намибия CB IS IS
Нидерланды CB CB CB
Никарагуа U U U
Новая Зеландия CB CB S
Норвегия U U U
ОАЭ CB CB S
Пакистан CB IS IS
Панама B I S
Перу U U U
Польша U U U
Португалия CB I S
Россия CB CB CB
Румыния CB IS IS
Сальвадор U U U
Саудовская Аравия CB CB S
Сербия CB CB S
Сингапур CB CB CB
Словакия CB CB CB
Словения CB I S
США CB,B** CB,I** S**
Таиланд CB I S
Тринидад и Тобаго CB CB S
Тунис CB I S
Турция B I S
Украина CB IS IS
Уругвай CB CB CB
Филиппины CB I S
Финляндия U U U
Франция CB CB S
Хорватия CB IS IS
Черногория CB I S
Чехия CB CB CB
Чили CB,U U U
Швейцария U U U
Швеция U U U
Шри-Ланка CB I S
Эквадор BI BI S
Эстония U U U
ЮАР CB IS IS
Южная Корея U U U
Ямайка CB IS IS
Япония U U U

Обозначения:

B: агентство банковского регулирования и надзора;

BI: агентство регулирования и надзора в банковском и страховом секторе;

BS: агентство регулирования и надзора в банковском секторе и на рынке ценных бумаг;

CB: центральный банк;

G: правительство;

I: агентство регулирования и надзора в страховом секторе;

IS: агентство регулирования и надзора в страховом секторе и на рынке ценных бумаг;

S: агентство регулирования и надзора на рынке ценных бумаг;

U: мегарегулятор финансового сектора (вне центрального банка);

**: государственное или региональное агентство.

> Примечания > Литература > См. также

  • Банк России
  • Денежные власти
  • Макропруденциальная политика
  • Системный риск финансового сектора
  • Финансовая стабильность

15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.

Необходимость создания мегарегулятора. Банк России как мегарегулятор финансового рынка. Функции ЦБ РФ: обеспечение стабильности финансового рынка, эмиссия наличных денег и организация их обращения, организация безналичных расчетов, рефинансирование коммерческих банков, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.

Единая государственная денежно-кредитная политика. Основные направления денежно-кредитной политики как составной части финансовой политики государства. Организационная основа денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России и их характеристика. Таргетирование инфляции как основная задача денежно-кредитной политики в РФ. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ.

Актуальность создания мегарегулятора обусловлена неразвитой национальной финансовой системой в России, регулирование которой фактически находится в зачаточном состоянии. Неразвитая национальная финансовая система, в частности, также обуславливает и медленное продвижение проекта создания мегарегулятора. Собственно, сам мегарегулятор – это создаваемый на базе Банка России федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого должно входить осуществление надзора и регулирования национальных финансовых рынков. Кроме того, создание подобного ведомства продиктовано также необходимостью качественного реформирования механизма ценообразования ценных бумаг, увеличения ликвидности на финансовых рынках (в том числе и на фондовом рынке), формирования рыночных процентных ставок (в том числе и по различным видам кредитов) и в целом общего формирования рыночных условий существования национальной финансовой системы и финансовых рынков.

Федеральным Законом РФ от 23 июля 2013г. N251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» под сферу контроля мегарегулятора попали:

  • Кредитные организации

  • Некредитные финансовые организации (в том числе страховые, клиринговые, микрофинансовые организации, НПФ, ПИФ и др.)

  • Также осуществляет регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; деятельности организаторов торговли; деятельности по управлению коллективными инвестициями и др.

  • Профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • Управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

  • Специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

  • Акционерных инвестиционных фондов;

  • Клиринговую деятельность;

  • Деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

  • Деятельность организатора торговли;

  • Деятельность центрального депозитария;

  • Деятельность субъектов страхового дела;

  • Негосударственных пенсионных фондов;

  • Микрофинансовых организаций;

  • Кредитных потребительских кооперативов;

  • жилищных накопительных кооперативов;

  • бюро кредитных историй;

  • актуарную деятельность;

  • рейтинговых агентств;

  • сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

Документ предусматривает создание мегарегулятора с передачей Центробанку (ЦБ) РФ ряда функций, которые ранее выполняла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). К передаваемым функциям относятся, в частности, контроль за кредитной кооперацией и микрофинансовой деятельностью, деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, а также надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иных полномочий. Таким образом, сфера регулирования Банка России расширяется и будет распространяться на все некредитные финансовые организации.

Увеличивается до 5 лет срок полномочий председателя ЦБ РФ и членов совета директоров, которые должны будут быть переизбраны после вступления закона в силу. Снимаются ограничения по срокам предоставления Банком России кредитов банкам.

Банк России наделяется правом законодательной инициативы для внесения в правительство РФ проектов законов и нормативных актов. При этом в Государственную думу такие законодательные инициативы будут вноситься от имени президента либо правительства РФ. Кроме того, ЦБ РФ будет утверждать стандарты бухгалтерского учета, а также иметь полномочия по регистрации выпуска ценных бумаг как в отношении банков, так и в отношении некредитных финансовых организаций.

Функции ЦБ РФ:

  1. Обеспечение стабильности финансового рынка, (об этом сверху написано – типа он мегарегулятор)

  2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения, За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

  1. Организация безналичных расчетов, Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т. Е. Обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам и дает возможность устранять возникшие проблемы (например, неплатежеспособность одного из ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создавшую угрозу для устойчивости всей финансовой системы в целом). В случае неустойчивости и ненадежности платежей системы Центральный банк испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятия в этой сфере.

  2. Рефинансирование коммерческих банков– предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные — на 3-4 мес. И краткосрочные — на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты) .

  1. Регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков — это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

  2. Валютное регулирование и валютный контроль, В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне Центральные банки управляют ими, т. Е. Формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение. Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми. Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей.(но не забыть, что теперь плавающий курс с декабря)

  3. Расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы, используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Денежно-кредитная политика– совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежно-кредитной сферы экономики.

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения.

Основные направления денежно-кредитной политики– оформляются каждый год ЦБ РФ на год и 2 плановых периода. Например – поддержание валютного курса, % ставок, уровня инфляции.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте.

2 модели денежно-кредитной политики:

Кредитная рестрикция – кредитное сжатие – политика дорогих денег – в условиях высокого уровня инфляции, количество денег в экономике сокращается

Кредитная экспансия – кредитное расширение (низкая занятость, высокая безработица)

При проведении ДКП ЦБ устанавливает систему целей:

  1. Конечная цель – глобальные макроэкономические цели, являющиеся значимыми для национальной экономики

  2. Промежуточные цели – более конкретные и доступные для реализации (может быть несколько – занятость, безработица)

  3. Инструменты ДКП – конкретные методы, с помощью которых ЦБ достигает конечную и промежуточную цели.

В Фз «О ЦБ» установлены основные инструменты ДКП:

— операции на открытом рынке – купля/продажа гос ценных бумаг на вторичном рынке

— обязательное резервирование – устанавливается с целью ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении

— валютные интервенции – воздействие на валютный рынок путём продажи/закупки крупных партий иностранной валюты

— прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование КО и проведение отдельных банковских операций (ограничения на проведение валютных операций)

— процентные ставки по операциям Банка России

Таргетирование инфляции — Центральный банк будет определенным образом реагировать с целью вернуть инфляцию к заданной целевой траектории или к заданным уровням, чтобы в средне- и долгосрочной перспективе обеспечить стабильность показателя инфляции, при отказе от контроля валютного курса – переход к плавающему валютному курсу. В 2015 году- ориентир – 4,5%.

Направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ. – совершенствование инструментов, разработка долгосрочных направлений и стратегий развития, отслеживание показателей финансовой стабильности.

С 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков

Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»

Законом вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестиционных фондах», «О несостоятельности (банкротстве)» и др. Основная часть изменений связана с передачей Банку России функций ФСФР России.

В соответствии с новыми положениями Банк России, в частности:

разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ);

осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, НПФ, ПИФ и др.);

осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;

осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет. Члены Национального банковского совета со дня вступления в силу Федерального закона осуществляют свои полномочия в качестве членов Национального финансового совета.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Банк России – это орган государственного управления, но к какой из ветвей власти этот институт относится, не разъясняется, это делает его значительно более независимым в принятии решений в отличие от органов государственной власти, находящихся в подчинении Президенту и Правительству РФ.

Рассматривая Банк России в новом статусе, необходимо отметить, что были расширены цели его деятельности в связи с наделением его новыми полномочиями.

С 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ становится мегарегулятором финансовых рынков страны. Присоединение Федеральной службы по финансовым рынкам России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижом, Гонконгом.

Предпосылками создания мегарегулятора финансовых рынков в России послужило:

— фрагментарность регулирования финансового рынка.

Финансовый рынок в России представлен банками, инвестиционными, управляющими, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями и другими группами участников, каждая из которых одновременно контролируется несколькими регулирующими органами. Многие компании из разных групп участников рынка объединены в крупные финансовые холдинги, имеющие одних и тех же бенефициаров, что несет в себе глобальные риски для всего финансового рынка. Регулирующие органы, осуществляя надзор только за какой-то определенной группой участников или сегментом финансового рынка, не могут оценить ситуацию на рынке в целом. Существуют области финансового рынка, которые до сих пор остаются без внимания со стороны государства (рынок ФОРЕКС (FOREX)) на котором находятся значительные средства граждан, отсутствие контроля со стороны государства приводит к созданию «финансовых пирамид» и, как следствие, потере гражданами своих сбережений, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны;

— «раздутые» государственные бюджеты на содержание многочисленных регулирующих органов (структур) финансового рынка, в том числе административного персонала, и одновременно с этим низкая эффективность работы таких органов.

Такая ситуация актуальна для всего государственного аппарата, огромный штат чиновников, отсутствие системы мотивации и критериев оценки работы органов государственной власти, недостаточность автоматизации бизнес-процессов не позволяют получать высокую эффективность;

— противоречия нормативных правовых актов и недостаточность правового обеспечения деятельности участников финансового рынка и дублирование функций регулирующих органов.

Развитие финансового рынка опережает его правовое обеспечение, то есть на рынке уже давно действуют признанные профессиональным сообществом практики, которые не находят отражения в законодательстве РФ. По причине конкуренции между регулирующими органами, распределения сфер влияния и отсутствия арбитра в виде единого координационного центра с широкими полномочиями, возникают правовые коллизии в действующем законодательстве, что отрицательно сказывается на развитии финансового рынка;

— формальный подход в регулировании финансового рынка. Регулятор ограничивался установлением условных требований к участникам рынка без учета их качества. По этой причине на рынке появилось большое количество номинальных компаний, которые формально соблюдая требования законодательства, создавались для использования в «серых» схемах их бенефициаров;

— отсутствие единого координационного центра контроля и мониторинга за финансовым рынком. Актуальным данный вопрос стал в период мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., когда необходимо было получать полную и достоверную информацию о состоянии рынка и оперативно принимать решения по обеспечению бесперебойного функционирования экономики страны. Существующие порядки информационного взаимодействия между регулирующими органами отличаются сложностью и бюрократизацией, что не позволяет оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения.

Идеологи реформы утверждают, что создание мегарегулятора финансового рынка будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков, повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор, за субъектами рынка и снижению административной нагрузки на них.

В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора Практика регулирования не дает доказательства, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами.

Реформа имеет как преимущества, так и недостатки, выяснение которых является очень важным на этапе становления проекта.

Преимущества:

— исключение дублирования некоторых функций.

— современной тенденцией стало размытие границ между банками и профучастниками;

— создание последовательной и более простой нормативной базы.

— объединение всех данных о финансовых организациях, что будет способствовать более эффективному выявлению системных рисков.

. сочетание правоустанавливающей и правоприменяющей функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.

обобщение потоков информации и обеспечение их конфиденциальность информации , что уменьшит опасность утечки информации и ее незаконного разглашения.

Недостатки:

— слияние ведомств, может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.

— создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников

— регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования.

— не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.

Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.

Актуальность создания мегарегулятора обусловлена неразвитой национальной финансовой системой в России, регулирование которой фактически находится в зачаточном состоянии. Неразвитая национальная финансовая система, в частности, также обуславливает и медленное продвижение проекта создания мегарегулятора. Собственно, сам финансовый мегарегулятор — это создаваемый на базе Банка России федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого должно входить осуществление надзора и регулирования национальных финансовых рынков. Официальное название «Система регулирования и надзора на финансовых рынках России».

Таким образом, создание финансового мегарегулятора в России является объективной необходимостью для дальнейшего развития национальной финансовой системы и качественного рывка в финансовой грамотности населения, а также законности ведения бизнеса в инвестиционной и банковской сферах.

Мегарегулятор

Мегарегулятор – форма организации регулирования и надзора за участниками и инфраструктурой финансового рынка в стране в рамках единого государственного органа.

Основная цель его создания заключается в одновременном обеспечении устойчивости финансового сектора как на макропруденциальном (минимизация системного риска финансового рынка), так и на микропруденциальном уровне (поддержание устойчивого финансового положения отдельных финансовых посредников для защиты интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов). К ключевым задачам деятельности мегарегулятора относятся:

– формирование целостной стратегии развития финансового сектора;

– организация надзора за финансовыми группами на консолидированной основе;

– минимизация возможностей для арбитража участников рынка на регулирующих нормах;

– обеспечение эффективного макропруденциального анализа рисков, влияющих на финансовый сектор;

– унификация подходов к надзору за отдельными сегментами финансового сектора в рамках построения системы макропруденциального регулирования;

– сокращение бюджетных издержек в результате экономии на масштабе деятельности органа регулирования;

– разработка комплексных антикризисных планов и программ реструктуризации финансового сектора в случае кризиса.

Впервые подобная модель интегрированного финансового надзора была применена в Великобритании в 1998 году при создании Агентства финансового надзора (Financial Supervision Authority). На сегодняшний день мегарегуляторы функционируют в 161 стране. При этом в таких странах, как Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Швеция, Швейцария и др., действует автономный финансовый мегарегулятор, а в Армении, Грузии, Казахстане, Литве, Чехии, Эстонии и пр. его функции выполняет центральный банк. В отдельных странах функционируют так называемые частичные мегарегуляторы (под надзор которых попадают лишь отдельные части финансового рынка): так, в Люксембурге, Мексике и Финляндии он контролирует банковский и фондовый рынки; в Венесуэле, Канаде, Саудовской Аравии и пр. – банковский и страховой рынки; в Болгарии, Чили, на Украине и пр. – фондовый и страховой рынки.

В РФ с 2013 года с созданием службы Банка России по финансовым рынкам (которая была упразднена в 2014 году, а ее функции переданы комитету финансового надзора Банка России) функции мегарегулятора всего финансового рынка выполняет Банк России.

Источник: Моисеев С. и Лобанова М. Концепция макропруденциальной политики (терминология — сущностные аспекты) // Деньги и кредит, 2013. — № 7. — c. 24.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *