Вертикальные и горизонтальные соглашения

Горизонтальные и вертикальные соглашения

Горизонтальные и вертикальные соглашения, наряду с традиционными монополиями, могут быть самым крупным источником антиконкурентного поведения в рыночной экономике.

Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия решений компаниями для эффективного распределения ресурсов, стимулирования эффективности производства и создания новой продукции.

Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизонтальныхсоглашений.

Термин охватывает широкий круг моделей поведения: от создания совместны предприятий, единой технологии размещения рекламы, проведения совместных маркетинговых исследований, деятельности отраслевых ассоциаций до фиксирования цен и выставления мошеннических заявок.

Не все соглашения между конкурентами ограничивают конкуренцию. Многие виды совместной деятельности положительно сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимулировать факторы эффективности, снижать риск, создавать новые виды продукции или методы ее распределения (дистрибуции),повышать качество информационных потоков и, следовательно, конкурентный характер функционирования рынка.

Однако горизонтальные соглашения между конкурентами могут устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска продукции и поднимая цены. В каких то аспектах горизонтальные соглашения стимулируют конкуренцию, одновременно в целом ограничивая ее.Антимонопольные органы различают соглашения, стимулирующие конкуренцию, и антиконкурентные соглашения.

Так, горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию,не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой-либо иной совместной деятельности, стимулирующей конкуренцию.

Они часто характеризуются как «неприкрытое» ограничение торговли, картельное поведение или сговор и основываются на фиксировании цен, подаче мошеннических заявок и распределении территории или клиентов, а также на бойкоте или отказе от деловых контактов.

Рассмотрим подробнее такие виды горизонтальных соглашений, как карательное соглашение, бойкот и совместный отказ от ведения дел.

Картельные соглашения. Существует много видов картелей, но все они снижают выпуск продукции и повышают цены, устраняя конкуренцию между сторонами по соглашению о создании картеля. Чаще всего продавцы или покупатели заключают между собой следующие виды картельных соглашений: соглашения о фиксировании цен, соглашения о подаче мошеннических заявок на торгах, соглашения о распределении клиентов, соглашения о распределении территории и соглашения о сокращении объема выпуска продукции.

Полностью устранить конкуренцию картели не способны. Конкуренты могут договориться лишь об устранении конкуренции за определенных клиентов или в определенных районах страны. Иногда члены картеля могут договориться о цене, но не прекращать конкуренции за оказание какой-то услуги или в области качества.

Монопольные прибыли могут целиком или частично нивелироваться этими ограниченными формами конкуренции. И все же свой вред наносят и ограниченные картели без них и цены были бы ниже, и объем выпуска продукции выше. В картелях могут быть и иные изъяны: так, некоторые члены картеля могут мошенничать, продавая товары ниже согласованной цены или за пределами отведенной им территории. Проанализируем виды картельных соглашений и формы их реализации. Фиксирование цен используется для обозначения самых разнообразных действий, предпринимаемых конкурентами с целью прямого воздействия на цены. Простейшей формой фиксирования цен является соглашение о цене или ценах, взимаемых с некоторых или со всех покупателей. Если покупатели не имеют альтернативы предлагаемому картелем товару и не могут сократить его потребление, то повышение цены может быть весьма существенным.

Подача мошеннических заявок представляет определенную тактику поведения при конкурсах или торгах. Один или несколько участников торгов соглашаются не подавать заявки, или участники договариваются, что один из них запросит наименьшую цену, а остальные подадут заявки по цене выше намеченной или искусственно завышенной по сравнению с ценой будущего победителя.

Процесс торгов должен проводиться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и самые низкие и возможных цен, а подача мошеннических заявок подрывает этот конкурентный процесс.

Распределение заказчиков и территорий. Фирмы могут контролировать цены, договариваясь о распределении между собой клиентов или рынков и таким образом устранять конкуренцию.

Соглашения о разделе рынков могут оказать более существенное воздействие на конкуренцию, нежели фиксирование цен. Когда на рынке остается лишь один игрок, с ним никто не может конкурировать по ценам, услугам, качеству и инновации. Соглашения о распределении рынков устраняют необходимость отслеживать методы ценообразования у компаний, являющихся сторонами такого соглашения, равно как и необходимость в согласовании цен между производителями с разным уровнем себестоимости. Бойкот и совместный отказ от ведения дел.

Совместным отказом от ведения дел или бойкотом является горизонтальное соглашение между конкурентами, направленное на отказ ведения дел с другими конкурентами, поставщиками или клиентами. Такие соглашения могут заключаться в рамках картельной деятельности или быть частью некартельного договора, связанного с совместным предприятием или договором о сотрудничестве, которые потенциально конкурентно благоприятны.

Кроме того можно выделить Отраслевые ассоциации и лоббирование.

Отраслевые ассоциации поддерживают связи с правительством от лица членов ассоциации через лоббирование и активное представительство при участии в законотворческом процессе. Так, отраслевые ассоциации могут убедить правительство пойти на антиконкурентные действия: провести через решение правительства или законодательные органы власти льготы или преференции, позволяющие достигнуть монопольной власти, легализации картелей, ограничения импорта; выделение квот; разграничение рынка; установление картельных цен или ограничений по выходу на рынок. Нередко ассоциации ставят перед собой задачи информационного обмена, снабжения членов ассоциации агрегированной информацией о рынке экономических тенденциях. Вместе с тем ассоциации нередко решают более широкий круг задач социальные программы, спонсоринг, обучение и подготовку кадров.

Экспортные картели

Экспортные картели занимаются лишь экспортными сделками и являются законными вомногих странах. Они могут выводить подобное поведение из-под действия норм антимонопольного права. Логика этого исключения состоит в том, что экспортные картели наносят вред лишь зарубежным потребителям, которые не интересуют национальные органы власти. Однако даже там, где такие картели существуют законно, их деятельность может оказать воздействие и на внутренний рынок.

Например, участники картеля в ходе согласования экспортных ценили условий продажи могут обмениваться информацией о внутренних ценах или объеме выпуска продукции, что позволит им заключить оформленное или неоформленное соглашение, затрагивающее внутренний рынок.

Вертикальные соглашения.

Одним из направлений деятельности компаний, позволяющих повысить эффективность их функционирования на рынке, является вертикальноемежфирменноевзаимодействие, которое может осуществляться в виде вертикальной интеграции или вертикальных соглашений (вертикальных договорных ограничений).

Наиболее распространенной формойвертикальныхсоглашений являются отношения между предприятиями, находящимися на разных уровнях производства или реализации товара.

Эти соглашения могут быть оформленными или неоформленными. Фирмы могут по своему выбору заключать детальные письменные контракты или полагаться на устные договоренности или устоявшуюся практику, о которой известно участникам. Независимо от формы вертикального договора в ходе экономического анализа соглашения в первую очередь необходимо рассматривать фирмы-участники технологической цепочки как единую вертикальную структуру. Решения вертикальной структуры, которые принимаются на уровнях upstream или downstream или совместно на обоих уровнях, определяют производственные издержки, характер и качество продаваемого товара или услуги, цену, по которой продается товар или услуга, объем продаж и географию рынков или клиентов.

Кроме того, эти решения определяют совокупную прибыль, получаемую коллективно фирмами-участниками картеля при условии соблюдения внешних ограничений.

Виды вертикальных отношений:

-Соглашение о поддержании цен при перепродаже;

-Эксклюзивные соглашения о распределении;

-Соглашения о связанной продаже;

-Эксклюзивные дилинговые соглашения;

-Навязывание объема закупок.

Соглашения о поддержании цен при перепродаже, в соответствии с которыми розничная цена фиксируется производителем или навязываются верхний и нижний пределы цены.

Эксклюзивные соглашения о распределении, в соответствии с которыми распределительные организации (дистрибьютеры) получают эксклюзивное право работы в данной местности или с определенными видами клиентов, или с определенными товарами.

Эксклюзивные дилинговые соглашения, в соответствии с которыми фирмам downstream запрещается вести дела с производителями-конкурентами или дистрибьюторами-конкурентами.

Соглашения о связанной продаже, в соответствии с которыми торгово-посреднические фирмы обязаны закупать навязанный ассортимент товаров, чтобы выкупить выбранный товар. Крайним примером этого вида соглашения является «навязывание полного ассортимента».

Навязывание объема закупок, в соответствии с которым от торгово-посреднических фирм требуется закупать определенный минимальный объем какого-либо товара.

Этот перечень отнюдь не является исчерпывающим. Соглашения между фирмами, находящимися на различных этапах технологической цепочки или воспроизводственного цикла, могут быть очень сложными и включать большое количество взаимных гарантий и обязательств.

Кроме того, если существуют высокая рыночная концентрация, следует тщательно рассмотреть воздействие соглашения на конкуренцию; необходимо определить, наблюдается значительный рост эффективности, вытекающий из соглашения, который перевешивает вред от ограничения конкуренции

24.Органы власти, на которые распространяется действие закона » О защите конкуренции».

1.Федеральными органами исполнительной власти,

2.Органами государственной власти субъектов Российской Федерации(исполнит./законодат. власть)

3. Органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органы или организации.

4.Государственные внебюджетные фонды

5.Центральным банком Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установлены законодательством полномочий антимонопольного органа)

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Федеральный антимонопольный орган в пределах своих функций и компетенции наделяет территориальные органы полномочиями, направленными на развитие конкурентной среды и предпринимательства, контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. В ведении ФАС России находится 84 территориальных управления.

Территориальные органы не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ и централизованно подчиняются Федеральной антимонопольной службе.

Независимость антимонопольных органов от систем власти субъектов Федерации необходима для эффективного исполнения им своих полномочий, в частности, в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления и их должностными лицами. функции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы».

В соответствии c этим приказом основными функциями территориальных органов являются:

⎯осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;

⎯контроля и надзора за деятельностью субъектов естественных монополий, работающих на региональных рынках в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

⎯контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти;

⎯контроля и надзора за соблюдением требований не дискриминационного доступа на рынки.

Территориальные управления вправе:

⎯ выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;

⎯ рассматривать дела об административных нарушениях, налагать административные взыскания;

⎯в пределах полномочий, делегированных ФАС, рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях и принимать по ним решения;

⎯обращаться в суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

⎯устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках;

⎯осуществлять контроль и проводить проверку цен и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий;

⎯заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики;

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 1448 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

4.3. Виды горизонтальных и вертикальных соглашений

Горизонтальные и вертикальные соглашения,наряду с тра­диционными монополиями, могут быть самым крупным источ­ником антиконкурентного поведения в рыночной экономике. Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия ре­шений компаниями для эффективного распределения ресурсов, стимулирования эффективности производства и создания новой продукции.

Антимонопольная политика строится на основе предполо­жения о том, что общество может утратить порождаемые конку­ренцией преимущества, если разрешит конкурентам действовать согласованно и объединять свою рыночную мощь. Соглашения стары как мир, и еще Адам Смит в труде «Богатство наций» от­мечал, что когда люди занимаются одним ремеслом, они редко встречаются даже для веселья и развлечений, но когда они все же встречаются, их беседа завершается заговором против пуб­лики или какими-то ухищрениями, чтобы поднять цены.

Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизон­тальных соглашений.Термин охватывает широкий круг моде­лей поведения: от создания совместных предприятий, единой технологии размещения рекламы, проведения совместных мар­кетинговых исследований, деятельности отраслевых ассоциаций до фиксирования цен и выставления мошеннических заявок .

Не все соглашения между конкурентами ограничивают кон­куренцию. Многие виды совместной деятельности положитель­но сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимули­ровать факторы эффективности, снижать риск, создавать новые виды продукции или методы ее распределения (дистрибуции), повышать качество информационных потоков и, следовательно, конкурентный характер функционирования рынка.

Конкуренты могут совместно инвестировать средства в строи­тельство нового предприятия, коммуникационные сети или объ­екты совместной инфраструктуры, которые ни один из них не смог бы построить самостоятельно, осуществлять исследования и разработки, дорогостоящие для одной компании; совместно закупать сырье и материалы и, следовательно, снижать издерж­ки; создавать сеть поставщиков, чтобы предложить новый про­дукт или снижать совокупные затраты по логистике; организо­вывать отраслевую ассоциацию для сбора статистических дан­ных и оперативной информации.

Однако горизонтальные соглашения между конкурентами могут устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска про­дукции и поднимая цены. В каких-то аспектах горизонтальные соглашения стимулируют конкуренцию, одновременно в целом ограничивая ее.

Антимонопольные органы различают соглашения, стимули­рующие конкуренцию, и антиконкурентные соглашения.

Так, горизонтальные соглашения, ограничивающие конку­ренцию,не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой- либо иной совместной деятельности, стимулирующей конку­ренцию. Они часто характеризуются как «неприкрытое» огра­ничение торговли, картельное поведение или сговор и основы­ваются на фиксировании цен, подаче мошеннических заявок и распределении территории или клиентов, а также на бойкоте или отказе от деловых контактов. Вред, наносимый такими со­глашениями, не компенсируется никакими проистекающими из них благами экономического или общественного характера. В большинстве стран картельные соглашения являются серьез­ными нарушениями конкурентных норм, а в ряде стран они пре­следуются как преступление .

Рассмотрим подробнее такие виды горизонтальных согла­шений,как карательное соглашение, бойкот и совместный отказ от ведения дел.

Картельные соглашения

Существует много видов картелей, но все они снижают вы­пуск продукции и повышают цены, устраняя конкуренцию между сторонами по соглашению о создании картеля.Чаще всего про­давцы или покупатели заключают между собой следующие виды картельных соглашений: соглашения о фиксировании цен, со­глашения о подаче мошеннических заявок на торгах, соглашения о распределении клиентов, соглашения о распределении террито­рии и соглашения о сокращении объема выпуска продукции.

Полностью устранить конкуренцию картели не способны. Конкуренты могут договориться лишь об устранении конкурен­ции за определенных клиентов или в определенных районах страны. Иногда члены картеля могут договориться о цене, но не прекращать конкуренции за оказание какой-то услуги или в области качества. Монопольные прибыли могут целиком или частично нивелироваться этими ограниченными формами конку­ренции. И все же свой вред наносят и ограниченные картели — без них и цены были бы ниже, и объем выпуска продукции вы­ше. В картелях могут быть и иные изъяны: так, некоторые чле­ны картеля могут мошенничать, продавая товары ниже согласо­ванной цены или за пределами отведенной им территории.

Картелю иногда приходится потратить немало усилий, что­бы держать своих членов в согласованной команде или бороться с нарушениями картельных договоренностей. Ценовая конку­ренция и нарушение картельных правил могут снизить ущерб от картеля, но не устраняют его полностью. Побудительным моти­вом для вхождения в картель — это неспособность членов ком­пании решать сложные задачи функционирования на рынке. Во многих странах, особенно там, где ранее существовала эконо­мика централизованного планирования, компании могут рас­сматривать сговор как средство наведения порядка на рынке, обеспечение благополучия своей отрасли. Однако в настоящее время деятельность конкурентных сил почти повсеместно при­знается в качестве лучшего средства распределения ресурсов в экономике и максимального увеличения общественного благо­состояния .

Проанализируем виды картельных соглашенийи формы их реализации.

Фиксирование цениспользуется для обозначения самых разнообразных действий, предпринимаемых конкурентами с це­лью прямого воздействия на цены. Простейшей формой фикси­рования цен является соглашение о цене или ценах, взимаемых с некоторых или со всех покупателей. Если покупатели не име­ют альтернативы предлагаемому картелем товару и не могут сократить его потребление, то повышение цены может быть весьма существенным.

Подача мошеннических заявокпредставляет определенную тактику поведения при конкурсах или торгах. Один или не­сколько участников торгов соглашаются не подавать заявки, или участники договариваются, что один из них запросит наимень­шую цену, а остальные подадут заявки по цене выше намечен­ной или искусственно завышенной по сравнению с ценой буду­щего победителя. Процесс торгов должен проводиться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и самые низкие из возможных цен, а подача мошеннических заявок подрывает этот конкурентный процесс.

Распределение заказчиков и территорий.Фирмы могут кон­тролировать цены, договариваясь о распределении между собой клиентов или рынков и таким образом устранять конкуренцию. Соглашения о разделе рынков могут оказать более существен­ное воздействие на конкуренцию, нежели фиксирование цен. Когда на рынке остается лишь один игрок, с ним никто не мо­жет конкурировать по ценам, услугам, качеству и инновации. Соглашения о распределении рынков устраняют необходимость отслеживать методы ценообразования у компаний, являющихся сторонами такого соглашения, равно как и необходимость в со­гласовании цен между производителями с разным уровнем се­бестоимости.

Нередко фирмы, участвующие в картельных соглашениях, пытаются оправдать картели, защищать свою деятельность, на­зывая ее эффективной и полезной. Эти аргументы подвергают сомнению ценность конкуренции как таковой в конкретных от­раслях или в конкретных обстоятельствах, являясь ничтожными по своей сути.

Бойкот и совместный отказ от ведения дел

Совместным отказом от ведения дел или бойкотом является горизонтальное соглашение между конкурентами, направленное на отказ ведения дел с другими конкурентами, поставщиками или клиентами. Такие соглашения могут заключаться в рамках кар­тельной деятельности или быть частью некартельного договора, связанного с совместным предприятием или договором о сотруд­ничестве, которые потенциально конкурентно благоприятны.

Совместный отказ вести дела с клиентами, если те не согла­сятся на ценовые или иные условия, установленные участвую­щими в этом отказе фирмами, — это форма давления, позволяю­щая настоять на определенных условиях. Подобное поведение расценивается как незаконное в юрисдикциях, где проводится различие между принципом «per se» и анализом на основе прави­ла разумного подхода, и не может повысить эффективность. Если же конкуренты объединяются, чтобы оказать давление на по­ставщиков или клиентов с целью заставить их прекратить дела с другим конкурентом, то они также ведут себя как картели.

В целом для бойкотов, которые следует рассматривать как антиконкурентные, характерны попытки поставить конкурентов в экономически невыгодное положение, нанести ущерб их репу­тации либо вообще лишить их возможности вести деятельность.

Бойкот закрывает доступ к нужному ресурсу (товару, пред­приятию или H&P), особенно если бойкотирующая фирма обла­дает доминирующим положением на рынке. К тому же такая линия поведения не обеспечивает никаких факторов эффектив­ности. Вероятность антиконкурентных последствий очевидна, а вот возможности стимулирования конкуренции ограничены.

Однако в одних случаях совместный отказ от ведения дел может стимулировать повышение эффективности, сделав рынки более конкурентными, в других — повышает экономическую эф­фективность или отвечает общим экономическим интересам группы, не пытаясь снизить прибыль какой-то одной группы, а в отдельных случаях решаются общественные и моральные зада­чи, которые в целом не связаны с хозяйственными и экономиче­скими интересами группы .

Примером договора, потенциально стимулирующего конку­ренцию, является совместное соглашение о закупках, заключен­ное группой мелких конкурентов. С помощью такого соглаше­ния группа может воспользоваться экономией масштаба при закупках и складировании и, следовательно, может эффективно конкурировать с более крупными соперниками. Такая закупоч­ная организация может ограничить членство, чтобы другие кон­куренты не обеспечили себе тоже снижение издержек, которое досталось и членам группы .

Кроме перечисленных соглашений выделим отраслевые ас­социации и лоббирование и экспортные картели.

Отраслевые ассоциации и лоббирование

Отраслевые ассоциации поддерживают связи с правитель­ством от лица членов ассоциации через лоббирование и актив­ное представительство при участии в законотворческом процес­се. Так, отраслевые ассоциации могут убедить правительство пойти на антиконкурентные действия: провести через решение правительства или законодательные органы власти льготы или преференции, позволяющие достигнуть монопольной власти, легализации картелей, ограничения импорта; выделение квот; разграничение рынка; установление картельных цен или огра­ничений по выходу на рынок. Нередко ассоциации ставят перед собой задачи информационного обмена, снабжения членов ас­социации агрегированной информацией о рынке и экономиче­ских тенденциях. Вместе с тем ассоциации нередко решают бо­лее широкий круг задач: социальные программы, спонсоринг, обучение и подготовку кадров.

Экспортные картели

Экспортные картели занимаются лишь экспортными сделка­ми и являются законными во многих странах. Они могут выво­дить подобное поведение из-под действия норм антимонополь­ного права. Логика этого исключения состоит в том, что экс­портные картели наносят вред лишь зарубежным потребителям, которые не интересуют национальные органы власти. Однако даже там, где такие картели существуют законно, их деятель­ность может оказать воздействие и на внутренний рынок. На­пример, участники картеля в ходе согласования экспортных цен или условий продажи могут обмениваться информацией о внут­ренних ценах или объеме выпуска продукции, что позволит им заключить оформленное или неоформленное соглашение, затра­гивающее внутренний рынок.

Хотя экспортные картели могут существовать в стране-экс­портере, в странах-импортерах они могут преследоваться. Их положение зависит от норм экстерриториальности конкурентно­го права этих стран. В любом случае расширение сотрудничест­ва между антимонопольными ведомствами и давление с целью гармонизации антимонопольной политики во всем мире могут привести к тому, что экспортные картели перестанут быть ис­ключением из правил.

Одним из направлений деятельности компаний, позволяющих повысить эффективность их функционирования на рынке, является вертикальное межфирменное взаимодействие,которое может осуществляться в виде вертикальной интеграции или вертикаль­ных соглашений (вертикальных договорных ограничений).

Наиболее распространенной формой вертикальных согла­шенийявляются отношения между предприятиями, находящи­мися на разных уровнях производства или реализации товара.

Эти соглашения могут быть оформленными или неоформ­ленными. Фирмы могут по своему выбору заключать детальные письменные контракты или полагаться на устные договоренно­сти или устоявшуюся практику, о которой известно участникам.

Независимо от формы вертикального договора в ходе эко­номического анализа соглашения в первую очередь необходимо рассматривать фирмы-участники технологической цепочки как единую вертикальную структуру. Решения вертикальной струк­туры, которые принимаются на уровнях upstream илиdownstream или совместно на обоих уровнях, определяют производственные издержки, характер и качество продаваемого товара или услуги, цену, по которой продается товар или услуга, объем продаж и географию рынков или клиентов. Кроме того, эти решения определяют совокупную прибыль, получаемую коллективно фирмами-участниками картеля при условии соблюдения внеш­них ограничений.

Приведем следующие примеры ограничивающих вертикаль­ных соглашений:

  • Соглашения о поддержании цен при перепродаже,в со­ответствии с которыми розничная цена фиксируется производи­телем или навязываются верхний и нижний пределы цены.

  • Эксклюзивные соглашения о распределении,в соответст­вии с которыми распределительные организации (дистрибьюто­ры) получают эксклюзивное право работы в данной местности или с определенными видами клиентов, или с определенными товарами.

  • Эксклюзивные дилинговые соглашения,в соответствии с которыми фирмамdownstream запрещается вести дела с произ­водителями-конкурентами или дистрибьюторами-конкурентами.

  • Соглашения о связанной продаже,в соответствии с ко­торыми торгово-посреднические фирмы обязаны закупать навя­занный ассортимент товаров, чтобы выкупить выбранный товар. Крайним примером этого вида соглашения является «навязыва­ние полного ассортимента».

  • Навязывание объема закупок,в соответствии с которым от торгово-посреднических фирм требуется закупать определенный минимальный объем какого-либо товара . Этот перечень отнюдь не является исчерпывающим. Соглашения между фирмами, нахо­дящимися на различных этапах технологической цепочки или вос­производственного цикла, могут быть очень сложными и включать большое количество взаимных гарантий и обязательств.

Кроме того, если существуют высокая рыночная концентра­ция, следует тщательно рассмотреть воздействие соглашения на конкуренцию; необходимо определить, наблюдается ли значи­тельный рост эффективности, вытекающий из соглашения, кото­рый перевешивает вред от ограничения конкуренции .

Главная /

Антиконкурентные соглашения и согласованные действия.

Сергей ПУЗЫРЕВСКИЙ,

начальник Правового управления ФАС России,

кандидат юридических наук

Антиконкурентные соглашения и согласованные действия.

Основные тенденции

Современная рыночная экономика, основанная на принципах свободы договора и добросовестной конкуренции, является весьма уязвимой в случае заключения конкурентами на товарном рынке соглашений, которые реализуются не в интересах потребителей и приводят к ограничению конкуренции.

Несмотря на то, что антимонопольное законодательство имеет уже практически двадцатилетнюю историю, применение запретов на антиконкурентные соглашения не имеет такой богатой практики, как, например, реализации запретов на злоупотребление доминирующим положением или недобросовестную конкуренцию.

Однако это не означает, что российской экономике не присущи эти опасные тенденции монополистической деятельности на товарных рынках.

Активное применение антимонопольными органами в последние годы ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и формирование судебной практики в этой сфере породило широкую дискуссию как о сфере действия запретов в отношении антиконкурентных соглашений и согласованных действий, так и о порядке их пресечения антимонопольными органами.

В рамках настоящей статьи мы постараемся остановиться на наиболее актуальных вопросах применения ст. 11 Закона о защите конкуренции антимонопольными органами и судами и проанализировать некоторые предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства в этой сфере.

Общая характеристика запретов

Закон о защите конкуренции формулирует ряд запретов, которые применяются к соглашениям и согласованным действиям хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Анализируя запреты, сформулированные в отношении соглашений, следует помнить, что понятие «соглашение» толкуется антимонопольным законодательством достаточно широко.

Так, согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Такая трактовка позволяет относить к соглашениям практически любые договоренности хозяйствующих субъектов.

Все соглашения, в отношении которых антимонопольным законодательством предусмотрены запреты, можно условно разделить на следующие виды:

• горизонтальные соглашения – это соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке;

• вертикальные соглашения – это соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции);

• конгломератные соглашения – это соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, и осуществляют деятельность на разных товарных рынках.

Анализируя характер существующих запретов, их также можно разделить, в зависимости от необходимости исследования последствий заключенного соглашения, на запреты perse, т.е. безусловные запреты, не требующие установления факта ограничения конкуренции, и условные запреты, применяемые к соглашениям в случае, если в результате заключения соглашения происходит ограничение конкуренции.

Следует отметить, что предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запреты perse применяются лишь к горизонтальным и конгломератным соглашениям. Что касается вертикальных соглашений, то в силу ч. 1.1 ст. 11 Закона указанные запреты могут быть применены к вертикальным соглашениям лишь в случаях, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. При этом правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В отношении вертикальных соглашений в 2009 г. появились особые запреты perse, которые не являются запретами полностью безусловными, поскольку применяются лишь к тем соглашениям хозяйствующих субъектов, доля хотя бы одного их которых на рынке того товара, в отношении которого заключается «вертикальное» соглашение, превышает 20% (ст. 12 Закона о защите конкуренции).

К числу запретов perse для вертикальных соглашений Закон относит:

• запрет на установление цены перепродажи товара;

• запрет предъявлять покупателю требование не допускать товар конкурента для продажи (исключение составляют случаи организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя).

Правительством РФ определены общие исключения в отношении вертикальных соглашений хозяйствующих субъектов, соблюдение которых исключает возможность применения санкций со стороны антимонопольных органов.

Анализируя соотношение запретов, применяемых к соглашениям и согласованным действиям, необходимо отметить, что согласованные действия запрещены только ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции и, следовательно, не могут касаться вертикальных соглашений.

Несмотря на то, что ч. 2 ст. 8 Закона о защите конкуренции предусматривает, что совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям, отграничение соглашений и согласованных действий является непростой задачей и имеет определенные сложности в правоприменении.

Связано это, в первую очередь, с тем, что критерии определения согласованных действий, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции, подходят как для действий хозяйствующих субъектов, которые имеют в свой основе соглашение, так и для независимых действий хозяйствующих субъектов, результатом которых являются последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Поэтому зачастую антимонопольные органы, а вслед за ними и суды квалифицируют действия хозяйствующих субъектов, противоречащие положениям ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции и реализуемые в рамках достигнутой между ними договоренности, в качестве согласованных действий, а не в качестве антиконкуретного соглашения, в случае отсутствия прямых доказательств заключения последнего.

В качестве примера можно привести дело, рассмотренное ФАС России в отношении двух нефтяных компаний, осуществляющих розничную продажу автомобильных бензинов на территории г. Томска.

В 2008 г. по результатам анализа данных еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты, проводимого ФАС России, выявлено, что при осуществлении розничной продажи на АЗС автомобильных бензинов и дизельного топлива в г. Томске ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» и ООО «Томскнефтепродукт» одновременно в течение года устанавливали и поддерживали одинаковый уровень цен на указанные товары. При этом указанные хозяйствующие субъекты входят в группу лиц вертикально интегрированных нефтяных компаний, реализующих на оптовом рынке нефтепродукты для их конкурентов, что предоставляет им дополнительные возможности влиять на условия обращения нефтепродуктов на Томском рынке.

Решением ФАС России ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» и ООО «Томскнефтепродукт» признаны нарушившими ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посредством осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на Томском локальном розничном рынке нефтепродуктов. Указанным лицам выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Общества оспорили решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены, поскольку, по мнению судов, антимонопольным органом не доказана согласованность действий хозяйствующих субъектов по повышению цен на бензин и дизельное топливо на одном товарном рынке.

Кассационная инстанция решения нижестоящих судов отменила, а в удовлетворении исковых требований отказала, ссылаясь на следующее.

По мнению кассации, согласованными могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии и способные привести к результатам, определенным ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

При этом со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ кассационная инстанция указала, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, − может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

По мнению ФАС МО, нормы Закона о защите конкуренции не могут быть истолкованы как исключающие возможность антимонопольного органа доказать наличие согласованных действий через их объективированный результат: посредством определения соответствующего товарного рынка в его продуктовых, географических и уровневых границах, проведения анализа его состояния и обоснования однотипности поведения на нем хозяйствующих субъектов, чьи действия подпадают под критерии ст. 8 и влекут последствия, указанные в ст. 11 Закона о защите конкуренции.

При этом известность каждому из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена не только при предоставлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.

В материалах дела имелись доказательства, свидетельствующие, что в период с января 2007 г. по январь 2008 г. ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» и ОАО «Томскнефтепродукт» поддерживали одинаковый уровень, а также одновременно повышали на одинаковую величину розничные цены на автомобильные бензины АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо на Томском локальном рынке нефтепродуктов.

Суду были предоставлены доказательства формирования цены на нефтепродукты в виде расчета их себестоимости для каждой из указанных компаний. Из этих расчетов следовало, что структура себестоимости, учитывая транспортную составляющую, существенно различается.

Все это свидетельствовало о том, что у антимонопольного органа были основания для признания действий указанных нефтяных компаний по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты в качестве нарушающих ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем постановлением кассационной инстанции акты нижестоящих судов отменены а решение антимонопольного органа признано законным и обоснованным.

При этом из содержания приказов одного из обществ об установлении цены на нефтепродукты на АЗС можно было сделать косвенный вывод о том, что совершению указанных действий предшествовала договоренность. Однако отсутствие прямых доказательств такой договоренности не позволило антимонопольному органу и суду квалифицировать данные действия нефтяных компаний в качестве антиконкурентного соглашения.

Не менее значимым с методологической точки зрения является дело о согласованных действиях торговых сетей, ставшее предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ…

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».

Постановление ФАС Московского округа (далее – ФАС МО) от 10 июня 2009 г. № КА-А40/4646-09.

Пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Постановление Президиума ВАС РФ от 21 апреля 2009 г.№ 15956/08 и постановление ФАС Поволжского округа от 24 июня 2010 г. № А65-3185/2008 по делу об обжаловании торговыми сетями решения Татарстанского УФАС России.

Понятия вертикальных, горизонтальных и конгломеративных соглашения

Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Вертикальное соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. Не является «вертикальным» соглашением агентский договор.

Виды вертикальных соглашений:

1) Соглашения о поддержании цен при перепродаже — розничная цена фиксируется производителем или навязываются верхний/нижний предел цены;

2) эксклюзивные соглашения о распределении – распределительные организации (дистрибьюторы) получают эксклюзивное право работы в данной местности, или с определенными видами клиентов, или с определенными товарами;

3) эксклюзивные дилинговые соглашения – фирмам запрещается вести дела с производителями конкурентами или дистрибьюторами конкурентами;

4) соглашения о связанной продаже – торгово-посреднические фирмы обязаны закупать навязанный ассортимент товаров и только при этом условии им разрешается закупать выбранный товар;

5) навязывание объема закупок – от торгово-посреднических фирм требуется закупать определенный минимальный объем какого-либо товара.

Т.о., запрещаются «вертикальные» соглашения (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми), если: 1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара; 2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя.

Допустимость «вертикальных» соглашений (ст.12)1. Допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.2. Допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.

Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий 1. если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.2. Правительство РФ вправе определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий, Они вводятся на конкретный срок.

Горизонтальные соглашения — соглашения между конкурирующими хозяйствующими субъектами (группами лиц), работающими на рынке одного и того же товара либо взаимозаменяемых товаров. Традиционно рассматриваются как самые опасные. Горизонтальные соглашения – соглашения между конкурентами, ограничивающие возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязанностей.

Горизонтальные соглашения между конкурентами способны устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска продукции и поднимая цены. Подобные соглашения часто характеризуются как «неприкрытое» ограничение торговли, картельное поведение или сговор. Виды картельных соглашений: соглашения о фиксирование цен, о подаче мошеннических заявок, о распределении территории, о распределении клиентов, о сокращении объема выпуска продукции. В большинстве стран картельные соглашения рассматриваются как серьезнейшее нарушение конкурентных норм, а в ряде стран преследуются как преступление.

В соответствии запрещаются соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками); навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос; созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конгломеративные соглашения происходят между предприятиями, абсолютно не соприкасающимися между собой как на сегменте рынка, так и по производственно-снабженческим связям. Основная цель соглашений, — диверсификация операций.

Физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям (см. горизонтальные соглашения). Установленный запрет распространяется на достаточно широкий круг субъектов. Координация экономической деятельности — согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *