Внешний контроль качества аудита

Внешний контроль качества в аудиторской деятельности

Как отмечалось в п.13.1, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны проходить внешний контроль качества (ВККР), который может быть как плановым, так и внеплановым. Внешний контроль качества осуществляют как саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, так и уполномоченный федеральный орган (Федеральное казначейство (до 2 февраля 2016 г. — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор))1. Ниже представлена схема (рис. 13.15), отражающая периодичность плановых проверок в рамках осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций, и индивидуальных аудиторов.

Одним из основных документов, регулирующих внешний контроль качества аудиторской деятельности, является Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденное Приказом Минфина России от 18.12.2015 № 203н , которое применяется при осуществлении са- морегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Рис. 13.15. Организация планового внешнего контроля качества в аудиторской деятельности согласно ст. 10 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в СРО или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору (Федеральное казначейство) жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования ФЗ № 307, стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также Кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.

Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля отмечает, что при организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:

  • а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;
  • б) необходимые полномочия контролеров;
  • в) независимость ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения контролеров и принятия решения по результатам внешней проверки;
  • г) независимость контролеров, предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта ВККР;
  • д) обучение контролеров методике проведения внешних проверок, контроль знаний и навыков контролеров;
  • е) информирование объекта ВККР о результатах внешних проверок;
  • ж) контроль за своевременностью и полнотой исполнения объектом ВККР действий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;
  • з) применение мер дисциплинарного и иного воздействия в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются серьезные нарушения и недостатки.

При осуществлении ВККР контролер руководствуется требованиями независимости, профессиональной компетентности, должной тщательности (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Характеристика требований, которыми руководствуется внешний контролер при осуществлении ВККР

Принцип

Характеристика

Независимость

При проведении контрольного мероприятия контролер независим от объекта ВККР, в том числе:

не состоит в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с собственниками и (или) должностными лицами объекта ВККР

не являлся в проверяемый период и не является в период проведения контрольного мероприятия собственником, должностным лицом и (или) иным работником объекта ВККР

не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с объектом ВККР

Профессиональная

компетентность

При осуществлении ВККР внешний контролер обладает необходимыми профессиональными знаниями в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и навыками проведения внешних проверок

Внешний контролер постоянно поддерживает указанные знания и навыки на должном уровне

Должная тщательность

Своевременное и точное исполнение обязанностей исполнение внешним контролером обязанностей, предусмотренных Положением, программой внешней проверки, а также соответствующими актами, регулирующими соответственно деятельность контролера при организации и осуществлении ВККР

ВККР подлежит планированию. Планирование ВККР осуществляется путем составления и утверждения субъектом ВККР плана ВККР на следующий календарный год.

План ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Определение плана ВККР представлено на рис. 13.16.

Рис. 13.16. Определение плана ВККР

В плане ВККР по каждой внешней проверке устанавливаются, в частности, объект ВККР, проверяемый период, срок проведения внешней проверки. План ВККР составляется на основе циклического подхода и (или) риск-ориентированного подхода. Циклический подход предполагает установление на основе требований ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» максимального периода, по истечении которого внешняя проверка объекта ВККР проводится в обязательном порядке (ст. 10 ФЗ № 307).

Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов ВККР на основе анализа рисков их аудиторской деятельности:

  • а) количество клиентов объекта ВККР, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • б) количество иных клиентов объекта ВККР, которые считаются общественно значимыми;
  • в) результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

При планировании ВККР учитывается также степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми), реальность сроков проведения внешних проверок, равномерность нагрузки на контролеров, наличие резерва времени для выполнения внеплановых внешних проверок и другие факторы.

Программа внешней проверки должна быть построена таким образом, чтобы контролеры получили достаточную уверенность В ТОМ, ЧТО:

  • 1) объект ВККР имеет надлежащую организацию внутреннего контроля качества работы;
  • 2) объект ВККР выполняет все требования внутреннего контроля качества работы;
  • 3) объект ВККР и его аудиторы соблюдали ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности, Кодекс профессиональной этики аудиторов, Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

В ходе внешней проверки качества осуществляются следующие мероприятия, представленные на рис. 13.17.

Рис. 13.17. Мероприятия, осуществляемые в ходе внешней проверки качества

При проведении внешней проверки качества должны быть получены доказательства, подтверждающие результаты этой проверки (описание системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, рабочие документы аудитора, отчетность объекта ВККР, результаты процедур контроля).

Проведение внешней проверки качества подлежит документированию (рис. 13.18).

Рис. 13.18. Содержание документирования ВККР

Форма и содержание рабочих документов определяются контролером с учетом предмета и объема внешней проверки, требований, предъявляемых к отчету о внешней проверке, масштаба, характера и сложности деятельности объекта ВККР, состояния системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР. Рабочая документация подлежит хранению субъектом ВККР.

Результаты внешней проверки подлежат оформлению в письменном виде отчетом, который должен содержать наименование, сведения о субъекте ВККР, сведения об объекте ВККР, основание проведения внешней проверки, описание предмета и объема внешней проверки, подпись руководителя группы контролеров либо контролеров, дату подписания отчета. При составлении отчета должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость и лаконичность (без

13.4. Обзор результатов внешнего контроля качества 465

за 2006-2014 гг.

ущерба для содержания) изложения. Отчет направляется объекту ВККР и органу, назначившему внешнюю проверку.

Осуществление ВККР подлежит систематическому мониторингу.

Предметом мониторинга осуществления ВККР является соблюдение ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», Положения о принципах осуществления ВККР соответствующих актов, регулирующих организацию и осуществление ВККР, а также исполнение плана ВККР.

Результаты ВККР обобщаются субъектом ВККР в годовом отчете о состоянии ВККР. Годовой отчет о состоянии ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»
  • До 18.12.2015 — ФСАД № 4 2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работыаудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

2.6. Внутренний и внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций

Аудиторские организации обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы, чтобы их деятельность соответствовала стандартам аудиторской деятельности. Принципы осуществления внутреннего контроля, а также требования к его организации устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Особенности системы контроля качества работы аудиторской организации, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресурсов на ее функционирование могут зависеть от следующих факторов:

  • размер аудиторской организации;

  • специализация аудиторской организации;

  • организационная структура аудиторской организации;

  • наличие филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственная удаленность;

  • экономическая эффективность применяемой системы контроля качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах).

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

  1. соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований кодекса профессиональной этики;

  2. укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

  3. поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

  4. выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполнения работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

  5. получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

  6. разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов, при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;

  7. осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

  8. принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.

Внутренний контроль качества аудита включает три вида контроля:

  • предварительный;

  • текущий;

  • последующий.

Предварительный внутренний контроль осуществляется при подготовке общего плана аудита, расчета затрат времени на проведение проверки.

Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы. Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют в ходе аудита следующие функции:

  • проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;

  • проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;

  • выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита;

  • выявляют существенные проблемы, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таких проблем и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита;

  • следят за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур, и проверяют правильность выводов, сделанных по ходу работы.

Последующий внутренний контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым исполнителем. При этом необходимо уделять внимание следующим вопросам:

  • выполнялась ли работа в соответствии с планом аудита;

  • документировалась ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

  • все ли существенные замечания, возникшие в ходе проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;

  • достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

  • вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

Другим методом последующего внутреннего контроля является проведение повторной, бесплатной для проверяемого экономического субъекта аудиторской проверки.

Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случаях аудита крупных и сложных экономических субъектов.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СРО аудиторов в отношении своих членов.

С 2012 года внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит в общественно значимых организациях, помимо СРО аудиторов, осуществляет также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Данная деятельность независимого от аудиторской профессии органа направлена на повышение качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, в свою очередь, должно способствовать снижению рисков получения пользователями такой отчетности недостоверной информации о финансовом положении общественно значимых организаций: страховых, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, организаций с долей государственной собственности не менее 25%, государственных компаний и корпораций.

СРО аудиторов осуществляют плановый внешний контроль качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в СРО или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.

В случае выявления в ходе контроля качества ненадлежащего выполнения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами своих обязанностей СРО аудиторов, членами которой они являются, может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения и устанавливающее сроки их устранения;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости выявленных нарушений;

3) выписать штраф;

4) вынести решение о приостановлении членства в СРО на срок до устранения выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней;

5) вынести решение об исключении аудиторской организации или индивидуального аудитора из членов СРО.

Помимо внутреннего контроля, каждая аудиторская организация и каждый индивидуальный аудитор обязаны:

  • проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

  • участвовать в осуществлении СРО аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение СРО требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Государственный контроль (надзор) также осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка СРО аудиторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Основанием для осуществления внеплановой проверки СРО аудиторов может являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) СРО, нарушающие требования законодательства. Указанная жалоба может быть подана в уполномоченный федеральный орган аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, Центральным банком РФ, другими СРО аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами.

В случае выявления нарушений требований законодательства, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить по отношению к СРО аудиторов следующие меры воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее СРО аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости выявленных нарушений;

3) вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО аудиторов (если выявлены недостоверные сведения в документах СРО; СРО отказывается от участия в создании, финансировании и деятельности единой аттестационной комиссии; имело место неоднократное невыполнение СРО в течение года требований законодательства РФ);

4) обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО аудиторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *