Субсидии на сельское хозяйство

Содержание

Фермерское хозяйство: виды деятельности

Существует несколько классификаций направлений деятельности в фермерском хозяйстве. И прежде чем инициировать процедуру получения субсидии начинающему фермеру, предстоит ознакомиться с каждой категорией работ. В зависимости от выбранной направленности и будет зависеть получение дотаций и грантов.

Различают такие виды сельхоз производств:

  • работа по хранению готовой продукции;
  • реализация результатов;
  • транспортировка;
  • переработка и производство продуктов.

Также допускается такое распределение в зависимости от территориального положения будущего предприятия:

  • размещение на границах населенных пунктов;
  • организация в рамках уже существующего фермерства;
  • обособленная постройка под ключ;
  • формирование обширного производства вдали от населенных пунктов с большим видом работ.

В зависимости от типов работ можно определить такие разновидности фермерских хозяйств:

  • разведение лошадей;
  • выращивание птицы;
  • разведений коров, коз, свиней;
  • возделывание земель для взращивания овощей;
  • взращивание зерновых культур;
  • развод картофеля;
  • пчеловодство;
  • рыболовство;
  • выращивание фруктов и ягод.

Но субсидии фермерам в 2019 году будут предоставляться по следующим направлениям:

  • оплата затрат на удобрения;
  • компенсация закупки сельскохозяйственных животных;
  • финансовые вложения в счет улучшения производства;
  • частичная оплата строительных работ;
  • компенсация аренды;
  • покрытие затрат на обустройство готовых территорий.

Программа «Начинающий фермер»

Согласно статистическим сведеньям больше трети результатов фермерского производства – это заслуга маленьких сельхоз хозяйств. Поэтому в 2019 году Минсельхоз решило увеличить суммы субсидий. Также возрос список целей, на которые может быть потрачен грант «Начинающий фермер».

Размер перечисления и условия для получения гранта «Начинающий фермер»

В текущем году предусмотрено два целевых направления, которые покрываются средствами из государственного бюджета. Гранты начинающим фермерам и единовременная выплата в 2019 году пойдут на:

  • улучшение бытовых условий;
  • модернизацию хозяйства.

Таблица № 1 «Направления реализации Программы»

Модернизация Улучшение быта
Сумма дотаций От 1 500 000 до 3 000 000 рублей Максимум 250 000 рублей
Цели использования
  • приобретение земель, животных, транспорта, оборудования;
  • проектирование дальнейших построек;
  • ремонт производственных помещений;
  • покупка семян и удобрений;
  • улучшение коммуникаций.
  • приобретение грузового транспорта или жилья;
  • ремонт жилого помещения;
  • погашение кредитного займа на покупку недвижимости;
  • подключение к коммуникациям ЖКХ.

Льготы начинающим фермерам в 2019 году смогут быть предоставлены только после соблюдения следующих условий:

  • субсидии малому бизнесу от государства в 2019 году;
  • опыт работы в сфере сельхоз производств свыше десяти лет;
  • высшее образование в этой области;
  • рекомендательные письма с мест предыдущего трудоустройства;
  • насыщенный и толковый бизнес-план;
  • возможность самостоятельного вложения средств (оплата хотя бы десятой части затрат);
  • опыт предпринимательства до двух лет;
  • подтверждение источников реализации продукции.

Важно! Выбранный тип фермерства должен быть актуальным для региона. А также предстоит доказать востребованность будущего предприятия.

Программа «Семейная животноводческая ферма»

Есть еще одна возможность, как стать фермером с нуля, получив субсидии от государства. Это организация производства, в котором трудятся лица, связанные узами родства. При наличии животных более сотни голов, разрешено привлекать посторонних рабочих. Но только сезонных или временных трудящихся, и в количестве не больше пяти человек.

Размер перечисления и условия предоставления

Согласно требованиям, максимальная помощь малому бизнесу от государства в 2019 году не может превышать 30 000 000 рублей. И предоставляемая льгота должна покрывать до 60% всех расходов. Остальные 40% – это вложения самого фермера. И минимум четвертая часть от этой суммы должна быть в наличии, оставшиеся 30% – деньги кредита.

Подробнее в статье: Кредиты фермерам в Россельхозбанке 2019

Но граничные размеры субсидии для начинающих фермеров зависят от возможностей региона, например в Алтайском Крае – это максимум 3 миллиона рублей. К главным требованиям, которые обязательны для получения гранта, относятся:

  • участники должны быть родственниками;
  • обязательно гражданство России всех лиц и прописка в регионе;
  • самостоятельное участие в ведении бизнеса;
  • у семьи уже есть предприятие, которое функционирует больше 12 месяцев;
  • до этого субсидии не получались.

Как составить бизнес-план

Субсидирование фермерских хозяйств, как уже было сказано выше, происходит конкретными денежными суммами. Это объем средств, необходимый для развития сельхоз предприятия с целью получения дальнейшей выгоды, как для самого фермера, так и для инвестора, то есть государства.

Порядок предоставления дотаций исключает возможности нецелевого использования денежных средств. И, кроме того, что получатели финансов обязаны сохранять квитанции по использованным суммам, еще и требуется предварительный план расходов. На практике такой документ именуется бизнес-планом.

Основная задача планирования – это расчет возможных затрат, размеров будущей выгоды и способов ее достижения. Знакомясь с предоставленными бумагами, государственные органы оценивают целесообразность предприятия и необходимость вложения средств в его развитие. Для самого фермера, желающего получить пособие, толковый бизнес-план является гарантией удовлетворения прошения.

Подробнее в статье: Бизнес-план для получения субсидии от центра занятости

При составлении документа нужно использовать такие разделы:

  • титульный лист – это страница, которая содержит наименование фермерского хозяйства, направление его деятельности, расположение и период реализации Программы;
  • резюме – это основная часть документа, которая должна содержать подробное описание проекта, его преимущества перед конкурентами, пути воплощения и размеры потенциальной выгоды для всех участников;
  • установка целей – детально описываются пути реализации Программы и возможные затраты на каждый пункт;
  • финансовые затраты – данный раздел предстоит составлять особо тщательно, поскольку инвесторам важно понимать целесообразность вложений и сроки возврата денег.

Самое главное – это привлечь внимание, поскольку субсидии Минсельхоза начинающим фермерам даются выборочно. Очень важно доступно показать свои преимущества и возможности перед конкурентами.

Как получить грант начинающему фермеру

Рассмотрением обращений претендентов занимаются специально созданные комиссии на базе региональных центров Минсельхоза. Поэтому с заявлением и полным пакетом сопутствующих документов предстоит обращаться именно туда. Но прежде лучше самостоятельно ознакомиться к требованиям к кандидатам, а также условиям проведения конкурса.

Как правило, сроки конкурса не ограничиваются, но могут быть индивидуальные ограничения. После подачи документов комиссия знакомится со всеми бумагами и принимает решение. При согласии выделить деньги, финансовые средства поступают на банковский счет фермера в течение пяти суток.

Если же был получен отказ, то есть возможность повторного обращения к Комиссии после устранения указанных недостатков. Количество обращений не ограничивается и можно подать заявку в любой момент.

Теги: Поделиться:

Как работает сайт?

Пользователь задает
вопрос на сайте Вопрос поступает
дежурному юристу Вопрос обрабатывается:
определяется его тематика,
анализ вопроса, поиск ответа Решение проблем
пользователя — это ответ на
его вопрос Юрист связывается
с пользователем и
предоставляет ему
консультацию

Общая информация

Грант на развитие сельского хозяйства — это определенная сумма, которую государство из федерального бюджета выделяет в пользу фермера.

При этом существует несколько видов субсидирования, каждый из которых является целевым.

Потратить полученные от государства дотации на что-то, не входящее в целевые рамки, невозможно.

Фермеры отчитываются о затратах, тем самым подтверждая, на что именно были израсходованы деньги.

Скачать и распечатать бесплатно

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717

Виды грантов

Субсидии сельскому хозяйству существуют по нескольким направлениям:

  • компенсация средств за удобрения;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • средства для приобретения земли, подведения коммуникационных сетей, строительства сельскохозяйственных объектов (например, свиноферма);
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату).

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.

Как получить помощь

Существуют определенные требования, которые предъявляются к начинающим фермерам.

Если человек или семья не подходят хотя бы по одному из них, то получить грант невозможно.

Государство финансирует только тех, кто может принести пользу обществу и внутреннему рынку.

Основные требования

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

  1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
  2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств.
  3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
  4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
  5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

Требования к кандидатам

Помимо описанных выше требований, существует еще ряд обязательных условий. К ним относятся:

  • наличие гражданства РФ у претендента;
  • опыт работы в сфере сельского хозяйства (как минимум 3 года по любому из направлений);
  • не получение помощи от государства по данному направлению;
  • проживание в том районе, в котором будет располагаться крестьянское фермерское хозяйство.

Фактически человек может проработать 5 лет трактористом, а затем начать развивать сельское хозяйство в качестве фермера. Опыт работы пойдет в зачет при рассмотрении документов проверяющей комиссией.

Отбор по конкурсу

Рассмотрением документов занимается специальная комиссия, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.

Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.

Документы

Субсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям.

К таким документам относятся:

  • заявление на участие (заполняется непосредственно при подаче документов);
  • копия паспорта (все заполненные страницы);
  • копия диплома;
  • свидетельство о регистрации в качестве крестьянского фермерского хозяйства (постановка в налоговом органе на учет осуществляется в течение 14 календарных дней);
  • бизнес-план (составить можно самостоятельно или с привлечением сторонних организаций);
  • соглашение на проверку, обработку и хранение персональный данных;
  • рекомендательные письма от муниципалитета при наличии;
  • соглашение о реализации и сбыте готовой продукции.

При отсутствии каких-либо документов комиссия не примет к рассмотрению заявление, участие в конкурсе будет аннулировано.

Повторно подать документы можно в любой момент. Поэтому если с первого раза заявка не прошла отбор, то не запрещается подача в удобное время после коррекции ошибок. Развитие сельского хозяйства имеет приоритетное значение, чем объясняется неограниченное число попыток на участие.

Последние изменения

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2018 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Как получить грант на развитие сельского хозяйства

Субсидии, полученные на развитие сельского хозяйства, учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН. Если субсидии получены в рамках финансирования малого и среднего предпринимательства, то они отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Плательщиками ЕСХН могут быть организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно критериям, установленным в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ.

В частности, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации и индивидуальные предприниматели, у которых доля реализации сельхозпродукции или доля дохода от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в общем доходе от реализации составляет не менее 70 % (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитываются доходы, определяемые в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В указанной норме речь идет только о некоммерческих организациях и целевых поступлениях на ведение их уставной деятельности.

Доходы организаций и индивидуальных предпринимателей, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 15.03.2016 № 03-11-11/14239).

Таким образом, денежные средства, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями в виде субсидий на развитие сельского хозяйства, должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Вместе с тем следует иметь в виду: абз. 5 пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ предусмотрено, что средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Бюджетная субсидия: учет у плательщиков ЕСХН

Коммерческие организации — плательщики ЕСХН бюджетные субсидии включают в состав доходов. При этом для субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), предусмотрен специальный порядок их учета в составе доходов. Поскольку в вопросе не указано, какая именно субсидия получена компанией, рассмотрим два варианта: общий порядок учета субсидии и учет субсидии, полученной в соответствии с Законом № 209-ФЗ.

Общий порядок учета субсидий

Предоставление бюджетных субсидий регламентируется положениями ст. 78 БК РФ. Согласно этой норме субсидии даются производителям товаров (работ, услуг) в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Таким образом, субсидия или компенсирует неполученную выручку (если она предоставлена в целях возмещения неполученных доходов), или освобождает компанию от расходования собственных средств (если она получена в целях возмещения понесенных затрат). Следовательно, в любом случае у компании возникает экономическая выгода, которая в целях налогообложения признается доходом (ст. 41 НК РФ).

Получение субсидии

Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ установлено, что плательщики ЕСХН определяют доходы в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. К ним относятся доходы от реализации, представляющие собой выручку от продажи товаров (работ, услуг) и имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ), и внереализационные доходы (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ). В состав доходов также включаются безвозмездно полученные имущество (работы, услуги) и имущественные права (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, при применении ЕСХН не учитываются (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). Среди них, в частности, названы доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), и целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Однако бюджетные субсидии производителям товаров (работ, услуг) ни к средствам целевого финансирования, ни к целевым поступлениям не относятся. В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ определено, что средством целевого финансирования является имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами. Но в случае бюджетной субсидии ее источником является не организация (физическое лицо), а соответствующий бюджет (федеральный, региональный, местный). Кроме того, в перечне видов целевого финансирования, приведенном в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, значатся лишь субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям. А целевыми являются только поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, бюджетные субсидии сельхозпроизводителям под действие подп. 14 п. 1 ст. 251 и п. 2 ст. 251 НК РФ не подпадают и должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН. Минфин России это подтверждает. В письмах от 15.03.2016 № 03-11-11/14239, от 24.02.2015 № 03-11-11/9002 он указал, что субсидии, полученные сельхозпроизводителями в целях возмещения затрат на производство молока, на приобретение сельскохозяйственной техники, на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства, должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.

На ЕСХН датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Поэтому вся сумма субсидии включается в состав доходов на момент ее поступления на расчетный счет компании.

Возврат неиспользованного остатка субсидии

Чиновники рассматривают возврат в соответствующий бюджет суммы остатка не израсходованных организацией субсидий как новое обстоятельство, влияющее на размер действительных налоговых обязательств (письма Минфина России от 16.05.2014 № 03-03-10/23121, ФНС России от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@). В связи с этим они указывают, что на общем режиме налогообложения сумма перечисленного в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий должна быть учтена в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произведено указанное перечисление.

Но на ЕСХН такой возможности у компаний нет, поскольку перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по ЕСХН (п. 2 ст. 346.5 НК РФ), является закрытым. И в нем суммы остатка неиспользованных субсидий, возвращенных в бюджет, не названы. На наш взгляд, при возврате неиспользованного остатка субсидии плательщик ЕСХН должен скорректировать налоговую базу, сформированную в периоде получения субсидии. Ведь та ее неиспользованная часть, которая возвращается, не принесла компании никакой экономической выгоды, а значит, не является ее доходом.

Учет субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, в том числе путем предоставления субсидий. Таким образом, субсидии в соответствии с Законом № 209-ФЗ могут быть получены только из регионального или местного бюджета компаниями, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, указанными в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Для таких субсидий предусмотрен специальный порядок учета. Согласно подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ субсидии признаются в доходах пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидии, но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. В письме от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ ФНС России пояснила, что вышеуказанные субсидии признаются в доходах на дату признания расходов, произведенных за счет средств субсидии. Таким образом, в отличие от общего порядка, субсидия, полученная в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включается в доходы не сразу в момент ее поступления на счет, а постепенно, вместе с расходами, произведенными за счет нее. И поскольку суммы одновременно признаваемых дохода и расхода одинаковы, никакой налоговой нагрузки на получателя субсидии не оказывается.

При возврате неиспользованного остатка субсидии, полученной в соответствии с Законом № 209-ФЗ, никаких налоговых последствий не возникает. Ведь неиспользованная часть субсидии не была учтена в доходах.

Сельское хозяйство – важная отрасль экономики. Однако из-за своей специфики нередко сопряжено с высокими рисками – неурожаем, болезнями, вредителями и пр. Из-за экономических проблем 90-х многие хозяйства пришли в упадок. Чтобы восстановить престиж отрасли и увеличить объем производимой продукции, действует государственная поддержка сельского хозяйства. Разработаны целевые программы, чтобы стимулировать людей заниматься фермерством. Также есть льготы для специалистов, решивших переехать в сельскую местность.

Фермерское хозяйство

В отличие от личного подсобного хозяйства (ЛПХ), когда продукция производится для собственных нужд, труд фермеров относится к предпринимательству. Поэтому если целью сельскохозяйственной деятельности является получение прибыли, требуется государственная регистрация хозяйства и уплата налогов. Взамен власти оказывают помощь начинающим фермерам.

Особенность этого вида предпринимательства заключается не только в специфической деятельности, но и в организационных формах, которых нет в других отраслях. Тех, кто только планирует сделать фермерство источником дохода, интересует, что это такое – КФХ. За этой аббревиатурой скрывается крестьянское фермерское хозяйство – объединение нескольких человек для совместного занятия разными видами сельскохозяйственной деятельности. Это может быть выращивание овощей и фруктов, животноводство, а также переработка, хранение, доставка и реализация продукции. При этом статус юридического лица этот союз не получает.

Родственные узы не являются обязательным условием вступления в хозяйство, но все его члены должны принимать личное участие в работе. Также в объединение могут входить несколько семей (не более 3). Права на имущество, распределение прибыли и другие организационные вопросы фиксируются в соглашении.

Организовать КФХ может любой человек, в том числе иностранец или лицо без гражданства. Но состоять одновременно в двух хозяйствах нельзя. Если один из членов объединения временно не может выполнять свои обязанности, за него это делают другие. При выходе из хозяйства человек получает денежную компенсацию, эквивалентную принадлежащему ему имуществу.

Приоритетные направления деятельности

Наиболее значимыми, с точки зрения государства, являются:

  • увеличение объема сельхозпродукции и повышение ее качества;
  • снижение зависимости от импорта, в том числе зарубежной спецтехники, посадочного материала, племенного скота;
  • увеличение объемов экспорта;
  • повышение рентабельности сельского хозяйства;
  • создание новых рабочих мест;
  • рост зарплат в этой отрасли;
  • техническая модернизация;
  • рациональное использование земель в соответствии с экологическими принципами.

В зависимости от вида деятельности и потребностей заявителя, помощь фермерам от государства может быть направлена:

  • на содействие в организации КФХ;
  • на благоустройство быта в виде единовременной выплаты (покупка или ремонт жилья, подключение к коммунальным ресурсам, приобретение грузового транспорта и т. п.);
  • льготное кредитование и рефинансирование займов, а также страхование рисков;
  • возврат части потраченных средств.

Развитие деревни невозможно без обеспечения инфраструктуры, прежде всего детских садов, школ, больниц. Чтобы привлечь квалифицированные кадры, была разработана программа «Молодой специалист на селе». Людям, решившим сменить город на сельскую местность, предоставляется временное жилье или субсидия на покупку или постройку дома. Во многих регионах также действуют дополнительные надбавки работникам бюджетной сферы.

Условия участия в программах

Тем, кто решил воспользоваться поддержкой государства, наверняка интересно, как получить субсидию на развитие сельского хозяйства. Условия, на которых предоставляются гранты, зависят от вида программы и региона. Прежде всего, человек должен проживать в той местности, где планирует заниматься сельским хозяйством, и не покидать ее в течение определенного времени.

Также выбранная им деятельность должна относиться к числу приоритетных в данном регионе. Кроме этого, у будущего фермера должно быть профильное образование, предпочтительно высшее, а также опыт работы в сфере сельского хозяйства. Потребуются и собственные средства, которые должны покрывать не менее 10% от заявленных стартовых вложений.

Порядок предоставления

Федеральные программы поддержки сельского хозяйства рассчитаны на получение экономической отдачи. Поэтому решение об их выделении принимает специальная комиссия. При этом если человек или его родственники, входящие в КФХ, ранее получали государственную субсидию на ведение дела, в выдаче средств будет отказано.

Прежде чем подавать документы, понадобится разработать подробный бизнес-план. Вместе с пакетом документов его подают в местное отделение Министерства сельского хозяйства. Эксперты изучают заявку, и в случае благоприятного исхода кандидата приглашают на собеседование. Во время беседы члены комиссии оценивают деловые качества будущего фермера и принимают окончательное решение.

Гранты выдаются однократно. Спустя какое-то время потребуется представить отчет об использовании выделенных средств. Если окажется, что деньги потрачены на иные цели, грантополучателю грозит уголовная ответственность по статье «Мошенничество» (159, УК РФ).

Чтобы претендовать на помощь государства, потребуется:

  • копии паспорта и регистрационного свидетельства (ИП или КФХ);
  • заявление на предоставление субсидии (что оно собой представляет, можно посмотреть на этой странице сайта);
  • анкета;
  • подробный бизнес-план;
  • выписка с банковского счета об имеющихся в распоряжении средствах;
  • копия документа об образовании;
  • доказательства необходимого стажа: трудовая книжка, договор с работодателем, справка из правления о ведении личного хозяйства в течение нескольких лет и т. п.;
  • справка из налоговой об отсутствии задолженности;
  • список планируемых расходов;
  • справка об имеющихся в данный момент активах: строениях, технике, животных и пр.;
  • договора на реализацию выпускаемой продукции;
  • характеристику и рекомендации от администрации поселения.

Условия участия в программах, пакет документов и требования к заявителю в разных субъектах Федерации могут отличаться. Поэтому точную информацию стоит выяснить в органах местного самоуправления.

Скачать анкету для начинающего фермера

Суть программы «Начинающий фермер»

Лица не старше 35 лет, имеющие статус ИП и опыт работы в сфере сельского хозяйства, могут получить целевой грант. Программа «Начинающий фермер» не требует занятия какой-то определенной деятельностью. Главное, чтобы она относилась к аграрной отрасли. Это может быть: выращивание культур (овощей, фруктов, злаков, ягод, грибов), животноводство (племенное, мясное, молочное), пчеловодство, разведение рыбы. Цель программы – помочь молодым специалистам открыть свое дело и стимулировать развитие малых и средних хозяйств.

Размер пособия

Получение гранта на развитие сельского хозяйства зависит от заявленных целей использования денег и возможностей региона. Максимальный размер гранта по программе «Начинающий фермер» – 3 млн р. Поскольку фермерское хозяйство относится к предпринимательской деятельности, на него распространяется финансирование малого и среднего бизнеса. Но субсидии предоставляются только тем, кто не получал аналогичную помощь для реализации других проектов.

Особенности оформления

Прежде чем обращаться за грантом, молодой фермер должен составить подробный бизнес-план. Специальная комиссия оценивает его обоснованность и продуманность. Кроме этого, претендент должен представить:

  • копию паспорта;
  • заявку по установленной форме;
  • анкету (образец можно посмотреть ниже);
  • документ об образовании;
  • документ, подтверждающий работу в сельской местности не менее 10 лет;
  • банковскую выписку о собственных средствах – не менее 10% от расчетной стоимости проекта;
  • справку из налоговой об отсутствии задолженности;
  • договора на реализацию сельхозпродукции.

Максимальные суммы выделяются на модернизацию хозяйства: приобретение техники, животных и семян, прокладку и улучшение коммуникаций, ремонт производственных помещений. Также субсидию можно получить на улучшение быта: покупку или ремонт жилья, прокладку коммуникаций, погашение жилищного кредита, но ее размер будет существенно меньше – не более 250 тыс. р.

«Семейная животноводческая ферма»

Если в хозяйство входят только родственники, при этом они намереваются заняться разведением животных, возможно подать заявку на другой вид гранта. Преимуществом программы «Семейная животноводческая ферма» является значительно больший, чем для начинающих фермеров, размер субсидии. Максимальная сумма – 30 млн р. Но государственные вложения могут покрывать не более 60% от расходов, остальные 40% требуется изыскать самостоятельно. Допускается привлекать кредитные средства, но не более ¾ от необходимых личных вложений. Как минимум 10% от общей суммы должны составлять свободные средства, накопления и активы.

Форма субсидии

Использовать грант можно на следующие цели:

  • постройку, реконструкцию или модернизацию объектов и оборудования;
  • приобретение животных;
  • оплату услуг по составлению документации.

Субсидии фермерам в форме гранта перечисляются на расчетный счет и требуют обязательного отчета, подтверждающего целевое расходование средств.

Требования к участникам

Семейной считается только такая ферма, члены которой связаны между собой родственными узами. Допускается привлечение третьих лиц для временных работ или на условиях постоянного найма, но не более 5 человек. Субсидия предоставляется только гражданам РФ, основавшим КФХ не менее 12 месяцев назад. Чтобы заявку одобрили, необходимо постоянно проживать в том же регионе, где зарегистрировано хозяйство.

Что нового в 2019 году

Наиболее существенное изменение коснулось принципов распределения государственных субсидий. Раньше в регионы поступали целевые перечисления под конкретные программы. Сейчас государство перечисляет единую сумму, в которую заложены все затраты на агропромышленный комплекс. Как именно их распределить, решают местные органы исходя из поступивших заявок и нужд региона. При этом дана установка на сокращение сроков рассмотрения анкет и выдачи грантов.

Еще одно положительное изменение коснулось условий кредитования. Чтобы поддержать предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, для них установлена специальная квота. На этот сегмент рынка должно быть выдано не менее 20% кредитов от общего объема выделенных по программе средств.

Чтобы восстановить сельское хозяйство, повысить престиж отрасли и привлечь в нее молодежь, разработаны государственные программы. Для получения целевых грантов требуется обоснованный бизнес-план и полный пакет документов. Но за выделенные средства потребуется отчитаться. Кроме того, аграриям предоставляется право оформить кредит по сниженной процентной ставке.

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

  • меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
  • бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
  • бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании с\х отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
  • планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям:

  • на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей;
  • поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства;
  • организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
  • поддержку растениеводства;
  • содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
  • внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.

Большой ошибкой будет считать, что глобальные планы преследуют единственную цель по увеличению доли отечественных продуктов на рынке.

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий:

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления:

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

  • заявление и анкета претендента;
  • копии паспорта и документа о профессиональном образовании;
  • свидетельство регистрации предпринимательства ФНС;
  • учредительные документы КФХ, сельхозпредприятия иной формы;
  • контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.;
  • письма-рекомендации представителей муниципальной власти.

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Начинать всегда сложно, поэтому в 2019 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона, собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее грантовую поддержку для малого/среднего бизнеса, создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2019 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет 300 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2019 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии».

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *