Тн и ТТН

Обоснование вывода:

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Пунктом 2 ст. 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Форма транспортной накладной содержится в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Постановление N 272).

Пунктом 6 Правил продублировано положение п. 2 ст. 785 ГК РФ, согласно которому транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Аналогичную норму содержит и часть 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ).

По общему правилу, установленному п. 6 Правил, оформление транспортной накладной осуществляет грузоотправитель. Грузоотправителем может быть физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ст. 2 Закона от N 259-ФЗ).

Оформление транспортной накладной иным лицом может быть предусмотрено договором перевозки. Согласно п. 9 Правил транспортная накладная составляется в 3 экземплярах (оригиналах), соответственно, для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Таким образом, если поставщик доставляет товар собственным транспортом и при этом договор перевозки не заключается, то ни поставщику, ни покупателю составлять транспортную накладную, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, не нужно. Если поставщик (он же грузоотправитель) заключает договор перевозки, то в соответствии с п. 6 Правил он должен составить транспортную накладную, если иное не установлено договором. Один из экземпляров указанной накладной выдается грузополучателю.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (ст. 801 ГК РФ).

При заключении поставщиком товара договора транспортной экспедиции, если перевозка осуществляется компанией-экспедитором, транспортная накладная составляется также грузоотправителем. И в этом случае экземпляр транспортной накладной передается грузополучателю.

Однако следует иметь в виду, что транспортная накладная предназначена для определения условий перевозки груза и документального подтверждения исполнения перевозчиком своих обязанностей по договору перевозки. Но транспортная накладная не является обязательным документом в целях подтверждения затрат для ведения бухгалтерского и налогового учета.

В то же время постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 не внесено никаких изменений в перечень форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78), который содержит типовую межотраслевую форму N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее также — ТТН).

ТТН относится к первичным учетным документам, которыми оформляются хозяйственные операции и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 129-ФЗ)). Пунктом 2 ст. 9 Закона 129-ФЗ определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, за исключением документов, форма которых не предусмотрена в этих альбомах.

ФНС от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11885@.

Минтранс России в письме от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис указывает на то, что использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N 1-Т и ТОРГ-12.

В п. 2 Инструкции Минфина СССР, Госбанка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Минавтотранспорта РСФСР от 30.11.1983 N 156, 30, 354/7, 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» указано, что перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН.

Обязанность составления накладной по данной форме установлена в п. 1.2 и п. 2 Постановления N 78, согласно которому все юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, должны использовать форму 1-Т.

Пунктом 6 Инструкции установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете оприходование товара по ТТН грузополучателем предусмотрено п.п. 44, 47 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Учитывая изложенное, Минфин России разъясняет, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме N 1-Т (письмо Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333).

В то же время в ситуации, когда доставка товара покупателем отдельно не оплачивается, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно только одного документа — либо товарно-транспортной накладной (1-Т), либо товарной накладной (ТОРГ-12). Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413, УФНС России по г. Москве от 25.02.2009 N 16-15/016352 и от 30.06.2008 N 20-12/061151.

Суды в своих решениях также отмечают, что и тот, и другой документы (товарная накладная ТОРГ-12 и товарно-транспортная накладная 1-Т) содержат одинаковую информацию, характеризующую поставляемый товар (постановления ФАС Поволжского округа от 29.04.2010 N А12-15936/2009, от 15.10.2009 N А57-20907/2008, от 13.05.2009 N А12-11720/2008, от 02.10.2008 N А55-18837/2007-3, от 10.01.2008 N А12-6193/07).

В постановлении ФАС Уральского округа от 01.04.2009 N Ф09-1688/09-С3 суд посчитал обоснованным отклонение довода налоговой инспекции о неподтверждении факта принятия на учет (оприходования) приобретенного товара в связи с отсутствием товарно-транспортных накладных.

Судами отмечено, что товарно-транспортная накладная является документом для подтверждения расчетов за перевозку грузов. Документом, подтверждающим оприходование полученных товарно-материальных ценностей, является товарная накладная по форме ТОРГ-12.

Иными словами, риски у покупателя при отсутствии ТТН возникают, если доставка товара осуществляется поставщиком за отдельную плату.

Однако и в подобных случаях суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков при решении спора с налоговыми органами исходя из факта реальности сделок с поставщиками по оказанию покупателю транспортных услуг.

По мнению судей, отсутствие товарно-транспортных накладных само по себе, при наличии других первичных учетных документов (накладных, приемных актов, сведений, содержащихся в журнале регистрации поступивших грузов), не может влиять на установление соответствия объектов принятого и отгруженного товара либо на отсутствие затрат на транспортные услуги (постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2008 N А12-11207/07-с65).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, когда стоимость доставки включена в цену товара и покупатель не несет транспортных расходов, по нашему мнению, товар может быть оприходован только на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Обязательно ли оформление ТТН при доставке груза?

Цитата (Журнал «Клерк» 17.02.2016):Если ваша компания нанимает для перевозки товарно-материальных ценностей стороннюю фирму, то отношения сторон регулирует Закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Вы должны оформить договор перевозки. Подтверждением его заключение считается транспортная накладная (далее – ТН). Ее форма установлена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее – Правила). ТН – обязательный первичный документ (ст. 3, п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Она необходима для подтверждения расходов компании в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).
Минфин России (письма от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123, от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/746 и др.) считает, что одной ТН для подтверждения услуг по перевозке недостаточно. Чиновники настаивают, что в дополнение к ТН необходимо оформлять товарно-транспортную накладную (далее – ТТН) по унифицированной форме № 1-Т.
По правде сказать, такая позиция удивляет. Ведь задолго до введения Правил сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, форму № 1-Т не применявших (пример – постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 г. по делу № А55-15139/2010). Дело в том, что утвердившее ТТН постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 не зарегистрировано в Минюсте России, а значит, не является нормативным правовым актом. Поэтому нельзя ссылаться на него при разрешении споров и штрафовать за его неприменение (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).
Изменения
В ближайшее время форма транспортной накладной изменится. И заверять ее печатями не придется. Эти новшества подготовлены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1208. Однако пока оно официально не опубликовано.
Компания должна утвердить в составе учетной политики документооборот компании, в том числе по автоперевозкам. Но перед тем как определиться, какими именно документами оформлять перевозку, следует разобраться в нюансах этой хозоперации.
Перевозится груз, а не товар
Предположим, ваша компания продает товары, доставляя их покупателю с помощью стороннего перевозчика. В этой ситуации она выступает грузоотправителем, а покупатель – грузополучателем. Однако перевозчику вручается упакованный (затаренный) и маркированный груз (п. 30 Правил), а вовсе не конкретные товары, числящиеся на балансе продавца. Передачу товаров от продавца к покупателю подтверждает товарная накладная, в большинстве случаев составляемая по унифицированной форме № ТОРГ-12. Перевозчик ее подписывает, так В целях налогообложения прибыли как к товарам он отношения не имеет. транспортные услуги по перевозке грузов
Очевидно, сама по себе ТН не доказывает перевозку товаров. Задача бухгалтера – убедительно для контролеров увязать между собой транспортную и товарную накладные. А сделать это нетрудно.
Справочно
Транспортная накладная предусматривает указание отгрузочного наименования груза. Оно определяется весьма обобщенно — на основании справочника «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ), без указания конкретных характеристик товаров, существенных в сделке купли-продажи.
В транспортной накладной предусмотрен пункт 4 «Сопроводительные документы на груз», в котором имеется отдельная строка для перечня прилагаемых к грузу документов, включая товаросопроводительные. В ней достаточно указать реквизиты ТОРГ-12, а в самой ТОРГ-12 – наименование перевозчика и реквизиты ТН. Тем самым и подтверждается связь между перевозкой груза и перемещением товаров. А транспортная накладная с приложенной к ней товарной накладной окажется аналогом товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Правда, московские налоговики возражают против применения неунифицированных форм (письмо УФНС по г. Москве от 16 июня 2011 г. № 16-15/ 058245@). Но вряд ли эта точка зрения будет поддержана судом (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А40-114362/10-4-649).
Налоговая выгода должна быть обоснованной
Обеспечить получение вычета НДС, предъявленного перевозчиком, и признание провозной платы в расходах по налогу на прибыль – одна из немаловажных задач бухгалтера. На какие нормы при этом нужно опираться?
С точки зрения налогового законодательства грузоперевозка является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Счет-фактура может быть выставлен перевозчиком при условии реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). А реализация подразумевает оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Вычет применяется только при наличии первичных документов о приобретении услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли транспортные услуги по перевозке грузов внутри организации, а также по доставке готовой продукции (в том числе товаров) в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (п. 2 ст. 72 НК РФ).
Как видно, налоговое законодательство требует подтверждения факта оказания услуг. Лишь при таком условии налоговая выгода от расходов на перевозку будет обоснованной. Эта позиция соответствует определению, закрепленному в Законе № 259-ФЗ, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу. Значит, услуга не может считаться оказанной без предъявления груза грузополучателю.
В то же время Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 разъясняет: для признания расходов по гражданско-правовым договорам акт оказанных услуг является обязательным подтверждающим документом только в случае, если его составление обязательно в соответствии с гражданским законодательством или заключенным договором. А при договоре перевозки закон составление акта не предусматривает. Сдачу груза, то есть оказание услуги, подтверждает подпись грузополучателя в транспортной накладной. Это событие определит и дату составления перевозчиком счета-фактуры.
Грузоотправителю, оплатившему перевозку, остается позаботиться о получении экземпляра транспортной накладной с подписью грузополучателя. Нового, дополнительного документа, то есть акта между грузоотправителем и перевозчиком, составлять не требуется.
Четвертый экземпляр транспортной накладной
До введения ТН возражать против применения ТТН не имело особого смысла. Оформление ТТН хотя и не считалось обязательным, но относилось к разряду обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Товарно-транспортная накладная составлялась в четырех экземплярах, из которых экземпляр с подписью грузополучателя возвращался к грузоотправителю. Такой порядок снимал с повестки дня вопрос о подтверждении оказания услуг перевозчиком. Появление транспортной накладной породило сомнения в необходимости сохранения ТТН.
Между тем Правила устанавливают, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется в трех экземплярах (оригиналах) – соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В общем случае у грузоотправителя останется лишь экземпляр, подписанный перевозчиком. Он подтверждает заключение договора перевозки (п. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). И обязанности по возврату грузоотправителю экземпляра с подписью грузополучателя Правила не предусматривают.
По-видимому, эта особенность Правил и стала «яблоком раздора» в налоговой сфере. Между тем для восстановления согласия с налоговиками достаточно договором перевозки установить составление транспортной накладной в четырех экземплярах и обязать перевозчика возвратить грузоотправителю четвертый экземпляр ТН, подписанный грузополучателем. Такое условие не может считаться обременительным для перевозчика, ибо обязанности по выставлению счета-фактуры по факту оказания услуг с него никто не снимал.
Это важно
Комплект перевозочных документов на партию перевозимого груза состоит из документа, подтверждающего факт передачи материальных ценностей к перевозке, и документа, подтверждающего факт транспортировки груза в место назначения. Следовательно, документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на приобретение транспортных услуг, являются акты выполненных работ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. по делу № А14-12511/ 2010413/28).
А теперь вчитаемся в одно из писем Минфина России, изданное на волнующую нас тему, – от 25 ноября 2011 г. № 03-03-06/ 1/780. С содержащимся в нем утверждением об обязательности применения формы № 1-Т можно поспорить. Но нельзя не согласиться, что документооборот на основе ТТН обеспечивает документирование факта оказания услуги по перевозке товаров. Действительно:
1) экземпляр ТТН предъявляется грузоотправителю (заказчику) после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги;
2) назначение ТН отличается от назначения формы № 1-Т.
Тем не менее документооборот, предлагаемый министерством, является избыточным и при этом не имеет под собой нормативных оснований. Ничто не запрещает заказчику расширить назначение ТН, закрепив свои «налоговые» интересы в договоре перевозки. Если четвертый экземпляр ТН с подписью грузополучателя возвращается грузоотправителю (заказчику), то необходимость в ТТН отпадает. Транспортная накладная выполняет роль транспортного раздела товарно-транспортной накладной. Разумеется. при условии, что в качестве товаросопроводительного документа в ТН указана форма ТОРГ-12, а в последней приведены реквизиты ТН.
В итоге приходится признать: о предотвращении споров с налоговыми органами и оптимизации документооборота можно и нужно позаботиться заблаговременно, на стадии заключения договора перевозки.
Суровые будни бухгалтера
В этом году Минфин России письмом от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/99 подтвердил свои прошлогодние позиции. В нем сообщается следующее: «Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов». Хотя не так давно чиновники отказывались от разъяснений о применении унифицированных форм (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 07-02-10/ 24, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 20 мая 2009 г. № ВЕ-17-3/96@). Добавим, что приверженность финансистов к унифицированным формам – это даже анахронизм, поскольку упоминание о них исключено из нового закона о бухгалтерском учете.
К сожалению, названное письмо имеет особый статус. Дело в том, что с 1 января 2012 года Минфин России получил полномочия давать разъяснения и налоговым органам. Это нововведение закреплено в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, письмо Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-02-08/89). Во взаимосвязи с обязанностью налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ) новая норма влечет обязательность писем Минфина для налоговых инспекций. А раньше статус обязательных имели лишь письма министерства, непосредственно доведенные до налоговых органов ФНС России.
Теперь можно ожидать, что разногласия с налоговыми инспекторами в рамках возражений по акту налоговой проверки урегулировать не удастся. Завершать налоговый спор по применению ТТН в дополнение к ТН предстоит в суде. Поскольку ТН введена с августа 2011 года, арбитражным судам еще предстоит сформировать свою позицию. Но арбитры письмами Минфина России руководствоваться не обязаны.

Должна ли оформляться ТТН или ТН, если покупатель забирает товары со склада поставщика на собственном транспорте (условиями договора не предусмотрено составление ТТН)?

18 июня 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учитывая, что покупатель вывозит товар на собственном транспорте, товарно-транспортная и транспортная накладная в данной ситуации не оформляются.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
В частности, с 01 января 2013 года товарно-транспортная накладная (ТТН), предназначенная для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями (владельцами автотранспорта) за оказанные им услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, в общем случае не является обязательной к применению. ТТН обязательно составляется при продаже алкогольной продукции, так как в силу п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» данная накладная является одним из документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
В то же время организации вправе продолжать использовать унифицированные формы первичных учетных документов, в том числе ТТН, если они примут такое решение. Формы первичных учетных документов утверждаются в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Кроме того, оформление ТТН может быть предусмотрено условиями договора поставки.
В данной ситуации условиями договора не предусмотрено составление ТТН. Следовательно, в рассматриваемом случае ТТН не составляется.
При этом обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).
В частности, при заключении договора перевозки в обязательном порядке составляется транспортная накладная (п. 2 ст. 785 ГК РФ). В соответствии с частью 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.
В п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, также указывается на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (транспортная накладная).
Таким образом, составление транспортной накладной (далее — ТН) подтверждает заключение договора перевозки. Отметим, что в настоящее время именно ТН является документом, подтверждающим расходы по перевозке груза автомобильным транспортом (авиатранспортом) (смотрите, например, письма Минфина России от 20.07.2015 N 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 N 03-03-06/1/55918, от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Согласно п. 2 ст. 458 ГК РФ в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Следовательно, в случае получения покупателем товара в месте нахождения поставщика (на условиях самовывоза) за организацию перевозки отвечает сам покупатель, а не поставщик, если иное не предусмотрено условиями заключенного договора.
При этом в этой ситуации уже на складе поставщика покупатель становится собственником товара и может являться стороной договора перевозки, то есть грузоотправителем (смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@).
Соответственно, оснований требовать от поставщика оформления транспортной, а также товарно-транспортной накладной не имеется, поскольку в силу нормативных актов в такой ситуации поставщик не является грузоотправителем, если только он согласно договору поставки не выступает в качестве грузоотправителя по поручению собственника груза (покупателя).
В данной ситуации покупатель самостоятельно доставляет принадлежащий ему товар со склада поставщика, поэтому у поставщика, в принципе, отсутствует необходимость составления как ТН, так и ТТН.
Учитывая, что покупатель вывозит товар на собственном транспорте, у него также отсутствует необходимость заключать с кем-либо договор перевозки груза и, соответственно, оформлять ТН.
Представители финансового и налоговых ведомств также разъясняют, что в случае, если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада поставщика, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство. То есть, если покупатель вывозит товар со склада поставщика на собственном транспорте, ему для подтверждения расходов необходимы путевые листы, а не ТН и ТТН (смотрите письма Минфина России от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540 и от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/501, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/497, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492, от 16.08.2011 N 03-03-06/1/487, УФНС России по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Транспортная накладная;
— Энциклопедия решений. Перевозка грузов автомобильным транспортом;
— Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

Вопрос

Наша компания занимается продажей строительных материалов/товаров. Нами заключен договор с транспортной компанией на перевозку товара, а именно перевозка товара от поставщика (у которого мы закупили) на объект заказчику (кому мы продаем).

Транспортная компания нам предоставляет акт оказания услуг и счет-фактуру.

Подскажите пожалуйста должна ли транспортная компания выставлять товарно -транспортную накладную в дополнение к акту и счет-фактуре?

Ответ

На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет ведется на основе данных первичных учетных документов.

С 01.01.2013 согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) организации используют самостоятельно утвержденные формы первичных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (раздел «Формы первичных учетных документов» Информации Минфина России N ПЗ-10/2012).

Так, согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В силу п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.

Мнение о необходимости применения транспортной накладной по форме, указанной Приложении N 4 к Правилам, при заключении договора перевозки высказано Минфином России в Письме от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36.

В то же время ранее контролирующие органы допускали в целях подтверждения расходов на перевозку грузов автомобильным транспортом применять один из документов: либо транспортную накладную (ТН) по форме согласно Приложению N 4 к Правилам, либо товарно-транспортную накладную (ТТН) по форме N 1-Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (Письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11630, от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, УФНС России по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@, от 02.07.2012 N 16-15/057963@, от 30.03.2012 N 16-03/027876@).

Однако в разъяснениях, выпущенных в 2013 г., по вопросу о возможности применения ТТН вместо ТН Минфин России не высказался в поддержку такого мнения (Письма от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014).

Можно предположить, что такая позиция финансового ведомства обусловлена тем, что с 2013 г. уже не действует норма п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», предписывавшая принимать к учету документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Согласно Письму Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, с 01.01.2013 не являются обязательными к применению.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что в целях подтверждения при исчислении налога на прибыль расходов на доставку товаров налогоплательщик должен иметь в наличии ТН по форме согласно Приложению N 4 к Правилам.

При этом в целях подтверждения факта передачи товара продавцом (грузоотправителем) покупателю (грузополучателю) используется накладная, форма которой разработана налогоплательщиком самостоятельно, содержащая обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Полагаем, что для этих целей может служить также и товарная накладная по форме N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, или ТТН. Форма используемого документа в любом случае должна быть утверждена руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Приложения

Нужно ли оформлять транспортную накладную при доставке товара через транспортную компанию?

Evgeniya2019, доброе утро.
Должны. но бывает что перевозчик т.е. транспортная компания делает эти документы.
ТТН при доставке товара за счет поставщика
Тема: Счета-фактуры и другие документы по НДС
Можно ли применить вычет по НДС при отсутствии транспортной накладной (товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т). ТТН при доставке товара за счет поставщика.
Вопрос: В случае, если мы покупатели товара- Должны ли нам предоставить товарно-транспортную накладную и транспортную накладную, если доставка товара за счет продавца? Чем грозит отсутствие этих документов? В случае, если мы продавцы- должны ли мы выставлять товарно-транспортную накладную и транспортную накладную, если транспорт заказывает наша организация?
Ответ:
1.Когда Ваш поставщик оплачивает перевозку и заключает договор перевозки со сторонней транспортной компанией, он оформляет Транспортную накладную. Транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
Покупателю в этой ситуации транспортную накладную иметь не обязательно.
Специалисты ФНС России признают, что транспортная накладная не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно только по накладной ТОРГ-12 (письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).
Поэтому если поставщик в этом случае представил товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (УПД), этого достаточно для отражения организацией-покупателем, не являющимся заказчиком перевозки, поступления товара и принятия входного НДС к вычету. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/461.
Суды так же признают, что если покупатель не оформляет никаких отношений с перевозчиком и не возмещает транспортные расходы поставщику сверх цены товара, поэтому может не иметь транспортных накладных (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 N 15АП-21616/2014).
2.Если Ваш поставщик своим транспортом доставляет товар и в документах на поставку цена перевозки не указана. В этом случае транспортную накладную поставщик может Вам не выписывать. Поскольку нет договора перевозки. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС России от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706, постановления ФАС Уральского от 23.04.12 № Ф09-2412/12и Центрального от 11.02.11 № А68-4748/08-108/13 округов).
Однако на местах налоговики иногда требуют оформлять товарно-транспортную накладную при доставке силами поставщика (письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681).
Поэтому для Вас безопаснее в этом случае запросить у поставщика ТТН. По общему правилу ТТН составляет грузоотправитель. При этом в договоре можно предусмотреть, что ТТН оформляет перевозчик.
3. Если Вы являетесь поставщиком и заключаете договор перевозки со сторонней компанией, то в данном случае Вы должны оформить Транспортную накладную. Оформлять товарно-транспортную накладную в общем случае не обязательно.
Чтобы признать расходы на доставку при расчете налога на прибыль нужна транспортная накладная, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги.
Имея на руках такой документ, заказчик может признать расходы, связанные с доставкой имущества, и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Это следует из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, статьи 313 и пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.
При отсутствии транспортной накладной снимут расходы на доставку.
4.Если Вы своим транспортом доставляете товар покупателю и в документах на поставку цена перевозки не указана. То есть стоимость доставки входит в стоимость товаров. Чтобы подтвердить в налоговом учете расходы на доставку в этой ситуации, достаточно путевых листов (письмо ФНС России от 18.08.09 № ШС-20-3/1195).
Однако на местах налоговики иногда требуют оформлять товарно-транспортную накладную при доставке силами поставщика (письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681). Поэтому для покупателя безопаснее в этом случае составить ТТН.
Обоснование
Можно ли применить вычет по НДС при отсутствии транспортной накладной (товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т). Товары были доставлены автотранспортом перевозчика и оприходованы на склад на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12Отсутствие транспортной накладной (товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т) не лишает организацию права на вычет входного НДС на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.
Объясняется это следующим образом.
Транспортная накладная подтверждает перевозку груза автотранспортной компанией. Она предназначена для расчетов за услуги по перевозке товарно-материальных ценностей автотранспортом. То есть указанный документ является основанием для принятия организацией-грузоотправителем (в данном случае продавцом) к учету услуг по перевозке грузов, оказанных организацией-перевозчиком (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Продажу (отгрузку) товаров документируют товарной накладной по форме № ТОРГ-12, составленной в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-продавца, второй передается покупателю и является основанием для оприходования товаров покупателем (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому, если поставщик представил товарную накладную по форме № ТОРГ-12, этого достаточно для отражения организацией-покупателем, не являющимся заказчиком перевозки, поступления товара и принятия входного НДС к вычету. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/461.
По рассматриваемой проблеме существует и другая точка зрения. Она сводится к тому, что доставка товаров покупателю автотранспортом перевозчика должна быть задокументирована транспортной накладнойлибо товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. В частности, такая позиция отражена в письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681. Разъяснения, приведенные в данном письме, касаются факта подтверждения расходов на транспортировку в целях расчета налога на прибыль. Данное правило можно применить и для подтверждения факта доставки товара в целях применения вычета по НДС (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому для подтверждения права на принятие НДС к вычету проверяющие могут потребовать накладную по форме № ТОРГ-12 и одну из накладных: транспортную накладную или товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.
Однако учитывая устойчивую положительную арбитражную практику, организация-покупатель вправе принять к вычету входной НДС при отсутствии транспортной накладной и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, если будут соблюдены иные условия, необходимые для применения вычета (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 5 июля 2011 г. № Ф09-3505/11, Северо-Западного округа от 26 января 2009 г. № А44-1039/2008;Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2008 г. № А78-2629/07-С3-9/155-04АП-4801/07-Ф02-1583/08; Западно-Сибирского округа от 25 августа 2008 г. № Ф04-5185/2008(10427-А46-41); Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10202-06; Поволжского округа от 20 января 2009 г. № А55-8911/2008). Несмотря на то что в данных решениях рассматривался вопрос о необходимости применять товарно-транспортную накладную, сделанные выводы можно распространить и на необязательность составления транспортной накладной. Ведь транспортная накладная также не является документом, подтверждающим оприходование товара.
Только официальные накладные подтверждают доставку товараПолный пакет документов для списания у покупателя расходов на товар и его доставку
Транспортная накладная нужна, если товар доставляет сторонний перевозчик или покупатель отдельно оплачивает продавцу доставку (см. врезку ниже). Она одновременно подтверждает заключение договора перевозки груза автотранспортом и расходы на транспортировку (п. 2 ст. 785 ГК РФ и письмо ФНС России от 21.03.12 № ЕД-4-3/4681@). Какие ошибки в документе могут лишить компанию расходов и вычета НДС по доставке, а также вызвать сомнения в реальности закупки товара — читайте в нашей статье.
Кстати
Когда транспортная накладная не нужна Компания забирает купленный товар самовывозом. Транспортная накладная не нужна, поскольку нет договора перевозки (письмо Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123). Расходы на доставку компания подтверждает путевыми листами (письмо Минфина России от 17.08.11 № 03-03-06/1/501, постановления ФАС Уральского от 23.04.12 № Ф09-2412/12 и Центрального от 11.02.11 № А68-4748/08-108/13округов).
Доставка входит в стоимость товара.У компании отсутствуют транспортные расходы. Для оприходования товара достаточно товарной накладной (письмо Минфина России от 30.10.12 № 03-07-11/461, постановления ФАС Северо-Кавказского от 18.02.13 № А32-951/2012и Северо-Западного от 26.09.12 № А13-1246/2008 округов). Транспортная накладная для подтверждения расходов и вычета по НДС не понадобится
Какие документы стопроцентно подтвердят расходы на доставку товараА вот если товар доставляет сам поставщик без помощи сторонней компании, оформлять или нет транспортную накладную – вопрос спорный. Минфин России считает, что продавец должен выставить ТН, если доставляет товар сам. По мнению финансистов, в этом случае поставщик фактически оказывает услуги по перевозке, и стороны должны согласовать ее стоимость, а также место и дату доставки (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123). Потому, когда в договоре поставки указана цена перевозки и покупатель отдельно платит за нее, то для подтверждения транспортных расходов ТН необходима однозначно. А если цена перевозки в договоре включена в стоимость товаров, без транспортных накладных вполне можно обойтись.
Покупатель сам забирает товар у поставщика? В этом случае чиновники разрешают не оформлять транспортную накладную. Ну, а расходы на доставку товара самовывозом подтвердит путевой лист. Разъяснения финансисты опубликовали в письме от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123. Таблица поможет вам быстро разобраться, какими документами оформить тот или иной способ доставки (см. ниже. – Примеч. ред.).
Кстати, судьи придают транспортным и товарно-транспортным накладным большое значение. Они считают их ключевыми документами, которые подтверждают реальность поставки. Примеров подобных решений много: постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2011 г. по делу № А19-13404/2010, от 7 июля 2010 г. по делу № А33-18030/2009. В рассматриваемых ситуациях налоговики снимали расходы на доставку в совокупности с другими обстоятельствами, которые подтвердили нереальность сделки (бумаги были подписаны неизвестными лицами, поставщики отсутствовали по указанным адресам и т. д.). Судьи поддержали инспекторов, и отсутствие ТН или ТТН при этом стало дополнительным фактором. Но если все остальные документы в порядке, то только отсутствие накладных не доказывает нереальности сделки: постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2012 г. по делу № А13-1246/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 августа 2012 г. по делу № А10-3391/2011.
Что нам будет, если…
«Подтверждаем автоперевозку товара лишь транспортной накладной. Что нам будет?»Евгения Владимирова, эксперт журнала «Главбух»
Чем рискуете: На практике вы ничем не рискуете. Ведь в ФНС России прямо разрешили компаниям самостоятельно выбирать между транспортной накладной и ТТН.
Ваша компания закупает товары. А доставляет их транспортная организация на машинах. При этом перевозчик предоставил только транспортную накладную. Достаточно ли такого документа для того, чтобы признать расходы по доставке товара в налоговом учете? Или обязательно вдобавок получить от исполнителя еще и товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т?
Сомнения в том, можно ли ограничиться одним видом документа, мучают бухгалтеров еще с прошлого года. После того, как постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011г. № 272 была утверждена новая форма транспортной накладной. Но при этом осталась в ходу и привычная форма ТТН из постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
С одной стороны, товарно-транспортная накладная является единственным документом, на основании которого можно учесть затраты на перевозимые товары. Это прямо установлено пунктом 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом от 30 ноября 1983 года.
А с другой стороны, новая транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ). Таким образом, есть два документа, которыми можно подтвердить реальность транспортировки груза и затраты на нее.
Налоговый кодекс РФ не содержит четкого перечня документов, необходимых для списания расходов на перевозку товара. Поэтому неудивительно, что мнения чиновников по этому поводу разошлись.
Так, сотрудники ФНС России в письме от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681@ разрешили подтверждать расходы на автоперевозки любым из этих документов. Выходит, имея на руках только транспортную накладную, претензий со стороны налоговиков можно не бояться. Даже если при проверке инспекторы скажут, что одной такой накладной мало, можно им показать письмо ФНС. Ведь к мнению главного руководства должны прислушиваться все инспекторы на местах. Тем более что письмо довели до всех инспекций.
Правда, совсем незадолго до этого в Минфине России рассуждали иначе (см. письмо от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/105). Мол, назначение двух видов накладных разное. Форма № 1-Т служит для учета расчетов между участниками сделки. А транспортная накладная устанавливает порядок организации перевозки грузов. То есть нужны оба документа.
Однако после выхода письма ФНС России № ЕД-4-3/4681@ споров по поводу транспортных накладных до настоящего времени не было. А вот раньше судьи признавали обязательной товарно-транспортную накладную. Пример тому — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 июля 2011 г. по делу № А45-16798/2010.
Источник сайт главбух.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *