Инфраструктура электронного правительства

Что такое МЭДО и для чего она нужна?

Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО)1 — федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия систем электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного электронного документооборота.

Участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные государственные органы и государственные организации.

Под взаимодействием СЭД понимается обмен электронными сообщениями, содержащими:

  • документы – метаданные (реквизиты) документов и их файлы,

  • уведомления — информацию о ходе рассмотрения и исполнения документов получателями.

Цель создания и использования МЭДО — повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга хода рассмотрения и исполнения документов.

Организатором МЭДО является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). В этом качестве ФСО России реализует организационное и методическое обеспечение МЭДО; ведение адресных справочников МЭДО; создание и эксплуатацию технико-технологической инфраструктуры и обеспечивает информационную безопасность МЭДО.

Принцип и технические решения МЭДО

Основной принцип МЭДО — интеграция имеющихся СЭД участников МЭДО и транспортной системы (почтовой службы), обеспечивающей в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями.

В основу реализации МЭДО легли следующие принципы:

  • все участники МЭДО используют единый формат обмена электронными сообщениями, утвержденный ФСО России и Минкомсвязь России;

  • каждый участник МЭДО использует программно-технический комплекс (шлюз), обеспечивающий обмен электронными сообщениями между своей СЭД и МЭДО (реализующий временное хранение сообщений, выгрузку поступивших сообщений из транспортирной системы МЭДО и загрузку исходящих сообщений в транспортную систему МЭДО);

  • каждый участник МЭДО использует программный комплекс сопряжения (адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:

    • для поступающих по МЭДО сообщений — прием и преобразование из единого формата обмена во формат СЭД для дальнейшей обработки;

    • для исходящих по МЭДО сообщения – их формирование, преобразование из формата СЭД в единый формат обмена и подготовку к передаче по транспортной системе МЭДО.

>Архитектура МЭДО

Состояние дел и перспективы развития МЭДО

МЭДО эксплуатируется с 2009 года и развивается до сих пор. По состоянию на 18.06.2015 к МЭДО подключено 166 участников. Подключение органов власти и ведомств к МЭДО осуществляется в соответствии с планом-графиком сопряжения региональных систем электронного документооборота с системой МЭДО, который составляет и реализует ФСО России.

Переход к электронному документообороту между участниками МЭДО реализовывается поэтапно.

На начальном этапе использования МЭДО информационное взаимодействие между участниками заключалось в обмене электронными образами (сканами) документов (с дублированием на бумажном носителе и обменом бумажными документами по обычным каналам) и в обмене уведомлениями о регистрации или отказе в регистрации. По мере отработки технологии обмена по МЭДО менялись требования к реализации информационного взаимодействия: был расширен состав уведомлений (к ним добавлены уведомления о принятии к исполнению, о подготовке доклада, о направлении доклада, об изменении в ходе исполнения, об опубликовании); развивался единый формат обмена, включая в себя новые реквизиты документов.

В настоящее время МЭДО переходит на качественно новый уровень развития — осуществляется переход на обмен по МЭДО документами в электронном виде2.

Разработаны и утверждены следующие документы:

  • Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494), предполагающие отказ от направления бумажных документов и реализацию обмена документами в электронном виде с электронной подписью;

  • Перечень видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р);

  • Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде (утв. совместным приказом Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258).

Указанные документы определяют, что в процессе информационного взаимодействия участники МЭДО будут обмениваться документами в электронном виде с электронными подписями. Вид электронной подписи – усиленная квалифицированная электронная подпись.

Взаимодействие осуществляется следующим образом:

  • Документ в электронном виде готовится в СЭД отправителя;

  • Автор документа подписывает файл документа в формате PDF/A-1 электронной подписью (файл документа может быть подписан одним или несколькими должностными лицами);

  • Отправитель документа формирует графические элементы визуализации регистрационных данных отправляемого документа и его электронной подписи (одной или нескольких) и в виде графических файлов направляет в составе электронного сообщения по МЭДО вместе с координатами, определяющими местоположение этих графических элементов при отображении (визуализации) документа получателем;

  • Получатель документа проверяет полученный документ на соответствие Требованиям, в т.ч. проверяет электронную подпись (подписи), и либо отказывает в регистрации документа с указанием причины отказа, либо регистрирует документ в своей СЭД. Документ может быть отображен получателем с использованием графических элементов визуализации (либо полученных от отправителя документа, либо сформированных самостоятельно на основе полученных данных) и их координат.

Электронной подписью могут подписываться не только файлы документов, а также, при желании, файлы приложений к документам, при этом требований к формату файлов приложений и формированию отметок об их электронных подписях не предъявляется.

Информационное взаимодействие по МЭДО предусматривает возможность обмена документами и без электронной подписи (как это было ранее).

При этом обмен по МЭДО документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) должен сопровождаться обменом уведомлениями.

Все эти изменения требуют расширения возможностей программных комплексов сопряжения (адаптеров) СЭД всех участников взаимодействия.

Как стать участником МЭДО?

Взаимодействие используемой СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р ).

Чтобы стать участником МЭДО организации или ведомству необходимо:

  • Быть включенным в список участников МЭДО, получить адрес и идентификатор МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры3 для подключения используемой СЭД к МЭДО.

    Для этого нужно официально обратиться в ФСО России, которая является организатором МЭДО. .

  • Обеспечить сопряжение используемой СЭД с МЭДО в части реализации для СЭД единого формата обмена электронными сообщениями, используемого в МЭДО.

    Для этого нужно получить у ФСО России актуальную информацию по единому формату обмена и требованиям к реализации взаимодействия участников МЭДО, а затем обратиться к поставщику или разработчику используемой СЭД для выполнения им работ по реализации данного сопряжения (разработке адаптера), предоставив полученную у ФСО России информацию.

Участие ЭОС в реализации проекта МЭДО

Компания ЭОС, лидер рынка СЭД для федеральных органов государственной и исполнительной власти, принимает непосредственное участие в реализации проекта МЭДО.

Компания ЭОС выполняет работы по сопряжению с МЭДО своих систем – ДЕЛО, EOS for SharePoint, eDocLib.

Для осуществления нового сопряжения или обновления имеющегося сопряжения (в случае изменения требований к обмену сообщениями через МЭДО) ознакомьтесь с рекомендациями: «Как стать участником МЭДО».

В число участников МЭДО, использующих решения компании ЭОС, входят федеральные органы законодательной, судебной и исполнительной власти, региональные правительства, а также другие организации, в частности:

  • Совет Федерации РФ;
  • Государственная Дума РФ;
  • Счётная палата Российской Федерации;
  • Центральный Банк Российской Федерации;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  • Следственный комитет Российской Федерации;
  • Судебный департамент при Верховном суде РФ;
  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • Министерство юстиции Российской Федерации;
  • Министерство культуры Российской Федерации;
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
  • Государственная фельдъегерская служба РФ;
  • Аппарат Правительства Калининградской области;
  • Аппарат Правительства Липецкой области;
  • Аппарат Правительства Ростовской области;
  • Аппарат Правительства Ставропольского края;
  • Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия;
  • Администрация Тамбовской области;
  • Администрация Новгородской области;
  • Администрация Алтайского края;
  • Администрация Забайкальского края;
  • Администрация Рязанской области;
  • Администрация Ненецкого автономного округа.
  • Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
  • Федеральное агентство по туризму.

Количество ведомств — пользователей систем ЭОС, входящих в состав участников МЭДО, постоянно растёт.

Функционал, реализуемый в рамках сопряжения с МЭДО

Решения ЭОС по реализации сопряжения с МЭДО позволяют:

  • Осуществлять обмен документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) с их регистрацией в СЭД и уведомлениями всех видов;

  • Проверять поступившие документы на соответствие Требованиям;

  • Фильтровать поступившие документы для оптимизации процедуры их регистрации;

  • Формировать для поступивших документов уведомления всех видов;

  • Отображать (визуализировать) поступивший документ с электронной подписью (подписями);

  • Подписывать файл документа (приложения к документу) одной или несколькими электронными подписями;

  • Формировать графические элементы визуализации регистрационных данных документа и отметки о его электронной подписи (подписях) и их координаты (данные о местоположении);

  • Осуществлять контроль отправки и регистрации отправленных документов, обрабатывать уведомления о регистрации или отказе в регистрации отправленных документов;

  • Сохранять поступившие и отправляемые документы в виде, в котором они передаются по МЭДО.

Для получения подробной информации о функционале модулей сопряжения систем ЭОС с МЭДО обращайтесь market@eos.ru.

Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти с использованием МЭДО:

  • Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».

  • Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р «О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти».

  • Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».

  • Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».

  • Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р «Об утверждении Перечня видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494».

  • Приказ Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».

1. В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754).

Наверх

2. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».

Наверх

3. Узел участника МЭДО, а также каналы связи от головного узла МЭДО до узла участника МЭДО.

Наверх

>Дополнительная информация

Листовка

Структура механизмов электронного правительства России



В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема, определяющая основные системы и порядок предоставления государственных услуг в электронном виде на современном этапе информатизации страны.

Ключевые слова: электронное правительство, государственная политика, информатизация, госуслуги, портал, информационные технологии

Большинство российских исследователей указывают, что в 2000-м году Президент РФ В. В. Путин участвовал в Хартии Глобального Информационного Общества в рамках встречи «Большой восьмерки», после чего началась активная работа по развитию концепции ЭП в России. Хартия провозглашала главной целью ликвидацию мирового цифрового неравенства.

12 ноября 1999 года Государственный комитет РФ по телекоммуникациям был преобразован в Министерство РФ по связи и информатизации. В составе него действует Департамент развития электронного правительства, целью которого является реализация крупнейшего отечественного IT проекта «Электронное правительство России» (далее —ЭП), состоящий из трех крупных направлений деятельности: «Электронные услуги для граждан и бизнеса», «Инфраструктура ЭП», «Региональная информатизация», которые также состоят из десятка федеральных подпроектов. Последний принятый Минкомсвязью РФ Системный проект развития электронного правительства от 16 октября 2016 года определяет электронное правительство, что это «…система организации деятельности федеральных и региональных государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих реализации полномочий государственных (муниципальных) органов, обеспечивающая на основе применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия при реализации функций (оказании услуг)». Таким образом, задачей департамента является реализация государственной политики по внедрению ИКТ в госсектор, повышение качества госуслуг, повышение эффективности межведомственного взаимодействия и использования ИТ в деятельности органов власти. Министерство к 2002 году подготовило федеральную целевую программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», которая включала девять направлений деятельности, три из которых относятся к ЭП . За год до окончания данной ФЦП Дмитрий Анатольевич Медведев в начале своего президентского срока дал негативную оценку ее работе, которая была вполне справедливой: «У нас никакого электронного правительства нет, всё это — химера…» . Данная оценка имела конкретные основания. На тот момент в России не существовало единых стандартов по использованию новых ИКТ и общей инфраструктуры. Организация межведомственного взаимодействия была медленной и неэффективной, работа государственных серверов ЭП велась со сбоями.

В 2010 году начался новый этап в формировании ЭП в России, когда была утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», которая служит логическим продолжением «Электронной России 2002–2010».

26 августа 2009 года ПАО «Ростелеком» был назначен единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры электронного правительства . В октябре того же года «Ростелеком» стал единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры ЭП.

25 декабря 2015 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ПАО «Ростелеком» подписали контракт на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства на 2016 год. Сегодня компания обеспечивает в рамках Госпрограммы «Информационное общество (2011–2020)» реализацию проекта. «Ростелеком» является единственным исполнителем четырех основных федеральных систем ЭП:

‒ Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);

‒ Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА);

‒ Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

‒ интернет-портал «Российская общественная инициатива» (РОИ).

Отдельного внимания заслуживает федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 2010 года, который определил понимание государственных и муниципальных услуг, требования к ним, определил принцип предоставления услуг в многофункциональных центрах (МФЦ) — «одного окна» .

Первые положения об «автоматизации процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами» отражено еще в Концепции формирования в России электронного правительства до 2010 г., где ее функционал определяется 3 компонентами:

‒ организация передачи запросов на получение данных через единый портал;

‒ передача электронных сообщений между ведомствами и иными организациями;

‒ предоставление информации на единый портал о статусе обработки запроса (например, о выполнении конкретной госуслуги) .

26 сентября 2011 года прошло совещание, на котором Председатель Правительства Владимир Путин потребовал привести все регионы в полную готовность для подключения к СМЭВ, чтобы обеспечить электронный межведомственный документооборот с 1 июля 2012 года на 100 %, однако показатели не были выполнены даже наполовину .

27 августа 2013 года произошел первый сбой в системе СМЭВ. На 15 часов 90 % сервисов были недоступны, после чего принято решение переработать и оптимизировать громоздкую систему подключений в СМЭВ. Появляются новые задачи оптимизации этой системы.

На март 2014 года глава Минкомсвязи России отметил готовность регионов на 99 % к подключению СМЭВ.

СМЭВ 3.0 (третьего поколения) дала хорошие показатели работы в субъектах пилотной группы: Тюменской и Ярославской областями, Москвой и Республикой Мордовия.

Основными отличительными чертами СМЭВ 3.0 являются:

‒ принятие единого формата обмена информацией;

‒ создание технической возможности информационного взаимодействия между субъектами РФ;

‒ увеличение размера объема сообщений с 5 Мб до 1 Гб;

‒ переход на полностью отечественную архитектуру, центры обработки данных и каналы («Ростелеком»);

‒ повышение уровня безостановочной работы СМЭВ и снижение нагрузок на систему;

‒ улучшение условий администрирования системы .

С 1 января 2015 года все органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды обязаны работать только в рамках новой СМЭВ, которая будет считаться единым электронным сервисом, также запрещается самостоятельная разработка новых сервисов. Регионы должны присоединиться с 1 января 2017 года. Исполнителем работ по всей инфраструктуре СМЭВ является «Ростелеком». Первые данные о работе СМЭВ предоставил единственный оператор ее инфраструктуры — «Ростелеком» 9 сентября 2011 года, где упоминается частота запросов: 4,5 млн. ежемесячно. 15 февраля 2016 года Минкомсвязь России представило подробный отчет о работе СМЭВ в 2015 году. Суммарное количество транзакций органов власти и кредитных организаций выросло с 4,3 млрд (2014 г.) до 7,4 млрд. Таким образом, на данный момент к системе подключено около 12 000 точек, около 100 — федерального уровня, а количество обработанных запросов за 2015 год составило около 7 млрд. единиц.

Госуслуги возможно получить через Единый государственный портал государственных и муниципальных услуг (далее ЕПГУ или Портал госуслуг: www.gosuslugi.ru). Также существуют специализированные региональные порталы. Например, Информационный портал гос. и муниципальных услуг Нижегородской области https://gu.nnov.ru/.

Особенность таких порталов состоит в том, что через запрос в онлайн-доступе через любой портал госуслуг перенаправляется сведение об этой заявке в конкретное ведомство, и далее осуществляется конкретная услуга, посредством чего данный инстврумент служит каналом, обеспечивающий связь власти и общества в режиме онлайн. С самого начала первоначальной и главной задачей при обсуждении портала Минкомсвязь РФ видело в доступности госуслуг для гражданина «в любом месте и в любое время». Попытки создать Портал госуслуг выливались в разработку разнородных информационных ресурсов органов власти.

15 декабря 2009 запускается второй сайт ЕПГУ www.gosuslugi.ru с интегрированным в него реестром госуслуг. Портал обладал лишь информацией о 65 федеральных и 2282 региональных услугах и возможностью зарегистрировать свой личный кабинет. Так за первый год работы нового сайта ЕПГУ 336 тыс. человек зарегистрировались (2 тыс. иностранные граждане), отправлено 581 тыс. заявок на получение госуслуг.

В 2014 году произошел заметный скачок в развитии многих новых сервисов на базе ЕГПУ. Стоимость проекта обновленного Портала в 2014 году составила 80 млн. рублей . На конец 2016 года в системе зарегистрировано 35 млн. пользователей или порядка 25 % населения России.

Современная модель ЕПГУ включает в себя набор определенных сервисов:

‒ информацию о возможных госуслугах и бланки для заполнения обрщений;

‒ механизмы предоставления госуслуг онлайн,

‒ Единая система идентификации и регистрации (ЕСИА), разработанная ПАО Ростелеком, обеспечивает разный уровень доступа только что зарегистрированным пользователям, полноценный уровень доступа для физических лиц и юридических лиц, а также государственным служащим, работающим на портале, администраторам, разработчикам портала;

‒ мобильное приложение Портала госуслуг;

‒ электронная подпись для граждан и сотрудников ведомств и Универсальная идентификационная карта (УЭК), обеспечивающая дополнительную защиту при совершении транзакций, подтверждении получения госуслуги онлайн.

‒ система МФЦ под брендом «Мои документы», ставящая перед собой целью обеспечение доступности и быстрое оказание госуслуг любой сложности по принципу «одного окна».

Следуя цели нашего исследования и использую структурно-функциональный подход к исследованию ЭП, определим, что актуальную структуру основных механизмов, реализуемых в рамках проекта «Электронное правительство России», возможно представить в виде упрощенной схемы, в которой стрелками обозначим порядок получения госуслуг для граждан (Citizen — «С») и бизнеса (Business — «B») и межведомственного взаимодействия (Government — «G») (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура механизмов электронного правительства России

Исходя из этого, на примере коммуникации сфер из менеджмента, мы выделяем следующие сферы взаимодействия в рамках ЭП, предполагающие двустороннюю связь: G2G, G2B и G2C. Мы можем отметить тот факт, что ЕПГУ, ЕСИА, СМЭВ и МФЦ являются связующими механизмами предоставления электронных госуслуг населению и бизнесу в ходе развития электронного правительства в России.

Таким образом, на современном этапе именно государственная власть является движущей силой построения ЭП в России, которая проводит политику информатизации федеральных и региональных ведомств, занимается развитием электронной инфраструктуры и правового поля в данной сфере. ЭП России — это масштабный федеральный проект по построению современного высокотехнологичного канала коммуникации и канала обратной связи между гражданами и властью. При всем этом, на наш взгляд, совершенствование отечественного ЭП в условиях демократии и развития ИКТ все больше требует должного гражданского отклика и обсуждения, выработки совместно с властью соответствующих гражданских инициатив. В этой связи дальнейшее изучение ЭП представляется перспективным направлением как политологических, так и междисциплинарных исследований.

Литература:

  1. Вертлиб В. А., Фархадов М. П., Петухова Н. В. «Электронное государство» как автоматизированная система массового обслуживания населения. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 148 с.
  2. Единый портал государственных и муниципальных услуг России // Портал TAdviser. URL: www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 3.06.2017).
  3. О планах развития Системы межведомственного электронного взаимодействия на 2015 год. // Портал CNews. URL:http://filearchive.cnews.ru/img/forum/2014/12/18/prezentatsiya_po_voprosu_ii_smev.pdf (дата обращения: 6.06.2017).
  4. «Об определении ОАО «Ростелеком» единственным исполнителем мероприятий в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Распоряжение Правительства РФ от 26.08.2009 n 1231-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649333/ (дата обращения 29.06.2017)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». // URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/ (дата обращения 29.06.2017)\\
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 207-р // Поиск закона.// URL: http://poisk-zakona.ru/155969.html (дата обращения 12.06.2017)
  7. Системный проект электронного правительства Российской Федерации до 2020 года // Минкомсвязь России. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/225576730/?*=9MZkqkhCg6ZOkRVyjhmGsxoiyk97InVybCI6Imh0dHA6Ly9taW5zdnlhei5ydS91cGxvYWRlZC9maWxlcy9zaXN0ZW1ueWlpLXByb2VrdC1lbGVrdHJvbm5vZ28tcHJhdml0ZWxzdHZhLXJmLnBkZiIsInRpdGxlIjoic2lzdGVtbnlpaS1wcm9la3QtZWxla3Ryb25ub2dvLXByYXZpdGVsc3R2YS1yZi5wZGYiLCJ1aWQiOiIyMjU1Nz Y3MzAiLCJ5dSI6IjgwMzQyOTIxMjE0OTAyNzE1MzIiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE0OTk0NDI5MzQ2MTZ9&page=1&lang=ru (дата обращения: 7.07.2017).
  8. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию информационного общества. // Пресс-служба Президента России. URL: http://www.ar.gov.ru/authority/documents/index.php?id_19=132 (дата обращения 12.06.2017)
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html (дата обращения 12.06.2017)
  10. Чачин Петр. Правительство обещает, что СМЭВ облегчит жизнь граждан. // PCweek URL: http://www.pcweek.ru/gover/article/ detail.php?ID=134193 (дата обращения 29.06.2017)

Электронное правительство в России

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ от 16 августа 2007 г. в качестве дополнения к Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Предполагалось, что реализация мероприятий программы позволит уменьшить административную нагрузку на население и организации, повысит скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что в свою очередь положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. Однако по прошествии четырех лет эксперты констатировали отсутствие практически значимых результатов в ее реализации. В 2002–2005 годах в рамках ФЦП «Электронная Россия» было выполнено всего лишь 2,5 % от общего объема запланированных проектов информатизации органов власти. Объем финансирования программы из федерального бюджета в этот период не превышал 25 % от предусмотренной суммы. В последующие годы в ФЦП неоднократно вносились существенные изменения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ оценило возможность продления сроков действия программы на 2011–2012 годы и предложило считать это нецелесообразным.

Итак, электронное правительство в России планировалось создавать в два этапа.

1) 2008 год — разработка и утверждение необходимых правовых и технических документов и регламентов.

2) 2009–2010 годы — практическое внедрение системы в министерствах и ведомствах.

По расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации концепции в период 2007–2010 годов могла составить примерно 74 млрд руб. Однако указанные сроки не были соблюдены, в результате в сентябре 2009 года в программу «Электронная Россия» было внесено очередное изменение. В ее новой редакции были определены мероприятия, цели и показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства.

Инфраструктуру электронного правительства планировалось строить на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной основе его функциональных элементов:

· информационных систем федеральных органов исполнительной власти;

· информационных систем субъектов РФ;

· информационных систем органов местного самоуправления;

· элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных;

· библиотек и ФГУП «Почта России»;

· ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания;

· сайтов государственных органов в сети Интернет;

· региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Кроме оказания услуг для граждан и организаций и создания инфраструктуры электронного правительства предполагалось построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом реализации приоритетных национальных проектов. Создание такой системы, получившей название Государственная автоматизированная система «Управление», призвано было решить задачу совершенствования управления в России в рамках проведения административной реформы.

В новой редакции программы «Электронная Россия» предусматривалась реализация мероприятий по следующим основным направлениям совершенствования системы государственного управления:

· формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;

· обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;

· обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;

· внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;

· создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, а также Федерального Собрания РФ;

· создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;

· повышение уровня квалификации, профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.

Оператором создания инфраструктуры электронного правительства в 2009 году была утверждена компания «Ростелеком». В рамках создания инфраструктуры электронного правительства в 2010 году было подписано постановление Правительства РФ, определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Главная функция этой системы — налаживание обмена между ведомствами информацией, необходимой для оказания государственных услуг населению. Документ обязывает ведомства соблюдать сроки перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде. К системе должны будут подключиться не только федеральные, но и региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с требованиями п.5 Постановления Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 документы ДСП могут быть переданы с использованием СЭД МЭДО.

МЭДО и ДСП

Существует несколько документов, свидетельствующих о возможности передачи информации с грифом ДСП через МЭДО.

В пункте 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» указывается:

При осуществлении межведомственного электронного документооборота допускается обмен электронными сообщениями, содержащими общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обмен между участниками межведомственного электронного документооборота информацией, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется при выполнении ими требований по защите такой информации, установленных в отношении информационных систем электронного документооборота.

В пункте 1. 1. Технических требований к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 N 1403-р) содержится следующее определение МЭДО:

«система межведомственного электронного документооборота» — федеральная информационная система, обеспечивающая в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями, в том числе сообщениями, содержащими информацию, отнесенную к сведениям, составляющим служебную тайну, между Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, а также иными федеральными органами государственной власти

Также упоминание о передаче сведений ДСП можно найти в ряде технических документов, регламентирующих работу МЭДО. Например, в Приказе Минкомсвязи России № 186, ФСО России № 258 от 27.05.2015 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *