Банковский финансовый контроль

Организация внутреннего контроля в кредитных организациях: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

Т.Э. Рождественская

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются цели, система, правовой статус субъектов внутреннего контроля в кредитных организациях. Исследуются вопросы правового регулирования внутреннего контроля в кредитных организациях в Российской Федерации. Анализируются вопросы надзора Банка России за организацией внутреннего контроля в кредитных организациях.

Ключевые слова: внутренний контроль, кредитные организации, Банк России, субъекты внутреннего контроля, служба внутреннего контроля.

T.E. Rozhdestvenskaya

THE ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN THE CREDIT ORGANIZATIONS: LEGAL ASPECTS

Стабильность банковской системы, обеспечение интересов кредиторов и вкладчиков невозможны без эффективно функционирующей системы внутреннего контроля внутри самих кредитных организаций. Основные цели внутреннего контроля заключаются в следующем:

достижение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками;

достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационная безопасность;

соблюдение нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;

© Рождественская Татьяна Эдуардовна, 2012

Кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права (Московская государственная юриди-242 ческая академия имени О.Е.Кутафина); e-mail: Tatiana_rojd@mail.ru

исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в т. ч. легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Под системой внутреннего контроля кредитной организации следует понимать совокупность системы органов кредитной организации, а также направлений внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ и нормативными актами Банка России, учредительными и внутренними документами кредитной организации.

Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (мониторинг системы внутреннего контроля). С Основы правового регулирования внутреннего контроля закреплены в ст. 24 Фе- к дерального закона от 2 декабря 1990 г. № 3954 «О банках и банковской деятельно- р сти» (в ред. от 3 февраля 1996 г.)1, согласно которой кредитные организации обя- § заны организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уро- о вень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых опера- С ций. Полномочия Банка России по установлению правил организации внутренне- | го контроля определены ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке Россий- в ской Федерации (Банке России)»2, а также Положением Банка России от 16 дека- о бря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных органи- Ю зациях и банковских группах»3. д Согласно ст. 57 «Банк России устанавливает обязательные для кредитных орга- С низаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтер- ° ского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и пред- | ставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информа- и ции, предусмотренной федеральными законами». • Внутренний контроль в кредитных организациях осуществляется определенны- | ми субъектами, полномочия которых определяются учредительными и внутренни- ) ми документами кредитной организации. В зависимости от полномочий субъекты, • осуществляющие внутренний контроль, можно подразделить на две группы. К пер- 2 вой относятся субъекты, обладающие общей компетенцией в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России, а именно:

органы управления кредитной организации, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (общее собрание учредителей, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган); 243

ревизионная комиссия (ревизор);

главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации; руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации.

Ко второй группе относятся субъекты, обладающие специальной компетенцией, т. е. подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, в частности:

служба внутреннего контроля (внутреннего аудита);

ответственный сотрудник (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, назначаемый (создаваемое) и осуществляющий свою деятельность в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»4;

контролер профессионального участника рынка ценных бумаг — ответственный сотрудник и (или) структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации как профессионального участника рынка ценных бумаг требованиям законодательства РФ о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

ответственный сотрудник по правовым вопросам и (или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка 3 ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации; ¿. иные служащие и подразделения.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

™ Особая роль в организации и осуществлении внутреннего контроля отводится служ-

? бе внутреннего контроля, которую должна иметь каждая кредитная организация. К | основным функциям службы внутреннего контроля следует отнести следующие: | проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля, процессов и

>§ процедур внутреннего контроля;

й проверку соответствия внутренних документов кредитной организации норма-

5 тивным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профес-® сиональных участников рынка ценных бумаг);

§ проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтер-

£ ского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая досто-| верность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления ин-ё формации и отчетности;

§ проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банков-

ш

£ ских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, и правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управ-1 ления банковскими рисками);

т проверку применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества

кредитной организации;

оценку экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций.

Согласно Положению № 242-П кредитная организация должна принять локальный нормативный акт, регулирующий деятельность службы внутреннего контро-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ля. Указанный акт (положение о службе внутреннего контроля) утверждается со-

ветом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Кредитная организация также обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.

Обеспечением независимости службы внутреннего котнроля является то, что она действует под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета) и не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам. Проверка службы может осуществляться независимой аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом) (если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации). Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля. При этом согласно Положению Банка России № 242-П руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

Руководитель службы внутреннего контроля должен иметь право по собственной инициативе докладывать совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению. Кроме того, во внутренних документах кредитной организации должна быть предусмотрена подотчетность руководителя службы внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации.

В соответствии с указанным Положением служба внутреннего контроля не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок. Руководитель и служащие службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы.

Кредитные организации обязаны проводить ежегодную самооценку состояния корпоративного управления, в ходе которой анализируются следующие вопросы: утвердил ли совет директоров (наблюдательный совет) предельно допустимый для кредитной организации совокупный уровень риска; учтены ли при его определении величина капитала кредитной организации, действующие процедуры управления банковскими рисками, результаты стресс-тестирования; своевременно ли пересматривается совокупный уровень риска и регулярно ли совет директоров (наблюдательный совет) информируется о его соблюдении;

определил ли совет директоров (наблюдательный совет) в стратегии управления банковскими рисками все существенные риски, принимаемые кредитной организацией, и риски, от принятия которых кредитная организация отказывается;

предусмотрено ли предоставление каждому члену совета директоров (наблюдательного совета) письменной информации о всех существенных банковских рисках и действиях исполнительных органов по управлению ими;

рассматривает ли совет директоров (наблюдательный совет) при определении приоритетных направлений деятельности кредитной организации альтернативы стратегического развития, в т. ч. наихудший, наилучший и наиболее вероятный варианты развития событий, соизмеряя при этом возможные последствия принимаемых решений с величиной совокупного риска, который может принять кредитная организация;

имеются ли индикаторы изменений внешней среды (законодательство, действия конкурентов, появление новых технологий, клиентская база и т. д.) и внутренней среды кредитной организации (персонал, организация управления, применяемые банковские технологии, ресурсы и т. д.), на основе которых совет директоров (наблюдательный совет) может принимать решения о переходе от одних альтернатив стратегического развития к другим альтернативам, отраженным в стратегии кредитной организации.

При этом необходимо отметить, что, поскольку методы планирования капитала, основанные на взаимосвязи величины экономического капитала и количественной оценки предельно допустимого для кредитной организации совокупного уровня риска, находятся в стадии развития, Банк России на текущий момент не предъявляет специальных требований в данной области. В связи с этим большинство кредитных организаций используют качественные методы планирования капитала.

Надзор за организацией внутреннего контроля в кредитной организации осуществляет Банк России в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусматривающей, что «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами».

В ходе проверки организации внутреннего контроля в кредитной организации согласно Письму Банка России от 24 марта 2005 г. № 47-Т «О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях»5 оценивается: контроль за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности, в т. ч. обеспе-

2 чивает ли установленный кредитной организацией порядок контроля своевремен-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3 ность, надежность, конфиденциальность, правильность оформления информации; 3 осуществляет ли кредитная организация процедуры по общему контролю автома-| тизированных информационных систем, а также программный контроль банков-I ских операций и других сделок; наличие во внутренних документах порядка ин-| формирования соответствующих руководителей кредитной организации о факто-! рах (внутренних и внешних), влияющих на повышение уровня банковских рисков, 1 а также соблюдение указанного порядка информирования.

| Банк Росии при оценке организации системы управления банковскими риска-

£ ми проверяет, имеются ли в банке подразделения, ответственные за оценку уров->1 ня принимаемых рисков, независимые от подразделений банка, осуществляющих § операции (сделки), несущие риски потерь.

| В российском законодательстве требования к кредитным учреждениям в части

| организации и наличия комплексной системы управления рисками установлены | ст. 44 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов о физических лиц в банках Российской Федерации»6, согласно которой Банк России | в т. ч. наделен полномочиями по оценке качества управления банком, его операци-<3 ями и рисками, включая показатели прозрачности структуры собственности, орга-| низации системы управления рисками, службы внутреннего контроля. и В соответствии с Законом о страховании вкладов Банком России издано Указа-

ние Банка России от 16 января 2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (с изм. и доп.)7, в котором, в т. ч. устанавливается порядок оценки Банком России состояния систем управления рисками и внутреннего контроля кредитных организаций в рамках оценки соответствия финансовой устойчивости банка тре-246 бованиям к участию в системе страхования вкладов. В частности, в соответствии с

данным Указанием оцениваются показатели организации системы управления рисками (ПУ4) и внутреннего контроля (ПУ5).

Методология оценки показателей ПУ4 и ПУ5 базируется на положениях Закона о Центральном банке, Закона о банках, Закона о страховании вкладов, Закона об акционерных обществах8, Закона об обществах с ограниченной ответственностью9, Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем10, изданных в соответствии с ними нормативных актах Банка России, рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору («Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Система внутреннего контроля в банках: основы организации»), а также «Основополагающих принципах эффективного банковского надзора».

Методология надзорной оценки деятельности банков, включая оценку качества управления банком, определена Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (с изм. и доп.)11, которое обеспечивает единство подходов к оценке состояния систем управления рисками и внутреннего контроля кредитных организаций, осуществляемой Банком России в рамках надзора, и подходов, используемых при оценке банков на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов (Указание № 1379-У). Вместе с тем в Указании № 2005-У уточнены вопросы, используемые для оценки показателей состояния систем управления рисками (ПУ4) и внутреннего контроля (ПУ5). Кроме того, перечни вопросов дополнены новыми характеристиками, позволяющими оценивать качество внутренних документов банка, определяющих процедуры выявления, измерения и оценки принимаемых банком рисков, а также вопросами, посвященными выполнению банком законодательных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финан- ш сированию терроризма (приложения 6 и 7 к Указанию № 2005-У). н

В соответствии с указаниями № 1379-У и № 2005-У Банк России при оценке ор- С ганизации системы управления банковскими рисками проверяет: |

имеется ли у банка отчетность, используемая органами управления банка для к принятия управленческих решений и обеспечивающая их на постоянной (ежеднев- Г ной) основе информацией о текущем состоянии банка, принятых рисках; Д

имеются ли у банка утвержденные уполномоченным в соответствии с учреди- т тельными документами банка органом управления банка внутренние документы н управления основными рисками, присущими деятельности банка (кредитным, ры- й ночным, валютным, риском потери ликвидности, операционным); |

проводятся ли на постоянной основе оценки указанных рисков, е

соблюдаются ли установленные лимиты валютной позиции; °

й

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

проводятся ли на постоянной основе в рамках системы внутреннего контроля а

мероприятия по контролю за уровнем принятых рисков. |

Кроме того, в соответствии с Указанием Банка России № 2005-У устанавливает- •

ся: осуществляет ли совет директоров (наблюдательный совет) банка постоянный 3

контроль за деятельностью банка в части соблюдения им законодательства РФ, в )

т. ч. нормативных актов Банка России, внутренних процедур и политик, принятых 0

в банке в области управления рисками; 2

соответствуют ли внутренние документы банка, регламентирующие правила организации системы внутреннего контроля, требованиям Банка России. В этих целях в Указании № 2005-У определены минимальные требования к внутренним документам кредитной организации.

Наличие в кредитной организации политик, процедур, определяющих необходимость рассмотрения и утверждения советом директоров (наблюдательным сове- 247

том) кредитной организации новых банковских продуктов, иных важных инициатив подразделений риск-менеджмента оценивается в ходе проверок в рамках общей оценки сферы ответственности совета директоров. В частности, на указанную оценку влияют анализ степени участия совета директоров в утверждении и пересмотре стратегии развития кредитной организации, периодичность и эффективность взаимодействия совета директоров и подразделений риск-менеджмента, объем и качество информации, предоставляемой подразделениями риск-менеджмента наблюдательному совету, включая информацию о возможных (приемлемых) для кредитной организации механизмах снижения, регулирования уровня банковских рисков, таких как хеджирование, страхование, секьюритизация активов и т.д., независимость службы риск-менеджмента от других подразделений кредитной организации, ее подчиненность непосредственно совету директоров и т.д.

Банк России в ходе дистанционного надзора и проверок кредитных организаций изучает и оценивает внутренние документы банков по определению кредитной политики и регламенту процессов кредитования, а также их реализацию.

Надзорным органом рассматриваются организация и функционирование службы внутреннего контроля и системы управления кредитным риском, оцениваются эффективность их работы, а также меры, принимаемые советом директоров по устранению нарушений и недостатков, выявленных службой внутреннего контроля.

В соответствии с Положением Банка России № 242-П к функциям службы внутреннего контроля относятся проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления ими, в т. ч. кредитными рисками, а также проверка соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам. Данное Положение предусматривает, § что при проведении проверок кредитных организаций Банком России могут про-¿. веряться как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельные операции, ~ вт. ч. по вопросам соблюдения внутренних методик, правил, порядков, процедур, ? а также установленных лимитов. Данная норма касается всех банковских опера-| ций, включая кредитование.

| При проведении проверок кредитных организаций по вопросам обоснованно-

| сти оценки ссуд и достаточности резервов используются письма Банка России от | 25 июля 2006 г. № 102-Т «О Методических рекомендациях по проверке ссуд, ссуд-| ной и приравненной к ней задолженности»12 и от 25 декабря 2006 г. № 167-Т «О Ме-2 тодических рекомендациях по проверке сделок кредитных организаций (их фи-2 лиалов) с векселями»13, а также совместные письма Главной инспекции и Депар-§ тамента банковского регулирования и надзора от 26 мая 2008 г. № 25-3-2/965 «Об | определении выборки в целях проверки портфелей однородных ссуд»14, от 15 авгу-ё ста 2008 г. № 25-3-6/1467 «О совершенствовании подходов к отражению в акте про-§ верки кредитной организации (ее филиала) результатов проверки ссуд, ссудной и ? приравненной к ней задолженности»15, от 7 мая 2010 г. № 25-3-8/798 «Об особенно-(3 стях отражения в акте проверки кредитной организации (ее филиала) результатов 1 проверки ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности»16 и письма Главной I инспекции от 29 июля 2010 г. № 25-3-8/1314 «Об отражении в акте проверки кредитной организации (ее филиала) надзорной информации о заемщиках»17, от 3 августа 2010 г. № ВД-25-3/3728 «Об усилении контроля за реализацией подходов к отражению в аналитической части акта проверки кредитной организации (ее филиала) надзорной информации о заемщиках»18.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В соответствии со ст. 75 Закона о Центральном банке Банк России осуществляет

анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления

О.О. Буинцева • Тенденции развития налогового декларирования в условиях реформирования законодательства

ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. В случае возникновения таких ситуаций, в т. ч. выявления недостатков в системе управления рисками, Банк России вправе принимать меры воздействия и мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций. При установлении в процессе осуществления надзора фактов несоблюдения требований нормативных актов Банка России, включая выявление недостатков системы управления банковскими рисками, Банк России вправе применять к кредитной организации меры, предусмотренные федеральными законами, в т. ч. направлять кредитной организации предписание об устранении нарушений и рекомендовать усовершенствовать систему управления рисками.

Таким образом, федеральные законы и нормативные акты Банка России содержат нормы права, достаточно полно регулирующие различные аспекты внутреннего контроля в кредитных организациях. Вместе с тем основная цель внутреннего контроля — обеспечение снижения рисков банковской деятельности — связана во многом с тем, как владельцы и руководство банка относятся к необходимости создания и обеспечению функционирования системы эффективного внутреннего контроля, в т. ч., какие ресурсы (материальные и интеллектуальные) выделяют на поддержание необходимого уровня внутреннего контроля.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 6, ст. 492.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790.

3 См.: Вестник Банка России. 2004. № 7.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3418.

5 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 52, ч. 1, ст. 5029.

7 См.: Вестник Банка России. 2004. № 5.

8 См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 1.

9 См.: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 785.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10 См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3418.

11 См.: Вестник Банка России. 2008. № 28.

12 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О.О. Буинцева

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья посвящена изучению путей трансформации института налоговой декларации, что находит свое отражение в законодательстве. Проводится сравнительный анализ российских и западных практик применения данного инструмента налогового контроля.

Ключевые слова: налог, налоговая декларация, налоговое законодательство, налоговый контроль, информация, документ, электронная форма, информационные технологии.

32. Система внутреннего контроля в кредитной организации

Нормы федерального законодательства детализируются в Положении «Об организации внутреннего контроля в банках» № 02-372 Положение определяет общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля.

Для осущ контроля (высший орган управл-собр акционеров , текущ деят управляет либо ген дир либо коллег орган правление дирекция и руководители важнейших подразд банка) управл фин хоз деят – ревизионная комиссия или ревизор банка по итогам года или по желанию + аудитора банка назнач не связ имущ.

Внутренний контроль- это процесс, осущ-ый советом директоров, менеджментом и сотрудниками всех уровней.

основная цель внутреннего контроля — защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, согласно характеру и масштабам проводимых банком операций, и минимизации рисков банковской деятельности Установлено, что сведения о службе внутреннего контроля, о порядке ее образования и ее полномочиях должны быть отражены в уставах банков.

система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:

-обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания Банка России, иные регулятивные требования; внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики;

-обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности;

-разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка.

Основными задачами внутреннего контроля, исходя из указанных выше целей, являются: обеспечение выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России; определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов; принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка; выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности; сохранность активов (имущества) банка; адекватное отражение операций банка в учете; надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с нею рисках; эффективное функционирование внутреннего аудита банка; эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверность учета и отчетности, организация внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности

Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, а также разработки предложений по совершенствованию системы и повышению ее эффективности, в банках создается служба внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля действует на основании устава банка и положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого советом директоров банка.

ЦБ РФ осуществляет надзор за состоянием внутреннего контроля в кредитных учреждениях. Банки представляют отчеты о состоянии внутреннего контроля в Банк России один раз в год в составе годового отчета. При необходимости Банк России может запрашивать у банка отчет о состоянии внутреннего контроля за определенный период его деятельности, а также любую иную информацию по вопросам компетенции службы внутреннего контроля банка. Банк России вправе проводить проверки состояния внутреннего контроля и работы службы внутреннего контроля в банках. По результатам анализа отчетности и материалов проверок Банк России при необходимости направляет банку предписание с требованием о приведении внутреннего контроля в соответствие с вышеуказанным Положением. В случае невыполнения в установленный срок требования (предписания) об устранении нарушений Банк России вправе применить санкции в порядке, установленном действующим банковским законодательством. В развитие Положения «Об организации внутреннего контроля в банках» Банк России издает указания по регламентации операций банков, устанавливающие конкретный порядок организации внутреннего контроля на соответствующих рынках.

Внутренний контроль рекомендуется осуществлять по линии административного и финансового контроля. Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными банком полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документально политикой банка применительно к разным видам финансовых услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности.

Анализ информации о финансовом состоянии кредитных организаций, материалы инспекционных и аудиторских проверок, иной информации свидетельствует о зачастую неудовлетворительном состоянии внутреннего контроля во многих банках. Такая ситуация вызывает серьезную тревогу, особенно в условиях предпринимаемых Правительством РФ и Банком России серьезных мер по стабилизации и реорганизации банковской системы. Поэтому Банк России при рассмотрении аудиторских заключений по результатам проверок деятельности кредитных организаций особое внимание уделяет вопросам оценки аудиторами состояния работы служб внутреннего контроля и адекватности этой оценки. По результатам анализа детализированных отчетов аудиторских фирм и с учетом информации, имеющейся в территориальном учреждении, ЦБР предъявляет соответствующие требования к аудиторским фирмам, а также использует результаты аудиторских проверок в качестве источника информации о состоянии внутреннего контроля в кредитных организациях. В случае невыполнения кредитными организациями требований Банка России по организации внутреннего контроля Банк России может применить меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», включая постановку вопроса об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.(3) Для того эффективного функционирования всей системы необходима адекватная постановка дела в ее центральном звене

Система внутреннего контроля кредитных организаций

Банк России отдельно выделяет такие понятия, как система органов внутреннего контроля и система внутреннего контроля.

• Система органов внутреннего контроля кредитной организации – определенная учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих определенные присущие им функции в целях осуществления внутреннего контроля кредитной организации.

Система внутреннего контроля является более широким понятием и является совокупностью системы органов внутреннего контроля и отдельных направлений внутреннего контроля.

Согласно п. 3.1 вышеупомянутого Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие основные направления внутреннего контроля:

  • – контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
  • – контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценку банковских рисков;
  • – контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
  • – контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
  • – мониторинг системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков.

Кредитная организация обязана регулировать своими актами вышеуказанные основные направления внутреннего контроля. В приложении 2 к данному Положению определен необходимый минимум внутренних документов, которые обязаны принимать кредитные организации по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля. К ним относятся документы, регулирующие:

  • – учетную, кредитную, депозитную, процентную политику;
  • – управление банковскими рисками;
  • – открытие (закрытие) и ведение счетов и вкладов;
  • – осуществление расчетов (наличных, безналичных);
  • – совершение операций с валютными ценностями и осуществление валютного контроля;
  • – порядок кредитования связанных лиц кредитной организации;
  • – выдачу банковских гарантий;
  • – совершение операций с ценными бумагами;
  • – совершение кассовых операций, инкассацию денежных средств и других ценностей;
  • – правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • – политику информационной безопасности;
  • – обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановления деятельности кредитной организации на случай непредвиденных обстоятельств.

Внутренние документы могут приниматься кредитной организацией и по иным вопросам совершения банковских операций и других сделок. Сочетание вопросов в принимаемых кредитной организацией внутренних документах определяется ею самостоятельно с учетом условий деятельности, включая в том числе объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.

• Под внутренними документами подразумеваются правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы в формах, принятых в международной банковской практике.

Выполнение целей внутреннего контроля по каждому из указанных направлений, как правило, обеспечивается отдельным органом управления или подразделением, или сотрудником кредитной организации, осуществляющим внутренний контроль в соответствии со своими функциями.

К системе органов внутреннего контроля относятся:

  • 1) органы и должностных лиц кредитной организации:
    • – органы управления (совет директоров (наблюдательный совет), исполнительные органы);
    • – ревизионная комиссия (ревизор);
    • – главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;
    • – руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;
  • 2) отдельные подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, включая:
    • – службу внутреннего контроля как отдельное структурное подразделение кредитной организации, осуществляющее внутренний контроль и содействие органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации;
    • – ответственного сотрудника (структурное подразделение), выполняющего функции по противодействию кредитной организацией легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    • – иные структурные подразделения и (или) ответственных сотрудников кредитной организации, к которым могут относиться:

контролер профессионального участника рынка ценных бумаг – ответственный сотрудник и (или) структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации как профессионального участника рынка ценных бумаг требованиям законодательства РФ о ценных бумагах;

ответственный сотрудник по правовым вопросам – сотрудник и (или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

Контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации как направление внутреннего контроля реализуется, как правило, советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. В приложении 2 к вышеназванному Положению содержатся рекомендации по осуществлению внутреннего контроля органами управления кредитных организаций:

  • 1) к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) рекомендуется отнесение следующих вопросов:
    • – рассмотрение на своих заседаниях вопросов организации и эффективности внутреннего контроля;
    • – рассмотрение документов по организации системы внутреннего контроля, подготовленных исполнительными органами кредитной организации, службой внутреннего контроля, иными структурными подразделениями кредитной организации, аудиторской организацией, проводящей (проводившей) аудит;
    • – принятие мер по выполнению исполнительными органами кредитной организации рекомендаций и замечаний службы внутреннего контроля, аудиторской организации, проводящей (проводившей) аудит, и надзорных органов;
  • 2) к компетенции исполнительных органов рекомендуется отнесение следующих вопросов:
    • – распределение функций по реализации стратегии и политики кредитной организации в отношении организации и осуществления внутреннего контроля;
    • – распределение обязанностей подразделений и служащих, отвечающих за конкретные направления (формы, способы осуществления) внутреннего контроля;
    • – рассмотрение материалов и результатов периодических оценок эффективности внутреннего контроля;
    • – создание системы контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков внутреннего контроля и мер, принятых для их устранения;
  • 3) органам управления кредитной организации в целом рекомендуется:
    • – обеспечить участие во внутреннем контроле всех служащих кредитной организации в соответствии с их должностными обязанностями;
    • – установить порядок, при котором служащие доводят до сведения органов управления и руководителей структурных подразделений кредитной организации (филиала) информацию обо всех нарушениях законодательства РФ, учредительных и внутренних документов, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики;
    • – принимать документы по вопросам взаимодействия службы внутреннего контроля с подразделениями и служащими кредитной организации и контролировать их соблюдение.

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков как направление внутреннего контроля реализуется в кредитных организациях, как правило, отдельными структурными подразделениями, в функции которых входит расчет и контроль соблюдения приемлемого уровня банковских рисков.

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков включает в себя:

  • – оценку банковских рисков, которая предусматривает выявление и анализ внутренних (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и внешних (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.) факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.
  • – наличие внутренних документов кредитной организации, предусматривающих порядок информирования соответствующих руководителей о факторах, влияющих на повышение банковских рисков.

Контроль распределения полномочий между должностными лицами кредитной организации и контроль за их реализацией как направление внутреннего контроля также является одним из способов минимизации банковских рисков. Кредитные организации обязаны регламентировать указанные процессы во внутренних документах таким образом, чтобы исключить вероятность злоупотребления работниками кредитной организации своими функциями и полномочиями. С этой целью кредитные организации должны обеспечить свою деятельность таким образом, чтобы исключить совпадение у одного и того же лица следующих полномочий:

  • – совершение банковских операций и других сделок и их регистрация и (или) отражение в учете;
  • – санкционирование выплаты денежных средств и их фактическая выплата;
  • – проведение операции по счетам клиентов и проведение операций по счетам, отражающим собственную финансовохозяйственную деятельность кредитной организации;
  • – оценка достоверности и полноты документов, представляемых при выдаче кредита, и мониторинг финансового состояния заемщика;
  • – предоставление консультационных и информационных услуг клиентам и совершение операции с теми же клиентами.

Внутренний контроль распределения полномочий при совершении банковских операций и других сделок должен включать такие формы (способы) контроля, как:

  • – проверки, осуществляемые органами управления путем запроса отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений, разъяснений руководителей соответствующих подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;
  • – текущий контроль, осуществляемый руководителями подразделений за деятельностью подчиненных сотрудников;
  • – материальный (физический) контроль, осуществляемый путем проверок ограничений доступа к материальным ценностям, пересчета материальных ценностей (денежной наличности, ценных бумаг в документарной форме и т.п.), разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;
  • – проверка соблюдения установленных лимитов на осуществление банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;
  • – система согласования (утверждения) операций (сделок) и распределения полномочий при совершении банковских операций и других сделок, превышающих установленные лимиты, предусматривающая своевременное информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о таких операциях (сделках) или сложившейся ситуации и их надлежащее отражение в бухгалтерском учете и отчетности;
  • – проверка соблюдения порядка совершения (процедур) банковских операций и других сделок, выверка счетов, информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о выявленных нарушениях, ошибках и недостатках.

Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности кредитной организации как направление внутреннего контроля осуществляется, как правило, подразделениями, отвечающими за информационную безопасность кредитных организаций.

К информации кредитной организации относятся:

  • – сведения о деятельности кредитной организации и ее результатах;
  • – данные о соблюдении установленных требований нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;
  • – сведения о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений.

Критерии организации передачи информации и построения информационных систем кредитных организаций закреплены в Стандарте «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИВБС-1.0-20хх» СТО БР ИББС-1.2-2010 (утв. распоряжением Банка России от 21 июня 2010 г. № Р-705). Внутренний контроль информационной безопасности в кредитных организациях организуется в соответствии с данным Стандартом. В целях контроля за управлением информационными потоками и информационной безопасности кредитные организации обязаны:

  • – принять внутренние документы, регулирующие порядок контроля за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности, правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации;
  • – установить внутренний общий контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами, предусматривающий технический контроль за состоянием компьютерных систем (за главным компьютером, системой клиент-сервер и рабочими местами конечных пользователей и т.д.) с целью обеспечения их бесперебойной и непрерывной работы, контроль доступа к компьютерным системам, процедуры текущего резервирования (копирования) данных, процедуры поддержки и восстановления функций автоматизированных информационных систем при внештатных ситуациях;
  • – установить внутренний программный контроль за автоматизированными информационными системами, который осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т.п.).

Мониторинг системы внутреннего контроля как направление внутреннего контроля, охватывающее обзор и анализ вышеуказанных направлений внутреннего контроля, осуществляется на постоянной основе и регулируется во внутренних документах кредитной организации, которые определяют методики, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т.д.

Вопрос 3. Банковский финансовый контроль

Современные банки и небанковские кредитные организации исполняют некоторые функции финансового контроля в отношении обслуживаемых предприятий и граждан. Такой финансовый контроль получил название банковского контроля. Коммерческие банки правомочны контролировать соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства. В других отношениях банки осуществляют контроль на гражданско-правовой основе как сторона в договоре. Особенным банком в банковской системе России является Центральный банк РФ, который объединяет в одном лице статус органа государственного управления и кредитного учреждения, осуществляющего хозяйственную деятельность.

2010-й — знаменательный для Банка России год: в июне 2010 г. исполняется 150 лет со дня образования Банка России, поскольку 31 мая (по старому стилю) 1860 г. был подписан Указ об образовании Государственного банка царской России, а также 20 лет законодательного оформления современной двухуровневой банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики (2 декабря 1990 г. были приняты Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»).

На Центральный банк как орган государственного управления возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Центральный банк РФ осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Структура Центрального банка России:

1. Национальный банковский совет.

2. Председатель ЦБ России.

3. Совет директоров Банка России.

4. Департаменты.

5. Подразделения Банка России:

· Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России;

· Главное управление безопасности и защиты информации;

· Главное управление недвижимости Банка России.

6. Территориальные подразделения Банка России по субъектам РФ – 79 подразделений.

7. Расчетно-кассовые центры Банка России.

Целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту РФ информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Контрольные функции в сфере финансово банковского сектора заключаются в том, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами и иными нормативными актами. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по получаемой информации.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Вывод: Банк России как институт регулирования и контроля совместно с коммерческими банками предпринимает меры по выявлению и пресечению незаконной деятельности кредитных организаций. В 2006 г. Центральный банк РФ за нарушения законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма отозвал лицензии у 60 кредитных организаций, общая сумма выданных наличных денежных средств на сомнительные цели в которых составила сотни миллиардов рублей. Это в два раза больше, чем в 2004 — 2005 гг. Однако только отзыв лицензий не является решением проблемы.

Лекции Финансы для ФНПО / Банковский контроль

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими учреждениями кредитной системы.

Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита.

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользования кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (Федеральный закон от 2 декабря 1990 года, в ред. от 8 июля 1999 года).

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Центральный банк вправе давать кредитным организациям и их филиалам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения их Центробанк может предъявить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательства Банк России имеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы, обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

Итак, банковский контроль — это форма денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью клиентуры, который осуществляется банками в ходе операций по кредитованию и расчетам.

Субъекты, осуществляющие банковский контроль

  • Банк России,

  • АРКО,

  • коммерческие банки,

  • другие кредитные организации.

Основные цели банковского контроля:

  • повышение эффективности использования банковских кредитов;

  • укрепление платежной дисциплины.

Осуществление банковского контроля (предварительного и текущего) происходит в процессе проведения денежных операций посредством проверки представленных документов, установления права хозяйствующего субъекта на получение кредита, проведения платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк вправе проверить наличие у предприятия собственных оборотных средств, ознакомиться с финансовыми документами, показателями хозяйственной деятельности субъекта и т.д. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей. Обеспечение кредита позволяет контролировать целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов.

Коммерческие банки в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992г. №2167-1 «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации» и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным советом директоров Банка России 5 января 1998г. №14-П (в ред. указания ЦБ РФ от 21 января 1999г. №448-У), обязаны контролировать порядок ведения кассовых операций и работу организаций с денежной наличностью.

Принимая поручения хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар либо произведенные работы в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, в противном случае причитающиеся суммы списываются со счетов заказчика.

Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ.

Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. ФЗ от 8 июля 1999г. №139-ФЗ) одной из функций Банка России называет надзор за деятельностью кредитных организаций, которой он осуществляет посредством:

  • проверки законности и целесообразности создания кредитных организаций при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче им лицензий на право осуществления банковских операций;

  • установления экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций;

  • осуществления непосредственного контроля за законностью операций кредитных организаций.

Банк России вправе осуществлять проверки операций банков своими силами либо поручить проведение таких проверок аудиторским организациям. Он устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Центральный банк РФ имеет право давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения предписаний Центральный банк может предъявить требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательства Банк России может применить следующие меры:

  • взыскать денежный штраф;

  • повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы;

  • отозвать лицензию на совершение банковских операций;

  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *