Единое экономическое пространство России белоруссии и Казахстана

Единое экономическое пространство (ЕЭП). Справка

В последующие годы Украина вышла из процесса формирования ЕЭП.

В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 года было принято решение о разработке документов, необходимых для формирования правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В ходе состоявшегося 27 ноября 2009 года в Минске заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств президентами Белоруссии, Казахстана и России было принято решение интенсифицировать работу над договорно‑правовой базой единого экономического пространства трех стран (ЕЭП).

19 декабря 2009 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств был утвержден план действий по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. В соответствии с ним первый пакет из 14 базовых документов должен был быть подписан до 1 января 2011 года и введен в действие до 1 июля 2011 года, а второй пакет из шести документов – подписан до 1 июля 2011 года и введен в действие до 1 января 2012 года.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 года в Астане было решено ускорить процесс. Правительствам Белоруссии, Казахстана и России было поручено принять меры и обеспечить подписание до 1 января 2011 года всех международных договоров – 20 соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП. При этом в ходе последующей работы над договорами было признано целесообразным объединить ряд из них. В настоящее время пакет включает 17 соглашений.

8‑19 ноября 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт‑Петербурге на уровне глав правительств были подписаны четыре Соглашения:
– о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации;
– о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
– о правовом статусе трудящихся‑мигрантов и членов их семей;
– об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.

9 декабря 2010 года в рамках мероприятий по проведению заседания Межгоссовета ЕврАзЭС – ВОТС на уровне глав государств были подписаны все оставшиеся международные соглашения, входящие в пакет договорно‑правовой базы ЕЭП: три на уровне глав государств:
– о согласованной макроэкономической политике;
– о согласованных принципах валютной политики;
– о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала;
десять – вице‑премьерами:
– о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
– о единых принципах и правилах конкуренции;
– о единых правилах предоставления промышленных субсидий;
– о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;
– о государственных (муниципальных) закупках;
– о торговле услугами и инвестициях в государствах‑участниках Единого экономического пространства;
– о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
– о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
– о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;
– о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

Таким образом, процесс формирования договорно‑правовой базы ЕЭП был завершен.
Президенты России, Белоруссии и Казахстана также приняли Декларацию о формировании Единого экономического пространства, в которой выразили уверенность, что процесс интеграции на евразийском пространстве и дальше будет эффективно развиваться.

В декларации подчеркивается, что, развивая Таможенный союз и ЕЭП, страны движутся «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства».

При этом отмечается, что ЕЭП открыто для присоединения других государств.

Базовые документы о создании ЕЭП вступят в силу с 1 января 2012 года.

18 ноября 2011 года главами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству (ЕЭП).

Россия, Белоруссия и Казахстан также «будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно‑правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз».

С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийскую экономическую комиссию – наднациональный орган управления интеграцией.

Председателем Евразийской экономической комиссии назначен глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Руководство ЕЭП

Практически сразу же после подписания договоров второго уровня интеграции стран-участниц ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На данный момент этим руководящим органом контролируется более 170 функций объединения.

В состав ЕЭК входят Коллегия и Совет. В первую все страны-участницы ЕЭП делегируют по 3 своих представителя, второй же состоит из вице-премьеров государств.

Единое экономическое пространство

Страны-участницы Армения Армения
Белоруссия Белоруссия
Казахстан Казахстан
Россия Россия
Киргизия Киргизия
Рабочий язык русский
Руководство — Высший евразийский экономический совет

— Евразийская экономическая комиссия

Территория 20 030 748 км²
Население
— Всего (2015)
— Плотность
182 258 937.
8,5 чел./км²
ВВП (ППС)
— всего (2012)
— на душу населения
$2,895 трлн
$17000,37
ВВП (номинальный)
— всего (2011)
— на душу населения
$2,084 трлн
$12 238
Формирование
— Переговоры
— Вступление в силу
1995—2011 годы
1 января 2012 года
Официальный сайт http://www.eurasiancommission.org

Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве

Руководящие органы

Стадии интеграции

См. также

Упраздненные институты и организации

Международная экономическая интеграция

Еди́ное экономи́ческое простра́нство — общий рынок, созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Белоруссия, Казахстан и Россия, которые ранее, 1 июля 2010 года, создали таможенный союз.

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр..

17 базовых соглашений

Решением Высшего евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство.

  1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции — Определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
  2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства — Устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.
  3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий — Устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров.
  4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики — Устанавливает принципы доступа перевозчиков стран Таможенного союза к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме.
  5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства — Предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий.
  6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности — Предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия.
  7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации — Предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств- членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включённой в Единый перечень. Право утверждать технические регламенты передано Комиссии.
  8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках — Устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран Таможенного союза при государственных и муниципальных закупках, а также устанавливает принципы транспарентной организации и проведения закупок.
  9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей — Предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учёта.
  10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств — Соглашение определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.
  11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике — Предусматривает введение странами-участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции.
  12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики — Является «дорожной картой», определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. В частности, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки.
  13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала — Предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. До 31 декабря 2013 года предусматривает гармонизацию законодательства сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования с учётом международных правил и стандартов.
  14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий — Определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий.
  15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики — Предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран-участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Соглашение также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами-участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики.
  16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики — Предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран-участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учётом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключённых хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы.
  17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — Предусматривает неприменение государствами-членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти.

История создания ЕЭП

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 15 сентября 2004 года на саммите в Нур-Султане президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочерёдном порядке. Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП. Когда же к власти пришёл президент Ющенко, то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 года на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику. Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, украинское руководство не устраивали.

9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», — подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

  • Декларация о Евразийской экономической интеграции
  • Договор о Евразийской экономической комиссии
  • Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Концепция Единого экономического пространства

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
  • ЕЭП формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Примечания

  1. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (статья 17). Евразийская экономическая комиссия. Дата обращения 3 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  2. Договор о Евразийской экономической комиссии (статья 33). Евразийская экономическая комиссия. Дата обращения 3 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  3. 1 2 Номинальный ВВП и ВВП по ППС Белоруссии, Казахстана и России (оценка МВФ за 2011 год) (англ.). Международный валютный фонд (1 April 2012). Дата обращения 3 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  4. Юрий Кофнер. Краткий обзор деятельности ЕЭК
  5. Минэконоразвития России: О вступлении в силу соглашений по созданию Единого экономического пространства
  6. Вести.Ru: «Вести. Общий рынок» от 26 ноября 2011 года
  7. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты
  8. РосБизнесКонсалтинг — Новости дня — А. Лукашенко: РФ, Белоруссия и Казахстан подписали 17 документов по созданию ЕЭП
  9. РФ, Белоруссия и Казахстан объединили экономические пространства :: Экономика :: Top.rbc.ru
  10. РиаНовости: РФ, Белоруссия и Казахстан создают ЕЭК — орган управления интеграцией
  11. Российская газета: К 2015 году Россия, Казахстан и Белоруссия обещают запустить Евразийский союз
  12. Евразийский экономический союз полностью заработает с 2025 года.

Единое экономическое пространство на Викискладе

Государства-члены ООН

  • Азербайджан Азербайджан
  • Армения Армения
  • Белоруссия Белоруссия
  • Грузия Грузия
  • Казахстан Казахстан
  • Киргизия Киргизия
  • Латвия Латвия
  • Литва Литва
  • Молдавия Молдавия
  • Россия Россия
  • Таджикистан Таджикистан
  • Туркмения Туркмения
  • Узбекистан Узбекистан
  • Украина Украина
  • Эстония Эстония

Частично признанные государства

  • Республика Абхазия Республика Абхазия ¹
  • Южная Осетия Южная Осетия ¹

Непризнанные государства

  • Приднестровская Молдавская Республика Приднестровская Молдавская Республика
  • НКР НКР
  • ДНР ДНР
  • ЛНР ЛНР

Прекратившие существование государства

  • Республика Гагаузия Республика Гагаузия ²
  • Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия
  • Республика Крым Республика Крым

Международные
организации

  • СГРБ
  • СНГ
    • ЭС
    • МГБ
    • ЗСТ
  • СНГ-2
  • ОДКБ
  • ЕАЭС
    • ТС
    • ЕЭП
  • ГУАМ
  • БА
  • МАК

Прекратившие существование ЦАС ЕврАзЭС

Примечания: ¹ первое признание государством-членом ООН в 2008 году; ² официально — мирно вошла в состав Молдавии в 1994 году как АТО Гагаузия Гагаузия, но см. молдавско-гагаузский конфликт

Евразийское экономическое пространство: проблемные грани взаимодействия

Доклад на международном круглом столе «Евразийская интеграция: проблемы и потенциал развития»

10 октября в Минске состоятся переговоры, в рамках которых планируется решить вопрос о принятии в ЕАЭС Армении и Кыргызстана.

С 1 января 2015 года должен вступить в действие подписанный в мае рамочный договор о Евразийском экономическом союзе (1), призванный закрепить позитивные тенденции во взаимной торговле стран-участниц и вывести их на качественно новый этап, создав предпосылки для выработки общей политики по основным направлениям экономической деятельности. Товарооборот между странами Таможенного союза за последние три года вырос более чем на 50% и по итогам 2013 года составил 66,2 млрд. долларов США. При этом Казахстан и Белоруссия заняли третье место по внешнеторговому балансу России после Европейского союза (440 млрд. долларов) и Китая (87 млрд. долларов)

Вместе с тем, в подписанном документе, несмотря на интенсивную подготовительную работу, не был преодолен или преодолен далеко не полностью целый ряд экономических противоречий между государствами-участниками. Отражением этого стали и достаточно длительные сроки окончательного формирования единых энергетических рынков, и отсутствие договоренности относительно единой валютной политики, и то, что ряд положений Договора (в отличие от правоустанавливающих документов ЕС) носят скорее рекомендательный, а не обязательный характер (2). Это в полной мере можно отнести, например, к разделу IX «Внешнеторговая политика», приобретающему в условиях развязанной Западом торговой войны против России принципиальное значение. Если речь идёт действительно об общей торговой политике (при которой, например, если Москва вводит запрет на говядину из стран ЕС, то запрет должны ввести и ее партнеры) – это одно. А если руководствоваться существующими размытыми (и мало к чему обязывающими) формулировками – то нечто совсем другое.

Системные трудности при реализации проекта связаны также с деиндустриализацией экономик в предшествующий период, следствием которого является сохраняющийся до сих пор низкий показатель взаимной торговли. Это стало особенно заметно именно сейчас – после исчерпания первоначального эффекта, связанного со снятием таможенных барьеров между Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Тем не менее, подписание Договора о ЕАЭС свидетельствует о заметном прогрессе в экономических отношениях между его участниками (3), при этом оно подчеркнуто не затрагивает их взаимоотношения в сфере политики. Нельзя закрывать глаза на то, что формирование Союза проходит в крайне непростых условиях. Экономический союз РФ, РБ и РК не может устроить инвесторов мирового эмиссионного центра, потому что он позволяет вырваться за пределы долларовой платёжной системы, о чем на Астанинском экономическом форуме прямо заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (4). Нельзя также забывать об украинском кризисе и о других «горячих точках» на постсоветском пространстве, количество которых будет только нарастать. И здесь важно не забывать о тесной связке вопросов политики, экономики и безопасности. Скажем, среди участников Союза есть осознание необходимости ускоренного развития станкостроения и создания своих производителей, которые смогут удовлетворить потребности рынка Евразийского союза в современных станках (5) (что, наверное, могло бы заинтересовать и армянские предприятия). Можно также отметить позитивные примеры кооперационных связей между отдельными предприятиями в рамках СНГ, о которых говорилось в ходе февральского Московского экономического форума и которые уже сейчас являются важным фактором модернизации и притока инвестиций, социальной, и этноконфессиональной стабильности. Выражаясь несколько упрощённо: там, где есть общее дело, – предпосылок для выяснения отношений на национальной либо религиозной почве куда меньше (6). Однако верно и другое: никакие экономические проекты не могут состояться в условиях нестабильности, террора и войн. Следовательно, создание Евразийского экономического союза автоматически ставит новые задачи перед ОДКБ, которому в ближайшие несколько лет предстоит трансформироваться из консультативно-координационного клуба в полноценный военный союз (7). С другой стороны, последовательный отказ от любых механизмов внешнеполитической координации действий сторон означает лишь откладывание проблем в долгий ящик.

Подготовка и подписание договора со всей очевидностью доказывают, что проект Евразийского Экономического Союза не следует рассматривать в качестве исключительно российского – в ходе его реализации учитываются интересы и подходы к нему всех участников. Кстати говоря, это вызывает немало вопросов внутри нашей страны. Например, при подготовке договора о создании Таможенного союза белорусская сторона протестовала против предложения Москвы о совместном таможенном контроле по периметру всей границы ТС, не желая подписывать никаких документов на таких условиях. Отмена декларирования товаров во взаимной торговле и передача Россией под контроль союзников внешних границ ТС стимулировала различные «серые» и откровенно контрабандные схемы (8), что стало ещё более серьёзной проблемой после введения западными странами против России незаконных и нелегитимных санкций и ответных мер со стороны Москвы. В случае гипотетического присоединения к Киргизии Евразийский экономический союз получит, как минимум, почти тысячу километров не обозначенной на местности и потенциально взрывоопасной границы, что как бы отошло на второй план, и т.д.

Отменив таможенный контроль параллельно установлению общего таможенного тарифа на внешней границе, страны ТС не были готовы или не хотели видеть те проблемы, которые вследствие этого неизбежно возникли. Более того, был полностью проигнорирован и опыт Европейского союза, где таможенный союз был создан еще в 1957 году, но контроль на границах сохранялся еще в течение длительного времени (9).

Увеличение незаконного товаропотока из стран ЕС в Россию способно привести к постепенному размыванию Таможенного союза как единого торгового пространства и, при определенных обстоятельствах, потери смысла его существования. Насущной задачей для Москвы и её партнёров является обеспечение координации действий, прежде всего по «чувствительным» направлениям, не только на бумагах или в ходе встреч руководителей трёх государств, но еще и на практике (например, в виде обязательных к исполнению совместных нормативных правовых актов, развивающих и конкретизирующих положения Договора (10)).

Для Республики Армения проблемы, связанные с «серым» товаропотоком, могут оказаться не столь актуальными, прежде всего, в силу особенностей географического положения республики. Достаточно туманным пока представляется также вопрос с налогами, тем более что общей налоговой политики в рамках ЕАЭС на сегодняшний момент не предусмотрено.

«Быстрый» эффект снятия таможенных ограничений может оказаться достаточно скромным вследствие отсутствия общих границ с «ядром» ЕАЭС и некоторыми иными факторами. В средне- и долгосрочной перспективе положительным эффектом могут стать изменение структуры и направления экономики страны вследствие изменений на рынках труда и капитала, модернизация предприятий, расширение рынков сбыта, смягчение транспортной блокады и возможность принимать участие в обеспечении государственных заказов на территориях стран ЕАЭС.

Обрабатывающий сектор экономики Республики Армения имеет значительный потенциал развития. При этом имеется достаточное количество производственных сфер, слабо развитых либо развивающихся неэффективно, которые при наличии финансовых ресурсов и качественного менеджмента могли бы стать прибыльными. В последние годы в Армении было сделано достаточно много для облегчения процедур регистрации компаний и ведения бизнеса в целом, совершенствуется налоговое законодательство, что, в принципе, должно быть направлено на замену экспорта первичного сырья экспортом конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, что невозможно без вложений в профильные производства и строительства новых. Диверсификация экспорта является важным направлением деятельности бизнес-структур, имеющих свободные средства и ищущих новые направления для инвестиций (к сожалению, этот вопрос прописан в Договоре о Евразийском Экономическом Союзе недостаточно четко). Развитие химической промышленности, IT-индустрии и некоторых других секторов является хорошей возможностью для извлечения выгоды посредством открытия фармацевтических компаний или создания программных продуктов и их последующим экспортом.

Заметим, что участие Армении в евразийских интеграционных проектах никоим образом не связано с политическими ограничениями или так называемым «цивизизационным выбором», не вступает в противоречие с комплементарным внешнеполитическим курсом Армении, ориентированным на поддержание сбалансированных отношений со всеми центрами силы.

В то же время для Республики Армения участие в евразийских интеграционных процессах является осознанным выбором в пользу политической безопасности, привлечения иностранных инвестиций и стимулирования экспорта на традиционные рынки, свидетельством высокого уровня двусторонних российско-армянских отношений. События на Украине, ставшие следствием принципиально иного выбора местных элит (и где начал реализовываться стандартный «европейский пакет»), наглядно свидетельствуют, каким может оказаться альтернативный вариант.

Примечания

(1) economy.gov.ru (2) Чуфрин Г. Этапное событие (к заключению договора о Евразийском Экономическом Союзе) (3) Вместе с тем, на сегодня существенная доля взаимных расчетов осуществляется через операторов платежных систем, находящихся вне России. Следовательно, стоит вопрос о создании в рамках ЕАЭС единой платежной системы, хотя конкретных сроков здесь нет подробнее (см. ). Еще одной структурно связанной проблемой являются фиктивные сделки и отток капитала с использованием механизмов ТС. (4) Нурсултан Назарбаев: Мы все зависим от доллара (видео) (5) Лизан И. К созданию Евразийского инжинирингового центра по станкостроению (6) Арешев А. «Только ёмкость рынка позволит нам развиваться…» (7) Уралов С. Евразийский экономический Союз: без иллюзий (8) Павловец Ю. Реэкспорт, контрабанда или союзнические договоренности? (9) Павловец Ю. «Креветки из Белоруссии» обнажили просчетыв Таможенном союзе (10) Речь идёт, например, о едином Таможенном Кодексе ЕАЭС, в рамках которого могло бы быть найдено решение многих вопросов оформления и контроля ввозимых на единую таможенную территорию товаров. Об этом было заявлено на пятом заседании Консультативного комитета по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии, проходившей в конце августа в Бресте.

Евразийское экономическое сообщество

Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

  • эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
  • создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
  • развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
  • создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *