Лицензирование опасных производственных объектов

Лицензирование ОПО: порядок получения

Для получения лицензии предприятие должно обратится в соответствующий надзорный орган самостоятельно или прибегнуть к помощи профессионалов. При этом из-за необходимости в большой информированности при решении данного вопроса самостоятельное получение лицензии очень затруднительно.

Мы занимаемся разработкой многих видов разрешительных документов в области промышленной безопасности, а так же сопровождением при их согласовании в контролирующих органах, поэтому точно знаем, как осуществить получение, продление или переоформление лицензии на ОПО и поможем Вам решить множество вопросов, касающихся данного вопроса.

После подготовки заявления и подачи документов на получение лицензии на ОПО, инспектора ведомства рассматривают предоставленный пакет документов, после чего принимают решение об их соответствии или несоответствии лицензионным требованиям. Вся документация должна быть подготовлена профессионально.

В случае некомплектности пакета документов (документы на лицензию ОПО) или несоответствия представленной информации, в получении лицензии на эксплуатацию ОПО может быть отказано.

Во избежании проблем с оформлением документации и получения лицензии лучше обратится к услугам профессионалов. Специалисты нашей компании помогут Вам получить лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта в кратчайшие сроки, избавив от лишних переживаний и сэкономив Вам времени.

Продление Лицензии и последствия отсутствия лицензии на предприятии

Так как срок действия лицензии на ОПО определен Федеральным Законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», то лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности являются бессрочными.

Лицензии, выданные Ростехнадзором ранее с указанием в них срока окончания действия переоформлению не подлежат.

Штраф за отсутствие лицензии Ростехнадзора

Ответственность за отсутствие Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности определена статьей 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;

— на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;

— на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;

— на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;

— на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание 1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности ОПО понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством РФ.

Примечание 2. За административные правонарушения, предусмотренные статьей 9.1 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность как юридические лица.

Условия получения и предъявляемые требования

  • У лицензиата находятся в собственности (или на другом основании по закону) здания и строения, используемые технические средства, земельные площади, где производятся работы;
  • Срок службы технического оснащения должен соответствовать установленным параметрам и не выходить за сроки годности эксплуатации с учетом амортизации;
  • Меры безопасности в работе с техническим оборудованием и материалами принимаются согласно инструкциям по вводу, запуску в эксплуатацию, обслуживанию и использованию строго по назначению. Оборудование должно периодически проходить диагностику. Перевозка, упаковка, хранение опасных веществ производятся согласно установленных правил;
  • Укомплектованность штата сотрудников объекта и разрешение к работам в соответствии с квалификацией. Согласовываются специалисты, которые успешно прошли аттестацию по промбезопасности. Также, не должно быть никаких медицинских противопоказаний;
  • Предприятие, имеющее ОПО, контролирует выполнение условий безопасности в промышленности;
  • Приборы, контрольные системы, управление, сигнализация, автозащита техпроцессов должны быть отлажены, функционировать без сбоев и замыканий;
  • Заключение страхования гражданской ответственности, договоров с аварийно-спасательными подразделениями либо наличие собственных служб;
  • Разработанные планы на случай аварийных происшествий и проведение работ согласно планам;
  • Предприятие должно располагать высвобожденной статьей расходов для устранения возможных аварийных последствий;
  • Следует установить многофункциональную систему, которая не допустит посторонних людей на территорию с высокой степенью риска.

Важно! Перед подачей документов на лицензию, необходимо оформить декларации и провести экспертизу. Данные об успешном прохождении итоговой проверки потребуется в Ростехнадзоре.

Алгоритм получения

На подготовку документов дается десять дней. В течение следующих полутора месяцев оформляется лицензия при условии, что сдан полный пакет в соответствии с требованиями РТН.

Период выдачи готовой лицензии может отличаться. Больше всего времени расходуется на сбор документов. Бумаги оформляются по актуальным, действующим нормам и правилам безопасности. В противном случае последует отказ. РТН не всегда обоснованно делает отказ.

Важно, уметь правильно донести информацию до госслужащих, ответственных за выдачу лицензии.

Пакет документов можно доставить в Ростехнадзор:

  • Лично,
  • По почте,
  • Возложить обязанность на представителя, оформив предварительно доверенность.

Алгоритм получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности Ростехнадзора, можно узнать из статьи по ссылке.

Процесс получения можно разбить на несколько этапов:

  • Сбор, оформление и доставка всей документации в РТН;
  • После передачи пакета в Ростехнадзор, на объекте проводится предлицензионная внеплановая проверка;
  • Служащие РТН осматривают объект, сравнивают поданные документы с фактическим положением дел на предприятии;
  • Проверка соответствия деятельности правилам безопасности;
  • Устранение возможных недостатков;

Итоги проверки оказывают решающее значение на выдачу документа или отказ в лицензировании. Разрешительный документ можно получить намного быстрей, если задействовать грамотных специалистов, которые оказывают всестороннюю помощь и поддержку в получении лицензии. Производственное предприятие получает на руки готовую лицензию.

Последствия работы без лицензии

Для каждого вида деятельности установлен перечень грубых нарушений, Если допускаются в работе серьезные ошибки, многие проверки Ростехнадзора заканчиваются штрафами:

  • Для физических лиц: 20000 — 50000 руб.;
  • Для юридических лиц: 200000 — 1000000 руб.

При невыполнении предписания, штрафы возрастают. Ответственный работник может быть дисквалифицирован на срок 6 – 12 месяцев.

Чем больше опасность объекта, тем регулярней плановые проверки Ростехнадзора. Для проверок вне графика, должно быть веское обоснование. В противном случае, мероприятие можно оспорить.

Контроль – это, прежде всего, профилактика нарушений. Предотвращая нарушения, устраняется возможные аварии. Задача контролирующих органов – направлять и помогать в исполнении требований.

Взаимодействие с представителями большого и малого бизнеса выходит на новый уровень– партнерство взамен наказаний. Проходят открытые брифинги с инспекторами и проверяемым руководством предприятий, когда обе стороны прислушиваются и учитывают мнение друг друга.

Инспектора контролирующих органов и современные системы консалтинга помогают обеспечить безопасность проверяемой компании на должном уровне. Благодаря прикладным знаниям, представители бизнеса уверены в своей правоте во время проверок Ростехнадзора. Хорошая осведомленность поможет избежать полумиллионных штрафов и приостановки деятельности. Необходимо заранее знать, на что обращают внимание инспекторы, какие бывают проверки и на основании каких документов они проводятся.

Получить лицензию на взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты проще и быстрей, если взаимодействовать с опытными и ответственными профессионалами в сфере лицензирования.

Реформа системы государственного контроля активно реализуется. Федеральный, региональный и территориальный органы, осуществляющие контрольные функции, а также, эксперты и бизнес, совместно проводят эту работу.

Контрольные ведомства организуют публичные мероприятия для пояснения и комментирования новых законов в работе на ОПО. Ведомства обеспечивают максимальную открытость, широкое освещение в интернете, по телевидению и в прессе.

Создание эффективных инструментов и последовательная государственная политика в области безопасности должны включать систему предупреждения аварий и катастроф, отлаженный механизм ликвидации аварии и современные средства предотвращения травматизма на производстве. Помните, что на опасном объекте можно работать и эксплуатировать его только тогда, когда имеется лицензия.

Порядок получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов

Нарушение правил эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО, — ред.) ведет к увеличению аварий, чрезвычайных происшествий и несчастных случаев. Безопасность на подобных предприятиях крайне регламентирована. Лицензирование деятельности ОПО является основным документом, который обеспечивает выполнение требований промышленной безопасности (ПБ, — ред.). Эта норма зафиксирована действующим российским законодательством, а именно:

  1. №116-ФЗ от 21.07.1997 г. («О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), в том числе, все изменения к закону.
  2. №99-ФЗ от 04.05.2011 г. («О лицензировании отдельных видов деятельности»), в том числе, все изменения к закону.

Кроме того, существуют и другие документы, которые регламентируют лицензионную деятельность ОПО, например, отнесенных к I, II и III группе опасности (ним относятся предприятия химии и производства, подверженные взрывам и пожарам). Одно из них, вступившее в силу 01.07.2013 г., утверждено правительственным постановлением (№ 492). Деятельность федерального органа (Ростехнадзор, — ред.), призванного обеспечивать надзор со стороны государства над опасными производственными объектами, также функционирует в условиях, предусмотренных жесткими правилами и нормами. Эта структура руководствуется лицензионным регламентом для ОПО на территории Российской Федерации, который утвержден соответствующим Приказом №237 от 30 июля 2009 года. Также на основании правительственного постановления (№ 957), в котором четко прописаны полномочия и процедурные действия, Ростехнадзор выдает лицензии предприятиям химической промышленности и другим взрывопожароопасным производственным объектам.

Опасно производственные объекты, желающие получить соответствующую лицензию, позволяющую осуществлять им свою деятельность на законном основании, обязаны пройти процедуру, которая предусмотрена действующим законодательством. Для этого им необходимо в региональное подразделение Ростехнадзора представить следующие документы:

  • заявление на получение соответствующей лицензии;
  • перечень всех предоставляемых документов;
  • нотариально заверенная копия уставных документов (Устав, — ред.);
  • нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • нотариально заверенная копия о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • выписка из ЕГРЮЛ (оригинал);
  • свидетельство Госкомстата (копия) с оригинальной печатью;
  • свидетельство банка, подтверждающее оплату пошлины за получение лицензии;
  • копии необходимых для получения основной лицензии свидетельств (например, на право собственности земли, зданий и др. сооружений) и прочих разрешительных документов;
  • полная информация и документы, которые подтверждают наличие опасных производственных объектов, в том числе, I, II и III классов опасности;
  • заключения экспертных организаций, осуществляющих на ОПО оценку их соответствия требованиям промышленной безопасности;
  • копии документов, регламентирующих деятельность по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • перечень документов (и их идентификация), подтверждающих согласование с Ростехнадзором мероприятий по соблюдению на ОПО требований ПБ;
  • программы по ликвидации и локализации чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах;
  • копии аттестационных свидетельств лица (из руководящего состава), отвечающего за промышленную безопасность на объекте;
  • подтверждение наличия финансовых средств, позволяющих ликвидировать последствия аварий и чрезвычайных ситуаций на ОПО;
  • полная информация на утвержденные декларации ПБ;
  • список контрольных систем и приборов (управляющие технологическими процессами, противоаварийные автоматические и прочие сигнализации);
  • копии контрактов, соглашений и прочих юридических документов со специализированными аварийными и спасательными службами (с печатью организации);
  • наличие контрактов по страхованию гражданской ответственности за нанесения вреда здоровью и жизни людей в результате чрезвычайных происшествий и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
  • вся необходимая разрешительная документация на использование технического оборудования, инструмента и устройств на опасных производственных объектах, если иное не предусмотрено техническим регламентом;
  • документы, которые подтверждают полное соответствие устройств, инструмента и оборудования, используемое на взрывопожароопасных предприятиях, требованиям соответствующих норм, правил и технического регламента (если это предусмотрено нормативными правилами);
  • документ (копия), где присутствует информация, в соответствии с нормативными требованиями, о наличии на предприятии конкретного сотрудника (принятого в штат предприятия на законных основаниях), обладающего квалификацией, достаточного для работы на ОПО.

В настоящее время решение о лицензии (предоставлении или отказе) должно приниматься Ростехнадзором в течении 45 дней (рабочих). Если же происходит процедура переоформления лицензионных разрешительных документов, то тогда действуют следующие сроки их выдачи:

  • в случае изменения структуры предприятия, юридического адреса или наименования – 10 дней (рабочих);
  • в случае изменения места осуществления основной производственной деятельности – 30 дней (рабочих).

По информации Ростехнадзора причинами отказа в выдаче лицензии являются следующие:

  • осуществление деятельности без декларации промышленной безопасности;
  • отсутствие соответствующего контрольного оборудования, устройств и приборов;
  • отсутствие документов на собственность земельных участков, зданий и сооружений;
  • ненормативное использование оборудования;
  • отсутствие мер по обеспечению промышленной безопасности;
  • недостаточное количество квалифицированных сотрудников, способных обеспечить ПБ на опасном производственном объекте;
  • нарушение правил требований промышленной безопасности;
  • осуществление деятельности без заключения экспертизы ПБ;
  • осуществление деятельности на опасных производственных объектах, которые не зарегистрированы в государственном реестре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *