Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Виды злоупотреблений хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Часть 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции содержит примерный перечень неправомерных действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, которые можно систематизировать как договорные, когда нарушение допускается в связи с заключением, исполнением или расторжением договора, и внедоговорные (односторонние), когда в основе нарушения лежат односторонние действия хозяйствующего субъекта.

Каждое правонарушение, квалифицируемое как злоупотребление доминирующим положением, обладает индивидуальными и характеризующими только его чертами.

Виды злоупотреблений доминирующим положением могут быть систематизированы в следующие группы:

  • 1) виды злоупотреблений доминирующим положением, связанные с нарушением договорной практики:
    • • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
  • 2) виды злоупотреблений доминирующим положением, связанные с применением цен:
    • • установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги (п. 7 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (п. 11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
  • 3) виды злоупотреблений доминирующим положением в сфере обращения товаров:
    • • изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара (п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • создание дискриминационных условий (п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
    • • создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);
  • 4) не указанные в Законе о защите конкуренции действия (бездействие), направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, попадающие под запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Допустимость действий (бездействия), имеющих признаки злоупотребления доминирующим положением

Часть 2 ст. 10 Закона о защите конкуренции позволяет признать допустимыми действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, указанные соответственно в п. 4, 8, 9 и 11 ч. 1 ст. 10 названного закона:

  • • экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • • создание дискриминационных условий;
  • • создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • • манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Признание действий допустимыми осуществляется на основе оценки представленных хозяйствующим субъектом доказательств и влечет освобождение последнего от ответственности.

Отдельным является вопрос о допустимости иных действий (бездействия), не указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, но оказывающихся под запретом на злоупотребление доминирующим положением. Эти действия (бездействие), являясь нарушением, не подпадают под перечень ч. 2 ст. 10 Закона о защите конкуренции, не разрешающего представление доказательств допустимости действий (бездействия), указанных в п. 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а потому могут быть признаны допустимыми.

Таким образом, указанные в п. 4, 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции действия, а также иные не указанные в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции действия в силу ч. 2 ст. 10 Закона о защите конкуренции могут быть признаны допустимыми при их соответствии требованиям ч. 1 ст. 13 указанного закона, а именно, если такими действиями (бездействием):

  • 1) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
  • 2) не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия);
  • 3) их результатом является или может являться:
    • а) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
    • б) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Доказательства допустимости действий (бездействия) представляются хозяйствующим субъектом, подозреваемым в злоупотреблении доминирующим положением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *