Право собственности некоммерческих организаций

Право собственности некоммерческих организаций: общая характеристика Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Гриднева О. В.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

3.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Гриднева Ольга Вячеславовна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Место работы: Московский университет им. С. Ю. Витте

olga_gridneva@bk.ru

Аннотация: В настоящей статье анализируется способы приобретения права собственности некоммерческих организаций. Рассматривается содержание субъективного права собственности, а также нормативно-правовая база приобретения права собственности некоммерческих организаций

Ключевые слова: некоммерческая организация, приобретение права собственности, имущество некоммерческой организации, владение, пользование, распоряжение

PROPERTY OF NON-PROFIT ORGANIZATION: GENERAL CHARACTERISTIC

Gridneva Olga V., candidate of legal sciences, associate professor of civil law and process at the faculty of law

Work place: Moscow University S.U. Vitte

olga_gridneva@bk.ru

Keywords: non-profit organization, buying of property, property of non-profit organization, possession, use, order

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) организации фундаментально подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческая организация — это юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками . Хотя извлечение прибыли и не является целью некоммерческой организации, она в отдельных случаях ведет такую деятельность, которая может быть отнесена к приносящей доход деятельности, поскольку предполагает выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, например издание и реализация книг, журналов, проведение семинаров, консультаций, конкурсов, организация спортивных, культурно-просветительных и подобных мероприятий.

Как юридическое лицо любая некоммерческая организация имеет свою собственность . Степень значения имущественной обособленности для некоммерческих организаций отдельных видов неодинакова, находится в прямой зависимости от целей их создания и избранных методов деятельности. Для одних организаций наличие имущества является осново-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

полагающим, поскольку без его формирования и использования в определенных направлениях их задачи в принципе не могут быть решены (потребительские кооперативы и др.). Для других имущественная обособленность создает экономические условия эффективного функционирования в различных общественных сферах, а также обеспечивает необходимую для них как структур гражданского общества самостоятельность и независимость (общественные объединения и др.) .

В общем, право собственности регулирует определенную часть товарно-денежных имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Это право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, принадлежащее собственнику. Некоммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Некоммерческая организация может иметь в собственности земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Статья 4 Федерального Закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», от 30 декабря 2006 года говорит об источниках формирования имущества некоммерческих организаций . Это:

— денежные средства в валюте Российской Федерации либо иностранной валюте на основании договоров пожертвования или завещаний в соответствии с нормами гражданского законодательства о дарении или о наследовании;

— неиспользованный доход от доверительного управления имуществом, составляющий целевой капитал;

— проценты от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных на формирование и (или) пополнение целевого капитала или возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом ;

— дивиденды, процентного (купонного) дохода, иных доходов по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, при условии выплаты таких доходов эмитентом ценных бумаг и соблюдения установленных настоящим Федеральным законом сроков передачи такого имущества в доверительное управление управляющей компании.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы

(профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний .

Право собственности каждого вида некоммерческой организации регулируется специальными федеральными законами. Например: Федеральный Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года , также Федеральный Закон Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 135 — ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» . Для некоммерческих организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности, имеется специальное законодательство, например, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ , «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1 . Имеется свое законодательство и для отдельных форм объединений: Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 , Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 и т.д.

Наряду с общероссийскими законами действует ряд местных законов, которыми должны руководствоваться некоммерческие организации. Это, например, Закон города Москвы «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» от 12.07.2006 .

Для того чтобы раскрыть конкретные возможности поведения, предоставляемые законом собственнику имущества, необходимо охарактеризовать по выражению Ю.К. Толстого, «меру его юридической власти», а также обратиться к категории права собственности в субъективном смысле, т.е. рассмотреть его содержание как субъективного гражданского права .

Содержание субъективного права собственности принято характеризовать через правомочия, которые его составляют. Это право владения, пользования и распоряжения принадлежащим собственнику имуществом.

1. Под правомочием владения понимается основанная на законе возможность иметь у себя данное иму-

щество. Как было сказано выше, различные федеральные законы определяют источники образования финансовых средств и имущества некоммерческих организаций.

2. Право пользования заключается в употреблении вещи для удовлетворения своих потребностей, получения доходов, достижения иных целей. В соответствии со статьей 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. В практике российского предпринимательства соответствующей целям деятельности некоммерческих организаций признается любая деятельность, не противоречащая законодательству . Таким образом, любая некоммерческая организация вправе осуществлять любую деятельность при условии, что получаемый доход направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации.

В соответствии со статьей 3 Закона о некоммерческих организациях все формы некоммерческих организаций, за исключением случаев установленных законом, отвечают по своим обязательствам собственным обособленным имуществом .

В соответствии со статьей 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ . Таким образом, закон не содержит исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, и это позволяет учредителям расширять эту сферу по собственному усмотрению в рамках нормативных и законодательных актов. Учредители имеют возможность самостоятельно определять цели и направления деятельности некоммерческих организаций, отражая их в уставных документах.

3. Под распоряжением понимается совершение действий, которые влекут за собой изменение самой вещи или ее правовой принадлежности. Право собственности любой организации, учреждения возникает с ее созданием, а пропадает (уничтожается, отчуждается) с ее ликвидацией. Так некоммерческая организация может быть реорганизована, преобразована и ликвидирована. Таким образом, имущество некоммерческой организации может быть передано во владение, пользование и распоряжение другой организации, присоединенной к ней, либо преобразованной в другую организацию. При ликвидации некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Порядок использования имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства и учреждения несколько

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Гриднева О. В.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

отличается от использования имущества ликвидируемых некоммерческих организаций других видов .

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения .

Таким образом, право собственности некоммерческих организаций это широкое по содержанию вещное право, которое дает своему обладателю достаточные возможности использования принадлежащего ему имущества для достижения поставленных целей.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ от 05 декабря 1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ от 12 мая 2014 № 19. Ст. 2304.

2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 № 82-ФЗ (ред. от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций») // Собрание законодательства РФ от 22.05.1995. № 21. Ст. 1930; Собрание законодательства РФ от 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4237.

3. Федеральный Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ (ред. от 05 мая 2014 № 103-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») // Собрание законодательства от 14.08.1995. № 33. Ст. 3340; Собрание законодательства от 12.05.2014. № 19. Ст. 2308.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 № 262-ФЗ «О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации») // Собрание законодательства от 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598; Собрание законодательства от 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4263.

5. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 № 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. № 3. Ст. 148; Собрание законодательства РФ от 08.07.2013. № 27. Ст. 3477.

6. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ (ред. от 05 апреля 2013 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объеди-

нений») // Собрание законодательства РФ от 03.07.1995. № 27. Ст. 2503; Собрание законодательства РФ от 08.04.2013. № 14. Ст. 1664.

7. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций») // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. № 3. Ст. 145; Собрание законодательства РФ от 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4237.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Федеральный закон от 30 декабря 2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (в ред. от 21.11.2011 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Собрание законодательства РФ от 01.01.2007. № 1 (1 ч.). Ст. 38; Собрание законодательства РФ от 28.11.2011. № 48. Ст. 6729.

9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.05.2014 № 102-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре») // «Российская газета», № 248, 17.11.1992; Собрание законодательства РФ от 12.05.2014. № 19. Ст. 2307.

10. Закон города Москвы «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» от 12.07.2006 № 38 (ред. от 15. 05.2013 № 23) // Вестник Мэра и Правительства Москвы № 43. 02.08.2006; Вестник Мэра и Правительства Москвы № 32. 11.06.2013.

11. Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. — М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012. — 158 с.

12. Гриднева О.В. Грант — один из источников формирования имущества некоммерческих организаций // Российский судья. 2006. № 12. С.24-28.

13. Зеко Л.Ю., Роль государства в обеспечении свободы предпринимательской деятельности в РФ // Бизнес в законе, № 1. 2015. С. 80-83.

14. Островский Л.И., Система показателей оценки стоимости объектов государственной собственности // Бизнес в законе, № 1. 2015. С. 256-262.

15. Предпринимательское право: конспект лекций / под ред. О.В. Ефимовой — 3 -е изд., испр. и доп. — Сер. Хочу все знать. — М.: Изд-во «Юрайт»., 2011. С. 23.

16. Ситдикова Л.Б. Проблемы возмездного оказания публичных услуг (гражданско- правовой аспект) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С.90-96.

17. Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. №2. С.31-34.

8. Словарь — справочник по гражданскому законодательству / Под ред. Тихомирова М. М., 1996. 398 с.

19. Сойфер Т.В. Право собственности некоммерческих организаций: некоторые особенности режима // Адвокат. 2012. № 2.

20. Сунгатуллина Л.А., Функции участников саморегулируемых организаций // Бизнес в законе №1. 2015. С. 45-49.

21. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991. 240 с.

22. Трофимова И.А. Государственно-правовое регулирование охраны частной собственности на землю. Монография. — М., 2010. С.110.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гридневой О.В. «Право собственности некоммерческих организаций: общая характеристика» Рецензируемая статья посвящена способам приобретения права собственности некоммерческих организаций, в ней рассматривается содержание субъективного права собственности, а также нормативно-правовая база приобретения права собственности некоммерческих организаций. Актуальность темы обусловлена, по мнению ее автора, следующим. Как юридическое лицо любая некоммерческая организация имеет свою собственность. Степень значения имущественной обособленности для некоммерческих организаций отдельных видов неодинакова, находится в прямой зависимости от целей их создания и избранных методов деятельности. Для одних организаций наличие имущества является основополагающим, поскольку без его формирования и использования в определенных направлениях их задачи в принципе не могут быть решены.

Данная тематика в правовой литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ, посвященных исследованию этого института недостаточно, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.

Данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о праве собственности некоммерческих организаций, а также с учетом того, что многие аспекты получили надлежащее законодательное урегулирование совсем недавно. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной статьи должна быть отнесена к числу актуальных проблем, представляющая несомненный научный, практический интерес.

По итогам работы автор считает, что право собственности некоммерческих организаций это широкое по содержанию вещное право, которое дает своему обладателю достаточные возможности использования принадлежащего ему имущества для достижения поставленных целей.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент: к.ю.н., доцент

Ленковская Р. Р.

6. Право собственности некоммерческих организаций

Закон подчеркивает, что некоммерческие юридические лица допускаются в имущественный (гражданский) оборот со строго целевым назначением, предусмотренным их уставами. Поэтому они обладают целевой правоспособностью и могут использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения тех целей, которые прямо предусмотрены их учредительными документами (п.

4 ст. 213 ГК). В этом смысле некоммерческие организации, будучи частными собственниками, тем не менее в большей степени ограничены в своих возможностях, нежели иные частные собственники.
Участники таких организаций не имеют не только вещных, но и никаких иных прав на их имущество, а в случае ликвидации созданных ими некоммерческих организаций не получают даже права на ликвидационную квоту . Соответствующий остаток имущества может быть использован в целях, прямо указанных в их учредительных документах или в законе.
———————————
Исключение в этом отношении составляют некоммерческие партнерства, участники которых могут получать при выходе из такой организации часть ее имущества (в пределах стоимости своего первоначального взноса, кроме членских взносов) и вправе претендовать на ликвидационную квоту (в тех же пределах), если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства (п. 3 ст. 8, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 1998. N 48. Ст. 5849; 1999. N 28. Ст. 3473; 2002. N 12. Ст. 1093; N 52 (часть II). Ст. 5141; 2003. N 52 (часть II). Ст. 5031 (далее — Закон о некоммерческих организациях)). В этом отражается преимущественно предпринимательский (коммерческий) характер деятельности такого рода организаций, заставляющий сомневаться в их некоммерческой природе.
Некоммерческие организации могут иметь в своей частной собственности недвижимость в виде зданий, сооружений, жилищного фонда и земельных участков, а также различное движимое имущество (оборудование, транспортные средства, различные объекты производственного, социально-культурного и благотворительного назначения, деньги и ценные бумаги). Объектами их собственности является имущество созданных ими учреждений.
В рамках своих уставных задач (целей деятельности) они вправе осуществлять приносящее прибыль производство товаров или оказание услуг, быть участниками хозяйственных обществ (и вкладчиками в товариществах на вере), а также создавать другие некоммерческие организации. Профсоюзам предоставлено право учреждать банки , а общественным объединениям — участвовать в хозяйственных товариществах . Лишь ассоциации и союзы юридических лиц, в том числе объединения коммерческих и некоммерческих организаций, не вправе осуществлять никакую предпринимательскую деятельность непосредственно от своего имени (п. 1 ст. 121 ГК).
———————————
См. п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029, 3033; 2003. N 27 (часть I). Ст. 2700; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711.
См. п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 27 (часть II). Ст. 2708 (далее — Закон о благотворительной деятельности).
Однако никакие некоммерческие организации не вправе распределять доходы (прибыль), полученные от допускаемой для них предпринимательской деятельности, между своими участниками (членами). Более того, целевой характер их деятельности требует строгого соответствия между указанными в учредительных документах задачами и характером участия в имущественном обороте. Поэтому, например, право некоммерческих организаций на учреждение хозяйственных обществ и товариществ по смыслу Закона должно ограничиваться возможностью создания ими средств массовой информации и других пропагандистско-информационных предприятий, предприятий культурно-зрелищного и тому подобного характера, тогда как участвовать в качестве акционеров они, очевидно, могут практически в любых акционерных обществах.
Законом могут устанавливаться специальные (дополнительные) ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов и на источники их доходов. Так, благотворительным организациям разрешено создавать хозяйственные общества только как «компании одного лица», ибо они не могут участвовать там совместно с другими лицами . Они обязаны также в течение одного года использовать на благотворительные цели не менее 80% переданных им денежных пожертвований и все пожертвования в натуральной форме (п. 4 ст. 16 Закона о благотворительной деятельности).
———————————
См. ст. 37 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711 (далее — Закон об общественных объединениях).
Для некоторых некоммерческих организаций законом установлена обязанность публичного ведения дел, т.е. периодической (ежегодной) публикации для всеобщего сведения отчетов об использовании своего имущества либо обеспечения к ним открытого доступа. Такая обязанность прямо предусмотрена для всех фондов, общественных объединений и благотворительных организаций (п. 2 ст. 118 ГК; ст. 29 Закона об общественных объединениях; ст. 19 Закона о благотворительной деятельности), участие которых в имущественном обороте по общему правилу должно преследовать общеполезные (в этом смысле — публичные, а не частные) цели.
В установленных законом случаях некоторые виды имущества, принадлежащего некоммерческим организациям, могут получать специальный правовой режим. Таков, например, режим находящегося в собственности религиозных организаций движимого и недвижимого имущества богослужебного назначения. На данное имущество не может быть обращено взыскание кредиторов религиозных организаций .
———————————
См. п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711. Подробнее см.: Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М., 1999. С. 180 — 181 и сл.
Дополнительная литература
Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002.
Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный) / Под ред. В.В. Залесского. М., 1998.
Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный) / Под ред. Г.С. Шапкиной. 3-е изд. М., 2002.
Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. 2-е изд. М., 2001.
Корнеев С.М., Крашенинников П.В. Приватизация жилищного фонда. Законодательство и практика. М., 1996.
Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М., 2004.

Имущество некоммерческих организаций

Для осуществления уставной деятельности некоммерческая организация должна располагать определенным набором экономических ресурсов, используемых для производства социальных благ. Имущество некоммерческой организации составляет его экономическую основу. Имущество некоммерческой организации обеспечивает возможность решения сю уставных задач при осуществлении основной и приносящей доход деятельности, определенную экономическую самостоятельность организации. Без наличия определенного имущества некоммерческие организации нс могут осуществлять свою деятельность.

Имущество некоммерческой организации формируется в момент ее создания и указывается в ее учредительных документах. В уставе или учредительном договоре отражаются состав, структура и условия передачи учредителями имущества, а также порядок использования имущества в случае ее ликвидации. В соответствии с учредительными документами, некоммерческая организация может получить от учредителей (участников, собственников имущества) земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, транспортные средства, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Таким образом, первоначально имущество некоммерческой организации создается за счет средств учредителей (участников, собственников имущества) – граждан; организаций различных организационно-правовых форм, в том числе иностранных; органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетными фондами.

Состав имущества некоммерческих организаций

Имущество некоммерческой организации может включать следующие виды:

  • – недвижимое имущество;
  • – движимое имущество;
  • – особо ценное движимое имущество;
  • – государственное (муниципальное) имущество.

Порядок отнесения имущества к недвижимому и движимому определен ГК РФ.

К недвижимому имуществу относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты капитального строительства и все то, что прочно связано (и неразделимо) с землей.

К движимому имуществу относятся денежные средства в кассе или на расчетных и валютных счетах, ценные бумаги, транспортные средства, а также паи, вклады, доли в капитале, музейные предметы и коллекции и пр.

Амортизация движимого и недвижимого имущества некоммерческих организаций. Движимое и недвижимое имущество, как правило, является амортизируемым имуществом, его стоимость погашается путем начисления амортизации. Начисление амортизации может осуществляться при условии, что амортизируемое имущество находится в собственности некоммерческой организации, отражается в финансовой отчетности, используется для извлечения дохода. В соответствии с этим в некоммерческих организациях начисление амортизации производится только по движимому и недвижимому имуществу, используемому в деятельности, приносящей доход.

Амортизация – это процесс перенесения первоначальной стоимости амортизируемого имущества (основных средств, части нематериальных активов) по мере физического и морального износа на стоимость производимых товаров, работ, услуг.

Амортизационные отчисления – это ежемесячная сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, определяемая на основе балансовой стоимости амортизируемых объектов и установленных норм амортизации по амортизационным группам основных средств.

Амортизационные группы – это группы, в соответствии с которыми классифицировало амортизируемое имущество для целей начисления амортизации (всего десять групп).

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Для осуществления уставной деятельности некоммерческая организация может арендовать основные средства. Если с согласия арендодателя проводится их капитальный ремонт в виде неотделимых улучшений, то некоммерческая организация производит начисление амортизации по капитальным вложениям в форме неотделимых улучшений в объекты основных средств, полученных в аренду.

Кроме амортизируемого имущества, в некоммерческих организациях существуют объекты, по которым амортизация не начисляется.

Не подлежат амортизации (по ним не начисляется амортизация): земля, вода, недра и другие природные ресурсы; основное и вспомогательное сырье, топливо, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Не начисляется амортизация по имуществу бюджетных учреждений, полученному от учредителей в качестве взноса. Вместе с тем если имущество было приобретено бюджетным учреждением для осуществления приносящей доход деятельности и используется для этой деятельности, то по нему амортизация начисляется в соответствии с установленными правилами.

Не начисляется амортизация по имуществу некоммерческих организаций, которое было получено в виде целевых поступлений или приобретено за счет средств целевых поступлений и используется для осуществления основной деятельности.

Не подлежит амортизации имущество некоммерческой организации, приобретенное на бюджетные средства целевого финансирования.

В некоммерческих организациях нс амортизируются объекты внешнего благоустройства, к которым относятся объекты лесного и дорожного хозяйства, финансирование сооружения которых осуществлялось на средства бюджетного или иного целевого финансирования.

Не амортизируются приобретенные книги, брошюры, произведения искусства.

Особо ценное движимое имущество является характерным видом имущества таких некоммерческих организаций, как бюджетные учреждения.

Критерии отнесения движимого имущества к особо ценному движимому имуществу определены ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

При этом виды особо ценного имущества могут определяться, например, отдельными федеральными органами исполнительной власти или в порядке, установленном местной администрацией (в отношении муниципальных бюджетных учреждений). Аналогичные требования также предъявляются к особо ценному имуществу автономного учреждения (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Перечень особо ценного имущества утверждается, в частности, Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минтрансом России и т.д.

Требования к особо ценному имуществу в бюджетных и автономных организациях представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Виды особо ценного имущества бюджетных и автономных учреждений

Вид организации

Категория отнесения движимого имущества к особо ценному

Орган (или документ), устанавливающий данную категорию имущества

Федеральные бюджетные или автономные учреждения

Стоимость имущества от 200 000 до 500 000 руб.

Федеральный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя

Автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетные учреждения субъекта РФ

Стоимость имущества от 50 000 до 500 000 руб.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Стоимость имущества в интервале, установленном нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, с соблюдением указанных ограничений (50 000 до 500 000 руб.)

Государственные органы субъекта РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, если такое право будет предоставлено высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ

Автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальные бюджетные учреждения

Стоимость имущества от 50 000 до 200 000 руб.

Местная администрация

Стоимость имущества в интервале, установленном нормативно-правовым актом местной администрации, с соблюдением указанных ограничений (от 50 000 до 200 000 руб.)

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений, если такое право будет предоставлено местной администрацией

Для всех

Движимое имущество, без которого осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества

Соответствующий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация

Для всех

Имущество, отчуждение которого возможно только в особом порядке (например, музейные коллекции, предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда, документы Архивного фонда)

Нормативно-правовые акты РФ

В управлении особо ценным движимым имуществом бюджетных учреждений существуют ограничения, касающиеся возможности распоряжения этим имуществом. Так, бюджетное учреждение не может самостоятельно распоряжаться этим имуществом, не получив согласие учредителя.

В соответствии с российским законодательством, на особо ценное движимое имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения.

Вместе с тем расходы но содержанию особо цепного движимого имущества компенсируются бюджетному учреждению за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Однако все перечисленные ограничения не относятся к движимому имуществу, приобретенному бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности.

В соответствии с письмом Минфина России от 18.11.2011 № 02-03- 10/5026, приобретенное бюджетным или автономным учреждением имущество за счет средств от приносящей доход деятельности должно быть отнесено к особо ценному движимому имуществу.

Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному имуществу, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначения.

Под балансовой стоимостью (англ. carrying amount, book value) понимается сумма, по которой актив отражается в бухгалтерском балансе организации. Балансовая стоимость имущества некоммерческой организации означает первоначальную стоимость имущества за минусом начисленной амортизации.

  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 10.03.2011 № 31 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минкомсвязи России, Роскомнадзору, Россвязи и Роспечати».
  • Приказ Минкультуры России от 28.04.2011 № «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник “Родина В. И. Ленина»» учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества»; приказ Минкультуры России от 06.04.2011 № 327 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры “Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова” учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества»; приказ Минкультуры России от 06.04.2011 № 328 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры “Национальный филармонический оркестр России» учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества».
  • Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 37 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных и бюджетных учреждений в сфере транспорта».

§ 4. Право собственности коммерческих организаций

1. Субъекты права собственности. К коммерческим организациям, у которых имущество находится в собственности, относятся хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью), товарищества (полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества)), а также производственные кооперативы. Участники таких юридических лиц не имеют права собственности на имущество, внесенное при образовании имущества юридического лица, а имеют лишь обязательственные права требования в отношении этого юридического лица.

Указанные коммерческие организации обладают общей правоспособностью и поэтому могут использовать свое имущество в любых целях, не запрещенных законом. В том случае, если правоспособность коммерческой организации специально ограничена законом или учредительными документами такой организации, ее имущество может использоваться только в целях, определенных законом или учредительными документами.

Коммерческие организации по сравнению с иными юридическими лицами ограничены в праве распоряжения своим имуществом посредством дарения. В соответствии с п. 4 ст. 575 ГК запрещается дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ. Это правило относится и к индивидуальным предпринимателям, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

2. Уставный (складочный) капитал коммерческих организаций. Пункт 1 ст. 66 ГК определяет хозяйственные общества и товарищества как коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Основная особенность «внутренних» отношений собственности коммерческих организаций заключается в том, что в составе их имущества всегда условно выделяется некая минимальная часть (уставный или складочный капитал), которая предназначена гарантировать удовлетворение возможных претензий кредиторов. Это делается для защиты интересов кредиторов коммерческих организаций, деятельность которых связана с предпринимательским риском. Законодательство в связи с этим устанавливает минимальные размеры уставных (складочных) капиталов коммерческих организаций при их учреждении, а также требует поддержания таких капиталов в размерах не ниже стоимости чистых активов <1> в течение всего периода деятельности организации. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Более того, если стоимость указанных активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

<1> То есть активов, свободных от долгов. Стоимость чистых активов определяется путем вычитания из суммы активов суммы пассивов (обязательств). См., например: Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России от 29 января 2003 г. N 10н // БНА РФ. 2003. N 18.

Для закрытых акционерных обществ и для обществ с ограниченной ответственностью минимальный размер уставного капитала составляет не менее 100 МРОТ, установленных законом на дату регистрации общества (или 10 тыс. руб.), для открытых акционерных обществ — не менее 1000 МРОТ (или 100 тыс. руб.).

В соответствии с п. 6 ст. 66 ГК вкладом в уставный капитал коммерческой организации может быть любое имущество, имеющее денежную оценку. Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и лишь в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Под экспертной проверкой в данном случае понимается оценка стоимости вносимых вкладов независимыми оценщиками, действующими в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» <1>. Такая оценка требуется при внесении в уставный капитал обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью неденежных вкладов в случае, если номинальная стоимость доли, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ (п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Для акционерных обществ установлены более жесткие требования: независимый оценщик должен привлекаться во всех случаях оплаты акций неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах). В случаях, когда требуется привлечение независимого оценщика, денежная оценка учредителями (участниками) вклада не может быть выше величины, установленной оценщиком.

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

Уставный (складочный) капитал необходимо отличать от понятия «имущество» коммерческой организации. Уставный (складочный) капитал представляет собой условную величину, складывающуюся из стоимости (т.е. денежной оценки) вкладов участников. Имущество включает все вещи, находящиеся в собственности юридического лица, а также имущество, принадлежащее юридическому лицу на ином праве (например, имущественные права требования, денежные средства на счетах в банках, права аренды, исключительные права на использование объектов интеллектуальной собственности). Имущество коммерческой организации формируется за счет вкладов участников, а также за счет хозяйственной деятельности организации.

При учреждении общества или товарищества все их имущество состоит из уставного (складочного) капитала, который образуется за счет вкладов учредителей. В этом смысле как раз и говорят о том, что уставный (складочный) капитал является «стартовым». Однако в дальнейшем происходит «отрыв» уставного капитала от имущественного содержания, и все его существование проявляется лишь в записях по балансу юридического лица, в пассиве которого и отражена номинальная сумма уставного (складочного) капитала. В момент учреждения организации имущество, вносимое в уставный капитал, отражается методом двойной записи как в активе, так и в пассиве баланса, что наглядно показывает разницу между уставным капиталом (условной величиной) и имуществом как таковым. В момент учреждения стоимость уставного капитала и стоимость «чистых» активов одинаковы. В дальнейшем происходит постоянное изменение стоимости реального имущества (активов) по сравнению с номинальной стоимостью уставного (складочного) капитала, отраженной в пассиве баланса.

3. Доли в уставном капитале и вклады в имущество. Подобно тому, как уставный капитал не тождествен понятию имущества, так и доля в уставном (складочном) капитале не тождественна вкладу. Так как уставный (складочный) капитал — условная величина, то и доля в нем является не долей в имуществе общества или товарищества и не долей в праве общей долевой собственности на общее имущество участников, а лишь условной величиной, цифрой, арифметически выражающей объем требований участника к обществу или товариществу. В отличие от доли «вклад» является непосредственно тем имуществом, которое вносится в уставный (складочный) капитал. Вклад, внесенный участником, подлежит обязательной денежной оценке. В результате такой оценки определяются размер и стоимость доли участника в уставном (складочном) капитале, но не в имуществе общества и тем более не в праве собственности на общее имущество. Так, в полном товариществе прибыль и убытки товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не установлено учредительным договором. В акционерном законодательстве выражением доли участника является номинальная стоимость акции; из совокупности номинальных стоимостей складывается уставный капитал. При ликвидации общества (товарищества) размер доли служит тем критерием, в соответствии с которым определяется часть имущества, причитающаяся участнику после расчетов юридического лица с кредиторами.

Таким образом, вклад как имущество лишь при его внесении совпадает с долей в уставном капитале; в дальнейшем доля «отрывается» от имущественного содержания и превращается в условную величину, служащую в каждом конкретном случае критерием определения объема тех или иных требований участника к юридическому лицу.

Наиболее ярко видна разница между вкладом и долей при рассмотрении права выхода участника общества с ограниченной или дополнительной ответственностью из общества, полного товарища из товарищества, а также вкладчика-коммандитиста из товарищества на вере. Так, при выходе полного товарища ему выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующей его доле в складочном капитале (п. 1 ст. 78 ГК). Например, если доля выбывающего участника в складочном капитале составляет одну треть, то этой доле будет соответствовать одна треть имущества товарищества и выплате подлежит стоимость этой одной третьей части. Аналогичным образом решается вопрос и при выходе участника из общества с ограниченной ответственностью (ст. 94 ГК). В отличие от этого, выбывшие вкладчики товарищества на вере и акционеры АО не имеют права на получение части имущества, соответствующей доле в уставном (складочном) капитале. Так, подп. 3 п. 2 ст. 85 ГК прямо устанавливает, что вкладчик по окончании финансового года вправе выйти из товарищества и получить лишь свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором. Право на получение имущества товарищества, пропорционального размеру вклада, у вкладчика отсутствует. Акционер может выйти из общества только путем продажи или иного отчуждения своей акции. Никаких прав на имущество АО у него не имеется. При этом, даже если акционер продает акцию самому обществу, он получает лишь ее рыночную стоимость, а не часть имущества, соответствующую размеру его доли (акции) в уставном капитале общества. Вкладчики и акционеры имеют право на распределение всего имущества лишь при ликвидации общества, когда имущество распределяется между всеми участниками пропорционально их долям в складочном капитале или пропорционально номинальной стоимости их акций.

От вкладов (взносов) в уставный капитал следует отличать вклады в имущество общества с ограниченной ответственностью. Разница заключается в том, что вклады в имущество не влияют на размер уставного капитала и на объем прав участников, вносящих такие вклады. Участники взамен внесения вкладов не получают каких-либо обязательственных прав в отношении общества. Как правило, такие вклады делаются участниками в размере, пропорциональном их долям в уставном капитале, с целью поправить финансовое положение общества и по сути своей являются формой финансовой помощи участников обществу <1>. Вклад в уставный капитал также является вкладом в имущество, но он учитывается как часть уставного капитала и поэтому непосредственно влияет на его размер и на объем прав участников.

<1> См. ст. 27 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Право собственности некоммерческих организаций

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8

В зависимости от прав участников в отношении имущества юридического лица все некоммерческие организации согласно п. 3 ст. 44 ГК можно разделить на три группы:

1. Некоммерческие организации, в отношении имущества которых их участники имеют обязательственные права. Примером такой некоммерческой организации является потребительский кооператив (ЖСК, гаражные, дачные кооперативы и т.д.). Имущество кооператива состоит из паевого фонда, образуемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Согласно п. 2 ст. 116 ГК устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в статье, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов.

При выбытии члена кооператива паевой взнос ему возвращается, в случае смерти взнос наследуется

Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом в пользование, приобретают право собственности на указанное имущество с момента регистрации этого права в установленном порядке (п. 4 ст. 219 ГК).

2. Некоммерческие организации, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (например, государственные объединения и учреждения). Так, согласно ст. 123-3 ГК имущество государственного объединения находится в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. В уставе государственного объединения должны быть определены порядок и источники формирования имущества государственного объединения.

Учреждение имеет имущество, преданное собственником, на праве оперативного управления (ст. 277 ГК). Согласно ст. 279 ГК учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством.


3. Некоммерческие организации, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (например, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), а также иные некоммерческие организации. Доходы, прибыль и иное имущество таких организаций не могут распределяться между ее членами и используются только для выполнения уставных задач.

Поэтому участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы (ст. 117 ГК). Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда (п. 1 ст. 118 ГК). К примеру, имущество такой некоммерческой организации как торгово-промышленной палата находится в ее собственности и члены торгово-промышленной палаты утрачивают права на имущество, переданное торгово-промышленной палате в качестве вступительных и членских взносов (ст. 8 Закона «О торгово- промышленной палате»).

Основным источником формирования имущества некоммерческих организаций данной группы являются вступительные и членские взносы учредителей (участников). Другими источниками являются также поступления от проводимых в соответствии с уставными документами мероприятий, доходы, получаемые от осуществляемой предпринимательской деятельности, и иные не запрещенные законодательством поступления. Причем данные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Имущество, оставшееся после ликвидации некоммерческих организаций данной группы, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется, как правило, на цели, для достижения которых они были созданы (например, п. 5 ст. 214 ГК; п. 4 ст. 119 ГК; ст. 10 Закона «О торгово-промышленной палате»).

ТЕМА 6 ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

6.1 Общие положения права государственной собственности

6.2 Осуществление права собственности Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами

Литература:

Общие положения права государственной собственности

До недавнего времени государственная форма собственности превалировала, и законодательство советского периода закрепляло государственную собственность в качестве основной формы социалистической собственности. В свою очередь ст. 13 Конституции Республики Беларусь провозгласила предоставление государством всем равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности.

Наличие государственной собственности объективно необходимо в целях обеспечения национальной безопасности, обороноспособности страны и реализации других публичных интересов.

Согласно ст. 215 ГК государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Круг объектов государственной собственности весьма обширен. Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства» закрепляет следующие объекты, находящиеся в собственности Республики Беларусь: природные ресурсы (земли сельскохозяйственного назначения; недра; воды; леса и др.); военное имущество (военное имущество, находящееся в оперативном управлении воинских частей и соединений; боевая военная и специальная техника и др.); химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии) и т.д.

Такие объекты имеют специальный правовой режим и находятся на учете (внесены в специальный реестр). Круг объектов коммунальной собственности несколько уже. В ее состав не могут входить объекты, находящиеся исключительно в собственности Республики Беларусь.

Республиканская собственность, состоит из, во-первых, казны Республики Беларусь; во-вторых, имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами.

В свою очередь казну Республики Беларусь составляют: средства республиканского бюджета; золотовалютные резервы; другие объекты, находящиеся только в собственности государства; иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами.

Коммунальная собственность состоит, во-первых, из казны административно-территориальной единицы; во-вторых, из имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами.

Казну административно-территориальной единицы составляют: средства местного бюджета; иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами (например, имущество местных органов государственной власти, жилищный фонд).

Основания приобретения права государственной собственности: общие основания приобретения права собственности, закрепленные главой 14 Гражданского кодекса; специальные основания, присущие исключительно государству: конфискация (ст. 244 ГК), реквизиция (ст. 243 ГК), национализация (ст. 245 ГК), невостребованные в установленный срок находка (ст. 229 ГК), безнадзорные животные (ст. 231 ГК), обнаружение клада, содержащего материальные объекты, соответствующие одному из критериев для присвоения им статуса историко-культурной ценности (п. 2 ст. 234 ГК).

Основания прекращения права государственной собственности: общие основания прекращения права собственности, закрепленные главой 15 Гражданского кодекса; в качестве специальных способов можно назвать приватизацию − переход имущества из государственной собственности в частную в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством (ст. 218 ГК).

15. Некоммерческие организации

Некоммерческие организации могут создаваться в форме: общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Общественное объединение — создаваемое по инициативе граждан, объединяющихся в силу общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, некоммерческое, добровольное, самоуправляемое формирование.

Религиозное объединение — добровольное объединение совершеннолетних граждан, создаваемое для совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания, а также для совместного исповедания и распространения веры. Религиозное объединение численностью не менее 10 человек пользуется правами юридического лица с момента государственной регистрации его устава.

Фонд — создаваемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая социальные, культурные, образовательные, благотворительные и другие общественно полезные цели.

Некоммерческое партнерство — некоммерческая организация, основанная на членстве учредивших ее граждан и (или) юридических лиц, для содействия деятельности, присущей членам партнерства и не направленной на извлечение прибыли от нее.

Автономная некоммерческая организация — создаваемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, не имеющая членства некоммерческая организация, предоставляющая услуги в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и иных услуг.

Учреждения — юридические лица, создаваемые собственником закрепляемого за ними имущества для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые собственником полностью или частично.

Особенностями учреждений являются следующие:

1) создаются по воле собственника имущества;

2) правоспособность ограничена некоммерческими целями деятельности, т. е. они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей;

3) имущество принадлежит на праве оперативного управления;

4) собственник имущества вправе изъять все имущество или его часть;

5) ответственность по долгам учреждение несет только имеющимися у него денежными средствами (обращение взыскания на имущество учреждения в натуре не допускается);

6) при недостаточности денежных средств учреждения для покрытия его долгов к субсидиарной ответственности может быть привлечен собственник имущества. Реорганизация и ликвидация учреждения производятся по решению собственника имущества. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его собственнику.

Потребительские кооперативы — это юридические лица, образуемые путем добровольного объединения граждан и (или) юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников с помощью сложения его членами имущественных паевых взносов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *