Реестр туристических агентств

За примером далеко ходить не нужно

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него финансового обеспечения. То есть все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное Законом об основах туристской деятельности в РФ. В реестр вносятся основные сведения о таких туроператорах.

Реестр является федеральной государственной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе сведения в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведением реестра туроператоров занимается Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, уполномоченный орган власти может выдать свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр (ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности в РФ). Решение об исключении туроператора из реестра фактически лишает его права заниматься данной деятельностью в правовом поле.

Чем отличается Реестр для турагентств?

В отличие от реестра туроператоров созданный для их «младших братьев» Реестр не является обязательным. Это дело добровольное: каждый представитель турагентского бизнеса вправе зарегистрироваться в Реестре, получить регистрационный номер и свидетельство о регистрации. Сам по себе данный документ, в отличие от лицензии, не является разрешительным на осуществление деятельности. Потому и не установлена ответственность за то, что турагентство не имеет свидетельства о регистрации в Реестре. Между тем наличие свидетельства позволяет компании идентифицировать себя на национальном рынке, это своего рода визитная карточка для потребителей и партнеров, означающая, что они могут проверить сведения о турагентстве, обратившись к независимому источнику данных.

Заметим, что создание Общероссийского генерального реестра турагентств одобрено Министерством экономического развития и торговли, Федеральной антимонопольной службой, Торгово-промышленной палатой, Российским союзом туриндустрии и входящими в него региональными туристическими объединениями. Однако все эти «одобрения» не закреплены на уровне закона или иного правового акта, обязывающего записываться в Реестр. Доступ к нему свободный, им могут воспользоваться все участники рынка туристских услуг — и туроператоры, и туристы, и сами турагенты, чтобы уточнить информацию, например, о конкурентах. Процедура получения реестрового номера бесплатна. При этом турагентство в обязательном порядке представляет о себе в Реестр целый ряд данных, а также документальное подтверждение договорных отношений с действующими туроператорами. От турагентства не требуется ввода каких-либо закрытых данных о компании, составляющих коммерческую или иную тайну. Отправленная информация открыта для всех пользователей Реестра.

Что гарантирует Реестр?

Пока Общероссийский генеральный реестр туристических агентств содержит лишь информацию о его участниках, их сведения и контакты и не является абсолютным гарантом добросовестности представленных в нем фирм. Как утверждают создатели Реестра, ответственность за противоправные действия того или иного участника несет он сам. Те же турагентства, которые пока не попали в Реестр, не становятся от этого сразу ненадежными партнерами для туроператоров и туристов. Возможно, турагентство уже хорошо зарекомендовало себя на рынке. Выгодные договоры с туроператорами, большая клиентская база и многолетний опыт — лучшие показатели работы турфирмы, не требующие дополнительных доказательств ее надежности.

Со своей стороны добавим: если подходить прагматически, то отсутствие каких-либо серьезных требований к тем, кто попал в Реестр, говорит о том, что в него может попасть кто угодно, включая тех, кто не всегда ведет бизнес по правилам делового оборота, в соответствии с законодательством и условиями заключенных договоров. Возможно, со временем этот недостаток будет исправлен, но опять же, прежде чем вводить те или иные требования к турагентствам, нужно помнить, что любое правило легко будет нарушаться, если за него не установлена ответственность.

Какие же штрафы могут остановить некоммерческое партнерство? Наиболее серьезное наказание пока — это исключение из Реестра. Но ведь и членство в нем не обязательно, поэтому провинившийся мало что потеряет, кроме денежных средств, уплаченных за сертификат: этот документ после исключения из Реестра станет недействительным. Есть и еще один минус в потере членства в объединении турагентств. Как уверяют создатели Реестра, он выполняет не только учетную функцию, но и формирует имидж агентствам. Информационный ресурс такого масштаба может быть использован клиентами как для проверки информации об агентстве, так и в качестве поисковой системы. Чтобы это дало положительный результат, фирмам нужно своевременно обновлять в Реестре информацию о себе и своей деятельности.

Нужно ли свидетельство о регистрации (сертификат)?

Выдача свидетельства о регистрации в Реестре (сертификата) является платной процедурой. Пока стоимость оформления составляет 3000 руб., это не так уж много, но и немало для турагентств, только начинающих работать и не имеющих пока высоких доходов и клиентуры. Возникает вопрос: а можно обойтись без свидетельства, только лишь зарегистрировавшись на сайте <1> Общероссийского генерального реестра туристических агентств? Ведь он ведется в электронном виде.

<1> Сайт, где размещаются сведения о турагентствах, — http://reestr-ta.ru.

Свидетельство (сертификат) — это бумажный документ, подтверждающий включение турагентства в общероссийский перечень. К тому же, чтобы получить свидетельство (сертификат), нужно представить для проверки сведений о компании соответствующие подтверждающие документы. Поэтому если турагентство решило пройти полную процедуру регистрации в Реестре, ему нужно быть готовым и оплатить получение свидетельства о регистрации (сертификата). Повторим, данный документ не является обязательным, к тому же не предусмотрен действующим законодательством, следовательно, его правовая сила остается под вопросом.

Затраты, связанные с получением сертификата

Бухгалтерский учет. Затраты, связанные с получением свидетельства о регистрации в Реестре (сертификата), можно считать расходами по обычным видам деятельности турагентства (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Ведь они тем или иным образом связаны с доведением информации о себе и своей деятельности до клиентов. Прочие расходы таких функций не выполняют, а, как правило, возникают по отдельным операциям, не имеющим прямого отношения к осуществляемой организацией деятельности. Поэтому более обоснованно, когда затраты на оформление сертификата уменьшают получаемую прибыль от выполнения агентских функций по реализации туристских продуктов туроператоров.

Далее разберемся с моментом признания затрат. Если бы сертификат выдавался на определенный срок, то в течение его расходы обусловливали бы получение доходов и затраты на оплату срочного сертификата следовало бы равномерно списывать на финансовый результат турагентства. Напомним, согласно п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Сертификат подтверждает регистрацию в перечне турагентств и поэтому не обязательно, чтобы он выдавался на определенный срок. Если сертификат бессрочен, то период списания затрат определить проблематично, что говорит в пользу единовременного признания в расходах оплаты стоимости сертификата.

И все же независимо от срока действия сертификата признавать в бухгалтерском учете затраты на его получение нужно единовременно, поскольку это не актив, стоимость которого можно было бы списать в определенном порядке на финансовый результат. Откуда такой вывод? Из национальных и международных стандартов бухгалтерского учета. В силу п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» сведения об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности. Затраты на оформление сертификата (свидетельства о регистрации) в размере нескольких тысяч рублей не будут существенными, если их списать не сразу, а равномерно или в ином порядке.

Раз так, ничего придумывать не нужно, можно пойти простым путем и отнести затраты на оформление сертификата к текущим расходам турагентства.

Налогообложение. Для турагентств, уплачивающих единый налог на УСНО и выбравшим в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», достаточно проблематично учесть в уменьшение налоговой базы расходы по оплате необязательного свидетельства о регистрации (сертификата). Исчерпывающий перечень разрешенных расходов «упрощенца» приведен в ст. 346.16 НК РФ, из наиболее близких к рассматриваемым затратам выделим следующие:

  • на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (пп. 26 п. 1);
  • на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (пп. 30 п. 1);
  • вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Законом о саморегулируемых организациях <2> (пп. 32.1 п. 1).

<2> Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ.

Но, к сожалению, ни один из данных видов расходов не подходит к рассматриваемой ситуации. Почему? Подтверждение соответствия — это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Такое определение дано в ст. 2 Закона о техническом регулировании <3>. К турагентским услугам каких-либо определенных требований на уровне нормативного акта не установлено (общие положения гражданского законодательства об агентских договорах не в счет).

<3> Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Также не подойдут в данной ситуации затраты на оплату затрат, связанных с получением лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности. Свидетельство о регистрации (сертификат) — это не лицензия и не разрешение, турагентство может осуществлять деятельность и без названного документа. Что касается взносов в саморегулируемую организацию, расходы на получение сертификата по своей экономической сущности не относятся ни к вступительным, ни к членским, ни к целевым взносам. Да, оформление сертификата связано с «членством» в Общероссийском генеральном реестре туристических агентств. Но об этом всерьез можно будет говорить, когда некоммерческое партнерство перейдет в разряд саморегулируемых организаций и будет работать в рамках соответствующего закона.

На заметку. Помимо сертификата (свидетельства о регистрации) у турагентства могут возникнуть затраты на оплату консультационных, юридических и иных подобных услуг. Они могут быть учтены в целях «упрощенного» налогообложения на основании пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходами «упрощенца» признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), что справедливо и в части затрат на получение сертификата.

Что в итоге? На данный момент у турагентств, купивших сертификат (свидетельство о регистрации в Реестре), нет веских оснований признавать расходы в уменьшение облагаемых единым налогом доходов, учитывая тот факт, что это не обязательные с точки зрения действующего законодательства затраты. Проще тем, кто выбрал в качестве объекта «упрощенного» налогообложения только доходы. У них не болит голова о налоговых расходах, но им нужно отдавать себе отчет, что все лишние расходы сокращают получаемую компанией прибыль. Остается определить, является оплата сертификата лишним расходом или значимым.

Несколько слов о будущем

Создание Реестра — это первый шаг на пути к цивилизации и упорядочиванию данного рынка. Дальше больше: планируется в дополнение к Реестру собрать некий компенсационный фонд, средства которого будут предназначаться туристам, пострадавшим от нечистых на руку турагентств. Например, агентство открылось, собрало деньги перед сезоном отпусков или праздниками и скрылось. К туроператору претензии не предъявить, так как его вины нет, а ответственность перед туристом еще не наступила в связи с тем, что он не получил от турагентства средства за нереализованный туристский продукт. В страховую компанию тоже обращаться бесполезно, так как описанная ситуация не является страховым случаем, предусмотренным в договоре о страховании ответственности туроператора (а не агентства). В этом случае для туриста было бы идеально, если бы ему была без проволочек возвращена стоимость путевки из компенсационного фонда турагентств. Единственный нюанс: фонд будет наполняться за счет взносов самих турагентств, а они не заинтересованы в том, чтобы оплачивать чужие счета из-за тех, кто не вступил в альянс и не платит взносы. Получается, что за недобросовестные турфирмы отвечать никто не хочет, а надежные участники рынка и так, без помощи компенсационного фонда, справятся со своими обязательствами. Исключение, пожалуй, — случай, когда турагентство подведет туроператор, не выполнивший свое обязательство по предоставлению туристского продукта. Но здесь на защиту туриста встанет Закон об основах туристской деятельности в РФ, которым уже введены действующие механизмы по исправлению просчетов туроператоров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *