Cпорная практика необходимости опубликования конкурсным управляющим в ЕФРСБ сведений о поступлении требований кредитора
В соответствии с п. 2 ст. 100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Все вроде ясно — как только конкурсный управляющий получает требование от кредитора, он обязан в течение пяти дней опубликовать соответствующие сведения в ЕФРСБ.
Нужна ли данная практика или нет — вопорс спорный, рассмотрению в настоящем блоге не подлежит, ВС РФ и КС РФ неоднократно высказывались об оздоровлении экономики, балансе интересв кредиторов и т.д. Видимо, нужна и важна.
Но, учитывая большую административную ответственность, возложенную на арбитражного управляющего в рамках дела о банкротстве, конкурсный управляющий, желая порой защитить себя от лишних жалоб, и, соответственно, штрафов, занимает позицию меньшего зла, согласно которой — лучше лишний раз опубликовать, чем не опубликовать. Правда, в таком случае, на него могут подать жалобу кредиторы, недовольные неразумным расходованием средств должника, но тут выстроить защитную позицию легче — действовал добросовестно, в интересах всех и вся.
Однако, есть случай, не имеющий прямого ответа в Законе о банкротстве: поступление тербования в рамках наблюдения, но отложенного до момента рассмотрения следующей процедуры (зареестровое требование в наблюдении). В данном случае арбитражный управляющий получает требование в наблюдении — обязанности публиковать данное обстоятельство нет. Суд не рассматривает требование, устанавливая факт рассмотрения в следующей процедуре. Затем в рамках конкурсного производства назначается судебное заседание по рассмотрению требования. Конкурсный управляющий может не опубликовать данное требование — ведь в кнкурсном производстве он требований не получал, а п. 2 ст. 100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» связывает обязанность опубликования с поступившим требованием в рамках конкурсного производства. Но, согласно действующей практике, вышеописанная логика является порочной (хотя автору более близка), что подтверждается Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 N 07АП-8696/2016 по делу N А45-13213/2016. Так, в рассматриваемом судебном акте решался вопрос о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Арбитражный управляющий не опубликовал в ЕФРСБ сведения о поступлении требования, заявленного в наблюдении.
В данном деле суд посчитал следующее:
Согласно материалам дела резолютивная часть решения Арбитражного суда Новосибирской области об открытии в отношении ООО «Капитан Флинт» конкурсного производства и утверждении Иванченко А.А. конкурсным управляющим объявлена 19.10.2015.
11.08.2015 временным управляющим Иванченко А.А. получено требование кредитора — ООО «Урожай».
Следовательно, Иванченко А.А., являясь временным управляющим должника, знал о требовании ООО «Урожай» и обязан был включить сообщение о получении требования ООО «Урожай» в ЕФРСБ течение пяти дней с даты открытия конкурсного производства, т.е. не позднее 26.10.2015.
Вместе с тем, сообщение N 815117 о получении требований кредитора — ООО «УРОЖАЙ» включено в ЕФРСБ Иванченко А.А. 12.11.2015, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, во избежание неблагоприятных ситуаций в дальнейшем, необходимо учесть, что сведения о поступившем, но не рассмотренном в наблюдении требовании должны быть отражены в пятидневный срок с даты введения процедуры конкурсного производства.