Ценообразование в аптеках

в аптеке

При формировании розничных цен на ЛС в аптеке выделяют два методических подхода:

1) ценообразование на готовые ЛС;

2) ценообразование на ЛС, изготовленные в аптеке.

1) Схема формирования розничной цены на готовые лекарственные средства представлена уч. стр 239. на рис. 6.5.

Отпускная цена+оптовая надбавка=оптовая цена+розничная наценка=рознична цена.

Оптовый посредник получает ЛС и ИМН от производителя по отпускной цене. Оптовая цена посредника складывается из отпуск­ной цены и оптовой торговой надбавки к этой цене.

Розничная цена на ЛС и ИМН складывается из оптовой цены посредника и торговой надбавки розничного звена к отпускной цене производителя.

Организации оптовой и розничной торговли, являющиеся плательщиками НДС, формируют отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара без НДС и оптовую или розничную надбавку, не выше установленной в субъекте Российской Федерации, на территорию которого осуществляется поставка товара. Оптовая и розничная надбавки исчисляются от фактической отпускной цены производителя без учета НДС. НДС начисляется на общую стоимость товара.

Если организации оптовой или розничной торговли применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивают единый налог на вмененный доход, т.е. не являются плательщиком НДС, то на основании части 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку, которые исчисляются от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Пример 1

Цена производителя без НДС 100 руб.

Оптовая надбавка (20% к цене производителя без НДС) 100 x 20% = 20 руб.

Отпускная цена оптовой организации без НДС 100 + 20 = 120 руб.

Розничная надбавка (40% к цене производителя без НДС) 100 x 40% = 40 руб.

Розничная цена аптечной организации без НДС 120 + 40 = 160 руб.

Розничная цена аптечной организации с НДС 160 x 1,1 = 176 руб.

Пример 2

Цена производителя с НДС 100 + 10 = 110 руб.

Отпускная цена оптовой организации с НДС 110 x 1,2 = 132 руб.

Розничная надбавка аптеки (40% к цене производителя с НДС) 110 x 40% = 44 руб.

Розничная цена аптеки без НДС 132 + 44 = 176 руб.

В обоих случаях, несмотря на то, что оптовая и розничная надбавки применяются к разным базам (цене производителя с НДС и цене производителя без НДС), для конечного потребителя розничная цена будет одинаковая — 176 руб.

Свободные оптовые и отпускные цены устанавливаются предприяти­ями изготовителями или другими поставщиками, на ЛП не входящие в перечень ЖНВЛС, по согласованию с по­требителями, исходя из себестоимости, конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. В свободные отпускные цены тоже вклю­чены налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что лекарственные препараты — это социально значимый товар, руководители аптечных организаций часто используют прогрессивную шкалу снижения процента торговой надбавки на более дорогие лекар­ства.

2) Структура розничной цены на экстемпоральные лекарствен­ные формы и внутриаптечную заготовку представлена на рис. 6.6. учебника стр 239

Стоимость исходных ингредиентов+стоимость посуды, упаковки,этикеток+тариф на изготовление+налог: НДС, акциз=стоимость экстемпоральной лекарственной формы.

Тариф на изготовление или фасовку лекарственной формы включает сумму постоянных и дополнительных затрат на единицу продукции и норму прибыли. Может утверждаться предприятием самостоятельно или по согласованию с местными органами власти.

Налог на добавленную стоимость ЛП составляет 10%; акциз- может начисляиься или не начисляться в зависимости от % содержания спирта в лекарственной форме.

Формирование оптово-отпускных и розничных цен

Государство регулирует отпускные цены, оптовые и розничные.

При формировании цен на лекарственные средства, выделяют два подхода:

1. Ценообразование на готовые лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС.

2. Ценообразование на лекарственные средства, изготовленные в аптеке.

Ценообразование на готовые ЛП.

Себестоимость завода-изготовителя – это стоимость действующих и вспомогательных ЛС, стоимость упаковки, оборудования, заработная плата сотрудников, амортизация (изношенность) оборудования, коммунальные расходы.

Завод-изготовитель:

Себестоимость Цена в Госреестре НДС % НДС (в руб.) Отпускная цена с НДС
1,00 руб. 1,00 руб. 10% 0,10 руб. 1,10 руб.

Оптовый поставщик:

Оптовая надбавка (в %) Оптовая надбавка (в руб.) Оптовая надбавка без НДС НДС % НДС (в руб.) Оптовая цена с НДС
25% 0,25 руб. 1,25 руб. 10% 0,13 руб. 1,38 руб.

Аптечная организация

Розничная надбавка ( в %) Розничная надбавка (в руб.) Розничная цена
40% 0,40 руб. 1,78 руб.

Ценообразование на ЛС экстемпорального изготовления:

Схема формирования розничной цены на лекарственные средства, изготовленные в аптеке:

1) стоимость исходных ингредиентов, посуды, упаковки;

2) тарифы на изготовление, фасовку, отпуск. Тарифы на изготовление лекарственных форм остаются свободными и определяются руководителем аптечных организаций исходя из реальных затрат и рентабельности аптечной организации;

3) сумма постоянных и дополнительных затрат на единицу продукции.

Пример:

Раствор NaCl 10% — 100 мл NaCl: 1000,0 — 10,00 руб. H2O: 100,0 руб. — 1000,0 мл

H2O – 100 мл — 10.00 руб. 10,0 — Х Х — 100

Х = 0,10 руб. Х = 10,00 руб.

1флакон – 10,00 руб.

1пробка -1,00 руб.

1этикетка -1,00 руб.

1 металлический колпачок — 1,00 руб.

Тариф — 100,00 руб.

Всего — 1231,00 руб.

Если для изготовления лекарственных экстемпоральных форм использовать наркотические средства, психотропные вещества, препараты, подлежащие предметно-количественному учету, то при взвешивании таких препаратов взимается дополнительная плата за работу, данный тариф указывается в перечне тарифов аптеки.

Налог на добавочную стоимость на лекарственные средства (субстанции) учитывается только на заводе-изготовителе и у оптового поставщика в размере 10%.

Ценообразование ЛС, отпускаемых бесплатно по рецепту врача в виде набора социальных услуг, осуществляется путем государственной регистрации отпускной цены производителя Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с приказом Росздравнадзора №824 предельный размер торговых надбавок к зарегистрированным ценам на ЛС, которыми обеспечиваются категории граждан, имеющие право на бесплатные медикаменты составляет для Челябинской области 28%.


В настоящее время существует свободное ценообразование на ЛС, не входящие в Перечень ЖНВЛС, ИМН, медицинскую технику, парафармации.

Перечень ЖВНЛС

В настоящее время на уровне РФ в целом предпринята следующая мера государственного регулирования процес­са установления цен на лекарственные средства и товары аптечного ассортимента — разработан Перечень жизненно необходимых и важ­нейших лекарственных средств (ЖНВЛС), утвержденный Распоряжением Правительства РФ. Перечень ЖНВЛС – это ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в т. ч. преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.

Формирование розничных цен на готовые лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента

Формирование розничных цен на готовые лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента, не включенные в перечень ЖНВЛС, используется свободное ценообразование. Розничные цены (розничные торговые надбавки) устанавливаются руководителем аптечной организации в соответствии со спросом.

Оформление первичных документов по ценообразованию

При поступлении товаров аптечного ассортимента в аптечную организацию руководителем заполняется установленной формы протокол согласования розничных цен, где просматриваются все торговые надбавки от производителя до аптеки.

Руководитель аптеки несет уголовную и административную ответственность за ценообразование лекарственных средств реализуемых через аптечную организацию.


ТЕМА 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА

Лекция №4. Механизм образования цен на товары аптеч­ного ассортимента. Формирование свободных розничных цен, документальное оформление. Ценники

Оптовые и розничные цены на изделия медицинского назначения, парафармацевтические товары остаются свободными и формируются с учетом факторов спроса (товар, потребитель) и предложения (поставщики, товары, затраты, конкурирующие субъекты и объекты).

Наценки в нижнем и среднем сегментах, полученные в результате расчетов на ЛС, обычно можно использовать и для значительной части ассортимента парафармацевтических товаров. Эти товары воспринимаются посетителями как типичный «аптечный» ассортимент, и механизмы ценового восприятия по отношению к ним мало отличаются от ценового восприятия лекарственных средств.

Однако определенная специфика характерна для сопутствующих товаров, которые, как правило, не являются целью посещения аптеки: их покупают «попутно», в режиме импульсивного спроса, без анализа цены. К числу таковых относятся:

— лечебная парфюмерно-косметическая продукция;

— предметы и средства личной гигиены (дезодоранты, средства по уходу за полостью рта, кожей и волосами, предметы для душа, ванны, бани, средства женской гигиены, гигиенические салфетки);

— продукты лечебного, детского и диетического питания.

Часто в нижнем и среднем ценовых сегментах эффективно повышение наценки «сопутствующих» аптечных товаров на 5-10% выше уровня цены на лекарственные средства. Вместе с тем, в ряде случаев аптечная организация сталкивается с сильной «неаптечной» конкуренцией по парафармацевтическим товарам со стороны близлежащих магазинов, оптовых рынков. В этой ситуации может быть целесообразна, напротив, пониженная наценка по сравнению с лекарственными средствами, обеспечивающая конкурентноспособность цены с «неаптечной» розницей.

Наценки, полученные в результате расчетов средней цены конкурентов по дорогим лекарственным средствам, обычно можно использовать и для части ассортимента дорогостоящей парафармацевтической продукции, близкой по ее ценовому восприятию к медикаментам.

Однако основная часть дорогой парафармации относится к товарам не «первой необходимости», а «качества жизни». Ценовая чувствительность в данном товарном сегменте обычно заметно ниже, чем для большинства лекарственных средств. Кроме того, в этом сегменте заметно отличается ценовая конкуренция: многие аптеки устанавливают на парафармацевтические товары существенно более высокие наценки, чем на лекарственные средства.

С учетом этого обычно целесообразно:

— в качестве исходной точки в сегменте дорогой парафармации использовать среднюю наценку по лекарственным средствам в среднем сегменте;

— экспериментировать с этой наценкой по критерию максимизации прибыли в данной ассортиментной группе.

Как и для лекарственных средств, по нескольким десяткам позиций «супердорогой» парафармацевтической продукции цену целесообразно устанавливать индивидуально, на основе регулярного мониторинга текущей ценовой ситуации у нескольких основных конкурентов.

Ценники

Информация на ценник:

— наименование аптеки;

— ОПФ;

— наименование, дозировка, количества доз в упаковке;

— страна производитель;

— срок годности (при наличии).

Информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара.

ТЕМА 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА

Лекция. Ценообразование на лекарственные препараты в аптечной организации.

ЦЕНА ЖНВЛП: РАЗЪЯСНЯЕТ РОСЗДРАВНАДЗОР

Общие положения, касающиеся реализации ЖНВЛП

Пределы, формы и порядок государственного регулирования цен на лекарственные средства изначально определены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865

Вопрос: Каков порядок формирования цен на ЖНВЛП организациями, являющимися плательщиками НДС и уплачивающими ЕНВД (единый налог на вмененный доход) или применяющими УСНО (упрощенная система налогообложения)?

Организации оптовой и розничной торговли, являющиеся плательщиками НДС, формируют отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя фактическую цену приобретения товара без НДС и оптовую или розничную надбавку не выше установленной в субъекте РФ, на территорию которого осуществляется поставка товара. Оптовая и розничная надбавки исчисляются от фактической отпускной цены производителя без учета НДС. НДС начисляется на общую стоимость товара.

Если организации оптовой или розничной торговли применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивают единый налог на вмененный доход, то есть не являются плательщиками НДС, то на основании ч. 2 ст. 170 НК РФ они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку, которая исчисляется от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Ниже приведем примеры из Письма Росздравнадзора N 01И-52/10.

Пример 1. Цена производителя без НДС — 100 руб. Рассчитаем оптовую и розничную надбавку к цене производителя, если оптовая составляет 20%, розничная — 40%.

Оптовая надбавка (к цене производителя без НДС) — 100 руб. x 20% = 20 руб.

Отпускная цена оптовой организации без НДС — 100 руб. + 20 руб. = 120 руб.

Розничная надбавка (к цене производителя без НДС) — 100 руб. x 40% = 40 руб.

Розничная цена аптечной организации без НДС — 120 руб. + 40 руб. = 160 руб.

Розничная цена аптечной организации с НДС — 160 руб. x 110% = 176 руб.

Рассмотрим следующий пример.

Пример 2. Цена производителя с НДС составляет 110 руб. Рассчитаем оптовую и розничную надбавку, если они составляют 20 и 40% соответственно.

Отпускная цена оптовой организации с НДС — 110 руб. x 1,2 = 132 руб.

Розничная надбавка аптеки к цене производителя с НДС — 110 руб. x 40% = 44 руб.

Розничная цена аптеки без НДС — 132 руб. + 44 руб. = 176 руб.

В обоих случаях, несмотря на то, что оптовая и розничная надбавки применяются к разным базам (цене производителя с НДС и цене производителя без НДС), для конечного потребителя розничная цена будет одинаковая — 176 руб.

Вопрос: Каков порядок округления цен на лекарственные средства, если в результате применения розничной надбавки получается розничная цена с дробной частью копейки?

Если при формировании отпускных цен на ЖНВЛС организациями оптовой торговли лекарственными средствами или розничных цен аптечными учреждениями с применением предельной оптовой и (или) предельной розничных надбавок образуются дробные части копеек, то полученная сумма округляется до целой копейки. Если дробная часть копейки менее 0,5 коп., то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна 0,5 коп. и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Вопрос: Можно ли включать в форму протокола согласования цен дополнительные графы и сведения, не исключая из него имеющиеся данные?

Да, можно. Форма протокола согласования цен, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 654, является типовой. При необходимости оптовая организация с учетом особенности реализации лекарственных средств в аптечную сеть может предусмотреть в данном протоколе дополнительные графы. При этом наличие данных, указанных в типовой форме протокола, является обязательным.

Вопрос: Допускается ли реализация ЖНВЛП по ценам ниже закупочных? Как в этом случае следует заполнять протокол согласования цен и формировать розничную цену на препараты?

Реализация препаратов по ценам ниже уровня их приобретения у производителей не является нарушением установленного порядка ценообразования, если фактическая цена приобретения не превышает зарегистрированную предельную отпускную цену производителя лекарственного средства.

В связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на лекарственные средства, приближением даты истечения сроков годности лекарственных средств, маркетинговой политикой, реализацией новых лекарственных средств в целях ознакомления с ними потребителей, другими причинами, оказывающими влияние на рынок лекарственных средств, допускается их реализация организациями оптовой торговли по цене ниже фактической отпускной цены производителя. Соответствующая норма предусмотрена п. 3 ст. 40 НК РФ.

При реализации организацией оптовой торговли препаратов по ценам ниже уровня их приобретения у производителей в протоколе согласования цены поставки лекарственного средства в графах 9 и 10 необходимо ставить прочерк.

Аптечное учреждение, закупив у оптовой организации лекарственное средство по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены, формирует розничную цену путем суммирования цены закупки препарата у оптовой организации и розничной надбавки не выше установленной в субъекте Российской Федерации, исчисленной от фактической отпускной цены производителя.

Пример 3. Зарегистрированная цена производителя без НДС составляет 120 руб. Фактическая цена реализации производителя без НДС составляет 100 руб., отпускная цена оптовой организации — 90 руб. Розничная надбавка (40% от цены производителя без НДС) составляет 40 руб. (100 руб. x 40%). Рассчитаем розничную цену аптечной организации.

Розничная цена аптечной организации без НДС составит 130 руб. (90 + 40).

Розничная цена аптечной организации с НДС — 143 руб. (130 руб. x 110%).

Вопрос: Как должна формировать розничную цену аптека, если она получила ЖНВЛП от оптовой организации?

Формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и (или) аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую (или) предельную розничную надбавки, установленные в субъекте РФ.

Формирование аптечным учреждением розничных цен на ЖНВЛП, полученные от организации оптовой торговли лекарственными средствами, должно осуществляться путем суммирования цены их приобретения у оптовой организации и розничной надбавки не выше установленной в субъекте РФ к фактической отпускной цене производителя лекарственного средства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2010 г. N 40

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ОПТОВЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫХ

РАЗМЕРОВ РОЗНИЧНЫХ НАДБАВОК К ФАКТИЧЕСКИМ ОТПУСКНЫМ ЦЕНАМ,

УСТАНОВЛЕННЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ,

НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО

НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ,

НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области

от 21.04.2010 N 144, от 13.07.2011 N 327)

В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», от 08.08.2009 N 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», от 29.10.2010 N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» Правительство Самарской области постановляет:

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 327)

  1. Установить в отношении организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на территории Самарской области, предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, согласно приложению к настоящему Постановлению.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 327)

  1. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Хасаева).
  2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
  3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 марта 2010 года.

Приложение

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 17 февраля 2010 г. N 40

ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ОПТОВЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ РОЗНИЧНЫХ

НАДБАВОК К ФАКТИЧЕСКИМ ОТПУСКНЫМ ЦЕНАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ

ПРЕПАРАТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ

И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области

от 21.04.2010 N 144, от 13.07.2011 N 327)

┌───┬─────────────────────────────────┬────────────────────────┬──────────┐

│ N │ Виды надбавок │ Ценовые группы │Предельные│

│п/п│ │ │ размеры │

│ │ │ │надбавок, │

│ │ │ │ % │

│(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011│

│N 327) │

├───┼─────────────────────────────────┴────────────────────────┴──────────┤

│ 1 │ Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно │

│ │ необходимых и важнейших лекарственных препаратов, │

│ │ за исключением лекарственных препаратов, указанных │

│ │ в пункте 3 настоящего приложения │

│ (название в ред. Постановления Правительства │

│ Самарской области от 21.04.2010 N 144; │

│ в ред. Постановления Правительства Самарской области │

│ от 13.07.2011 N 327) │

├───┼─────────────────────────────────┬────────────────────────┬──────────┤

│ │Оптовые надбавки к фактическим │ до 50 рублей │ 23 │

│ │отпускным ценам производителей │ включительно │ │

│(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011│

│N 327) │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 50 рублей │ 17 │

│ │ │ до 500 рублей │ │

│ │ │ включительно │ │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 500 рублей │ 12 │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │Розничные надбавки к фактическим │ до 50 рублей │ 37 │

│ │отпускным ценам производителей │ включительно │ │

│(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011│

│N 327) │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 50 рублей до 500 │ 32 │

│ │ │ рублей включительно │ │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 500 рублей │ 27 │

├───┼─────────────────────────────────┴────────────────────────┴──────────┤

│ 2 │ Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно │

│ │ необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением │

│ │ наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых │

│ │ лекарственных препаратов, реализуемые на территории сельских │

│ │ населенных пунктов, не являющихся административными центрами │

│ │ муниципальных районов │

│ │ │

│ Утратил силу. — Постановление Правительства │

│ Самарской области от 21.04.2010 N 144. │

│ (в ред. Постановления Правительства Самарской области │

│ от 13.07.2011 N 327) │

├───┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 3 │ Наркотические, психотропные, сильнодействующие и ядовитые │

│ │ лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно │

│ │ необходимых и важнейших лекарственных препаратов │

│(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011│

│N 327) │

├───┼─────────────────────────────────┬────────────────────────┬──────────┤

│ │Оптовые надбавки к фактическим │ до 50 рублей │ 40 │

│ │отпускным ценам производителей │ включительно │ │

│(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011│

│N 327) │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 50 рублей до 500 │ 40 │

│ │ │ рублей включительно │ │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 500 рублей │ 40 │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │Розничные надбавки к фактическим │ до 50 рублей │ 75 │

│ │отпускным ценам производителей │ включительно │ │

│(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011│

│N 327) │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 50 рублей до 500 │ 75 │

│ │ │ рублей включительно │ │

├───┼─────────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────┤

│ │ │ свыше 500 рублей │ 75 │

└───┴─────────────────────────────────┴────────────────────────┴──────────┘

Примечание. Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене, установленной производителем лекарственного препарата, на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых всеми организациями оптовой торговли, осуществляющими реализацию этого лекарственного препарата на территории Самарской области, не должна превышать предельного размера оптовой надбавки, установленного настоящим Постановлением.

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене, установленной производителем лекарственного препарата, на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и ее обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. осуществляющими реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на территории области не должен превышать предельного размера розничной надбавки, установленного настоящим Постановлением.

Задачи по ценообразованию с пояснениями

Задача 1:

Рассчитайте оптовую и розничную цены на товар, включенный в список ЖНВЛП, если цена производителя без НДС — 100 руб. Оптовая и розничная надбавки к цене производителя равны: оптовая — 20%, розничная — 40%. При расчете следует учесть, что данная организация является плательщиком НДС.

Эталон ответа:

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Росздравнадзора N 01И-52/10 порядок формирования цен на ЖНВЛП организациями, являющимися плательщиками НДС заключается в следующем:

  • Организации оптовой и розничной торговли, являющиеся плательщиками НДС, формируют отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя фактическую цену приобретения товара без НДС и оптовую (или розничную) надбавку не выше установленной в субъекте РФ, на территорию которого осуществляется поставка товара.
  • Оптовая и розничная надбавки исчисляются от фактической отпускной цены производителя без учета НДС. НДС начисляется на общую стоимость товара.

Цена производителя без НДС — 100 руб. Рассчитаем оптовую и розничную надбавку к цене производителя, если оптовая составляет 20%, розничная — 40%.

  • Оптовая надбавка (к цене производителя без НДС):

100 руб. x 20% = 20 руб.

  • Отпускная цена оптовой организации без учета НДС:

100 руб. + 20 руб. = 120 руб.

  • Розничная надбавка (к цене производителя без НДС):

100 руб. x 40% = 40 руб.

  • Розничная цена аптечной организации без учета НДС:

120 руб. + 40 руб. = 160 руб.

  • Розничная цена аптечной организации с учетом НДС:

160 руб. x 110% = 176 руб.

Задача 2:

Рассчитайте оптовую и розничную цены на товар, включенный в список ЖНВЛС, если цена производителя с НДС составляет 110 руб. Оптовая и розничная надбавки к цене производителя равны: оптовая — 20%, розничная — 40%. При расчете следует учесть, что данная организация не является плательщиком НДС (применяет упрощенную систему налогообложения или уплачивает единый налог на вмененный доход).

Эталон ответа:

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Росздравнадзора N 01И-52/10 порядок формирования цен на ЖНВЛС организациями, не являющимися плательщиками НДС заключается в следующем:

  • Если организации оптовой или розничной торговли применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивают единый налог на вмененный доход, то есть не являются плательщиками НДС, то на основании ч. 2 ст. 170 НК РФ они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку, которая исчисляется от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Цена производителя с НДС составляет 110 руб. Рассчитаем оптовую и розничную надбавку, если они составляют 20 и 40% соответственно.

  • Отпускная цена оптовой организации с учетом НДС:

110 руб. x 20% / 100% = 22 руб.

110 + 22 = 132 руб.

  • Розничная надбавка аптеки к цене производителя с учетом НДС:

110 руб. x 40% = 44 руб.

  • Розничная цена аптеки:

132 руб. + 44 руб. = 176 руб.

Задача 3:

Формирования цен на товары, не являющихся ЖНВЛП

Показатели

Значение показателя

1. Материальные затраты предпр. – изготовителя (руб.)

2. Прибыль пред. – изготовителя (в % к материальным затратам)

3. Наценка снабженческо – сбытовой организации (%)

4. Наценка ОПП (%) –наценка оптового поставщика(посредника)

5. Наценка аптеки (%)

6. Ставка НДС

  1. Материальные затраты предпр. – изготовителя (руб.)х Прибыль пред. –

изготовителя (в % к материальным затратам) 25*0,26=6,5

25+6,5=31,5 (Цена изготовителя)

  1. Цена с наценкой снабженческо – сбытовой организации: 31,5*0,25=7,88

31,5+7,88=39,38

  1. Цена с наценкой ОПП: 39,38*0,3=11,82

11,82+39,38=51,2

  1. Цена с наценкой аптеки: 51,2*0,50=25,6

51,2+25,6=76,8 Цена с НДС:76,8*1,1=84,48

Цена лекарственного средства в аптеке

Наряду со спросом и предложением цена является одной из важнейших экономических категорий. Несмотря на возрастающую роль неценовых факторов, она остается основным элементом, влияющим на решение потребителя о покупке данного товара, а для аптеки — источником, приносящим доход. В зависимости от государственного воздействия цены различают на регулируемые и свободные. О том, как рассчитать розничную (отпускную) цену аптеке и определить НДС на ЛС, мы рассмотрим в данной статье.

Лекарственные средства — это особый вид товара, от которого зависит здоровье всего населения Российской Федерации. Государственные расходы на лекарственное обеспечение стационарных больных и декретированных групп населения ежегодно увеличиваются. Это связано с:

  • ростом заболеваемости;
  • внедрением новых технологий;
  • ростом числа врачей;
  • увеличением доли людей пожилого возраста;
  • повышением требований пациентов к системе здравоохранения.

Поэтому задача любого правительства в области ценообразования на лекарственные препараты заключается в осуществлении контроля над государственными расходами на лекарственные препараты, с одной стороны, и предоставлении гарантий приобретения необходимых лекарств по доступным ценам — с другой.

Регулируемая цена на лекарственные препараты

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» государство осуществляет регулирование цен на лекарственные средства. На все препараты, которые указаны в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарств <1>, цена регулируется государством, при этом государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен.

<1> Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2007 N 376-р.

Для того чтобы зарегистрировать предельную отпускную цену, производитель или его уполномоченный должен представить в Минздрав пакет документов. Их список определен п. 5 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 (далее — Положение о государственном регулировании цен). Отечественный производитель лекарственных препаратов подает в Минздрав:

  • копию лицензии на производство лекарства;
  • копию регистрационного удостоверения на лекарство;
  • данные о коде лекарства, его количестве в упаковке и его штрих-коде;
  • проект протокола согласования и регистрации предельной отпускной цены производителя;
  • справку о расчете предельной отпускной цены за упаковку. Согласно п. 11 Положения о государственном регулировании цен предельная отпускная цена на российское лекарство должна быть выражена только в рублях. Что касается иностранных препаратов, то их предельная отпускная цена указывается как в иностранной валюте, так и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату ее регистрации.

Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.

Регулируемая торговая надбавка

Торговая надбавка на ЛС также является регулируемым элементом, входящим в состав цены. Актами органов исполнительной власти субъектов РФ на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки:

  • к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств. При этом под фактической отпускной ценой российского производителя понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (в накладных и тому подобное), а иностранного производителя — контрактная цена на лекарственное средство, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену, в рублях по курсу ЦБ РФ на дату оформления грузовой таможенной декларации;
  • к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей.

Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства на территории субъекта РФ, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную органом исполнительной власти этого субъекта РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами.

Федеральная служба по тарифам РФ в Приказе от 23.12.2005 N 804-а утвердила форму для представления данных о размере установленных в субъектах РФ предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС), в которой представлен размер предельных надбавок в развернутом виде по всем направлениям при реализации:

  • населению;
  • в лечебно-профилактические учреждения;
  • льготным категориям граждан по региональной программе и др.

Приведем примеры таких нормативных актов в сфере регулирования розничных и оптовых наценок по средней полосе России.

Постановление Правительства г. Москвы N 836-ПП <2>
Оптовая
надбавка
Примечание Розничная
надбавка
Примечание
15% На ЖНВЛС к фактической
отпускной цене:
— отечественного
производителя
35% На ЖНВЛС:
— к фактической отпускной
цене производителя (без
участия оптовиков)
20% — иностранного производителя
(с учетом таможенных пошлин
и сборов)
25% — к отпускной цене
оптовика
Предельные торговые надбавки установлены без учета НДС.
15% — на ЛС при поставке их ЛПУ г. Москвы к отпускной цене производителя.
На ЛС, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющие право
на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг к
отпускной цене производителя:
— 20% — для юридических лиц, имеющих лицензию на фармацевтическую
деятельность с правом осуществления оптовой и розничной торговли и
содержащих на своем балансе аптечные пункты, не являющиеся юридическими
лицами;
— 20% — для организаций оптовой торговли и аптечных учреждений,
осуществляющих отпуск готовых наркотических средств, психотропных веществ
и др. (в том числе предельная оптовая надбавка — 10%, предельная
розничная надбавка — 10%)
Постановление Правительства Московской области от 29.12.2001 N 457/49
Оптовая
надбавка
Примечание Розничная
надбавка
Примечание
15% На ЖНВЛС, реализуемые
аптекам учреждений
здравоохранения (кроме
наркотических ЛС и
психотропных веществ), в том
числе предприятиями оптовой
торговли, юридическими
лицами, ввозящими ЛС на
территорию РФ
10% На ЛС для лечения
социально значимых
заболеваний (сахарный
диабет, туберкулез, СПИД,
злокачественные
новообразования,
муковисцидоз,
гипофизарный нанизм,
гемофилия, психические
заболевания)
20% На ЛС:
— отпускаемые по рецептам
врача бесплатно или со
скидкой 50%;
— отпускаемые учреждениям
здравоохранения
30% На наркотические ЛС и
психотропные вещества
30% На наркотические ЛС,
психотропные,
сильнодействующие и
ядовитые вещества, в том
числе отпускаемые по
рецепту врача бесплатно
или со скидкой 50%
25% На остальные ЛС:
— для оптовиков
35% На ЛС, поступающие в
аптечные учреждения
непосредственно от
производителей ЛС
30% — для импортеров 30% На остальные ЛС
Цены на ЛС, изготавливаемые в
аптеке, формируются исходя из
стоимости ингредиентов по розничным
ценам, тары, вспомогательного
материала, аптечной посуды и затрат
на изготовление
Постановление Правительства Нижегородской области от 09.06.2006 N 193
Оптовая
надбавка
Примечание Розничная
надбавка
Примечание
15% На ЛС и ИМН:
— к фактической отпускной
цене производителя
30% На ЛС и ИМН:
— к фактической отпускной
цене производителя
15% На ЛС и ИМН к фактической
отпускной цене
производителя или
отпускной цене оптовика:
— при отпуске в ЛПУ;
— при бесплатном отпуске
населению за счет средств
областного бюджета
Организации, закупающие импортные ЛС и ИМН за счет собственных валютных
средств, вправе формировать оптовую цену самостоятельно в установленном
законодательством порядке. В этом случае размер оптовой надбавки будет
равен нулю
Постановление Правительства Кировской области от 14.05.2002 N 16/169
Оптовая
надбавка
Примечание Розничная
надбавка
Примечание
15% На ЖНВЛС (без НДС):
— к фактической отпускной
цене производителя при
прямых закупках;
— к отпускной цене оптовика,
закупающего за счет
собственных средств
непосредственно у
производителя
50% На ЖНВЛС (без НДС):
— к фактической отпускной
производителя при прямых
закупках
30% — к фактической отпускной
цене производителя при
прямых закупках, при
реализации в ЛПУ,
организации,
финансируемые из бюджетов
различных уровней, и
населению по бесплатным и
льготным рецептам
35% — к отпускной цене
оптовика, закупающего ЛС
и ИМН за счет собственных
средств непосредственно у
производителя
20% — к отпускной цене
оптовика, закупающего ЛС
и ИМН за счет собственных
средств у производителя,
при реализации в ЛПУ,
организации,
финансируемые из бюджетов
различных уровней, и
населению по бесплатным и
льготным рецептам
45% — предельная торговая надбавка (без НДС) (включая оптовую надбавку до
20%) к фактической отпускной цене производителя ЛС при реализации в
бюджетные ЛПУ, организации, финансируемые из бюджетов различных уровней
на наркотические средства и психотропные вещества, медицинские газы и
иммунобиологические препараты, требующие при транспортировке, хранении и
передаче в ЛПУ обеспечения требований «холодовой цепи»
Постановление Администрации Ивановской области от 26.02.2003 N 12-па
Оптовая
надбавка
Примечание Розничная
надбавка
Примечание
17% На ЛС и ИМН:
— к фактической отпускной
цене отечественного
производителя
25% На ЛС и ИМН:
— к отпускной цене
оптовика
45% — к фактической отпускной
цене отечественного
производителя при прямых
поставках
25% На наркотические средства и
психотропные вещества:
— к фактической отпускной
цене отечественного
производителя
35% На наркотические средства
и психотропные вещества:
— к отпускной цене
оптовика
15% На ЛС и ИМН при реализации в
ЛПУ и организациям,
финансируемым из бюджетов
различных уровней, к
фактической отпускной цене
отечественного
производителя:
20% На ЛС и ИМН при
реализации в ЛПУ и
организациям,
финансируемым из бюджетов
различных уровней:
— к отпускным ценам
оптовика
60% — в том числе на кислород 35% — к фактическим отпускным
ценам отечественного
производителя при прямых
поставках
25% — в том числе на углекислоту
и закись азота
Ограничения предельных оптовых и розничных надбавок распространяются на
ЛС и ИМН иностранного производителя. В этом случае надбавки применяются к
контрактной цене иностранного производителя ЛС при их прямых закупках

<2> Постановление Правительства г. Москвы от 16.09.2008 N 836-ПП «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства».

Ценообразование на готовые препараты

Общая схема формирования розничной цены на ГЛС выглядит следующим образом.

Отпускная цена + Оптовая + Розничная = Розничная цена
производителя торговая надбавка торговая надбавка

Оптовый посредник получает лекарственные средства и изделия медицинского назначения от производителя по отпускной цене. Оптовая цена посредника складывается из отпускной цены и оптовой торговой надбавки к этой цене. Розничная цена зависит от оптовой цены посредника и торговой надбавки розничного звена к отпускной цене производителя.

Как уже было сказано выше, в каждом регионе установлены свои предельные надбавки (без НДС), применяемые при формировании цен на лекарства.

Для того чтобы рассчитать цену реализации ГЛС, производитель или оптовый посредник, их поставляющий, обязан передать аптечному учреждению накладные и протокол согласования цен, который необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства. В протоколе указываются:

  • отпускная цена производителя;
  • цена государственной регистрации.

На основании этих цен аптечное учреждение определяет отпускную стоимость лекарственного средства.

Пример 1. Аптечное учреждение, находящееся на территории г. Москвы, приобрело следующие лекарственные средства, предназначенные для отпуска по бесплатным рецептам (цены условные):

  • диклофенак по цене 45 руб. за одну упаковку;
  • парацетамол по цене 15 руб. за одну упаковку.

Диклофенак и парацетамол входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Вместе с накладными аптеке были переданы протоколы согласования цен на лекарственные средства. Законодательно установлен предельный размер розничной торговой надбавки — 10%.

Отпускные цены одной упаковки диклофенака и парацетамола следует рассчитать следующим образом:

  • диклофенак — 49,50 руб. (45 руб. + 45 руб. x 10%);
  • парацетамол — 16,50 руб. (15 руб. + 15 руб. x 10%).

Таким образом, цена, по которой аптека может отпускать одну упаковку диклофенака, равна 49,50 руб., а цена одной упаковки парацетамола — 16,50 руб.

Ценообразование на лекарства, изготовленные в аптеке

На основании п. 2.5 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80, аптеки могут осуществлять изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией.

Структуру розничной цены на экстемпоральные лекарственные формы и внутриаптечную заготовку можно представить следующим образом.

Стоимость Тарифы на Сумма постоянных Розничная цена
исходных изготовление, и дополнительных экстемпоральной
ингредиентов + фасовку и + затрат на единицу = лекарственной формы
и посуды отпуск продукции и внутриаптечной
(упаковки) заготовки

В ценообразовании лекарственных средств, изготовленных в аптеке, существует одна особенность — их необходимо производить в соответствии с промышленным регламентом, который разрабатывается на основе фармакопейных статей. Фармакопейная статья, по сути, является государственным стандартом качества лекарственного средства. В ней приведен перечень нормируемых показателей или методов испытания для конкретной лекарственной формы, описаны физические, физико-химические, химические, биохимические, биологические и микробиологические методы анализа лекарства, изложены требования к используемым реактивам, титрованным растворам, индикаторам.

Бухгалтеру нужно знать промышленный регламент, потому что в нем представлен материальный баланс, содержащий:

  • данные о количестве и составе ингредиентов, которые необходимы для производства лекарства;
  • сведения о количестве и составе тары и упаковки;
  • сведения о технологических потерях, возникающих при изготовлении лекарства.

Данные материального баланса используются при формировании себестоимости лекарства и формировании розничной цены.

Пример 2. В аптеку поступил рецепт на изготовление микстуры. Произведем расчет розничной цены в соответствии со стоимостью входящих ингредиентов.

  1. Экстракт белладонны 0,1 г — 12 коп.
  2. Калий бромид 3 г — 3 руб. 24 коп.
  3. Вода мятная 10 мл — 4 коп.
  4. Настойка пустырника 10 мл — 1 руб. 54 коп.
  5. Вода очищенная 100 мл — 48 коп.

Также в стоимость лекарственной формы входит стоимость аптечной посуды — 6 руб.

Общая стоимость лекарственной формы — 11 руб. 42 коп. Тариф за изготовление лекарственной формы — 20 руб. Розничная цена лекарственной формы составит 31 руб. 42 коп.

Ставка НДС на лекарственные средства

Налог на добавленную стоимость входит в отпускную стоимость ЛС, если аптечное учреждение находится на традиционной системе налогообложения.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а именно лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделий медицинского назначения, обложение НДС производится по ставке 10%.

При этом коды видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, вступившим в силу с 01.10.2008, утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10% при их реализации (далее — Перечень лекарств).

До этого момента списки лекарств, облагаемых НДС по пониженной ставке, определялись согласно Письму Минфина России N 04-03-07 и Госналогслужбы России N ВЗ-4-03/31н от 10.04.1996.

Код по
Классификатору
ОК 005-93
Наименование
Лекарственные средства, в том числе внутриаптечного изготовления,
облагаемые НДС по ставке 10%
Из 93 1000 Препараты химико-фармацевтические с общей химической
структурой и полупродукты для производства
медикаментов (93 1200 — 93 1500, 93 1800)
Из 93 2000 Препараты химико-фармацевтические
фармакотерапевтического действия (93 2100 — 93 2400,
93 2511 — 93 2513, 93 2516 — 93 2518, 93 2520 —
93 2590, 93 2600 — 93 2800)
Из 93 3000 Препараты химико-фармацевтические
химиотерапевтического действия (93 3100 — 93 3200,
93 3310, 93 3332 — 93 3336, 93 3338 — 93 3339,
93 3400 — 93 3600, 93 3760 — 93 3770, 93 3800)
Из 93 4000 Антибиотики (без кормовых) (93 4200 — 93 4600,
93 4800)
93 5000 Витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты,
органопрепараты (эндокринные препараты)
Из 93 6000 Препараты фармацевтические из природного сырья
прочие (93 6100 — 93 6800, 93 6910 — 93 6980,
93 6991 — 93 6996, 93 6999)
93 7000 Сырье и продукты лекарственные растительные и
животные
Из 93 8000 Препараты биологические (93 8100, 93 8300, 93 8610 —
93 8620, 93 8710 — 93 8740, 93 8760 — 93 8770,
93 8790)
Изделия медицинского назначения, облагаемые НДС по ставке 10%
94 6100 Тара медицинская из стекла
94 6200 Ампулы стеклянные для лекарственных средств
94 6300 Трубки стеклянные (дрот медицинский)
94 6410 Предметы по уходу за больными
94 6456 Изделия разные из медицинского тарного обесцвеченного
стекла МТО
Из 94 6460 Изделия разные полимерные (94 6461, 94 6462, 94 6463,
94 6465)
94 6700 Тара и упаковка для лекарственных средств и
препаратов

Как правильно определить ставку НДС не определенное лекарственное средство, рассмотрим на примере.

Пример 3. Аптека реализует стрептоцид (код по ОКП — 93 1511). Как правильно применить перечень лекарств, рассмотрим ниже.

Стрептоцид относится к препаратам химико-фармацевтическим с общей химической структурой (код подкласса по ОКП — 93 1000). Из указанного подкласса под льготную ставку подпадают препараты, входящие в группы с кодами по ОКП 93 1200, 93 1300, 93 1400, 93 1500, 93 1800. Стрептоцид включен в группу «Сульфаниламидные производные» (код по ОКП — 93 1500). Поэтому при реализации этого препарата применяется ставка 10%.

Услуги, оказываемые аптеками по изготовлению лекарственных средств, не облагаются НДС (пп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ). По мнению налоговых органов, льгота предоставляется при выполнении двух условий (Письмо УМНС по г. Москве от 21.06.2004 N 24-14/4/41004):

  • заказчиком является юридическое лицо (например, больница);
  • лекарство изготавливается из сырья заказчика.

Если при изготовлении лекарств используется сырье, принадлежащее аптеке на праве собственности (например, приобретенное у поставщиков), то такая деятельность, по мнению налоговиков, должна квалифицироваться как производство продукции, а не как оказание услуг. Поэтому на стоимость реализованной продукции собственного производства аптеке следует начислить НДС.

Подтверждением права на освобождение являются следующие документы: лицензия на фармацевтическую деятельность (п. 6 ст. 149 НК РФ) и договор на оказание соответствующих услуг.

С.Р.Гулиева

Эксперт журнала

«Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *